Научная статья на тему 'Трагедия культуры как проблема'

Трагедия культуры как проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трагедия культуры как проблема»

Секция иностранных языков и культурологии

душу, мозг, рассудок, вызвать жажду чтения, исследовать человеческое сердце” (В. Гюго).

Задачи курса:

- раскрыть многоаспектные функции художественной литературы, представить ее как целостную систему в свете социально-исторического развития человеческого общества;

- помочь студентам овладеть правильными критериями в оценке художественных произведений и жизненных явлений.

Методологической основой курса являются филологические и философские труды М. Бахтина, В. Библера, Л. Бабкина, Д. Лихачева, Ю. Лотмана и др., их диалоговая концепция, рассматривающая художественные произведения как высказывания (реплики) в диалоге культур разных народов мира и эпох; проблема текста (слово-знак-понятие, образ, смысл).

УДК 372.880.048.16

И.П. Ярославцева ТРАГЕДИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА

Одна из наиболее глубоких и волнующих проблем философии культуры - это вопрос о ее ценности. Будучи высочайшим достижением человека, впитывая его душу, талант, время, усилие, должна же культура сделать его свободным, вывести из рабства, подчинения внешнему миру, должна она открыть своему творцу новые горизонты существования? Должна... Однако в мире культуры человек остается глубоко несчастным. Этот парадокс привлекал внимание многих философов. Заслуживает внимания рассмотрение взглядов тех из них, кто видел трагизм не в недостатках или несовершенстве культуры, деля культурно-исторические эпохи на “органические” и “критические”, но, напротив, воспринимал само существование культуры, само ее возникновение как величайшую трагедию. Такое ощущение культуры как трагедии из отечественных мыслителей в высшей степени свойственно А. Ф. Лосеву, М.М. Бахтину, а из западных - Ф. Ницше.

Русские философы во многом опирались на фундаментальные интуиции в понимании культуры, идущей от Ницше, которому принадлежит приоритет разделения культуры на три типа: дионисийскую, апол-лоновскую и сократическую. В своей ранней работе “Рождение трагедии из духа музыки” немецкий философ утверждает, что наиболее глубокой и цельной является дионисийская культура, в которой человек перестает чувствовать трагическую свою разъединенность с миром, освобождается от гнета своей личности, погружаясь в пучину дионисийских оргий. Просветление, меру, число вносит в культуру аполлоновское начало, именно оно “ткет” знаменитое покрывало Майи - прекрасные формы искусства и жизни, скрывающие и призвающие оберегать человека от бездн бытия. И, наконец, сократический, ненавистный Ницше, рационализм, призванный изъять из жизни трагизм, осуществив формулу: “Добродетель -есть знание”. Дионисийский тип культуры, по Ницше, - наивысший, тра-

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

гическое мироощущение - самое благородное, наиболее полное выражение дионисийской культуры осуществляется в музыке. К последнему тезису Ницше наиболее восприимчивыми оказались А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин. Ницшевский призыв: “Остерегайся музыки!” был услышан ими -перу М.М. Бахтина принадлежит эссе “Ницше и музыка”, обращенное к личности немецкого философа-музыканта, Лосев же создал поистине “симфонию” блестящих работ, посвященных “духу музыки”. Вслед за своим предшественником русские философы отмечают, что музыка, несмотря на свою формальную организованность и изощренность своих форм, всегда говорит о хаосе, обращает душу человека к первоначалу бытия. Все наши чувства, по мысли Лосева, такие мелкие в своем повседневном проявлении, - мелкая любовь, мелочная и бессильная ненависть

- в музыке приобретают вселенские масштабы и, минуя все возможные образы, погружают нас в первородный хаос. Именно поэтому и звучит предупреждение: “Остерегайся музыки!”, как начала разрушительного, а не творческого. Но музыка в то же время - это средоточие культуры. Так культура оборачивается против себя и против своего творца - человека.

М.М. Бахтин видит трагизм культуры и главную ее антиномию именно в том, что плоды ее противостоят человеку; культура, создавшая его, становится ему враждебной. Опять, опираясь на достижения ницшев-ской мысли, в эссе “Антиномия культуры” он анализирует коренное противостояние культуры и человека. По мысли Бахтина, создавая специфическую форму бытия - культуру, человек уже нарушает ранее существовавшие внечеловеческие, или, скорее надчеловеческие законы, господствовавшие в мире Природной (или Божественной?) необходимости. Он противопоставляет свободу, являющуюся условием создания человеком своего мира - мира культуры. Таким образом, с самого начала культура является пере-ступлением, пре-ступлением некоего Природного (Божественного) миропорядка. В дальнейшем, по Бахтину и Ницше, следует неминуемая расплата. Человек становится рабом созданной им самим культуры. По мысли М.М. Бахтина, мы живем в век новой демонологии; подобно тому как человека средневековья осаждали многочисленные демоны, в борьбе с которыми и проходила его жизнь, мы тоже боремся с демонами, созданными культурным многовековым творчеством человека.

УДК 372.880.048.16

О.Е. Калинская

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Вопрос о языковых играх не следует смешивать с проблемой развлечения на занятии по иностранному языку. Язык можно изучить только говоря на нем, а это означает использование языка в ситуациях и коммуникативно. Незаменимым средством достижения цели - спонтанного использования языка - и является игра, которая включает учащегося в новую оригинальную деятельность. Игра представляет собой забаву, развлечение, управляемое правилами. Применительно к обучению можно видеть как студенты, участвуя в игре, поощряются к использованию языка для достижения какой-либо цели. Цель может быть вымышленной, заданной игрой, но умения, тренируемые при достижении этой цели, применяются в повседневной жизни. Участвуя в игре, учащийся не толь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.