Научная статья на тему 'Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования'

Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3190
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность / образовательная среда / психологическое насилие / критерии психологической безопасности / школьная служба примирения. / psychological safety / educational environment / psychological violence / the criteria of psychological safety of the school service of reconciliation.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Я. А. Ветрова, Е. С. Щеголенкова

Статья посвящена проблеме психологической безопасности образовательной среды. Школы как образовательное пространство и институт социализации являются субъектами безопасности. В статье представлены результаты психодиагностического исследования стресс-факторов и компонентов психологической безопасности образовательной среды (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), опыт сопровождения становления и деятельности школьных служб примиренияв муниципальной системе образования г. Новокузнецка. В результате анализа полученных данных авторы констатируют, что психологическая безопасность образовательной среды для педагогов выступает условием ее безопасности для учащихся. Наиболее высоко оцениваемым и значимым компонентом психологической безопасности образовательной среды является когнитивный компонент (уровень знаний, возможность развития и самосовершенствования). В качестве важнейшего условия в формировании психологически безопасной образовательной среды и коммуникативной культуры участников образовательных отношений авторы выделяют деятельность школьных служб примирения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the problem of the psychological safety of the educational environment. Schools as an educational space and the institution of socialization are subjects of security. The article presents the results of psych diagnostic research of stress factors and components of the psychological security of the educational environment (cognitive, emotional and behavioral), the experience of accompanying the formation and activity of school reconciliation services in the municipal education system of Novokuznetsk. As a result of the analysis of the obtained data, the authors state that the psychological security of the educational environment for teachers is a condition for its safety for students. The most appreciated and significant component of the psychological security of the educational environment is the cognitive component (level of knowledge, the possibility of development and self-improvement). As the most important condition in the formation of a psychologically safe educational environment and the communicative culture of participants in educational relations, the authors emphasize the activities of school reconciliation services.

Текст научной работы на тему «Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СУБЬЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме психологической безопасности образовательной среды. Школы как образовательное пространство и институт социализации являются субъектами безопасности.

В статье представлены результаты психодиагностического исследования стресс-факторов и компонентов психологической безопасности образовательной среды (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), опыт сопровождения становления и деятельности школьных служб примиренияв муниципальной системе образования г. Новокузнецка.

В результате анализа полученных данных авторы констатируют, что психологическая безопасность образовательной среды для педагогов выступает условием ее безопасности для учащихся. Наиболее высоко оцениваемым и значимым компонентом психологической безопасности образовательной среды является когнитивный компонент (уровень знаний, возможность развития и самосовершенствования).

В качестве важнейшего условия в формировании психологически безопасной образовательной среды и коммуникативной культуры участников образовательных отношений авторы выделяют деятельность школьных служб примирения.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, критерии психологической безопасности, школьная служба примирения.

Проблема психологической безопасности приобретает в последние годы все большую актуальность. Значительный вклад в изучение психологической безопасности образовательной среды внесли ученые И. В. Дубровина, В. А. Ясвин, И. А. Баева, И. А. Волкова, Е. Б. Лактионова, О. А. Елисеева, Л. Н. Тимерьянова и другие.

Я. А. Ветрова

Кандидат психологических наук, доцент кафедры управления образованием, психологии и педагогики муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», г. Новокузнецк E-mail: ianavet@mail.ru Ja. A. Vetrova PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Education Management, Phycology and Pedagogy, Institute of Advanced Study of Teachers, Novokuznetsk, Russia

Е. С. Щеголенкова

Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», г. Новокузнецк E-mail: alennvkz@mail.ru Elena S. Schegolenckova PhD (Pedagogy), Associate Professor, Vice-Rector for Teaching and Methodology, Institute of Advanced Study of Teachers, Novokuznetsk, Russia

Как цитировать статью: Ветрова Я. А., Щеголенкова Е. С. Проблема психологической безопасности образовательной среды муниципальной системы образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.169-178.

