Научная статья на тему 'ТРАДИЦИЯ УСТОД-ШОГИРД КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ МАКОМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ТРАДИЦИЯ УСТОД-ШОГИРД КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ МАКОМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система устод-шогирд / традиционное музыкальное образование / Академия макома / аруз / танбур / Шашмаком / system of ustod-shogird / traditional musical education / Academy of Maqom / aruz / tanbur / Shashmaqom

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдурашидова Латофат Абдувалиевна

В статье привлекается внимание к актуальной и недостаточно исследованной теме восстановления и реализации в современном музыкальном образовании Таджикистана традиционной системы обучения устод-шогирд («учитель – ученик»), которая на протяжении столетий являлась ведущим принципом обучения в мусульманских культурах Центральной Азии. Автор рассматривает проблемность функционирования системы устод-шогирд в период последних десятилетий ХХ в. в сфере бытования классической музыки устной традиции Шашмаком, фокусируя внимание на ее возрождении в частной школе – Академии макома Республики Таджикистан (г. Душанбе). Изыскания автора показали отсутствие в современную эпоху опыта, аналогичного данному в странах распространения системы макомата – Таджикистане и Узбекистане. Это мотивирует необходимость анализа и описания восстановленной и обновленной традиции устод-шогирд как основы учебного процесса в Академии макома, созданной в 2003 г. профессором, кандидатом искусствоведения, народным артистом Республики Таджикистан Абдували Абдулмаджидовичем Абдурашидовым. Новизна статьи заключается в том, что специфика сохранения и передачи традиционных знаний и умений в Академии макома и творческие перспективы распространения этой системы в современном музыкальном процессе рассматриваются впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USTOD-SHOGIRD TRADITION AS THE LEADING PRINCIPLE OF EDUCATION AT THE MAQOM ACADEMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article draws attention to the relevant and insufficiently researched topic of restoration and implementation of the traditional ustod-shogird ("teacher – student") training system in modern musical education in Tajikistan, which for centuries has been the leading principle of education in Muslim cultures of Central Asia. The author considers the problematic functioning of the ustod-shogird system in the last decades of the twentieth century in the field of classical music of the oral tradition of Shashmaqom, focusing on its revival in a private school – the Academy of Maqom in the Republic of Tajikistan (Dushanbe). The author's research has shown the lack of experience in the modern era, similar to that in the countries where the the system of maqomat is spread – Tajikistan and Uzbekistan. This motivates the need to analyze and describe the restored and updated ustodshogird tradition as the basis of the educational process at the Academy of Maqom, established in 2003 by Full Professor, Candidate of Art Criticism and People’s Artist of the Republic of Tajikistan Abduvali Abdulmajidovich Abdurashidov. The novelty of the article lies in the fact that the specifics of preserving and transferring traditional knowledge and skills at the Academy of Maqom and the creative prospects for spreading this system in the modern musical process are being considered for the first time.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИЯ УСТОД-ШОГИРД КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ МАКОМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 113-122 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 113-122 ISSN 2308-1031

© Абдурашидова, Л.А., 2024 УДК 781.7

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-113-122

ТРАДИЦИЯ УСТОД-ШОГИРД КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В АКАДЕМИИ МАКОМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Л.А. Абдурашидова1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. В статье привлекается внимание к актуальной и недостаточно исследованной теме восстановления и реализации в современном музыкальном образовании Таджикистана традиционной системы обучения устод-шогирд («учитель - ученик»), которая на протяжении столетий являлась ведущим принципом обучения в мусульманских культурах Центральной Азии. Автор рассматривает проблемность функционирования системы устод-шогирд в период последних десятилетий ХХ в. в сфере бытования классической музыки устной традиции Шашмаком, фокусируя внимание на ее возрождении в частной школе - Академии макома Республики Таджикистан (г. Душанбе). Изыскания автора показали отсутствие в современную эпоху опыта, аналогичного данному в странах распространения системы макома-та - Таджикистане и Узбекистане. Это мотивирует необходимость анализа и описания восстановленной и обновленной традиции устод-шогирд как основы учебного процесса в Академии макома, созданной в 2003 г. профессором, кандидатом искусствоведения, народным артистом Республики Таджикистан Аб-дували Абдулмаджидовичем Абдурашидовым. Новизна статьи заключается в том, что специфика сохранения и передачи традиционных знаний и умений в Академии макома и творческие перспективы распространения этой системы в современном музыкальном процессе рассматриваются впервые. Ключевые слова: система устод-шогирд, традиционное музыкальное образование, Академия макома, аруз, танбур, Шашмаком

Конфликт интересов. Автор заявляет о наличии конфликта интересов (родственные отношения). Для цитирования: Абдурашидова Л.А. Традиция устод-шогирд как ведущий принцип обучения в Академии макома Республики Таджикистан // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 113-122. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-113-122.

