Психологические науки
https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-164-178
С. В. Тарасов, И. А. Баева, И. В. Кондакова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА РАЗНОЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СУБЪЕКТА РФ
В работе представлены результаты эмпирического исследования, выявившего взаимосвязи психологической безопасности образовательной среды и ценностных ориентаций педагогов, работающих в образовательных организациях, расположенных на разной удаленности от территориального центра субъекта РФ. Проведен сравнительный анализ ценностей педагогов, уровня психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях, удаленных до 150 км и более 150 км от территориального центра. Подтверждена взаимосвязь удаленности образовательной организации и предпочитаемых ценностных характеристик. Доказано, что если образовательная организация удалена более, чем на 150 км от территориального центра, уровень психологической безопасности образовательной среды значимо возрастает. Полученные результаты важны при проектировании мероприятий по обеспечению психологической безопасности педагога в образовательном пространстве региона.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, ценностные ориентации, педагоги
S. Tarasov, I. Baeva, I. Kondakova
VALUES AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF TEACHERS IN EDUCATIONAL ORGANISATIONS LOCATED AT DIFFERENT DISTANCES
FROM THE ADMINISTRATIVE CENTRES OF RUSSIA'S REGIONS
The paper presents the results of an empirical study that revealed the relationship between the psychological safety of educational environment and the values of teachers working in educational organisations located at different distances from the administrative centres of Russia's regions. The sample included educational organisations located up to 150 km and further away from the administrative centres of Russia's regions. The analysis confirmed the relationship between the remoteness of an educational organisation and typical values. The study showed that if an educational organisation is located more than 150 km away from the administrative center, the psychological safety of the educational environment increases significantly. The results may find an application in the development ofpolicies ensuring the psychological safety of teachers in regional education systems.
Keywords: psychological safety, educational environment, values, teachers
Проблема изучения и понимания ценно- психологические условия жизни, геополи-стей всегда интересовала исследователей. тические события; все это отражается в изменяются социокультурные и социально- менениях ценностей, идеалов и норм пове-
дения человека, группы и всего общества. Ценности выступают регуляторами поведения человека, определяют то, что для него является важным, значимым, что будет как ориентир указывать, к чему стремиться, как сделать выбор в трудной или нравственно сложной ситуации [11].
Исследование ценностей интересовало человечество еще с античных времен; считается, что первым философом, который начал изучение ценностей, был Сократ. Для него ценность была взаимосвязана с пользой [7].
В психологии ценностные ориентации рассматривались как потребности личности (А. Маслоу); как установка личности (Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов); как отношение личности (В. Г. Мясищев, Б. Ф. Ломов) и направленность личности (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм); как убеждения, представления личности (Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич); как понимание смысла жизни человеком (В. Э. Чудновский) и др. Они привлекают внимание исследователей своей связью с воспитанием, развитием личности, становлением ее на пути профессионального роста [13]. Таким образом, ценности — один из важнейших компонентов личности человека, который определяется как устойчивое убеждение, что идеалы, нормы и основанные на них способы поведения предпочтительнее, чем противоположные им [15].
Именно в семье закладываются основы нравственного развития личности, которые потом находят свое отражение и проходят проверку в общественных институтах, основными из которых являются образовательные организации, учреждения культуры и т. д. Ценностные ориентации связаны с волевыми процессами, особенно с регулирующей функцией, которая во многом задействована в процессах формирования мотивации, потребностей и целей любой деятельности [4]. Все это подчеркивает важность ценностных ориентаций педагогов, так как они целенаправленно занимаются воспитанием, развитием личности подрастающего поколения, влияют на ценности
и идеалы подростков и молодежи. Ценности, которые важны для педагога, которыми он руководствуется в своей деятельности, будут транслироваться как идеалы и нормы поведения для обучающихся.
