Научная статья на тему 'Конституционно-правовые механизмы воздействия Израиля и Палестины на осуществление исполнительной власти'

Конституционно-правовые механизмы воздействия Израиля и Палестины на осуществление исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
615
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПАЛЕСТИНА / ИЗРАИЛЬ / КОНСТИТУЦИЯ / ХАМАС / ИЕРУСАЛИМ / ФАТХ / STATE / PALESTINE / ISRAEL / JERUSALEM / CONSTITUTION / HAMAS / FATAH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бассам Ахмед Кавасми

Данная статья посвящена основным особенностям Конституционно-правового механизма Израиля и Палестинской автономии на современном этапе. Рассматриваются правовые аспекты деятельности названных государств. Анализируются преимущества и недостатки в законодательстве этих стран при осуществление исполнительной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal mechanisms for the impact of Israel and Palestine to exercise executive power

This article is devoted to the basic features of a constitutional and legal mechanism of Israel and the Palestinian Authority at the present stage. We consider the legal aspects of the activities identified by the State. Advantages and disadvantages in the legislation of these countries in the implementation of the executive

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые механизмы воздействия Израиля и Палестины на осуществление исполнительной власти»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЗРАИЛЯ И ПАЛЕСТИНЫ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Бассам Ахмед Кавасми, аспирант кафедры международного конституционного права

Петербургский Государственный Университет

Аннотация. Данная статья посвящена основным особенностям Конституционно-правового механизма Израиля и Палестинской автономии на современном этапе. Рассматриваются правовые аспекты деятельности названных государств. Анализируются преимущества и недостатки в законодательстве этих стран при осуществление исполнительной власти

Ключевые слова: государство, Палестина, Израиль, Конституция, Хамас, Иерусалим, Фатх

Контакты автора: [email protected]

CONSTITUTIONAL AND LEGAL MECHANISMS FOR THE IMPACT OF ISRAEL AND PALESTINE TO EXERCISE EXECUTIVE POWER

Bassam Ahmed Qawasmi Postgraduate student of

the department of international constitutional law

Law Faculty PetrSU

The Summary. This article is devoted to the basic features of a constitutional and legal mechanism of Israel and the Palestinian Authority at the present stage. We consider the legal aspects of the activities identified by the State. Advantages and disadvantages in the legislation of these countries in the implementation of the executive

Keywords: state, Palestine, Israel, Jerusalem, Constitution, Hamas, Fatah

30 октября 1991 года в Мадриде была созвана Мирная конференция по Ближнему Востоку. Ее целью было достижение справедливого, прочного и всеобъемлющего мирного урегулирования через прямые переговоры по двум каналам: между Израилем и арабскими государствами, а также между Израилем и палестинцами. В основу переговоров легли резолюции Совета Безопасности 242 (1967) и 338 (1973) (формула «земля в обмен на мир». Ряд последующих переговоров позволил достигнуть взаимного признания между правительством государства Израиль и Организацией освобождения Палестины как представителем палестинского народа, а также подписания обеими сторонами в Вашингтоне 13 сентября 1993 года Декларации принципов о временных мерах по самоуправле-

нию. Кроме этого, осуществление последующих соглашений привело к ряду таких позитивных изменений, как частичный вывод израильских сил, выборы в палестинский Совет и учреждение института президентского правления Палестинской автономии, частичное освобождение заключенных и создание действенных административных органов в районах палестинского самоуправления. Организация Объединенных Наций принимала активное участие в мирном процессе как в роли гаранта международной законности, так и в части мобилизации и предоставления международной помощи. В 2000 и 2001 годах, израильтяне и палестинцы вели переговоры по соглашению об окончательном статусе, которое осталось нереализованным.

