Научная статья на тему 'Новый курс Б. Обамы в палестино-израильском конфликте'

Новый курс Б. Обамы в палестино-израильском конфликте Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1631
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / USA / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / MIDDLE EAST / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / ISRAELI-PALESTINIAN CONFLICT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Илья Юрьевич

Статья посвящена анализу внешней политики США в отношении палестино-израильского конфликта в период нахождения Б. Обамы на посту президента. Особое внимание уделяется новому вектору в переговорном процессе по ближневосточному урегулированию, который задал Б. Обама. Также делается акцент на специфике американо-израильских отношений и влиянии израильского лобби на процесс принятия политических решений в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Deal of Barack Obama in the Israeli-Palestinian Conflict

The author analyses the U.S. foreign policy in the Israeli-Palestinian conflict during the presidency of Barack Obama. Particular attention is paid to the new vector of the negotiations in the Middle East. The article also focuses on the peculiarities of US – Israel relations as well as the role of the Israeli lobby in the decision-making process in the United States.

Текст научной работы на тему «Новый курс Б. Обамы в палестино-израильском конфликте»

III. 2. АМЕРИКА И МИР

И.Ю. Кравченко

«НОВЫЙ КУРС» Б. ОБАМЫ В ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОМ КОНФЛИКТЕ

Статья посвящена анализу внешней политики США в отношении палестино-израильского конфликта в период нахождения Б. Обамы на посту президента. Особое внимание уделяется новому вектору в переговорном процессе по ближневосточному урегулированию, который задал Б. Обама. Также делается акцент на специфике американо-израильских отношений и влиянии израильского лобби на процесс принятия политических решений в США.

Ключевые слова: США, Ближний Восток, внешняя политика, палестино-израильский конфликт.

Палестино-израильский конфликт по праву считается одним из самых затяжных в современной истории. Он приобрел региональный статус с появлением государства Израиль в 1948 г. и стал постоянным катализатором арабо-израильских противоречий.

Этот конфликт многогранен, а степень его агрессивности постоянно нарастет, что заставляет международное сообщество вновь и вновь обращаться к проблеме его мирного урегулирования.

Главным инициатором данного процесса выступают Соединенные Штаты. Благодаря их посредничеству был предпринят ряд шагов по урегулированию конфликта: саммит в Кэмп-Дэвиде 1978 г.1, Мадридская конференция 1991 г.2, соглашения Осло3, Каирское соглашение 1994 г.4, план «Дорожная карта» 2003 г.5 Первыми признав независимое Государство Израиль, США всячески поддерживали его, считая своим союзником на Ближнем Востоке.

С самого начала пребывания Барака Обамы на посту президента США на него возлагали надежды как на президента-реформатора.

© Кравченко И.Ю., 2013

Но каковы были и остаются его намерения относительно Ближнего Востока в целом и Государства Израиль в частности? Продолжает ли он сформировавшийся курс на поддержку Израиля или же осуществляет его реальное обновление?

В качестве исходной точки рассуждений можно обратиться к анализу речи Барака Обамы, произнесенной им в Каире 4 июня 2009 г. Тогда Обама призвал к обновлению отношений между США и мусульманами на основе «взаимного интереса и взаимного уважения». Он признал важный вклад, который они внесли в искусство, естественные науки, философию и медицину и пообещал бороться против негативных стереотипов в отношении исламского мира. Обама также подчеркнул необходимость проведения политики толерантности, направленной на сохранение этнокультурных различий в странах с преобладающим мусульманским населением. Но самое главное в речи президента США - это его стремление положить конец вражде между Израилем и палестинцами6.

Еще до знаменитой каирской речи Обамы прошли переговоры между США и Израилем на разных уровнях. 6 апреля 2009 г. состоялась первая после формирования нового правительства официальная встреча представителей США с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху. Документы, обнародованные WikiLeaks, свидетельствуют об истинных намерениях США в отношении Израиля. Прежде всего следует упомянуть закон об иранском импорте нефтепродуктов, который рассматривался в Конгрессе. Представитель США дал понять, что нефтепродукты в Иран поставляют только четыре или пять компаний, и на большинство из них США могут оказать влияние7. Один из сенаторов, участвовавших в переговорах, добавил, что Европа на протяжении пяти лет пыталась убедить Иран, но это не помогло. И хотя президент Обама будет и дальше следовать идее урегулирования путем переговоров, они вряд ли увенчаются успехом8.

