УДК 373 (07)
С.И. АКСЕНОВ, канд. пед. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: aksen 82@mail.ru Е.Ю. ИЛАЛТДИНОВА, канд. пед. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: ilaltdin@mail.ru ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО: ВОСПИТАНИЕ И ЖИЗНЬ S.I. Aksenov, E.U. Ilaltdinova
A.S. MAKARENKO'S PEDAGOGY: EDUCATION AND LIFE (ACHIEVEMENTS AND PROBLEMS)
В статье дается информация о состоявшейся 28-29 марта 2013 г. в г. Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)», посвященной 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Конференция подтвердила актуальность наследия этого классика педагогики, обсудила основные проблемы и перспективы разработки его наследия на современном этапе в России и за рубежом.
Ключевые слова: наследие А.С. Макаренко, разработка наследия, воспитание и жизнь.
The information about the international scientific conference «A.S. Makarenko's Pedagogy: Education and Life (Achievements and Problems)» dedicated to his 125th anniversary is given in the article. The conference was held in Nizhny Novgorod on the 28-29th of March in 2013. The conference shows that A.S. Makarenko's pedagogy is adequate to current state of education, the problems and perspectives of A.S. Makarenko's legacy mastering in Russia and abroad. Keywords: A.S. Makarenko's legacy, mastering of legacy, education and life.
Неуклонное усиление внимания государственной образовательной политики и общества с середины 1990-х гг. к проблемам воспитания, подтвержденное сегодня в Послании Президента РФ Законодательному собранию (12 декабря 2012 г.), в ФЦПРО на 2011-2015 гг. побуждает к активизации разработок методологии, теории и технологии воспитания с опорой на имеющийся отечественный историко-педагогического опыт. В этой связи возникает необходимость расширять направленность историко-педагогических исследований на решение современных проблем теории и практики воспитания. Восстановление значимости воспитания в отечественной педагогической теории и практике вызывает активизацию интереса педагогов-ученых и практиков к трудам и опыту А.С.Макаренко, целиком посвятившего свою творческую деятельность «собственно воспитанию», в его отличии от обучения и в связи с ним.
Международная научно-практическая конференция «Педагогика А. С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)», приуроченная к 125-летию со дня рождения этого классика педагогики, социального педагога-реформатора, состоялась 28-29 марта 2013 года в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина.
Она прошла при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-14002). Руководитель проекта, председатель организационного комитета конференции - доктор педагогических наук, профессор В.В.Николина, проректор по социально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству, заведующая кафедрой общей педагогики НГПУ им. К. Минина.
Заместитель председателя оргкомитета конференции: А.А.Фролов, научный консультант исследовательской лаборатории НГПУ им. К. Минина «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко», доктор педагогических наук, профессор, ведущий специалист
в области макаренковедения, автор первой макаренковедческой докторской диссертации (1987 г.).
Юбилейная научно-практическая конференция «Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы)» поддержана Институтом теории и педагогики Российской академии образования. В состав Организационного комитета конференции входит член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М.В.Богуславский, председатель Научного совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки. Конференция поддержана участием в ней сотрудников Российской академии образования, Института истории и теории педагогики.
В состав оргкомитета конференции вошли доктор психологических наук, профессор Е.Н.Волкова, проректор по научной деятельности НГПУ им. К. Минина, директор общественной организации «Детство без насилия и жестокости»; доктор педагогических наук, профессор Ф.В.Повшедная; доктор педагогических наук, профессор Л.В.Загрекова; доктор педагогических наук, профессор О.А.Сафонова; доктор педагогических наук, профессор, директор Центра научных инвестиций Ю. С.Майнулов; доцент Хоккайдского педагогического университета Государственной университетской кооперации, доктор педагогических наук К. Кувабара (Япония); вице-президент Международной макаренковской ассоциации Э.Меттини (Италия); кандидат педагогических наук, доцент А.В.Ткаченко (Полтавский национальный педагогический университет им. В. Г. Короленко, Украина).
Конференция включала пленарное заседание и работу трех секций: «Освоение и разработка наследия А.С.Макаренко: достижения и проблемы», «Макаренковская школа жизни, производственно-трудовой деятельности (история и современность); «Вопросы воспитания в аспекте педагогики А.С.Макаренко». В рамках конференции прошла презентация современных макаренковедческих изданий. Получены положительные отзывы о новом издании сочинений А.С.Макаренко в форме учебной книги «А.С.Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания» (Нижний Новгород, 2007-2013 гг.). Отзывы о его содержании и организации конкретно отражают значение этого издания для современной педагогики и образования. Круглый стол «Современное состояние макаренковедения и направления исследований в 2013-2015 гг.» был проведен 29 марта 2013 г.
В ходе конференции подведены итоги Международного конкурса эссе «А.С. Макаренко и воспитание сегодня», в котором приняли участие более 30 студентов и педагогов из Полтавы (Украина), Нижнего Новгорода, Белгорода, Таганрога, Пятигорска, Нижегородской и Белгородской областей.
В конференции приняли участие более 100 специалистов педагогики, работников образования из 20 городов и районов Российской Федерации, из 5 зарубежных стран: Японии, США, Италии, Германии, Украины. Участниками стали 12 докторов педагогических наук.
Конференция показала непререкаемый авторитет А.С. Макаренко в педагогике и образовании, интерес к его трудам и опыту, стремление к их дальнейшему изучению, исследованию и использованию в творческом развитии педагогики, теории и практики воспитания и образования.
Конференция подтвердила переход в характеристике А.С. Макаренко от его определения как «выдающегося советского педагога», создателя своеобразной «воспитательной системы» и необычного «педагогического опыта» к определению: классик педагогики, социальный педагог-реформатор.
