Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спартакян Нарек Спартакович

Введение. Проблема психологической безопасности педагога на сегодняшний день изучается в контексте целостности психологически безопасной образовательной среды. Современная ситуация массового применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения привела к тому, что и в теории, и в практике образовательной деятельности стало использоваться понятие «цифровое образовательное пространство». При этом четкого научного определения феномена цифрового образовательного пространства, описания его специфических психолого-педагогических характеристик, а также исследований, направленных на изучение особенностей сопровождения психологической безопасности субъектов образования в новых цифровых условиях, на сегодняшний день нет. Целью данной статьи является выявление основных составляющих психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве. Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, анализ эмпирических исследований, обобщение, проектирование. Результаты исследования. Анализ имеющихся психолого-педагогических исследований по заявленной теме показал, что в качестве базовых теоретических положений для разработки практически всех рассматриваемых технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса остается теория психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой. В рамках данной теории сформулированы основные принципы и составляющие программ по обеспечению психологической безопасности педагога в образовательной среде. Содержание и технологии реализуемых на сегодняшний день программ не противоречат друг друга и могут быть использованы в комплексе в зависимости от условий и проблем конкретной образовательной организации. Однако особенности обеспечения психологической безопасности педагога в условиях формирования цифрового образовательного пространства в рассматриваемых научных направлениях практически не затрагиваются. Указанная проблема частично рассматривается в рамках такого научного направления, как информационная и информационно-психологическая безопасность. Выводы. Автором определены новые направления психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога, связанные с формированием цифрового образовательного пространства: организация и работы с внутренними и внешними информационными потоками в рамках образовательной среды как способа групповой социально-психологической защиты; развитие навыков индивидуальной психологической защиты в процессе приобретения и распространения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спартакян Нарек Спартакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A TEACHER IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. Psychological safety of a teacher, to date, has been studied in the context of integrity of psychologically safe educational environment. Today, with the ubiquity of distance learning technologies and e-learning, the concept of digital learning environment emerged. However, this concept still lacks a scientific definition, while the studies on psychological safety support for the stakeholders of new digital educational environment are non-existent. The purpose of this article is to identify the main components of psychological and pedagogical support of psychological safety of a teacher in digital educational environment. Materials and methods. The following general theoretical methods were used as research methods: analysis of theoretical and scientific-practical sources, analysis of empirical research, generalization, design. Results. The analysis of prior psychological and pedagogical research showed that Prof. I. A. Baeva’s school of psychological safety of educational environment is an effective theoretical basis for the development of almost all of the techniques of psychological and pedagogical support of stakeholders in education. This theory formulates the basic principles and components of psychological safety programs for teachers engaged in educational environment. However, the specifics of psychological safety of a teacher against the backdrop of the development of digital educational environment is understudied. The issue in question is considered, inter alia, within the framework of a new research area-information and information-psychological security. Conclusions. The author has identified new directions of psychological and pedagogical support of psychological safety of a teacher associated with the development of digital educational environment, i.e., organization and work with internal and external information flows.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГА В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Психология человека в образовании, 2023, т. 5, № 1 Psychology in Education, 2023, vol. 5, no. 1 _www.psychinedu. ru

Психологическая безопасность образовательной среды

EDN GXADPA

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-73-87 Научная статья

Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве

Н. С. Спартакян01

1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19

Сведения об авторе

Нарек Спартакович Спартакян, SPIN-код: 2126-5171, ORCID: 0000-0003-0703-8821, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Спартакян, Н. С. (2023) Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве. Психология человека в образовании, т. 5, № 1, с. 73-87. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-73-87 EDN GXADPA Получена 23 августа 2022; прошла рецензирование 1 октября 2022; принята 5 декабря 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © Н. С. Спартакян (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Проблема психологической безопасности педагога на сегодняшний день изучается в контексте целостности психологически безопасной образовательной среды. Современная ситуация массового применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения привела к тому, что и в теории, и в практике образовательной деятельности стало использоваться понятие «цифровое образовательное пространство». При этом четкого научного определения феномена цифрового образовательного пространства, описания его специфических психолого-педагогических характеристик, а также исследований, направленных на изучение особенностей сопровождения психологической безопасности субъектов образования в новых цифровых условиях, на сегодняшний день нет. Целью данной статьи является выявление основных составляющих психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве.

Материалы и методы. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, анализ эмпирических исследований, обобщение, проектирование.

Результаты исследования. Анализ имеющихся психолого-педагогических исследований по заявленной теме показал, что в качестве базовых теоретических положений для разработки практически всех рассматриваемых технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса остается теория психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой. В рамках данной теории сформулированы основные принципы и составляющие программ по обеспечению психологической безопасности педагога в образовательной среде. Содержание и технологии реализуемых на сегодняшний день программ не противоречат друг друга и могут быть использованы в комплексе в зависимости от условий и проблем конкретной образовательной организации. Однако особенности обеспечения психологической безопасности педагога в условиях формирования цифрового образовательного пространства в рассматриваемых научных направлениях практически не затрагиваются. Указанная проблема частично рассматривается в рамках такого научного направления, как информационная и информационно-психологическая безопасность. Выводы. Автором определены новые направления психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога, связанные с формированием цифрового образовательного пространства: организация и работы с внутренними и внешними информационными потоками в рамках образовательной среды как способа групповой социально-психологической защиты; развитие

Я Check for updates

УДК 159.99

навыков индивидуальной психологической защиты в процессе приобретения и распространения информации.

