Е.О. Таран
Вопрос о статусе Иерусалима в контексте Палестино-Израильского конфликта
Статья посвящена исследованию вопроса о современном статусе Иерусалима, который является краеугольным камнем между израильтянами и палестинцами и вызывает немало споров в современном мире. Небольшой экскурс в историю конфликта поможет понять реальную ситуацию в регионе, какие попытки предпринимались для его решения и почему они провалились, рассмотрены возможные пути решения конфликта. Особое внимание уделяется официальным источникам и опубликованным материалам социологических исследований.
Ключевые слова: Иерусалим, статус, святыни, резолюции, оккупированные территории, Аль-Акса.
овременная глобальная система безопасности во многом
определяется наличием множества территориальных конфликтов. В наше время это становится реальностью, с которой не может не считаться ни одно государство мира. На протяжении многих десятков лет между Израилем и Палестиной постоянно вспыхивают вооруженные конфликты. Образование государства Израиль - событие, которое оказало влияние не только на региональные отношения, но и на отношения на глобальном уровне. Ни евреи, ни арабы не представляют себя вне этой спорной территории, борьба ведется не только за территорию, но и за историю, религию, традицию, - все эти факторы играют большую роль. До сих пор не существует единой стратегии, которая бы помогла урегулировать палестино-израильский конфликт.
В клубке палестино-израильских и, говоря шире, арабо-израильских противоречий проблема Иерусалима является одной из самых сложных. В вопрос о статусе Иерусалима вовлечены не только Израиль и палестинцы, но и другие страны. Это обусловлено всемирным значением Иерусалима, города трех мировых религий.
© Таран Е.О., 2017
На древних картах Иерусалим изображен в центре мира, и сегодня он является общей святыней для христиан, иудеев и мусульман1.
На протяжении тысячелетий он служит поводом для бесконечных споров и кровопролитных войн. Иерусалим считается святым местом сразу для трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Стена плача - это фрагмент стены, оставшийся от укрепления Храмовой Горы, на которой был построен Иерусалимский храм - святое место для всех евреев. Впоследствии храм был разрушен. Храм Гроба Господня располагается на месте, где произошло распятие, погребение, а потом воскрешение Иисуса. Аль-Акса является третьей святыней ислама. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж).
Большинство палестинцев не согласны признать израильский суверенитет над Иерусалимом, даже если это признание будет единственным путем к созданию палестинского государства. С другой стороны, большинство израильских евреев выступают против переговоров по изменению существующего статуса Иерусалима. Это говорит об очень высокой степени антагонизма между израильтянами и палестинцами, а также подтверждает, что противоречия между израильскими евреями и палестинцами проявляются и во взаимном недоверии, и в непризнании национально-исторической и религиозной привязанности противоположной стороны к Иерусалиму. Данные противоречия начали складываться еще в конце XIX в., поэтому немаловажно знать историю развития конфликта, достигшего сейчас таких огромных масштабов.
С 1516 по 1917 г. территория Палестины принадлежала Османской империи. Поселения евреев начали создаваться с 1897 г. Это связано с деятельностью Всемирной сионистской организации. «Всемирная сионистская организация была образована первым сионистским конгрессом в Базеле в августе 1897 г. с одной целью -"создать еврейскому народу национальный очаг в Палестине"»2. Сионизм буквально означает возвращение в Сион - слово, часто употребляющееся как синоним Иерусалима и даже самой страны Израиля (Эрец-Исраэль), его целью являлось переселение палестинцев из родных мест. Сионисты хотели реализовать свою идею создания «чистого еврейского государства», ведь Земля Израиля воспринимается сионистами как историческая родина еврейского народа, причем в любом другом месте евреи будут считаться изгнанниками. Поэтому именно создание государства Израиль означало реализацию целей сионистов, а именно - создание безопасного дома для еврейского народа, где он не будет преследоваться и еврейский народ сможет развивать свою национальную жизнь. Немалую роль в этом играет религия: «...на уровне самовосприятия и самосознания евреев их связь с древними предками не подвергалась ни малейшему сомнению. Еврейские молитвы выражали стремление вернуться к Сиону»3. Палестинский ученый А. Рашед считает иначе: «.почерпнутые из Торы мифы, именуемые древнееврейской историей, рассматривавшиеся как основание для пре-
Иерусалим. Город мира [Электронный ресурс] // Erusalim. URL: http://www. erusalim.ru/ (дата обращения: 05.09.2016).