THE USTOD-SHOGIRD TRADITION AS THE LEADING PRINCIPLE OF EDUCATION AT THE MAQOM ACADEMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

L.A. Abdurashidova1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The article draws attention to the relevant and insufficiently researched topic of restoration and implementation of the traditional ustod-shogird ("teacher - student") training system in modern musical education in Tajikistan, which for centuries has been the leading principle of education in Muslim cultures of Central Asia. The author considers the problematic functioning of the ustod-shogird system in the last decades of the twentieth century in the field of classical music of the oral tradition of Shashmaqom, focusing on its revival in a private school - the Academy of Maqom in the Republic of Tajikistan (Dushanbe). The author's research has shown the lack of experience in the modern era, similar to that in the countries where the the system of maqomat is spread -

Tajikistan and Uzbekistan. This motivates the need to analyze and describe the restored and updated ustod-shogird tradition as the basis of the educational process at the Academy of Maqom, established in 2003 by Full Professor, Candidate of Art Criticism and People's Artist of the Republic of Tajikistan Abduvali Abdulmajidovich Abdurashidov. The novelty of the article lies in the fact that the specifics of preserving and transferring traditional knowledge and skills at the Academy of Maqom and the creative prospects for spreading this system in the modern musical process are being considered for the first time.

Keywords: system of ustod-shogird, traditional musical education, Academy of Maqom, aruz, tanbur, Shashmaqom Conflict of interest. The author claims a conflict of interest (kinship/family relationship).

For citation: Abdurashidova, L.A. (2024), "The ustod-shogird tradition as the leading principle of education at the Maqom Academy of the Republic of Tajikistan", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 113-122. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-113-122.

Устод-шогирд - в странах мусульманского Востока так называется традиция, искусство и метод устной передачи знаний и умений мастера ученику в контексте их профессионального общения. Систему устод-шогирд можно обозначить в качестве педагогики изустной традиции, которая прошла многовековую апробацию. Данная система исторически выполняла главную функцию в бережном сохранении и передаче музыкального наследия одного поколения выдающихся деятелей искусств другому. Ее тотальное воздействие на присущий музыкальному традиционно-профессиональному искусству макомистов высочайший уровень совершенства воспето во многих средневековых трактатах1.

Однако процесс коренного изменения функционального значения традиционного образования в странах Центральной (Средней) Азии в ХХ в., как известно, повлек за собой кардинальный пересмотр и принципов образования музыкального. Во всех республиках СССР, в том числе и восточных, действовали единые принципы трехступенчатого музыкального образования, в которые не вписывалась традиция устод-шогирд. Кризисность сложившейся ситуации была адекватно осмыслена в 1970-1980-е гг. неравнодушным профессиональным сообществом, что мотивировало специалистов к созданию в 1972 г. кафедры восточной музыки в Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи (Узбекистан) и к открытию в 1979 г. кафедры восточной

музыки (затем переименованной в кафедру традиционного исполнительства) в Таджикском государственном институте искусств им. М. Турсун-заде, а в 2003 г. -факультета традиционной таджикской музыки в Таджикской национальной консерватории им. Т. Сатторова в г. Душанбе.

Следующим шагом в институциона-лизации традиционной системы стало создание в Душанбе Академии макома. Уникальность и малая известность опыта Академии макома в условиях учебного заведения побудила автора уделить особое внимание изучению этого феномена. Целью статьи стало рассмотрение устод-шо-гирд и причин использования данной традиции как ведущего принципа обучения в Академии макома Таджикистана в аспекте ее продвижения, позитивно повлиявшего на развитие искусства Шаш-маком2 в Центральной Азии.

Современные авторитетные музыковеды этого региона подтверждают особую историко-культурную значимость явления устод-шогирд. Так, Д.А. Рустамов пишет: «Это веками апробированный метод передачи, сохранения и умножения ("творческой переработки") художественной информации» (2011, с. 154).

