Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТАТУСНО-РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТАТУСНО-РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ / НЕПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ СОЦИОМЕТРИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубева Г.Ф., Гарбузова Г.В.

Актуальность проблемы связана с внедрением в практику высшей школы компетент-ностного подхода, который вызывает необходимость формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций в процессе профессионального обучения студентов. Целью данной статьи является раскрытие практического опыта применения тренинговых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций (перцептивных, интерактивных и т. д.) обучающихся в высшей школе на основе учета личностных особенностей взаимодействия студентов и их статусно-ролевых позиций. В данной статье приведены результаты эмпирического изучения личностных особенностей студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки «Инжиниринг информационных систем», положенные в основу проектирования программы социально-психологического тренинга по формированию коммуникативных компетенций будущих педагогов профессионального образования с использованием теста-опросника по коммуникативным и организаторским способностям, 16-факторного личностного опросника Кеттелла (самооценочный вариант) и непараметрического варианта социометрической методики. Разработанная программа тренинговых занятий может быть использована в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к обучению в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубева Г.Ф., Гарбузова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE BY MEANS OF TRAINING TECHNOLOGIES BASED ON THE ANALYSIS OF THEIR PERSONAL CHARACTERISTICS AND STATUS-ROLE POSITIONS

The urgency of the problem is connected with the introduction of a competence-based approach into the practice of higher education, which causes the need for the formation of universal and general professional competencies in the process of professional training of students. The purpose of this article is to reveal the practical experience of using training technologies in the process of forming communicative competencies (perceptual, interactive, etc.) of students in higher education based on the personal characteristics of students' interaction and their status and role positions. This article presents the results of an empirical study of the personal characteristics of students studying in the field of training 44.03.04 - Vocational training (by industry), the training profile “Information Systems Engineering”, which are the basis for designing a program of socio-psychological training on the formation of communicative competencies of future teachers of vocational education using a questionnaire test on communicative and organizational abilities, a 16-factor Kettell personal questionnaire (self-assessment option) and a nonparametric version of the sociometric methodology. The developed program of training sessions can be used in the process of psychological and pedagogical support of first-year students at the stage of their adaptation to study at a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТАТУСНО-РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 186-191. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 186-191.

Научная статья УДК 159.923

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.27

Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов средствами тренинговых технологий на основе анализа их личностных особенностей и статусно-ролевых позиций

Галина Федоровна Голубева1, Галина Владимировна Гарбузова2

1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», Брянск, Россия, golubeva.galia2012@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7906-6779 2Брянский государственный технический университет, г. Брянск, Россия, garbuzowagalya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7675-3269

Аннотация. Актуальность проблемы связана с внедрением в практику высшей школы компетент-ностного подхода, который вызывает необходимость формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций в процессе профессионального обучения студентов. Целью данной статьи является раскрытие практического опыта применения тренинговых технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций (перцептивных, интерактивных и т. д.) обучающихся в высшей школе на основе учета личностных особенностей взаимодействия студентов и их статусно-ролевых позиций. В данной статье приведены результаты эмпирического изучения личностных особенностей студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки «Инжиниринг информационных систем», положенные в основу проектирования программы социально-психологического тренинга по формированию коммуникативных компетенций будущих педагогов профессионального образования с использованием теста-опросника по коммуникативным и организаторским способностям, 16-фак-торного личностного опросника Кеттелла (самооценочный вариант) и непараметрического варианта социометрической методики. Разработанная программа тренинговых занятий может быть использована в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к обучению в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональное обучение, тренинговые технологии, личностные особенности, статусно-ролевые позиции, непараметрическая социометрия, коммуникационные и организаторские способности, первичная и вторичная диагностика

Для цитирования: Голубева Г.Ф., Гарбузова Г.В. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности студентов средствами тренинговых технологий на основе анализа их личностных особенностей и статусно-ролевых позиций // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 186-191. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.27.