2 Млечин Л.М. Зачем Сталин создал Израиль? М., 2005. С. 59.
3 Звягельская И.Д. История государства Израиль. М., 2012. С. 10.
тензий на обладание Палестиной... придавали сионистскому движению... захватнический характер»4.
С начала XVIII в. Османская империя постепенно начала терять свои позиции; в то же время европейские страны приобретали все большее влияние. Конец 400-летнему османскому владению был положен в сентябре 1918 г., когда в ходе Первой мировой войны 1914-1918 гг. британская армия, действовавшая во исполнение рекомендации конференции экспертов по делам колоний, сумела поставить под свое влияние все палестинские территории, включая и сектор Газа. Так, британская военная администрация стала управлять Палестиной, а ее главный офис расположился в Иерусалиме. 2 ноября 1917 г. секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, который получил название Декларации Бальфура. В ней говорилось о том, что «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели.»5. К началу времени управления Британией Палестиной количество еврейского населения существенно возросло: «К февралю 1947 г., когда в Организации Объединенных Наций была создана особая комиссия по Палестине, на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 тыс. евреев и 146 тыс. христиан»6.
19-26 апреля 1920 г. состоялась конференция в Сан-Ремо, где присутствовали представители держав Антанты, одной из задач которой, помимо вопросов о выполнении Германией условий Версальского договора 1919 г., являлось распределение мандатных территорий на Ближнем Востоке бывшей Османской империи. В результате Великобритания добилась права на управление территорией Палестины, получив мандат от Лиги Наций7. Едва начавшие закладываться основы для сионистского поселенческого проекта в Палестине встретили упорное сопротивление арабов, проживавших на территории Палестины, ведь стремление еврейской общины к национальному единству могло привести к доминированию еврейского населения над арабским как в политическом и религиозном смысле, так позже и в численном.
В годы Второй мировой войны многие страны отказывали евреям в праве миграции для спасения от Холокоста, но даже несмотря на это, еврейское население Палестины продолжало увеличивать свою численность благодаря нелегальной миграции. Созданная в это время тайная организация «Моссад ле-Алия Бет»8 помогала евреям въезжать на территорию Палестины, тем самым спасая их от гонений.
По окончании Второй мировой войны началась борьба палестинцев, направленная против английской колониальной политики, за ликвидацию мандата Великобритании на территорию Палестины. И английское правительство, больше не справляясь с волнениями среди населения, приняло решение о передаче вопроса о Палестине в ООН. В результате Генеральная Ассамблея ООН 29 ноября 1947 г. утвердила план раздела Палестины на еврейское и арабское государства. Была принята Резолюция № 1819, в которой
Амер Р. Палестинская проблема: история и современность: М., 2009. С. 27. The Balfour Declaration. 1917. November 2. [Электронный ресурс] // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.il/mfa/ foreignpolicy/peace/guide/ pages/the%20balfour%20 declaration.aspx (дата обращения: 16.02.2015). Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема: Новый анализ. М., 2005. С. 84. Pre-State Israel: The San Remo Conference (April 1920) [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http://www. jewishvirtuallibrary.org/the-san-remo-conference (дата обращения: 10.09.2016). Immigration to Israel: Aliyah Bet (1939-1948) [Электронный ресурс] // Jewish virtual library. URL: http:// www. j ewishvirtuallibrary. org/ aliyah-bet-1939-1948 (дата обращения: 11.09.2016). Резолюция ГА ООН № 181/ II от 29 ноября 1947 г. // Ближневосточная политика великих держав и арабо-израильский конфликт: Монография: В 2 т. Т. 2. Документы. Н. Новгород, 2008. С. 143.