Ключевые слова: психологическая безопасность педагога, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, цифровое образовательное пространство, информационно-психологическая безопасность

Research article

Psychological and pedagogical support of the psychological safety of a teacher in digital educational environment

N. S. Spartakyan01

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 51 Lenin Str., Ekaterinburg 620002, Russia

Author

Narek S. Spartakyan, SPIN: 2126-5171, ORCID: 0000-0003-0703-8821, e-mail: [email protected]

For citation: Spartakyan, N. S. (2023) Psychological and pedagogical support of the psychological safety of a teacher

in digital educational environment. Psychology in Education, vol. 5, no. 1, pp. 73-87. https://www.doi.org/10.33910/2686-

9527-2023-5-1-73-87 EDN GXADPA

Received 23 August 2022; reviewed 1 October 2022; accepted 5 December 2022. Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © N. S. Spartakyan (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. Psychological safety of a teacher, to date, has been studied in the context of integrity of psychologically safe educational environment. Today, with the ubiquity of distance learning technologies and e-learning, the concept of digital learning environment emerged. However, this concept still lacks a scientific definition, while the studies on psychological safety support for the stakeholders of new digital educational environment are non-existent. The purpose of this article is to identify the main components of psychological and pedagogical support of psychological safety of a teacher in digital educational environment. Materials and methods. The following general theoretical methods were used as research methods: analysis of theoretical and scientific-practical sources, analysis of empirical research, generalization, design. Results. The analysis of prior psychological and pedagogical research showed that Prof. I. A. Baeva's school of psychological safety of educational environment is an effective theoretical basis for the development of almost all of the techniques of psychological and pedagogical support of stakeholders in education. This theory formulates the basic principles and components of psychological safety programs for teachers engaged in educational environment. However, the specifics of psychological safety of a teacher against the backdrop of the development of digital educational environment is understudied. The issue in question is considered, inter alia, within the framework of a new research area—information and information-psychological security.

Conclusions. The author has identified new directions of psychological and pedagogical support of psychological safety of a teacher associated with the development of digital educational environment, i.e., organization and work with internal and external information flows.

Keywords: psychological safety of a teacher, psychological and pedagogical support, educational environment, digital educational environment, information and psychological security

Введение

Проблема психологической безопасности педагога на сегодняшний день изучается в контексте создания и функционирования психологически безопасной образовательной среды в целом.

Многие исследования указывают на то, что образовательная среда и ближайшее окружение

являются важными условиями и источниками устойчивого развития ребенка (Баева 2017; Смык, Качимская 2021). При этом все больше исследователей важнейшей характеристикой психологически безопасной образовательной среды называют уровень отношений всех субъектов образовательного процесса, степень их удовлетворенности, состояние защищенности

(Баева и др. 2019; Исаев 1998; Смык, Качимская 2021). В ряде зарубежных исследований также подчеркивается, что качество взаимоотношений ученика и педагога являются важными взаимосвязанными конструкциями в обучающей среде (Goetz et al. 2021; Jiang et al. 2019). Нужно отметить, что большая часть современных исследований посвящена обеспечению психологической безопасности, прежде всего, обучаемых, либо всех участников образовательного процесса. Мы считаем, что следует сделать акцент на обеспечении психологической безопасности именно педагогов, поскольку от их состояния, мотивации и профессионализма зависит эффективность создаваемых в образовательной организации психологически безопасной образовательной среды.

Психологическая безопасность педагога является достаточно сложным социально-психологическим феноменом, представленным на нескольких уровнях: макросоциальном, отражающем влияние постоянно меняющихся внешних для школы условий на психологическое состояние педагогических работников; мезосо-циальном, определяющем особенности воздействия внутренних условий конкретного образовательного учреждения на психологическую безопасность ее субъектов, в том числе и педагогов; и микросоциальном, связанном с наличием адаптивных возможностей личности педагога, его способности сопротивляться неблагоприятным факторам социальной среды, а также с эмоциональными переживаниями своей защищенности (Кошкаров, Синякова 2015).

В целом, психологическая безопасность личности педагога рассматривается нами как состояние защищенности личности педагога в образовательной среде, обеспечивающее ее целостность как активного субъекта образовательного процесса и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с постоянно изменяющейся окружающей средой (Грачев 1998; 2000).

При этом развивающаяся за последние два десятилетия тенденция к цифровизации образования, усилившаяся в период пандемии ко-ронавирусной инфекции (с 2019 года), привела к тому, что и в теории, и в практике образовательной деятельности стало использоваться понятие «цифровое образовательное пространство». Этот термин используется также в контексте массового применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. При этом четкого научного определения феномена цифрового образовательного пространства, а также исследований, направ-

ленных на изучение влияния цифрового образовательного пространства на психологическую безопасность педагога, на сегодняшний день нет.

Образовательное пространство в теории представлено как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры обучающегося (Пономарев 2014). В этом контексте цифровое образовательное пространство мы рассматриваем как разновидность образовательного пространства, обладающего определенными организационно-педагогическими, дидактическими и психологическими особенностями. К организационно-педагогическим особенностям цифрового образовательного пространства относятся: отсутствие прямой связи с геополитическими границами или национальными системами образования; обязательное формирование единой информационно-образовательной среды в образовательной организации и разработка разнообразного электронного контента; соблюдение конкретных требований к материально-техническому оснащению образовательного процесса. В качестве дидактических особенностей цифрового образовательного пространства можно назвать развитие нового направления в педагогической теории и практике — «цифровая дидактика», предоставляющего дидактические основания для разработки электронных образовательных ресурсов. Психологические особенности цифрового образовательного пространства проявляются через появление иных пространственных, временных, организационных (персонально-коллективных) и технических ограничений взаимодействия педагога и обучающегося в учебном процессе; функционально-ролевую трансформацию педагогической позиции в образовательном процессе; потребность в повышенном уровне мотивации, ответственности и самоорганизации от обучающихся; наличие возможности формировать истинную личностно-ориентированную образовательную среду с учетом особенностей здоровья обучаемого и присущего ему темпа обучения.

Мы также выделяем и наличие рисков при цифровизации образовательного пространства. Организационно-педагогические риски связаны с возможностью полной или частичной утраты государством контроля над собственным образовательным пространством; отсутствием достаточно развитой ИТ-инфраструктуры образовательной организации. В качестве дидактических рисков сегодня можно назвать:

«цифровое неравенство» или недостаточность цифровых компетенций у участников образовательного процесса; неразработанность цифровой дидактики. В качестве основного психологического риска мы выделяем отсутствие достаточных исследований влияния цифровых технологий на соматическое, психическое, эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса.

В этом контексте сложность феномена психологической безопасности педагога определяет необходимость организации сопровождения процесса его обеспечения, разработки специальных психолого-педагогических технологий сопровождения профессионального развития педагога в условиях цифрового образовательного пространства (Грачев 2000; Дашкова 2005; Демьянчук 2020).

