202 0'04
ВЛАСТЬ
235
УДК 327.5:327.56
ГРИГОРЯН Давид Кромвелович — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54; [email protected])
КОНДРАТЕНКО Евгения Николаевна — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54; [email protected])
ФАРАПОНОВА Татьяна Константиновна — магистрант Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54; [email protected]) ВЕРЕНИЧ Игорь Геннадиевич — магистрант Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО) (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; [email protected])
ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ В РЕТРОСПЕКТИВЕ: РОЛЬ МИРОВЫХ ЭЛИТ В ПРОЦЕССЕ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что палестино-израильский конфликт продолжает выступать зоной дестабилизации на Ближнем Востоке. В статье рассмотрена история конфликта, участие мировых элит в урегулировании палестино-израильского конфликта до XXI в. Выявлены основные проблемы палестино-израильского конфликта, сформировавшиеся на пороге XXI в. Данная статья - первая в цикле статей, в которых будут рассмотрены наиболее актуальные аспекты участия мировых элит в палестино-израильском мирном урегулировании.
Ключевые слова: геополитика, палестино-израильский конфликт, арабо-израильское противостояние, мирный процесс, мировые элиты, еврейская эмиграция
Палестинский вопрос является центральным в долгом арабо-израильском противостоянии. Ключевой проблемой в рамках палестино-израильского противостояния является существование и сосуществование на палестинской территории арабского и еврейского государств. Как для палестинцев, так и для израильтян палестинская земля олицетворяет религиозную и геополитическую ценность, на этой земле расположены главные религиозные святыни мусульман и иудеев.
Взаимоотношения арабов и евреев имеют давнюю историю. Еврейское государство сначала было единым, а затем оно распалось на Иудею и Израиль и просуществовало до 1250 г. до н.э. Затем римляне изгнали евреев из Палестины во II в. до н.э., и впоследствии арабы стали крупнейшим этносом на территории Палестины. Далее, Палестина долгое время находилась под шефством других государств. После распада Римской империи Палестина стала частью Византийского государства, государства крестоносцев (Х1-Х11 вв.), Османской империи (XVI в.). В итоге в XX в. по решению конференции в Сан-Ремо в 1920 г. территория перешла под мандатное управление Великобритании. Англичане приняли Постановление о мандатном правлении, провозглашенной целью которого было формирование мирных взаимоотношений между сообществами, которые населяли Палестину. Вторая статья данного документа говорила, что Великобритания должна создать все необходимые условия на территории
236
ВЛАСТЬ
2 0 2 0' 0 4
Палестины для мирного сосуществования населяющих ее этнических сообществ, а также стать гарантом соблюдения прав и свобод. Красивым словам на бумаге не дано было воплотиться в жизнь. В этот временной период палестинцы и евреи представляли две разные этнические группы, которые не обладали собственной государственностью, что не давало возможности реализовывать свои интересы в социокультурном и политическом пространствах. великобритания не преследовала интересы формирования единого пространства для евреев и арабов на территории Палестины, она преследовала свои геополитические цели на Ближнем Востоке. В совокупности эти факторы привели к дальнейшему обострению ситуации на подмандатной палестинской территории.
Малочисленные еврейские общины по-прежнему оставались на территории Палестины, но за ее границами организовалась большая еврейская диаспора, в кругу которой стала актуальной в конце XIX в. идея возвращения на историческую родину. В 1897 г. была учреждена первая сионистская организация. Сионизм - «еврейское национальное движение, ставящее своей целью объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - Эрец-Исраэле (земле Израиля)»1.
Палестинских арабов не устраивала зависимость от Великобритании, а также палестинские арабы продолжали вести борьбу с евреями. Уже в конце февраля 1920 г. арабы Палестины провели серию антиеврейских и антибританских демонстраций в городах и некоторых селах, через год произошли массовые беспорядки на националистической почве. На данные действия британские власти ответили тем, что выполнили одно из главных требований палестинских арабов - сократили эмиграцию еврейского народа.
Лидеры еврейского и арабского национального движения по-разному отнеслись к британской политике в отношении Палестины. Сионистские организации не были согласны с британской политикой в отношении Палестины, но принимали их решения, арабские лидеры отвергали все компромиссные предложения. В 1920-1930-х гг. основным методом борьбы арабов было насилие; с его помощью им удалось достичь успехов в продвижении собственных интересов, но конструктивных решений в области региональной политики принято не было [Исаев 2008: 75].
