Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/36PSMN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Лимонова, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы / О. О. Лимонова, Н. Б. Дрожжина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN621.pdf
For citation:
Limonova O.O., Drozhzhina N.B. Psychological and pedagogical support of professional and personal development of higher school students. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 36PSMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PSMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Лимонова Ольга Олеговна
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», Ставрополь, Россия
Доцент кафедры «Педагогики, психологии и социологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Дрожжина Наталья Борисовна
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», Ставрополь, Россия
Доцент кафедры «Педагогики, психологии и социологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения вопросов профессионально-личностного становления студентов высших учебных заведений. В условиях современного общества будущие специалисты должны быть способны решать жизненные и профессиональные проблемы. Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов высшей школы. В статье анализируются различные подходы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления. Определены направления психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов в период обучения в вузе. В статье описываются этапы профессионально-личностного становления студентов в ходе обучения в вузе: адаптационный, подготовительный, профессионально-компетентностный, идентификационный. Авторами описывается разработанная программа профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета — программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы». Авторами были использованы следующие методы исследования: библиографический метод; психодиагностический метод: психологический тест-опросник Спилбергера Ч.Д. «Шкала личной тревожности», опросник Парафиянович Т.А., Астрейко Л.Г. «Адаптация студентов к новой образовательной среде», опросник Э. Чапмена, в адаптации В.А. Поляковой, Ю.А. Корелякова «Экспресс-диагностика психологической готовности к профессиональному обучению», тест-опросник Дубовицкой Т.Д. «Определение уровня профессиональной направленности студентов», методика Шнейдер Л.Б. «Изучение профессиональной идентичности»; описательный метод; наблюдение; метод сравнительного системного анализа.
https://mir-nauki.com
В статье показаны результаты полученного психодиагностического исследования, которые показывают положительную динамику профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета в ходе реализации разработанной программы «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы». Статья предназначена для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, для работников системы воспитательной работы вуза.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление; сопровождение; студенты; высшая школа; профессиональная деятельность
На современном этапе развития общества вопросы профессионально-личностного становления студентов высших учебных заведений являются приоритетными в современных условиях образовательной парадигмы. Сегодня предъявляются новые требования к профессиональной подготовке будущих специалистов. Профессиональное образование направлено, прежде всего, на подготовку будущих специалистов способных решать жизненные и профессиональные проблемы [1].
Особенностью современной системы образования, является создание такой системы обучения в вузе, которая будет направлена на развитие личности будущего специалиста, чтобы он мог быть субъектом своей будущей жизни [2].
Как отмечает исследователь Хасанова И.И., способность самостоятельно принимать решения и проектировать будущую профессиональную деятельность, находить собственный смысл в будущей профессиональной деятельности, можно считать значимым показателем профессионального самоопределения личности будущего специалиста [3].
Так, профессионально-личностное становление будущего специалиста подразумевает развитие и совершенствование индивидуальных, личностных свойств и качеств [4].
В условиях развития современного общества студенты высших учебных заведений должны быть способны видеть перспективные и альтернативные стратегии профессиональной самореализации.
Анализ научной литературы [5-7], позволяет отметить, что студенты высших учебных заведений имеют некоторые трудности в процессе профессионально-личностного становления, среди которых выделяют следующие: неуверенность в себе, тревожность, неадекватная самооценка, сложности в принятии решений жизненных и профессиональных проблем, от которых зависит эффективность будущей профессиональной деятельности и др.
Актуальность анализа данной проблемы определяется необходимостью повышения качества университетского образования в условиях современного общества. Сегодня выпускник высшей школы должен уметь самостоятельно решать возникающие проблемы, уметь мобильно осуществлять выбор в ситуациях неопределенности, быть востребованным профессионалом своего дела [8].
Однако вузовская практика недостаточно реализует работу психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов аграрной сферы. Подготовка студентов аграрного вуза, как субъектов осуществления социальных и профессиональных функций, отвечающих требованиям социальной действительности, способными быть конкурентоспособными специалистами, требует их психолого-педагогического сопровождения.