4
5
5
7
8
9
подробно излагался план по разделу Палестины. Иерусалим передавался под протекторат ООН и становился международной зоной. «В соответствии с резолюцией о разделе Еврейскому государству отдавалось 56% территории Палестины, в то время как Палестинскому государству - 44%»10. Касаясь вопроса о статусе Иерусалима, он «будет создан как отдельная единица с особым международным режимом и будет управляться Объединенными Нациями»11. Также предполагалось, что будет создан специальный попечительский совет, которому от имени ООН будет предоставлена исполнительная власть. Попечительский совет назначит губернатора, который не будет являться ни гражданином Израиля, ни гражданином Палестины. Впоследствии до изменения линии государственной границы как итога первой арабо-израильской войны в Иерусалиме функцию губернатора выполнял Муниципальный совет. Арабские государства и палестинские арабы отвергли резолюцию, выражая нежелание смириться с созданием еврейского государства.
Накануне был создан Национальный совет - высший орган сионистского движения. За 8 часов до 15 мая 1948 г. - эта дата означает окончание британского мандата на Палестину - Бен Гурион, крупный сионистский деятель, возглавлявший Исполнительный комитет Еврейского агентства, зачитал Декларацию независимости12 в Тель-Авивском музее, где он объявил о создании государства Израиль на 78% исторической Палестины, оставляя арабам только 22% территории. Сразу после провозглашения государства Израиль армии Египта, Трансиордании, Сирии, Ирака и Ливана вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В ходе войны в Иерусалиме шли столкновения между иорданским Арабским легионом и израильской армией. 30 ноября 1948 г. между иорданской и израильской сторонами было заключено соглашение о прекращении огня.
К моменту ухода британских войск в мае 1948 г. новые международные структуры, которые взяли бы на себя ответственность за судьбу Иерусалима, так и не были подготовлены. 16 ноября 1948 г. Совет Безопасности ООН призвал, чтобы воюющие стороны заключили соглашения о перемирии, на основании этого решения 14 января 1949 г. на о. Родос начались переговоры между израильской и египетской делегациями. Вместе с тем Генеральная Ассамблея 11 декабря 1948 г. выпустила резолюцию № 19413, в которой говорилось об учреждении Согласительной комиссии в составе представителей трех государств - членов Организации. Совету Безопасности предлагалось принять дальнейшие меры по обеспечению демилитаризации Иерусалима с возможно меньшим промедлением. Однако уже тогда стало очевидно, что институты ООН не способны обеспечить международный контроль над Иерусалимом. Резолюция была проигнорирована воюющими сторонами, которые продолжили распространять свою юрисдикцию на часть оккупированных территорий Иерусалима.
Таким образом, в результате войны «Государство Израиль почти на 50% увеличило собственную территорию относительно тех границ, в которых оно должно было быть основано согласно резо-
10 Амер Р. Указ. соч. С. 30.
11 Документальная история арабо-израильского конфликта: Хрестоматия / под ред. О.А. Колобова, А.А. Корнилова, А.А. Сергунина. Н. Новгород, 1991. С. 56.
12 Establishment of Israel: The Declaration of the Establishment of the State of Israel [Электронный ресурс] // Jewish virtual library. URL: http://www. jewishvirtuallibrary.org/ the-declaration-of-the-establishment-of-the-state-of-israel (дата обращения: 13.03.2016).
13 Резолюция ГА ООН № 194/II от 11 декабря 1948 г. // Ближневосточная политика великих держав... С. 178.
люции № 181 Совета Безопасности ООН. палестинское государство вообще не было создано. отошла в прошлое идея о международном контроле над Иерусалимом»14.
После войны израильские власти проводили политику по размещению новых еврейских мигрантов, и Иерусалим не был исключением, - численность населения (преимущественно еврейского) начала стремительно расти. Израиль стремился к обретению Западным Иерусалимом международного признания. Что касается Восточной части Иерусалима, то туда устремлялись в основном жители Западного берега реки Иордан. Отношения между арабским населением Восточного Иерусалима и еврейским населением Западного Иерусалима продолжали оставаться враждебными.