Цель заявленного исследования заключается в выявлении основных составляющих психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве.

Объект исследования — психологическая безопасность педагога в цифровом образовательном пространстве. Предмет — психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности педагога в цифровом образовательном пространстве.

Задачи исследования:

1) Выявить теоретические основания, лежащие в основе используемого в образовательной практике психолого-педагогического инструментария по обеспечению психологической безопасности педагога.

2) Определить составляющие психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога в условиях цифрового образовательного пространства.

Организация и методы исследования

В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, анализ эмпирических исследований, обобщение, проектирование.

Результаты

Нужно отметить, что термин «психолого-педагогическое сопровождение» достаточно распространен и в теории, и в практике. При этом существуют различные подходы к определению сущности этого понятия.

Ряд авторов определяют психолого-педагогическое сопровождение как метод практического осуществления сопровождения принятия личностью проблемных и многовариантных решений с опорой на внутренний потенциал субъекта и при личностной ответственности за выбранную траекторию развития (Глуханюк 2020; Казакова 2009).

Существует другая исследовательская позиция, которая рассматривает сопровождение как целостный процесс, направленный на своевременное определение возможных путей развития субъектов образования, помощь и поддержку им в решении возникающих жизненных или профессиональных проблем (Зеер, Сыманюк 2021). Данный подход был выбран в качестве основного в рамках проводимого исследования.

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения профессионального развития исследователи, как правило, относят: психологическую профилактику, развивающую психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, просвещение с использованием развивающих образовательных технологий (Васютенкова 2015; Синякова 2013).

На основе анализа уже имеющихся практико-ориентированных исследований по разработке психолого-педагогического сопровождения педагогов в системе образования нами выделено три группы таких исследований.

К первой группе мы отнесли различные методические рекомендации по обеспечению психологической безопасности образовательной среды, разработанные группами специалистов в контексте представления об образовательной организации как сложной саморазвивающейся социокультурной системе (Баева, Тарасов 2017; Габер и др. 2021; Думчева 2019; Исаев 1998; Чиркина и др. 2015). Основной целью создаваемых специалистами в этом контексте программ психолого-педагогического сопровождения становится обеспечение условий для развития психологической устойчивости всех субъектов образовательного процесса к угрозам и трансформациям социально-экономического, культурно-образовательного развития современного общества. Данные программы, таким образом, носят комплексный характер. Отметим, что обеспечение психологической безопасности педагогов является одним из ключевых направлений в формировании психологически безопасной образовательной среды в целом.

Анализ указанных методических рекомендаций позволил нам выделить основные направления и технологии обеспечения психологической безопасности педагогов в образовательной среде (табл. 1).

Табл. 1. Содержание комплексных программ психолого-педагогического сопровождения безопасности

образовательной среды

Составляющие психолого-педагогического сопровождения проф ессионального развития педагога Цели и технологии обеспечения психологической безопасности педагогов в образовательной среде

Просвещение с использованием развивающих образовательных технологий Цель: освоении эффективных способов и приемов ненасильственного взаимодействия. Технологии: три модели тренингов социальных и жизненных умений. 1) Тренинги по формированию и развитию жизненных умений: решение проблем общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития «Я-концепции». 2) Тренинги по формированию и развитию жизненных умений: межличностное общение, поддержание психического здоровья, развитие аутентичности и принятие решений. 3) Тренинги по формированию и развитию эмоционального самоконтроля межличностных отношений, самопонимания, самоподдержки (Исаев 1998).

Психологическая профилактика Цель: предотвращение ситуаций психологического насилия в образовательном процессе. Технологии: • изучение условий обеспечения психологической безопасности (семинары, групповые дискуссии); • формирование индивидуальной программы психогигиены (сбор и использование данных о показателях психического здоровья участников образовательного процесса) (Баева 2015); • совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия (семинары, групповые дискуссии, локальные акты организации) (Балашова, Коковина 2019).

Развивающая психодиагно стика Психодиагностика: отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности. Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой.

Психологическое консультирование Реализуется: • в индивидуальных и групповых формах, • через выстраивание программ развития личности, • через тренинги поведенческих умений, имитационные и ролевые игры (Исаев 1998).

Психологическая коррекция Цель: оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости. Техники индивидуального и группового консультирования.

Table 1. Content of comprehensive programs of psychological and pedagogical support to ensure safety of educational

environment

Components of psychological and pedagogical support of a teacher's professional development Goals and techniques of ensuring psychological safety of teachers in educational environment

Education using educational technologies Purpose: to master effective ways and techniques of non-violent interaction. Techniques: three models of social and life skills training. Among them: 1) Trainings in the development of life skills: problem-solving communication, persistence, self-confidence, critical thinking, self-management skills and development self-concept. 2) Trainings in the development of life skills: interpersonal communication, authenticity and decision making, maintaining mental health. 3) Trainings in the development of emotional self-control of interpersonal relations, self-understanding, self-support.

Psychological prevention Purpose: to prevent situations of psychological violence in educational environment. Techniques: • studying the conditions of psychological safety (seminars, group discussions); • development of an individual mental hygiene program (collection and use of data on mental health indicators of stakeholders in education) (Baeva 2015); • joint discussion and development of rules for secure interaction (seminars, group discussions, internal policies and procedures).

Developmental psychodiagnostics Psychodiagnostics: attitudes toward social environment, satisfaction with the main characteristics of interaction, taking into account their significance for the subject, the level of psychological safety. Diagnostic instruments: Psychological Safety of Educational Environment by I. A. Baeva.

Psychological counseling Implemented through: • individual and group formats, • personal development programs, • training of behavioral skills, simulation and role-playing.

Psychological intervention Purpose: to assist participants in self-knowledge, positive self-attitude, adaptation to real life conditions, development of value/motivational sphere and the system of relations to others, awareness of the value of non-violence, overcoming psychological occupational hazards, achieving emotional stability. Individual and group counseling techniques.