Ф.А. Азизи рассматривает устод-шо-гирд в качестве не только образовательного фактора, но и как систему обучения: «То, что устод-шогирд есть образовательный институт, не вызывает никакого сомнения. Однако это, скорее, система обучения - "тадриси" (от араб. - "дарс" -"урок"), а не только образование. Конеч-

но, "обучение" есть составная часть образовательного процесса, и в отдельных случаях эти понятия выступают синонимами» (Азизова Ф., 2009, с. 117).

Рассмотрим откристаллизовавшийся в Академии макома новый подход к изучению искусства Шашмаком в контексте принципа обучения, основывающегося на традиции устод-шогирд.

Следует отметить, что устод и шогирд на мусульманском Востоке относятся к общеизвестным и общепризнанным словам и понятиям, означающим учитель и ученик. Устод (мастер, учитель) - учит кого-либо и чему-либо, а шогирд (ученик) -учится у мастера чему-либо. В искусстве макомата устод обучает шогирдов мастерству исполнения макомов, основам построения классической музыки Шаш-маком изустно, в форме общения.

Важно подчеркнуть, что подобная традиция характерна для традиционного музыкального обучения и в других регионах Востока. Изучая характер индийской классической музыки, Ф.А. Азизи отмечает: «Формирование системы, аналогичной системе учитель-ученик, в Индии (полное название системы гуру-шишья-парампа-ра - учитель-ученик-традиция) относится к первым векам нашей эры. Как уже конкретизировалось, оно подразумевает, что "ученик следует учителю" или "ученик обучается ремеслу от учителя". Согласно историческим индийским традициям, положение Учителя здесь весьма почетное. Он и Учитель, и Воспитатель, и Предводитель ("Проповедник" - тадж. "Пир")» (Азизова Ф., 2009, с. 119). То есть понятие устод и шогирд в культурах стран Востока определяется идентично - учитель и ученик.

Немаловажное толкование слова устод встречаем у узбекского музыковеда О.Р. Матякубова. Он в частности пишет, что «в словаре XVIII века "Гиясу-л-лугат" слово устод-мастер имеет следующее толкование: устод происходит

от древнеперсидского слова "уставад", что значит основа, книга. И книга эта не написанная, а "живая". Следовательно, Мастер - это носитель традиций, "живая книга". Именно в такой устной форме дошли традиции классической музыки до нашей обозримой живой практики. И сегодня она функционирует как незыблемая традиция, несущая в себе вековые потоки музыкальной науки и практики в неразрывном единстве» (Матякубов О., 2018, с. 78). Солидаризуемся с мнением О.Р. Матякубова о том, что устод является носителем традиций и выступает в качестве «живой книги».

Показательно, что на протяжении всей жизни устод постоянно совершенствует знания и развивает навыки исполнительского мастерства. Однако он не занимается их фиксацией, так как это делают ученые. Перед устодом стоят другие задачи. Он находится в постоянном поиске совершенствования искусства своего исполнения, живет накоплением навыков исполнительского мастерства и практических знаний, которые никогда им не фиксируются, но зато всегда находятся в орбите его внимания и практики. С этой точки зрения, устод действительно выступает как «живая книга»: этим он уникален и ценится среди знатоков.

В данном случае существо и специфика подобной ситуации заключаются в том, что устод - преуспевающий мастер-знаток - все свои знания и навыки хранит и передает как драгоценность, в которой остро нуждаются другие музыканты. Именно в силу своих фундаментальных познаний и умений наставник всегда был и будет востребован молодыми коллегами. Таким образом, с подобной «живой книгой» по существу можно ознакомиться только устно - в форме беседы непосредственно с учителем (тет-а-тет), в сугубо творческом общении с ним. Ученики стремятся овладеть этими знаниями для того, чтобы как можно быстрее приобрес-

ти достойный уровень собственного мастерства.

На мусульманском Востоке, в условиях музыки устно-профессиональной традиции веками в среде профессиональных исполнителей существовало типичное правило усвоения и передачи информации. В Таджикистане и Узбекистане в процессе изучения музыкального материала системы Шашмаком молодые исполнители макома (макомисты) прибегали и прибегают к проверенному на практике способу - сначала прослушивают музыку в вокальном и инструментальном исполнении устода и с первого раза стараются ее запомнить, а затем сразу повторить. Таков был наиболее распространенный и органичный принцип освоения феномена любого традиционного искусства, не только музыкального. Следует отметить, что подобный принцип себя оправдывал, что придало ему легендарную устойчивость в веках.

