Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповалова Марина Александровна, Идрисова Камилла Расимовна, Кубекова Алия Салаватовна

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования оценки психоэмоционального состояния преподавателей Астраханского государственного медицинского университета. В статье затрагиваются актуальные вопросы тревожных и субдепрессивных состояний участников образовательного процесса, поскольку психологическое здоровье и психологическое благополучие напрямую связано с качеством образовательного процесса. В статье проведен анализ понятий «психологическое здоровье», «тревожность», «депрессивные состояния». В исследовании приняли участие преподаватели различных кафедр медицинского университета в количестве 48 человек. Следует отметить, что опрошенные преподаватели также совмещают работу в университете на различных административных должностях (руководители, специалисты отделов). В эмпирическом исследовании были применены следующие психодиагностические методики: (1) методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина); (2) уровень депрессии диагностировался с помощью шкалы (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной. Дальнейшая обработка данных была произведена с помощью t-критерия Стьюдента для выявления значимости различий, коэффициент ранговой корреляции К. Спирмена для корреляционного анализа полученных данных. Использовался пакет прикладных программ Статистика 10.0. Были получены данные, которые показали у преподавателей наличие высокой личностной тревожности, а также тенденцию к высокой ситуативной тревожности. В ходе проведенных бесед с преподавателями вуза установлено, что они испытывают нервозность и беспокойство по поводу работы и чрезмерных нагрузок и отсутствие полноценного отдыха. Однако, результаты исследования установили отсутствие депрессивных состояний. Таким образом, возникает необходимость в разработке программ психологического сопровождения для преподавателей университета, целью которых является повышение психологического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаповалова Марина Александровна, Идрисова Камилла Расимовна, Кубекова Алия Салаватовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF TEACHERS OF THE MEDICAL UNIVERSITY

The article discusses the results of an empirical study of the assessment of the psycho-emotional state of teachers at the Astrakhan State Medical University. The article touches upon topical issues of anxiety and subdepressive states of participants in the educational process, since psychological health and psychological well-being is directly related to the quality of the educational process. The article analyzes the concepts of "psychological health", "anxiety", "depressive states". The study involved teachers from various departments of the Medical University in the amount of 48 people. It should be noted that the interviewed teachers also combine work at the university in various administrative positions (heads, specialists of departments). In an empirical study, the following psychodiagnostic methods were used: (1) Ch.B. Spielberger (in the Russian adaptation of Yu.L. Khanin); (2) the level of depression was diagnosed using the scale (test questionnaire) of A.T. Beck (Beck Depression Inventory), adapted by N.V. Tarabrina. Further data processing was carried out using Student's t-test to identify the significance of differences, K. Spearman's rank correlation coefficient for correlation analysis of the data obtained. The application package Statistics 10.0 was used. Data were obtained that showed teachers to have high personal anxiety, as well as a tendency to high situational anxiety. In the course of conversations with university teachers, it was found that they experience nervousness and anxiety about work and excessive workloads and the lack of proper rest. However, the results of the study established the absence of depressive states. Thus, there is a need to develop psychological support programs for university teachers, the purpose of which is to improve psychological health.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шаповалова, М. А. Оценка психоэмоционального состояния преподавателей медицинского университета / М. А. Шаповалова, К. Р. Идрисова, А. С. Кубекова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN522.pdf

For citation:

Shapovalova M.A., Idrisova C.R., Kubekova A.S. Evaluation of the psycho-emotional state of teachers of the Medical University. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 08PSMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 159.9 ГРНТИ 15:41:21

Шаповалова Марина Александровна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия Заведующая кафедрой «Экономики и здравоохранения с курсом последипломного образования»

Доктор медицинских наук, профессор E-mail: mshap67@gmail.com

Идрисова Камилла Расимовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия

Студентка 606 группы «Лечебного» факультета E-mail: Kamilla.kama.2000@mail.ru

Кубекова Алия Салаватовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия Доцент кафедры «Экономики и здравоохранения с курсом последипломного образования»

Кандидат психологических наук E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039