В документах, опубликованных WikiLeaks, говорится и об израильской позиции в переговорах с США по ближневосточному урегулированию. Так, в синопсисе к одному из секретных донесений подчеркивается, что Нетаньяху назвал разработку ядерного оружия событием настолько важным для мирового сообщества, что все остальные вопросы в сравнении с ним незначительны9. Касательно вопроса о Палестине премьер-министр Израиля обратил внимание на три аспекта - политический, экономический и вопрос о безопасности. Нетаньяху высказал готовность пересмотреть свою политику в отношении палестинцев. При этом, как он подчеркнул, правительство, а также 80% израильтян полагают, что у палестин-

цев должно быть право на самоуправление, но с ограничениями, обеспечивающими безопасность Израиля. Премьер-министр Израиля заявил, что разница между его подходом и подходом лидера оппозиции Ципи Ливни заключается только в формулировке конечной цели, а именно решения, подразумевающего существование двух государств.

Нетаньяху согласился с комментарием сенатора Сешенса о необходимости работающих судов, тюрем и полиции на палестинских территориях, в то же время настаивая на том, что если Израиль покинет Западный берег, ХАМАС10 захватит власть. Улучшение экономической ситуации не заменит политического урегулирования, но изменит обстановку и продемонстрирует палестинцам преимущества мирного решения конфликта. Нетаньяху также выдвинул одно условие: если у Ирана будет ядерное оружие, то попытки мирного урегулирования не приведут к реальным резуль-татам11. Предрекая, что его правительство приятно удивит многих критиков, Нетаньяху в заключение выразил надежду выработать подход к решению проблемы совместно с президентом Обамой.

Итог встречи говорит о том, насколько для Израиля проблема Палестинской автономии не является первостепенной: акцент делается все же на Иран. То есть получается, что Израиль вполне готов к переговорам о создании государства палестинцев. Заметим, он был к этому готов еще несколько лет назад.

23 февраля 2011 г. в Катаре спутниковый телеканал «Аль-Джа-зира» сообщил о получении доступа к более чем 1600 конфиденциальным файлам, имеющим отношение к палестино-израильским переговорам и охватывающим период с 2000 по 2010 г. Речь идет о стенограммах встреч, электронной переписке и других методах коммуникации между палестинскими, израильскими и американскими дипломатами. Эти источники никто так и не увидел.

Но если все же верить информации «Аль-Джазиры», то получается, будто палестинская делегация на переговорах объявила о готовности пойти на ряд уступок, в том числе признать законными все построенные на территории Восточного Иерусалима израильские поселения12.

Вторая сенсация заключается в том, что власти ПНА13 предлагали израильтянам создать совместный комитет и передать в его ведение Храмовую гору, на которой находятся мусульманские и иудейские святыни - мечеть Аль-Акса и Стена Плача14.

«За нынешним скандалом не стоит большой политической игры. Вероятно, кто-то из секретарей или референтов нынешней ПНА решил подзаработать, чем не преминула воспользоваться

"Аль-Джазира". Достоверность "уплывших" документов сомнения не вызывает. Но на самом деле в них нет ничего принципиально нового. Тот факт, что подобные переговоры велись, известен», - сообщил корреспонденту «Известий» президент Института Ближнего Востока Е.Я. Сатановский15.

Из всего вышесказанного следует, что Израиль готов на определенные уступки или хотя бы на переговоры с палестинцами.

3 мая 2011 г. был подписан договор о примирении между представителями конфликтующих палестинских группировок ФАТХ16 и ХАМАС17. Речь идет о поворотном событии, удивившем не только международное сообщество, но, по некоторым утверждениям, и сам ФАТХ.