Введение
https://mir-nauki.com
Методология исследования
Проблемы психологического и педагогического сопровождения профессионального становления личности студента рассматривались такими учеными, как Анцыферовой Л.И., Бабошиной Е.Б., Бардиер Г.В., Бочаровой Е.Е., Вагаповой А.В., Ворошилиной Н.Н., Зеер Э.Ф., Климовым Е.А., Кузнецовой Д.А., Любимовой Г.Ю., Ромазан И., Романовой Е.С., Семёновой Е.М., Сухоруковым А.С., Терюшковой Ю.Ю., Франклом В., Фонаревым А.Р., Хасановой И.И., Цуркиным В.А., Шматовой Е. П., Юнгом К.Г. и др.
Исследователь Цуркин В.А., отмечает, что изучение проблемы формирования развития личности профессионала является комплексной проблемой, включающей психологические, физиологические, медицинские и социальные аспекты [9].
В психологической литературе «сопровождение», как научный термин упоминается в трудах психологов Бардиер Г.В., Ромазан И., Чередниковой Т.В., где рассматривается во взаимосвязи с термином «развитие». Сопровождение представляет собой технологию социально-психологической помощи личности.
Так, профессионально-личностное становление определяется как процесс формирования личности в контексте диалогического единства профессионализации и индивидуализации, который заключается в изменениях в профессиональном самосознании и индивидуально-психологических характеристиках, позволяющих достигнуть личностной и профессиональной самореализации.
Как полагает исследователь Шматова Е.П., психологическое сопровождение студентов в процессе обучения должно быть направлено на преодоление трудностей, возникающих в ходе вузовского обучения, на коррекцию эмоционально-личностной сферы, а также должно быть направлено на создание условий для успешного обучения студентов [10].
По мнению ученого-психолога Зеер Э.Ф., под психолого-педагогическим сопровождением профессионально-личностного становления следует понимать процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионально-личностного становления личности.
Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как целостную систему взаимодействия специалистов социально-педагогической и психологической служб, преподавателей, ориентированную на формирование психологических и педагогических условий, способствующих профессионально-личностному становлению обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов в высшем учебном заведении является сложным и трудоемким и процессом [11]. Как отмечают ученые Семёнова Е.М. и Ворошилина Н.Н, период студенчества является сложным периодом становления личности будущего специалиста, в ходе которого проявляются различные интересы личности, среди которых особенно значимыми являются профессиональные интересы [12].
По нашему мнению, необходимо более углублено подойти к изучению вопроса профессионально-личностного становления студентов высших учебных заведений. На основе анализа научных трудов ученых, посвященных проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления [12-14], можно отметить, что психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов представляет собой длительный динамический процесс, предполагающий системную деятельность субъектов образовательного процесса, ориентированную на формирование психологической и профессиональной готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования
Для эффективной подготовки высококвалифицированных специалистов в Ставропольском государственном аграрном университете разработана и реализуется программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы».
Задачами психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета являются:
• оказание помощи студентам в период адаптации к обучению в вузе, профилактика социальной и психологической дезадаптации;
• развитие психологической культуры студентов;
• содействие развитию личности студентов, её сфер: операциональной, информационной, мотивационной, эмоциональной;
• формирование профессионально значимых качеств при становлении студента, как субъекта профессиональной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета включает в себя следующие этапы: адаптационный, подготовительный, профессионально-компетентностный, идентификационный.
Формами работы на этапах психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов, являются следующие:
1. 1 курс обучения. Адаптационный этап (цикл тематических бесед со студентами «Я в университете»; курс «Адаптация первокурсников»; социально-психологический тренинг «Общение и коммуникация»; социально-психологический тренинг «Снятие психоэмоционального напряжения»).
2. 2 курс обучения. Подготовительный этап (деловые игры «Профильные пробы»; групповые дискуссии по тематике «Психология успешности»).
3. 3-4 курсы обучения. Профессионально-компетентностный этап (курс «Моя карьера»; психологический тренинг «Развитие эмоционального интеллекта»; цикл круглых столов по тематике «Служебная этика»).
4. 4 курс обучения. Идентификационный этап (курс «Я — профессионал!»).
Для проверки эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета, проведены психодиагностические исследования со студентами факультета Механизации сельского хозяйства. Общее число студентов, принявших участие в исследовании, составило 74 человека.
В настоящем исследовании были использованы следующие методы и методики:
1 Библиографический метод — проведен анализ научных трудов ученых, посвященных проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления личности.