Оценка психоэмоционального состояния преподавателей медицинского университета

Аннотация. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования оценки психоэмоционального состояния преподавателей Астраханского государственного медицинского университета. В статье затрагиваются актуальные вопросы тревожных и субдепрессивных состояний участников образовательного процесса, поскольку психологическое здоровье и психологическое благополучие напрямую связано с качеством образовательного процесса. В статье проведен анализ понятий «психологическое здоровье», «тревожность», «депрессивные состояния». В исследовании приняли участие преподаватели различных кафедр медицинского университета в количестве 48 человек. Следует отметить, что опрошенные преподаватели также совмещают работу в университете на различных административных должностях (руководители, специалисты отделов). В эмпирическом исследовании были применены следующие психодиагностические методики: (1) методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина); (2) уровень депрессии диагностировался с помощью шкалы (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression

Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной. Дальнейшая обработка данных была произведена с помощью t-критерия Стьюдента для выявления значимости различий, коэффициент ранговой корреляции К. Спирмена для корреляционного анализа полученных данных. Использовался пакет прикладных программ Статистика 10.0. Были получены данные, которые показали у преподавателей наличие высокой личностной тревожности, а также тенденцию к высокой ситуативной тревожности. В ходе проведенных бесед с преподавателями вуза установлено, что они испытывают нервозность и беспокойство по поводу работы и чрезмерных нагрузок и отсутствие полноценного отдыха. Однако, результаты исследования установили отсутствие депрессивных состояний. Таким образом, возникает необходимость в разработке программ психологического сопровождения для преподавателей университета, целью которых является повышение психологического здоровья.

Ключевые слова: преподаватели вуза; медицинский университет; личностная тревожность; ситуативная тревожность; психоэмоциональное напряжение; психологическое сопровождение; стресс

На сегодняшний день вопросы о психологическом благополучии и психологическом здоровье становятся все более актуальными, поскольку данные показатели напрямую связаны с качеством жизни [1; 2]. Показатели тревожности все более возрастают наряду с темпом жизни, постоянно изменяющимися условиями жизни, коронавирусной инфекцией и т. д. Под тревожностью понимается психологический показатель, который характеризуется повышенным беспокойством, нервозностью, озабоченностью [3]. Тревога напрямую связана со стрессовыми состояниями. Ч. Спилбергер выделяет как личностную (как свойство), так и ситуативную тревогу (состояние). Высокие показатели тревожности снижают эффективную работоспособность, адекватную оценку текущей ситуации, а также является триггером при возникновении психосоматических расстройств [4]. От благополучного психоэмоционального состояния зависит эффективность рабочего процесса и качества жизни личности [5]. Тарабакина Л.В., Шабанова Т.Л. [6] установили, что у преподавателей с высокой тревожностью отмечается высокие показатели эмоции страха, который снижает активность и затрудняет решение проблемных ситуаций. В исследовании Хусаиновой Р.М., Гредюшко О.П. [7] выявили, что педагогам характерна высокая личностная тревожность, т. е. личностное качество, которое коррелирует с недооценкой собственных возможностей, принижение своей компетентности, склонности к самоупрекам. В работе Алашеева С.Ю., Быкова С.В. [8] отмечается, что высокая ситуативная (реактивная) тревожность провоцирует частые головные боли и ухудшение общего самочувствия педагогов. Левина И.Л., Пестерева Д.В. [9] установили взаимосвязь между психического благополучия и социальным функционированием, ролевого эмоционального функционирования, частотой головной боли и субъективной оценкой состояния здоровья. Другими словами, профессиональная деятельность преподавателей вузов связана с интенсивными информационными нагрузками, значительной интеллектуальной деятельностью и хроническими психоэмоциональными перегрузками [10]. Депрессивные состояния и тревожно-депрессивные состояния также являются ведущей проблемой на современном этапе развития жизни. Они связаны тесно с эмоциями, со сниженным эмоциональным фоном, который, безусловно, негативно влияет на социальную адаптацию и качество жизни, а также увеличивает риск развития психосоматических расстройств [11]. Говорухина А.А., Щербакова А.Э., Попова М.А. [12] отмечают повышение уровня тревожности педагогов с возрастом. Кроме того, тревожно-депрессивные расстройства оказывают отрицательное влияние на качество жизни личности, значительно снижают физическую, психологическую и социальную адаптацию [13-14]. Была отмечена динамика