В соответствии с соглашением должно было быть создано временное правительство национального единства, состоящее из так называемых технократов, т. е. министров, не принадлежащих ни к одной из группировок18. Делалось заявление о намерении временного правительства заниматься исключительно внутренними вопросами и подготовкой к выборам. На самом же деле для палестинцев основным остается один вопрос - признание их «государства» мировым сообществом в лице ООН.

В сущности в 2010 г. Генассамблея уже рекомендовала создать палестинское государство и даже настаивала на границах 1967 г. 15 декабря 1988 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 177/43, которая одобрила «провозглашение палестинского государства» Ясиром Арафатом. Он сделал это заявление на заседании Палестинского национального совета в Алжире 15 ноября 1988 г.19

За эту резолюцию, признавшую «необходимость дать палестинскому народу возможность осуществить свой суверенитет на территории, оккупированной в 1967 г.», проголосовали тогда 104 члена ООН. Израиль и США проголосовали против и 36 стран воздержались. С тех пор были приняты еще несколько резолюций, включая декабрьское решение 2008 г., признавшее право палестинцев на независимое государство. Но ни одна из них не создала новую юридическую реальность и не привела к изменению на местности20.

Более сотни стран готовы к такому шагу, в том числе и в Европе. Более того, Всемирный банк, МВФ и ООН в опубликованных в 2011 г. докладах утверждают, что премьер-министру палестинского правительства Саламу Файяду удалось создать политические и экономические институты, необходимые для появления жизнеспособного государства21.

Согласиться с этим трудно. Опираясь на данные об уровне жизни, образовании и продолжительности жизни на палестин-

ских территориях, можно сделать вывод, что в будущей стране просто нет фундамента для создания по-настоящему независимого государства22. В таких условиях эйфория, которую вызовет подобное решение, довольно быстро пройдет, и наступит период тяжелейших социальных, экономических и политических потрясений. Угроза терроризма от радикальных исламистов не исчезнет, а может быть, даже увеличится. Все это может привести только к эскалации конфликта.

19 мая 2011 г. Барак Обама выступил с речью, посвященной ситуации вокруг Ближнего Востока и Северной Африки. В ней он уделил внимание и палестино-израильскому конфликту. Обама заявил: «США уверены, что в результате переговоров должны быть образованы два государства и установлены постоянные границы Палестины с Израилем, Египтом и Иорданией, а также постоянная граница между Израилем и Палестиной»23.

Но самым важным в его речи было другое. Граница между Израилем и будущим палестинским государством, по словам президента, «должна пролегать по линиям 1967 г. при взаимно согласованном обмене территориями, таким образом, чтобы установить безопасные и признаваемые обоими государствами границы»24. «Мечты о еврейском демократическом государстве не могут существовать одновременно с постоянной оккупацией», -резюмировал Обама.

Ответная реакция Израиля не заставила себя долго ждать. В заявлении Нетаньяху говорилось о том, что возвращение к границам 1967 г. угрожает безопасности Израиля25. Он также подчеркнул, что данное решение не отвечает реалиям сегодняшнего дня, поскольку за все эти годы на так называемых оккупированных территориях обосновались десятки тысяч граждан Израиля, и уходить они явно никуда не собираются26.

На следующий день после заявления Обамы Нетаньяху совершил заранее запланированный визит в США. Но в ходе переговоров по палестино-израильскому конфликту лидерам двух стран договориться не удалось. Нетаньяху заявил о готовности идти «на широкий компромисс» для достижения мира, однако делаться это будет, исходя из современных реалий27. Он еще раз подчеркнул, что Израиль готов сесть за стол переговоров, но только при двух условиях: отказ Аббаса от переговоров с ХАМАС и отказ от идеи возвращения к границам 1967 г.28

Однако мировое сообщество не согласилось с доводами израильского премьер-министра. Сначала инициативу Обамы поддержал ЕС, а затем и все остальные члены ближневосточного «квартета».

В заявлении, опубликованном на сайте ООН 20 мая 2011 г., говорится, что члены «квартета» выражают «решительную поддержку» Обаме, который 19 мая изложил свое видение путей разрешения палестино-израильского конфликта29. Как подчеркнули авторы документа, решение территориальных споров, существующих между Израилем и палестинцами, является залогом урегулирования конфликта и обеспечения безопасности в регионе. «Квартет» призвал Израиль и Палестинскую автономию возобновить прямые двусторонние переговоры «без задержек и предварительных условий»30.