В русле устод-шогирд обучались и воспитывались многие поколения молодых музыкантов, будущих мастеров высокого искусства классической традиции, в частности исполнители системы Шаш-маком. Их творчество и деятельность функционально разделялись на исполнителей (певцов и инструменталистов) и исполнителей-знатоков (сочинителей-бастакоров3).

В русскоязычной литературе не нашло отражения данное традиционное подразделение профессиональных восточных музыкантов на два отряда.

Первый из них - мастера-исполнители (тадж. устоди уунар) - корифеи национальной музыки высокой исполнительской традиции выполняли функцию распространения национального музыкального наследия (Абдурашидов А., 2023б, с. 20). К такому типу относились высокопрофессиональные певцы и инструменталисты, которые, как правило, не стремились к освоению теоретических

основ музыки устной традиции, но в вопросах исполнительства не уступали мастерам-знатокам.

Второй - мастера-знатоки (тадж. устоди кулл или устоди илму хунар) -владели всей системой знаний традиционного наследия Шашмакома и являлись носителями новых творческих идей, касающихся одновременно и исполнительства, и сочинительской деятельности. Контролируя ход развития профессионального искусства, эти мастера таким образом осуществляли руководство исполнением и сочинением макомной музыки; становились «генераторами» и «двигателями» музыкального процесса (Абдурашидов А., 2023б, с. 20). В число профессиональных многофункциональных знаний и умений мастеров-знатоков входили:

исполнительство на танбуре - ведущем музыкальном инструменте традиционной классики, поскольку этот инструмент являлся основным в формировании традиций профессионального творчества и ладовой системы Шашмаком (Абдура-шидов А., 1991, с. 15);

владение ударным инструментом дойра - репрезентанта ритмической системы Шашмаком;

пение в сопровождении собственного исполнения на танбуре или дойре;

знание основы стихосложения (аруз4), умение анализировать стихотворения, сочинение мелодии к ним;

понимание соотношения музыкальной и поэтической ритмики, способность реализовывать их на практике и пр.;

сочинение музыки (вокальной и инструментальной) и пр.

Считается, что, не овладев танбуром, нельзя познать основы системы зву-ковысотной организации Шашмакома и, соответственно, претендовать на статус мастера-знатока. В этой связи, одним из условий в воспитании и становлении мастера-знатока являлись профессио-

нальные навыки игры на танбуре, а также умения представлять в его звуковой шкале построения ладоинтонационной системы Шашмаком. К сожалению, в условиях современной музыкальной жизни Таджикистана и Узбекистана настоящая традиция по многим объективным причинам частично уже не бытует, поскольку традиционные устоды - носители системы знаний и искусства - ушли из жизни несколько десятилетий назад. А.А. Аб-дурашидов пишет: «Сегодня уже нет тех корифеев макомного искусства, мастеров-знатоков устоди кулл, которые, как говорится, "стояли у руля" новых творений и всячески содействовали в обновлении и совершенствовании искусства Шашмаком» (Абдурашидов А., 2023б, с. 20). Вследствие этого, классическая музыка устной традиции Шашмаком сегодня только исполняется, но процесса сочинения не происходит, так как для сочинения и продолжения развития данного искусства у современных ма-комистов не хватает знаний и профессиональной практики, которые имели мастера-знатоки.

Напомним, что традиция устод-шо-гирд определяется и как образовательный институт, и как система обучения.

И действительно, понятие образование и обучение часто выступают синонимами. Однако по сути они отличаются друг от друга. Образование - понятие более широкое, чем обучение. Синтез образования и обучения определяет профессиональный профиль Академии макома. Он направлен на достижение основных целей - овладение знаниями, умениями и навыками, которые реализуются при совместной деятельности наставника (устода) - учить, и учащегося (шогирда) -учиться.

Система Шашмаком, как известно, является результатом профессионального творчества и музыкально-образовательные учреждения Таджикистана и Узбе-

кистана готовят достаточное количество соответствующего профессионального контингента для исполнения этой традиционной музыкальной классики. Однако для того чтобы продолжить процессы не только сохранения, но и развития данного искусства необходимо иметь нужное количество высокопрофессиональных специалистов - мастеров-знатоков, владеющих должным уровнем знания основ макомов и соответствующим опытом. Именно таких устодов, к сожалению, явно не хватает в культуре современного центральноазиатского традиционного исполнительства.

