Научная статья на тему 'Траектория психолого-воспитательной работы по развитию жизнестойкости обучающихся первых курсов'

Траектория психолого-воспитательной работы по развитию жизнестойкости обучающихся первых курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуллина Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Траектория психолого-воспитательной работы по развитию жизнестойкости обучающихся первых курсов»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Э01 10.24412/с1-37257-2024-1-10-15

Абдуллина Г.С.

Траектория психолого-воспитательной работы по развитию жизнестойкости обучающихся первых

курсов

АНОВО «Московский международный университет», Москва, Россия

Эффективность когнитивно-поведенческой терапии в работе психолога высшей школы

В период юношества окончательно складывается система самоосознания, обобщенное представление о себе, которое, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой убежденность, влияющую на поведение, порождающую те или иные переживания. Несмотря на то, что мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, многое еще уточняется. Происходит соотнесение себя с неким идеалом, активизируется возможность самовоспитания [1, 2, 4, 5]. К началу обучения в вузе у абитуриентов уже есть своя система ценностно-смысловых ориентиров, которая постепенно трансформируется под влиянием вузовского обучения и профессионального воспитания.

По мнению представителей когнитивно-поведенческого подхода, мысли конструируют мир вокруг человека; реальность, которую он себе представляет, является субъективной, а в некоторых случаях — не имеет ничего общего с действительностью [3]. Аарон Бек выделяет общие принципы, лежащие в основе когнитивной терапии. Среди них для психолога высшей школы особенно важны следующие:

• когнитивная терапия ориентирована на цель и сфокусирована на проблеме;

• когнитивная терапия — это образовательная терапия, цель которой — научить клиента быть самому себе терапевтом;

• когнитивная терапия ограничена во времени, большинству клиентов, страдающих депрессией и тревожным расстройством, можно помочь за 4-14 сессий [7].

Нами проведен анализ деятельности психологической службы в рамках когнитивно-поведенческого подхода. Большая часть студентов (57 %), обратившихся за психологической помощью, имеет зависимость от достижений, в том числе перфекционизм в достижениях, воспринимаемый перфекцио-низм.

По результатам прошлого опыта мы сделали следующие выводы, исходя из которых, а также на основании данных исследования личностных особенностей обучающихся нового набора, строится работа психологической службы ММУ в 2023-2024 учебном году:

• психологическая служба университета очень востребована обучающимися; КПТ может являться эффективным подходом в работе психологических служб высшей школы;

• следует уделить большее внимание в профилактической, просветительской и профориентационной работе вопросам саморазвития и пропаганде плодотворного личностного развития студентов; существует необходимость дальнейшего изучения особенностей убеждений современных студентов, что позволит более эффективно выстраивать воспитательную, учебную и адаптационную работу субъектов высшей школы;

• необходимо создать программу вузовской адаптации, опираясь на результаты работы и учитывая личностные особенности студентов нового набора.

Семья и жизнестойкость молодого поколения

Родители — первые агенты социализации, они передают детям большинство жизненных установок. Естественно, установки формируются не только (и не столько) через слова, но и через спонтанные реакции, поступки, отношение к тем или иным событиям и явлениям в жизни.

Даже на биологическом уровне тревога родителей для детенышей — сигнал о том, что надо быть начеку. Дети моментально считывают волнение взрослых и входят в состояние мобилизации. Спокойное, продуктивное развитие детей несовместимо с хроническим стрессом. Родителям полезно осознавать свои установки, научиться управлять своими эмоциями, понимать, как на них влияет их жизненный опыт, а иногда и опыт их родителей, их семей. И стать примером жизнестойкости.

Все это говорит о необходимости создания условий в каждом учреждении, имеющем отношение к семье и детству, для развития родительской компетентности в данном вопросе.

Комплексная программа развития жизнестойкости обучающихся

первых курсов ММУ

Одним из первых в современной отечественной педагогике на необходимость постановки вопроса о воспитании жизнеспособности молодого поколения обратил внимание И.М. Ильинский. По И.М. Ильинскому, жизнеспособность — это способность человека (поколения) выжить, не деградируя,

в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Задача жизнеспособной личности — стать индивидуальностью, сформировать свои смысло-жизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее (Ильинский, 2001). Таким образом, жизнеспособность понимается им как результат формирования собственного отношения к тем условиям жизни, в которых оказывается молодой человек. Поэтому так важна социальная активность личности, направленная на преобразование внешней среды и формирование самого себя в соответствии с заданными целями.

И.М. Ильинский также перечислил личностные качества жизнеспособного человека современности, основные из которых:

1) быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;

2) обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

3) иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

4) быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;

5) иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни [8, с. 225].

Комплексная программа психолого-воспитательной работы с обучающимися первых курсов

Для профилактики развития деструктивного поведения необходимо создать поддерживающую образовательную среду, где студенты получают эмоциональную, практическую и академическую поддержку от своих преподавателей, сверстников и сотрудников университета [6]. Эффективная коммуникация и решение проблем также могут способствовать разрешению конфликтов и предотвращению деструктивных паттернов поведения [9].