Таким образом, члены ближневосточного «квартета» решили не упускать шанс разрешить конфликт в условиях, когда самый последовательный сторонник Израиля - США высказал идею о палестинском государстве и возврате к границам 1967 г.

Обама же вновь пытался урегулировать конфликт. 22 мая 2011 г. на ежегодном съезде АЙПАК31 он заявил, что американская администрация выйдет за рамки стандартного сотрудничества с Израилем в области обороны, дабы «поддержать качественное военное превосходство» еврейского государства32.

На встрече с представителями израильского лобби Обама заметил, что его позиция изначально была неверно истолкована. По его словам, он также предлагал Израилю и палестинцам произвести обмен территориями по взаимной договоренности. «В моем предложении не было ничего особенно нового», - заключил президент США33.

Обама подчеркнул, что любая отсрочка в урегулировании конфликта с палестинцами подрывает безопасность Израиля. «Мы не можем себе позволить ждать еще 10 лет, или 20, или 30, чтобы достичь мира», - заявил американский президент34.

На очередном съезде АЙПАК, состоявшемся 4 марта 2012 г., Обама заявил о своих намерениях без колебаний использовать силу для защиты интересов США, важной составляющей которых был и остается Израиль35. Касаясь же вопроса об Иране, Обама выразил надежду, что «время дипломатии и мирного урегулирования еще не упущено»36. Однако главной стала следующая мысль: «Моя администрация доказала, насколько важен для нас Израиль и его безопасность <...> Все действия США на протяжении этих лет доказали: мы никогда не отступимся от наших идеалов»37. Тем не менее Обама напомнил о необходимости достижения мира, столь своевременного, в том числе и для Израиля, в связи с нестабильностью ситуации в связи с «Арабской весной».

При этом правомерно задать вопрос: «Приведет ли создание независимого палестинского государства к решению проблемы?» Это маловероятно, так как в рядах самих палестинцев немало сто-

ронников радикального решения израильского вопроса, а появление государства с таким контингентом у самых границ, а в случае с Иерусалимом и внутри Израиля, приведет лишь к возобновлению вооруженного противостояния.

В то же время попытки жесткого воздействия на Израиль заранее обречены на провал. Выселение более 300 тыс. человек с территорий, которые те обживали в течение 40 лет, может привести к народным волнениям в самой стране. Ведь по опросам более половины израильтян (в число которых входит и арабское население Израиля) против создания палестинского государства38.

Известный востоковед Г.И. Мирский полагает, что создание единого государства для арабов и евреев - это утопия39. При этом ученого беспокоит численное превосходство коренных жителей Палестины. Арабы будут требовать возвращения беженцев. А что это значит? Их два с половиной миллиона, они живут на соседних территориях. Но если даже половина из них согласилась бы вернуться, то через несколько лет государство Израиль было бы уже не еврейским, а арабско-еврейским (рождаемость арабов 3,2% в год, а евреев 2,6%). Ни одно израильское правительство на это не пойдет, поскольку это приведет к возникновению мощнейшего кризиса в стране40.

Несмотря на довольно жесткие высказывания в отношении Израиля как Барака Обамы, так и Хилари Клинтон, особенно по вопросу о строительстве поселений, США продолжают следовать неизменному курсу и поддерживают Израиль. Это ясно показывает решение США воспользоваться правом вето при голосовании в Совете Безопасности ООН по вопросу о принятии резолюции, осуждающей строительство поселений Израилем. Произошло это 19 февраля 2011 г. Остальные 14 членов Совета Безопасности поддержали резолюцию, одобренную не менее 130 странами, а также Организацией освобождения Палестины41.

«Как мы неоднократно говорили, вопрос постоянного статуса [Палестины] может быть решен только путем переговоров, а не обращениями в Совет Безопасности. Резолюция только усложнит усилия по достижению этой цели», - заявила заместитель посла США в ООН Розмари ди Карло42.

