Научная статья на тему 'ТРАКТОВКА АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ А.С. МАКАРЕНКО ПЕДАГОГАМИ ИТАЛИИ'

ТРАКТОВКА АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ А.С. МАКАРЕНКО ПЕДАГОГАМИ ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С.Макаренко / аксиология воспитания / история отечественной педагогики / история итальянской педагогики / историко-педагогическая компаративистика. / A.S. Makarenko / the axiology of education / the history of Russian pedagogy / the history of Italian pedagogy / historical and pedagogical comparative studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Меттини Эмилиано

В статье раскрывается генезис исследований педагогического наследия А.С. Макаренко в Италии, показана интерпретация аксиологических оснований воспитательной системы А. С. Макаренко видными итальянскими учеными-педагогами. Обосновано, что на формирование педагогических концепций в Италии во второй половине XX века оказало ощутимое влияние идейно-творческое наследие А.С. Макаренко. Труды советского педагога глубоко изучаются и осмысливаются итальянскими учеными прежде всего с позиции их аксиологической направленности В исследованиях итальянских ученых аксиологический аспект анализа теории и практики педагогического наследия А.С. Макаренко в большей степени проявляется в трактовке духовно-нравственной направленности воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Меттини Эмилиано

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE AXIOLOGICAL BASES OF A.S. MAKARENKO’S EDUCATIONAL SYSTEM BY ITALIAN TEACHERS

The article reveals the genesis of research on A.S. Makarenko’s pedagogical heritage in Italy, shows the interpretation of the axiological foundations of A. S. Makarenko’s educational system by prominent Italian scholars and teachers. It is proved that the formation of pedagogical concepts in Italy in the second half of the 20th century was significantly affected by the ideological and creative heritage of A. S. Makarenko. A.S. Makarenko’s works are deeply studied and interpreted by Italian scientists, primarily from the perspective of their axiological orientation. In the studies of Italian scientists, the axiological aspect of the analysis of the theory and practice of A.S. Makarenko is manifested to a greater extent in the interpretation of the spiritual and moral orientation of education.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОВКА АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ А.С. МАКАРЕНКО ПЕДАГОГАМИ ИТАЛИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

УДК 001.891: 371.47.022

DOI 10.24411/2541-9056-2020-12004

ТРАКТОВКА АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ А.С. МАКАРЕНКО ПЕДАГОГАМИ ИТАЛИИ

М.В. Богуславский, Меттини Эмилиано Статья поступила вредакцию 7 апреля 2020 г.

В статье раскрывается генезис исследований педагогического наследия А.С. Макаренко в Италии, показана интерпретация аксиологических оснований воспитательной системы А. С. Макаренко видными итальянскими учеными-педагогами. Обосновано, что на формирование педагогических концепций в Италии во второй половине XX века оказало ощутимое влияние идейно-творческое наследие А.С. Макаренко. Труды советского педагога глубоко изучаются и осмысливаются итальянскими учеными прежде всего с позиции их аксиологической направленности В исследованиях итальянских ученых аксиологический аспект анализа теории и практики педагогического наследия А.С. Макаренко в большей степени проявляется в трактовке духовно-нравственной направленности воспитания.

Ключевые слова: А.С.Макаренко, аксиология воспитания, история отечественной педагогики, история итальянской педагогики, историко-педагогическая компаративистика.

INTERPRETATION OF THE AXIOLOGICAL BASES OF A.S. MAKARENKO'S EDUCATIONAL SYSTEM BY ITALIAN TEACHERS

M.V. Boguslavsky, Mettini Emiliano

The article reveals the genesis of research on A.S. Makarenko's pedagogical heritage in Italy, shows the interpretation of the axiological foundations of A. S. Makarenko's educational system by prominent Italian scholars and teachers. It is proved that the formation of pedagogical concepts in Italy in the second half of the 20th century was significantly affected by the ideological and creative heritage of A. S. Makarenko. A.S. Makarenko's works are deeply studied and interpreted by Italian scientists, primarily from the perspective of their axiological orientation. In the studies of Italian scientists, the axiological aspect of the analysis of the theory and practice of A.S. Makarenko is manifested to a greater extent in the interpretation of the spiritual and moral orientation of education.