23 января 1950 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей и создал государственные учреждения в западной части города. Несмотря на это, мировое сообщество не признавало Иерусалим столицей Израиля, а дипломатические миссии по-прежнему оставались в Тель-Авиве. Иордания, со своей стороны, пыталась официально оформить контроль над Старым городом.
Июньская война 1967 г. радикально изменила эту ситуацию. В результате войны Израиль оккупировал Восточный Иерусалим и Западный берег реки Иордан. 27 июня 1967 г. израильский Кнессет принял закон, который позволял распространять свою юрисдикцию на всю территорию Палестины, включая Восточный Иерусалим.
С тех пор произошел целый ряд демографических и физических изменений, и как Генеральная Ассамблея, так и Совет Безопасности в ряде резолюций объявили недействительными меры, принятые Израилем в целях изменения статуса Иерусалима.
В частности, в резолюции № 252 от 21 мая 1968 г. Совета Безопасности ООН указано, что «все предпринятые Израилем законодательные и административные меры и действия, в том числе экспроприация земли и находящегося на ней имущества, ведущие к изменению правового статуса Иерусалима, недействительны и не могут изменить этот статус». Израиль настоятельно призывали прекратить односторонние меры и действия по изменению статуса города в обход Организации Объединенных Наций.
В 1980 г. Кнессет принял закон об Иерусалиме, где он объявлялся неделимой столицей Израиля и местом пребывания кнессета, правительства, президента и Верховного суда. Теперь статус Иерусалима определялся не обычным, а Основным законом. В ответ на это 30 июня 1980 г. Совет Безопасности принял резолюцию № 476, в которой настоятельно призвал Израиль немедленно отказаться от проведения политики и принятия мер, затрагивающих характер и статус Священного города Иерусалима, включая соблюдение предыдущих резолюций. Помимо этого, Совет Безопасности призывал государства выводить дипломатические миссии из Иерусалима, переводя их в Тель-Авив.
Израиль продолжал расширять территорию подконтрольного себе Иерусалима посредством строительства еврейских поселений вокруг его территории. В настоящее время самым крупным изра-
14 Эпштейн А.Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность: М., 2003. С. 41.
ильским поселением является Маале-Адумим, которое было основано в 1978 г.
В 1980-е годы вопрос об Иерусалиме затрагивался в резолюциях Организации Объединенных Наций в более широком контексте, охватывающем принцип недопустимости приобретения территорий путем применения силы и вопрос о применимости четвертой Женевской конвенции15 на палестинской территории, оккупируемой Израилем с 1967 г.
В начале февраля 2001 г. пост премьер-министра Израиля занял Ариэль Шарон, настроенный против уступок палестинцам. Поэтому для возобновления мирного процесса в марте 2002 г. был создан «квартет», в котором состояли международные посредники - США, Россия, ЕС и ООН. План «дорожная карта» был выдвинут квартетом 20 декабря 2002 г. - план по продвижению к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств с выполнением сторонами своих обязательств. План предусматривал несколько этапов: первый этап - обе стороны выступают за идею сосуществования двух государств, палестинцы прекращают насилие, разрабатывают конституцию, а израильтяне прекращают деятельность еврейских поселений и сдерживают активность военных, которые зачастую без разбирательств применяют насилие по отношению к палестинскому мирному населению. Второй этап предусматривал создание палестинского государства с «временными границами» в ходе международной конференции. А в течение третьего этапа должны были проводиться переговоры по окончательному урегулированию. Международный план получил всеобщее одобрение в мире, однако план дорожной карты так и не был воплощен в жизнь: по плану окончательное соглашение должно было быть достигнуто еще в 2005 г.
В резолюции 61/26, принятой 1 декабря 2006 г., Генеральная Ассамблея установила, что все предпринятые Израилем законодательные и административные меры и действия, изменившие или имевшие цель изменить характер и статус Священного города Иерусалима, в частности объявление Иерусалима столицей Израиля, недействительны. Кроме того, широко критиковалась политика расширения Израилем поселений, ведь это только отдаляло стороны от мирного процесса. Строительство разделительной стены вокруг Иерусалима также стало объектом внимания ООН: «Дальнейшая изоляция города от остальной оккупированной палестинской территории оказала пагубное влияние на жизнь палестинцев и способна повлиять на соглашение об окончательном статусе Ие-русалима»16. Израиль объяснял строительство стены исключительно в оборонительных целях.