2. Психодиагностический метод — использованы:
• психологический тест-опросник Спилбергера Ч.Д. «Шкала личной тревожности»;
• опросник Парафиянович Т.А., Астрейко Л.Г. «Адаптация студентов к новой образовательной среде»;
• опросник Э. Чапмена, в адаптации В.А. Поляковой, Ю.А. Корелякова «Экспресс-диагностика психологической готовности к профессиональному обучению»;
• тест-опросник Дубовицкой Т.Д. «Определение уровня профессиональной направленности студентов»;
• методика Шнейдер Л.Б. «Изучение профессиональной идентичности».
3. Описательный метод.
4. Наблюдение.
5. Метод сравнительного системного анализа.
Результаты исследования
Результаты психодиагностического исследования эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета на адаптационном этапе профессионально-личностного становления проверялись посредством применения методики Спилбергера Ч.Д. «Шкала личной тревожности», представлены на рисунке 1.
Первый год обучения в высшей школе можно рассматривать как фундаментальный для дальнейшего профессионального преобразования будущих специалистов [15].
«Шкала личной тревожности» Спилбергера Ч.Д. позволила измерить тревожность, как свойство личности, это имеет большое значение, поскольку данное свойство обусловливает поведение субъекта. Диагностика проводилась в два этапа: первый этап — в начале 1 курса обучения в вузе, второй этап — в конце 1 курса обучения в вузе.
Этап 1
Этап 2
■ Низкая
тревожность
■ Умеренная
f 1 тревожность
■ Высокая
тревожность
■ Низкая тревожность
I Умеренная тревожность
I Высокая тревожность
Рисунок 1. Динамика результатов психодиагностического исследования методики Спилбергера Ч.Д. «Шкала личной тревожности» (составлено авторами)
Анализ результатов проведенного исследования показал, что на первом этапе — в начале 1 курса обучения в вузе у 49 % студентов выявлены высокие показатели личной тревожности, дезадаптивности; у 39 % студентов выявлена умеренная тревожность; лишь у 12 % выявлена низкая тревожность.
В ходе проделанной нами работы со студентами по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного становления студентов на адаптационном
этапе, наблюдалась положительная динамика изучаемых показателей. Так, к концу 1 курса обучения в вузе у большинства студентов наблюдается снижение тревожности, дезадаптивности (86 %), студенты стали более общительны, наблюдается рост возможности сопротивляться стрессу.
Результаты психодиагностического исследования эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета на подготовительном этапе профессионально-личностного становления проверялись посредством применения опросника Чапмена Э., в адаптации Поляковой В.А., Корелякова Ю.А. «Экспресс-диагностика психологической готовности к профессиональному обучению», представлены на рисунке 2.
Опросник Чапмена Э. позволил выявить уровень психологической готовности студентов к дальнейшему профессиональному обучению и профессиональному становлению. Диагностика проводилась в два этапа: первый этап — в начале 2 курса обучения в вузе, второй этап — в конце 2 курса обучения в вузе.
■ Низкая готовность
■ Средняя готовность
■ Высокая готовность
_А
Рисунок 2. Динамика результатов психодиагностического исследования опросника Чапмена Э., в адаптации Поляковой В.А., Корелякова Ю.А. «Экспресс-диагностика психологической готовности к профессиональному обучению» (составлено авторами)
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что на первом этапе — в начале 2 курса обучения в вузе у 85 % студентов выявлен низкий уровень психологической готовности студентов к профессиональному обучению; у 14 % студентов выявлен средний уровень психологической готовности к профессиональному обучению; лишь у 1 % выявлен высокий показатель.
В ходе проделанной нами работы со студентами по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного становления студентов на подготовительном этапе, наблюдалась положительная динамика изучаемых показателей. Так, к концу 2 курса обучения в вузе у большинства студентов (93 %) наблюдается высокий уровень психологической готовности к продолжению профессионального обучения, к саморазвитию.
Результаты психодиагностического исследования эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета на профессионально-компетентностном этапе профессионально-личностного становления проверялись посредством применения теста-опросника Дубовицкой Т.Д. «Определение уровня профессиональной направленности студентов», представлены на рисунке 3.
Опросник определения уровня профессиональной направленности студентов Дубовицкой Т.Д. позволил выявить уровень профессиональной направленности, который проявляется в степени выраженности (силе, слабости) стремлении к овладению профессии,
готовности к освоению новой роли — профессионала в выбранной профессиональной деятельности. Диагностика проводилась в два этапа: первый этап — в начале 3 курса обучения в вузе, второй этап — в конце 4 курса обучения в вузе.