В целом специалисты предлагают типовые алгоритмы психолого-педагогического сопровождения безопасности субъектов образовательного пространства, на основании которых могут быть подобраны соответствующие программные продукты и управленческие стратегии как технологии реализации этих алгоритмов. Представленные алгоритмы также дают основания для разработки и новых программ психолого-педагогического обеспечения психологической безопасности участников образовательного процесса с учетом специфики состояния образовательной среды конкретного образовательного учреждения.

Вторая группа исследований связана с поиском конкретного психолого-педагогического инструментария, направленного на подготовку или переподготовку педагогов как специалистов в области теории и практики психологической безопасности личности и общества, владеющих навыками практической работы по обеспечению и сопровождению психологической безопасности в социальном взаимодействии (Баева и др. 2007; Вербина 2013; Нетребенко 2018). Актуальность данных исследований определена тем, что они дают и теоретическое, и практическое обоснование программных продуктов, направленных на развитие социально-психоло-

гической компетентности личности, способствующей интеграции ее психологического ресурса и формирующей готовность педагога осуществлять инновационную деятельность в сфере постоянно меняющейся социальной практики.

Анализ данной группы исследований позволил нам выделить как цели, так и технологии обеспечения психологической безопасности педагогов в социальном взаимодействии (табл. 2).

Табл. 2. Содержание психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагогов

в социальном взаимодействии

Составляющие психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога Цели и технологии обеспечения психологической безопасности педагогов в социальном взаимодействии

Просвещение с использованием развивающих образовательных технологий Цели: • освоение технологий, обеспечивающих безопасное социальное взаимодействие в современном обществе (прежде всего, на уровне образовательной среды); • освоение психологических технологий ведения переговорного процесса; • освоение технологий психологического влияния на личность и защита от деструктивных воздействий (Баева 2006). Технологии: активное социально-психологическое обучение; обучение психологическим приемам саморегуляции эмоционального состояния; обучение основным психологическим умениям деятельности в кризисной и экстремальной ситуации; построение культуры безопасности в организационной среде; создание команды; самоменеджмент; ненасильственная коммуникации (Исаев 1998).

Психологическая профилактика Реализуется в качестве специально разработанных • междисциплинарных курсов для студентов педагогических вузов и для педагогов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (Баева и др. 2007) • авторской программы сохранения психологической безопасности личности (Вербина 2013). • Цель: создание методически-организационных условий, обеспечивающих психологическую безопасность образовательной среды. Технологии: • система психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды по отработке психологических умений партнерского, диалогического общения; по освоению приемов создания безопасного психологического взаимодействия и т. п.; • разработка и реализация программы психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса.

Развивающая психодиагностика Изучение психофизиологических, индивидуально-психологических и личностно-профессиональных особенностей личности: уровень тревожности, стрессоустойчивость и др.

Психологическое консультирование Цели: преодоление кризисов (возрастных, социальных, профессиональных, экстремальных и др.), выявление и развитие личностных психологических ресурсов; выработка стратегии жизнедеятельности (Вербина 2013). Технологии: индивидуальные и групповые консультации, проектирование индивидуальных и групповых программ личностного и профессионального развития.

Психологическая коррекция Цель: освоение техник саморегуляции эмоционального состояния и психологического напряжения. Технологии: тренинги по снижению уровня тревожности, снятию излишнего нервно-психического напряжения, повышению стрессоустойчивости; индивидуальные сеансы психологической разгрузки (Вербина 2013).

Table 2. Content of psychological and pedagogical support to ensure psychological safety of teachers

in social interaction

Components of psychological and pedagogical support of a teacher's professional development Goals and techniques of ensuring psychological safety of teachers in educational environment

Education using educational technologies Goal: • mastering techniques that ensure safe social interaction in modern society (primarily in educational environment); • mastering psychological techniques of negotiations; • mastering techniques of psychological influence on the personality and protection from destructive influences (Baeva 2006). Techniques: active socio-psychological training; training in psychological techniques of self-regulation of emotional state; training basic psychological skills to counteract crisis and emergency; building a culture of safety in organizational environment; team building; self-management; non-violent communication (Isaev 1998).

Psychological prevention Specially designed • interdisciplinary courses for students of pedagogical universities and teachers working on teacher development programs (Baeva et al. 2007); • original program for preserving an individual's psychological safety (Verbina 2013); • Purpose: creation of methodological and organizational conditions to ensure psychological safety of educational environment. Techniques: a system of psychological sessions and trainings with all the stakeholders in educational environment on the development of psychological skills of respectful dialogue-based communication; development of tools for safe psychological interaction, etc.; development and implementation of a program of psychological support for each stakeholder in educational environment.

Developmental psychodiagnostics The study of individual psychophysiological, psychological and professional features: anxiety level, stress-resistance, etc.

Psychological counseling Purpose: overcoming crises (age, social, professional, emergency, etc.), identification and development of personal psychological resources; development of life strategy (Verbina 2013). Techniques: individual and group consultations, development of individual and group programs of personal and professional development.

Psychological intervention Purpose: mastering self-regulation of emotional state and psychological tension. Techniques: training sessions to reduce anxiety, release excessive nervous-psychological tension, increase stress resistance; individual sessions to provide psychological relief (Verbina 2013).

В целом, можем отметить, что первая и вторая группа исследований не противоречат друг другу. Конкретные программы психолого-педагогического сопровождения педагогов, направленные на укрепление и сохранение психологической безопасности его личности, могут стать неотъемлемой частью комплексных программ по развитию психологически безопасной образовательной среды всего образовательного учреждения.

Третья группа исследований связана в большей степени с поиском психолого-педагогических технологий, направленных на отработку конкретных профессиональных навыков ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми и подростками (Зотова 2012; Кочнева, Морозова 2018; Никифорова, Бойко 2019; Рамеева, Щербакова 2019) (табл. 3).

Табл. 3. Содержание психолого-педагогического сопровождения по развитию профессиональных навыков ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми и подростками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составляющие психолого-педагогического сопровождения профессионального развития педагога Цели и технологии развития профессиональных навыков ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми и подростками

Просвещение с использованием развивающих образовательных технологий Цель: освоение технологий обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Технологии: круглые столы, тренинги по снятию эмоционального напряжения, технологии сохранения здоровья; деловые игры, групповая работа при решении кейсов.

