УДК 37(09)+37(092)
Илалтдинова Елена Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник кафедры иностранных языков ППФ Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, [email protected], Нижний Новгород
НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО (С 1939 г.)
Аннотацтя. Представлены результаты исследования истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко в ракурсе взаимодействия официальной педагогики и педагогической общественности. Выявлены и проанализированы на всех этапах этой истории с 1939 г. три содержательных направления взаимодействия названных факторов: создание источниковой базы макаренковедческих исследований, проблемно-тематические исследования, исследования генезиса идей и опыта А.С. Макаренко, разработка истории освоения его наследия.
Ключевые слова: освоение и разработка наследия А.С. Макаренко, официальная педагогика, педагогическая общественность, взаимодействие, отечественная педагогика
Ilaltdinova Elena Yurievna
Candidate of pedagogical sciences, scientific worker of Nizhny Novgorod State Pedagogical University, [email protected], Nizhny Novgorod
MASTERING AND DEVELOPING OF A.S. MAKARENKO’S HERITAGE, FORMAL PEDAGOGY, PEDAGOGICAL PUBLIC, INTERACTION, HOME PEDAGOGY
Abstract. The results of investigation of the history of mastering and development of A.S. Makarenko’s heritage in the context of interaction of formal pedagogy and pedagogical initiatives of public are shown. Three specific factual areas of this interaction are singled out and presented in detail in the course of domestic history since 1939 up to now: establishment of the resource basis of Makaren-kostudies, problematic and topical research, investigation of the development of his ideas and experience, and research of the history of mastering and development of the heritage.
Keywords: mastering and developing of A.S. Makarenko’s heritage, formal pedagogy, pedagogical public, interaction, home pedagogy.
Восстановление значимости воспитания в отечественной педагогической теории и практике вызывает активизацию интереса педагогов-ученых и практиков к трудам и опыту А.С. Макаренко, посвятившего свою творческую деятельность вопросам «собственно воспитания», в его отличии от обучения и в органической связи с ним.
История освоения и разработки педагогики А.С. Макаренко как науки о воспитании дает богатый материал для обобщения механизмов взаимодействия официальной педагогики и педагогической общественности в этой сфере педагогической теории и практики, поскольку, по сравнению с такими направлениями историко-педагоги-
ческих исследований как ушинсковедение, каптереведение и сухомлиноведение, мака-ренковедение отличается масштабностью, неослабеваемой дискуссионностью, высоким уровнем интереса широкой педагогической общественности, участием ведущих представителей официальной педагогики (И.А. Каиров, В.М. Коротов, Г.Н. Филонов,
Н.Д. Никандров, М.В. Богуславский и др.) и интернационализацией.
Проведенное исследование взаимодействия официальной педагогики и педагогической общественности как факторов развития истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко, позволило выявить три основных направления этого взаимодействия
при рассмотрении в содержательном плане: создание и расширение источниковой базы; проблемно-тематические исследования; исследования становления идей и опыта А. С. Макаренко и истории освоения и разработки его наследия как истории научного знания.
Первое направление - создание и расширение источниковой базы макаренко-ведческих исследований, накопление фактического материала, биографических и текстологических данных и данных о результатах деятельности А. С. Макаренко. Это процесс освоения наследия А. С. Макаренко, т.е. опубликование и популяризация всех частей этого наследия: художественнопедагогические произведения, собственно педагогические труды, материалы и документы его практической деятельности.
Фактически освоение идей и опыта А. С. Макаренко началось при его жизни как анализ и распространение его опыта в его педагогической и литературной деятельности. Оно приобрело форму, как критики, так и поддержки его идей и опыта со стороны представителей официальной педагогики и педагогической общественности. Именно в этот период были заложены предпосылки, определившие дальнейший ход разработки его наследия, формирование определенных стереотипов в восприятии наследия.
