Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллаева Алия Салаватовна, Абдулхамидов Магомед Ахмедович, Гильманова Айнура Бивитшлыковна

В данной статье представлена и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения для преподавателей медицинского университета. Цель программы - профилактика стрессовых состояний, формирование внутренних ресурсов и саморегуляции преподавателей высших учебных заведений. Программа была реализована на базе ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России в январе 2022 г. В программе приняли участие 20 преподавателей различных кафедр. Для преподавателей медицинского университета была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения, которая состоит из трех этапов: этап психологической диагностики (1) опросник жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey (в рос. адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); (2) личностный опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека), теоретический блок, этап психологической коррекции, т. е. тренинг, который направлен на управление эмоциональным состоянием (техники Эриксоновского гипноза, релаксация по Джекобсону, антистрессовое дыхание, аутогенная тренировка (на основе классического аутотренинга Шульца И.Г.), повторная психологическая диагностика с целью оценки психологических показателей). Для выявления значимости различий был применен U-критерий Манна-Уитни и программа Статистика 10. Результатом психолого-педагогического сопровождения преподавателей высшего учебного заведения, состоящего из диагностического, теоретического и коррекционного этапов, является положительная динамика индивидуально-психологических характеристик личности педагогов. Овладение техниками управления эмоционального состояния повлияло на психоэмоциональное состояние педагогов, улучшило психологическое состояние. Разработанная программа является условием для повышения качества жизни педагогов, создания благоприятного психологического климата и, следовательно, для благоприятного психолого-педагогического обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуллаева Алия Салаватовна, Абдулхамидов Магомед Ахмедович, Гильманова Айнура Бивитшлыковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS

This article presents and tested a program of psychological and pedagogical support for medical university teachers. The purpose of the program is prevention of stress states, formation of internal resources and self-regulation of teachers of higher educational institutions. The program was implemented on the basis of the Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia in January 2022. 20 teachers of various departments took part in the program. For medical university teachers, a program of psychological and pedagogical support was developed and implemented, which consists of four stages: stage of psychological diagnostics (1) Maddy's vitality questionnaire The Personal Views Survey (in Russian, adapted by D.A. Leontiev, E.I. Rasskazovoi) ; (2) personality questionnaire of K. Leonhard - H. Shmyshek), theoretical block, stage of psychological correction, i.e. training aimed at managing the emotional state (Erickson hypnosis techniques, relaxation according to Jacobson, antistress breathing, autogenic training (based on the classic self-training of I.G. Schultz), repeated psychological diagnostics to assess psychological indicators). The Mann-Whitney U-criterion and the Statistics 10 program were used to reveal the significance of the differences. The result of the psychological-pedagogical support of teachers at a higher educational institution, consisting of diagnostic, theoretical and corrective stages, is the positive dynamics of the individual and psychological characteristics of the teachers' personality. Mastering the techniques of managing the emotional state influenced the psycho-emotional state of teachers and improved their psychological state. The developed program is a condition for improving the quality of life of teachers, creating a favorable psychological climate and, consequently, for favorable psychological and pedagogical training at the university.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki. com/issue-1-2023. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 19PSMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Абдуллаева, А. С. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения преподавателей медицинского вуза / А. С. Абдуллаева, М. А. Абдулхамидов, А. Б. Гильманова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https ://mir-nauki .com/PDF/19P SMN123.pdf

For citation:

Abdullayeva A.S., Abdulhamidov M.A., Gilmanova A.B. Implementation of the program of psychological and pedagogical support of medical university teachers. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 19PSMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

УДК 159.9 ГРНТИ 15:41:21

Абдуллаева Алия Салаватовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия Доцент кафедры «Экономики и здравоохранения с курсом последипломного образования»

Кандидат психологических наук E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6534-7035

Абдулхамидов Магомед Ахмедович

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия

E-mail: ham999m@mail.ru

Гильманова Айнура Бивитшлыковна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия

E-mail: gilmanova0101@icloud.com

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения преподавателей медицинского вуза