Главное преимущество программы — комплексный подход. Подобранные методики позволяют разработать план работы с обучающимися сразу по нескольким направлениям: работа психолога, отдела по работе с молодежью, адаптационная программа, обучение кураторов, конструктивная информация для преподавателей. При разработке комплексной дагностико-коррек-ционной программы жизнеспособность рассматривалась нами как интегра-тивное качество человека, обладающего совокупностью ценностных ориента-

ций, личностных установок, разносторонних способностей, базовых знаний, позволяющих ему успешно функционировать и гармонично развиваться.

Методологической основой являются исследования базисных убеждений личности в различных смысловых контекстах.

Список психодиагностических методик, применяемых в комплексной диагностико-коррекционной программе по работе с обучающимися первых курсов «Траектория психолого-воспитательной работы», представлен в таблице 1.

Табпица 1

№ Название методики Что выявляет

1 «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубо-вицкой, А.В. Крыловой [5] Выявление студентов, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности

2 «Шкала тревоги Спилбер-гера —Ханина» Ч. Спил-бергера, Ю.Л. Ханина [3] Методика является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние)

3 «Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок» А. Эллис [7] Методика направлена на определение степени рациональности-иррациональности мышления, наличия и выраженности иррациональных установок

4 «Тест акцентуаций характера у взрослых» К. Леон-гарда, Н. Шмишека [9] Личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Акцентуация — это случай «заострения» определенных особенностей, присущих каждому человеку

Особенностью диагностической и коррекционной частей программы является опора на когнитивно-бихевиоральную терапию, имеющую доказанную эффективность [3].

В результате первичной диагностики студентов первого курса (320 человек) было выявлено:

• Высокий процент плохо адаптировавшихся к группе студентов (25 % опрошенных);

• Высокий процент студентов с иррациональной установкой «Катастрофизация» (70 % опрошенных);

• Высокий процент студентов с иррациональной установкой «Долженствование в отношении себя» — повышенные требования к себе (60 % опрошенных).

На основе проведенной диагностики разрабатываются рекомендации по группам риска для кураторов групп и преподавателей, а также составляется комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, которые направлены на решение выявленных проблем (таблица 2).

Таблица 2

Принцип Обоснование Общие методы Мероприятия Ответственные

Популяризация философии стоицизма как основы КПТ и одного из вариантов в развитии жизнестойкости Активная позиция, опирающаяся на дисциплину разума Просвещение, воспитание и коррекция • Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга; • неделя психологии «Восприятие и реальность»; • статьи психологов для сайта вуза; • участие психологов в мероприятиях вуза; • ответы на анонимные вопросы студентов Психологи вуза, научный отдел

Мягкое наставничество/ сотрудничество (в различных студенческих проектах) Социальное научение Проектная деятельность под кураторством старшего, более опытного человека (куратор — студент старшего курса, преподаватель, руководитель клуба, психолог и т.д.) • Выставка-конкурс студенческих рисунков «Я и мои эмоции»; • сборник вдохновляющих эссе от старшекурсников; • клуб арт-терапии для студентов с РЛ; • киноклуб с психологом; • школа кураторов; • кружок «КАПТ» (Когнитивная арт-тера-пия) для студентов с РЛ Психологи, отдел по воспитанию, преподаватели, кураторы

Реальные примеры жизнестойкости Социальное научение Воспитание • Приглашенные лекторы; • запись подкастов; • сборник вдохновляющих историй для первокурсников и абитуриентов от старшекурсников ММУ Психологи, отдел по воспитанию, кураторы и другие старшекурсники ММУ

Постановка конструктивных целей для самореализации Продуктивный тип ориентации личности по Э. Фромму Воспитание, просвещение • Индивидуальные и групповые занятия; • библиотерапия (Э. Фромм, Р. Дрейкурс, В. Франкл и др.) Психологи, отдел по воспитанию, преподаватели кафедры «Психология»

Активная позиция студентов 1 курса в адаптации к новой среде Адаптация при помощи активного приспособления самого адаптирующегося Создание условий для возможности проявления себя, удовлетворения своих потребностей в реализации и признании, приобретении знаний и навыков • Комплексная программа адаптации; • клубы и мероприятия вуза; • проектная, конкурсная деятельность Психологи, отдел по воспитанию, преподаватели кафедры «Психология»

Таким образом, комплексная диагностико-коррекционная программа по работе с обучающимися первых курсов «Траектория психолого-воспитательной работы» предоставляет системный и целенаправленный подход к улучшению психологического состояния обучающихся.

Список литературы

1. Акимова С.В. Успешность академической адаптации первокурсников с разным уровнем ситуативной тревожности // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: материалы Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Кузьмина. Казань: Общество Науки и Творчества, 2015. С. 23.

2. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г.В. Безюлёва. М.: Изд-во ОАНО ВО «Московский психолого-социальный институт», 2008. 320 с.

3. БекД.С. Когнитивная терапия: полное руководство. Litres, 2018.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С. 174.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2006. 464 с.

7. Лихи Р. Техники когнитивной психотерапии. СПб: Питер, 2022.

8. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.

9. Смирнов А.А., Карпов А.А., Смирнов Д.А., Соловьева Е.В. Диагностика и профилактика деструктивного поведения и оптимизация социальной адаптации студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2022. № 6(60). С. 384-402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.