На волне глубокого осознания принципиальной важности воссоздания института устод-шогирд по инициативе известного ученого и мастера-знатока искусства Шашмаком, народного артиста Таджикистана Абдували Абдулмаджидо-вича Абдурашидова в 2003 г. и была создана Академия макома. Правительство Республики Таджикистан и Фонд Ага Хана5 (Программа «Музыкальная инициатива в Центральной Азии») поддержали идею А.А. Абдурашидова об открытии частной учебной структуры Академии макома в форме традиционной школы устод-шогирд в Таджикистане, которая была задумана как первое региональное центральноазиатское учебное и исследовательское учреждение данной специфики. В Академию макома были отобраны и приняты восемь молодых талантливых учеников и один свободный слушатель: Озода Ашурова, Насиба Омонбае-ва, Зумрат Самиджонова, Сироджиддин Джураев, Камолиддин Хамдамов, Джам-шед Эргашев, Хуршед Иброхимов, Мурод Джумаев и Тохирджон Джураев (Абдура-шидов А., 2012, с. 102).

Перед Академией макома ее руководителем А.А. Абдурашидовым в контексте школы устод-шогирд была поставлена цель - возродить классическую традицию исполнения Шашмакома в циклической

форме. Для достижения задуманной цели были поставлены следующие задачи:

1. Отобрать и обучить молодых талантливых исполнителей полноценной традиции классической музыки Шашма-ком;

2. Обучить учеников Академии макома канонам исполнения цикла Шашмаком;

3. Исполнить и записать в новой версии (соблюдая все каноны ритмической, ладовой и композиционной систем) инструментальные и вокально-инструментальные разделы цикла Шашмаком в студии звукозаписи;

4. Издать в новой редакции и версии собрание Шашмакома в шести томах на основе записей исполнения учеников -ансамбля Академии макома.

Все поставленные перед Академией макома задачи в результате были выполнены за 12 лет, в том числе издана книга «Шашмаком»6 в 6 томах.

Сформулируем принципы системы обучения в Академии макома. Они состоят в том, что данная система концептуально строится на базе многолетнего профессионального опыта самого усто-да А.А. Абдурашидова и результатов его научного исследования ритмической, ладовой и композиционной основ цикла Шашмаком. Изучив теоретические аспекты музыки и сравнив ее с практикой исполнения Шашмакома, А.А. Абдура-шидов пришел к выводу, что Шашмаком следует изучать и исполнять по-новому, на основе достигнутых им научных результатов, что позволило усовершенствовать и дополнить традиционную систему устод-шогирд. Именно по этой причине А.А. Абдурашидов создает Академию ма-кома - собственную школу с установлением нового метода изучения и исполнения цикла Шашмаком.

Согласно данному методу ученики сначала проходят и изучают теоретические аспекты классической музыки, в частности каноны ритмической, ла-

довой и композиционной организации Шашмакома и только потом уже приступают к их исполнению. М.Н. Дрожжина описывает этот процесс таким образом: «В тактическом плане развития были выделены три этапа <...> Обучение было основано на новой методике, разработанной на базе результатов современного научного исследования и практического наблюдения основ Шашмакома. Это стало возможным благодаря тому, что основатель и президент Академии макома, народный артист Республики Таджикистан, Абдували Абдурашидов - известный ученый, в кандидатской диссертации которого сформирован современный аналитический аппарат, позволяющий исследовать Шашмаком как живую традицию. Был учтен также опыт Азербайджана, Индии, Ирана» (Дрожжина М., 2019, с. 86).

Ритмический аспект цикла Шашмаком ученики изучают во взаимосвязи с метрикой аруз7, которая ими познается на начальном этапе, а потом уже приступают к освоению ритмической организации цикла Шашмаком, так как вне метрики аруз овладеть принципами построения ритмики Шашмакома практически невозможно. В соотношении ритмики стиха (зарб) и музыки (усул8) формируются ритмические модели (колиб), которые устанавливают принцип ритмического построения разделов цикла Шашмаком (Абдурашидов А., 2023а, с. 36-37). Поэтому именно изучение ритмических моделей дает ученикам возможность теоретически познать ритмическую систему цикла Шаш-маком и практически (осознанно, грамотно) ее применить в исполнении.

