Научная статья на тему 'Художественная литература как феномен культуры'

Художественная литература как феномен культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1612
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная литература как феномен культуры»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

3. Следует создать условия для обогащения собственного опыта студентов, так как получаемые впоследствии знания должны базироваться на уже имеющемся опыте.

4. Личностно-ориентированный подход в обучении способствует самосовершенствованию студентов.

5. “Вхождение” студентов в культуру страны изучаемого языка способствует саморазвитию собственной культуры, становлению национального самосознания и совершенствованию самобытности каждого студента.

6. Необходимо способствовать формированию уважительного отношения к культуре другой нации, уметь вести равноправный диалог с ее представителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревска Е.В. Ценностные основани личностно ориентированного воспи-тани ььПедагогикаи 1995и 1 4. т. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни ььСов. Росси и 1989.

3. Корнилова Т.В. Григоренко Е.Л. Сравнение личностны. особенностей россий-ск, . , амер, канск, . студентов ььВопросы пс, . олог, , , №95, №5.

4. Ракитов А.И. Ц, в, л, зац, , культура, те. нолог, , рынок. ььВопросы ф, лоф соф, , , №9т, №№

5. Ружгис П. Культура , , нтеллект: кросскультурные , зучен, , мпл, ц, тны. теор, й , нтеллекта. ььВопросы ф, лософ, , , №9^№т.

6. Хирш Е.Д. Культурна грамотность, что нужно знать каждому амер, канцу ььВопросы пс, . олог, , , №95, №6.

7. Цатурова И.А. Многоуровнева с, стема зыкового образован, в высшей школе ььД, с. в в, де научного доклада на со, скан, е уч. степен, дф>а наук. №95.

8. с киманска И.С. Требован, к учебным программам, ор, ент, рованным на л, чностное разв, т, е школьн, ков ььВопросы пс, . олог, , , №94, №т.

УДК 372.880.048.16

В.П. Коновалова

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

В курсе “Культурология”, состоящем из взаимосвязанных дисциплин гуманитарного цикла, художественную литературу как феномен культуры, имеющей свою специфику, мы рассматриваем в контексте отечественной и мировой культуры, целенаправленно ориентируя студентов на повышение их образовательного и культурного уровней, способствуя гармонизации личности, развитию интеллектуально-нравст-венных, эстетических качеств, т.е. формированию гуманитарного, наряду с техническим, мышления.

Вытекающие отсюда задачи определяются гуманистической направленностью образования и своеобразием литературы, назначение которой - “раскрыть человеческое в человеке” (Ф. Достоевский), “оздоровить и облагородить умы бодрящим, радостным светом, оплодотворить

Секция иностранных языков и культурологии

душу, мозг, рассудок, вызвать жажду чтения, исследовать человеческое сердце” (В. Гюго).

Задачи курса:

- раскрыть многоаспектные функции художественной литературы, представить ее как целостную систему в свете социально-исторического развития человеческого общества;

- помочь студентам овладеть правильными критериями в оценке художественных произведений и жизненных явлений.

Методологической основой курса являются филологические и философские труды М. Бахтина, В. Библера, Л. Бабкина, Д. Лихачева, Ю. Лотмана и др., их диалоговая концепция, рассматривающая художественные произведения как высказывания (реплики) в диалоге культур разных народов мира и эпох; проблема текста (слово-знак-понятие, образ, смысл).

УДК 372.880.048.16

И.П. Ярославцева ТРАГЕДИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА

Одна из наиболее глубоких и волнующих проблем философии культуры - это вопрос о ее ценности. Будучи высочайшим достижением человека, впитывая его душу, талант, время, усилие, должна же культура сделать его свободным, вывести из рабства, подчинения внешнему миру, должна она открыть своему творцу новые горизонты существования? Должна... Однако в мире культуры человек остается глубоко несчастным. Этот парадокс привлекал внимание многих философов. Заслуживает внимания рассмотрение взглядов тех из них, кто видел трагизм не в недостатках или несовершенстве культуры, деля культурно-исторические эпохи на “органические” и “критические”, но, напротив, воспринимал само существование культуры, само ее возникновение как величайшую трагедию. Такое ощущение культуры как трагедии из отечественных мыслителей в высшей степени свойственно А. Ф. Лосеву, М.М. Бахтину, а из западных - Ф. Ницше.

Русские философы во многом опирались на фундаментальные интуиции в понимании культуры, идущей от Ницше, которому принадлежит приоритет разделения культуры на три типа: дионисийскую, апол-лоновскую и сократическую. В своей ранней работе “Рождение трагедии из духа музыки” немецкий философ утверждает, что наиболее глубокой и цельной является дионисийская культура, в которой человек перестает чувствовать трагическую свою разъединенность с миром, освобождается от гнета своей личности, погружаясь в пучину дионисийских оргий. Просветление, меру, число вносит в культуру аполлоновское начало, именно оно “ткет” знаменитое покрывало Майи - прекрасные формы искусства и жизни, скрывающие и призвающие оберегать человека от бездн бытия. И, наконец, сократический, ненавистный Ницше, рационализм, призванный изъять из жизни трагизм, осуществив формулу: “Добродетель -есть знание”. Дионисийский тип культуры, по Ницше, - наивысший, тра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.