Научная статья на тему '2001. 04. 023. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства. 1897-1997. Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. М. : &quotрос. Полит. Энциклопедия&quot, 2001. 480 с'

2001. 04. 023. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства. 1897-1997. Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. М. : &quotрос. Полит. Энциклопедия&quot, 2001. 480 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
833
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБЫ - ИСТОРИЯ / ЕВРЕИ - ИСТОРИЯ / ИЗРАИЛЬ - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ИЗРАИЛЬСКО-ПАЛЕСТИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ - БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ - ИСТОРИЯ / ПАЛЕСТИНСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 023. Пырлин Е. Д. 100 лет противоборства. 1897-1997. Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. М. : &quotрос. Полит. Энциклопедия&quot, 2001. 480 с»

2001.04.023. ПЫРЛИН Е.Д. 100 ЛЕТ ПРОТИВОБОРСТВА. 1897-1997. ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. - М.: "Рос. полит. энциклопедия", 2001. - 480 с.

В монографии известного российского востоковеда Е.Д.Пырлина рассматриваются все этапы развития и различные аспекты палестинской проблемы с конца XIX в. до наших дней в контексте эволюции ближневосточной ситуации. Отдельно анализируются вопросы, связанные с историей и современностью палестинского народа, такие как вопросы беженцев, вопрос самоопределения и суверенитета, исламский фактор и др.

Книга построена по хронологически-проблемному принципу, разделенная на четыре почти равных по продолжительности временных периода, каждый из которых вносил качественно новые моменты в палестинскую проблему.

Краткий исторический очерк автор начинает с 1516 г., когда вся территория Ближнего Востока, включая Палестину, была оккупирована турками, хотя настоящая история Палестины началась где-то на уровне 3500 до н.э., когда территория нынешней Палестины была заселена семитскими племенами, пришедшими с Аравийского полуострова и из Двуречья.

Оттоманское владычество продолжалось 400 лет. В этот период в административном отношении территория Палестины делилась на несколько районов - Иерусалим, Газа, Наблус, Сидон и Бейрут. Палестина была населена в это время преимущественно арабами и неизменность этнического состава сохранялась до конца XIX в.

Оттоманская империя не была сплоченным государством, она представляла собой пестрый конгломерат народов и народностей, живших по своим законам. Только в конце XIX в. были предприняты меры по централизации системы власти, что привело к более значительному ограничению прав нетурецких народностей этой "лоскутной" империи. Это коснулось и арабов, и евреев, вызвав первые националистические настроения, не перешедшие еще в прямые выступления против центральной власти.

Вторая половина XIX в. отмечена многочисленными попытками переселения в Палестину групп евреев, которые намеревались "осваивать" страну. До этого во всей Палестине жило не более 5 тыс. евреев, к началу 70-х годов происходит некоторое оживление

переселенческих групп. В 1871 г. появилась серия публикаций, в которых обосновывался тезис о том, что именно заселение Палестины евреями поможет решению еврейского вопроса и созданию еврейского государства. Многие публицисты и философы начали выступать за необходимость возвращения евреев на "историческую родину", т.е. в Палестину.

Отстаивая законность притязаний евреев ("народа без земли") на Палестину ("землю без народа"), многие еврейские (и не только) авторы часто писали и пишут о том, что евреи "принесли в Палестину культуру земледельческого труда, создали там "рукотворный сад". Автор отмечает, что они проделали действительно большую работу по преобразованию каменистой и болотистой земли уже на первом этапе миграции евреев, в период с 1881 по 1903 г., когда в Палестину прибыли первые 10 тыс. человек.

Но Палестина отнюдь не была "землей без народа", там существовало компактное арабское население, которое с настороженностью, а потом и с враждебностью следило за прибывающими иммигрантами, стремившимися превратить Палестину из арабской страны в страну с еврейским большинством (с. 25).