В 2000 году противоречивый визит в священный двор Харам-аш-Шариф в Иерусалиме бывшего в то время лидером «Ликуда» Ариэля Шарона привел к вспышке второй «интифады». Следстствием этих действий стал рост числа жертв, повторная оккупация территорий под палестинским самоуправлением, вооруженные вторжения, внесудебные казни подозреваемых палестинских бойцов, совершаемые самоубийцами взрывы, ракетные и минометные обстрелы, а также разрушение зданий. На Западном берегу Израиль начал строительство разделительной стены, проходящей по оккупированной палестинской территории, что в

2004 году было признано Международным Судом незаконным. В 2002 году Совет Безопасности принял резолюцию 1397, подтверждающую видение региона как места, где два государства, Израиль и Палестина, живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. В 2003 году ближневосточная «четверка» (США, ЕС, Россия, и ООН), одобрили детальную «дорожную карту«, направленную на реализацию идеи о двух государствах, закрепленную в резолюции 1515 Совета Безопасности. В

2005 году Израиль, в рамках своего «Плана размежевания», вывел своих поселенцев и войска из секто ра Газа, сохранив при этом эффективный контроль над его границами, побережьем, и воздушным пространством. После выборов в палестинский законодательный Совет в 2006 году, «четверка» пришла к выводу о том, что будущая помощь Палестинской автономии будет пересмотрена донорами в свете обязательства нового правительства по отказу от насилия, признания Израиля, и принятия предыдущих соглашений.

Палестинские беженцы упорно настаивают на своем праве на возвращение в свои дома и деревни и решительно отвергают все попытки переселения их из пределов родной земли. Было предпринято в общей сложности 243 попытки переселения. Хотя ООН 110 раз переподтверждала резолюцию № 194 и другие, которые призывают к репатриации беженцев, ни одна из них до сих пор не выполняется из-за отказа израйльского образования и отсутствия желания и заинтересованности супердержав

и мирового сообщества в содействии их реализации. В 2000 году число палестинских беженцев, изгнанных в 1948 году и их потомков составляло более 5 миллионов. Еще одному миллиону беженцев с Западного берега и сектора Газа так же отказано в праве вернуться на родину. В связи с этим общее число палестинских беженцев составляет 6 миллионов человек (почти 70% палестинского народа). Проблема палестинских беженцев -самая старая и самая трагическая гуманитарная проблема 20-го века, которая до сих пор остается не ре-шенной.1

С 1949 года до начала 70 годов ООН рассматривала палестинскую проблему как проблему беженцев. Однако, после 1974 года она начала принимать резолюции, большую часть - на Генеральной Ассамблее, которые подтверждали право палестинцев на самоопределение и признавали их борьбу (включая вооруженную) за восстановление их попранных прав. ООН объявила сионизм формой расовой дискриминации и поддержала неотъемлемое право палестинских беженцев вернуться в свои дома. Однако, Соединенные Штаты и их союзники противостояли этим решениям и всегда поддерживали сионистское образование в его отказе от подчинения резолюциям ООН, их неуважении этих резолюций и их нарушении. Они постоянно использовали свое право вето в Совете Безопасности для предотвращения практических мер по претворению этих резолюций, в то же время пытаясь придать международную «легитимность» существованию сионистского государства на палестинской земле и укрепить его. Это, без сомнения, демонстрирует лицемерие и агрессивную суть подобной «легитимности».

С некоторых точек зрения период с 1967 по 1970 годы является золотой эрой палестинского сопротивления и его военных операций. Однако с 1971 года ей уже не позволялось использовать Иорданию как убежище, поэтому ООП с этого времени обосновалась в Ливане. Было предпринято несколько попыток искоренить его, в особенности во время гражданской войны в Ливане в 1975-90 годах. Долговременная израйльская агрессия против Ливана, включая вторжение в южный Ливан в 1978 году, установление там «зоны безопасности» и вторжение 1982 года, разрушили инфраструктуру ООП и заставило ее бойцов уйти из Ливана, а так же привело к закрытию границ сионистского образования перед лицом палестинского сопротивления.