Актуальность темы исследования

выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов в течение учебного семестра с тенденцией к усугублению к концу семестра [15]. Следует отметить, недостаточное количество проведенных исследований на предмет психоэмоционального состояния преподавателей вузов и разработке профилактических мер по оптимизации психоэмоционального благополучия в образовательной среде. Поэтому встает вопрос об актуальном психоэмоциональном состоянии участников образовательного процесса, поскольку психологическое здоровье и психологическое благополучие напрямую связано с качеством образовательного процесса. Таким образом, возникает необходимость в разработке программ психологического сопровождения для преподавателей университета, целью которых является укрепление психологического здоровья, поскольку психологическое здоровье обеспечит качество профессиональной деятельности. В свою очередь, качество образовательного процесса является приоритетной задачей высшего учебного заведения.

Цель исследования состояла в оценке психоэмоционального состояния преподавателей медицинского университета.

Эмпирическое исследование было проведено в ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России. В исследовании приняли участие профессорско-преподавательский состав различных кафедр медицинского университета в количестве 48 человек (ассистенты, доценты, профессоры). Следует отметить, что опрошенные преподаватели также совмещают работу в медицинском университете на различных административных должностях (руководители, специалисты отделов). В эмпирическом исследовании были применены следующие психодиагностические методики:

(1) методика «шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) 1. Методика предназначена для определения уровня тревожности (высокий, средний, низкий);

(2) уровень депрессии диагностировался с помощью шкалы (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной2. Включает 21 категорию симптомов и жалоб. Тест-опросник Бека включает 21 вопрос-утверждение, которые касаются поведения, мыслей и чувств тестируемого в прошедшие 2 недели. Каждой из категорий соответствует 4-5 утверждений. Показатели уровня депрессии по шкале Бека рассчитывались следующим образом: каждый вариант ответа оценивался от 0 до 3 баллов в соответствии с нарастанием интенсивности проявления. Так, за 1-й вариант ответа тестируемый получает 0 баллов, за 2-й — 1 балл, за 3-й — 2 балла, за 4-й — 3 балла. Интерпретация результатов производится в соответствии с установленными значениями: 09 — отсутствие депрессивных симптомов, 10-15 — легкая депрессия (субдепрессия), 16-19 — умеренная депрессия, 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести), 30-63 — тяжелая депрессия. Среди методов эмпирического исследования были применены методы наблюдения и беседа. Дальнейшая обработка данных была произведена с помощью t-критерия Стьюдента для выявления значимости различий, коэффициент ранговой корреляции К. Спирмена для корреляционного анализа полученных данных. Использовался пакет прикладных программ Статистика 10.0. Результаты эмпирического исследования представлены в рисунках и в таблице.

1 PsyTests «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) [сайт] URL: https://psytests.org/psystate/spielberger.html (дата обращения: 22.08.2022).

2 Шкала (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной [сайт] https://psytests.org/clinical/bdi-run.html (дата обращения: 22.08.2022).

Страница 3 из 8

Материалы и методы исследования.

08PSMN522

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка психоэмоционального состояния преподавателей Астраханского медицинского университета проводилась с помощью методики «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) (рис. 1). В результате тестовой диагностики было получено следующее: наличие высокой личностной тревожности (45,7 %), а также тенденцию к высокой ситуативной тревожности (42,6 %). Важно отметить конкретные результаты по личностной тревоге у респондентов: 7 человек обладают низкой личностной тревогой, 20 человек средним показателем личностной тревоги, 21 человек высокая личностная тревога. Наличие высокой личностной тревоги у преподавателей является негативным сигналом, поскольку респонденты испытывают практически все ситуации как угрожающие, реагируют сильным состоянием тревоги. Данный высокий показатель может быть пусковым механизмом для невротических конфликтов, эмоциональных срывов и психосоматических расстройств. Высокие показатели ситуативной (реактивной) тревожности у преподавателей университета также указывает на неблагополучное психоэмоциональное состояние, поскольку в настоящий момент времени они испытывают повышенное беспокойство, психоэмоциональное напряжение. Данные результаты, безусловно, снижают работоспособность и повышают утомляемость.

