Научная статья на тему 'ТРАГЕДИЯ ПАЛЕСТИНЫ'

ТРАГЕДИЯ ПАЛЕСТИНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
621
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олег Николаевич Коржов, К. С. Азимов

Противостояние палестинцев и израильтян продолжается уже несколько столетия, конечно же это очень трагично для жителей каждой из сторон потому что войны между арабами и сионистами принесли огромное количество бед для местного и простого населения, но давайте же узнаем с чего всё это началось и когда. Потому что 13 миллионное население (по состоянию на 2018 год) арабского народа Палестины, мы можем определить ее одним словом – трагедия. Многолетняя, все углубляющееся трагедия народа, у которого сионисты отняли родину. Уже выросло, вошло в сознательную жизнь поколение палестинцев, никогда не видевших цитрусовых садов и рощ Иерихона и святых мест «вечного города» Иерусалима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАГЕДИЯ ПАЛЕСТИНЫ»

ТРАГЕДИЯ ПАЛЕСТИНЫ

Олег Николаевич Коржов

Магистрант I курса кафедры истории и антропологии стран востока, Ташкентского Государственного университета востоковедения

Научный руководитель: Кандидат исторических наук, доцент Ташкентского Государственного университета востоковедения К. С. Азимов

АННОТАЦИЯ

Противостояние палестинцев и израильтян продолжается уже несколько столетия, конечно же это очень трагично для жителей каждой из сторон потому что войны между арабами и сионистами принесли огромное количество бед для местного и простого населения, но давайте же узнаем с чего всё это началось и когда. Потому что 13 миллионное население (по состоянию на 2018 год) арабского народа Палестины, мы можем определить ее одним словом - трагедия. Многолетняя, все углубляющееся трагедия народа, у которого сионисты отняли родину. Уже выросло, вошло в сознательную жизнь поколение палестинцев, никогда не видевших цитрусовых садов и рощ Иерихона и святых мест «вечного города» Иерусалима.

Понятие «Палестина» не только свзяано с определенным участком земли, но и арабским народом, имеющим, как и все народы земного шара, свои неотъемлемые права. Цель моей статьи - рассмотреть историю возникновения палестинской проблемы, с самых азов истории. Палестина - территория, находящаяся в Юго-Западной Азии, у восточных берегов Средиземного моря. Ее история уходит в глубь веков. Но всё-таки очень кратко проследим, как заселялась эта древняя земля. Начиная с 3500 года до н.э. из недр Аравийского полусотрова на территорию нынешнего Ирана (Двуречье) устремилась волна семитских племен. В 2500 году до н.э. вторая волна кочевников - ханаан1 (или хананеев) захлестнула Палестину и нынешнюю территорию Ливана. В XIV - XI веках до н.э. в Передней Азии, следовательно и в Палестине, расселились семитские племена арамейского племена - выходцы из Аравии. Примерно в 1250 го до н.э. в районе между Тивериадским озером и Мертвым морем осели древнееврейские племена, прошедшие также из глубин Аравийского полуострова. Частично вытеснив местных жителей, частично смешавшись с ними, эти племена в 1025 году до н.э. создали Израильское царство. Цари Саул, затем Давид и Соломон пытались создать крепкое, централизованное государство, но после

1 Ханаан - древнее название Финикии, в библейских временах упоминается страна простирающаяся на запад от северозападной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. Анати, Эммануэль. Палестина до древних евреев. Пер. А. Б. Давыдовой. - М.: Центрполиграф, 2008. - 416 с. - (Загадки древних цивилизаций).

Uzbekistan www.scientificprogress.uz Page 540

смерти Соломона оно разделилось на два царства - Израильское (на севере) и Иудейское (на юге). В 722 году до н.э. ассирийцы уничтожили Израильское царство. В 586 году до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II разгромил Иудею, разрушил Иерусалим, а население Иудеи депортировал в Вавилон. В 539 году до н.э. персы разбили вавилонян и персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Иерусалим, куда переселилось около 50 тысяч евреев.

После захвата в 332 году до н.э. Александром Македонским всего Ближнего Востока, включая территорию нынешней Палестины ( с начала IV в . до.н.э.), началось расселение древних евреев по тогдашнему цивилизованному миру, причем оно носило, часто или как правило, добровольных характер. Евреи, будучи в массе своей кочевники и торговцами, начали расселяться по всему Средиземному морю и во II веке до н.э. появились даже в Марокко. Другими словами, уже со II века до н.э. древние евреи «в массе своей жили не в Иудеи и Палестине, а по всему средиземноморскому периметру, в частности в Александрии»2. Так создавалась еврейская диаспора. В период римского владычества Александрия и Рим превосходили Иерусалим по числу иудейского населения. В 70 году н.э. римская армия Тита разрушила Иерусалим и храм Соломона в отместку за непокорность евреев.

С IV века н.э. в Палестине среди местных жителей начинает быстро распространятся христианство. Мать римского императора Константина Великого посетила Палестину; на ее средства были построены храм Вознесения в Иерусалиме и храм Рождества в Вифлееме. Сам Иерусалим постепенно становится христианским городом.