Обобщая исследования ученых [1; 2; 7; 8; 10; 11], можно сказать, что:

- существует взаимосвязь между переживанием безопасности на уровне личности и среды;

- образовательное пространство важно для социального и жизненного становления подрастающего поколения;

- школы как образовательное пространство и институт социализации являются субъектами безопасности;

- актуальным в настоящее время является создание воспитательной системы в школе, обеспечивающей психологическую безопасность личности способствующей ее развитию.

Исследователи выделяют характеристики, которые повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию:1) благоприятный социально-психологический климат; 2) адекватные ожидания от результатов учебной деятельности учащихся; 3) однозначные способы оценивания учащихся; 4) высокий уровень вовлеченности всех участников образовательных отношений в образовательную среду; 5) обучение навыкам социального взаимодействия [1; 2].

Среди характеристик, которые снижают способность образовательной среды быть безопасной, отмечают:1) переполненные классы, где учителю сложноодно-временно сосредотачиваться на эффективном преподавании предмета и уделять внимание максимальному количеству учащихся (осуществлять индивидуально-личностный подход); 2) недостаток поддержки изаботы со стороны педагогов, при наличии строгой дисциплины; 3) напряженность в межличностных отношениях (в том числе отчуждение или предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или педагогов); 4) неприятие других национальных культур [1; 2].

В качестве ключевой психологической характеристики образовательной среды школы определяют характеристику ее безопасности. Подбезопасной психологической средой школы понимают: среду взаимодействия, свободную от проявления психологического насилия, имеющую референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), способствующую удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении и обеспечивающую психическое здоровье включенных в нее участников (И. А. Баева) [1].

С цельюразработки модели психологической безопасности образовательной среды в муниципальной системе образования МСО г. Новокузнецка, кафедрой управления образованием, психологии и педагогики и центром психологического консультирования «АКМЕ»Института повышения квалификацииг. Новокузнецка инициированнаучно-методический проект «Психологическая безопасность образовательной среды в муниципальной системе образования». Сроки реализациипроекта: 2016-2020 гг.

Задачи проекта:

1. Исследовать стресс-факторы и компоненты психологической безо-

пасности образовательной среды в образовательных организациях г. Новокузнецка.

2. Сопровождать становление деятельности школьных служб примирения как базового условия психологической безопасности образовательной среды в МСО.

3. Апробировать методы и формы психолого-педагогического сопровождения по оптимизации психологической безопасности участников образовательных отношений.

4. Разработать и апробировать модель психологической безопасности образовательной среды в МСО.

Этапы реализации проекта соответствуют поставленным задачам. В рамках 2016-2017 учебного года реализован исследовательско-аналитический этап: проведено исследование стресс-факторов и компонентов психологической безопасности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) образовательной среды в МСО.

В исследовании приняли участие ученики 5-х- 11-х классовизшкол разного образовательного уровня и разных районов города Новокузнецка (СОШ, лицеи, гимназии)в количестве1050 человек; учителя — 222 человека (втом числе 25 заместителей директоров). Возраст учителей- от 20 до 60 лет ивыше, стаж работы- от 2-х лет до свыше 25 лет.

Исследованиепроводилось по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (автор — И. А. Баева), которая определяет три критерия: 1) интегральный показатель отношения к образовательной среде; 2) значимые характеристики образовательной среды и индекс удовлетворенности ими; 3) индекс психологической безопасности образовательной среды школы [2].

В Таблицах 1, 2 представлены результаты изучения интегрального показателя отношения к образовательной среде по школам г. Новокузнецка среди учеников и учителей.

Таблица 1. Интегральное отношение к образовательной среде школы: ученики

(%)

Всего Позитивное Нейтральное Негативное

отношение отношение отношение

Школа 1 79% 13% 8%

Школа 2 100% 0% 0%

Школа 3 85% 6% 9%

Школа 4 76% 18% 6%

Школа 5 62% 27% 11%

Школа 6 61% 27% 12%

Таблица 2. Интегральное отношение к образовательной среде школы:

учителя(%)

Всего Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение

Школа 1 87% 11% 2%

Школа 2 100% 0% 0%

Школа 3 69% 0% 31%

Школа 4 90% 10% 0%

Школа 5 76% 21% 3%

Школа 6 79% 17% 4%

Общее отношение учителей и учеников к образовательной среде школы представлено в Таблице 3.