Психологическая профилактика Цель: создание методически-организационных условий, обеспечивающих психологическую безопасность образовательной среды. Технологии: разработанные тренинги для педагогов по отработке психологических умений партнерского, диалогического общения; ненасильственного взаимодействия участников образовательного процесса.

Развивающая психодиагностика Диагностический инструментарий: опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика; опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой; модифицированный опросник «Диспозиции защитного и совладающего поведения в образовательной среде» А. Д. Бойко; модифицированная анкета безопасности образовательной среды школы И. А. Баевой (Никифорова, Бойко 2019).

Психологическое консультирование Цель: выявление и развитие личностных психологических ресурсов, выработка жизненных и профессиональных стратегий развития. Технологии: индивидуальные консультации на основе личных обращений.

Психологическая коррекция Цель: укрепление и сохранение психологической безопасности личности педагога. Технологии: разработка индивидуальных программ поддержания психологической безопасности личности педагога.

Table 3. Content of psychological and pedagogical support for the development of professional skills of non-violent interaction of teachers with children and adolescents

Components of psychological and pedagogical support of a teacher's professional development Goals and techniques of ensuring psychological safety of teachers in educational environment

Education using educational technologies Purpose: development of techniques to provide psychologically comfortable and safe educational environment. Techniques: round tables, trainings to release emotional tension, health preservation techniques; business games, group-based case studies.

Psychological prevention Purpose: development of methodological and organizational conditions to ensure psychological safety of educational environment. Techniques: trainings for teachers to develop psychological skills of respectful dialogue-based communication; nonviolent interaction of stakeholders of educational environment.

Developmental psychodiagnostics Diagnostic toolset: R. Plutchik's Life Style Index questionnaire; Hobfoll's Strategic Approach to Coping Scale adapted by N.E. Vodopyanova and E. S. Starchenkova; modified questionnaire Dispositions of Protective and Coping Behaviour in Educational Environment by A. D. Boyko; I. A. Baeva's modified questionnaire for educational environment safety (Nikiforova, Boyko 2019).

Psychological counseling Purpose: identification and development of personal psychological resources, working out life and professional development strategies. Techniques: individual consultations upon request.

Psychological intervention Purpose: individual consultations upon request. Techniques: development of individual programs for maintaining psychological safety of a teacher's personality.

В целом, проведенный анализ показал наличие общих подходов к обеспечению психологической безопасности педагога как субъекта образовательного процесса.

Прежде всего, отметим, что в качестве базовых теоретических положений для разработки практически всех рассматриваемых технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса остается теория психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой. В рамках данной теории сформулированы основополагающие принципы создания психологической безопасности участников образовательного процесса в образовательной среде (Баева 2006; Гришина 2018): принцип опоры на развивающее образование; принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного (образовательного) процесса; принцип помощи в формировании социально-психологической умелости. Социально-психологическая умелость рассматривается как набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, способствующее саморазвитию личности.

На сегодняшний день проблема психологической безопасности педагога рассматривается в трех аспектах: как составная часть обеспечения психологической безопасности образовательной среды; как реализация комплекса мер по обеспечению психологической безопасности педагогов в социальном взаимодействии; как поиск психолого-педагогических технологий, направленных на отработку конкретных профессиональных навыков ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми и подростками.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагогов сегодня являются: психологическая профилактика, развивающая психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, просвещение с использованием развивающих образовательных технологий.

Цели и технологии психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагогов в рассмотренных исследованиях не противоречат друг другу. В связи с этим разработанные программные продукты могут быть использованы в комплексе в зависимости от условий и проблем конкретной образовательной организации.

Вместе с тем отмечаем, что на сегодняшний день особенности обеспечения психологической безопасности педагога в условиях формирования цифрового образовательного пространства в рассматриваемых научных направлениях практически не затрагиваются. Более того, некоторые специалисты считают, что многие управленческие стратегии и программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса становятся неэффективными (Марчук 2013; Мухаметзянов 2020), поскольку образовательное пространство не просто выходит за рамки традиционной образовательной организации, оно существует и реализуется в образовательных целях вне ее.

Обсуждение результатов

Указанная проблема частично рассматривается в рамках такой научной проблематики, как информационная и информационно-психологическая безопасность (Баришполец 2013; Кефели, Юсупов 2017; Токсоналиева 2010).

Широкий круг специалистов в области информационной безопасности выделили отдельное направление для исследовательской деятельности — информационно-психологическую безопасность. При этом они подчеркивают, что понимание угроз информационно-психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой, но и потребностью социальной практики и повседневной жизни человека (Бусыгина 2011; Кефели, Юсупов 2017).

К основным задачам обеспечения информационно-психологической безопасности относятся проектирование и реализация комплексных мероприятий по предотвращению, нейтрализации и опережению негативных информационно-психологических воздействий на население и государство (Токсоналиева 2010). В этом контексте речь идет, прежде всего, об обеспечении психологической безопасности личности на макросоциальном уровне.

Однако ряд защитных мер, которые предлагают реализовать специалисты по обеспечению информационно-психологической безопасности, обладают определенной организационной самостоятельностью, т. е. могут быть использованы каждым образовательным учреждением самостоятельно (Баришполец 2013). Среди таковых называют: регулирование и ограничение информационных потоков; организация информационных потоков (в том числе инициирование распространения определенной информации);

распространение способов и средств обработки и оценки информации; формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты (Грачев 1998; Самуйлова 2015).

Реализация указанных организационных мер должна стать частью обеспечения психологической безопасности личности на внутриорга-низационном (мезосоциальном) уровне.

Ряд специалистов указывают на необходимость развития навыков индивидуальной психологической защиты или психологической самозащиты личности, прежде всего, в процессе приобретения информации. Здесь необходимо изучение как особенностей влияния разных групп средств и методов информационно-психологического воздействия (убеждение и суггестивные методы, информационно-техногенные, фармакологические, «феноменологические», либо комбинации вышеперечисленных (Бариш-полец 2013, 72-73)), так и в целом освоение способов противостояния специальным мани-пулятивным технологиям (Кефели, Юсупов 2017). В этом контексте речь идет об обеспечении психологической безопасности личности на индивидуальном (микросоциальном) уровне.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что при проектировании актуальных программ психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагогов, кроме тех направлений, что уже стали традиционными и указаны ранее, необходимо включать и новые, отражающие современную тенденцию к формированию цифрового образовательного пространства. В качестве базовых направлений мы можем выделить следующие.