Ценностные ориентации также помогают и самим педагогам справляться с трудными жизненными ситуациями и обеспечивают им состояние психологической защищенности [3; 14]. Проведенные исследования доказали, что ценностные ориентации — важный ресурс классных руководителей, работающих с одаренными детьми. Таким педагогам свойственны способность воспринимать на эмоциональном уровне экзистенциальную значимость происходящего и реализовывать ценностные основания мира, осознание своей сопричастности, стремление к новому и неизвестному [8].
Ценностные ориентации также связаны со стрессоустойчивостью педагогов. Ценности семьи и здоровья помогают повысить их уровень стрессоустойчивости. Установлено, что для педагогов с разными уровнями стрессоустойчивости характерны различные ценности как ресурсы поддержания или улучшения их состояния [5].
В исследованиях были выявлены особенности ценностей педагогов. Так, для всех педагогов характерны высокие и средние уровни значимости терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности. При этом для 70% педагогических работников ценность высокого материального положения начинает доминировать над ценность духовного удовлетворения, что может быть ответом на изменившиеся социальные условия и ценностные ориентации, главенствующие в обществе [10].
Все это говорит о высокой значимости и актуальности изучения ценностных ориентаций педагогических работников, которые являются одним из важнейших компонентов психологической защищенности педагогов, и, как было доказано ранее, способствуют повышению уровня психологической безопасности обучающихся [2]. В проведенных
нами пилотажных исследованиях было установлено, что динамика ценностных ориен-таций зависит от места проживания субъекта, то есть может определяться условиями социальной среды, окружающей человека.
Целью эмпирического исследования являлось выявление взаимосвязей уровня психологической безопасности педагогов в образовательной среде, их ценностных ориентаций и удаленности образовательной организации от территориального центра субъекта РФ.
В исследовании также ставились задачи сравнительного и корреляционного анализа уровня психологической безопасности в образовательной среде и ценностных ориентаций педагогов, работающих в средних специальных учебных заведениях, расположенных на разной удаленности от территориального центра субъекта РФ.
Выборка. Общее количество испытуемых составило 493 человека, все педагоги и мастера производственного обучения, реализующие программы среднего профессионального образования. Все респонденты работают в 25 профессиональных образовательных организациях, расположенных в районах на разной удаленности от территориального цента региона. Далее все образовательные организации были поделены на 2 группы, в зависимости от удаленности от территориального центра: удаленностью до 150 км от центра и более 150 км от центра. В итоге в первую группу (удаленность до 150 км от центра) вошли 299 испытуемых, а во вторую группу (удаленность более 150 км от центра) — 194 респондента.
Для изучения психологической безопасности образовательной среды в оценках педагогов использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой [9], позволяющая оценить референтность образовательной среды (отношение к образовательной среде), удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды и защищенность от
психологического насилия во взаимодействии с учениками, коллегами и администрацией.
Для определения ценностных ориентаций педагогических работников нами использовалась методика «Тест ценностей Шварца» [6], выявляющая нормативные идеалы и реализуемые индивидуальные приоритеты в поведении педагогов.
Для анализа и интерпретации полученных данных были применены методы математико-статистической обработки: описательная статистика, оценка достоверности различий по ^критерию Стьюдента, поиск взаимосвязей с помощью корреляционного анализа Пирсона и однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты сравнительного анализа оценок педагогическими работниками психологической безопасности образовательной среды представлены в таблице 1.
Полученные данные свидетельствуют о достоверно более высоком уровне психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях, более удаленных от территориального центра. Возможно, это связано с большим социальным контролем, типичным для малых городов и поселков городского типа, где располагаются образовательные организации. В них местные жители чаще знают друг друга, что позволяет социальной среде общего места жительства больше оказывать влияние на образовательную среду конкретных организаций.
В целом, во всех образовательных организациях среднего профессионального образования отмечается очень высокий уровень референтности образовательной среды, что говорит о положительном отношении педагогов к среде, где они трудятся, о возможностях профессионального и личностного роста в обследуемых образовательных организациях, о получении удовлетворения от процесса и результата собственного труда.
Примечание: группа 1 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные до 150 км от центра субъекта РФ;
группа 2 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные более, чем на 150 км от центра субъекта РФ.