1. Альпер Й. Израильско-палестинский конфликт - история и современность//Востоковедный сборник. - М., 2004 - №6

2. Резолюция ООН 181/11 от 29 ноября 1947 года

3. Резолюция ООН 242 от 1967 года

4. Резолюция ООН 338 от 1973 года

5. Резолюция ООН 43/177 от 15 декабря 1988

6. Резолюция ООН 1397 от 13 марта 2002

В общих чертах рассказывая о палестинской революции нельзя не отметить тот момент, что некоторые из ее самых тяжелых проблем были порождены руками братьев-арабов, которые истощили ее энергию и кровь в конфликтах на стороне режимов, которые пытались приручить, контролировать и говорить от имени палестинцев или даже перешагнуть через них. После войны октября 1973 года с сионистским образованием, в результате которой Египет и Сирия достигли некоторых моральных успехов и признания ООП в 1974 году единственным законным органом, представляющим палестинский народ, чувство ответственности арабов по отношению к Палестине стало уменьшаться. После подписания в сентябре 1978 года соглашения в Кэмп Дэвиде Египет, наиболее сильная арабская страна, вышла из арабо- израйльско-го конфликта. Подобно этому ирано-иракская война 1980-88 годов и падение цен на нефть привели к уменьшению финансовой поддержки государствами Персидского залива палестинской революции. Последовавшее за этим вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году, произошедшая в результате этого война и далеко зашедший раскол в арабском и исламском мире лишь усугубили эти проблемы. Распад Советского Союза и Восточного блока так же ослабил палестинское сопротивление и привел в результате руководство ООП к мирному соглашению. Активность руководства ООП, таким образом, была сосредоточена в «ограниченной политической» арене, особенно в связи с готовностью руководства ООП к компромиссу в некоторых ключевых вопросах для того, чтобы достичь того, что оно считало возможным.

С дальнейшим ослаблением ООП элементы, поддерживающие мирное соглашение с сионистским образованием стали доминировать в организации. Это, в конце концов, привело к решению ООП в ноябре 1988 года признать резолюцию ООН № 181, которая рекомендовала разделить Палестину между евреями и арабами и резолюцию Совета Безопасности № 242 от ноября 1967 года, рассматривающую палестинский вопрос как проблему беженцев и призывающую к разрешению конфликта мирными средствами. В октябре 1991 года ООП и арабские государства начали прямые мирные переговоры с сионистским образованием в Мадриде. После почти двух лет унизительного торга официальная палестинская делегация не смогла добиться соглашения с израйльским образованием. Между тем, с декабря 1992 года в Осло (Норвегия) проходили параллельные секретные переговоры, которые привели к подписанию соглашений по Газе -Иерихону, получивших название соглашений в Осло. Они были официально подписаны в Вашингтоне 13 сентября 1993 года.

Согласно соглашению о Газе-Иерихону руководство ООП признало право на существование из-райльского образования и законность оккупации

77% палестинских земель. Оно так же обязалось прекратить вооруженное сопротивление и исключить из Устава ООП статьи, которые призывали к полному освобождению Палестины и уничтожению израйльского образования. Все проблемы, в дальнейшем должны был разрешаться мирными средствами. В обмен на эти далеко идущие уступки руководство ООП получило официальное признание со стороны «Израиля» как представитель палестинского народа и ему было предоставлено ограниченное автономное управление сектором Газа и частью Западного берега. Ключевые вопросы должны были быть решены в течение пяти последующих лет.2

Соглашение в Осло был встречено критикой со стороны многих палестинцев, арабов и мусульман. Ее можно свести к следующим моментам:

A. Требования палестинцев справедливы с точки зрения мусульманской Уммы и ни одна партия или конкретные лица - палестинцы или кто-либо другой не имеют права отказываться от них. Все ныне здравствующие ученые - теологи провозгласили, что эта сделка незаконна и призвали к продолжению Джихада до полного освобождения Палестины.

Б. Руководители ООП без самолично заключили это и последующие соглашения, не узнав мнения палестинского народа, среди которого значительные группы исламистов, людей левой ориентации, борцов за национальное освобождение и даже официальных представителей ФАТАХ категорически отвергали саму возможность сделки с сионистами.

B. Сделка не решила наиболее важные и чувствительные проблемы, решение которых зависит от невообразимого «великодушия» сильного и изворотливого сионистского государства.

Это:

будущее святого города Иерусалима, который сионисты несправедливо объявили вечной столицей своего образования.

Будущее более 6, 3 миллионов палестинских беженцев (4,7 миллиона -вне пределов Палестины и

1, 6 миллиона - в исторических границах Палестины).