Key words: A.S. Makarenko, the axiology of education, the history of Russian pedagogy, the history of Italian pedagogy, historical and pedagogical comparative studies

В настоящее время возрастает интерес к использованию прогрессивных педагогических систем, неразрывно связанных с аксиологическими приоритетами в сфере

образования. В данном направлении творческое наследие А.С. Макаренко представляет собой значительный интерес, особенно в системе профессиональ-

ного педагогического образования [2; 7].

Анализ трудов А.С. Макаренко с позиций аксиологии позволяет нам более глубоко раскрыть основы его воспитательной системы. Для педагога идеал «совершенного человека» был эталоном поведения подростка и юноши. Антон Семенович представил программу воспитания в виде системы аксиологических целей и разработал систему средств воспитания и развития целостной личности, адекватных этим целям (идеалам). Изложенное выше позволяет заключить, что разработка проблемы использования аксиологических ориентиров воспитательной системы А. С. Макаренко является приоритетным направлением не только педагогической науки, но и современной образовательной практики.

Общепризнанно, что воспитательная система А.С. Макаренко получила большое международное признание и оказала значительное позитивное воздействие на системы образования в разных странах [1; 6]. На формирование педагогических концепций в Италии идейно-творческое наследие А.С. Макаренко оказало ощутимое влияние во второй половине XX века [3-5].

В генезисе распространения, освоения и разработки педагогического наследия А.С. Макаренко в Италии со второй половины 1940-х по 1990-е годы можно выделить следующие взаимосвязанные векторы исследований: информационный и культурно-просветительный; интерпретационный анализ педагогических терминов (категорий); герменевтический, что позволило получить новые научные результаты.

Впервые труды советского педагога и его деятельность стали известны итальянскому научному сообществу во второй половине 40-х - первой половине 1950-х годов, когда, по выражению итальянского ученого Б. Беллерате, «после обусловленного фашизмом долголетнего отделения Италии от советской литературы и педаго-

гики, т.е. после Второй мировой войны, возник интерес к Макаренко» [8, с. 123].

Определенный успех работ А.С. Макаренко в это время вызван и тем, что еще до окончания Второй мировой войны в Италии происходил процесс дефашизации образовательной и воспитательной систем. Произведения уже известного европейскому педагогическому сообществу А.С. Макаренко были переведены и опубликованы именно в ту послевоенную эпоху, когда у итальянских теоретиков и практиков образования возникла необходимость найти новые подходы, позволяющие выйти из тоталитарного аксиологического тупика. Интерес к трудам А.С. Макаренко возник и развивался на почве последовательной демократизации итальянского общества и носил рельефно выраженный социально-педагогический характер [3].

История издания первых книг А.С. Макаренко в Италии показательна. Куратор данной работы Дж. Берти, который репрезентировал итальянскому педагогическому сообществу теоретические и мировоззренческие установки А.С. Макаренко, ещё в довоенное время имел возможность лично познакомиться с А.С. Макаренко в Москве.

В первой половине 1950-х гг. в Италии вышли переводы главных произведений А.С. Макаренко: «Книга для родителей» (в итальянском варианте - «Советы родителям», 1950), «Педагогическая поэма» (1952), «Флаги на башнях» (1955) и в 1956 г. - сборник педагогических сочинений А.С. Макаренко.

Предисловие к первому изданию «Педагогической поэмы» принадлежит Л. Ломбардо Радиче, который был автором вступительных статей не только к «Педагогической поэме», но и к переведенному на итальянский язык сборнику педагогических сочинений А.С. Макаренко. Ученый способствовал распространению идей педагога в связи с тем, что его воспитательная деятельность была

направлена на развитие личности в коллективе как микроячейке общества [4].

В характеризуемый период в Италии начинается работа по осмыслению наследия АС. Макаренко: было опубликовано более 30 работ о его воспитательной системе. Большое влияние на раннее мака-ренковедение оказала книга польского исследователя А. Каминского «Советская педагогика и А.С. Макаренко», впервые изданная и переведенная на итальянский язык в 1948 году.