* — р < 0,05, ** — р < 0,01
Таблица 1
Сравнительный анализ психологической безопасности образовательной среды
в оценках педагогов двух групп
Оценки характеристик образовательной среды Группа 1 Группа 2
Отношение к образовательной среде (референтность) 4,21 ± 0,59* 4,30 ± 0,49*
Удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды школы 3,86 ± 0,64 3,92 ± 0,59
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учениками 3,84 ± 0,99 3,99 ± 0,83
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с коллегами 4,04 ± 0,86** 4,29 ± 0,73**
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с администрацией 3,94 ± 0,97* 4,20 ± 0,78*
Психологическая безопасность образовательной среды (средняя) 3,97 ± 0,66* 4,14 ± 0,54*
Педагоги высоко оценивают свой уровень удовлетворенности основными характеристиками образовательной среды: возможностью высказать свою точку зрения, сохранением уважительного отношения к себе и поддержке личного достоинства в любых ситуациях, возможностью проявить инициативу, активность, самостоятельность, но при этом и обратиться за помощью в трудных ситуациях — все это создает основу для позитивного отношения к образовательной среде, для сохранения психического здоровья и психологического благополучия в любых, даже сложных жизненных ситуациях. Этому также способствует и защищенность от психологического насилия во взаимодействии, которая оценивалась педагогическими работниками при взаимодействии с учащимися, коллегами и администрацией. У педагогов из 1-й группы защищенность от психологического насилия во взаимодействии со всеми субъектами образовательной среды находится на высоком уровне. У педагогов из
2-й группы защищенность от психологического насилия во взаимодействии с коллегами и администрацией оценивается как очень высокая, а во взаимодействии с учениками — как высокая. Достоверно значимые различия выявлены по уровням защищенности при взаимодействии с коллегами и с администрацией. Можно отметить, что педагогам обеих групп проще и безопаснее взаимодействовать с другими педагогическими работниками, чем с обучающимися.
Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» позволила нам также оценить компоненты отношения к образовательной среде (табл. 2).
Полученные данные свидетельствуют об очень высоком уровне значимости образовательной среды по когнитивному и эмоциональному компонентам. Образовательная среда в оценках педагогических работников способствует их самосовершенствованию в профессиональной деятельности, развитию навыков и умений, необходимых как
Таблица 2
Сравнительный анализ отношения к образовательной среде в оценках педагогов двух групп
Компоненты Группа 1 Группа 2
когнитивный 4,30 ± 0,63 4,42 ± 0,55
эмоциональный 4,27 ± 0,64 4,35 ± 0,56
поведенческий 3,88 ± 0,95* 4,14 ± 0,86*
Примечание: группа 1 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные до 150 км от центра субъекта РФ;
группа 2 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные более, чем на 150 км от центра субъекта РФ.
* — p < 0,05, ** — p < 0,01
в профессии, так и в личной жизни. Они считают свою работу интересной, увлекательной, положительно относятся к ней и к коллективу, в котором трудятся.
При этом отмечается достоверно значимое различие по поведенческому компоненту. В обеих группах он оценивается высоко, но при этом в группе, респонденты которой проживают на удаленности до 150 км от территориального центра, значительно ниже. Это говорит о том, что в случае необходимости переезда или в связи с длительным отсутствием по другим причинам педагогические работники все же пошли бы на смену места работы. Возможно, такие отличия связаны с наличием / отсутствием альтернативных рабочих мест в том районе, где проживают и трудятся педагогические работники. С другой стороны, это может быть связано и с расстоянием и временем, которые пришлось бы в изменившихся условиях затрачивать на дорогу до места работы и обратно, а также с их относительной длительностью. Например, затраты на дорогу до места работы в час в крупных городах оцениваются как нормальное время [12], при этом в небольших городах и поселках городского типа — это слишком длительная дорога.