Стоит отметить, что это - первое вето, наложенное администрацией президента Обамы, обещавшего улучшить отношения с мусульманским миром. И применение вето является не только доказательством преемственности курса в отношении палестино-израильского конфликта, но также прямое воплощение Стратегии национальной безопасности США от 2010 г.43

В ней особо выделялся один региональный приоритет США в мире - «Большой Средний Восток», где Америка продолжит опираться на союз с Израилем и именно в этом сотрудничестве искать путь решения палестино-израильского конфликта44.

В 2012 г., на волне революции, прокатившейся по арабским странам Северной Африки и Ближнего Востока, было подписано мирное соглашение между двумя противоборствующими блоками - ФАТХ и ХАМАС при посредничестве Египта45. Договор стал возможным после того, как с поста президента Египта ушел Хосни Мубарак, а власть постепенно начали занимать радикальные военные «Братьев мусульман».

Администрация Б. Обамы занимала негативную позицию по отношению к ХАМАС, поскольку штаб-квартира группировки базировалась во втянувшейся в арабскую революцию Сирии. Израильское лобби не могло оставить историческую родину в кольце радикальных мусульманских режимов. Нетаньяху при поддержке США был вынужден требовать от Аббаса выбора из двух условий: мир с Израилем или мир с ХАМАС. В 2011 г. М. Аббас подал заявку в ООН о признании государства Палестины и одновременно определил свою участь. США твердо выступили против на голосовании ГА ООН о вступлении Палестины в члены ООН в качестве полноправного государства. Дискуссии ведутся до сих пор: меры, предпринимаемые Белым домом, являются шагами на пути к миру между Израилем и Палестиной, или хуже того - они работают против самого Израиля46.

Сложная ситуация вокруг статуса Иерусалима не была поставлена в «повестку дня» американской администрацией, однако разговоры шли только о прекращении поселенческой деятельности. Негативным фактором, угрожающим безопасности Израиля, стало масштабное ослабление влияния блока ФАТХ во главе с М. Аб-басом среди населения и возрастание влияния террористической группировки ХАМАС. В конечном счете политику Обамы можно назвать несостоятельной: шаги по «усаживанию» сторон за стол переговоров не были доведены до конца, что завершилось односторонними действиями Аббаса по вступлению в ООН47. Израиль не намерен вести переговоры с палестинцами, пока они находятся в мирном соглашении с боевиками ХАМАС, не намерен освобождать оккупированные территории 1967 г. Одновременно ХАМАС не собирается признавать существование Израиля, регулярно выпуская ракеты, нацеленные на израильские территории.

В настоящий момент в Конгрессе все чаще звучит мнение о том, что Обама утрачивает влияние на Ближнем Востоке. Так,

в октябре 2013 г. в статье «Обама теряет Ближний Восток и не защищает интересы США в регионе» сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм заявляют: «Соединенные Штаты переживают серьезный провал своей политики и утрату авторитета на Ближнем Востоке. <...> События в этом регионе развиваются в опасном направлении, и практически нет оснований рассчитывать, что у администрации Обамы имеется стратегия защиты интересов и ценностей США в этой критически важной части мира»48.

В целом ближневосточная политика Обамы отличается осторожностью, ведь изначально была поставлена задача улучшить американский имидж в мусульманском мире. Более того, в качестве приоритетных направлений рассматривалась гармонизация палестино-израильских отношений, а затем и разрешение остальных арабских конфликтов.

Многие президенты Соединенных Штатов, в том числе и Барак Обама, стремились стать личностью, благодаря которой было бы подписано мирное палестино-израильское соглашение. Каждый президент добивался тех или иных результатов разными методами, сохранявшимися в наследство следующему лидеру страны. Джордж Буш-мл. посеял «зерно раздора» среди арабских стран, проводя жесткую политику превентивных ударов и широкого распространения демократических идеалов на Ближнем Востоке. Вполне очевидно, что Обаме было необходимо выстраивать свой курс во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока на основе мирных инициатив с целью создания базы для новых проектов. С этой точки зрения политика осторожности Обамы вполне объяснима. Хотя у такой политики были и есть критики, прежде всего из числа республиканцев-консерваторов и их сторонников. В своей статье эксперт Брукингского Института Майкл Доран заявил: «"Доктрина Эйзенхауэра"49 положила начало американскому лидерству на Ближнем Востоке, и каждый (американский. - И. К.) президент следовал этому курсу. Каждый, кроме теперешнего. <...> В отличие от своих предшественников Б. Обама уверен, будто для США лучшей политикой будет робко стоять в стороне»50.