В настоящее время статус Иерусалима остается неопределенным: Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности рассматривают Восточный Иерусалим как часть оккупированной палестинской территории. Израиль же рассматривает Иерусалим своей неделимой столицей. Палестинские власти в попытках сознания своего независимого государства видят Восточный Иерусалим в качестве
15 Женевская Конвенция о защите гражданского населения в военное время от
12 августа 1949 г. [Электронный ресурс] // URL: https:// www.icrc.org/rus/resources/ documents/misc/geneva-convention-4.html (дата обращения: 23.10.2015).
16 Вопрос о Палестине и Организация Объединенных Наций. Роль Организации Объединенных Наций в развитии Палестинской территории [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/peace/ palestine/part9.pdf (дата обращения: 28.09.2016).
своей будущей столицы. В 2009 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что «Иерусалим должен быть столицей как Израиля, так и Палестины»17.
Фактически в данный момент Израиль продолжает распространять свою юрисдикцию и на Западный, и на Восточный Иерусалим. Мнение мирового сообщества рознится в позициях - не все государства признают Иерусалим столицей Израиля. Что касается США, то в американской предвыборной кампании Дональд Трамп в поддержку Израиля заявил о своем решении признать Иерусалим столицей Израиля и, таким образом, перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим18. Решение Трампа, однако, было раскритиковано властями Великобритании и Франции.
Современная политика Израиля в отношении арабского меньшинства вызывает широкие дискуссии. После провозглашения Иерусалима неделимой столицей Израиля арабам предоставлялись некоторые гражданские права - они могли принимать участие в выборах. Однако в рамках проведения социальной политики большие привилегии отдавались еврейскому населению: создавались новые еврейские районы (особенно в восточной части города), соответственно развивалась и инфраструктура вокруг них. Большинство бюджетных средств уходило на удовлетворение нужд еврейского населения. Это вызывало большое недовольство у арабского населения Иерусалима.
Арабские граждане Израиля составляют более 1 млн человек. В отношении этих граждан четкая политика так и не была выработана, но зато была разработана четкая политика по отношению к еврейским гражданам. Например, закон о гражданстве позволяет евреям получить гражданство автоматически (Jus sanguinis), в то время как арабы могут получить это гражданство (Jus solis), только если они будут физически присутствовать на территории Израиля. Еврейское большинство и арабское меньшинство живут почти в полной изоляции друг от друга. Существует также значительная разница в оплате труда рабочих.
Расширение поселений также является одной из главных причин неурегулированности спора, ведь земля, на которой строятся поселения, является частью палестинской территории. Одностороннее намерение Израиля построить тысячу новых домов для поселенцев в Восточном Иерусалиме в 2014 г. активизировало новые вспышки насилия. Практика показала, что мирное сосуществование еврейских поселенцев и палестинского населения едва ли представляется возможным. В докладе Управления Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) указывается, что в период с 1 июня 2015 г. по 31 мая 2016 г. было зарегистрировано 175 случаев насилия со стороны поселенцев в отношении палестинцев19.
В настоящий момент Израиль продолжает расширять поселения как на территории Западного берега, так и на территории Восточного Иерусалима. Необходимо помнить то, что Израиль является еврейским государством, которое было создано для евреев, а это значит, что права еврейского населения всегда будут стоять в
17 Jerusalem must be capital of both Israel and Palestine, Ban says [Электронный ресурс] // UN News Centre. URL: http://www.un.org/ apps/news/story.asp?NewsI D=32762&Cr=jerusalem&C r1=#.WQuq6OWLTIV (дата обращения: 14.09.2016).
18 Donald Trump tells Israeli Prime Minister he would recognise Jerusalem as Israel's capital [Электронный ресурс] // The Independent. URL: http:// www.independent.co.uk/ news/world/americas/ donald-trump-israel-prime-minister-recognise-jerusalem-capital-benj amin-netanyahu-a7330011. html (дата обращения: 14.09.2016).