Таблица 3. Общее отношение к образовательной среде школы(%)

Всего Позитивное отношение Нейтральное отношение Негативное отношение

Ученики 77,2% 15,2% 7,6%

Учителя 83,5% 9,9% 6,6%

Результаты полученных данных показывают, что большинство участников образовательнойсреды относятся к ней положительно. Однако довольно ярко выражены различия в уровне психологической безопасности образовательной среды в разных школах.

Во всех обследованных школах уровень психологической безопасности образовательной среды при оценивании критериев у педагогов выше, чем у учащихся. Полученные нами данные соотносятся с исследованиями ученых, которые отмечают, что данный результат можно рассматривать с точки зрения возрастных, статусных и ролевых особенностей участников исследования. Такой ракурс рассмотрения позволяют нам предположить, что образовательная среда для педагогов — это поле их профессиональной деятельности, поэтому по ценностно-смысловому содержанию она может выступать как более значимая, чем для учащихся, соответственно, педагоги более чувствительны при оценке ее психологической безопасности (И. А. Баева) [1].

Также существует такая закономерность: чем выше оценивают уровень психологической безопасности в школе педагоги, тем выше он и с точки зрения учеников. Следовательно, можно предположить, что психологическая безопасность образовательной среды для педагогов может выступать условием ее безопасности для учащихся.

Далее психологическая безопасность среды оценивалась нами по компонентам. В когнитивном компоненте оценивалось отношение учеников и учителей к своей школе как к среде, где есть возможность совершенствовать свои возможности (ученики) и профессиональное мастерство (учителя), развивать интеллектуальные способности, жизненные умения и навыки. Эмоциональный компонент изучался через преобладающее в школе настроение, через отношение к школе в категориях «нравится — не нравится», через оценивание пребывания

в школе как интересное и увлекательное. Исследование поведенческого компонента проясняет желание оставаться в своей школе (ученики) или оставаться на своей работе (учителя), а также желание перейти в другую школу (ученики) или получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней (учителя). Результаты исследования компонентов психологической безопасности образовательной среды представлены в Таблице 4.

Таблица 4. Психологическая безопасность образовательной среды(%)

Ученики Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент

Позитивное 72% 67% 58,5%

Нейтральное 21,6% 25% 29,3%

Негативное 6,4% 8% 12,2%

Учителя Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент

Позитивное 90,5% 81,5% 71,4%

Нейтральное 8% 16,5% 7,8%

Негативное 1,5% 2% 20,8%

Результаты полученных данных показывают, что наиболее высоко оцениваемым и значимым является когнитивный компонент, второе место занимает эмоциональный компонент, третье — поведенческий. Это свидетельствует о том, что именно уровень знаний, возможность развития и самосовершенствования являются наиболее важными при оценке образовательной среды. И снова во всех обследованных школах уровень оценки компонентов психологической безопасности образовательной среды в оценках педагогов выше, чем у учащихся. Обращает на себя внимание факт негативного отношения к поведенческому компоненту у 20,8% учителей, который может означать желание каждого пятого обследованного учителя сменить место работы.

Для определения значимых характеристик образовательной среды учреждения были отобраны восемь характеристик, наиболее часто используемых в описании социального компонента образовательной среды [1]. Характеристики образовательной среды и уровень удовлетворенности этими характеристиками представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Характеристики образовательной среды и уровень удовлетворенности ими(%)

Характеристики образовательной среды Степень значимости характеристик (ученики) Степень значимости характеристик (учителя)