Таким образом, США вынуждены проводить политику лавирования между поддержкой интересов Израиля и ростом влияния в арабском мире. К приоритетным для Обамы задачам относится и сохранение поддержки израильского лобби внутри США. В то же время Белый дом придерживается жесткой позиции в отношении поселенческой деятельности Израиля и одновременно блокирует резолюции ООН об израильском строительстве на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме.

Выдвижение Вашингтоном условий вместо оказания реального давления на правительство Израиля является одним из аспектов, тормозящих процесс мирного урегулирования. Более того, можно говорить о том, что утопическое требование США полностью заморозить строительство поселений отстранило самого М. Аббаса от переговоров. Он был поставлен в сложное положение, при котором нельзя требовать от израильтян меньше, чем требует президент Соединенных Штатов. Идя на уступки, Аббас потерял бы лицо среди палестинского народа и вошел бы в историю как неудачный политик и дипломат. В итоге возник сложный клубок противоречий, распутывание которого на сегодняшний день остается самой сложной задачей.

Слабым звеном в концепции внешнеполитической деятельности Обамы был акцент на общественном мнение мусульманского мира при одновременном игнорировании общественных взглядов израильтян, на которые опирается Нетаньяху в проведении своей политики и благодаря поддержке которых ему удается столь жестко отстаивать национальные интересы.

Речь, произнесенная в Каирском университете, являлась единственным выступлением Обамы на Ближнем Востоке вплоть до 2013 г. Таким образом, он потерял возможность оказывать реальное влияние на израильское общественное мнение51. На этот факт ему неоднократно указывали и Дж. Байден, и Х. Клинтон, и Д. Росс. Успешно переизбравшись на пост главы государства в 2012 г., Барак Обама предпринял вторую попытку добиться мира на ближневосточном направлении.

В 2013 г. в своей поездке по Ближнему Востоку Обама сделал ставку на студенческую аудиторию Израиля, выступив в Университете Иерусалима. В своей речи президент США предложил избирателям активно участвовать в политической жизни государства, потому что от их мнения зависит будущее, и в первую очередь принятие соответствующих решений по созданию Палестинского государства52.

Барак Обама пытается оставить о себе память как о прогрессивном политике. Да и вручение Нобелевской премии обязывает. Американские войска были выведены из Ирака, начал осуществляться вывод войск США из Афганистана. Параллельно Обама взялся за решение «старого» палестино-израильского конфликта. Однако тут, к сожалению, дальше ярких речей дело пока не продвинулось. В настоящий момент сложилась такая ситуация, при которой ни израильтяне, ни палестинцы не могут пойти на необходимый для мирного процесса компромисс, даже если бы они могли согласовать формулировки соглашения. Несмотря на заявление Обамы о

важности Азиатского региона, США и впредь придется иметь дело с ближневосточным конфликтом, вызывающим резонанс далеко за пределами Ближнего Востока.

Примечания

Camp David Accords, 17 Sep. 1978 [Электронный ресурс] // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.il/mfa/foreignpolicy/peace/guide/ pages/camp%20david%20accords.aspx (дата обращения: 01.11.2013). The Madrid Framework, 28 Jan. 1999 [Электронный ресурс] // Ibid. URL: http://www.mfa.gov.il/mfa/foreignpolicy/peace/guide/pages/the%20madrid%20 framework.aspx (дата обращения: 01.11.2013).