В июле 1922 г. в Палестине проживали 80 тыс. евреев и около 600 тыс. арабов.
Сам британский мандат имел временный характер - евреи, арабы и британцы это понимали, и никто не представлял, какое политическое устройство ждет Палестину. В данной ситуации как палестинская, так и израильская сторона делали все возможное для того, чтобы иметь больше шансов для обретения политического суверенитета в послемандатный период.
Евреи стали эмигрировать на палестинскую территорию, что привело к антиеврейским выступлениям. Для палестинских арабов и англичане, и евреи являлись главной причиной невозможности создать независимое палестинское государство. Еврейские лидеры понимали, что палестинские арабы намерены бороться с британскими властями, и решили использовать тактику борьбы с общим врагом. Еврейские лидеры попробовали договориться с арабскими националистами о совместной борьбе против британского мандата и о дальнейшем мирном сосуществовании, но эти попытки не принесли никаких результатов.
1930-е гг. прошли под знаком волнений арабского населения. Главным палестино-израильским противоречием в данный период выступила проблема еврейской эмиграции. Взаимоотношения между евреями и арабами накаля-
лись, что привело к формированию британской королевской комиссии. 7 июля 1937 г. комиссия опубликовала свой отчет, в котором содержался вывод о невозможности разрешения конфликта в рамках единого государства. Предлагалось создание двух независимых государств и обмен населением. Палестинцы отвергли отчет комиссии. Восстание разразилось с новой силой. Главной целью нападавших стали британские власти. Результатом арабского восстания явилось создание британцами Белой книги, налагавшей жесткие ограничения на въезд евреев. Итогом появления Белой книги стала активизация террористической деятельности с еврейской стороны.
Борьба с британцами продолжилась после окончания Второй мировой войны. Данный период стал этапом пристального внимания мировых элит к арабо-израильской проблематике, а также началом участия в процессе мирного урегулирования палестино-израильского противостояния. Первой попыткой мирного урегулирования данного противостояния стало принятие ООН в 1947 г. плана, предполагавшего создание еврейского и арабского государства на подмандатной территории. Большинство стран - участников ООН поддержали данный план, в т.ч. США и СССР. Перспектива создания двух независимых государств на подмандатной территории не устраивала Великобританию, поэтому она воздержалась от голосования и дала обещание освободить территорию Палестины от собственных войск к августу 1948 г. Данный план оказался провальным для процесса мирного урегулирования и привел к резкому недовольству как палестинских арабов, так и в целом арабов Ближнего Востока. В итоге данный план стал причиной арабо-израильской войны.
14 мая 1948 г. Израиль провозгласил независимость, что неизбежно привело к вторжению 5 арабских стран - Сирии, Египта, Иордании, Ливана, Ирака. Они заявили, что на бывшей подмандатной территории должно быть создано объединенное палестинское государство. США, СССР и Израиль заявили, что вторжение арабских стран на территорию Палестины является незаконным актом агрессии. По итогам арабо-израильской войны Израиль провозгласил Иерусалим, который был разделен на две части, своей столицей. Границы арабских государств, участвующих в войне, изменились: Египет получил контроль над сектором Газа, в границы Иордании были включены восточная часть Иерусалима и западный берег реки Иордан. Война за независимость палестинских арабов сформировала острую проблему палестинских беженцев.
Следующее военное столкновение арабов и евреев произошло в 1967 г. - между Израилем и союзом арабских государств (Иордания, Алжир, Сирия, Египет). Длительность войны составила 6 дней, с 5 по 10 июня. По итогам 6-дневной войны Израиль стал победителем, т.к. он захватил сектор Газа и западный берег реки Иордан и провозгласил Иерусалим единым.
По окончании 6-дневной войны в процесс мирного урегулирования арабо-израильского противостояния вступили мировые элиты - они создали документы по мирному урегулированию ситуации. Совет Безопасности ООН в ноябре 1967 г. принял план мирной инициативы, который включал в себя два принципа. Первый принцип предполагал вывод израильских войск с территорий, которые Израиль оккупировал в ходе 6-дневной войны. Второй принцип предлагал прекратить все военные столкновения, признать суверенитет Израиля и Палестины, обеспечить мир и безопасность на территории новообразованных государств.