Будущее 192 еврейских колоний на Западном берегу и 16 - в секторе Газа.

Г. Внешняя безопасность и охрана границ сейчас вне компетенции палестинских властей, в то время как допуск военного персонала и провоз вооружений на «самоуправляемые территории» полностью зависит от предварительного «разрешения» израильтян. Палестинским властям так же запрещено формировать армию.

Д. Израйль обладает правом накладывать вето на любой законодательный акт, изданный палестинской автономией в переходный период.

7ЬіНр:/А№№^.раІе8Їіпе-іпІ:о.гиМІІІЇе8/кпіаиі/таїегіеІІе8/РасЇ8.Ьіїт

Е. Соглашения не закрепляют право палестинцев на самоопределение и образование независимого государства. Они также не называют Западный берег и Газу оккупированными территориями, вместо этого предлагая термин «спорные территории».

ж. Согласно своего торжественного обязательства воздерживаться от любого военного сопротивления Израйльскому образованию ООП должна сама подавлять любое подобное сопротивление, предпринятое своими же согражданами. Стремясь сохранить хрупкий мир с «Израилем» и продемонстрировать свои «благие намерения» сионистам, власти палестинской автономии развязали злобную кампанию арестов своих оппонентов. Она не была остановлена даже после начала Интифады Аль-Акса 28 сентября 2000 года.

После восьми лет затяжных переговоров со сменяющими друг друга израильскими правительствами, состоявшими из членов партий Ликуд и Рабочей партии палестинцы смогли получить под свой полный контроль лишь 17% территории Западного берега (около 1000 кв. километров). В их административном подчинении находится 25% территории Западного берега, однако на этих территориях контроль за безопасностью осуществляется совместно палестинцами и израильтянами) и 60% сектора Газа (около 218 кв. километров) то есть территорию, равную 4,5% исторической территории Палестины, что противоречило нескольким соглашениям, подписанным в переходный период.

После окончания переходного периода и начала переговоров по окончательному статусу палестинской автономии обе стороны не смогли в Кэмп Дэвиде (июль 2000) достичь соглашения о формате окончательного соглашения, несмотря на скандальное вмешательство США и их непрерывное давление на палестинскую сторону с целью заставить ее пойти на компромисс по вопросу Иерусалима и права палестинских беженцев на возвращение в обмен на признание палестинского государства со стороны Израиля и международного сообщества.

28 сентября 2000 года из-за ухудшающихся условий жизни палестинцев и их ненависти к оккупантам началась Интифада Аль-Акса. Поводом для восстания стало вторжение Ариеля Шарона на территорию мечети Аль-Акса под охраной более 1000 вооруженных до зубов солдат

К настоящему моменту около 2000 мучеников пали в Интифаде, десятки тысяч ранены. Многие из них останутся калеками на всю жизнь. Израйльское образование использует все виды вооружений, включая боевые самолеты, танки, ракеты, а так же запрещенные международными конвенциями газы, однако оно не может подавить палестинское восстание. Интифада Аль-Акса подтвердила абсолютную стойкость и приверженность палестинцев борьбе за свои права и свою землю. Она так же

показала, что простые мусульмане по всему миру поддерживают палестинцев. Она вскрыла звериную сущность сионизма и его наглую ложь о стремлении к миру. Интифада так же нанесла серьезный удар по проекту строительства еврейских поселений, который должен был претворяться за счет прав палестинского народа.