Шкала ситуативной Шкала личностной

тревожности тревожности

Рисунок 1. Средние значения методики «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) (составлено авторами по результатам исследования)

Полученные результаты исследования по методике «Шкала тревожности» Ч.Б. Спилбергера (в росс. адаптации Ю.Л. Ханина) показывают на необходимость в составлении программ психологического сопровождения для преподавателей университета с целью коррекции психоэмоционального состояния. В ходе проведенных бесед с преподавателями вуза установлено, что они испытывают нервозность и беспокойство по поводу работы и чрезмерных нагрузок и отсутствие полноценного отдыха. Также они отмечают, на дополнительную нагрузку в связи с совмещением преподавательской деятельности с административной должностью в университете.

Вторым этапом исследования было определение с помощью психодиагностического тестирования по шкале (тест-опросник) А.Т. Бека (Beck Depression Inventory), в адаптации Н.В. Тарабриной наличие уровня депрессии и тяжести депрессивного состояния у преподавателей медицинского университета (рис. 2). В результате психологического обследования было установлено, что у всех (48 человек) опрошенных преподавателей медицинского университета отсутствие депрессивных симптомов и признаков депрессии — 4,56 %.

преподаватели медицинского университета

■ когнтивно-аффективные проявления

■ соматические проявления

Рисунок 2. Средние показатели уровня депрессии у преподавателей медицинского университета А.Т. Бека (Beck Depression Inventory) (составлено авторами по материалам исследования)

Таким образом, результаты исследования установили отсутствие депрессивных состояний у преподавателей медицинского университета.

Следующий этап состоял в выявлении взаимосвязи уровня тревожности и депрессивных состояний у преподавателей медицинского университета. Корреляционный анализ произведен с расчетом коэффициента ранговой корреляции К. Спирмена. Однако? применение коэффициента ранговой корреляции К. Спирмена выявил слабые корреляционные связи между данными показателями тревоги и депрессии (r = 0,265).

Можно сделать вывод о необходимости в создании программ психологического сопровождения для преподавателей университета. Программа должно включать в себя тестовую диагностику на выявление ситуативной и личностной тревожности, а также тренинг, который направлен на снижение тревожности, оптимизации нервно-психического состояния преподавателей высшей школы.

Выводы

Таким образом, были получены данные, которые показали у преподавателей наличие высокой личностной тревожности, а также тенденцию к высокой ситуативной тревожности. В ходе проведенных бесед с преподавателями вуза установлено, что они испытывают нервозность и беспокойство по поводу работы и чрезмерных нагрузок и отсутствие полноценного отдыха. Однако, результаты исследования установили отсутствие депрессивных состояний. Другими словами, возникает необходимость в разработке программ психологического сопровождения для преподавателей университета, целью которых является укрепление психологического здоровья, поскольку психологическое здоровье обеспечит качество профессиональной деятельности. Считаем необходимым обратить внимание и обеспечить психологическое сопровождение данной группы лиц. Данные результаты исследования являются предварительными и требуется системное исследование психоэмоционального состояния с применением большего количества психодиагностических методик и внедрения программ психологической коррекции для преподавателей вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корепанова Н.Л., Лебедева О.В. Тревожность. Её причины и следствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 28. — С. 35-37. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56462. htm.

2. Ядгарова Н.К. Личностная тревожность как эмоциональное состояние педагога // Навукова-метадычна часошс «Праблемы выхавания» [Научно-методический журнал "Проблемы образования"]. — Минск, 2007. — № 1. — С. 63-64.

5.

6.