Аннотация. В данной статье представлена и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения для преподавателей медицинского университета. Цель программы — профилактика стрессовых состояний, формирование внутренних ресурсов и саморегуляции преподавателей высших учебных заведений. Программа была реализована на базе ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России в январе 2022 г. В программе приняли участие 20 преподавателей различных кафедр. Для преподавателей медицинского университета была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения, которая состоит из трех этапов: этап психологической диагностики (1) опросник жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey (в рос. адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой); (2) личностный опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека), теоретический блок, этап психологической коррекции, т. е. тренинг, который направлен на управление эмоциональным состоянием (техники Эриксоновского гипноза, релаксация по Джекобсону, антистрессовое дыхание, аутогенная тренировка (на основе классического аутотренинга Шульца И.Г.), повторная психологическая диагностика с целью

оценки психологических показателей). Для выявления значимости различий был применен и-критерий Манна-Уитни и программа Статистика 10. Результатом психолого-педагогического сопровождения преподавателей высшего учебного заведения, состоящего из диагностического, теоретического и коррекционного этапов, является положительная динамика индивидуально-психологических характеристик личности педагогов. Овладение техниками управления эмоционального состояния повлияло на психоэмоциональное состояние педагогов, улучшило психологическое состояние. Разработанная программа является условием для повышения качества жизни педагогов, создания благоприятного психологического климата и, следовательно, для благоприятного психолого-педагогического обучения в вузе.

Ключевые слова: программа психолого-педагогического сопровождения; преподаватели медицинского университета; личностные особенности; медицинский вуз; саморегуляция; эмоциональное состояние; жизнестойкость

Педагогическая деятельность относится к сфере «Человек-человек» и представляет собой наиболее эмоционально и интеллектуально напряженную профессию. Профессиональный стресс провоцирует ряд психоэмоциональных нарушений, таких как: синдром эмоционального выгорания, невротизация, фрустрация и т. д. Другими словами профессиональная деятельность педагогического работника сложна по своей специфике, поскольку для успешной и эффективной деятельности требуется развитие профессионально-важных качеств, таких как: эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, жизнестойкость и т. д. Профессиональная деятельность преподавателей высших учебных заведений протекает в тесном взаимодействии со своими коллегами и обучающимися и носит эмоциональный насыщенный характер [2]. Зафиксировано, что преподаватели медицинских вузов, работающие в системе профессий «Человек — человек», подвержены профессиональному выгоранию, связанному с деформацией личности, выражающейся в синдроме хронической усталости и эмоциональном выгорании [1]. Среди ведущих условий для развития профессионально-важных качеств педагогических работников — это психологическое сопровождение. В настоящее время под психологическим сопровождением понимается метод, который обеспечивает необходимые условия для принятия личностью развития эффективных решений [3]. Кроме того, под сопровождением понимается психологическая помощь, которая организована в специальных условиях с целью формирования и коррекции психологических характеристики и, соответственно, повышения качества обучения [4]. В исследовании Симоновой Е.Г. [12] доказана целесообразность внедрения в образовательный процесс учебных учреждений программ психологического сопровождения, которые направлены на развитие барьероустойчивого поведения преподавателей. Отмечается, что формирование профессиональной компетентности педагогов во многом зависит от образовательной среды университета, поэтому именно среда должна активизировать профессиональное саморазвитие [5; 6; 8]. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. [14] определили, что апробация программы психолого-педагогического сопровождения профессиональной компетентности преподавателей увеличивает терпимость к неопределенности настоящего, формирует мотивацию к достижению успеха, снижает сопротивление, тревожность и ригидности к инновационной деятельности. Установлена актуальность и психологическая готовность преподавателей к психологическому сопровождению психологом в образовательной деятельности, но все еще существует психологический барьер, мешающий им воспользоваться данной услугой [9-11]. В работе Ковылиной А.А. [7] отмечается, что психолого-педагогическое сопровождение преподавателей

Актуальность темы исследования

является необходимым условием их личностного и профессионального развития и роста. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение преподавателей высших учебных заведение представляет собой отдельный вид помощи преподавателю, который ориентирован в решении различных как профессиональных, так и личностных трудностей в условиях профессиональной образовательной среды, где реализуется психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция. Одна из форм психолого-педагогического сопровождения является проведение психологических тренингов для преподавателей. Психологический тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в развитие личности при минимальных затратах и времени, поскольку в психологическом тренинг отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы личности для реализации необходимых задач и целей [13]. В психологическом тренинге могут быть использованы различные виды обучения, например, лекции, решение проблемных ситуаций, деловые игры, т. е. происходит отработка определенных навыков и профессиональных компетенций, которые необходимы респонденту. Овладение техниками управления эмоционального состояния может оказывать влияние на психоэмоциональное состояние педагогов, улучшить психологическое состояние. Разработанная программа является условием для повышения качества жизни педагогов, создания благоприятного психологического климата и, следовательно, для благоприятного психолого-педагогического обучения в вузе.