В 614 году Палестина и Иерусалим были завоеваны персами, причем евреи присоединились к армии захватчиков и активно участвовали в уничтожении многих тысяч христиан. Византийский император Гераклий в 621 году начал продолжавшуюся семь лет кампанию военных походов против персов, отвоевав в результате потерянные территории в Малой Азии, в том числе территорию нынешней Палестины. Император подтвердил эдикты Адриана и Константина в отношении запрета на поселение евреев в Иерусалиме. В 622 году Аравийский полуостров поглотила арабская волна под предводительсвом основателя ислама -Пророка Мухаммеда.

В 637 году арабы во главе с халифом Омаром ибн аль Хаттабом захватили Иерусалим и территорию Палестины, еврейское население которой составляло всего 5 % . Арамейцы, населявшие в то время территорию нынешней Палестины, постепенно смешались с арабами, восприняв их язык, близкий к арамейскому, и религию арабов - ислам. И начиная с VII века Палестину можно рассматривать как арабскую территорию.

2 Жаботинский В. Еврейское государство. Тель-Авив, в 1967, с 36

Uzbekistan www.scientificprogress.uz

Page 541

SCIENTIFIC PROGRESS

VOLUME 3 I ISSUE 3 I 2022 ISSN: 2181-1601

В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим, создав на части Палестины так называемое Иерусалимское королевство, однако после победы над крестоносцами арабских войск под командованием курда Салах эд-Дина аль-Айюби иноземные захватчика были изгнаны. Согласно исламской доктрине, еврее, как и христиане, - это «люди Книги» (т.е. Библии). В период арабского господства в Палестине не было сколько-нибудь серьезных попыток обращения их в ислам, они продолжали жить по своим религиозным законам.

В 1516 году вся территория Ближнего Востока, включая Палестину, была оккупирова турками. Оттоманское владычество продолжалось 400 лет. В этот период административном отношении вилайет Палестина делился на несколько санджаков (районов) - Иерусалим, Газа, Наблус, Сидо, и Бейрут. Палестина была частью Оттоманской империи и была населена преимущественно арабами. Неизменность этнического состава в Палестине сохранялась до конца XIX века. Оттоманская империя не была сплоченным государством, она представляла собой пестрый конгломерат народов и народностей этой «лоскутной» империи. XIX век отмечен целым рядом важных событий в истории арабов и евреев в Палестине. Националистическими настроения, пробудившиеся в арабской интеллигенции в период турецкого владычества, стали питательной средой целью создания целого ряда политических групп, кружков, ставивших своей целью добиваться освобождения арабов от политического господства турок. Возникали такие группировки националистического толка в XIX века появляются еврейские поселения, жители которых в значительной мере своего прежнего проживания в «землю обетованную» надеялись поймать призрачную «птицу счастья».

В 80 - х годах в Европе была создана группа «ховеве Сион» («друзья Сиона»), члены которой предлегали евреям направиться в Палестину. В 1881 году еврейская молодежная организация БИЛУ поставила перед собой задачу создания в Палестине еврейского государства. Однако во всей Палестине в первой половине XIX века проживало не более 5 тыс. евреев. Они проживали в четырех городах считавшие священными: Сафеде, Иерусалиме, Хевроне, и Тивериаде. После прибытия в Палестину «билуйцы» создали несколько поселений в Саронской долине и на Западном берегу реки Иордан. Существовали эти поселения исключительно за счет помощи крупных еврейских буржуа стран Западной Европы (Гирша, Ротшильда, Шумана и др.)

Таким образом, можно сказать, что за исключением периода междуцарствия, когда шли крестовые походы, Палестиной со времени окончания византийской эры, в течение 1300 лет правили арабы, а затем турки. Большинство население

3БИЛУ - движение, целью которого было сельскохозяйственное заселение Земли Израиля. Члены движения называли себя «Билуим». Начальные буквы строки из послания пророка Иешияху «бейт Яаков леху венелэха» - «в дом Яакова встанем и пойдем»

палестины составляли арабы, относящиеся к семитской расе, которые исповедовали как мусульманство, так и христианство. В стране проживало также небольшое число семитов-евреев. Как арабы, так и турки в период Оттоманской империи предоставляли евреям право продолжать поклонение своим святыням и поддерживать духовные связи еврейства с Палестиной. В течение XIX столетия турки разрешили создавать небольшие поселения евреев-иммигрантов из европейских стан, где усилилась дискриминация евреев. К тому моменту оккупации страны англичанами в 1917 году еврее составляли менее одной десятой населения Палестины. Девять десятых составляли арбы, мусульмане около 80%, так и христиане 10%. Традиции, обычаи и язык арабов-палестинцев представляли собой доминирующую культуру в Палестине

REFERENCES

1. Дмитриев Е. Палестинский узел. К вопросу об урегулировании Палестинской проблемы. -М, С. 45.

2. Дмитриев Е. Д. Палестинская трагедия. - М.: Международные отношения, 1986. - 160 с.

3. Ибрахим. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991. - C. 88

4. ООН. Палестинский вопрос., краткий исторический очерк. Нью Йорк. - 1986.

5. Эпштейн А. Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. - 230 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.