3. Кудрина Е.А., Толмачев Д.А. Комплексная оценка здоровья профессорско-преподавательского состава медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4969 (дата обращения: 27.08.2022).

4. Ядгарова Н., Турсынбаев А., Мариева А., Ануарова А., Куралбаева Д., Момбиева Г.А. Психологические особенности личностной тревожности современного учителя // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 11-2. — С. 29-33; URL:

https:// expeducati on.ru/ ru/ arti cle/vi ew?id=6141 (дата обращения: 27.08.2022). Лисняк М.А., Горбач Н.А. Профессиональная деформация, личность как фактор, влияющий на здоровье вузовских педагогов // Медицина в Кузбассе. 2013. № 1. С. 59-639.

Тарабакина Л.В., Шабанова Т.Л. Изучение эмоциональной зрелости у преподавателей вузов с позиции системного подхода // Вестник Мининского университета. 2016. № 2(15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7izuchenie-emotsional noy-zrel osti -u-prepodavatel ey-vuzov-s-pozitsi i-si stemnogo-podhoda (дата обращения: 27.08.2022).

7. Хусаинова Р.М., Гредюшко О.П. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7234 (дата обращения: 27.08.2022).

8. Алашеев С.Ю., Быков С.В. Состояния тревожности у педагогов // Социологическ ий журнал. 1999. № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyaniya-trevozhnosti-u-pedagogov (дата обращения: 27.08.2022).

9. Левина И.Л., Пестерева Д.В. Качество жизни педагога как индикатор его здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2013. № 3-1(91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-pedagoga-kak-indikator-ego-zdorovya (дата обращения: 27.08.2022).

10. Федотова А.В. Тревожно-депрессивные расстройства в общеклинической практике // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. — 2008. — № 3. — С. 83-88.

11. Лисняк М.А., Горбач Н.А. Здоровье профессорско-преподавательского состава вузов // Сибирское медицинское обозрение. 2012. Т. 74, № 2. С. 39-44.

12. Говорухина А.А., Щербакова А.Э., Попова М.А. тревожно-депрессивные расстройства педагогов различного возраста в северном регионе // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8662 (дата обращения: 27.08.2022).

13. Кожевникова О.А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 7(19). — С. 273-277.

14. Сорокина М.А. Тревожность и ее влияние на психофизиологические характеристики у преподавателей высшей медицинской школы // Здоровье и образование в XXI веке. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-i-ee-vliyanie-na-psihofiziologicheskie-harakteristiki-u-prepodavateley-vysshey-meditsinskoy-shkoly (дата обращения: 27.08.2022).

15. Алимова И.С., Ермолаева Л.Г., Насонова Н.В., Шабалина М.О. Психологические аспекты эмоционального «Выгорания» преподавателей медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-emotsionalnogo-vygoraniya-prepodavateley-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 27.08.2022).

08PSMN522

Shapovalova Marina Alexandrovna

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: mshap67@gmail.com

Idrisova Camilla Rasimovna

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: Kamilla.kama.2000@mail.ru

Kubekova Aliya Salavatovna

«Astrakhan State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia

E-mail: alya_kubekova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039

Evaluation of the psycho-emotional state of teachers of the Medical University

Abstract. The article discusses the results of an empirical study of the assessment of the psycho-emotional state of teachers at the Astrakhan State Medical University. The article touches upon topical issues of anxiety and subdepressive states of participants in the educational process, since psychological health and psychological well-being is directly related to the quality of the educational process. The article analyzes the concepts of "psychological health", "anxiety", "depressive states". The study involved teachers from various departments of the Medical University in the amount of 48 people. It should be noted that the interviewed teachers also combine work at the university in various administrative positions (heads, specialists of departments). In an empirical study, the following psychodiagnostic methods were used: (1) Ch.B. Spielberger (in the Russian adaptation of Yu.L. Khanin); (2) the level of depression was diagnosed using the scale (test questionnaire) of A.T. Beck (Beck Depression Inventory), adapted by N.V. Tarabrina. Further data processing was carried out using Student's t-test to identify the significance of differences, K. Spearman's rank correlation coefficient for correlation analysis of the data obtained. The application package Statistics 10.0 was used. Data were obtained that showed teachers to have high personal anxiety, as well as a tendency to high situational anxiety. In the course of conversations with university teachers, it was found that they experience nervousness and anxiety about work and excessive workloads and the lack of proper rest. However, the results of the study established the absence of depressive states. Thus, there is a need to develop psychological support programs for university teachers, the purpose of which is to improve psychological health.