Принцип обучения в рамках этой системы выглядит так: ученики в первую очередь определяют размер стиха (например, стиха газели или рубаи), затем, согласно канонам аруза делят стих на слоги и выразительно (внятно) вычитывают их сначала до конца с подчеркиванием долгих и кратких слогов. Все это происходит

на основе ритма самого стиха, который сопровождается ударным инструментом дойрой. Освоив эту задачу, ученики переходят к следующей задаче - данный стих выразительно читается по слогам, в соотношении с макомными ритмо-формулами (усул). Стоит отметить, что метрика аруз определяет поэтическую ритмическую организацию, а усул -остинатные (макомные) ритмоформулы в контексте инструментального исполнения Шашмакома, что значительно отличается от ритмических построений аруза. В силу этого, современным макомистам необходимо досконально знать и уметь применять на практике и ту, и другую закономерность ритмической организации.

Изучив основы соотношения ритмики стиха и музыки, а также построение ритмических моделей, ученики выходят на другой уровень знания канонов ритмической системы цикла Шашмаком. Именно эти знания становятся базовыми в познании метроритмических основ системы Шашмаком. Только таким способом ученики способны усвоить и грамотно исполнить все разделы этого цикла (Аб-дурашидова Л., 2019, с. 234-235).

Высотные и структурные особенности построения ладовых и композиционных основ цикла Шашмаком устанавливаются на основе звукоряда танбура. Звуковы-сотный аспект цикла Шашмаком учениками Академии макома изучается на основе звуковой шкалы танбура, так как его формирование происходило во взаимосвязи с этим инструментом. В этой связи изучение шкалы танбура и исполнения на нем является важной составляющей частью обучения в Академии макома. Ученики по требованию устода сначала изучают звуковысотную шкалу танбура: строй и настройки, аппликатурные позиции, октавные звукоряды, извлекаемые на танбуре, которые применяются в практике макомного исполнения и т.д. Затем устанавливают ступени октавных звукорядов,

с которых исполняются разделы цикла Шашмаком и формируются ладовые звукоряды. Таким образом, ученики познают высоту построения ладов в шкале танбура и тем самым их системную упорядоченность в цикле Шашмаком. Умение играть на танбуре и сопровождать им процесс пения очень важно в познании звуковы-сотной структуры цикла Шашмаком.

В целом педагогические позиции, реализованные в Академии макома, соответствуют системе устод-шогирд с учетом методики А.А. Абдурашидова. В качестве сравнения важно отметить, что обучение музыкантов-макомистов в государственных учебных заведениях, в отличие от Академии макома, строилось на основании пятитомного издания «Шашмаком»9, составленного устодами прошлого века -Б. Файзуллаевым, Ш. Сахибовым, Ф. Ша-хобовым - под редакцией В.М. Беляева. Все разделы циклов заучивались наизусть без особого осознания ритмического, ладового и композиционного аспектов системы Шашмаком. Позднее, выпускники Академии, начав преподавательскую деятельность в Таджикской национальной консерватории им. Т. Сатторова и Таджикском государственном институте искусств им. М. Турсун-заде, стали опираться и опираются на методику и шеститомное издание книги «Шашмаком» А.А. Абдурашидова.

Такой принцип изучения цикла Шашмаком, реализующийся в школе устод-шогирд А.А. Абдурашидова, в конечном итоге привел к успешным результатам. Ученики Академии макома Таджикистана в конце периода своего обучения (2007) смогли добиться невероятных успехов. Так, впервые в формате циклической композиции они исполнили и записали в студии звукозаписи все части - Мушки-лот, Наср и Савт - инструментального и вокально-инструментального разделов Шашмаком. Далее, в зале Театра оперы и балета им. С. Айни Душанбе с 5 по 10

мая 2007 г. состоялась серия концертов Академии макома, в которых музыканты продемонстрировали ранее недостижимый уровень мастерства, исполнив в этот шестидневный период все шесть вокально-инструментальных частей Шашмакома («Наср») в циклической форме (Абдурашидов А., 2012, с. 105). Восстановление традиции циклического исполнения Шашмакома имело невероятный успех у публики и специалистов.

Таким образом, впервые в Таджикистане была возрождена и одновременно озвучена традиция циклического пения классической устно-профессиональной музыки таджиков. Это можно расценивать как уникальное историческое событие, произошедшее в таджикской музыкальной культуре за последние десятилетия. Проведение таких исторических концертов свидетельствует о том, что воспитанники Академии макома достигли высокого уровня исполнительского мастерства, разносторонности, широты и глубины охвата профессиональных знаний и практических навыков, которые заложены в классических музыкальных традициях. В этой связи, как отмечает М.Н. Дрожжина, «главное - все выпускники Академии макома работают в русле системы устод-шогирд на основе новой методики, по которой они обучались в Академии макома, обладая при этом ярким творческим почерком, закладывая основы новых исполнительских школ» (Дрожжина М., 2019, с. 88). Избран-

ный Академией макома путь изучения и циклического освоения макомного искусства заслуживает особого внимания и распространения.