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что в обеих группах выявлен высокий уровень психологической безопас-
ности педагогов в образовательной среде. При этом можно отметить более высокие показатели по всем составляющим в группе, более удаленной от территориального центра региона. Поэтому средний уровень психологической безопасности образовательной среды достоверно значимо выше в группе 2, чем в группе 1 (табл. 1). Можно предложить, что особые социальные условия оказывают влияние на повышение уровней удовлетворенности, защищенности и значимости образовательной среды для педагогов.
Проведенное ранее эмпирическое исследование взаимосвязи ценностей и уровня психологической безопасности у подростков и молодежи [1] позволило выдвинуть предположение о наличии взаимосвязи ценностей и уровня психологической безопасности образовательной среды и у педагогических работников.
Сравнительный анализ ценностных ориен-таций на уровне нормативных идеалов показал достоверно значимые различия (р < 0,01) только по одной ценности — власть (рис. 1).
Ценности власти преобладают у педагогических работников, работающих в менее удаленных от территориального центра образовательных организациях, что свидетельствует о большей социальной диффе-ренцированности внутри образовательных организаций. В межличностных отношениях это проявляется в четкой иерархии внутри коллектива и сохранении доминантности /
Рис. 1. Сравнительный анализ ценностных ориентаций педагогов на уровне нормативных идеалов
Примечания: группа 1 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные до 150 км от центра субъекта РФ; группа 2 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные более, чем на 150 км от центра субъекта РФ.
1 — Конформность, 2 — Традиции, 3 — Доброта, 4 — Универсализм, 5 — Самостоятельность, 6 — Стимуляция, 7 — Гедонизм, 8 — Достижения, 9 — Власть, 10 — Безопасность.
подчиненности в зависимости от занимаемой должности. Во многом упор делается на авторитет, общественное признание и поддержание имеющегося общественного имиджа. В остальных — различий между ценностями нет или они минимальны. В целом, обе группы ориентированы на такие ценности как универсализм, безопасность, доброта и самостоятельность, что характеризует их как стремящихся к пониманию других людей, обладающих терпением и желающих сохранить благополучие окружающих, особенно тех, с кем они общаются достаточно близко и/или часто. Им важны гармония и стабильность во взаимоотношениях, поэтому важно взаимное расположение и чувство принадлежности к значимой группе. Они стремятся обеспечить процветание, рост и развитие своего коллектива, а поэтому ориентированы на честность, ответственность и дружелюбность. Стремятся к независимости мышления и исследовательской позиции в профессио-
нальной деятельности, которая позволяет выстраивать диалог между субъектами образовательной среды.
Менее всего педагоги ориентированы на такие ценности как стимуляция и гедонизм, то есть они практически полностью отрицают важность получения удовольствия от жизни и от выполняемой деятельности, они не стремятся к новизне, настороженно воспринимают все изменения, происходящие вокруг них. Данный факт позволяет определять направление психолого-педагогического сопровождения по снижению барьеров к инновациям.
Рассмотрим теперь ценностные ориентации педагогов двух групп на уровне индивидуальных приоритетов (рис. 2).
Сравнительный анализ ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов показал достоверно значимые различия по ценностям: традиции (р < 0,01), доброта (р < 0,05), универсализм (р < 0,05),
Рис. 2. Сравнительный анализ ценностных ориентаций педагогов на уровне индивидуальных
приоритетов
Примечания: группа 1 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные до 150 км от центра субъекта РФ; группа 2 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные более, чем на 150 км от центра субъекта РФ.
1 — Конформность, 2 — Традиции, 3 — Доброта, 4 — Универсализм, 5 — Самостоятельность, 6 — Стимуляция, 7 — Гедонизм, 8 — Достижения, 9 — Власть, 10 — Безопасность.
самостоятельность (р < 0,05) и безопасность (р < 0,05). Указанные приоритеты в поведении преобладают у педагогических работников из более удаленной от территориального центра группы. Их поведение характеризуется большей направленностью на уважение, принятие и следование заведенным обычаям, правилам, понимание и терпение, поддержание благополучия окружающих людей, гармонию и стабильность взаимоотношений, но при этом и на отстаивание собственной точки зрения.