Цель исследования: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения, целью которой является профилактика стрессовых состояний, формирование внутренних ресурсов и саморегуляции преподавателей высших учебных заведений.

Материалы и методы исследования. Программа была реализована на базе ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России в январе 2022 г. В программе приняли участие 20 преподавателей различных кафедр. Преподаватели имели разные специальности и разного возрастного состава. Теоретико-методологическую основу настоящего исследования послужила концепция жизнестойкости S.R. Maddi. Жизнестойкость представляет собой психологический фактор, который позволяет успешно справляться со стрессовыми ситуациями и снижает внутреннее напряжение. Для преподавателей медицинского университета была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения, которая состоит из трех этапов: 1. этап психологической диагностики: (1) опросник жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey (в рос. адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) 1 . Под жизнестойкостью здесь подразумевается определенная личностная отвага, которая позволяет личности справляться с высокими показателями тревожности и преодолевать трудные жизненные ситуации, а также меньше зависеть от ситуативных переживаний. Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска; (2) личностный опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека2 . Согласно К. Леонгарду акцентуация — это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). 2. Теоретический блок, этап психологической коррекции, т. е. тренинг, который направлен на управление эмоциональным состоянием (техники Эриксоновского гипноза,

1 PsyTests Опросник жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey (в рос. адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) [сайт] URL: https://psytests.org/psystate/spielberger.html (дата обращения: 25.01.2023).

2 PsyTests личностный опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека [сайт] URL: https://psytests.org/leonhard/sm88-run.html (дата обращения: 25.01.2023).

релаксация по Джекобсону, антистрессовое дыхание, аутогенная тренировка (на основе классического аутотренинга Шульца И.Г.). 3. Повторная психологическая диагностика с целью оценки психологических показателей). Для выявления значимости различий был применен и-критерий Манна-Уитни и программа Статистика 10. Результаты исследования представлены в рисунках и таблице.

Результаты исследования и их обсуждение

Для преподавателей медицинского университета была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения. Далее, с целью коррекции патогенных акцентуаций характера (личностных особенностей) и стабилизации эмоционального состояния у преподавателей медицинского университета была разработана программа, состоящая из групповых занятий. Разработанная программа включала встречи с преподавателями по два часа в четырех недель. Среди эффективных психотерапевтических методов на сегодняшний день являются: когнитивно-поведенческая терапия и Эриксоновский гипноз. Данная программа включает этапы, формы и методы работы психолога с преподавателями. Каждый этап предполагает различные организационные и методические формы, целевые функции и мероприятия (табл. 1).

Таблица 1

Основные этапы и содержание мероприятий психологической работы психолога с преподавателями

№ Наименование этапа и основных мероприятий Цель мероприятия

1 Диагностический этап: психодиагностическая оценка психологического статуса и личностных особенностей, выявление коммуникативных особенностей и уровня эмпатии с помощью беседы, наблюдения, психодиагностических тестов — опросник жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey (в рос. адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), личностный опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека. Оценка психологического статуса, личностных особенностей, выявление жизнестойкости

2 Этап психокоррекционной работы включает: - индивидуальные и групповые формы психологической коррекции уровня жизнестокойсти и патогенных акцентуаций характера для преподавателей (беседа, когнитивно-поведенческая психотерапия, техники Эриксоновского гипноза, релаксация по Джекобсону, антистрессовое дыхание, аутогенная тренировка (на основе классического аутотренинга Шульца И.Г.)). - проведение тренингов развития коммуникативных навыков и эмпатических способностей. Комплексная психокоррекционная и психологическая помощь

3 Мониторинг психологического состояния: динамическая оценка (контроль) психологического статуса и личностных особенностей преподавателей с низким уровнем жизнестокойсти с использованием психодиагностических тестов (интервью; опросник жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey (в рос. адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой), личностный опросник К. Леонгарда — Г. Шмишека). Динамическая оценка психологического статуса, личностных особенностей, жизнестойкости

Составлено авторами по материалам исследования

После реализации программы психолого-педагогического сопровождения у преподавателей вузов имеет положительную динамику в изменении патогенных акцентуаций характера, т. е. можно говорить об изменении личностных особенностей (рис. 1).