Original article

Psychological and pedagogical aspects of the formation of students' communicative competence by means of training technologies based on the analysis of their personal characteristics and status-role positions

Galina F. Golubeva1, Galina V. Garbuzova2

1Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia 1golubeva.galia2012@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7906-6779 2Bryansk State Technical University, Bryansk, Russia 2garbuzowagalya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7675-3269

Abstract. The urgency of the problem is connected with the introduction of a competence-based approach into the practice of higher education, which causes the need for the formation of universal and general professional competencies in the process of professional training of students. The purpose of this article is to reveal the practical experience of using training technologies in the process of forming communicative competencies (perceptual, interactive, etc.) of students in higher education based on the personal characteristics of students' interaction and their status and role positions. This article presents the results of an empirical study of the personal characteristics of students studying in the field of training 44.03.04 - Vocational training (by industry), the training profile "Information Systems Engineering", which are the basis for designing a program of socio-psychological training on the formation of communicative competencies of future teachers of vocational education using a questionnaire test on communicative and organizational abilities, a 16-factor Kettell personal questionnaire (self-assessment option) and a nonparametric version of the sociometric methodology. The developed program of training sessions can be used in the process of psychological and pedagogical support of first-year students at the stage of their adaptation to study at a higher educational institution.

© Голубева Г.Ф., Гарбузова Г.В., 2021

Keywords: communicative competence, professional training, training technologies, personality traits, status-role positions, nonparametric sociometry, communication and organizational abilities, primary and secondary diagnostics

For citation: Golubeva G.F., & Garbuzova, G.V. (2021) Psychological and pedagogical aspects of the formation of students' communicative competence by means of training technologies based on the analysis of their personal characteristics and status-role positions. Society: Sociology, Psychology, Pédagogies. (12), 186-191. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.27 (In Russian).

В связи с внедрением в практику высшей школы компетентностного подхода возрастает необходимость формировать личность, способную адаптироваться к процессу обучения и дальнейшей профессиональной деятельности на основе сформированных коммуникативных компетенций в процессе освоения студентами различных дисциплин психолого-педагогического цикла. Это позволит будущим специалистам выстроить траекторию личностного и профессионального развития, быть успешными и конкурентоспособными на современном рынке труда (Голубева, Захарова, 2017).

Проблема развития коммуникативной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чём свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные исследования в данной области.

Это обусловлено тем обстоятельством, что коммуникативная компетентность является важной предпосылкой учебной и будущей профессиональной деятельности студентов. Она является многокомпонентной и включает в себя систему знаний, навыков и умений, входящих в состав универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Коммуникативная компетентность, по нашему мнению, предполагает овладение сложносо-ставными умениями и навыками общения, знание этнокультурных, социальных и этических норм бесконфликтного взаимодействия. Данная формулировка может быть принята в качестве рабочего определения, так как она будет являться основой тренинговых занятий, включенных в комплексную программу.

Как показано Р. Вердербером и К. Вердербером (2003), компетентность человека в общении предопределяет его возможности и способности для конструктивного взаимодействия, которое предполагает адекватное поведение, соответствующее уникальной коммуникативной ситуации. Рассматриваемая компетентность состоит в наличии багажа знаний о процессе общения, в понимании и оценке ситуации взаимодействия, в умении ставить коммуникативные цели и достигать их, используя при этом различные поведенческие стратегии.

В соответствии с точкой зрения Р. Харре одним из важнейших мотивов, обусловленных самой социальной природой человека, является уважительное отношение людей друг к другу (Нагге, 1979). Основным инструментом завоевания уважения, по мнению ученого, выступает коммуникативная активность. Р. Харре утверждал: «Если люди умеют себя вести, социально компетентны, то есть обладают необходимыми когнитивными ресурсами и поэтому умеют читать социальные значения высказывания или жеста, то они могут добиться уважения» (Нагге, 1979: 8).

Основными детерминантами личностных ресурсов, которые обеспечивают эффективность общения и взаимодействия, Р. Харре считал следующие:

- индивидуально-личностные особенности человека, его психологическое и психическое здоровье;

- когнитивные способности личности, связанные с приемом и переработкой информации, полученной в ходе взаимодействия;

- ролевая и ситуативная нормативность, то есть умение использовать в общении адекватные социальной ситуации статусно-ролевые позиции;

- поведенческие, инструментальные и операциональные коммуникативные составляющие (Нагге, 1979).