Взаимоотношения с учителями (для учителей с коллегами) 74,3% 87%

Взаимоотношения с учениками 67,5% 91,5%

Возможность высказать свою т. зрения 53,3% 62,3%

Уважительное отношение к себе 58,2% 72,6%

Сохранение личного достоинства 46,2% 64,4%

Возможность обратиться за помощью 49,7% 44,7%

Возможность проявлять инициативу, активность 37,5% 53,1%

Учет личных проблем и затруднений 33,2% 28,6%

Участники Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды

очень высокий высокий средний ниже среднего низкий

ученики 24,5% 37,1% 27,6% 7,8% 3%

учителя 26,8% 32,6% 33,4% 5,6% 1,6%

Такие результаты свидетельствуют о том, что психологическая безопасность образовательной среды для педагогов и учащихся определяется различными характеристиками. Совпадения отмечаются только по трем позициям: на первое место по степени значимости и те и другие ставят взаимоотношения друг с другом; второе место отдают взаимоотношениям с учениками (ученики) и с коллегами (учителя); третье место отводят уважительному отношению к себе.

Во всех обследованных школах преобладает высокий и очень высокий уровень удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды: ученики — 61,6%; учителя — 59,4%, уровень удовлетворенности, при оценке данной позиции у педагогов и учащихся примерно одинаковый.

Степень защищенности от психологического насилия во взаимодействии рассматривалась как защищенность от: унижения, оскорблений и угроз; принуждения делать что-либо против желания; игнорирования (социальной изоляции); недоброжелательного отношения [1]. Результаты представлены в Таблице 6.

Таблица 6. Степень защищенности от психологического насилия во взаимодействии(%)

Участники очень высокая высокая средняя ниже среднего низкая

ученики 34,3% 30,8% 24,2% 7% 3,7%

учителя 46,7% 28,8% 18,2% 4,2% 2,1%

Во всех обследованных школах степень защищенности от психологического насилия во взаимодействии в оценках педагогов выше, чем у учащихся (высокая, очень высокая: учителя — 75,5%, ученики — 65,1%).

Достаточно интересным в нашем исследовании представляются ответы учеников на вопрос «С кем из взрослых вы готовы поделиться своими проблемами, посоветоваться?»:

- учитель — 54,5%;

- другие взрослые — 28%;

- ни с кем — 24%;

- психолог — 17,5%;

- завуч — 15%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- медицинский работник — 10%;

- другие сотрудники — 9%;

- директор — 6,5%;

- социальный педагог — 5,5%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что делиться своими проблемами и советоваться с педагогами готовы только половина учеников, еще меньше говорят о желании обращаться к психологу (лишь каждый пятый), а каждый четвертый выбирает ни с кем не делиться и не советоваться в решении возникающих проблем.

В заключение отметим, что среди угроз психологической безопасности образовательной среды исследователи выделяют [1; 10]:

1. Непризнание референтной значимости образовательной среды. Следствие: реализация учениками (и/или родителями) намерения покинуть школу, непризнание ее ценностей, правил и норм.

2. Психологическое насилие в процессе взаимодействия. Следствие: утрата доверия к себе и к миру, повышенная тревожность, нарушение сна и аппетита, депрессия, агрессивность, снижение самооценки, психосоматические заболевания.

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении участников образовательной среды. Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и обращаться за помощью; неуважительное и невнимательное отношение друг к другу; игнорирование личных проблем и затруднений.

4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательных учреждениях. Следствие — неэффективность психологического сопровождения; угроза психическому здоровью участников образовательных отношений.

5. Эмоциональное выгорание педагогов. Следствие — профессиональные деформации. По данным исследований Е. С. Щеголенковой, Е. Н. Вержицкой, Я. А. Ветровой (2008-2015 гг.),66% педагогов образовательных учреждений города имеют средний и высокий уровень эмоционального выгорания [3; 4; 5; 6].

Таким образом, исследовательский этап проекта показал актуальность разработки модели психологической безопасности образовательной среды в МСО.

К сожалению, данные исследований, наблюдения и беседы с учащимися — участниками психологических программ показывают достаточно высокий уровень субъективного переживания небезопасности на разных уровнях. Мы можем фиксировать повышение уровня напряженности: на уровне общества, на уровне семейных отношений и отношений с учителями (занятость родителей, большая загруженность как педагогов, так и учащихся, и, как следствие, дефицит таких форм жизни, как «приятное неспешное время препровождение»), и на уровне самой личности (дезадаптивные формы поведения).

