Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ И РЕЛИГИИ (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ОТНОШЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ И РЕЛИГИИ (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якубов З. Я.

Демократизация общества дала толчок к возрождению национальной культуры. В статье изложены результаты социологического исследования влияния народных традиций и религиозных ценностей на формирование нравственного сознания учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ И РЕЛИГИИ (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 378-057.875:2

Отношение учащейся молодежи к народным традициям и религии (опыт социологического исследования)

З.Я. Якубов

Для сведения молодежи вначале кратко обрисуем предысторию проблемы и предпосылки исследования. Дагестан волею судьбы оказался на перекрестке геополитических интересов могущественных государств. Около трех десятков его малочисленных народов большей частью обосновались в труднопроходимых горных ущельях, не очень благоприятных для ведения хозяйства. Однако ни тяжелые приходно-климатические условия, ни постоянные нашествия внешних врагов не сломили горцев. Они выработали такие традиции социального сплочения, межэтнической солидарности и сотрудничества, которые позволили им не только отстоять территориальную целостность и независимость, но и создать уникальную культуру, получившую мировую известность и признание. Основу этой культуры составляют лучшие качества национального характера, о которых говорили многие путешественники и исследователи, побывавшие в горном крае. Культура и традиции народов Дагестана в нынешних условиях востребованы не меньше, чем в прошлые времена.

На протяжении многих веков духовное и социально-культурное развитие дагестанского общества происходило под влиянием ислама. Народные обычаи стали дополняться религиозными обрядами. В свою очередь, религиозные обряды обрели характер народных традиций. Произошло такое слияние народных традиций и исламских обрядов, что они стали восприниматься как единое целое.

Присоединение к России объективно сыграло прогрессивную роль в исторической судьбе дагестанских народов, открыв им дорогу к богатствам русской и мировой культуры. Но большей частью это относится к советскому периоду. Следует напомнить о тщательно продуманной колонизаторской политике царизма в отношении инородцев. На словах придерживаясь принципа невмешательства в вопросы религии и местных обычаев, царское правительство всячески препятствовало развитию национального самосознания горцев и реализации естественного стремления народа к просвещению. Для исламского образования ставились разнообразные препоны. Только небольшая прослойка наиболее влиятельной части населения подвергалась ненасильственной русификации через русские школы и привлечение к государственной службе.

За годы советской власти благодаря бескорыстной помощи русского народа Дагестан поднялся до уровня цивилизованных стран в экономике, культуре, социальной сфере. Ранее обездоленные массы народа обрели человеческое достоинство. Повсеместно были построены школы, медицинские и культурно-просветительные учреждения. Особо следует подчеркнуть успехи, достигнутые в области образования. Всеобщее обязательное среднее образование стало реальностью. И по качеству оно не уступало европейскому. Вместе с тем в эти же годы национальной самобытности дагестанского народа был нанесен непоправимый урон.

Религиозная вера никак не совмещалась с коммунистической идеологией. Нацио-

*

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ № 06-06-02033а

нальные традиции тоже не вписывались в идеал строящегося социально однородного и унифицированного общества. Поэтому все это, за исключением декоративно-прикладного и музыкального искусства, было объявлено пережитками прошлого. Против них велась бескомпромиссная борьба с использованием мощного идеологического и административного ресурса партии и государства с привлечением лучших представителей национальной интеллигенции. Не осталась в стороне и школа. На нее, в частности, была возложена задача атеистического воспитания подрастающего поколения.