В раннем итальянском макаренкове-дении можно выделить два главных аксиологических вектора:

• политический контекст исследований воспитательной системы А.С. Макаренко;

• трактовка А.С. Макаренко не как теоретика педагогики, а как практика воспитательной деятельности [5].

Итальянских исследователей «первой волны» заинтересовали такие аксиологические категории, как воспитание в коллективе (воспитательное и педагогическое «кредо» А.С. Макаренко), система перспективных линий, дисциплина и свобода, ценностные качества личности. Для них было значимо, что то, что осуществлял великий педагог, было широкомасштабным опытом (процессом) социального воспитания, в котором перевоспитание было направлено на личность, на «разработку» тех социальных и личностных качеств, навыков и умений, которые необходимы для созидательного процесса создания бесклассового общества. Итальянским педагогам импонировало, что воспитательная система А.С. Макаренко своей аксиологической направленностью позволяла перевоспитывать беспризорников в духе «преодоления» себя в целях их социальной реабилитации и дальнейшего возвращения в общество.

В конце 1950-х - первой половине 60-х гг. в Италии появилась группа исследователей, которую интересовала проблема объяснения значимости произве-

дений А.С. Макаренко для современного гуманитарного научного знания. Ученых в большей степени привлекало сопоставление идей А.С. Макаренко с взглядами на педагогику итальянских ученых. В учебниках по истории и философии появились материалы о жизни и деятельности советского педагога. На итальянском языке выходят: «Проблемы школьного советского воспитания» (1960), «Марш 30-го года»

(1960) и «Лекции о воспитании детей»

(1961) [3].

В 1959 г. значимым явлением в итальянском макаренковедении стала обстоятельная монография П. Браидо «А.С. Макаренко», переизданная в 1971 году. Годом ранее вышла книга об А.С. Макаренко М. Риччиарди Руокко «Утопия и воспитание у Макаренко», второе издание которой увидело свет в 1964 г. Коллективистская сущность педагогики А.С. Макаренко нашла отражение в работах ряда ученых: Б. Фассино (1959, 1961), Г. Ка-тальфамо (1961), а так же в докторской диссертации Г. Каваллини «Коллектив Макаренко» (1960-1961) [3].

В 1963 г. на конференции в Турине, организованной обществом «Италия -СССР» и посвященной современной мировой детской литературе, прозвучал доклад Л. Волпичелли, в котором анализировались эстетические и литературно-художественные воззрения А.С. Макаренко. В эти же годы переводятся на итальянский язык макаренковедческие работы советских, венгерских и польских ученых (Е.М. Бобровская, Я. Бограчева, В.Е. Гмур-ман, Г. Лукач, А. Каминский) [5].

Во второй половине 1960-х - 70-е гг. вновь значительно актуализируется интерес к педагогическому наследию А.С. Макаренко. Переводится «Переписка с Горьким и иные труды» (1968), а также издаются избранные произведения А.С. Макаренко в 3 томах (1978) [3].

Появляются новые исследования о наследии педагога. Большое значение имели публикации Б. Беллерате, которого

особенно интересовали перспективы разработки наследия А.С. Макаренко. В 1964 г. ученый публикует один из своих первых значимых макаренковедческих трудов «Новые ориентиры в изучении А. С. Макаренко», участвует в международных конференциях, посвященных его педагогическому наследию. В 1969 г. Б. Беллерате публикует рецензию на книгу «Макаренко в Германии. 1927-1967. Статьи и свидетельства» [3].

В этот период появляются новые работы Г. Каваллини (1971), П.Д. Амброзио (1974), Д. Брианда (1976). В 1973 г. переиздается книга польского исследователя А. Каминского «Советская педагогика и А.С. Макаренко» [4].

В целом в 1970-е гг. усиливается воздействие советской педагогики и в частности идей А. С. Макаренко на итальянские учебники педагогики, а также наблюдается значительный интерес к его педагогической системе со стороны профессоров и студентов в университетах. Вместе с тем отмечается возрастание критической трактовки наследия А. С. Макаренко и уменьшение популяризирующей литературы о нем.

