Научная статья на тему 'Ислам в кабардино-балкарской республике'

Ислам в кабардино-балкарской республике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1689
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в кабардино-балкарской республике»

90-х годов в России на федеральном уровне не иссякал поток разоблачительной исторической литературы, трактующей события российской, в основном советской, истории исключительно в негативном ключе. Авторы как бы соревновались между собой в резкости суждений и разоблачений, дегероизируя историю своей страны. Академические историки разрабатывали проект под названием «Пять процентов правды», обосновывая, что «знакомая» история правдива лишь на пять процентов, и ставили целью раскрыть глаза общественности на остальные девяносто пять.

К концу 90-х годов поток разоблачений «проклятого прошлого» стал постепенно иссякать. Постепенно уменьшился спрос на исторические сенсации, массовое сознание насытилось негативной информацией и устало от всеобщего поношения. Спецификой «федерального» исторического знания в этот период было полное отсутствие рассмотренного этнического историзма, столь характерного для национальных территорий. «В отличие от лидеров других государств, возникших на постсоветском пространстве, российская властная элита до сих пор не обозначила достаточно четко своего отношения к русской проблеме и национальной русской истории. Это значит, что создание особой русской истории, автономной от истории России и СССР, не воспринимается на этом уровне как политическая проблема и государственная необходимость». Поиск актуальной «русской идеи» стал одной из тем современного исторического знания, при этом его основополагающим принципом стал этатизм. Национальная идея воспринимается прежде всего как идея государственная, державная, но не этническая. Отношение к русской истории трактуется прежде всего как к истории государства Российского.

«Москва», М., 2010 г., № 4, с. 4-16.

С. Аккиева,

востоковед

ИСЛАМ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Историю ислама в Кабардино-Балкарии нельзя рассматривать в отрыве от исламизации всего Северного Кавказа (СК). Районом древнейшего проникновения ислама на СК является Дербент (Дагестан). Свидетельством этого являются сохранившиеся вплоть до наших дней в Дербенте и его окрестностях мусульманские па-

мятники, выполненные куфическим письмом. Проникновение ислама к кабардинцам и балкарцам носило в основном мирный, миссионерский характер. Процесс шел как через Дагестан, так и из Золотой Орды, через Нижнее Поволжье. Укреплению позиций ислама способствовало также Крымское ханство. Но в XVIII в. наряду с исламом продолжали существовать христианство и язычество. В это время мусульманами в Кабарде была преимущественно знать. Вторая половина XVIII в. характеризуется заметной активизацией процесса исламизации народов СК, что было связано с обострением русско-турецких отношений. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия и Турция каждая на своей стороне пытаются использовать территорию и людские ресурсы СК. После Кучюк-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. политика России на СК, и в частности в Кабарде, изменилась: Россия начинает строительство своих военных постов для размещения подразделений регулярных войск на СК. В 1777-1779 гг. между Азовом и Кизляром (через Моздок) была построена Большая Кавказская линия, а в 1779 г. генерал Якоби подавил крупное антирусское восстание кабардинцев. Во второй половине XVIII в. в Кабарде расширяют свою деятельность миссионеры, проповедовавшие не только религиозные, но и антироссийские взгляды.

Духовная жизнь балкарцев до утверждения ислама представляла собой сложный симбиоз остатков христианских представлений и развитой системы языческого культа. В прошлом для балкарцев было характерно смешение религии. М. Ковалевский (посещавший СК и Закавказье в 80-х годах Х!Х в.) застал у них наряду с официальным мусульманством значительные пережитки древнего христианства, воспринятого в аланскую эпоху, и языческих верований, весьма близких осетинским. Смешение этих религиозных представлений в быту балкарцев подтверждалось не только конкретными этнографическими данными, но и многими народными преданиями.

К началу XIX в. кабардинцы и балкарцы, как и другие народы СК (за исключением части осетин), исповедовали ислам суннитского направления. Распространение ислама произошло преимущественно мирным путем. Ислам утвердился постепенно, приспосабливаясь к местным традициям и обычаям, нормам обычного права (адата), социальному устройству кабардинского и балкарского обществ. По мнению С. Бейтуганова, «укреплению позиций ислама среди кабардинцев во второй половине XVIII в. способствовало и то, что Россия проводила экспансивную колони-

альную политику, стесняла свободу Кабарды строительством военных крепостей, Турция же в отличие от России не вела такую политику, что связано с тем, что у Турции не хватало сил на экспансию».

С распространением ислама укрепляются позиции духовенства. Мусульманские священники принимали участие в антироссийских выступлениях кабардинцев, придавая религиозную окраску этой борьбе. В начале Х1Х в. наблюдается политизация ислама. Часть духовенства поддерживала связи с имамом Шамилем и его наместниками-наибами. Однако высшие слои кабардинского общества, внешне выражающие сочувствие мюридизму и благосклонные к введению шариата, не поддержали присланных Шамилем наибов. Мюридизм в Кабарде и Балкарии, как и на всем Западном Кавказе, не прижился по ряду причин, однако шариатское судопроизводство в Кабардино-Балкарии просуществовало до 1922 г. Во второй половине XIX - начале XX в. в Кабарде и Балка-рии строятся новые мечети, при которых действуют медресе, в которых мулла учил учеников (сохт) чтению Корана и арабскому письму. Однако экономические позиции исламского духовенства оставались слабыми, ибо здесь не было вакуфного землевладения. В целом ислам способствовал культурному прогрессу этого региона. В частности, ислам способствовал развитию грамотности и постепенному формированию собственной письменной культуры. Вслед за Кораном и другими религиозными книгами в край начали проникать и светские произведения, сочинения ученых на арабском языке.