Tristam P. Declaration of Principles On Interim Self-Government Arrangements. The Oslo Accords Between Israel and Palestine, Sept. 13, 1993 [Электронный ресурс] // About.com. Middle East Issues. URL: http://middleeast.about.com/od/ documents/a/Declaration-Of-Principles.htm (дата обращения: 01.11.2013). 1994 Agreement on the Gaza Strip and the Jericho Area, May 4, 1994 [Электронный ресурс] // ProCon.org. URL: http://israelipalestinian.procon.org/view.back-ground-resource.php?resourceID=923 (дата обращения: 01.11.2013). The roadmap: Full text [Электронный ресурс] // BBC News. URL: http://news. bbc.co.uk/2/hi/middle_east/2989783.stm (дата обращения: 01.11.2013). Obama's Speech in Cairo [Электронный ресурс] // The New York Times. URL: http:// www.nytimes.com/2009/06/04/us/politics/04obama.text.html?pagewanted=all&_ r=0 (дата обращения: 01.11.2013).

WikiLeaks: Избранные материалы / Сост. В. Апанасик. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. С. 217. Там же. С. 218. Там же. С. 216.

ХАМАС - Исламское движение сопротивления, палестинское исламистское движение и политическая партия. ХАМАС признан террористической организацией во многих странах мира, включая США и Израиль. WikiLeaks: Избранные материалы... С. 218.

«Аль-Джазира» раскрыла секретные детали палестино-израильских переговоров [Электронный ресурс] // Лента.Ру. URL: http://lenta.ru/news/2011/01/24/ leaked/ (дата обращения: 01.11.2013).

ПНА - Палестинская национальная администрация. Руководящие органы, созданные для управления территориями сектора Газа и частью территорий Западного берега реки Иордан.

Сурков Н. «Аль-Джазира» рискует похоронить мирный процесс [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/world/2011-01-25/7_ al_jazira.html (дата обращения: 01.11.2013).

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Забродина Е. Делится ли Храмовая гора? [Электронный ресурс] // Известия. URL: http://www.izvestia.ru/world/article3150774/ (дата обращения: 01.11.2013).

ФАТХ - движение за национальное освобождение Палестины, палестинская военизированная организация и одна из основных политических партий Палестинской автономии.

Agreement between Fatah and Hamas, Cairo, 3 May 2011 [Электронный ресурс] // United Nations Peacemaker. URL: http://peacemaker.un.org/sites/peacemaker. un.org/files/0Pt_AgreementFatahHamas2011.pdf (дата обращения: 01.11.2013). МагенЦви. Палестинское примирение: возможные последствия [Электронный ресурс] // Ежедневный журнал. URL: http://ej.ru/?a=note&id=11006 (дата обращения: 01.11.2013).

A/RES/43/177. Question of Palestine [Электронный ресурс] // United Nations.

URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/531/56/

IMG/NR053156.pdf?0penElement (дата обращения: 01.11.2013).

Правда и фантазии о признании палестинского государства в ООН

[Электронный ресурс] // Израильское информационное агентство. URL:

http://www.zman.com/news/2011/05/05/100776.html (дата обращения:

01.11.2013).

Анри М. Израиль опасается «дипломатического цунами» [Электронный ресурс] // Inopressa. URL: http://www.inopressa.ru/article/15Apr2011/lefigaro/ israel.html (дата обращения: 01.11.2013).

Palestinian Central Bureau of Statistics, 2011. Palestine in Figures 2010 [Электронный ресурс] // Palestinian Central Bureau of Statistics. URL: http://www.pcbs.gov.ps/ Portals/_PCBS/Downloads/book1749.pdf (дата обращения: 01.11.2013). Obama's Speech on U.S. Policies in Middle East and North Africa [Электронный ресурс] // IIP Digital. URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/text-trans/2011/05/20110519124857su0.5616201 .html#axzz 1 Mv4EkmCT (дата обращения: 01.11.2013). Ibid.

Нетаньяху не поддержал предложение Обамы [Электронный ресурс] // SITEUA. Новостной портал. URL: http://siteua.org/Мир/259507/Нетаньяху_ не_поддержал_предложение_Обамы (дата обращения: 01.11.2013). Там же.