Ранее изложенное предваряет некоторый итог: школа устод-шогирд А.А. Аб-дурашидова - Академия макома в Таджикистане - была задумана и действует как самостоятельная структура в возрождаемой традиционной системе подготовки макомистов. Она представляет собой высшее звено в формируемой структуре нового макомного образования.

Впервые проанализированные причины использования традиции устод-шо-гирд и ее развития в учебном процессе данной школы позволяют полагать, что выявленные научные и практические достижения Академии макома могут быть полезны и внедрены в учебный процесс обучения всех уровней музыкального образования Республик Таджикистан и Узбекистан.

Наработанный в Академии макома г. Душанбе опыт по сохранению и развитию музыкального наследия следует всесторонне изучать и использовать в различных творческих, научных и учебных структурах региона. Ибо, как считает А.А. Абдурашидов, «настал такой период, когда мы больше всего должны уделять внимание <...> изучению основ теории и практики макомов, восстановлению исконных традиций, с тем, чтобы дальше продвигать и развивать искусство Шаш-маком» (2023б, с. 23).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Семенов А.А. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII в.). Ташкент: Тип. № 1, 1946. 87 с.; Кошифи Хусайн Воиз. Футувватномаи Султони. Ахлокд Мухсини. Рисолаи Хотамия. Душанбе: Адиб, 1991. 320 с. (Кошифи Хусейн Воиз. Письмо Султана. Мораль Благодетеля. Хатамий-ский трактат. Душанбе: Адиб, 1991. 320 с.)

2 Шашмаком - вокально-инструментальный макроцикл, классическое устно-профессиональное музыкальное наследие таджикского и узбекского народов.

3 Бастакор (от сл. баста - «связка», кор - «работа») означает совмещение в одном лице создание

музыки, т.е. профессиональное песнетворчество автора традиционного стиля.

4 Аруз - восточная квантитативная система стихосложения (чередование долгих и кратких слогов).

5 Ага Хан IV (р. 1936) - духовный лидер мусульманской общины и сорок девятый имам в шиитском исламе.

6 Шашмаком: в 6 т. [Ноты] / авт.-сост. А.А. Абдурашидов. Душанбе: Адиб, 2016.

7 Следует отметить, что метрика аруз в Академии макома изучается по новому разработанному

методу устода А.А. Абдурашидова на основе музыкального ритма.

8 Усул (букв. (ар.) от сл. асл (ед. ч.), усул (мн. ч.) -«основа», «принцип», «способ») - остинатная ма-

ЛИТЕРАТУРА

Абдурашидов А.А. Танбур и его функция в изучении ладовой системы Шашмакома: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Ташкент, 1991. 26 с.

Абдурашидов А.А. Шашма;ом ва масоили ин-кишофи он. Душанбе: Бухоро, 2012. 120 с. (Абдура-шидов А.А. Шашмаком и проблемы его развития. Душанбе: Бухоро, 2012. 120 с.)

Абдурашидов А.А. Аруз и музыка: О новом методе изучения и преподавания ритмики классической музыки Шашмаком // Материалы Научного симпозиума, проведенного в рамках 6-го Международного музыкального фестиваля «Мир мугама» г. Баку, 20-22 июня 2023 г. Баку, 2023а. С. 28-38.

Абдурашидов А.А. О восстановлении традиций классического творчества Шашмаком // "О'гЬек шш1д1у тегоБттд 1а'Иш 1121т1<1ад1 о'гш уа аЬат1уаИ" таУ2иу1<ад1 ге8риЬ11ка Птгу-пагаиу ко^егешгуа та1еиа11аи 1о'р1ат1 (Сборник материалов республиканской научно-теоретической конференции «О роли и значении узбекского музыкального наследия в системе образования»). Ташкент: ГИИКУз, 2023б. С. 20-23.

Абдурашидова Л.А. Школа устод-шогирд в обучении исполнителя таджикских макомов // Искусство глазами молодых: материалы XI Междунар. науч. конф., 28-29 марта 2019 г. / Сиб. гос. ин-т искусств им. Дмитрия Хворостовско-го; ред.: Н.В. Перепич, М.В. Саблина. Красноярск: СГИИ им. Д. Хворостовского, 2019. С. 233-236.