Этап 1
I Низкий уровень
¡Средний уровень
Высокий уровень
Рисунок 3. Динамика результатов психодиагностического исследования теста-опросника Дубовицкой Т.Д. «Определение уровня профессиональной направленности студентов» (составлено авторами)
Анализ полученных результатов показал, что на первом этапе — в начале 3 курса обучения в вузе у 31 % студентов выявлен низкий уровень профессиональной направленности; у 52 % студентов выявлен средний уровень профессиональной направленности; у 17 % выявлен высокий показатель.
В результате проделанной нами работы со студентами по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного становления студентов на профессионально-компетентностном этапе, наблюдалась положительная динамика профессиональной направленности студентов. Так, к концу 4 курса обучения в вузе 89 % студентов показали высокий уровень профессиональной направленности, у 10 % студентов выявлен средний уровень профессиональной направленности. У большинства студентов наблюдаются повышенные интересы, потребности, стремления, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Результаты психодиагностического исследования эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов Ставропольского государственного аграрного университета на идентификационном этапе профессионально-личностного становления проверялись посредством применения методики Шнейдер Л.Б. «Изучение профессиональной идентичности», представлены на рисунке 4.
При помощи методики изучения профессиональной идентичности Шнейдер Л.Б. выявлялся уровень профессиональной идентичности личности. Уровень профессиональной идентичности личности отражает степень профессионального самоопределения, профессиональной персонализации и профессиональной самоорганизации, который проявляется в осознании себя представителем определенной профессии. Диагностика проводилась в два этапа: первый этап — в начале 4 курса обучения в вузе, второй этап — в конце 4 курса обучения в вузе.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что на первом этапе — в начале 4 курса обучения в вузе 9 % студентов показали низкий уровень профессиональной идентичности; у 72 % студентов выявлен средний уровень профессиональной идентичности; лишь у 10 % выявлен высокий показатель.
Этап 1
■■
Очень низкий уровень
I Низкий уровень
¡Средний уровень
I Оптимальный уровень
Завышенный уровень
Этап 2
Очень низкий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Оптимальный уровень
Завышенный уровень
Рисунок 4. Динамика результатов психодиагностического исследования методики Шнейдер Л.Б. «Изучение профессиональной идентичности» (составлено авторами)
В ходе проделанной нами работы со студентами по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного становления студентов на идентификационном этапе, наблюдалась положительная динамика изучаемых показателей. Так, к концу 4 курса обучения в вузе у 9 % студентов выявлен средний уровень профессиональной идентичности; у большинства студентов (91 %) наблюдается высокий уровень профессиональной идентичности личности, студенты осознают себя представителем определенной профессии.
Обсуждение и выводы
Анализируя общие данные проведенного исследования, можно отметить, что полученные результаты свидетельствуют об актуальности и целесообразности психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов факультета Механизации сельского хозяйства Ставропольского государственного аграрного университета.
В целом наблюдается положительная динамика успешности адаптации студентов к обучению в вузе, у большинства студентов стал преобладать положительный эмоциональный настрой. Большая часть студентов показали осознанность ценности будущей профессиональной деятельности, студенты показали готовность к саморазвитию, самоорганизации и саморегуляции своей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.
Наблюдается положительная динамика успешности развития различных сфер личности студентов. Так, операциональная сфера представлена успешным владением студентами профессиональными знаниями, умениями и навыками; информационная сфера представлена знаниями о содержании профессиональной деятельности, о требованиях профессиональный ролей, об особенностях решения профессиональных задач; мотивационная сфера личности студентов представлена повышением профессионально значимых потребностей и мотивов деятельности; эмоциональная сфера личности студентов представлена повышенным самоконтролем и умением регулировать своё поведение.
Студенты показали стремление к успеху, более осознанное отношение к решению профессиональных проблем, определяющих отношение к профессиональным функциям и профессионализации в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы является целенаправленным процессом, организованной деятельности участников образовательного процесса, в ходе которого формируются психологическая и профессиональная готовность студентов к профессиональной деятельности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что:
• разработана и реализована программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов высшей школы», заключающаяся в оказании помощи обучающимся в их профессиональном и личностном развитии на протяжении всего периода обучения в вузе, которая может быть использована в образовательном процессе высшей школы;
• подобран диагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности профессионально-личностного становления студентов в образовательном пространстве высшей школы;
• результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений, в деятельности профессорско-преподавательского состава, в деятельности работников системы воспитательной работы вуза, направленной на психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов;
• полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для разработки учебных пособий в курсе педагогики и психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова Е.Е. Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в условиях вузовского образования / Е.Е. Бочарова, А.Р. Вагапова. — Волгоград // Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий, О.П. Меркулова. — Волгоград: Перемена, 2011. — С. 168-172.