Действительно, в жизни горцев и после установления советской власти сохранилось немало обычаев, которые были пережитками прошлого, препятствовали движению по пути прогресса, мешали народу интегрироваться в более широкое сообщество. Отдельные нормы шариата и адатов прямо противоречили закону. Это рецидивы кровной мести, похищение девушек, выдача замуж несовершеннолетних, ношение оружия. Имели место тухумно-родственная замкнутость, остатки патриархального уклада, суеверия (отголоски доисламских верований). Сюда же можно отнести и низкую санитарную культуру, кичливость, рвачество. От всего этого необходимо было постепенно освобождаться. И население в основном понимало и поддерживало борьбу партии и государства с подлинными пережитками прошлого. К сожалению, к разряду пережитков прошлого были отнесены и все социально-коллективистские и семейно-бытовые традиции, составляющие нравственную основу жизни народа, в особенности те обычаи, которые были предназначены для создания материальных основ молодой семьи и укрепления семейных устоев. В середине 70-х годов нами было проведено довольно обстоятельное социологическое исследование по данной проблеме. Было письменно опрошено 259 выпускников 22 школ трех сельских районов, чтобы выяснить, что им известно о прогрессивных народных традициях и пережитках прошлого. Как и следовало ожидать, о прогрессивных народных традициях школьники имели очень смутное представление сведения. Около половины опрошенных написали: «Не знаю». Многие в качестве прогрессивных традиций назвали хорошие действия и поступки людей в разных ситуациях или просто положительные нравственные качества. Только 15 % респондентов смогли назвать некоторые прогрессивные традиции горцев: уважение старших, гостеприимство, взаимопомощь, красивые свадьбы, крестьянские праздники (Встречи чабанов, Первой борозды, Урожая), торжественные проводы в армию. Зато более широко были осведомлены учащиеся о «пережитках» прошлого. Первое место среди них было отведено исламским канонам и обрядам: вера в бога, ураза, намаз, Ураза-байрам, зикр и чтение Корана по покойнику, поминки и садака. Их назвали более 30 % опрошенных. Почти столько же учащихся отнесли к пережиткам и обычаи, связанные со сватовством и бракосочетанием: многолюдные и дорогостоящие свадьбы, калым (дорогие подарки невесте от семьи жениха при сватовстве), савбол (помощь семье со стороны гостей на свадьбе), берне («раздача сундука» - одаривание невестой родственников жениха) и др. Ни в одном населенном пункте обследованных нами районов не было ни действующей мечети, ни молельного дома. Религия была вытеснена из публичной жизни. Ее остатки существовали на полулегальном положении.

Таким образом, политика советской власти, направленная на стирание национального своеобразия народов, хотя и помогла изжить отмеченные выше реликты патриархально-родового уклада в жизни горцев, в целом имела гораздо больше отрицательных последствий для нравственных отношений в обществе. Многие

положительные национальные традиции, ошибочно отнесенные к пережиткам прошлого, были уничтожены или резко ограничены в действии. В сознании новых поколений сформировалось негативное отношение к историческому прошлому своего народа, его культуре, обычаям и традициям. Последствия той политики проявляются в дефиците нравственности и разгуле преступности, которые стали приметой нашей сегодняшней общественной жизни.

Либеральные реформы 90-х годов прошедшего столетия сняли преграды на пути развития национальной культуры. Вместе с религией и этнокультурой стала возрождаться этнопедагогика. Закон РФ «Об образовании» поставил перед школой задачи защиты и развития национальной культуры. В 3 и 9 классах общеобразовательной школы введен новый учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана». В связи с новой социально-педагогической ситуацией весьма актуальной стала проблема влияния народных традиций и религии на нравственное формирование учащейся молодежи. Этим объясняется выбор темы данного социологического исследования, проведенного нами в конце 2004 года в рамках гранта РГНФ. Обследованием было охвачено 400 учащихся 10 и 11 классов семи районов разных (наиболее многочисленных) национальностей Дагестана, а также 151 студент 3 и 4-го курсов факультета дагестанской филологии ДГУ. В школах исследование провели студенты-практиканты, которые заранее были соответствующим образом подготовлены. В качестве основного метода исследования был использован анонимный анкетный опрос с выбором ответа из трех предложенных вариантов на каждый вопрос. Первый вариант выражал положительное отношение к обозначенной традиции или религиозному канону, второй - индифферентное отношение, третий - отрицательное отношение. Добросовестность респондентов оценивалась с помощью сопутствующих методов: беседы, включенное наблюдение, экспертная оценка. Да и простое сопоставление ответов позволяло выявить и изъять некачественные анкеты. Почти по всем позициям итоговые показатели у школьников и студентов оказались примерно одинаковыми, что является еще одним подтверждением достоверности результатов исследования.

Приведем конкретные показатели, относящиеся к студентам. Таблица 1 отражает масштабы распространения религии среди учащейся молодежи. Из общего числа опрошенных 96 % студентов считают себя верующими. И это не голословные заявления, навеянные модой на религию. Большинство из них в той или иной степени практически приобщено к религии. Знают наизусть общеупотребительные ритуальные выражения и краткие суры Корана ~ 64 %, читают или учатся читать Коран ~ 43 %, соблюдают «Уразу» (пост) полный месяц или несколько дней ~ 70 %, совершают «Намаз» (пятикратная молитва) постоянно или в определенные дни ~ 60 %. 10 студентов уже совершили «хадж» (паломничество в Мекку).

Таким образом, полным ходом идет процесс всеобщей конфессионализации молодежи. Имеют место и такие интересные факты, когда у родителей - убежденных атеистов - дети становятся верующими. Ради истины следует отметить, что указанный факультет почти полностью укомплектован абитуриентами из сельской местности, где народу удалось в защите своей веры, обычаев и традиций удержать кое-какие позиции вплоть до начала нынешних либеральных реформ. Поэтому экстраполирование полученных нами результатов на другие факультеты и вузы совершенно неправомерно.