В докладах и сообщениях участников конференции все более активно реализуется макаренковская концепция единства воспитания и жизни государства и общества, идея о необходимости и возможности педагогической науки и образования стать одним из главных факторов социально-экономического и культурного развития страны.
В то же время материалы конференции свидетельствуют о серьезном отставании в разработке концептуальных положений А.С. Макаренко: о производственно-хозяйственной основе нового воспитания и образования и о «воспитательном коллективе» как едином
трудовом коллективе педагогического учреждения в целом, всех его воспитанников и сотрудников. Немало докладов и сообщений строится на основе сложившихся в советское время макаренковедческих стереотипов, механического приспособления к современным «модным» идеям и терминам, иногда далеко не соответствующим содержанию и духу макаренковского наследия.
Конференция отмечает актуальность проблемы методологии педагогики в освоении и разработке трудов А.С.Макаренко. Предстоит активно осваивать макаренковский методологический принцип единства педагогической теории и практики, положение об их обоснованной целесообразности, технологическом обеспечении и результативности.
В методологии освоения и разработки наследия А.С.Макаренко необходимо отойти от его рассмотрения лишь «в свете современного состояния педагогики и образования». Нужно широко использовать другой вектор: от макаренковской концепции педагогики - к анализу современности, существенно обогащая систему педагогики и образования качественно новыми положениями, решениями и терминами А.С.Макаренко.
Наибольшие трудности в разработке его трудов составляет общая неразработанность в педагогической науке проблемы соотношения истории педагогики и современности, роли педагогической классики в творческом развитии теории и практики воспитания и образования.
Обнаруживается все более острая необходимость разработки педагогики как науки о воспитании, преодоления засилия дидактической концепции педагогики, «школы учебы».
Макаренковедческой работе серьезно мешает неосведомленность о новых, современных публикациях результатов исследований и имеющемся творческом опыте. Сказывается малотиражность публикаций; необходимо усиливать практику книгообмена и взаимной информации. Должно быть усилено внимание к новому изданию произведений А.С.Макаренко в виде «учебной книги» (Н.Новгород, изданы тома 1-6; издание будет завершено в 2014 г.).
Участники конференции считают, что в макаренковедческих разработках большим недостатком остается описательность, иногда фактически простой пересказ текстов А.С.Макаренко. Они нуждаются в усилении их аналитической и обобщающей характеристики. При связи макаренковских идей и опыта с современностью недостает критического анализа, внимания к имеющимся достижениям и недостаткам в теории и практике воспитания и образования.
Предлагается всем участникам конференции на сайтах учреждений, где они работают, поместить информацию о данной конференции.
Нужно в полной мере использовать имеющуюся в интернет-ресурсах информацию о разработке и практическом использовании наследия А.С.Макаренко, а также оперативно отражать в сети интернет новую информацию.
Необходимо давать публикации в зарубежной печати, на английском и других иностранных языках.
Считается необходимым расширить практику создания документальных фильмов о наследии А.С. Макаренко, его использовании в современной теории и практике воспитания и образования, опираясь на большие возможности региональных телестудий.
В макаренковедческих исследованиях следует усилить внимание к разработке концепций человеческого и социального капитала в ближайшей перспективе.
Участникам конференции предлагается активно участвовать в намеченных на май 2013 года перевыборах руководства Международной и Российской Макаренковских ассоциаций, используя и электронный способ голосования.
Участники конференции констатируют, что современный тип школы, ориентированный всецело на учебу и поступление в вуз, давно устарел. Необходимо ее преобразование в массовую школу образования-воспитания, с закреплением этого ее статуса в государственно-законодательных и правительственных документах.
Предлагается рекомендовать руководству Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина создать ресурсный центр по освоению и разработке наследия А.С.Макаренко; представить деятельность исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С.Макаренко» к премии Правительства Российской Федерации.
К конференции исследовательской лабораторией «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» были изданы:
1. Педагогика А.С.Макаренко: воспитание и жизнь (достижения и проблемы): материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко (28-29 марта 2013 г.) / Сост. Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов; под ред. А.А.Фролова. - Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. - 256 с.
2. Фролов, А.А. Педагогика А.С.Макаренко: основы методологии (в сравнении с другими концепциями педагогики) / А.А.Фролов. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. -32с. - (Сер. «Наследие А.С. Макаренко: современная разработка и перспективы (в аспекте методологии)»; Вып.4).
3. Макаренко, А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 6. Статьи, литературные рецензии, «Лекции о воспитании детей», «Честь», «Проблемы школьного советского воспитания», письма, рассказы, выступления 1937-1938 гг./ А.С. Макаренко; сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксёнов. - Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2013. - 350с. Участники конференции обсудили следующие вопросы:
• История освоения и разработки наследия А.С.Макаренко.
• Современные направления разработки педагогики А.С.Макаренко как науки о воспитании в России, Украине, Германии, Италии, США, Японии.
• Уклад жизни образовательного учреждения как главный фактор воспитания.
• Духовно-нравственное воспитание в контексте наследия А.С.Макаренко.
• Воспитание и жизнь как общепедагогическая проблема: история и современность.
• Специфика воспитания в отличие от обучения, в связи с социализацией и развитием личности.
• Хозяйственно-производственная основа воспитания.
• Проблема соотношения социального и индивидуального в воспитании.
В ходе конференции были решены задачи по объединению усилий специалистов в направлении разработки наследия А.С.Макаренко как авторитетного в мире классика педагогики, социального педагога-реформатора; по распространению результатов современных отечественных и зарубежных макаренковедческих исследований; обобщению опыта использования макаренковского наследия в воспитании детей и молодежи; содействию развитию науки и практики воспитания в направлении социально-педагогической концепции А.С. Макаренко.
©Аксенов С.И., Илалтдинова Е.Ю., 2013