Keywords: university teachers; medical University; personal anxiety; situational anxiety; psycho-emotional stress; psychological support; stress

REFERENCES

1. Korepanova N.L., Lebedeva O.V. Anxiety. Its causes and consequences // Scientific and methodological electronic journal "Concept". — 2016. — T. 28. — S. 35-37. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56462.htm.

2. Yadgarova N.K. Personal anxiety as an emotional state of a teacher. — Minsk, 2007. — No. 1. — S. 63-64.

3. Kudrina E.A., Tolmachev D.A. Comprehensive assessment of the health of the teaching staff of a medical university // Modern problems of science and education. — 2011. — No. 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4969 (date of access: 27.08.2022).

4. Yadgarova N., Tursynbaev A., Marieva A., Anuarova A., Kuralbaeva D., Mombieva G.A. Psychological features of personal anxiety of a modern teacher // International Journal of Experimental Education. — 2014. — No. 11-2. — S. 29-33; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6141 (date of access: 27.08.2022).

5. Lisnyak M.A., Gorbach N.A. Professional deformation, personality as a factor influencing the health of university teachers // Medicine in Kuzbass. 2013. No. 1. S. 59639.

6. Tarabakina L.V., Shabanova T.L. The study of emotional maturity among university teachers from the perspective of a systematic approach // Bulletin of the Minin University. 2016. No. 2(15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-emotsionalnoy-zrelosti-u-prepodavateley-vuzov-s-pozitsii-sistemnogo-podhoda (date of access: 08/27/2022).

7. Khusainova R.M., Gredyushko O.P. Features of situational and personal anxiety in educational and pedagogical activities // Modern problems of science and education. — 2012. — No. 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7234 (date of access: 27.08.2022).

8. Alasheev S.Yu., Bykov S.V. States of anxiety among teachers // Sociological journal. 1999. No. 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyaniya-trevozhnosti-u-pedagogov (date of access: 08/27/2022).

9. Levina I.L., Pestereva D.V. Quality of life of a teacher as an indicator of his health // Acta Biomedica Scientifica. 2013. No. 3-1(91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kachestvo-zhizni-pedagoga-kak-indikator-ego-zdorovya (date of access: 08/27/2022).

10. Fedotova A.V. Anxiety and depressive disorders in general clinical practice // Rational pharmacotherapy in cardiology. — 2008. — No. 3. — P. 83-88.

11. Lisnyak M.A., Gorbach N.A. Health of the teaching staff of universities // Siberian Medical Review. 2012. V. 74, No. 2. S. 39-44.

12. Govorukhina A.A., Shcherbakova A.E., Popova M.A. Anxiety and depressive disorders of teachers of different ages in the northern region // Modern problems of science and education. — 2013. — No. 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8662 (date of access: 27.08.2022).

13. Kozhevnikova O.A. Occupational stress: causes, prevention and correction opportunities // World of science, culture, education. — 2009. — No. 7(19). — P. 273277.

14. Sorokina M.A. Anxiety and its impact on the psychophysiological characteristics of teachers of higher medical school // Health and education in the XXI century. 2007. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-i-ee-vliyanie-na-psihofiziologicheskie-harakteristiki-u-prepodavateley-vysshey-meditsinskoy-shkoly (date of access: 08/27/2022).

15. Alimova I.S., Ermolaeva L.G., Nasonova N.V., Shabalina M.O. Psychological aspects of emotional "burnout" of teachers of a medical university // Bulletin of St. Petersburg University. The medicine. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologi cheskie-aspekty-emotionalnogo-vygoraniya-prepodavateley-meditsinskogo-vuza (date of access: 08/27/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.