В первую очередь, это создание в самой образовательной организации условий групповой социально-психологической защиты участников образовательного процесса. На данном общеорганизационном уровне обеспечения психологической безопасности участников образовательного процесса должны быть определены правила и технологии работы внешними и внутренними информационными потоками в условиях конкретной образовательной среды. Более того, данные правила должны быть выработаны в соответствии с принятыми в данном образовательном учреждении организационными ценностями.

Другое, не менее значимое направление психолого-педагогического сопровождения должно быть направлено на обеспечение индивидуального уровня психологической безопасности педагога, связанного с пониманием особенностей

влияния разных групп средств и методов информационно-психологического воздействия при взаимодействии, а также с освоением способов противостояния специальным манипу-лятивным технологиям.

Выводы

В целом необходимо отметить, что при разработке программ психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности участников образовательного процесса, на сегодняшний день, специалисты опираются на теорию психологической безопасности образовательной среды И. А. Баевой. В рамках данной теории сформулированы основные принципы и составляющие программ по обеспечению психологической безопасности педагога в образовательной среде. Содержание и технологии реализуемых на сегодняшний день программ не противоречат друг другу и могут быть использованы в комплексе в зависимости от условия и проблем конкретной образовательной организации.

Изучение специфики обеспечения психологической безопасности педагога в условиях формирования цифрового образовательного пространства находится только на начальном этапе и частично рассматривается в рамках такого предметного поля, как информационная и информационно-психологическая безопасность. В этом контексте рассматриваются новые аспекты психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности педагога, связанные с формированием цифрового образовательного пространства. В качестве таковых мы можем назвать следующие: организация и работы с внутренними и внешними информационными потоками в рамках образовательной среды как способа групповой социально-психологической защиты; развитие навыков индивидуальной психологической защиты в процессе приобретения и распространения информации.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Литература

Баева, И. А. (ред.). (2006) Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 287 с.

Баева, И. А. (2017) Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации. Казанский педагогический журнал, № 6 (125), с. 12-18.

Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Вихристюк, О. В., Коврова, В. В. (ред.). (2015) Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов: Сборник научных статей. М.: Изд-во МГПУ, 112 с.

Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Лактионова, Е. Б. (2007) Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 242 с.

Баева, И. А., Лактионова, Е. Б., Гаязова, Л. А., Кондакова, И. В. (2019) Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 194, с. 7-18.

Баева, И. А., Тарасов, С. В. (ред.). (2017) Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 265 с.

Балашова, И. В., Коковина, Л. Н. (2019) Педагог как субъект проектирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды. В кн.: Безопасная образовательная среда: содержание и сопровождение: сборник научных статей. Вологда: Вологодский государственный университет, с. 20-31.

Баришполец, В. А. (2013) Информационно-психологическая безопасность: основные положения. Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии, т. 5, № 2, с. 62-104.

Бусыгина, И. С. (2011) Корпоративность как основание безопасности организации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 4, с. 43-52.

Васютенкова, И. В. (ред.). (2015) Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 130 с.

Вербина, Г. Г. (2013) Психологическая безопасность личности. Вестник Чувашского университета, № 4, с. 196-202.

Габер, И. В., Зарецкий, В. В., Артамонова, Е. Г. и др. (2021) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций. 2-е изд. М.: Группа МДВ, 60 с.

Глуханюк, Н. С. (2000) Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 370 с.

Грачев, Г. В. (1998) Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 125 с.

Грачев, Г. В. (2000) Информационно-психологическая безопасность личности: Теория и технология психологической защиты. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 360 с.

Гришина, Е. В. (2018) Влияние психологической безопасности образовательной среды на антивитальные переживания подростков. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 131 с.

Дашкова, Н. В. (2005) Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Самара, Самарский государственный педагогический университет, 26 с.

Демьянчук, Р. В. (2020) Личностно-профессиональноеразвитие педагогов и его психологическое сопровождение. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 358 с.

Думчева, А. Г. (ред.). (2019) Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: методические рекомендации для педагогов и руководителей ГБОУ. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 40 с.

Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. (2021) Психология профессионального развития. М.: Юрайт, 234 с.

Зотова, О. Ю. (2012) Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия. Национальный психологический журнал, № 1 (7), с. 88-94.

Исаев, Е. И. (1998) Основы проектирования психологического образования педагога. Диссертация на соискание степени доктора психологических наук. М., Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 306 с.

Казакова, Е. И. (2009) Процесс психолого-педагогического сопровождения. На путях к новой школе, № 1, с. 36-46.

Кефели, И. Ф., Юсупов, Р. М. (2017) Информационно-психологическая и когнитивная безопасность. СПб.: Петрополис, 300 с.

Кочнева, Е. М, Морозова, Л. Б. (2018) Психологическая безопасность современного учителя. Проблемы современного педагогического образования, № 61-1, с. 364-368.

Кошкаров, В. С., Синякова, М. Г. (2015) Теоретические аспекты изучения проблемы психологической безопасности личности. Техносферная безопасность, № 3 (8), с. 68-74.

Марчук, Н. Ю. (2013) Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения. Педагогическое образование в России, № 4, с. 78-85.

Мухаметзянов, И. Ш. (2020) Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы. Россия: тенденции и перспективы развития, № 15-1, с. 571-574.

Нетребенко, Л. В. (ред.). (2018) Психолого-педагогические технологии в создании безопасной среды образовательной организации: сборник статей. Смоленск: Смоленский областной институт развития образования, 108 с.

Никифорова, Д. М., Бойко, А. Д. (2019) Разработка программы по оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде. Педагогическое образование в России, № 1, с. 105-112. https://www.doi.org/10.26170/po19-01-15

Пономарев, Р. Е. (2014) Образовательное пространство. М.: МАКС Пресс, 100 с.

Рамеева, Э. Р., Щербакова, А. Э. (2019) Технологии обеспечения психологической безопасности учащихся в образовательной среде школы. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей VIIМеждународной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, с. 48-57.