Анализ истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко с 1939 г. показал, что освоение этого наследия проводилось в единстве двух его составляющих или форм -открытие объективно новых фактов, материалов жизни, творчества, результатов его деятельности (издательская деятельность АПН РСФСР и СССР, Педагогического общества РСФСР, Львовского университета; исследования А. А. Фролова, С. С. Невской и Г. Хил-лига и др.) и изучение наследия. Последнее представляет собой непрекращающийся процесс обобщения имеющихся исследований и открытия субъективно нового знания о наследии в ходе его популяризации в системе педагогического образования, повышения квалификации работников образования, в общественно-педагогических проектах (Г. С. Макаренко, В. Е. Гмурман,
Э. С. Кузнецова, А. А. Фролов, Л. И. Гриценко, Т. Ф. Кораблева, И. З. Гликман, А. М. Куш-нир и др.).
Освоение наследия как расширение источниковой базы макаренковедения за счет выявления и опубликования новых авторских материалов активно проводилось официальной педагогикой в период действия лаборатории по изучению и пропаганде наследия А. С. Макаренко в 1943-1958 гг., когда были подготовлены два семитомных издания его трудов, и в период подготовки к празднованию столетия со дня его рождения при подготовке нового восьмитомного собрания сочинений (1983-1986 гг.).
Изучение и популяризация наследия, как формы его освоения, постоянно совершенствуются и обогащаются за счет достижений во всех остальных направлениях, по которым развивается история освоения и разработки наследия. В организации изучения, популяризации и распространения наследия А. С. Макаренко на разных этапах истории макаренковедения ведущую роль играли и педагогическая общественность, и официальная педагогика. Причем было выявлено, что популяризация наследия А.С.Макаренко всоветскойпедагогикевелась в рамках положений официальнойпедагогики (1943-1958 гг.), что приводило к определенным искажениям его идей и опыта и закреплению их в теории и практике воспитания (1943-1975 гг.), способствовало формированию на разных этапах противоречащих друг другу стереотипов и догм [4] об А. С. Макаренко и его педагогике.
Изучение и популяризация наследия А. С. Макаренко более последовательно на всем протяжении истории проводились педагогической общественностью: прежде
всего литературной, производственной, учительской, профсоюзной, партийной, родительской. Выявлена некоторая недооценка ею важности теоретического осмысления этого наследия, возможности совершенствовать педагогическую практику за счет развития педагогики на макаренковских основаниях, непонимание всей глубины сущностных расхождений положений официальной педагогики на разных этапах ее развития и макаренковской педагогики как науки о воспитании, затрудняющих прямое воплощение макаренковских идей и опыта на практике.
На современном этапе представители официальной педагогики и педагогической
общественности ищут возможности по реализации проекта по созданию полного собрания сочинений А. С. Макаренко. Эта инициатива исходила еще в начале 1970-х гг. от Г. Хиллига и так и не была реализована. Исследовательская лаборатория «Социальная педагогика А. С. Макаренко» в 2007 г. начала издание нового собрания сочинений А. С. Макаренко в виде «учебной книги», с включением ранее не публиковавшихся его работ и с комментариями, отражающими результаты современных отечественных и зарубежных исследований: «Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания». Завершение издания планируется к 125-летию со дня рождения А .С. Макаренко в 2013 г. Это издание позволяет вести работу по многим линиям исследования трудов и опыта А. С. Макаренко.
Второе направление - это проблемнотематические исследования этого наследия. Это следующая ступень освоения наследия А. С. Макаренко, предполагающая определенную степень его присвоения, сформированную способность и готовность использовать это наследие для решения педагогических проблем, и его разработку, как формирование новых смыслов в процессе его интерпретации. Предметом проблемно-тематических исследований является педагогическая концепция А. С. Макаренко. Педагогика А. С. Макаренко как наука о воспитании в содержательном плане раскрывается в современном макаренковеде-нии вслед за А. А. Фроловым [2] на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, организационно-методическом и процессуально-технологическом. Единство теории и практики реализуется в теоретических разработках А. С. Макаренко, доведенных до уровня практических решений, и в практическом решении вопросов с их теоретическим обоснованием. Каждый из названных уровней или компонентов педагогики А. С. Макаренко представлен А. А. Фроловым как подсистема, имеющая центральное понятие.
На методологическом уровне выделена категория «педагогическая целесообразность», как отражение макаренковского понимания предмета педагогики: это наука практически целесообразная, ориентирован-
ная на практику. Ее задача - выявление закономерностей взаимодействия целей, средств и показателей результативности воспитания и обучения.