19 Israeli settlements in the occupied Palestinian territory [Электронный ресурс] // The Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. URL: http:// www.ohchr.org/Documents/ Countries/PS/SG_Report_ on_Israeli_A.71.355.pdf (дата обращения: 14.09.2016).
приоритете по отношению к правам религиозных и национальных меньшинств. Данный факт всегда будет служить причиной для многочисленных споров и притязаний среди населения Иерусалима.
Среди сегодняшних коспонсоров ближневосточного урегулирования также по-прежнему нет единого подхода к данной проблеме. План дорожной карты так и не был претворен в жизнь из-за нежелания сторон идти на уступки. Популярность идеи создания двух государств за последнее время упала - желание палестинцев создать свое государство в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме встречает широкое сопротивление со стороны Израиля.
В вопросе о переговорах по проблеме Иерусалима в рамках мирного процесса позиции израильтян и палестинцев диаметрально противоположны. Однако Израиль в настоящее время владеет Иерусалимом, а палестинцы лишь стремятся к этому. В результате первого проведенного группой израильских и арабских социологов масштабного исследования мнения еврейских граждан Израиля и палестинцев в 1996-1996 гг. оказалось, что среди израильтян против переговоров выступало 79%, за переговоры, соответственно, 21%. Среди палестинцев за переговоры выступали 80%, против - 20%. И это неудивительно, ведь Израиль всегда стремился и стремится сохранить текущее положение дел, не изменяя статуса Иерусалима как своей столицы.
В июле 2000 г. палестинский Центр изучения политики и общественного мнения совместно с Институтом им. Г. Трумэна при Еврейском университете в Иерусалиме провел опрос, в ходе которого израильтянам и палестинцам предлагалось выразить отношение к позициям своих делегаций на переговорах. Были опрошены 473 жителя сектора Газа и 525 еврейских граждан Израиля. Оказалось, что 57% - одинаковое количество - респондентов с обеих сторон сочли позицию своей делегации в вопросе Иерусалима «чрезмерно компромиссной»20.
В 2016 г. было проведено совместное исследование палестинского Центра изучения политики и общественного мнения и Института демократии Израиля, в ходе которого были опрошены 1270 палестинцев, живущих на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и секторе Газа. С израильской стороны были опрошены 1184 человека. Исследование выявило, что идея о создании двух государств теряет свои позиции, находя меньшую поддержку. Только 51% палестинцев и 58% израильтян поддерживают решение о создании двух государств. Также большинство оценивает шансы на построение независимого палестинского государства как достаточно низкие. Идея создания одного государства и мирно сосуществующих в нем палестинцев и евреев находит еще меньший процент поддержки: 34% со стороны палестинцев и 20% со стороны евреев. Эта идея, однако, встретила поддержку у 52% израильских арабов. Исследование выявило по-прежнему высокий уровень антагонизма между сторонами, которые видят в намерениях другой стороны лишь угрозу21.
20 Joint Palestinian-Israeli Public Opinion Poll. Israelis and Palestinians support the peace process and reconciliation but are less willing to pay the price than their leaders [Электронный ресурс] // Palestinian Center for policy and survey research. URL: http://www. pcpsr.org/en/node/461 (дата обращения 25.09.2016).
21 Palestinian-Israeli Pulse:
A Joint Poll [Электронный ресурс] // Palestinian Center for policy and survey research. URL: http://pcpsr.org/en/ node/660 (дата обращения 25.09.2016).
Помимо этого, один из ключевых моментов состоит в том, что -как для израильтян, так и для палестинцев - различные районы и святыни Иерусалима имеют неодинаковую ценность. Например, для палестинцев большую ценность представляет мечеть Аль-Ак-са и арабские районы Иерусалима, в то время как для израильтян большую ценность представляет Западная стена и находящиеся в Иерусалиме еврейские кварталы. Это представляет дополнительную сложность для решения вопроса.