В период 1980-х - 90-х гг. дальнейшее осуществление макаренковедческих исследований в Италии было органично связано с международным сообществом, объединившимся в Макаренковскую международную ассоциацию. В центре внимания итальянских педагогов в этот период находились: «педагогия» действия (праксис), педагогика социальной активности и педагогика коллектива [3].

Как следует из представленного обзора теоретические работы итальянских ученых, в которых воспитательная система А.С. Макаренко занимала центральное место, находились под влиянием идей и установок, доминирующих на том или ином этапе развития педагогической науки в Италии.

Проведенный историко-генетический анализ позволил сформировать базу для

классификации направлений трактовки аксиологических оснований воспитательной системы А.С. Макаренко итальянскими учеными-педагогами, которые внесли значительный вклад в международное макаренковедение.

Охарактеризуем эти направления.

1. Представители историко-

компаративистского направления

(Б. Беллерате, Д. Бертони Йовине, Дж. Бини, А. Визальберги, Дж. Фло-ресДаркаис, Л. Ломбардо Радиче, Дж. Негри, М. Риччиарди Руокко) занимались исследованием следующих вопросов: какое место занимает наследие А.С. Макаренко в советской и мировой педагогике; можно ли считать А.С. Макаренко создателем собственной педагогической системы с оригинальной аксиологической направленностью или он видный представитель педагогического прагматизма, который неуклонно выполнял социальный заказ своего времени - воспитание нового человека; насколько можно сопоставить (отождествить) его систему с советской педагогикой? [3].

В работе А. Шиортино: «Советский педагог и воспитатель: А.С. Макаренко» (1959) осуществлялось оригинальное сопоставление взглядов А.С. Макаренко с теоретическими установками И. Канта (относительно вопроса долга), с идеями Дж Локка (касающимися чести), с педагогическими учениями П. Наторпа и Э. Дюркгейма (дихотомия «человек-общество») [9].

Другим ракурсом исследований выступала характеристика процесса исторического развития взглядов итальянских ученых о творческом наследии А.С. Макаренко. Или другой ракурс - ретроспектива развития взглядов итальянских ученых о творческом наследии А.С. Макаренко. Как правило, научные труды представителей данного направления имели солидную историографическую и источниковую базу, позволяющую установить, как с течением времени изменялось отношение

итальянских ученых к аксиологическим основаниям воспитательной системы А.С. Макаренко [3].

В коллективной брошюре «Вопросы макаренковской педагогики: Новые подходы, уточнения, дискуссии» (1961), соавторами которой были Б. Беллерате, Дж. Бини, А. Визальберги, Дж. Флорес Дар-каис и Дж. Негри, рассматривались наиболее дискуссионные проблемы ма-каренковедения. В работе системно анализировались подходы всех видных итальянских макаренковедов, а цитаты в их работах тщательно сравнивались с оригиналами на русском языке. Кроме того, в издании приводились положения из публикаций таких известных западногерманских ученых, как И. Рюттенауер и Т. Дитрих. Ряд авторов коллективной статьи (А. Визальберги «Подражание и динамика развития групп» и Дж. Флорес Даркаис «Современные вопросы педагогики») подчеркивал тесную связь между воспитательной системой А.С. Макаренко и идеями Дж. Дьюи, а также с социальным воспитанием вообще [3].

2. Для выразителей социально-педагогического направления (П. Браидо, Е. Валентини, Дж. Негри, А. Шиортино) наиболее дискуссионным вопросом являлась трактовка понятия «социальность». Исследователи, придерживающиеся данного направления, рассматривали труды А.С. Макаренко в исторической перспективе, подчеркивали значение общества в процессе воспитания и преобразования (преображения) личности человека под влиянием новых социальных (более прогрессивных) условий.

Итальянские ученые утверждали, что главное в теории и практике А.С. Макаренко - это воспитание социальной активности воспитанников, формирование ценностных ориентаций каждого коммунара. Воспитательная система А.С. Макаренко рассматривалась как фактор, позволяющий продуктивно форми-

ровать нового человека для социалистического общества [5].

То, что осуществлял А.С. Макаренко, для выразителей данного направления было широкомасштабным опытом (процессом) социального воспитания, в котором перевоспитание было направлено на «разработку» социальных и личностных качеств, навыков и умений, необходимых для созидательного процесса создания бесклассового общества.