Метод педагогики А. С. Макаренко отразил в понятии «логика педагогической целесообразности (педагогическая логика)». Отмеченные им «искривления идеи целесообразности» показывают, что мышление в педагогике - это осмысление педагогических действий, их обоснование, проектирование и оценка результатов. Педагогическая логика должна опираться на единство теории и практики, индукции и дедукции, целого (системы) и части, общего и особенного, индивидуального. Ведущими здесь он считает идею развития педагогических явлений и категорию меры, характеризующую переход одного состояния в другое.
Разработка данного уровня педагогики
А.С. Макаренко началась в первоначальный период освоения наследия, когда был поставлен вопрос о том, является ли его педагогика советской. Положительный ответ на этом вопрос дал ход дальнейшей разработке наследия. В этот же период велись исследования философских основ его педагогических взглядов в АПН РСФСР и в регионах (Е. Н. Медынский, В. Е. Гмурман, П. М. Степанов).
Обращение к собственно методологической проблематике в макаренковском наследии было инициировано Л. А. Левшиным (1954 г.) и В. Е. Гмурманом (1967 г.) и не встречало поддержки официальной педагогики, не находило отражение в содержании педагогического образования. Хотя к сегодняшнему дню макаренковское понимание предмета педагогики прочно вошло в содержание вузовского курса «Общей педагогики». На современном этапе над исследованием методологических основ педагогики на основе наследия А. С. Макаренко работает научно-педагогическая школа А. А. Фролова (Нижний Новгород), изучению философских основ педагогики А. С. Макаренко посвящено исследование В. М. Опалихина и
А. И. Кузнецов (Челябинск).
Ключевое понятие на теоретическом уровне педагогики А. С. Макаренко - «параллельное действие». На его основе решается фундаментальная проблема - связь воспитания с жизнью. Параллельность не
допускает ни расхождения воспитания и жизни, ни их слияния, отождествления. Сущность воспитания оказывается скрытой за многообразными жизненно-практическими явлениями. Это важнейшее условие свободного развития личности, позволяющее воспитаннику «более просто и радостно переживать свое детство». Наиболее последовательно теоретический уровень педагогики
A. С. Макаренко стал разрабатываться со времени создания лаборатории в АПН РСФСР в 1943 г., хотя уже в 1941 г. И. Ф. Козлов защитил первую макаренковед-ческую диссертацию. Его последователи -
B. М. Коротов, Л. Ю. Гордин.
В этом направлении велось все многообразие аспектных исследований в рамках популярной для макаренковедения темы «А.С. Макаренко и современность». В период отхода официальной педагогики от этой области исследования велись общественностью в рамках актуальной проблематики того времени. Центральными темами официальной педагогики стали: 1939-1953 -
«Дисциплина» (И. А. Каиров, В. Е. Гмурман,
A. Г. Тер-Гевондян), 1953-1975 - «Коллектив», «Самоуправление», «Педагогическое требование», «Самообслуживание», (Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова,
B. М. Коротов, Л. Ю. Гордин); 1975-1991 гг. -«Коллектив и личность», «Генезис идей А. С. Макаренко» (Л. И. Новикова, А. А. Фролов); 1992-2010 гг. - «Гуманистический потенциал педагогики А. С. Макаренко» (Л. И. Гриценко, И. З. Гликман и др.).
На современном этапе разработки наследие актуализируется в связи с необходимостью решения проблем трудного детства, зарождается и развивается тенденция на актуализацию политического (Ю. Крупнов) и экономического (А. А. Фролов) потенциалов макаренковского наследия.
На организационно-методическом уровне стержневым является понятие «воспитательный коллектив» - единый для взрослых и детей коллектив педагогического учреждения, связующее звено между развивающейся личностью и жизнью общества. Образ жизни этого коллектива, его духовный мир - главный воспитатель в педагогике А. С. Макаренко. Только в этом контексте он мыслил и разрабатывал проблему воспитателя, его педагогического мастерства.