6 октября 1973 г. началось новое военное арабо-израильское столкновение. Египет и Сирия вторглись на территорию Израиля, что стало началом следующей арабо-израильской войны, которая вошла в историю как война Судного дня (Октябрьская война). 22 октября Совет Безопасности ООН принял резолю-
238
ВлАсть
2020'04
цию № 338 от 1973 г., подтверждавшую принципы, которые были закреплены в плане мирной инициативы, принятом после 6-дневной войны, а также призвал к началу переговорного процесса, направленного на снижение уровня конфликтности на Ближнем Востоке.
Для Израиля и арабских государств война 1973 г. стала слишком тяжелой, обе стороны понесли большие потери. После этой войны был заключен ряд мирных соглашений. В 1979 г. Израиль и Египет подписали мирный договор. В 1982 г. Израиль был вынужден вывести войска и поселенцев с Синайского полуострова; пункты, касающиеся палестинского самоуправления, оставались нереализованными до 1990-х гг. [Носенко, Исаев, Мелкумян 2017: 115].
1960-е гг. стали периодом организации палестинского движения за независимость в политическую сиу. Во второй половине 1950-х гг. появляется Движение за национальное освобождение Палестины (ФАТХ). Первоначально это была военизированная организация, которая совершила серию терактов на территории Израиля. Затем она превратилась политическую партию непризнанного государства Палестины и официально отказалась от террористических методов борьбы. В 1964 г. сформировалась Организация освобождения Палестины (ООП), ядром которой является ФАТХ. ООП создала свой программный документ - Палестинскую хартию, которая призывала к борьбе с государством Израиль. Основными положениями хартии являлись: ликвидация Израиля как суверенного государства; уничтожение сионистского движения на Палестинской территории; утверждение Палестины как неделимого суверенного государства1. Во многих европейских государствах и в США ФАТХ и другие палестинские военизированные группировки признаны террористическими организациями, и их деятельность запрещена. СССР не признал ООП, ФАТХ террористическими организациями и оказывал содействие в их деятельности.
Поддержка СССР ООП означала внесение корректировок в американо-израильский сценарий на Ближнем Востоке. Всестороння поддержка Израиля Соединенными Штатами вызывала опасения у политической элиты СССР, поэтому Советский Союз оказывал многостороннее содействие палестинским арабам. Палестино-израильский конфликт стал плацдармом борьбы двух мировых систем - коммунизма и капитализма. Советская политическая элита в качестве фактора палестино-израильского противостояния выделила борьбу палестинских арабов с американским империализмом и тем самым выявила идеологическую борьбу.
В декабре 1987 г. появляется Исламское движение сопротивления (ХАМАС). Главным программным документом движения стала Исламская хартия, принятая в августе 1988 г. В хартии основой целью ХАМАСа было признано образование единого суверенного палестинского государства на всей территории, которую занимала подмандатная Палестина до образования Израиля в 1948 г.
На рубеже XX в. был предложен ряд мирных инициатив, посвященных урегулированию палестино-израильского конфликта. В 1991 г. впервые палестинские и израильские представители встретились в Мадриде. Решением конференции стало проведение мирных переговоров между Израилем и соседними арабскими государствами.
Норвегия в 1993 г. инициировала мирный процесс. Тогда в Осло состоялись переговоры между Израилем и ООП. По их итогам были достигнуты следующие договоренности: признание права Израиля на мирное существование, признание дальнейшего решения конфликта мирным путем, отказ от террористиче-
ских методов борьбы. Следующие мирные переговоры, получившие название «Осло-2», состоялись в 1995 г. в Вашингтоне и стали продолжением мирной инициативы 1993 г. Предполагалось создать палестинскую автономию, которая будет мирно сосуществовать с израильским правительством, Западный берег реки Иордан и территория сектора Газа были разделены на 3 зоны, управление которыми должны были быть разделены между Израилем и Палестинской национальной администрацией. Договоренности «Осло-2» были сорваны, после чего палестино-израильский конфликт обострился.
История палестино-израильского противостояния и его динамика показывает определенный интерес мировых элит в этом противостоянии. Основным интересом мировых элит на Ближнем Востоке выступает контроль над энергоресурсами. XX в. стал периодом активизации мировых держав в процессе урегулирования палестино-израильского конфликта. СССР и США стремились укрепить свои позиции в Ближневосточном регионе, поэтому в рамках процесса мирного урегулирования палестино-израильского конфликта появилась возможность реализовать свои собственные геополитические интересы.