В связи с этим в 2017-2018 гг. планируется дальнейшее сопровождение деятельности школьных служб примирения как базового условия психологической безопасности образовательной среды в МСО и развитие коммуникативной культуры участников образовательных отношений («учитель-ученик», «ученик-ученик») как важнейшего условия вформировании психологически

безопасной образовательной среды.

Школьная служба примирения (ШСП) — оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Использует широкий спектр восстановительных программ, направленных на [9]:

- обучение педагогов, учащихся и их родителей конструктивным формам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать, прежде всего, через опыт решения реальных конфликтных ситуаций;

- первичную профилактику деструктивного конфликтного поведения;

- разрешение конфликтов между учащимися, а также учащимися и педагогами;

- разрешение конфликтов между педагогами и родителями.

Деятельность школьной службы примирения направлена на совместное обсуждение позиций и интересов участников конфликта, приобщение родителей к участию в воспитательном процессе школы, повышение ответственности всех участников образовательных отношений.

С 2014 г. в г. Новокузнецке действует Муниципальная служба примирения, состоящая из двух структур:

1. Ресурсный центр (МАОУ ДПО ИПК) — осуществляет информационную поддержку школьных служб примирения, научно-методическое сопровождение деятельности служб, повышение квалификации специалистов ШСП.

2. Школьные службы примирения, действующие в самих образовательных организациях.

Исследование типологии служб примирения показывает положительную динамику становления ШСП в муниципальной системе образования (Таблица 7).

Таблица 7. Динамика становления ШСП в муниципальной системе образования(%)

Годы ШСП впроцес-се подготовки ксозданию Создаваемая ШСП Недавно созданная ШСП Нормально работающая ШСП

2014-2015 62% 26% 12% 0%

2015-2016 56% 18% 13% 13%

2016-2017 50% 10% 18% 22%

Трудности в деятельности школьных служб примирения связаны, прежде всего, с мировоззренческими позициями участников конфликтов. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящей практике разрешения конфликтов в образовательной организации превалируют административные методы, основывающиеся на имеющихся нормативных актах. Для того чтобы перейти к позициям мирного урегулирования конфликтов, необходима большая просветительская работа по положительным эффектам деятельности ШСП, дискуссии с педагогическими работниками и родителями учащихся. По мнению

А. Ю. Коновалова, положительные эффекты деятельности ШСП в школе, это: собственно результаты разрешения конфликтов (восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного события); помощь учащимся в поиске более конструктивной жизненной позиции и возможности самостоятельного выхода из той или иной жизненной ситуации; через коммуникационные процедуры учащиеся получают возможность более детально разбираться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и мотивы, которые стали побудительным импульсом для того или иного поступка; возможность приобретения опыта публичного обмена мнениями и впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и выработки других навыков, существенных в современной жизни [9].

Сопровождение деятельности школьных служб примирения является приоритетной задачей в данном проекте. В дальнейшем планируется создание ресурсных центров на базе успешно действующих служб, методического объединения специалистов ШСП для обмена опытом и разрешения конфликтов, повышения квалификации администрации и педагогов образовательных организаций в области восстановительного подхода к управлению конфликтными явлениями в образовательной среде.

Мы предполагаем, что в результате реализации научно-методического проекта «Психологическая безопасность образовательной среды в муниципальной системе образования» (2016-2020 гг.) произойдет модернизация системы образовательных организаций в области психологической безопасности и психологического здоровья участников образовательных отношений; повысится психологическая культура участников образовательных отношений и удовлетворенность участников образовательного процесса в области межличностного взаимодействия.

Литература

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3015.pdf (дата обращения: 30.03.2018).

3. ВержицкаяЕ. Н. Особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования: дис. ...канд. психол. наук. Томск, 2011. 157 с.

4. Ветрова Я. А. Акмеологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации в условиях введения ФГОС: учебно-методическое пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. 119 с.