Воспитательный коллектив, включающий все основные элементы «взрослой» жизни (систему финансово-хозяйственной деятельности, управления и т.д.), подчиняет их целям воспитания. Он может защитить детство и юность от превратностей общественной жизни, с достаточной полнотой реализовать возрастные и индивидуальные особенности и потребности. Обладая высокой степенью самостоятельности, такой коллектив может «обгонять общество в его человеческом творчестве». Сегодня проблемы детско-взрослого производства историко-теоретически и эксперимен-
тально-теоретически разрабатываются А. М. Кушниром.
Организационно-методический уровень педагогики А. С. Макаренко осваивался со времени первой дискуссии 1940-1941 гг. практиками, воодушевленными «Педагогической поэмой» путем широкого использования его отдельных приемов и форм в условиях школы. Низкая результативность такой деятельности при высокой общественной потребности привела к осознанию необходимости теоретического осмысления наследия А. С. Макаренко, начавшегося в официальной педагогике с 1943 г. Эти два направления активно развиваются параллельно до сего дня. С послевоенного времени разработка этого уровня педагогики А. С. Макаренко шла по пути адаптации его отдельных идей и высказываний к положениям официальной педагогики и условиям массовой общеобразовательной школы (Т. Е. Конникова Ф. Ф. Брюховецкий, Л. И. Новикова, Л. Ю. Гордин, В. М. Коротов и др.), что приводило к искаженному пониманию педагогики А.С. Макаренко, вне ее широкого социально-педагогического контекста.
В рамках общественно-педагогических инициатив своеобразным развитием ма-каренковских идей стала «коммунарская методика» И. П. Иванова, развитие школ-хозяйств Г. М. Кубракова, А. А. Католикова и др., школьных заводов (В. М. Карманов).
Сегодня наблюдается возврат в осмыслении организационно-методического уровня педагогики А. С. Макаренко с современных методологических позиций рассматривающих его как социального педагога-рефор-матора, классика педагогики (А. А. Фролов,
исследование посвященное социально-педагогическим аспектам самоуправления).
Центральное место на процессуально-технологическом «этаже» педагогической концепции А.С. Макаренко занимает понятие «педагогическая операция». Универсальный инструмент теории и практики, действующий на всех уровнях его социальной педагогики, - система перспективных линий, которая активно разрабатывалась официальной педагогикой в контексте проблемы воспитания коллектива. Ее исходный пункт - единство жизни и человека в ней, единство «жизни и педагогики», их взаимодействие.
Разработка этого уровня началась еще в 1950-х гг. Архивные материалы свидетельствует, что термин «педагогическая техника» использовался в первой докторской диссертации по А. С. Макаренко Г. С. Алексеевич, и был категорично отвергнут Е. Н. Медынским. В 1980-е гг. И. А. Зязюн разрабатывал проблемы педагогического мастерства, его учебный курс прочно вошел в содержание педагогического образования. Под руководством А. А. Фролова было проведено исследование по осмыслению «педагогической операции» (С. Ю. Карсакова, 2000 г.) в истории и современной технологии воспитания.
Третье направление истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко -это целенаправленные исследования становления идей и опыта А. С. Макаренко при жизни, истории освоения и разработки его наследия после смерти как истории научного знания о педагогическом процессе. Исследования ведутся в двух аспектах -исследования: генезиса взглядов самого
А. С. Макаренко и истории макаренковеде-ния как относительно самостоятельной области педагогики как науки о воспитании. В 1975 г. АПН СССР провозгласила одним из приоритетных направлений исследование генезиса педагогических идей А. С. Макаренко в контексте педагогики его времени.
Данное направление возникло в период празднования 100-летия со дня рождения
А. С. Макаренко при подведении итогов советского макаренковедения в сравнении с зарубежным. В этот период наиболее общая ретроспективная оценка макаренковедению была дана В. М. Коротовым, А. А. Фроловым, Н.Д. Ярмаченко.