Таблица 1

Отношение студентов к религии

Нормы Отношения Студенты ы ц к р е н и и В у бабушки семья

Юн. Дев. Всего т о ей <и

Вера в Аллаха Верит Сомневается Не верит 24 121 6 145 6 109 5 10 150 262 15 280 6 х х х

Чтение Корана Читает Учится Не читает 14 3 7 15 33 79 29 36 86 22 4 98 20 2 128 78 199 65 221 х х х

Знание кратких сур и ритуальных выражений Знает много Несколько Не знает 10 14 12 61 54 22 75 54 14 62 48 21 74 55 126 88 63 118 115 53 х х х

Намаз Совершает постоянно Иногда Не совершает 13 7 4 52 18 57 65 25 61 53 20 51 74 40 36 198 36 43 201 36 49 х х х

Ураза Держит полный месяц Несколько дней Не держит 10 14 58 24 45 68 38 45 60 26 38 81 41 28 181 54 42 192 55 39 х х х

Хадж Совершил (а) Имеет намерение Не думает 7 17 3 36 88 10 53 88 6 55 63 61 89 57 108 112 43 128 115 х х х

Садака (раздача продуктов) Раздаем ежегодно По возможности Не раздаем х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х 77 71 3

Ураза-Байрам Ежегодно накрываем стол По возможности Не отмечаем х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х 146 5

Курбан-Байрам Соблюдаем ежегодно По возможности Не соблюдаем х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х 97 50 4

Вера в бога почти у всех студентов имеет немотивированный характер. Религиозность стала признаком хорошего тона. Если раньше верующие считались отсталыми людьми, теперь атеизм воспринимается как свидетельство нравственного нигилизма. Думаю, что во все времена людей, верующих по убеждению, было мало. Большинство населения приобщалось к религии по обычаю, следуя примеру окружающих. По нашему мнению, нынешний религиозный бум является отчасти реакцией на политику воинствующего атеизма при советской власти и моральную деградацию общества в постсоветский период.

В таблицах 2 и 3 даны показатели, характеризующие отношение студентов к народным традициям и социально-нравственным нормам ислама.

Таблица2

Отношение студентов к социально-нравственным традициям

народов Дагестана

"+" - положительное отношение "0" - индифферентное отношение "—" - отрицательное отношение

Традиции Юноши Девушки Всего

+ 0 - + 0 - + 0 «-»

Намус 24 127 151

Мужское достоинство 24 116 11 140 11

Женская честь 19 5 123 4 142 9

Культ семьи и детей 21 3 111 16 132 19

Забота детей о пожилых родителях 24 127 151

Уважение старших 12 12 123 4 135 16

Целомудренно-почтительное отношение к 18 6 90 37 108 43

женщине

Бережливость, самоограничение 13 11 83 19 25 96 19 36

Вежливые формы обращения в разных си- 24 124 3 148 3

туациях

Взаимоподдержка в горе и в радости 24 127 151

Трудовая взаимопомощь 21 127 151

Материальная помощь нуждающимся 19 5 95 15 17 114 15 22

Гостеприимство, куначество 20 4 124 3 144 7

Бережное отношение, к земле, хлебу, при- 24 118 9 142 9

родным ресурсам

Единство труда и нравственности 13 7 4 108 10 9 121 17 13

Главенство мужчин в семье 24 82 45 106 45

Определение будущего детей родителями 20 2 2 80 47 100 2 49

Демократизм в организации дел джамаата 21 3 124 2 1 145 2 4

Патриотизм, постоянная готовность к защите 19 3 2 106 9 12 125 12 14

Отечества

Интернационализм, мирное сосуществование 21 3 127 148 3

народов

Таблица 3

Отношение студентов к социально-нравственным нормам ислама

Нормы Юноши Девушки Всего

+ 0 - + 0 - + 0 -

Равенство людей перед Богом и законом 24 127 151

Особо благосклонное отношение к мусульманам и другим приверженцам единобожия 24 94 17 16 118 17 16

Милость и милосердие 24 127 151

Почитание родителей 18 3 3 117 3 7 135 6 10

Целомудрие 19 5 94 33 113 38

Осуждение клеветы и лжесвидетельства 24 127 151

Чистота, гигиена 24 127 151

Запрет алкоголя и наркотиков 21 3 118 6 3 139 6 6

Запрет азартных игр 21 3 102 7 18 123 7 21

Священность труда 10 5 9 83 31 13 93 36 22

Культ знаний и учености 15 3 6 105 17 5 120 20 11

Допущение многоженства 14 4 6 28 4 95 42 8 101

Ограничение женщины сферой семейного быта 10 9 5 5 27 95 15 36 100

Предписания относительно женской одежды 13 11 41 9 77 54 9 88

Из результатов исследования вытекают следующие выводы.