На рисунке 1 представлены средние показатели тест-опросника определения акцентуации характера Г. Шмишека, К. Леонгарда (адаптация В.М. Блейхера) у преподавателей медицинского вуза после проведения тренингов. Ведущими акцентуациями характера у преподавателей после проведения тренингов являются: «Экзальтированная» (14,3 %) и «Гипертимная акцентуация» (16,3 %). Данный результат означает, что им

свойственно положительное настроение и положительный эмоциональный фон, подвижность, для них свойственен широкий диапазон эмоциональных состояний, эмоциональная стабильность, альтруизм, низкое конфликтное поведение. Следует отметить, что после реализации программы психолого-педагогического сопровождения у преподавателей медицинского нет заостренных черт характера (акцентуаций), т. е. выше 18 баллов.

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

-19

_18

= Т

14,3

,2 13,

11,1

щя trm ятя i

i I г ги га ■ ■

6

/V/ * s + */ *

i преподаватели (до программы) I преподаватели (после программы)

Г

7

Рисунок 1. Средние значения по диагностики акцентуаций характера Г. Шмишека, К. Леонгарда у преподавателей медицинского университета после проведения программы (составлено авторами по материалам исследования)

Для сопоставления различий «до» и «после» групповых занятий был использован и-критерий Манна-Уитни — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками (табл. 2).

Таблица 2

Таблица достоверности различий

Фактор различия Критерий Значимость (p < 0,05)

Застревающая акцентуация U-критерий Манна-Уитни 0,000

Демонстративная акцентуация U-критерий Манна-Уитни 0,002

Повторная диагностика показала сдвиги в акцентуациях характера в сторону улучшения (после воздействия). Застревающая акцентуация характера оказалась значительно ниже, то есть определяется значительное улучшение психологического состояния. У преподавателей при повторной диагностике по методике акцентуаций характера Г. Шмишека, К. Леонгарда отмечается снижение уровня акцентированности (заостренности черт характера).

Результатом психолого-психологического сопровождения у преподавателей университета, состоящего из диагностического, конструирующего, реализующего этапов, явилась положительная динамика индивидуально-психологических характеристик личности. Овладение тестовыми стратегиями повлияло на мотивационную направленность педагогов, улучшило психологическое состояние.

Проведение психокоррекционных мероприятий по эмоциональному состоянию, безусловно, обеспечивает формирование жизнестойкости преподавателей вузов. Среди эффективных психотерапевтических методов на сегодняшний день являются: когнитивно-поведенческая терапия и Эриксоновский гипноз.

Выводы

Результатом психолого-педагогического сопровождения преподавателей высшего учебного заведения, состоящего из диагностического, теоретического и коррекционного этапов, является положительная динамика индивидуально-психологических характеристик личности педагогов. Овладение техниками управления эмоционального состояния повлияло на психоэмоциональное состояние педагогов, улучшило психологическое состояние. Разработанная программа является условием для повышения качества жизни педагогов, создания благоприятного психологического климата и, следовательно, для благоприятного психолого-педагогического обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агибалова А.А., Устименко О.А., Байрамова Б.Ф. Профессиональное выгорание преподавателей вуза (на примере медицинского университета) // Международный журнал экспериментального образования. — 2021. — № 2. — С. 52-58; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12026 (дата обращения: 26.01.2023).

2. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Косинова Е.П., Хайрутдинов Д.Р., Гибова И.М. Технологии психолого-педагогического сопровождения по оптимизации мотивации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 6(112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-po-optimizatsii-motivatsii-professionalnoy-deyatelnosti-professorsko (дата обращения: 26.01.2023).