Нынешняя ситуация с конфликтом уникальна -такого еще не было в его истории. Народы мира, изрядно устав за последние 50 лет от него, и сознавая, что это очаг возможного глобального конфликта, принимают решение самим разработать план урегулирования, который был бы обязательным для обеих противоборствующих сторон. Созданный в 2004 году Организацией Объединенных Наций специальный комитет из представителей четырех стран, - США, ЕС, России и ООН, разрабатывает такой план под названием - Дорожная карта. План откровенно произраильский, ибо создан на принципе статус - кво, - действительные существующие на сегодняшний день границы между евреями и палестинцами, то есть, это план без учета израильской экспансии палестинских земель в войне 1967 года. Естественно, такой план не мог устраивать палестинский народ, ибо лишал его будущего экономического развития: палестинское государство оказывалось государством внутри государства Израиль, - всякое его общение с внешним миром оказывалось поставленным в зависимость от воли Израиля. Правительство Израиля в конце 2005 года в одностороннем порядке начинает практическую реализацию плана Дорожной карты; но это тут же приводит к резкому обострению ситуации. Обе стороны распускают свои парламенты и объявляют о новых выборах, чтобы узнать мнение народа. Палестинский народ на парламентских выборах в январе 2006 года проголосовал за партию Хамас, который справедливо отверг эту пресловутую Дорожную карту; в ответ на это все западные страны вместе с Израилем объявляют экономическую блокаду всему палестинскому народу которая ухудшила и без того трудное положение его; и израильские, и палестинские политики бойкотируют переговоры. Конфликт, как всегда, зашел в тупик. План Дорожной карты, не успев появится на свет, обнаружил свою несостоятельность.

Евреи и палестинцы веками враждуют между собой, потому что не боятся Бога, не знают Писания, не знают, что значит что земля, на которой они живут, Божия, святая. 3

8 Панкратьев В. П. Палестино-израильский конфликт или куда ведет «дорожная карта» (прогноз) // Savelzon O. Russia and Israel in the XXI Century. Prospects of Developing Rational Open Society. - New York: Liberty Publishing House. 2005 9http://www.pna.gov.ps/

10http://www.palestine-info.ru/utilites/palestinski/pal/20vapros/20.htm

Большую часть анализируемого периода с 2005г. по 2010г. займет решение проблем урегулирования палестино-израильского конфликта на основе плана Буша «Дорожная карта», который ставит целью достижение мирного сосуществования двух государств - палестинского и израильского на территории бывшей подмандатной Палестины.

В неофициальной форме план Буша появился в середине 2002г.

Накануне войны с Ираком Буш заявил, что установление мира в регионе представляется ему через устранение режима Саддама Хусейна. Выступая в Институте американского предпринимательства (American Enterprise Institute), президент США утверждал, что путь к урегулированию палестиноизраильского конфликта идет через Багдад: «Успех в Ираке станет началом новой стадии ближневосточного урегулирования и откроет путь к созданию демократического Палестинского государства.

Уход С. Хусейна лишит террористические организации богатого покровителя, оплачивающего подготовку террористов... Без внешней поддержки терроризма палестинцы пойдут на демократические реформы и выберут новых лидеров, стремящихся к миру. Палестинское государство будет реформировано и откажется от террора. Его создание в неокончательном виде президент США считал возможным в конце 2003г.»

«Дорожная карта» была опубликована 30 апреля 2003г. Достижение окончательного урегулирования требовало постепенного последовательного 4-х-этапного урегулирования решения проблем, на что отводилось около 3 лет. Фактически к реализации документа стороны приступили в 2005г. с полуторалетним лагом.

Три этапа реализации «Дорожной карты»:

Этап I. Реформирование власти и система безопасности. Снятие Израилем блокпостов. Прекращение насилия (террористических актов и карательных операций).

Этап II. Отвод израильских войск из районов, занятых израильскими войсками 28 сентября 2000 г. после начала палестинского восстания против оккупации.

Создание Палестинского государства с временными границами и атрибутами суверенитета.

Этап III. Окончательное мирное урегулирование. Установление постоянных границ и решение трех наиболее острых проблем: Иерусалима, израильских поселений и палестинских беженцев.

Особенность новой попытки ближневосточного урегулирования заключается в согласии Израиля и США расширить механизм международного мониторинга и включение в него помимо США и РФ Европейского Союза и ООН.

В 2005г. должен быть осуществлен I этап плана «Дорожная карта». 90% палестинского населения поддерживает проведение реформы административной системы Палестинской автономии (ПА).

Считается, что органы власти, созданные при Арафате, формировались под влиянием непотизма, и в них процветают кумовство и коррупция.

Должно быть проведено 3 круга выборов:

1) выборы президента ПА;

2) выборы мэров городов и деревенских советов;

3) парламентские выборы в июле 2005г.