2. Кобышева Л.И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях вуза // Концепт. — 2014. — № 10 (октябрь). — ART 14276. — 0,7 п.л. — URL: http://ekoncept.ru/2014/14276.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. — ISSN 2304-120X.
3. Хасанова И.И. К проблеме психологического содействия профессиональному выбору: человекоцентрированный подход // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно практической конференции / под общей ред. А.Г. Миронова. — Красноярск, 2016. — С. 9-12.
4. Лебедева Н.В. Личностно-профессиональное развитие специалистов социальной сферы в условиях дополнительного профессионального образования // Конкурентоспособность молодых специалистов: развитие профессионализма и самосовершенствование: материалы Международной научно-практической конференции. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. — С. 82-87.
5. Обознов А.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи в изменяющихся социально-экономических условиях // Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения и развития на различных этапах становления профессионала: сборник научных статей международного круглого стола. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. — С. 8-14.
6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Шарагин В.И. Методологические и технологические аспекты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного становления студентов-психологов // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1. www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected].
7. Зотова М.О., Валгасова И.Н. Возможности психологической службы вуза в профессиональном становлении будущих педагогов // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. — Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. НИУ ВШЭ, 2017. — С. 331-337.
8. Бабакова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете: Монография / Т.А. Бабакова, Раевская Е.А., Сухоруков А.С., Терюшкова Ю.Ю.; под ред. Профессора Т.А. Бабаковой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015. — 104 с.
9. Цуркин В.А. Проблема формирования личности профессионала // Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения и развития на различных этапах становления профессионала: сборник научных статей международного круглого стола. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. — С. 53-56.
10. Шматова Е.П. Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения / Е.П. Шматова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1(60). — С. 639-641. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8844/ (дата обращения: 27.11.2021).
11. Кузнецова Д.А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностной зрелости студентов в условиях ВУЗа // Педагогическая психология / Мир педагогики и психологии. № 02(43) Февраль, 2020.
12. Семёнова Е.М., Ворошилина Н.Н. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 21.11.2021).
13. Александрович П.И. Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении / Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, 2015. — 203 с.
14. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. — М.: МОСУ, 2001. — 272 с.
15. Яударова Н.Ю. Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Н.Ю. Яударова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19(99). — С. 634-637. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22213/ (дата обращения: 15.12.2021).
https://mir-nauki.com
Limonova Olga Olegovna
Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia E-mail: [email protected]
Drozhzhina Natalya Borsovna
Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia
E-mail: [email protected]
Psychological and pedagogical support of professional and personal development of higher school students
Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the issues of professional and personal formation of students of higher educational institutions. In the conditions of modern society, future specialists should be able to solve life and professional problems. The article is devoted to the problem of psychological and pedagogical support of professional and personal development of higher school students. The article analyzes various approaches of psychological and pedagogical support of professional and personal development. The directions of psychological and pedagogical support of professional and personal formation of students during their studies at the university are determined. The article describes the stages of professional and personal formation of students during their studies at the university: adaptation, preparatory, professional competence, identification. The authors describe the developed program of professional and personal formation of students of Stavropol State Agrarian University — the program "Psychological and pedagogical support of professional and personal formation of students of higher school". The authors used the following research methods: bibliographic method; psychodiagnostic method: psychological test-questionnaire of Spielberger Ch.D. "Scale of personal anxiety", questionnaire of Parafiyanovich T.A., Astreiko L.G. "Adaptation of students to a new educational environment", questionnaire of E. Chapman, in adaptation of V.A. Polyakova, Yu.A. Korelyakova "Express diagnostics of psychological readiness for professional training", test-questionnaire of Dubovitskaya T.D. "Determination of the level of professional orientation of students", L.B. Schneider methodology "The study of professional identity"; descriptive method; observation; method of comparative system analysis. The article shows the results of the psychodiagnostic research obtained, which show the positive dynamics of professional and personal formation of students of Stavropol State Agrarian University during the implementation of the developed program "Psychological and pedagogical support of professional and personal formation of students of higher school". The article is intended for the teaching staff of higher educational institutions, for employees of the educational work system of the university.
Keywords: professional and personal development; support; students; high school; professional activity
36PSMN621