Научная статья на тему 'ТРАДИЦИЯ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА'

ТРАДИЦИЯ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
938
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / КУЛЬТУРА / ОБРЯД / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дабаева Г. А.

В статье раскрывается понятие традиции и её роль в нравственной регуляции общества. Тра- диция определена как механизм самосохранения, воспроизводства и передачи нравственного и ценностного багажа культуры современному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИЯ КАК ФОРМА НРАВСТВЕННОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 130.2/3 Г.А. Дабаева

Традиция как форма нравственной регуляции общества

Дагестанский государственный университет, e-mail: urari111@yandex.ru

В статье раскрывается понятие традиции и её роль в нравственной регуляции общества. Традиция определена как механизм самосохранения, воспроизводства и передачи нравственного и ценностного багажа культуры современному обществу.

Ключевые слова: традиция, культура, обряд, духовность, нравственность, регуляция.

The article considers the notion of tradition and its role in moral regulation of society. Tradition is defined as a mechanism of self-preservation, reproduction and transfer of moral and value store of culture to modern society.

Keywords: tradition, culture, ceremony, spirituality, morals, regulation.

Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И все-таки есть ещё в мире вещи, не затронутые прогрессом, это самое прекрасное, то, что создавалось веками и свято хранилось нашими предками и оберегалось, дабы грядущие поколения могли оценить, воздать должное и преумножить, - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, а духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития, совокупность передаваемых традиций, норм деятельности и поведения. Традиции, обычаи и обряды играют немаловажную роль в нашей жизни и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны, эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящегося подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют нравственные отношения в обществе, закрепляя то, что было достигнуто за века поколениями наших предков.

В этой статье раскрывается нравственно-регулятивная роль традиций в жизни человека, их влияние на культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях - все это сделало традиции средством передачи культуры народа. Для того чтобы понять их истоки, надо изучать историю народа, его культуру, жизнь и быт, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал за века. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана, и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его «приданое» при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Однако «слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни» [5, с. 49], приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества.

Традиции возникли давно, и в древности они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержали наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств и сохранялись в определённом сообществе в течение длительного времени. Познавая их, человек глубже проникает в духовные истоки культуры, учится бережно относиться к самобытности народа.

Автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов даёт свое определение традициям: «Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного общества идеологических отношений, политических, нравственных, религиозных, эстетических» [6, с. 61]. Т. е. традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовно-нравственных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Идейным содержанием, формулой традиции выступает непосредственно нравственная норма или принцип поведения. Последние, в отличие от правил, не дают детальных предписаний поступка. Они указывают направление поведения (честность, правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т. д.). Традиции по своей сути не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека. Духовность определяется как жажда и поиск незыблемого и несокрушимого идеала, святыни, поднимающего человека над повседневной обыденностью, устремленность личности к избранной высшей цели, ценностная характеристика сознания. В духовно-нравственном воспитании духовность является основой нравственности, определяет направление самовоспитания и самообразования. Нравственность, в свою очередь, как средство обеспечения социальной регуляции поведения человека в обществе является выражением «практического разума».

Обычаи и традиции народов Северного Кавказа, как и любых других народов, в общественной жизни могут играть прогрессивную или консервативную роль в зависимости от социальной жизни. В современных условиях у некоторой части молодежи формируется иное сознание и иное отношение к традициям. Среди молодых встречаются такие, кто цинично заявляет: «Сегодня другое время, и мы совсем другие. Проживем и без национальных традиций, которые, возможно, были хороши, но канули в Лету» [1, с. 32]. Однако большинство горцев, составляющих будущее нации, понимают, что в процессе воспитания творческий характер традиций и обычаев углубляется, совершенствуется, они являются отражением нравственной, этической стороны быта людей, их социальной практики, не противоречащей нормам общечеловеческой морали. Традиция как социальная форма выражения общего закона преемственности обладает устойчивостью, которая позво-

ляет аккумулировать культурный опыт, осуществлять его передачу, а динамичность способствует обогащению, взаимодействию традиций с другими явлениями общественной жизни. Формируясь на протяжении многих веков, традиция вбирает в себя весь накопленный исторический опыт, всю мудрость народа, становясь неотъемлемым элементом его духовной культуры.