На современном этапе оба аспекта третьего направления развиваются на новом уровне исследовательской лабораторией «Социальная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский государственный педагогический университет). В 2006 г. было опубликовано комплексное историографическое исследование А. А. Фролова [3], где дан критический анализ макаренковед-ческой работы 1939-2005 гг. в 20 странах, освещается работа более 1500 лиц (в том числе более 500 из зарубежных стран), так или иначе относящихся к изучению и разработке макаренковского наследия. Истории освоения и разработки макаренковского наследия в ракурсе взаимодействия официальной педагогики и общественно-педагогической инициативы посвящено исследование Е. Ю. Илалтдиновой [1]. С. И. Аксенов проводит исследование процесса становления и развития взглядов А.С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920-1935 гг.
Выявлено, что отдельные представители отечественного макарековедения в своей научно-практической деятельности смогли в той или иной степени продуктивно интегрировать все три направления исследований в своей профессиональной и общественной деятельности: Н. А. Лялин, И. Ф. Козлов,
В. Е. Гмурман, А. А. Фролов, В. В. Кумарин, Л. Ю. Гордин С. С. Невская и др.
Решающую роль в освоении наследия А.С. Макаренко педагогическая общественность сыграла на первоначальном этапе освоения и разработки его наследия, когда под ее влиянием, в результате первой педагогической дискуссии по наследию А.С. Макаренко, инициированной партийной общественностью, началась разработка его наследия официальной педагогикой.
После 1958 г. педагогическая общественность продолжала работу по следующим направлениям: по созданию Музея А. С. Макаренко в Москве (Г. С. Макаренко, Р. М. Бескина, В. В. Морозов), по реализации макаренковской модели организации воспитательно-образовательного учреждения в форме «школы-хозяйства» (Г. М. Кубраков, А. А. Католиков, А. А. Захаренко, З. Шоюбов, В. Ф. Карманов, А. М. Кушнир), по поддержке и популяризации деятельности последователей
А. С. Макаренко (Э. С. Кузнецова, И. С. Синицын, А.М. Кушнир), по развитию идеи воспитания на основе разновозрастного принципа организации первичного коллектива (В. В. Кумарин), по созданию лаборатории А. С. Макаренко в структурах АПН (Г. С. Макаренко, И. С. Долгин, С. С. Невская), по совершенствованию педагогики, ее методологии и педагогического образования на макаренковских основаниях (В. Е. Гмурман, Л. А. Левшин, А. А. Фролов, Л. И. Гриценко, И. З. Гликман), по выводу макаренковедческих исследований за рамки школьной педагогики, на новый социально-педагогический уровень осмысления (А. А. Фролов), по расширению источниковой базы макаренковедения (Ф. И. Науменко, А. А. Фролов, С. С. Невская, Г. Хиллиг, З. Тененбойм, А. М. Кушнир, А. Ю. Федосов).
Наименее разработан в официальной педагогике и не представлен в содержании педагогического образования методологический уровень наследия А. С. Макаренко и макаренковская идея организации воспитательно-образовательного учреждения как «школы-хозяйства».
Ведущей тенденцией освоения и разработки наследия А.С. Макаренко официальной педагогикой стала ориентация на аспектное изучение отдельных его положений в соответствии с пониманием государственной образовательной политики и имеющимися условиями, что приводило к догматизации отдельных идей и искажениям его педагогики.
Линия официальной педагогики по изучению и применению наследия А. С. Макаренко поддерживалась широкой педагогической общественностью и проводилась в практику воспитания. Это распространение опыта в послевоенной школе таких передовых учителей как Ф.Ф. Брюховецкий и Т. Е. Конникова, Э.Г. Костяшкин. В 1980х гг. официальная педагогика обобщала и популяризировала отдельные аспекты опыта И. П. Иванова, А. А. Захаренко, А. А. Като-ликова.
Выявленные направления развития истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко дают подход к оценке состояния макаренковедческих исследований на разных этапах этой истории, оценке отдельных разработок и общих перспектив
развития макаренковедения, педагогической теории и практики.
Библиографический список
1. Илалтдинова Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко: 1939-середина 1970-х гг.: монография. - Н.Новгород: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», 2010. - 219 с.
2. Фролов А.А. А. С. Макаренко: основы педагогической системы. - Горький. - 1990. - 116 с.
3. Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). - Н.Новгород, 2006. - 417 с.
4. Фролов А. А. Догмы и новые ракурсы изучения наследия А. С. Макаренко // Педагогика. -2009. - № 5 - С. 80-88.