М. Аргайл на основе многочисленных исследований выделил и описал в книге «Психология межличностного поведения» основные компоненты коммуникативной компетентности, в которых ведущую роль играют личностные переменные. К ним исследователь отнес: «экстраверсию, которая взаимосвязана с социальным статусом и лидерскими качествами человека; эмоциональную устойчивость, определяемую адаптивными возможностями психики; целенаправленность, т.е. интенциональность, находящуюся во взаимосвязи со статусом и опытом реализации лидерских качеств» (Argyle, 1975: 119).

По мнению немецких ученых У. Пфингстена и Р. Хинте, «компетентность - это владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочному соотнесению положительных и отрицательных воздействий» (Phingsten, Hintesch, 1991: 15).

Американский ученый Ю. Хабермас в структуре общения акцентирует коммуникативное действие. Согласно его точке зрения оно представляет собой «эксплицитно выраженное усилие, направленное на достижение взаимопонимания относительно всех критериев рациональности, выдвигаемых мирами референции, и, следовательно, противостоит остальным, более ограниченным и менее рефлексивным типам действия. Поскольку стабильность и согласие являются исключением в ежедневной практике, коммуникативное действие остаётся перманентной возможностью» (Habermas, 1984: 151).

Разработка проблемы коммуникативной компетентности в отечественных исследованиях связана с деятельностным подходом. Существенный вклад в сокровищницу психолого-педагогической мысли внесли такие ученые, как: А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Л.А. Петровская и др.

По мнению Л.А. Петровской, «коммуникативная компетентность предполагает готовность и способность человека выстраивать контакт и конструктивное взаимодействие на разных уровнях психологической дистанции - и отстраненной, и близкой. Трудности и коммуникативные барьеры, как правило, связаны с инерционностью и ригидностью позиции партнеров по общению, владением какой-либо одной коммуникативной стратегией или социальной ролью, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации» (Петровская, 2007: 213).

На основе изучения многочисленных отечественных педагогических и психологических источников, посвященных проблемам общения, можно выделить основные точки зрения современных ученых на природу понятия «коммуникативная компетентность».

Основными ее компонентами, по мнению Ю.М. Жукова, выступают: «мотивационно-цен-ностный компонент, который проявляется через потребность в выстраивании социальных контактов, активной деятельной позиции в общении и взаимодействии с собеседником, умении выстраивать доверительные, уважительные, партнерские отношения с коллегами и близкие отношения с друзьями и родными людьми; когнитивный компонент, который включает в себя совокупность языковой и межкультурной компетентности с учетом их адекватной применимости в различных сферах коммуникации индивида, его способность выстраивать конструктивное взаимодействие и разрешать конфликтные ситуации в общении; операциональный компонент, который является показателем "культурной зрелости личности", свидетельствующей о развитых коммуникативно-рефлексивных умениях, обеспечивающих осознанность коммуникативных целей и потребностей индивида» (Жуков, 2004: 8-9).

С учетом сложившейся в отечественной психолого-педагогической практики формирования навыков общения на базе компетентностного подхода коммуникативные компетенции являются ключевыми для становления будущего профессионала в системе образования. В этой связи интерактивные формы обучения и тренинговые технологии призваны решить актуальные задачи по формированию у студентов навыков эффективного общения и развитию профессиональных коммуникативных умений.

По мнению исследователей, моделирование реальных жизненных ситуаций позволяет формировать у участников тренингов оригинальные навыки в области коммуникации и взаимодействия (Журавлев, 2013). В процессе профессионального обучения тренинговые технологии способствуют успешной адаптации студентов к образовательному процессу на основе формирования благоприятного микроклимата в группе, адекватных статусно-ролевых позиций и навыков эффективного общения.

Следует отметить, что в области педагогики и психологии накоплен богатый опыт по проектированию и реализации тренинговых программ и технологий, позволяющий активно внедрять имеющиеся наработки в образовательный процесс высшей школы. При этом исследователи подчеркивают важность учета индивидуальных психологических особенностей участников для достижения целей тренинга (Климова, Помазина, 2015).