При этом одни исследователи, не обращая внимания на «коммунистическое идеологическое происхождение»

А.С. Макаренко, одобряли применяемые педагогом дисциплинарные методы, включая систему наказаний, называя его «<инженером человеческих душ» (Джан-карло Негри) [4].

Другие, отрицая саму возможность объединения личных и социальных интересов, высоко ценили личность А.С. Макаренко как выдающегося воспитателя-практика, чьи основополагающие подходы к воспитательной деятельности были направлены на перевоспитание беспризорных детей на основе таких принципов, как личный пример педагога, любовь к детям и труд-забота [3].

Родоначальник этого направления Е. Валентини в статье «Педагогика Макаренко» (1952) подвергал жесткой критике его взгляды из-за принадлежности коммунистической идеологии. Тем не менее, исследователь высоко ценил личность Макаренко как выдающегося воспитателя-практика и сравнивал его педагогическую систему с воспитательной деятельностью известного педагога-священника Дж. Боско. По свидетельству Е. Валентини, он «был бы готов причислять А.С. Макаренко к лику святых, если у него не было бы такое отрицательное отношение к религии» [9]. Взгляды Е. Валентини на долгое время существенно повлияли на итальянское макаренковедение и определили его

развитие за несколько десятилетий вперед.

Оценка Джанкарло Негри оказалось более негативной: он обвинял А.С. Макаренко в «марксистском экстремизме», заявляя, что «в его учреждениях воспитанники были лишены своей собственной воли». Несмотря на это, Джан-карло Негри считал Макаренко «хорошим человеком с положительными личными качествами, но заражённым коммунистической чумой» [9].

3. Сторонники коллективистского направления (У. Бартоломеи, Ч. Грациа-ни, Г. Каваллини, Дж. Катальфамо, Д. Орландо, Б. Фассино) глубоко анализировали политико-культурный контекст советской системы образования 1920-х гг. и аксиологические основания видов деятельности, характерных для воспитательной системы А.С. Макаренко. Главная сфера деятельности советского педагога, по их мнению, была сосредоточена на воспитании в коллективе, который дает возможность каждому воспитаннику вместе с другими проявить себя в более широком пространстве социального воспитания как будущих участников построения нового бесклассового общества.

Они особо отмечали гуманизм педагога в вопросе положения личности в коллективе и подчеркивали, что А.С. Макаренко, благодаря своим оптимистическим убеждениям, удавалось снимать напряжение между коллективом и личностью. Так, например, А. Шиортино утверждал, что в учреждениях А.С. Макаренко создавались семейные отношения между членами коллектива

[9].

Подобный подход к воспитательной системе А.С. Макаренко особенно рельефно проявился в трудах Г. Каваллини, также исходящего из марксистских позиций и определяющего развитие личности в системе А.С. Макаренко как диалектическую категорию, которая позволяет разрешать конфликты между коллективом и

личностью. По его убеждению, «педагогическая система А.С. Макаренко диалектична и направлена на то, чтобы избавиться от трех главных, по мнению А.С. Макаренко, пороков педагогической науки: гипертрофии сердца, этического фетишизма и «удаленного средства». Это означало, что Антон Семенович предлагал совершенно новый подход, который должен освобождать педагогику и от свободного воспитания, и от недостатков современного ему трудового воспитания. Содержательная сторона этих направлений насторожила А.С. Макаренко потому, что они применялись на практике без критического к ним подхода и использовались в качестве «панацеи», ориентируясь на теоретические взгляды Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого или на исследования по рефлексологии» [11, с. 72].

Несмотря на то, что данные ученые подчеркивали положительные стороны личности А.С. Макаренко, они нейтрально или отрицательно относились к главным составляющим его воспитательной системы, в которой не замечали положительных элементов из-за принадлежности А.С. Макаренко коммунистическому лагерю. Так, Д. Орландо в статье «Воспитательный опыт и идеальные ориентиры А.С. Макаренко» (1958) акцентировала внимание на негуманном отношении А.С. Макаренко к детям, их подчинении интересам коллектива.