3. Гетман Н.А. Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-psihologo-pedagogicheskoy-kompetentnosti-prepodavatelya-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 26.01.2023).

4. Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Компетентность современного преподавателя как условие инновационного развития вуза. Условия развития психолого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2013. — № 34-1. — С. 49-55. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL http://elibrary.ru/item.asp?id=20533438 (дата обращения: 26.01.2023).

5. Гетман Н.А., Полянская Н.А. Стратегии развития профессиональной компетенции преподавателей высшей медицинской школы // Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — № 6. — С. 16-20; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11683 (дата обращения: 26.01.2023).

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 44. — С. 1-8. — URL: http://e-koncept.ru/2016/46370.htm.

Ковылина А.А. Сущность и принципы сопровождения педагога образовательной организации / А.А. Ковылина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55421/ (дата обращения: 26.01.2023).

Коломиец О.М. Технология развития педагогической деятельности в образовательном учреждении // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. — 2011. — № 4. — С. 15-19. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-pedagogicheskih-kompetentsiy-prepodavatelya-vysshey-shkoly-na-osnove-innovatsionnyh-obrazovatelnyh (дата обращения: 26.01.2023).

Литовченко О.С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога / О.С. Литовченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4(63). — С. 695-697. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9899/ (дата обращения: 26.01.2023).

Набатникова Л.П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в вузе / Л.П. Набатникова // Системная психология и социология. — 2011. — № 4. — С. 16-23.

Рудакова О.А. Психологическое сопровождение в высших образовательных учреждениях // Ped.Rev. 2016. № 4(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiho logicheskoe-soprovozhdenie-v-vysshih-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 26.01.2023).

Симонова Е.Г. Психологическое сопровождение преодоления барьеров профессионального развития педагогов // Педагогическое образование в России. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-preodoleniya-barierov-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (дата обращения: 26.01.2023).

Соловьева Е.В., Бокачева О.Н. Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости // МНКО. 2017. № 4(65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-formirovanii-stressoustoychivosti (дата обращения: 26.01.2023).

Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-1 (дата обращения: 26.01.2023).

Цветикова Л.Н., Плотникова И.Е., Комова С.Ю., Черных Ю.Н. Психологическое консультирование как сопровождение деятельности педагогов медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 37-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/fl/psihologicheskoe-konsultirovanie-kak-soprovozhdenie-deyatelnosti-pedagogov-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 26.01.2023).

Abdullayeva Aliya Salavatovna

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6534-7035

Abdulhamidov Magomed Akhmedovich

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: ham999m@mail.ru

Gilmanova Ainura Bivitshlykovna

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: gilmanova0101@icloud.com

Implementation of the program of psychological and pedagogical support of medical university teachers

Abstract. This article presents and tested a program of psychological and pedagogical support for medical university teachers. The purpose of the program is prevention of stress states, formation of internal resources and self-regulation of teachers of higher educational institutions. The program was implemented on the basis of the Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of Russia in January 2022. 20 teachers of various departments took part in the program. For medical university teachers, a program of psychological and pedagogical support was developed and implemented, which consists of four stages: stage of psychological diagnostics (1) Maddy's vitality questionnaire The Personal Views Survey (in Russian, adapted by D.A. Leontiev, E.I. Rasskazovoi) ; (2) personality questionnaire of K. Leonhard — H. Shmyshek), theoretical block, stage of psychological correction, i.e. training aimed at managing the emotional state (Erickson hypnosis techniques, relaxation according to Jacobson, antistress breathing, autogenic training (based on the classic self-training of I.G. Schultz), repeated psychological diagnostics to assess psychological indicators). The Mann-Whitney U-criterion and the Statistics 10 program were used to reveal the significance of the differences. The result of the psychological-pedagogical support of teachers at a higher educational institution, consisting of diagnostic, theoretical and corrective stages, is the positive dynamics of the individual and psychological characteristics of the teachers' personality. Mastering the techniques of managing the emotional state influenced the psycho-emotional state of teachers and improved their psychological state. The developed program is a condition for improving the quality of life of teachers, creating a favorable psychological climate and, consequently, for favorable psychological and pedagogical training at the university.