ООН на протяжении всего арабо-израильского противостояния предпринимала попытки по мирному урегулированию. На протяжении XX в. ООН выступала за право палестинских арабов на самоопределение и создание собственного суверенного государства. Но в направлении мирного урегулирования палестино-израильского противостояния продвинуться не удалось.
Палестино-израильский конфликт является частью арабо-израильского противостояния, поэтому нельзя не отметить роль арабских политических элит в этом противостоянии. В XX в. арабские государства поддерживали палестинских арабов в борьбе за независимость. Они активно выступали на стороне палестинцев в военных столкновениях с Израилем. Такая поддержка объясняется рядом причин. Во-первых, палестинцы относятся к части арабского этноса, что объединяет их с другими арабами Ближнего Востока. Во-вторых, немаловажную роль играет религиозный фактор, что снова объединяет палестинцев с другими ближневосточными арабами. В-третьих, политические элиты ближневосточных государств не заинтересованы в усилении позиций Израиля, т.к. он был искусственно создан по воле европейских государств, а, следовательно, через него европейские немусульманские элиты могут продвигать собственные интересы в Ближневосточном регионе.
В XX в. сформировались основные противоречия между палестинцами и израильтянами, которые делают данный конфликт нерегулируемым. К таким противоречиям относятся: отсутствие собственной территории палестинцев, неопределенность статуса Иерусалима, конфессиональные и межэтнические распри, строительство еврейских поселений, проблема палестинских беженцев. История взаимоотношений палестинцев и израильтян носит антагонистический характер. Палестино-израильское противостояние является межэтническим конфликтом, осложненным религиозным фактором [Григорян, Ароян, Веренич 2018: 125]. Стоит отметить, что мировые элиты играют важную роль в палестино-израильском противостоянии. Помощью мировых элит пользуется как Израиль, так и Палестина, что, в свою очередь, время от времени изменяет баланс сил и усложняет процесс мирного урегулирования. Противоречия, сформировавшиеся в XX в., стали основными причинами неурегулированности палестино-израильского конфликта в новом тысячелетии.
Список литературы
Григорян Д.К., Ароян А.С., Веренич И.Г. 2018. Межэтнические конфликты: типы, содержание и пути преодоления. - Философия права. № 3(86). С. 123-127.
240
ВЛАСТЬ
2 0 2 0 ' 0 4
Исаев Г.Г. 2008. Истоки ближневосточного конфликта: образование государства Израиль. - Pax Islamica. № 1(1). С. 69-82.
Носенко Т.В., Исаев В.А., Мелкумян Е.С. 2017. Палестинская проблема в ближневосточной политике СССР/России. - Вестник МГИМО Университета. № 4(55). С. 113-126.
GRIGORYAN David Kromvelovich, Cand.Sci. (Pol. Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science and Ethno-policy, Southern Russian Institute of Management — Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (70/54 Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344002; [email protected]) KONDRATENKO Evgeniya Nikolaevna, Associate Professor of the Chair of Political Science and Ethno-policy, Southern Russian Institute of Management — Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (70/54Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344002; [email protected]
FARAPONOVA Tatyana Konstantinovna, master student at the Southern Russian Institute of Management — Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (70/54 Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, Russia, 344002; [email protected])
VERENICH Igor Gennadyevich, master student at the Moscow State Institute of International Relations, University of the Ministry for Foreign Affairs of Russia (76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia,119454; [email protected])
THE ISRAELI-PALESTINIAN CONFLICT IN RETROSPECT: THE ROLE OF WORLD ELITES IN THE PROCESS OF PEACEFUL SETTLEMENT
Abstract. The relevance of this article relies on the fact that the Israeli-Palestinian conflict continues to be a zone of destabilization in the Middle East. The authors examine the history of the conflict, the participation of world elites in the settlement of the Israeli-Palestinian conflict until the 21st century. They reveal the main problems of the Israeli-Palestinian conflict, which were formed on the threshold of the 21st century. This article is the first in a series of articles in which the most relevant aspects of the participation of world elites in the Israeli-Palestinian peace settlement will be considered. Keywords: geopolitics, Israeli-Palestinian conflict, Arab-Israeli confrontation, peace process, world elites, Jewish emigration