В поведении, так же, как и в ценностных идеалах, преобладают такие ценностные ориентации, как универсализм, безопасность, доброта и самостоятельность, менее всего выражены конформность и власть. Полученные данные говорят об отрицании в индивидуальных приоритетах поведения таких действий, склонностей и побуждений, которые могут причинить вред другим или не соот-
ветствуют социальным ожиданиям. Педагогические работники не стремятся к контролю или доминированию над другими людьми.
Сравнивая декларируемые ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов и реализуемые ценности на уровне индивидуальных приоритетов, можно увидеть определенные расхождения (рис. 3).
Для педагогических работников обеих групп выявлены расхождения на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов для ценностей: конформность, стимуляция, гедонизм, достижения и власть. На уровне идеалов ценности гедонизма и стимуляции занимают последние места, при этом в профиле личности они поднимаются выше, а самые последние места занимают власть и конформность. Из этого следует что педагогические работники группы 1 все же стремятся получать удовольствие от выполняемой деятельности, готовы к изме-
Рис. 3. Сравнительный анализ ценностных ориентаций педагогов на уровне нормативных идеалов
и индивидуальных приоритетов
Примечания: группа 1 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные до 150 км от центра субъекта РФ; группа 2 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные более, чем на 150 км от центра субъекта РФ.
1 — Конформность, 2 — Традиции, 3 — Доброта, 4 — Универсализм, 5 — Самостоятельность, 6 — Стимуляция, 7 — Гедонизм, 8 — Достижения, 9 — Власть, 10 — Безопасность.
нениям и открыты к новому опыту, при этом они меньше проявляют следование установленным правилам, если не согласны с ними, не всегда соблюдают внутреннюю иерархию и дифференциацию по статусам, хотя для них это гораздо более важная ценность как идеал, чем для педагогов из более отдаленной от центра группы.
Можно предположить, что выявленные расхождения в ценностных ориентациях на уровне идеалов и реализуемого поведения могут быть обусловлены уровнем психологической безопасности образовательной среды. Для проверки выдвинутого предположения был проведен корреляционный анализ показателей психологической безопасности образовательной среды и ценностных ориен-таций педагогических работников.
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о взаимосвязи психологической безопасности образовательной среды с та-
кими ценностями, как доброта (на уровне идеалов и приоритетов поведения) и самостоятельность (на уровне приоритетов поведения), что говорит о важности проявления благосклонности к тем, с кем общаешься каждый день, заботы о благополучии окружающих и удовлетворении потребности в позитивном взаимодействии внутри среды. При этом эта значимость не остается только декларируемой, но и проявляется в ежедневном взаимодействии. Также педагогическим работникам важно проявлять самостоятельность, независимость, принимать собственные решения и нести за них ответственность. Такое поведение дает им чувства уверенности и контроля над собственной жизнью.
Отношение к образовательной среде, его эмоциональный и поведенческий компоненты взаимосвязаны также с добротой (на уровне идеалов и приоритетов поведения) и достижениями (на уровне нормативных
Примечание: группа 1 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные до 150 км от центра субъекта РФ; * — р < 0,01, ** — р < 0,001.
Таблица 3
Корреляционный анализ психологической безопасности образовательной среды и ценностных ориентаций педагогов группы 1
Нормативные идеалы Индивидуальные приоритеты
Доброта Достижения Доброта Самостоятельность Стимуляция
Отношение к образовательной среде (ОС) 0,20* 0,19* 0,20*
Эмоциональный компонент отношения к ОС 0,24*
Поведенческий компонент отношения к ОС 0,19*
Удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды школы 0,19*
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учениками 0,21* 0,26**
Психологическая безопасность образовательной среды (средняя) 0,20* 0,20* 0,20*
идеалов), что свидетельствует о личной значимости образовательной организации в достижении личного успеха и проявлении про-социальных ценностей. Повышение уровня доброты как ценности также взаимосвязано с удовлетворенностью педагогов характеристиками образовательной среды, то есть чем лучше педагогические работники чувствуют себя в образовательной организации, тем легче им стремиться к благополучию окружающих, заявлять о важности этого компонента отношений.