Дж. Катальпами в статье «Коллективизм и персонализм» (1961), с одной стороны, трактовал макаренковский коллектив как негативное явление, поскольку «личность из-за отсутствия человеческих отношений в коллективе чаще всего становится его жертвой». С другой стороны, исследователь положительно относился к отдельным сторонам воспитательной системы А.С. Макаренко (использование труда, дисциплина, ответственность) [11].

4. Представители индивидуально-гуманистического направления

(Дж. М. Бертин, Л. Борги) воспринимали свободу личности в трактовке А.С. Макаренко в той мере, в какой они были готовы воспринимать воспитателя в качестве наставника детей.

Ученые выделяли ведущую роль личности воспитанника в процессе самовоспитания и одновременно акцентировали внимание на проблеме этической ответственности личности за свои поступки. Подчеркивалась значимость стремления воспитанника как личности и субъекта воспитательного процесса к приобретению позитивного жизненного опыта при минимальном участии воспитателя, что способствовало его самоопределению и саморазвитию [3].

Из данного обстоятельства следует, что они не могли позитивно воспринимать коллективную систему воспитания А.С. Макаренко в связи с тем, что не обнаружили в ней личностный принцип (элемент), который составлял ядро их воспитательных убеждений.

И, соответственно, они не могли мириться с тем фактом, что коллектив может, а иногда и должен оказывать влияние на личность при неподчинении коллективу, не понимая, что, подчиняясь коллективу, личность имеет возможность работать над собой и приобретать новые важные жизненные качества.

Так, видный выразитель идей данного направления Л. Борги в работе «<Итальянская педагогическая теория и ее отношения к главным современным педагогическим течениям» (1952) подчеркивал, что в системе А.С. Макаренко существует противопоставление коллектива и личности, где личность подавляется коллективом. Такие его оценивающие выводы о воспитательной системе А.С. Макаренко были результатом общеисторических и социально-политических установок в современной ему Италии. Л. Борги придавал слишком большое значение словам советского макаренковеда В.Е. Гмурмана о жесткости приказания и «навязывания

сверху» аксиологических приоритетов («Макаренко доказал, что условия и реальные требования развития советского общества приписывают способы и содержание воспитания нашей молодежи») [10, с. 377].

Соответственно, итальянские исследователи, придерживающиеся либеральных взглядов, не могли признать свободу личности в воспитательной системе А.С. Макаренко, учитывая, что они соотносили ее с общей советской воспитательной системой, в которой они видели только тотальный контроль государства и общества за поведением личности, что могло привести к жестким наказаниям при осуществлении личностью собственного выбора в том или ином вопросе [4]. ***

Целостный анализ массива трудов итальянских ученых, посвященных изучению теоретических аспектов воспитательной системы А.С. Макаренко, позволяет выделить в итальянском макаренковедении следующие

аксиологические доминанты:

1. Теоретические работы итальянских ученых, в которых воспитательная система А.С. Макаренко занимает центральное место, находились под влиянием идей и установок, доминирующих на том или ином этапе развития педагогической науки в Италии. Это подчеркивает историческую обусловленность ценностных ориентиров в педагогике (в частности, в воспитании), определяющих различные подходы к пониманию и изучению трудов А.С. Макаренко в контексте педагогических аксиологических ориентиров того или иного периода итальянскими исследователями.

2. Целостное применение итальянскими учеными марксистского подхода к изучению воспитательной системы А.С. Макаренко позволяет определить, что исследователи, придерживающиеся данного

направления, рассматривали труды А.С. Макаренко в исторической перспективе, подчеркивали значение общества в процессе воспитания и преобразования личности человека под влиянием новых социальных (более прогрессивных) условий.

3. Выражалось идеологически отрицательное отношение ряда авторов к воспитательной системе А.С. Макаренко как коммунистической, несмотря на оговорки, касающиеся его высоких личных качеств и достоинств.

4. Делался акцент на изучение этических сторон воспитательной системы А.С. Макаренко и способов становления,

формирования и развития (все три сразу?) человеческой личности. Итальянские ученые утверждали, что главное в теории и практике А.С. Макаренко - это воспитание социальной активности воспитанников, формирование

ценностных ориентаций каждого ребенка.