Израильские власти периодически запрещают мусульманам посещать мечеть Аль-Акса либо совсем, либо ограничивают проход на ее территорию по возрастному признаку. Зачастую причиной этого запрета становится желание ультраортодоксальных евреев помолиться возле святого для мусульман места на Храмовой горе. 18 сентября 2015 г. Израиль объявил, что не пропустит палестинцев мужского пола в возрасте моложе 50 лет в мечеть Аль-Акса. После этого начались демонстрации в разных районах западного берега р. Иордан и сектора Газа в поддержку мечети Аль-Акса. Одни называли эти события терактами и резней, другие - восстанием и третьей интифадой. Допуск к святыням - естественное желание населения, в жизни которого религия имеет первостепенное значение. Это очень чувствительный вопрос, и даже небольшие ограничения могут привести к новому всплеску насилия и возвращению к обсуждению проблемы оккупации и суверенитета.
На территории Палестины осуществляет свою деятельность множество группировок, некоторые из которых зачастую используют террористические методы. Риторика таких группировок сводится к уничтожению Израиля и полному возвращению исконных палестинских земель с помощью террористических методов. Палестинские граждане, вдохновленные такой риторикой, совершают акты насилия на территории Израиля, и Иерусалима в частности. В хартии правящей в секторе Газа партии ХАМАС одной из главных целей провозглашается уничтожение Израиля и всех евреев, а также создание государства Палестина в границах, включающих современный Израиль22. Это является одной из причин нежелания израильского руководства вести диалог с Палестинской национальной администрацией, хотя последняя не может оказывать влияние на ситуацию в секторе Газа.
На территории Иерусалима и сегодня регулярно происходят столкновения между силами Израиля и палестинцами, что, несомненно, подрывает мирный процесс.
Нужно признать, что прежние попытки решения иерусалимской проблемы оказались безуспешными. Принцип «территории в обмен на мир» в случае с Иерусалимом дал существенные сбои. Современная политика Израиля в отношении меньшинства ставит под сомнение шансы урегулирования палестино-израильского конфликта и грозит усугубить ситуацию на Ближнем Востоке в целом. Расширение строительства поселений вызывают резонанс в мировом сообществе и вопрос, действительно ли Израиль хочет мира в регионе. В то же время разобщенность палестинского общества, риторика партий и, в конце концов, раздробленность Палестины
22 The Covenant of the Islamic Resistance Movement [Электронный ресурс] // The Avalon project. URL: http:// avalon.law.yale.edu/20th_ century/hamas.asp (дата обращения: 21.09.2016).
(Западный берег и сектор Газа) также являются препятствием к миру. Как палестинское правительство не способно обуздать деятельность террористических организаций и обеспечить мир, так и израильское правительство не способно убедить своих еврейских граждан согласиться на полный раздел Иерусалима.
Таким образом, вопрос о статусе Иерусалима является самым проблемным не только как часть оккупированной территории, но и как город с главными святынями как иудаизма, так и ислама. Сегодня требуются новые, нетривиальные предложения, которые могут быть представлены сторонам. Предложения должны быть выработаны с участием мирового сообщества, которое несет ответственность за сложившуюся вокруг Иерусалима проблему. Государство из «квартета» может стать коспонсором между палестинской и израильской сторонами. В рамках проведения палестино-израильского диалога проблема Иерусалима должна выноситься на первый план, ибо без ее решения весь диалог можно будет считать провальным. Одним из главных залогов успеха является желание сторон прислушиваться друг к другу, а также готовность во имя мира идти друг другу на уступки. Было бы легче прийти к консенсусу, если бы Палестинская национальная администрация могла бы распространять свою юрисдикцию на всю территорию Палестины, а радикальная риторика группировок, которая является сдерживающим фактором для сотрудничества с другими странами, пресекалась. Но это условие представляется почти невозможным, поэтому требуется хотя бы признание права Израиля на существование со стороны ХАМАС. На пути к смягчению, а в дальнейшем и урегулированию проблемы все стороны конфликта должны признавать авторитет ООН, а резолюции организации должны выполняться даже в том случае, если это противоречит желанию большинства населения. В настоящее время решение сирийской проблемы является одной из первоочередных задач мирового сообщества, поэтому выработка новых рекомендаций касательно палестино-израильского конфликта, и проблемы Иерусалима в частности, может произойти не скоро.