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии с учениками взаимосвязана с такими индивидуальными
приоритетами как самостоятельность и стимуляция, что говорит о необходимости в новизне и независимости для поддержания состояния защищенности. Нынешнее поколение подростков во многих областях, связанных с техническим прогрессом, обгоняет своих педагогов в гибкости и адаптивности, поэтому педагогические работники могут чувствовать себя менее защищенными от психологического насилия со стороны учеников, чем от коллег. Качества мышления, позволяющие идти в ногу с изменениями цифровой среды, позволяют повышать уровень защищенности.
Таким образом, состояние психологической безопасности педагогических работников, работающих в образовательных организациях, удаленных до 150 км от территориального центра, взаимосвязано с такими нормативными идеалами, как доброта и достижения, индивидуальными приоритетами: доброта, самостоятельность и стимуляция, что характеризует важность личного успеха и благополучия окружающих, независимости, свободы и новых впечатлений для поддержания состояния психологической безопасности в образовательной среде.
Для педагогических работников, работающих в более удаленных образовательных организациях, получено больше взаимосвязей их состояния психологической безопасности и ценностей. Более 40 взаимосвязей на уровне значимости 0,1%, поэтому рассмо-
трим взаимосвязи ценностных ориентаций педагогических работников только с общим уровнем психологической безопасности (табл. 4).
Данные, представленные в таблице 4, свидетельствуют о важности таких ценностей как доброта, конформность, безопасность, универсализм, самостоятельность, традиции и достижения, а также особенностей в поведении, связанных с безопасностью, добротой и конформностью для сохранения состояния психологической безопасности в образовательной среде. Это характеризует педагогических работников как стремящихся и обеспечивающих состояния благополучия и процветания всей группы, за счет пресечения действий, которые могут причинить вред другим, и поддержания социального порядка, взаимного расположения всех чле-
Таблица 4
Корреляционный анализ психологической безопасности образовательной среде и ценностных ориентаций педагогов группы 2
Ценностные ориентации Психологическая безопасность образовательной среды (средняя)
Нормативные идеалы
Конформность 0,40*
Традиции 0,34*
Доброта 0,43*
Универсализм 0,37*
Само стоятельно сть 0,36*
Достижения 0,31*
Безопасность 0,39*
Индивидуальные приоритеты
Конформность 0,32*
Доброта 0,32*
Безопасность 0,35*
Примечание: группа 2 — образовательные организации среднего профессионального образования, удаленные более 150 км от центра субъекта РФ; * — р < 0,001.
нов группы; старающихся понимать, проявлять терпение, исследовательскую позицию в трудных ситуациях, сохранять традиции и следовать установленным правилам, при этом достигать профессиональных и личностных высот.
Сравнивая ценностные ориентации двух групп педагогических работников, связанные с психологической безопасностью среды, можно отметить отсутствие индивидуального приоритета, связанного с самостоятельностью, у педагогов из более отдаленных образовательных организаций. Он значим только для респондентов из группы 1. Ценности доброты важны для обеих групп испытуемых.
Для проверки предположения о связи уровня психологической безопасности образовательной среды и ценностных ориентаций педагогических работников с местом их проживания, был проведен однофакторный дис-
персионный анализ. Было выявлено, что удаленность проживания связана с уровнем психологической безопасности образовательной среды, референтностью образовательной среды и ее поведенческим компонентом, с защищенность от психологического насилия со стороны других педагогов и администрации. На рисунке 4 приведен пример одной из зависимостей — уровня психологической безопасности образовательной среды от удаленности проживания.