В августе 2005г. должна состоятся конференция ФАТХ и выборы Центрального Комитета Фатх, которые могут изменить лицо правящей палестинской партии.

На конференции ФАТХ и выборах ЦК ФАТХ верх могут одержать «младопалестинцы», которые ранее довольствовались местами в среднем и низшем звеньях администрации и полиции. Они поддержат мирные переговоры, предоставив их ведение «старой гвардии», обладающей политическим опытом и связями с «коспонсорами». В то же время следует учитывать, что им не чуждо применение силы для достижения целей окончания оккупации и провозглашения независимого Палестинского государства. При этом для достижения своих целей они готовы пойти на коалицию с исламистами и другими оппозиционными силами. Односторонний вывод израильских войск из Газы или завершение незаконного возведения Израилем «стены безопасности» будет трактоваться как победа палестинцев, плодами которой могут воспользоваться «младопалестинцы». Если Израиль, вступив в переговорный процесс, не прервет его, то выигрыш получит «старая гвардия», располагающая соответствующим политическим опытом. В случае сохранения status quo путем затягивания Израилем переговорного процесса, произойдет дальнейшее сокращение поддержки населением мирных переговоров, возрастет доверие к сторонникам применения методов терроризма против Израиля. Односторонний вывод израильских войск из Газы будет объявлен «младопалестинцами» победой. Их ставки могут повыситься, а исламистов -упадут. В общеполитическом плане баланс сил в ПА будет смещаться в пользу исламистов, которые со временем могут превратиться в ведущую силу палестинского общества. Светская власть в ПА может уступить место исламской.

На состоявшихся в январе 2005г. выборах победу одержал представитель «старой гвардии» Махмуд Аббас, принимавший активное участие в подготовке палестино-израильского Соглашения Осло- I , подписанного в 1993г. Учитывая низкую степень популярности ( 2%) Махмуда Аббаса среди палестинцев, можно предположить, что он является временной фигурой, занимающей высшую ступень палестинского руководства. Более высокий рейтинг популярности по социологическим опросам имеют «младопалестинец» Генеральный секретарь ФАТХ Западного берега Марван Баргути - 22.5% и Махмуд Захар, лидер Хамас в Газе - 12.5%.

ФАТХ и ХАМАС пользуются примерно равной поддержкой палестинцев - 29:31. На муниципальных выборах ФАТХ победил на Западном береге, а ХАМАС - в секторе Газа. Лидеры ХАМАС намерены принять участие в парламентских выборах. В случае победы последних переговоры будут сорваны.

Палестинские выборы не состоятся, если Израиль не выведет войска из палестинских городов и не предоставит возможность проголосовать палестинцам, проживающим в Восточном Иерусалиме.

Израиль может затормозить проведение выборов по своему усмотрению в случае любой угрозы безопасности израильских поселенцев и охраняющих их солдат.

Очень сложной задачей для палестинского руководства будет разоружение населения. Для израильского правительства - демонтаж поселений. Поселенцы угрожают Шарону расправой.

Буш для поддержания «реноме» до проведения президентских выборов в США может оказать давление на Шарона в пользу выполнения хотя бы половины своего плана урегулирования (два первых этапа), основными компонентами которого являются реформа палестинской администрации, передислокация израильских войск и провозглашение Палестинского государства с временными границами.

Следует заметить, что «Дорожная карта» учитывает и включат в себя основные пункты условий урегулирования, содержащиеся в неопубликованном «плане» Шарона. В соответствии с ним Израиль сохраняет контроль в двух «зонах безопасности» на Западном берегу: первая - внешняя на востоке, между ПА и Иорданией; вторая - внутренняя, на западе вдоль израильской границы, существовавшей до войны 1967г. («зеленая линия»). Большая часть израильских поселений, примыкающих к Иерусалиму и расположенных вдоль «зеленой линии», служащих «щитом безопасности», остается в неприкосновенности. Одиночные поселения, расположенные вдали от «зеленой линии», демонтируются, давая возможность избавиться от высоких расходов на содержание охраняющих их военных подразделений. В полосе Газа планируется демонтировать 5 из 15 израильских поселений с сохранением «буферных зон» с военной охраной вокруг них. Сохраняется система коммуникаций между блоками поселений.