Проектирование и реализация тренинга коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения с учетом динамики личностных и групповых изменений осуществлялись на основе эмпирического исследования студентов-первокурсников, обучающихся по направлению 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям), профиль подготовки -«Инжиниринг информационных систем». Помимо традиционного теста-опросника коммуникативных организаторских склонностей (КОС) использовались модифицированные авторами самооценочный вариант 16-факторного опросника Кеттелла и непараметрический вариант социометрии (Голубева, Тришин, 2019).

Как следует из данных, полученных в результате исследования, у большинства испытуемых коэффициент коммуникативных склонностей очень высокий (26 %), второе место делят между собой средний и высокий (22 %), третье место занимают низкие показатели (17 %), четвертое - ниже среднего (13 %).

Коэффициент организаторских склонностей ниже среднего отмечен у 26 % респондентов, низкий и очень высокий его показатели обнаружены у 22 % опрошенных, высокий - у 17 % и наконец средний - у 13 % участников исследования.

Результаты, полученные по методике КОС, свидетельствуют о том, что в данной группе респондентов коммуникативные склонности значительно превосходят организаторские по уровню развития на данном этапе.

Использование непараметрического варианта социометрического исследования группы первокурсников позволило построить социоматрицу первичной обработки данных, в которой показаны все выборы - как положительные, так и отрицательные (Голубева, Тришин, 2019). В результате вычисления социометрических индексов были получены следующие границы популярности, связанные с социальным статусом студентов-первокурсников: социометрические звезды - 3 (13 %); ведомый лидер - 1 (4,3 %); предпочитаемые - 8 (35 %); принятые - 9 (39 %); низкостатусный - 1 (4,3 %); отверженный - 1 (4,3 %). Из результатов вычисления персональных социометрических индексов следует, что самое большое количество в данной группе принятых (39 %); второе место занимают предпочитаемые (35 %); на третьем месте - социометрические звезды (высокостатусные студенты - 13 %), и на последних местах находятся низкостатусные и отверженные студенты.

По результатам методик социометрии и КОС определялся социальный статус, уровень коммуникативных и организаторских склонностей респондентов.

На основании полученных первичных диагностических данных по представленным выше методикам в ходе эмпирического исследования коммуникативных компетенций у студентов-первокурсников мы пришли к выводу о необходимости реализации в их среде тренинговой программы. Для оценки эффективности проведенных занятий и определения личностных и групповых изменений до и после тренинга была осуществлена диагностика студентов-первокурсников с использованием модифицированного варианта 16-факторного личностного опросника Кет-телла (Деев и др., 1984). По данной методике был составлен общегрупповой профиль (табл. 1), содержание которого отражает эмпирические различия по шкалам теста до и после проведения тренинговых занятий.

На основе обработки полученных данных по 10-балльной шкале (шкала стенов) можно констатировать:

1. Значительных изменений личностных качеств по завершению тренинга не произошло, что можно объяснить краткосрочностью программы.

2. Незначительные изменения у первокурсников наблюдаются по шкалам: «Смелость - нерешительность» и «Мечтательность - практичность»: в первом случае - в сторону смелости, во втором - мечтательности (среднеквадратическое отклонение +/-2).

Таблица 1 - Эмпирические данные, полученные в результате использования модифицированного варианта 16-факторного личностного опросника Кеттелла (А.А. Деев, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников) до (пунктиром) и после (сплошная линия) тренинга_