Мы видим, что чем более удаленно от центра находится образовательная организация, тем выше уровень психологической безопасности образовательной среды, тем она более значима для респондентов (они готовы оставаться в этой образовательной организации, несмотря на трудности доступа к ней, например, при переезде), тем более защищенными от психологического насилия при общении с коллегами и администрацией
удаленность про?и1Еанпя; LSMeans Сига* effect: F{1,299^5,6220, p=.C1837 !E ffcctive hypothesis decomposition Vertical bars denote 0.&Б confidence intervals 4,30 -■-1—
4,25
i 3,95
X
| 3,90 ■ З.В5 ■
3,30 -'-'-
1 2
удаленность проживания
Рис. 4. Психологическая безопасность образовательной среды и удаленность образовательных
организаций от территориального центра
чувствуют себя педагогические работники. Об этом говорилось ранее, когда обсуждались достоверно значимые различия по уровню психологической безопасности, референт-ности и защищенности между двумя группами респондентов. При этом следует отметить, что уровень психологической безопасности связан в обеих группах с такой ценностью, как доброта.
Далее был проведен однофакторный дисперсионный анализ и для ценностных ори-ентаций педагогических работников.
Проведенный дисперсионный анализ показал зависимость таких ценностей на уровне индивидуальных приоритетов, как традиции, доброта, универсализм, самостоятельность и безопасность, от удаленности образовательной организации от территориального центра. На рисунке 5 приведен пример одной из зависимостей: уровня традиций,
как норматива поведения, от удаленности проживания.
Представленные данные говорят о повышении уровня уважения и принятия традиций и идей, которые уже существуют в образовательной организации, о поддержании существующего уровня благополучия окружающих, о понимании и проявлении терпения, о сохранении гармонии и стабильности, но при этом о стремлении к отстаиванию собственной позиции в образовательных организациях, более удаленных от территориального центра.
В менее удаленных от центра образовательных организациях респонденты стремятся к более высокому уровню власти как нормативной ценности (рис. 6).
Для них больше важны дифференциации в статусах, стремление к достижению социального статуса или престижа, а также
Рис. 5. Традиции, как индивидуальный приоритет, и удаленность образовательных организаций
от территориального центра
Рис. 6. Психологическая безопасность образовательной среды и удаленность образовательных организаций от территориального центра
сохранение своего общественного имиджа и общественное признание, чем для педагогических работников из более удаленных от центра образовательных организаций.
Выводы
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: • выявлены достоверно более высокие уровни референтности образовательной среды и ее поведенческого компонента, защищенности от психологического насилия во взаимодействии с коллегами и администрацией, психологической безопасности образовательной среды в образовательных организациях более, чем на 150 км удаленных от территориального центра;
власть, как нормативный идеал, достоверно более значима для педагогических работников из образовательных организаций, менее удаленных от территориального центра; традиции, доброта, универсализм, самостоятельность и безопасность, как ценностные приоритеты поведения, чаще проявляются в поступках педагогов из более удаленных от территориального центра образовательных организаций;
психологическая безопасность образовательной среды и ценностные ориентации педагогических работников взаимосвязаны, больше связей выявлено в группе респондентов из более удаленных образовательных организаций; удаленность образовательной организации от центра субъекта РФ влияет
на уровень психологической безопасности образовательной среды, на ре-ферентность образовательной среды и ее поведенческий компонент, на защищенность от психологического насилия со стороны коллег и администрации, на власть, как нормативный идеал,и такие индивидуальные приоритеты как традиции, доброта, универсализм, самостоятельность и безопасность.
В теоретическом плане проведенное исследование вносит вклад в развитие направления о влиянии социальной среды, места проживания человека на его личностный статус и поведенческие особенности.
В практической плоскости важно отметить, что, повышая уровень психологической безопасности образовательной среды, мы можем изменить не только декларируемые, но и проявляемые в поведении ценностные ориентации педагогических работников.
Полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели и задач исследования, подтверждают выдвинутые эмпирические предположения, а также намечают пути развития исследования в плане изучения специфики психологической безопасности других субъектов образовательной среды в организациях, в разной степени удаленных от территориального центра субъекта РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. N° 6. С. 5-18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601
2. Баева И. А., Кондакова И. В. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках педагогов и учащихся колледжей // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй международной научно-практической конференции. Симферополь: Ариал, 2020. С. 213-221.