С внешней стороны «зеленой линии» и примыкающих к ней блокам израильских поселений сооружается «стена безопасности» для защиты от проникновения террористов.

Палестинцы возражают против сооружения «стены», т.к. ее строительство сопровождается конфискацией палестинских земель, депопуляцией палестинских районов около «зеленой линии», экспансией израильских поселенцев, односторонним из-

менением границы, сокращением подлежащих возврату палестинских земель и ценных водных

ресурсов, лишением возможности передвижения населения и товаров, ухудшением его экономического положения.

Израильтяне считают, что «стена» будет способствовать укреплению безопасности и защите от проникновения палестинских «камикадзе». Официальные израильские представители утверждают, что она не рассматривается в качестве постоянной границы и может быть перемещена или ликвидирована. К тому же она облегчит задачу вывода израильских войск и демонтажа «нестратегических» поселений, что позволит завершить второй этап «Дорожной карты».

Если палестинцы согласятся на «размежевание», то встанет вопрос о статусе израильских поселений и территориальной компенсации, которую могут потребовать палестинцы. Прецедент имеется: подобная проблема была решена при заключении иордано-израильского мирного договора.

Как уже говорилось, Буш для поддержания своего престижа может оказать давление на Израиль в пользу выполнения половины плана «Дорожная карта». Основываясь на опыте предыдущих переговоров можно предположить, что к 2008г. будет провозглашено палестинское государство с временными границами. Оно будет ослаблено экономически и политически, раздроблено на 3 изолированных друг от друга анклава: Газа, Север и Юг Западного берега, разрезанного территорией Большого Иерусалима и примыкающими городами-спутниками. Палестинцы станут разъединенной нацией с соответствующими комплексами неполноценности и стремлением к объединению. Правда Израиль соглашается предоставить палестинцам коридор между Газой и Западным берегом.

Далее последует самый сложный третий этап, во время которого предстоит решение самых острых принципиальных и жизненно важных вопросов: определение международной границы, проблема Иерусалима и судьба палестинских беженцев.

1. Международная граница. Палестинцы считают,

что при ее демаркации может быть использована «зеленая линия» (довоенная линия раздела

1967г.).

Израиль выступает с позиции непризнания «зеленой линии» и стремится аннексировать 13% Западного берега (израильские поселения), а также земель, на которых проложены израильские дороги и сооружена «стена безопасности».

Палестинцы согласны пойти на решение проблемы на основе равного по размерам и качеству компенсационного обмена.

2. Вопрос Иерусалима. Обе стороны считают Иерусалим своей столицей. Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

Фатх соглашается на раздел Иерусалима для учреждения в его восточной части («старый город») палестинской столицы.

Во время палестино-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде в 2000г. Барак соглашался на формальную передачу (по-видимому, с какой-то долей самоуправления, но при сохранении израильского суверенитета) восточных пригородов Иерусалима, но не более. Тогда Арафат обратился для перестраховки к арабским государствам за поддержкой и гарантиями одобрения влиятельных кругов арабо-мусульманского сообщества, но получил отказ. Как известно, Барак предлагал тогда Арафату звание Хранителя исламских святынь в Палестине с правом поднимать личный штандарт над куполом мечети Аль-Акса, но председатель ООП, находившийся в шаге от урегулирования, отклонил это предложение. В противном случае он был бы уничтожен оппозицией - для арабских государств Иерусалим и Харам Аль-Шариф (Храмовая гора) были дороже независимой Палестины.

Таким образом, проблема Иерусалима не может быть решена без согласия арабских центров силы.

Тем не менее, существует ряд формул решения проблемы Иерусалима, в том числе его превращение в международный культурно-религиозный центр под эгидой ЮНЕСКО и т.д.

Решение проблемы Иерусалима потребует значительного времени и привлечения к ее решению большого числа мусульманских государств и международных организаций.