№ Качество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Качество

1 Экстраверсия Ч Ч ч / Интроверсия

2 Выдержка / \ Ч Ч Эмоциональная неустойчивость

3 Инициативность / Пассивность

4 Взвешенность поступков / Импульсивность поведения

5 Дисциплинированность / Недисциплинированность

6 Смелость Нерешительность

7 Рациональность S N \ N Эмоциональность

8 Покладистость ч г Несговорчивость

9 Мечтательность ✓ \ Практичность

10 Прямолинейность X Тактичность

11 Уверенность в себе Неуверенность в себе

12 Консерватизм :—J Склонность к переменам

13 Коллективизм Ъ Индивидуализм

14 Аккуратность N s ■'У / Неаккуратность

15 Беспокойность s V Спокойствие

16 Развитое мышление Неразвитое мышление

В результате проведенных тренинговых занятий в динамике групповых изменений следует отметить смещение статусно-ролевых позиций, выявленное на основе повторного вычисления индивидуальных социометрических индексов. Если сравнивать данные, полученные на основе методики непараметрической социометрии до и после проведения тренинговой программы, то можно констатировать: большинство студентов являются по статусу популярными (предпочитаемыми) - таковых 12 (52 %); на втором месте - принятые, их 6 (26 %), т.е. после проведения тренинговых занятий 18 человек (78 %) стали иметь положительные выборы (пользоваться симпатиями в коллективе). При этом количество низкостатусных и отверженных студентов не изменилось и составило 2 человека.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Первичная диагностика лежит в основе отбора студентов для комплектования тренин-говой группы и выявления изменений, которые происходят в результате проведения занятий на личностном и групповом уровнях.

2. Результаты вторичной диагностики по модифицированной методике 16-факторного опросника Кеттелла свидетельствуют о том, что изменения на уровне личностных качеств испытуемых либо не происходят, либо являются незначительными, что свидетельствует о стабильности этих структур и невозможности их изменения в краткосрочном периоде.

3. Использование непараметрической социометрии во втором периоде исследования после реализации тренинговой программы с участниками эксперимента выявило изменения в статусно-ролевых позициях студентов-первокурсников, связанные с успешностью их адаптации к обучению в академической группе, что подтверждается улучшением социально-психологического климата, возрастанием количества симпатий, взаимных выборов и повышением средне-групповых социометрических индексов психологической совместимости.

Проведенное эмпирическое исследование доказывает, что формирование коммуникативных компетенций в процессе профессионального обучения студентов на протяжении всего периода обучения должно базироваться на технологиях личностно-профессионального развития. При этом М.В. Хохловой, В.В. Спасенниковым и Г.И. Гарбузовой отмечается, что основной сложностью в реализации педагогических технологий личностного и профессионального развития является создание фонда оценочных средств, связанного с проектированием индикаторов успешности сформированности универсальных и общепрофессиональных коммуникативных компетенций (Хохлова и др., 2021).

Актуальной проблемой реализации компетентностного подхода и формирования фонда оценочных средств в профессиональном обучении студентов является отсутствие валидных и надежных стандартизированных тестов. Выходом из создавшейся ситуации в разработке тестовых методик для диагностики коммуникативных компетенций является необходимость эргономического обеспечения разработки экспертных психодиагностических систем (Голубева, Тришин, 2019).

Несмотря на существующие трудности в реализации компетентностного подхода, связанные с системным проявлением кризиса в образовательном процессе высшей школы, перспективным направлением исследований является внедрение смешанного обучения (дистанционного и традиционного), которое требует разработки принципов педагогического дизайна в оценке профессиональных и универсальных компетенций будущих педагогов.

Проведенное же нами исследование несет в себе практическую ценность для разработки методик сопровождения процессов адаптации первокурсников к обучению на высшей профессиональной ступени и исключению ситуаций коммуникативной беспомощности. Апробированная методика тренинговых занятий по формированию коммуникативных компетенций призвана облегчить процесс межличностного взаимодействия студентов на этапе их интеграции в образовательную среду вуза.

Список источников:

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003. 320 с.

Голубева Г.Ф., Захарова М.В. Психологическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе их адаптации к обучению в вузе // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2017. № 1 (9). С. 137-146.

Голубева Г.Ф., Тришин А.А. Эргономическое обеспечение разработки экспертных психодиагностических систем с использованием стандартизированных тестов // Эргодизайн. 2019. № 4 (6). С. 203-213. https://doi.org/10.30987/2619-1512-2019-2019-4-203-213.

Деев А.А., Ложкин Г.В., Спасенников В.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-фактор-ного личностного опросника // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 6. С. 106-110.

Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М., 2004. 224 с.

Журавлев А.В. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. 2013. № 1. С. 49-53.

Климова Е.К., Помазина О.А. Социально-психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 115-119.

Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды. М., 2007. 688 с.

Сущенко М.А., Худяков А.И. Координатно-социограмный анализ межличностной напряженности на основе аутосо-циометрического моделирования интерактивного взаимодействия // Эргодизайн. 2018. № 2 (2). С. 20-28. https://doi.org/10.30987/article_5bf98b613e2d23.85618006

Хохлова М.В., Спасенников В.В., Гарбузова Г.В. Компетентностный подход в проектировании технологии личностно-профессионального развития и индикаторов успешности обучения бакалавров // Педагогический дизайн в высшем и среднем профессиональном образовании : сборник научных статей научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2021. С. 125-131.