5. Рельефно проявлялось

противоречивое отношение

исследователей к такому явлению как коллектив, в отношении которого имелись как отрицательные, так и положительные оценки и на который итальянские учёные смотрели как на одно из проявлений гуманизма

А.С. Макаренко.

Список литературы

1. Богуславский М.В. Отечественное образование: персонажи истории. - М.: Изд-во Московского Культурологического лицея, 2003. - 164 с.

2. Куликова С.В., Богуславский М.В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании // Психолого-педагогический поиск. - 2014. - № 3 (31). -С. 128-133.

3. Меттини Э. А.С. Макаренко: итальянское каприччио на разные темы. Сборник статей об А.С. Макаренко. - Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 136 с.

4. Меттини Э. Изучение творчества А.С. Макаренко в Италии // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 25-28.

5. Меттини Э. Итальянское макаренковедение вчера и сегодня // Народное образование. - 2006.

- №6. - С. 19Q-193.

6. Меттини Э. Педагогические идеи А.С. Макаренко и западноевропейская научная мысль // Народное образование. - 2007. - № 6. - С. 183-188.

I. Романов А.А., Богуславский М.В., Куликова С.В. Потенциал историко-педагогического познания проблем воспитания и социализация молодежи в контексте вызовов современности // Психолого-педагогический поиск. - 2018. - № 4(48). - С. 28-39.

S. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2QQ5 гг., критический анализ). - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2QQ6. - 417 с.

9. Bellerate B. Makarenko in Italien // Makarenko Materialien I / Red.: G.Hillig, S.Weitz. Marburg, 1969.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В.1. - S. 93-108.

10. Bertoni Jovine D. La pedagogia di Makarenko // Belfagor. - 1955. - N4. -P. 405-447.

II. Cavallini G. Makarenko : il collettivo : saggio critico. -Bologna: Centro didattico editoriale, 1971. -268 p.

References

1. Boguslavskij M.V. Otechestvennoe obrazovanie: personazhi istorii. - M.: Izd-vo Moskovskogo Kul'turologicheskogo liceya, 2003. - 164 s.

2. Kulikova S.V., Boguslavskij M.V. Istoricheskij kontekst modernizacionnyh processov v rossijskom i zarubezhnom obrazovanii // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2014. - № 3 (31). - S. 128-133.

3. Mettini E. A.S. Makarenko: ital'yanskoe kaprichchio na raznye temy. Sbornik statej ob A.S. Makarenko. - Saarbryukken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 136 s.

4. Mettini E. Izuchenie tvorchestva A.S. Makarenko v Italii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. -2008. - № 3. - S. 25-28.

5. Mettini E. Ital'yanskoe makarenkovedenie vchera i segodnya // Narodnoe obrazovanie. - 2006. -№6. - S. 190-193.

6. Mettini E. Pedagogicheskie idei A.S. Makarenko i zapadnoevropejskaya nauchnaya mysl' // Narodnoe obrazovanie. - 2007. - № 6. - S. 183-188.

7. Romanov A.A., Boguslavskij M.V., Kulikova S.V. Potencial istoriko-pedagogicheskogo poznaniya problem vospitaniya i socializaciya molodezhi v kontekste vyzovov sovremennosti // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2018. - № 4(48). - S. 28-39.

8. Frolov A.A. A.S. Makarenko v SSSR, Rossii i mire: istoriografiya osvoeniya i razrabotki ego naslediya (1939-2005 gg., kriticheskij analiz). - N. Novgorod: Izd-vo Volgo-Vyatskoj akademii gosudarstvennoj slu-zhby, 2006. - 417 s.

9. Bellerate B. Makarenko in Italien // Makarenko Materialien I / Red.: G.Hillig, S.Weitz. Marburg, 1969. - V.1. - S. 93-108.

10. Bertoni Jovine D. La pedagogia di Makarenko // Belfagor. - 1955. - N4. -P. 405-447.

11. Cavallini G. Makarenko : il collettivo : saggio critico. -Bologna: Centro didattico editoriale, 1971. -268 p.

Для ссылки: Богуславский М.В., Эмилиано Меттини Трактовка аксиологических основ воспитательной системы А.С. Макаренко педагогами Италии // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. - №3 (16). - С. 50-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.