Научная статья на тему 'Коммуникативные игровые занятия по иностранному языку в техническом вузе'

Коммуникативные игровые занятия по иностранному языку в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные игровые занятия по иностранному языку в техническом вузе»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

гическое мироощущение - самое благородное, наиболее полное выражение дионисийской культуры осуществляется в музыке. К последнему тезису Ницше наиболее восприимчивыми оказались А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин. Ницшевский призыв: “Остерегайся музыки!” был услышан ими -перу М.М. Бахтина принадлежит эссе “Ницше и музыка”, обращенное к личности немецкого философа-музыканта, Лосев же создал поистине “симфонию” блестящих работ, посвященных “духу музыки”. Вслед за своим предшественником русские философы отмечают, что музыка, несмотря на свою формальную организованность и изощренность своих форм, всегда говорит о хаосе, обращает душу человека к первоначалу бытия. Все наши чувства, по мысли Лосева, такие мелкие в своем повседневном проявлении, - мелкая любовь, мелочная и бессильная ненависть - в музыке приобретают вселенские масштабы и, минуя все возможные образы, погружают нас в первородный хаос. Именно поэтому и звучит предупреждение: “Остерегайся музыки!”, как начала разрушительного, а не творческого. Но музыка в то же время - это средоточие культуры. Так культура оборачивается против себя и против своего творца - человека.

М.М. Бахтин видит трагизм культуры и главную ее антиномию именно в том, что плоды ее противостоят человеку; культура, создавшая его, становится ему враждебной. Опять, опираясь на достижения ницшев-ской мысли, в эссе “Антиномия культуры” он анализирует коренное противостояние культуры и человека. По мысли Бахтина, создавая специфическую форму бытия - культуру, человек уже нарушает ранее существовавшие внечеловеческие, или, скорее надчеловеческие законы, господствовавшие в мире Природной (или Божественной?) необходимости. Он противопоставляет свободу, являющуюся условием создания человеком своего мира - мира культуры. Таким образом, с самого начала культура является пере-ступлением, пре-ступлением некоего Природного (Божественного) миропорядка. В дальнейшем, по Бахтину и Ницше, следует неминуемая расплата. Человек становится рабом созданной им самим культуры. По мысли М.М. Бахтина, мы живем в век новой демонологии; подобно тому как человека средневековья осаждали многочисленные демоны, в борьбе с которыми и проходила его жизнь, мы тоже боремся с демонами, созданными культурным многовековым творчеством человека.

УДК 372.880.048.16

О.Е. Калинская

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Вопрос о языковых играх не следует смешивать с проблемой развлечения на занятии по иностранному языку. Язык можно изучить только говоря на нем, а это означает использование языка в ситуациях и коммуникативно. Незаменимым средством достижения цели - спонтанного использования языка - и является игра, которая включает учащегося в новую оригинальную деятельность. Игра представляет собой забаву, развлечение, управляемое правилами. Применительно к обучению можно видеть как студенты, участвуя в игре, поощряются к использованию языка для достижения какой-либо цели. Цель может быть вымышленной, заданной игрой, но умения, тренируемые при достижении этой цели, применяются в повседневной жизни. Участвуя в игре, учащийся не толь-

Секция иностранных языков и культурологии

ко повторяет в различных вариантах выученные отрезки речи, но одновременно практикуется в их адекватном выборе. Игра дает возможность учащемуся использовать язык в его естественной функции - устанавливать отношения с другими людьми, получать и сообщать информацию, выражать свое отношение к чему-то, учиться что-то делать, скрывать свои намерения, находить при помощи слов выход из трудной ситуации, убеждать и разубеждать своих собеседников, развлекать их, демонстрировать свои успехи. В коммуникативных играх успех определяется тем, что конкретно было сказано участниками, той информацией, которая содержалась в высказывании, а не формой, в которую эта информация была облечена. Многие коммуникативные игры могут применяться на любом уровне владения языком. В коммуникативных играх речь игроков может быть далека от совершенства, но, если они понимают друг друга, цель будет достигнута.

Многие коммуникативные игры построены на принципе недостаточности или несоответствия информации (information gap and disparity). Игроки должны общаться, чтобы восполнить этот пробел и получить необходимую информацию для выполнения всех действий.

УДК 378.1 802.0

О.Н. Гордиенко НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Одной из важнейших проблем в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов является у них отсутствие стойкой целенаправленной мотивации. Профессиональная ориентация в обучении иностранному языку, практиковавшаяся десятилетия во многих технических вузах, дала отрицательный результат. Мнение студентов общеизвестно: если иностранный язык не пригодится в профессиональной деятельности, то он не пригодится вообще.

Иностранный язык является предметом гуманитарного цикла и занимает особое место в программах технических вузов. Предмет “ иностранный язык” обладает большим образовательным , развивающим, познавательным потенциалом . Тем не менее он не всегда воспринимается как основной ,в отличие от специальных предметов , поскольку формула “обучение для общего развития" давно приобрела отрицательный смысл и удовлетворяет студентов-прагматиков. Не зная точно сферы применения знаний по иностранному языку .студенты не проявляют особого интереса к его изучению.

С нашей точки зрения, основной задачей преподавания иностранного языка в техническом вузе должно стать обучение студентов умению использовать знание иностранного языка на практике, в реальной жизненной ситуации. Наиболее доступными объектами применения этих знаний могут быть неучебные радиопередачи, фильмы на иностранном языке. Основная проблема, как нам представляется, не только в том, чтобы научить, но и заинтересовать и выработать привычку и потребность пользоваться иностранным языком. Большое внимание следует уделить самостоятельной работе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.