Самуйлова, И. А. (2015) Проявление феномена информационно-психологической безопасности в политической коммуникации. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 2. М.: Когито-Центр, с. 454-456.

Синякова, М. Г. (2013) Развитие профессионально-психологических характеристик педагога в поликультурном образовательном пространстве России. Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. М., Московский психолого-социальный институт, 51 с.

Смык, Ю. В., Качимская, А. Ю. (2021) Потенциал психологической безопасности педагога как условие психологической безопасности школьника. Science for Education Today, т. 11, № 1, с. 42-58. http://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03

Токсоналиева, Р. М. (2010) Обеспечение информационно-психологической безопасности. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета, т. 10, № 11, с. 35-37.

Чиркина, С. Е., Ахмеров, Р. А., Бажин, К. С., Царева, Е. В. (2015) Основы формирования психологически безопасной образовательной среды. Казань: Бриг, 136 с.

Goetz, T., Bieleke, M., Gogol, K. et al. (2021) Getting along and feeling good: Reciprocal associations between student-teacher relationship quality and students' emotions. Learning and Instruction, vol. 71, no. 1, article 101349. https://doi.org/10.1016/Uearninstruc.2020.101349

Jiang, J., Vauras, M., Volet, S., Salo, A.-E. (2019) Teacher beliefs and emotion expression in light of support for student psychological needs: A qualitative study. Education Sciences, vol. 9, no. 2, article 68. https://doi.org/10.3390/educsci9020068

References

Baeva, I. A. (ed.). (2006) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo [Ensuring psychological safety in an educational institution: A practical guide]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 287 p. (In Russian)

Baeva, I. A. (2017) Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy v strukture kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'noj organizatsii [Psychological security of educational environment in the structure of integrated security of educational organization]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal — Kazan Pedagogical Journal, no. 6 (125), pp. 12-18 (In Russian)

Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Laktionova, E. B. (2007) Tekhnologii obespecheniya psikhologicheskoj bezopasnosti v sotsial'nom vzaimodejstvii [Technologies for ensuring psychological safety in social interaction]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 242 p. (In Russian)

Baeva, I. A., Gayazova, L. A., Vikhristyuk, O. V., Kovrova, V. V. (eds.). (2015) Psikhologicheskoe soprovozhdenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy shkoly v usloviyakh vnedreniya novykh obrazovatel'nykh i professional'nykh standartov: sbornik nauchnykh statej [Psychological support for the safety of the educational environment of the school in the context of the introduction of new educational and professional standards: Collection of scientific articles]. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ., 112 p. (In Russian)

Baeva, I. A., Laktionova, E. B., Gayazova, L. A., Kondakova, I. V. (2019) Model' psikhologicheskoj bezopasnosti podrostka v obrazovatel'noj srede [The model of psychological safety of a teenager in an educational environment]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 194, pp. 7-18. (In Russian)

Baeva, I. A., Tarasov, S. V. (eds.). (2017) Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: modelirovanie i razvitie [Safe educational environment: Modeling and development]. Saint Petersburg: Leningrad Regional Institute of Education Development Publ., 265 p. (In Russian) Balashova, I. V., Kokovina, L. N. (2019) Pedagog kak sub'ekt proektirovaniya psikhologicheski komfortnoj i bezopasnoj obrazovatel'noj sredy [The teacher as a subject of designing a psychologically comfortable and safe educational environment]. In: Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: soderzhanie i soprovozhdenie: sbornik nauchnykh statej [Safe educational environment: Content and support: Collection of scientific articles]. Vologda: Vologda State University Publ., pp. 20-31. (In Russian) Barishpolets, V. A. (2013) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost': osnovnye polozheniya [Information-psychological security: Main principles]. Radioelektronika. Nanosistemy. Informatsionnye tekhnologii — Radioelectronics. Nanosystems. Information Technologies, vol. 5, no. 2, pp. 62-104. (In Russian) Busygina, I. S. (2011) Korporativnost' kak osnovanie bezopasnosti organizatsii [Corporate identity as the basis of the security of the organization]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 4, pp. 43-52. (In Russian) Chirkina, S. E., Akhmerov, R. A., Bazhin, K. S., Tsareva, E. V. (2015) Osnovy formirovaniya psikhologicheski bezopasnoj obrazovatel'noj sredy [Basics of the formation of a psychologically safe educational environment]. Kazan: Brig Publ., 136 p. (In Russian) Dashkova, N. V. (2005) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdeniepsikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy shkoly [Psychological and pedagogical support of the psychological safety of the educational environment of the school]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Samara, Samara State Pedagogical University, 26 p. (In Russian)

Dem'yanchuk, R. V. (2020) Lichnostno-professional'noe razvitiepedagogov i egopsikhologicheskoe soprovozhdenie [Personal and professional development of teachers and its psychological support]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 358 p. (In Russian) Dumcheva, A. G. (ed.). (2019) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy: metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov i rukovoditelej GBOU [Ensuring the psychological safety of the educational environment: Methodological recommendations for teachers and managers of the GBOU]. Saint Petersburg: St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education Publ., 40 p. (In Russian) Gaber, I. V., Zaretskij, V. V., Artamonova, E. G. et al. (2021) Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. Metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditelej obshcheobrazovatel'nykh organizatsij [Ensuring the psychological safety of the educational environment. Methodological recommendations for heads of general education organizations]. 2nd ed. Moscow: Gruppa MDV Publ., 60 p. (In Russian) Glukhanyuk, N. S. (2020) Psikhologiya professionalizatsiipedagoga [Psychology of professionalization of the teacher].

Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 370 p. (In Russian) Goetz, T., Bieleke, M., Gogol, K. et al. (2021) Getting along and feeling good: Reciprocal associations between student-teacher relationship quality and students' emotions. Learning and Instruction, vol. 71, no. 1, article 101349. https://doi.org/10.1016/Uearninstruc.2020.101349 (In English) Grachev, G. V. (1998) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti: sostoyanie i vozmozhnosti psikhologicheskoj zashchity [Information and psychological security of the individual: the state and possibilities of psychological protection]. Moscow: RAGS Publ., 125 p. (In Russian) Grachev, G. V. (2000) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti: Teoriya i tekhnologiya psikhologicheskoj zashchity [Information and psychological security of the individual: Theory and technology of psychological defense]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian Presidential Academy of Public Administration, 360 p. (In Russian)

Grishina, E. V. (2018) Vliyaniepsikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy na antivital'nyeperezhivaniya podrostkov [The influence of the psychological safety of the educational environment on the antivital experiences of adolescents]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 131 p. (In Russian)

Isaev, E. I. (1998) Osnovy proektirovaniya psikhologicheskogo obrazovaniya pedagoga [Fundamentals of the design of psychological education of the teacher]. PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian Presidential Academy of Public Administration, 306 p. (In Russian) Jiang, J., Vauras, M., Volet, S., Salo, A.-E. (2019) Teacher beliefs and emotion expression in light of support for student psychological needs: A qualitative study. Education Sciences, vol. 9, no. 2, article 68. https://doi.org/10.3390/educsci9020068 (In English) Kazakova, E. I. (2009) Protsess psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Process of psychological-pedagogical

guidance]. Na putyakh k novoj shkole, no. 1, pp. 36-46. (In Russian) Kefeli, I. F., Yusupov, R. M. (2017) Informatsionno-psikhologicheskaya i kognitivnaya bezopasnost' [Information-

psychological and cognitive security]. Saint Petersburg: Petropolis Publ., 300 p. (In Russian) Kochneva, E. M., Morozova, L. B. (2018) Psikhologicheskaya bezopasnost' sovremennogo uchitelya [Psychological safety of the modern teacher]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, no. 61-1, pp. 364-368. (In Russian)

Koshkarov, V. S., Sinyakova, M. G. (2015) Teoreticheskie aspekty izucheniya problemy psikhologicheskoj bezopasnosti lichnosti [Theoretical aspects of the study of the problem of the psychological security of the person]. Tekhnosfernaya bezopasnost' — Technosphere Safety, no. 3 (8), pp. 68-74. (In Russian) Marchuk, N. Yu. (2013). Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti distantsionnogo obucheniya [Psychological and pedagogical peculiarities of distance education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 4, pp. 78-85. (In Russian) Mukhametzyanov, I. Sh. (2020) Tsifrovoe prostranstvo v obrazovanii: ozhidaniya, vozmozhnosti, riski, ugrozy [Digital space in education: Expectations, opportunities, risks, threats]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya, no. 15-1, pp. 571-574. (In Russian) Netrebenko, L. V. (ed.). (2018) Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v sozdanii bezopasnoj sredy obrazovatel'noj organizatsii: sbornik statej [Psychological and pedagogical technologies in creating a safe environment for an educational organization: A collection of articles]. Smolensk: Smolensk Regional Institute of Education Development Publ., 108 p. (In Russian) Nikiforova, D. M., Bojko, A. D. (2019) Razrabotka programmy po optimizatsii bezopasnogo zashchitnogo i sovladayushchego povedeniya studentov v obrazovatel'noj srede [Development of a program of optimization of safe defensive and coping students' behavior in the educational environment]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii — Pedagogical Education in Russia, no. 1, pp. 105-112. https://www.doi.org/10.26170/po19-01-15 (In Russian)

Ponomarev, R. E. (2014) Obrazovatel'noe prostranstvo [Educational space]. Moscow: MAKS Press Publ., 100 p. (In Russian)

Rameeva, E. R., Shcherbakova, A. E. (2019) Tekhnologii obespecheniya psikhologicheskoj bezopasnosti uchashchikhsya v obrazovatel'noj srede shkoly [Technologies for the provision of psychological safety of pupils in the educational enviroment of school]. In: Pedagogika i sovremennoe obrazovanie: traditsii, opyt i innovatsii: sbornik statej VIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Pedagogy and modern education: Traditions, experience and innovations: Collection of articles of the VII International Scientific and Practical Conference]. Penza: Science and Enlightenment Publ., pp. 48-57. (In Russian) Samuilova, I. A. (2015) Proyavlenie fenomena informatsionno-psikhologicheskoj bezopasnosti v politicheskoj kommunikatsii [The manifestation of the phenomenon of information-psychological security in political communication]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov ksovremennosti: 130let organizatsiipsikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: Sbornik materialov yubilejnoj konferentsii: v 51. T. 2 [From the origins to the present: 130 years of the organization of the psychological society at Moscow University: Collection of materials of the anniversary conference: In 5 vols. Vol. 2]. Moscow: Cogito-Centr Publ., pp. 454-456. (In Russian)

Sinyakova, M. G. (2013) Razvitie professional'no-psikhologicheskikh kharakteristik pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve Rossii [Development of professional and psychological characteristics of the teacher in the multicultural educational space of Russia]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 51 p. (In Russian) Smyk, Yu. V., Kachimskaya, A. Yu. (2021) Potentsial psikhologicheskoj bezopasnosti pedagoga kak uslovie psikhologicheskoj bezopasnosti shkol'nika [Teacher's capacity for psychological safety as a condition for schoolchildren's psychological safety]. Science for Education Today, vol. 11., no. 1, pp. 42-58. http://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.03 (In Russian) Toksonalieva, R. M. (2010) Obespechenie informatsionno-psikhologicheskoj bezopasnosti [Ensuring information and psychological security]. VestnikKyrgyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta — VestnikKRSU, vol. 10, no. 11, pp. 35-37. (In Russian) Vasyutenkova, I. V. (ed.). (2015) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenieprotsessov razvitiya rebenka: Materialy Vserossiiskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Psychological and pedagogical support of child development processes: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg: Leningrad Regional Institute of Education Development Publ., 130 p. (In Russian) Verbina, G. G. (2013) Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti [Psychological safety the person]. Vestnik

Chuvashskogo universiteta — Bulletin of the Chuvash University, no. 4, pp.196-202. (In Russian) Zeer, E. F., Symanyuk, E. E. (2021) Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of professional development].

Moscow: Yurajt Publ., 234 p. (In Russian) Zotova, O. Yu. (2012) Tekhnologii kommunikativnogo vzaimodejstviya dlya obespecheniya bezopasnosti i doveriya [Communication technologies for security and trust]. Natsional'nyjpsikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 1 (7), pp. 88-94. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.