5. Ветрова Я. А. Динамика акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации: дис. .канд. психол. наук. 193 с.

6. Ветрова Я. А., Щеголенкова Е. С. Акмеологический аспект управленческой деятельности в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 84-90.

7. Дубровина И. В. Истоки и условия развития психологического здоровья школьников // Вестник практической психологии образования. 2013. № 2 (35). С. 3-9.

8. Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/47424/psyedu_ru_2011_3_Eliseeva.pdf (дата обращения: 30.03.2018).

9. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Карнозовой Л. М.— М.: Судебно-правовая реформа, 2012. 256 с.

10. ТимерьяноваЛ. Н. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: учеб-

но-методическое пособие. Уфа, 2011. 77 с.

11. Ясвин В. А., Ушакова М. А. Экспертиза школьной образовательной среды.— М.: 2000. 128 с.

PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the problem of the psychological safety of the educational environment. Schools as an educational space and the institution of socialization are subjects of security.

The article presents the results of psych diagnostic research of stress factors and components of the psychological security of the educational environment (cognitive, emotional and behavioral), the experience of accompanying the formation and activity of school reconciliation services in the municipal education system of Novokuznetsk.

As a result of the analysis of the obtained data, the authors state that the psychological security of the educational environment for teachers is a condition for its safety for students. The most appreciated and significant component of the psychological security of the educational environment is the cognitive component (level of knowledge, the possibility of development and self-improvement).

As the most important condition in the formation of a psychologically safe educational environment and the communicative culture of participants in educational relations, the authors emphasize the activities of school reconciliation services.

Keywords: psychological safety, educational environment, psychological violence, the criteria of psychological safety of the school service of reconciliation.

References

• Baeva I. A. Psihologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj sredy shkoly i ee psihologo-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2012. № 3 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3015.pdf (data obrashhenija: 30.03.2018).

• Baeva I. A. Psihologicheskaja bezopasnost' v obrazovanii: monografija. SPb.: Sojuz, 2002. 271 s.

• Dubrovina I. V. Istoki i uslovija razvitija psihologicheskogo zdorov'ja shkol'nikov // Vestnik prakticheskoj psi-hologi i obrazovanija. 2013. № 2 (35). S. 3-9.

• Eliseeva O. A. Sub'ektivnoe blagopoluchie podrostkov i psihologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj sredy // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2011. № 3 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/ files/47424/psyedu_ru_2011_3_Eliseeva.pdf (data obrashhenija: 30.03.2018).

• Jasvin V. A., Ushakova M. A. Jekspertiza shkol'noj obrazovatel'noj sredy. M.: 2000. 128 s.

• Konovalov A. Ju. Shkol'naja sluzhba primirenija i vosstanovitel'naja kul'tura v zaimootnoshenij: prakticheskoe rukovodstvo / pod obshh. red. Karnozovoj L. M. M.: Sudebno-pravovaja reforma, 2012. 256 s.

• Timer'janova L. N. Obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy: uchebno-metodiches-koe posobie. Ufa, 2011. 77 s.

• Verzhickaja E. N. Osobennosti lichnostno-professional'nogo razvitija pedagogov v uslovijah modernizacii obrazovanija: dis. ...kand. psihol. nauk. Tomsk, 2011. 157 s.

• Vetrova Ja. A. Akmeologicheskoe soprovozhdenie pedagoga v processe povyshenija kvalifikacii v uslovijah vve-denija FGOS: uchebno-metodicheskoe posobie. Novokuzneck: MAOU DPO IPK, 2012. 119 s.

• Vetrova Ja. A. Dinamika akmeologicheskoj pozicii pedagoga v processe povyshenija kvalifikacii: dis. .kand. psihol. nauk. 193 s.

• Vetrova Ja. A., Shhegolenkova E. S. Akmeologicheskij aspect upravlencheskoj dejatel'nosti v uslovijah realizacii nacional'noj obrazovatel'noj iniciativy «Nashanovaja shkola» // Professional'noe obrazovanie v Rossii i zaru-bezhom. 2012. № 8. S. 84-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.