1. Народные традиции и религиозные ценности, соответствующие общечеловеческим нравственным нормам, почти у всех респондентов получили однозначное одобрение, что свидетельствует о полной их интеграции в нравственном сознании учащейся молодежи. В то же время некоторые специфические традиции такие, как главенство мужчины в семье или стремление родителей самим решать судьбоносные для жизни детей вопросы, а также отдельные каноны ислама, санкционирующие неравенство женщины, не получили поддержки у значительной части опрошенных, главным образом у девушек.

2. Абстрактно-словесное положительное отношение молодежи к общепринятым моральным нормам часто не совпадает с их поступками и действиями в конкретных жизненных ситуациях. Налицо явное расхождение между словом и делом, между сознанием и поведением.

3. Абитуриенты, приехавшие из села, в условиях городской анонимности быстро забывают добрые правила горского этикета, которые ранее соблюдались ими под контролем родителей и общественности. Юноши приучаются к сквернословию, нагло пристают к девушкам, портят мебель в аудиториях, нарочито пренебрегают замечаниями старших. Некоторые девушки-горянки иногда вместе с сельской одеждой отбрасывают и скромность, стараясь перещеголять горожанок откровенностью нарядов и раскованностью поведения.

4. Подавляющее большинство студентов считают себя верующими, неплохо осведомлены о богослужебных канонах, многие из них в той или иной мере практически приобщены к ним. В то же время они имеют весьма смутные представления о светской составляющей религии. Хотя они всецело поддерживают социально-нравственные ценности религии, обозначенные в анкете, самостоятельно назвать их затрудняются.

5. В сельских районах, где население традиционно исповедует ислам, молодежь плохо осведомлена о других религиях. Старшеклассники толком ничего не смогли ответить даже о канонах иудаизма и христианства, которые генетически связаны с исламом.

6. Данное исследование еще раз подтвердило, что введение специального учебного предмета «Культура и традиции народов Дагестана» само по себе не решает и не может решить задачу интеграции молодежи в систему национальной культуры и формирования у нее каких-либо заранее определенных качеств личности.

Отсюда следуют и определенные рекомендации, направленные на повышение уровня нравственной воспитанности студенческой молодежи.

1. В воспитательной работе со студентами необходимо в полной мере использовать возможности, открывающиеся в связи с возрождением религии и ростом национального самосознания народа.

2. Следует изживать укоренившееся среди наиболее образованной части населения неверное представление о несовместимости религии и научной картины мира, ведущее к дезориентации молодежи в вопросах теории.

3. Всемерно поощряя возросший интерес студентов к религии как к источнику духовности и нравственности, в то же время не нужно создавать негативное отношение к атеизму, который иногда неправомерно увязывается с нравственным нигилизмом.

4. Шире пропагандировать положительные социально-нравственные нормы религии, в частности такие моральные ориентиры ислама, как равенство всех людей, братство верующих в единого Бога, милосердие, святость труда, культ знаний и учености, чистота, трезвость, целомудрие, почитание родителей; показывать духовно-нравственное единство и преемственность иудаизма, христианства и ислама. Наиболее подходящей формой религиозного просвещения учащейся молодежи было бы введение в учебный план школы специального курса «Основы религиоведения».

5. Неуклонно преодолевать негативное отношение молодежи к историческому прошлому и социальному опыту своего народа; формировать чувство патриотизма, национальной гордости и вседагестанского единства; культивировать прогрессивные национальные традиции: намус, уважение старшего, целомудренно-почтительное отношение к женщине, культура общения и межнациональных отношений, моральная взаимоподдержка и социальная защита нуждающихся, трудолюбие, бережное отношение к природным ресурсам и общественному имуществу и др.

6. Во внеаудиторной работе со студентами использовать разнообразные формы и методы: традиционные (доклады, лекции, конференции, диспуты, обсуждение рефератов и т. д.) и инновационные (в частности, разработанные на кафедре общей педагогики - «Ватан», «Годекан», «Родник» и др.); привлекать к этой работе специалистов соответствующего профиля.

7. Учитывая благоприятное влияние религии на поведение и образ жизни молодежи, целесообразно было бы изыскать возможности для создания молельных комнат в учебных корпусах и общежитиях учреждений высшего и среднего профессионального образования. Это стало бы также важным фактором, способствующим приобщению к религии всех желающих студентов.

8. Для решения поставленной перед системой образования задачи воспроизводства и развития национальной культуры необходимо, чтобы этнопедагогика стала полноценным компонентом всего учебно-воспитательного процесса школы, способным обеспечить практическое освоение учащимися всего комплекса этнокультурных традиций и ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.