Argyle М. The Pcycology of Interpersonal Behaviour. L., 1975. 277 p.

Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston, 1984. 269 p.

Harre H.R. Social Being: A Theory for a Social. Oxford, 1979. 260 p.

Phingsten U., Hintesch R. Gruppen Training Sozialer kompetenzen. Weinheim, 1991. 145 р.

References:

Argyle, М. (1975) The Pcycology of Interpersonal Behaviour. London. 277 p.

Deev, A. A., Lozhkin, G. V. & Spasennikov, V. V. (1984) Avtomatizatsiya protsedury obsledovaniya pri ispol'zovanii 16-faktornogo lichnostnogo oprosnika [Automation of the Examination Procedure Using a 16-factor Personality Questionnaire]. Psikhologicheskii zhur-nal. 5 (6), 106-110 (in Russian).

Golubeva, G. F. & Trishin, A. А. (2019) Ergonomic Support for the Development of Expert Psychodiagnostic Systems Using Standardized Tests. Ergodizain. (4 (6)), 2013-213. Available from: https://doi.org/10.30987/2619-1512-2019-2019-4-203-213 (in Russian).

Golubeva, G. F. & Zakharova, M. V. (2017) Psychological Support of Predictor Students at the Stage of Their Adaptation to Study in the High School. EzhegodnikNII fundamental'nykh iprikladnykh issledovanii. (1 (9)), 137-146 (in Russian).

Habermas, J. (1984) The Theory of Communicative Action. Boston. 269 p.

Harre, H.R. (1979) Social Being: A Theory for a Social. Oxford. 260 p.

Khokhlova, M. V., Spasennikov, V. V. & Garbuzova, G. V. (2021 ) Kompetentnostnyi podkhod v proektirovanii tekhnologii lichnostno-professional'nogo razvitiya i indikatorov uspeshnosti obucheniya bakalavrov [Competence-Based Approach in the Design of Personal and Professional Development Technology and Parameters of Bachelor's Degree Success]. In: Pedagogicheskii dizain v vysshem i srednem professional'nom obrazovanii : sbornik nauchnykh statei nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Bryansk, рр. 125-131 (in Russian).

Klimova, E. K., Pomazina O. A. (2015) Training Technology to Overcome Adaptation Barriers. Vysshee obrazovanie v Rossii. (5), 115-119 (in Russian).

Petrovskaya, L. A. (2007) Obshchenie - kompetentnost' - trening. Izbrannye Trudy [Communication - Competence - Training. Selected Works]. Moscow. 688 р. (in Russian).

Phingsten, U. & Hintesch, R. (1991) Gruppen Training Sozialer kompetenzen. Weinheim. 145 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sushchenko, M.A. & Hudyakov, A. I. (2018) Coordinate Sociogram Analysis of Interpersonal Stress Based on Autosociometric Modeling of Interactive Interaction. Ergodizain. (2 (2)), 20-28. Available from: https://doi.org/10.30987/article_5bf98b613e2d23.85618006 (in Russian).

Verderber, R. & Verderber, K. (2003) Psikhologiya obshcheniya [Psychology of Communication]. Saint-Petersburg. 320 р. (in Russian).

Zhukov, Yu. M. (2004) Kommunikativnyi trening [Communication Training]. Moscow. 224 р. (in Russian).

Zhuravlev, A. V. (2013) Spetsifika obucheniya s pomoshch'yu treningov [The Specifics of Training with the Help of Trainings]. Nauch-nye issledovaniya v obrazovanii. (1), 49-53 (in Russian).

Информация об авторах Г.Ф. Голубева - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=299769.

Г.В. Гарбузова - кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Брянского государственного технического университета, Брянск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=936632.

Information about the authors G.F. Golubeva - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of General and Professional Psychology of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, Bryansk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=299769.

G.V. Garbuzova - PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Humanities and Social Sciences of Bryansk State Technical University, Bryansk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=936632.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.11.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.11.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.