3. Баева И. А., Лактионова Е. Б., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Детерминанты психологической защищенности педагога в образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 18-30. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-18-30
4. Вострокнутова Т. Ф., Вострокнутов С. И., Савельева М. Г. Ценностные предпочтения мужчин, занимающихся разными видами спорта // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 77-79.
5. Забара И. В., Твердоступ К. Г. Ценностные ориентации педагогов с различным уровнем стрессо-устойчивости // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 326-330.
6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
7. Кессиди Ф. Х. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.
8. МаркинаН. В., Солдатова Е. Л., Качуро И. Л., Гаврилюк А. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 102-135. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-102-135
9. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. С. 105-118.
10. Репринцева Г. А. Особенности ценностных ориентаций педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN320.pdf (дата обращения 11.03.2022).
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2002. 720 с.
12. Сарханянц К., Буранов И. Исследование о потерянном времени // Коммерсантъ. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3306794 (дата обращения 14.04.2021).
13. Сенин И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: дис. ... канд. псих. наук. Ярославль, 2000. 189 с.
14. Тарасов С. В., Баева И. А. Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений // Научное мнение. 2018. № 1. С. 28-37.
15. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбасс-вузиздат, 2000. 204 с.
REFERENCES
1. Baeva I. A., Gayazova L. A., Kondakova I. V., Laktionova E. B. Psikhologicheskaya bezopasnost' lich-nosti i tsennosti podrostkov i molodezhi // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2020. T. 25. № 6. S. 5-18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601
2. Baeva I. A., Kondakova I. V Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy v otsenkakh peda-gogov i uchashchikhsya kolledzhej // Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i molodezhi: regional'nye mod-eli i tekhnologii: sbornik materialov Vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Simferopol: Arial, 2020. S. 213-221.
3. Baeva I. A., Laktionova E. B., Gayazova L. A., Kondakova I. V. Determinanty psikhologicheskoj zash-chishchennosti pedagoga v obrazovatel'noj srede // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2020. № 197. S. 18-30. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-18-30
4. Vostroknutova T. F., Vostroknutov S. I., Savel'eva M. G. Tsennostnye predpochteniya muzhchin, zani-mayushchikhsya raznymi vidami sporta // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2021. № 11. S. 77-79.
5. Zabara I. V., Tverdostup K. G. Tsennostnye orientatsii pedagogov s razlichnym urovnem stressoustoj-chivosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 72-2. S. 326-330.
6. Karandashev VN. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostej lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2004. 70 s.
7. Kessidi F. Kh. Sokrat. SPb.: Aletejya, 2001. 352 s.
8. Markina N. V., Soldatova E. L., Kachuro I. L., Gavrilyuk A. Lichnostnye i ekzistentsial'no-psikhologi-cheskie resursy klassnykh rukovoditelej, rabotayushchikh s odarennymi det'mi // Obrazovanie i nauka. 2021. T. 23. № 1. S. 102-135. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-102-135
9. Obespechenie psikhologicheskoj bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii / pod red. I. A. Baevoj. SPb.: Rech', 2006. S. 105-118.
10. Reprintseva G. A. Osobennosti tsennostnykh orientatsij pedagogov // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020. T. 8. № 3. [Elektronnyj resurs]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN320.pdf (data obrashcheniya 11.03.2022).
11. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psikhologii. M.: Piter, 2002. 720 s.
12. Sarkhanyants K., Buranov I. Issledovanie o poteryannom vremeni // Kommersant'. 2017. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3306794 (data obrashcheniya 14.04.2021).
13. Senin I. G. Psikhodiagnostika tsennostno-orientatsionnoj sfery lichnosti kak metod sotsial'no-psikho-logicheskogo issledovaniya: dis. ... kand. psikh. nauk. Yaroslavl, 2000. 189 s.
14. Tarasov S. V., Baeva I. A. Pokazateli psikhologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'nogo prostranstva kak faktor prinyatiya upravlencheskikh reshenij // Nauchnoe mnenie. 2018. № 1. S. 28-37.
15. YanitskijM. S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbassvuz-izdat, 2000. 204 s.