Не исключено, что план «Дорожная карта» будет провален экстремистскими кругами Израиля и ПА, тогда палестинцев ожидает судьба Ирака - ввод израильской армии и оккупация территории ПА, экономические санкции Европейского союза, финансово поддерживающего существование ПА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В середине или в конце рассматриваемого периода может произойти смена власти и переход исполнительной власти в ПА в руки исламских экстремистов. В этом случае Израиль прервет переговоры с ПА и переключиться на переговоры с Сирией для политической изоляции нового правительства ПА. Против ПА может быть применена экономическая и военно-политическая блокада. Израиль введет войска на Западный берег и выведет их из полосы Газа. В этом случае он может объявить о выполнении резолюций 425 и 338 СБ ООН и аннексировать территорию Западного берега. Если переговоры будут успешны, то противники мирного процесса попытаются сорвать их, не допустить заключение соглашения о палестинской государственности, о мире и выводе израильских войск с Западного берега. Будет нарастать террор. Возможны покушения на жизнь премьера Израиля

Шарона и палестинского президента Махмуда Аббаса. 4

Список литературы:

1. Резолюция ООН 181/11 от 29 ноября 1947 года

2. Резолюция ООН 242 от 1967 года

3. Резолюция ООН 338 от 1973 года

4. Резолюция ООН 43/177 от 15 декабря 1988

5. Резолюция ООН 1397 от 13 марта 2002

6. Альпер Й. Израильско-палестинский конфликт - история и современность//Востоковедный сборник. - М., 2004 - №6 -С. 144-162.

7. Густерин В. П. Города Арабского Востока /В.П. Густерин -М.: Восток—Запад, 2007. — 352 с.

8. Исследование «Истоки и история проблемы Палестины». -Нью-Йорк: Организация объединенных наций, 2007.

9. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 1999.

- 456с.

10. Кушнир П.Т. Международные принципы ближневосточного урегулирования // Востоковедный сборник. - М., 2004 - №6

- С. 3-20.

11. Окружающая среда и развитие в арабском мире. -

М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока,

2007. - 195с.

12. Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кэмп-Дэвиде и Табе / Под ред. А.Д.Эпштейна - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. - 96с.

13. Сакер Г. История Израиля: от Войны за Независимость до Шестидневной войны. - Иерусалим: «Библиотека - Алия», 2005. - 115с.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин - М: Юристъ, 1997. - 398с.

14. Материал сайта Аналитической группы МАОФ

1~|Цр://пеш8. net/maof

15. http://www.pna.gov.ps/

16. http://www. ра^Впе-info.ru/utilites/palestinski/pal/20vapros/20.htm

11 Исследование «Истоки и история проблемы Палестины». -Нью-Йорк: Организация объединенных наций, 2007.

12 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин - М: Юристъ, 1997. - 398с.

13 Материал сайта Аналитической группы МАОФ http://rjews.net/maof

РЕЦЕНЗИЯ

НА СТАТЬЮ:

«Конституционно-правовые механизмы воздействия Израиля и Палестины на осуществление исполнительной власти»

Бассама Ахмеда Кавасми

Статья Бассама Ахмеда Кавасми посвящена очень актуальной проблеме - действию конституционно-правового механизма организации исполнительной власти в Израиле ми Палестине.

Ценность статьи заключается в глубоком анализе международных и иных нормативно-правовых актов по одной из наиболее важных в современном мире проблем, касающейся мира на Ближнем Востоке.

Автор имеет свою позицию по данному вопросу, рассматривает ее «изнутри» как непосредственный участник складывающейся ситуации на Ближнем Востоке. Имея определенный опыт присутствия на территории Израиля и Палестины и факты непосредственного применения норм права по указанному вопросу. Басам А. Кавасми делает выводы и предложения.

Актуальность статьи заключается в особом мнении на проблему действий конституционно- правового механизма Израиля и Палестины на осуществление исполнительной власти.

Автор пытается дать свои оценки сложившейся ситуации на Ближнем Востоке, показывает насколько хрупки связи и взаимодействия между конфликтующими сторонами в этом регионе, раскрывает роль международных организаций в построении этого взаимодействия.

Считаю, что статья «Конституционно-правовые механизмы воздействия Израиля и Палестины на осуществление исполнительной власти» Бассама Ахмеда Кавасми может быть опубликован, в научном издании.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного и конституционного права,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.