Каждый народ сейчас стремится выразить свое национальное достоинство, чувство национальной гордости, сохранить духовные ценности и возродить их, если они были частично утрачены, поэтому в северокавказском регионе уже приняты некоторые меры по защите национальных меньшинств и их духовно-культурных ценностей. Духовное, культурное наследие горцев Северного Кавказа составляет основу его национального богатства.

В условиях Республики Дагестан, отличающейся уникальным поликультурным и поликонфессиональным составом, процесс духовно-нравственного воспитания приобретает особую значимость как один из факторов духовного оздоровления общества, сближения, взаимообогащения национальных традиций, расширения возможностей образовательного процесса. Здесь живут русские, даргинцы, аварцы, кумыки, лезгины, евреи, табасаранцы лакцы и другие народы, они сохранили самобытную культуру, язык, религию, свои представления о ценностях и ценностных приоритетах.

Нравственность учит человека относиться к своему телу как храму Святого Духа, жилищу души, воспитывать детей в целомудрии, приобщать их с детства к труду, развивать у них разум, чувства, волю, воздержанность, умеренность, самоотверженность и т. д. Приучение детей к смирению, покаянию, стыду, совести как к основам правильного отношения к себе способствует формированию чувства человеческого достоинства, уважительного отношения к другим людям. В этическом плане достоинство принято рассматривать как следование нравственному закону и указаниям совести. Основным принципом отношения человека к самому себе является честь, которая включает представления о благородстве, целомудрии и ориентирует личность на достижение нравственного идеала.

В процессе воспитания культуры взаимоотношений в обществе у детей вырабатываются терпимость, взаимоуважение, достигается духовное единение, взаимопонимание, осваиваются навыки преодоления самолюбия, принимаются духовные ценности культур других народов. Все это способствует духовной консолидации народов.

Интересно, что даже новое, чтобы утвердиться в жизни, должно «обрасти» стереотипами, получить признание, включиться в традицию. Поэтому так неточно упрощенно-схематическое противопоставление традиции и новаторства. Любой производственный почин должен иметь последователей, художественное творчество - создавать направление, научные открытия, иметь школу и т. д. [3, с. 52].

Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений. Например, гостеприимство как древнейшая традиция народов Дагестана, являясь элементом нравственной культуры и выражая общечеловеческие интересы - интересы общения людей, остается важной частью образа жизни народов. В традиции гостеприимства выражены принципы общечеловеческого общежития - доброжелательность и человечность. Именно поэтому эта традиция сохранится в будущей нравственной человеческой культуре с

разнообразными ритуалами действий у разных народов. Традиционные формы приобретают национальную самобытность, неповторимость, уникальность [4, с. 76].

Традиция проявляется в разнообразных «стереотипизированных действиях», соотносится с такими близкими, но не совпадающими по значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет, мода. Все они содержат определенные программы поведения в той или другой ситуации.

Общества различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами их обновления и распространения, способами закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен. Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции зародились в глубине веков, но сохранились до наших дней.

Традиции, выступающие как коллективная память, являются в то же время элементом этнического самосознания. Они содействуют возникновению у людей национально-этнического «притяжения», сходных переживаний, укрепляют чувства патриотизма и национальной гордости [2, с. 87]. Приобщение к прогрессивным традициям необходимо при воспитании молодого поколения. Знание традиций организует жизненный опыт, дает необходимые ценностные ориентиры, способствует закреплению приоритетов. Поэтому культурные традиции имеют значение для педагогической науки и для всей практики воспитания.

Традиция как форма нравственной регуляции общества обеспечивает его устойчивость, является средством трансляции культурных ценностей, обеспечивает сохранение культурной целостности народа и общества и его исторического сознания. На традиции строится самоидентификация человека и общностей, в ней аккумулируется их культурная энергия, которая содействует дальнейшему развитию. Только через постижение строения традиции, функций ее отдельных составляющих мы можем подойти к раскрытию феномена регулятивного характера традиции, поэтому их необходимо хранить. Если исчезнут традиции, то нависнет большая угроза над будущим культуры.

Литература

1. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. - Ставрополь: СГУ, 1993.

2. Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. - Махачкала, 1992.

3. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - М., 2004.

4. Магомедов А.М. Педагогические основы создания и укрепления семьи в традициях кавказских горцев // Государство и религия в Дагестане: Информационно-аналитический бюллетень. 2002. № 2.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 2003.

6. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - Чита, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.