Противоречия и борьба между арабами и евреями, не раз доходившая до широких военных конфликтов в Палестине, - это противоречия и борьба арабского и еврейского национализмов, претендующих, как считает автор, с равной степенью обоснованности, на Палестину как на землю предков.

Впервые задачу образования в Палестине еврейского государства выдвинула в 90-х годах XIX в. еврейская молодежная организация БИЛУ, создав несколько поселений в Саронской долине и на Западном берегу р. Иордан на средства богатых патронов: Ротшильда, Гирша, Шумана и др. В 1897 г. в Базеле состоялся первый сионистский конгресс, который поставил в качестве основной цели вопрос о создании в Палестине еврейского государства.

2 ноября 1917 г. была обнародована Декларация Бальфура, от имени правительства Великобритании подтвердившая и признавшая права евреев на создание "национального очага" еврейского народа в Палестине. Этот документ свидетельствовал, что западные державы -победительницы в войне - намерены "держать руку на пульсе" всех событий, которые могут произойти в этом районе, манипулировать государствами, расположенными в этом районе, покровительствуя

еврейскому государству в Палестине. В 1922 г. Совет Лиги наций официально утвердил британский мандат на Палестину. В 1937 г. одна из британских королевских комиссий, посетившая подмандатную Палестину, высказала встреченное в "штыки" и евреями, и арабами предложение о разделе Палестины между арабами и евреями. В том же 1937 г. в разгар палестинского восстания против британского мандатного режима возникает военизированная еврейская организация ЭЦЕЛ, программа и практическая деятельность которой сводилась к организации террористических акций против палестинских арабов, их лидеров и организаций.

После Второй мировой войны палестинский вопрос был вынесен на обсуждение в Организацию Объединенных Наций. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г. резолюции о разделе Палестины на два государства - еврейского и арабского - завершает второй этап палестино-еврейского противоборства и одновременно, считает автор, является началом третьего этапа. Автор датирует завершение третьего этапа указанного столетнего периода 1974 г.; этот этап включает в себя четыре арабо-израильские войны и создание в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП). В 1947 г. ООН признал ООП единственным законным представителем арабского народа Палестины. С 1974 г. палестинская проблема теряет свой преимущественно локальный характер и превращается в проблему международную, мировую.

Четвертый этап анализируемого столетнего периода начался, по мнению автора, в 1974 г. и продолжается до настоящего времени, и его нельзя считать завершенным - ведь борьба палестинцев за осуществление своих законных прав продолжается, равным образом как и продолжаются поиски конструктивного решения палестинской проблемы.

В 1977 г. парламентские выборы в Израиле привели к власти правонационалистический блок Ликуд; Партия труда, возглавлявшая кабинеты с момента создания Израиля в 1948 г., перешла в оппозицию. Лидеры Ликуда - сначала Бегин, потом Шамир и Нетаньяху - не скрывали и не скрывают своей антипатии к палестинцам.

В том же 1977 г. появилось советско-американское заявление по Ближнему Востоку и наметился сбалансированный, реалистический выход из кризисной ситуации в регионе, но под давлением произраильских сил в самих Штатах, массированный "прессинг",

который предприняло израильское руководство в отношении вашингтонской администрации, свели эту попытку на нет.

Летом 1982 г. Израиль пошел на прямую вооруженную агрессию против Ливана, на территории которого размещались многие палестинские организации, политические и военные органы и институты.

В 1988 г. было провозглашено Государство Палестина и хотя с момента провозглашения Палестина не имела своей территории, становилось ясно, что без создания какой-то формы государственности для палестинских арабов подлинный мир на Ближнем Востоке невозможен, что развитие событий непременно подведет к взаимному палестино-израильскому признанию.

В 1993 г. была достигнута палестино-израильская договоренность о взаимном признании, но до подлинного мира еще очень далеко.

В целом автор характеризует состояние арабо-еврейских, палестино-израильских отношений на протяжении последних 100 лет как "противоборство" и "противостояние".

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.