США - Израиль: разногласия по ближневосточному процессу остаются [Электронный ресурс] // Голос Америки. URL: http://www.golos-ameriki.ru/ content/us-israel-relations-2011-05-20-122316449/234722.html (дата обращения: 01.11.2013). Там же.

Middle East Quartet fully supports U.S. President's vision for Israeli-Palestinian peace [Электронный ресурс] // United Nations. URL: http://www.un.org/ News/ossg/hilites.htm (дата обращения: 01.07.2013).

15

16

17

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

30 Ibid.

31 АЙПАК (AIPAC) - Американо-израильский комитет по общественным связям, американская общественная организация, целью которой является оказание влияния на проведение произраильского курса во внешней политике США.

32 Обама гарантировал Израилю «качественное военное превосходство» [Электронный ресурс] // Лента.Ру. URL: http://lenta.ru/news/2011/05/22/ obama/ (дата обращения: 01.11.2013).

33 Там же.

34 Там же.

35 Obama's AIPAC speech [Электронный ресурс] // The Guardian. URL: http:// www.guardian.co.uk/world/2012 /mar/04 /obama-aipac-speech-read-text (дата обращения: 01.11.2013).

36 Ibid.

37 Ibid.

38 74% процента граждан Израиля против создания палестинского государства [Электронный ресурс] //9 канал. URL: http://9tv.co.il/news/2012/02/28/121358. html (дата обращения 07.11.2013).

39 Куда катится Газа? [Электронный ресурс] // Лента.Ру. URL: http://www. lenta.ru/conf/mirskiy/ (дата обращения: 01.11.2013).

40 Там же.

41 США отклонили арабскую резолюцию по еврейским поселениям [Электронный ресурс] // BBC. Русская служба. URL: http://www.bbc.co.uk/ russian/international/2011 /02/110219_us_veto_arab_resolution.shtml (дата обращения: 01.11.2013).

42 Там же.

43 National Security Strategy, 2010 [Электронный ресурс] // The White House. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_ strategy.pdf (дата обращения: 01.11.2013).

44 Ibid.

45 Игошина Ж. ФАТХ и ХАМАС: долгожданное перемирие? [Электронный ресурс] // Новое Восточное обозрение. 2012. Май. URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/117236 (дата обращения: 01.11.2013).

46 Siniver A. Change nobody believes in: Obama and the Israeli-Palestinian conflict [Электронный ресурс] // Taylor & Francis Online. URL: http://www.tandfon-line.com/doi/pdf/10.1080/09592296.2011.625825 (дата обращения: 01.11.2013).

47 Сова Е. Президент Обама: союз с Израилем вечен [Электронный ресурс] // BBC. Русская служба. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/ international/2013/03/130319_obama_israel_visit.shtml (дата обращения: 01.11.2013).

48 McCain J., Graham L. Obama is failing the Middle East, and U.S. interests there [Электронный ресурс] // The Washington Post. URL: http://www.

washingtonpost.com/opinions/mccain-and-graham-obama-is-failing-the-middle-east-and-us-interests-there/2013/10/25/47e8f016-3d83-11e3-a94f-b58017bfee6c_story.html (дата обращения: 01.11.2013).

«Доктрина Эйзенхауэра» была разработана в 1957 г. В соответствии с ней США приняли обязательство оказывать экономическую и военную помощь странам региона, становящимся объектом агрессии международного коммунизма. Она была негативно воспринята большинством арабских стран. Особенно резко против нее выступили, как и ожидалось, Египет и Сирия. Doran M. Is Obama Like Ike? [Электронный ресурс] // Commentary Magazine. URL: http://www.commentarymagazine.com/article/is-obama-like-ike/ (дата обращения: 01.11.2013).

Индик М, Либерталь К., О'Хэнлон М. Оценка внешней политики Обамы [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. URL: http://www. globalaffairs.ru/number/0tcenka-vneshnei-politiki-0bamy-15602 (дата обращения: 01.11.2013).

Яковина И. Крестовый поход Обамы [Электронный ресурс] // Лента.Ру. URL: http://www.lenta.ru/articles/2013/03/25/obama/ (дата обращения: 01.11.2013).

49

50

51

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.