Азизова Ф. Маком и Фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков. Душанбе: Адиб, 2009. 398 с.

Дрожжина М.Н. Школа в каноническом музыкальном искусстве и современность (на примере деятельности Академии макома в Таджикистане) // Вестник музыкальной науки. 2019. № 2. С. 85-90.

Матякубов О.Р. Новая концепция узбекского национального искусства маком // Материалы международной научно-практической конференции на тему «Искусство маком и его роль в мировой цивилизации». Ташкент, 2018. С. 76-92.

Рустамов Д.А. Особенности традиционной системы ученичества («Устод-шогирд») в песен-но-музыкальной культуре Северного Таджикистана на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Ученые записки. Худжанд: Худжанд. гос. ун-т им. академика Б. Гафу-рова, 2011. С. 153-163.

комная ритмоформула, на основе которой обозначаются разделы цикла Шашмаком.

9 Шашмаком: в 5 т. [Ноты] / сост. Б. Файзуллаев, Ш. Сахибов, Ф. Шахобов, ред. В.М Беляев. М.: ГМИ, 1950-1967.

REFERENCES

Abdurashidov, A.A. (1991), Tanbur i ego funktsiya v izuchenii ladovoi sistemy Shashmaqoma [Tanbur and its function in the study of the Shashmaqoma palm system], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Tashkent, 26 p. (in Russ.)

Abdurashidov, A.A. (2012), Shashmaqom va masoili inkishofi on [Shashmaqom and problems of his development], Buhoro, Dushanbe, 120 p. (in Taj.)

Abdurashidov, A.A. (2023a), "Aruz and Music: On a new method of studying and teaching the rhythm of classical music by Shashmaqom", Materialy Nauchnogo simpoziuma, provedennogo v ramkakh 6-go Mezhdunarodnogo muzykal'nogo festivalya "Mir mugama" [Materials of the Scientific Symposium held within the 6th International Music Festival "Mugham World"], Baku, pp. 28-38. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abdurashidov, A.A. (2023b), "On the restoration of traditions of classical creativity by Shashmaqom", O roli i znachenii uzbekskogo muzykal'nogo naslediya v sisteme obrazovaniya [On the role and significance of the Uzbek musical heritage in the educational system], GIIKUz, Tashkent, pp. 20-23. (in Russ.)

Abdurashidova, L.A. (2019), "School of ustod-shogird in training of Tajik maqoms performer", Iskusstvo glazami molodykh [Art through the eyes of the young], in N.V Perepich, M.V Sablina (ed.), SGII im. D. Khvorostovskogo, Krasnoyarsk, pp. 233-236. (in Russ.)

Azizova, F. (2009), Makom i Falak kak yavleniya professionalnogo traditsionnogo muzykal'nogo tvorchestva tadzhikov [Maqom and Falak as phenomena of professional traditional music of Tajiks], Adib, Dushanbe, 398 p. (in Russ.)

Drozhzhina, M.N. (2009), "School in canonical music art and modernity (on the example of the Academy of Maqom in Tajikistan)", Journal of Musical Science, no. 2. pp. 85-90. (in Russ.)

Matyakubov, O.R. (2018), "New concept of Uzbek national art of Maqom", Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii na temu "Iskusstvo maqoma i ego rol' v mirovoi tsivilizatsii" [Materials of the international scientific and practical conference on the theme "The art of Maqom and its role in the world civilization"], Tashkent, pp. 76-92. (in Russ.)

Rustamov, D.A. (2011), "Features of the traditional system of apprenticeship («Ustod-shogird») in the song and music culture of Northern Tajikistan at the turn of the XX-XXI centuries", Uchenye zapiski [Scientific notes], Khudzhandskii gosudarstvennui universitet im. akademika B. Gafurova, Khudzhand, pp. 153-163. (in Russ.)

Сведения об авторе

Абдурашидова Латофат Абдувалиевна, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор М.Ю. Дубровская) E-mail: ab durashidovalato@gmail.com

Author Information

Latofat A. Abdurashidova, postgraduate of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory (scientific supervisor - D. Sc. (Art Criticism), Professor M.Yu. Dubrovskaya) E-mail: abdurashidovalato@gmail.com

Поступила в редакцию 09.04.2024 После доработки 17.05.2024 Принята к публикации 20.05.2024

Received 09.04.2024 Revised 17.05.2024 Accepted for publication 20.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.