Keywords: program of psychological and pedagogical support; teachers of the medical university; personal features; medical university; self-regulation; emotional state; vitality

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Agibalova A.A., Ustymenko O.A., Bairamova B.F. Professional burnout of university teachers (on the example of a medical university) // International Journal of Experimental Education. — 2021. — No. 2. — P. 52-58; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12026 (access date: 01/26/2023).

Belov V.G., Parfenov Yu.A., Kosynova E.P., Khayrutdinov D.R., Hybova I.M. Technologies of psychological and pedagogical support to optimize the motivation of professional activity of the professorial staff of the higher educational institution // Uchenye zapiski universiteta Lesgafta. 2014. No. 6(112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-po-optimizatsii-motivatsii-professionalnoy-deyatelnosti-professorsko (access date: 01/26/2023).

Hetman N.A. Conditions for the development of psychological and pedagogical competence of a medical university teacher // Pedagogic education in Russia. 2012. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-psihologo-pedagogicheskoy-kompetentnosti-prepodavatelya-meditsinskogo-vuza (access date: 26.01.2023).

Getman N.A., Kotenko E.N. Competence of a modern teacher as a condition for innovative development of a university. Conditions for the development of psychological and pedagogical competence of a medical university teacher // Personal life, family and society: pedagogical and psychological issues. — 2013. — No. 34-1. — P. 49-55. [Electronic resource]. — Access mode: URL http://elibrary.ru/item.asp?id=20533438 (access date: 01/26/2023).

Getman N.A., Polyanskaya N.A. Strategies for the development of professional competence of teachers of the higher medical school // International Journal of Experimental Education. — 2017. — No. 6. — P. 16-20; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11683 (access date: 01/26/2023).

Dolgova V.Y., Kryzhanovskaya N.V., Nepomnyashchaya N.A. Actual problems of psychological and pedagogical support of a person // Scientific and methodological electronic magazine "Concept". — 2016. — Vol. 44. — P. 1-8. — URL: http://e-koncept.ru/2016/46370.htm.

Kovylyna A.A. The essence and principles of supporting a teacher of educational organization / A.A. Kovylina — Text: ночедильный // Молодой учений. — 2019. — No. 2(240). — P. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55421/ (access date: 01/26/2023).

Kolomiets O.M. The technology of development of pedagogical activity in an educational institution // Bulletin of the Moscow State University named after M.A. Sholokhova. Series: Pedagogy and psychology. — 2011. — No. 4. — P. 15-19. [Electronic resource]. — Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-pedagogicheskih-kompetentsiy-prepodavatelya-vysshey-shkoly-na-osnove-innovatsionnyh-obrazovatelnyh (access date: 26.01.2023).

Lytovchenko O.S. Content of psychological and pedagogical support of a teacher's professional health / O.S. Litovchenko. — Text: ночедильный // Молодой учений. — 2014. — No. 4(63). — pp. 695-697. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9899/ (access date: 01/26/2023).

19PSMN123

10. 11. 12.

13.

14.

15.

Nabatnikova L.P. Psychological counseling in the system of psychological assistance services at a university / L.P. Nabatnikova // System psychology and sociology. — 2011. — No. 4. — P. 16-23.

Rudakova O.A. Psychological support in higher educational institutions // Ped. Rev. 2016. No. 4(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-v-vysshih-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (access date: 01/26/2023).

Simonova E.G. Psychological support for overcoming barriers to the professional development of teachers // Pedagogical education in Russia. 2021. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-preodoleniya-barierov-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (access date: 01/26/2023).

Solovyeva E.V., Bokacheva O.N. Psychological support of teachers in the formation of stress tolerance // MHKO. 2017. No. 4(65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psih ologicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-formirovanii-stressoustoychivosti (access date: 01/26/2023).

Symanyuk E.E., Pecherkina A.A. Psychological-pedagogical support for the development of a teacher's professional competence // Pedagogic education in Russia. 2016. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-1 (access date: 26.01.2023).

Tsvetykova L.N., Plotnikova I.E., Komova S.Yu., Chernykh Y.N. Psychological counseling as a support to the activities of medical university teachers // Personality, family and society: pedagogy and psychology questions. 2014. No. 37-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-kak-soprovozhdenie-deyatelnosti-pedagogov-meditsinskogo-vuza (access date: 26.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.