Ряд исследователей считают, что ислам явился противовесом ассимиляционной политике, проводимой царизмом на СК. Массовое переселение горцев после Кавказской войны в Османскую империю было в определенной мере связано с религиозными причинами. Это переселение получило название «мухаджирство», поскольку выселяемые горцы именовали себя «мухаджирами», т.е. изгнанниками. Еще в период Кавказской войны (в конце 40-х и в 50-е годы XIX в.) некоторые северокавказские феодалы и старшины, осознавшие неизбежность поражения в войне с Россией, стали перевозить свои семьи в Османскую империю. Нередко эти переселения проходили под видом мусульманского паломничества в Мекку.

Мухаджирство объективно способствовало процессу увеличения удельного веса христианского населения на Юге России, на СК. Христианское население начинает прибывать сюда уже с се-

редины XVI в. со времени покорения Россией Казанского и Астраханского ханств, но до второй половины XVIII в. численность русских и украинцев на территории СК была еще незначительна. Царское правительство было заинтересовано в христианизации края, оно стремилось поддержать христианство, использовать его в своих политических целях, но христианизация народов Кавказа не велась активно и очевидного успеха не имела, возможно, это было связано с отсутствием уверенности в положительном результате. После окончания Кавказской войны миграция из России привела к возникновению новых русских и украинских поселений. В отличие от казачества, которое было православным, в среде русского крестьянства СК были распространены и различные секты (хлысты, молокане, баптисты и др.).

С возникновением на территории Кабарды ряда немецких колоний (немцы по вероисповеданию в основном были протестантами) и образованием около Нальчика отдельного поселения переселившихся из Дагестана горских евреев можно говорить о формировании поликонфессиональной карты Кабардино-Балкарии. Взаимоотношения представителей различных конфессий в крае определялись общей ситуацией в этой области и в целом по стране. Вхождение СК в состав России после окончания Кавказской войны (1864) организационно закрепило ислам в существующей системе государственных институтов. В России второй половины XIX в. отмечается изменение мировоззренческого климата русского общества, в котором религиозно-эсхатологическая идея особого места России между Западом и Востоком, между Европой и Азией наполнилась и политическим содержанием: Россия мыслится как сосредоточение мощных анклавов православной, мусульманской и буддисткой культур, которые мирно сосуществуют.

Конфессиональная политика России по отношению к исламу характеризуется поиском путей, форм и методов сотрудничества и использования религии в интересах российского государства. Отличительными чертами этой «политтехнологии» выступают политика невмешательства во внутреннюю жизнь мусульман при одновременной регламентации традиций ислама, контроль гражданских и военных властей над деятельностью духовенства, гибкость и профессионализм. С установлением советской власти государство начало осуществлять политику искоренения всякой религии. В конце 20-х годов ХХ в. происходит вытеснение религиозных традиций на СК и в Кабардино-Балкарии, в первую очередь мусульманских (90% населения исповедовали ислам), за счет запрета му-

сульманскому духовенству исполнять их традиционные обязанности: регистрация рождений, браков, смертей, отправление культа, образование, судопроизводство. В 30-е годы ХХ в. репрессии против мусульманского духовенства ожесточились. Балкарский народ этот период времени определил как время смуты и назвал его «эфендилени тутхан заман» («время ссылки служителей культа»). Политика насаждаемого атеизма продолжалась вплоть до середины 80-х годов XX в., и она в значительной мере подрубила корни религии, в том числе и ислама.

Несмотря на репрессивные меры, религиозная жизнь сохранялась, и с 1970-х годов отмечается смягчение религиозной политики, которое произошло в ответ на активизацию мусульманского населения, требующего либерализации этой сферы. В партийные и советские органы шел поток писем от мусульман, которые полагали, что государственная религиозная политика избирательна: лояльна к христианам, а мусульман притесняет. Одной из причин таких настроений было то, что в республиках СК были действующие церкви, а мечетей не было. Послабления в религиозной сфере начинаются уже в конце 70-х - начале 80-х годов. Только за 1984 г. в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) было зарегистрировано шесть молитвенных мусульманских домов. Большинство же оставалось еще не зарегистрированным. Однако среди населения интерес к исламу, к его обрядовой стороне был высок. В эти же годы росло и количество регистрируемых религиозными деятелями браков (никях), которые совершались только после заключения гражданского брака в советских органах (служители культа не соглашались совершать обряд, если молодые не были официально зарегистрированы).

Среди мусульманского духовенства грамотных представителей насчитывались единицы, и все они являлись людьми преклонного возраста. Возможности пополнения кадров были весьма ограничены, ибо с 1946 г. в СССР работало единственное мусульманское учебное заведение - медресе Мири-Араб в Бухаре, которое не могло принять всех желающих. Ситуация улучшилась лишь в конце 1970-х годов, когда прием в медресе был несколько расширен. В числе тех счастливчиков, которым удалось поступить в это медресе в 70-е годы, были Ш. Чочаев (первый муфтий КБР) и Зулкарней Тилов (в 90-е годы имам Эльбрусского района).

В конце 80-х - начале 90-х годов религиозная жизнь в СССР коренным образом меняется, что было связано с созданием в стране новой законодательной базы в области свободы совести и дея-

тельности религиозных объединений. Правовые основы этого процесса были заложены в октябре 1990 г. принятием Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». В обществе стали говорить о вере, религии, стремительный рост религиозного вектора общественного мнения обернулся настоящим религиозным бумом. В КБР наблюдался «исламский бум»: так, между 1990 и 2000 гг. было построено около 100 мечетей, в основном на средства верующих. Финансовая помощь была оказана арабскими странами и Турцией. На 31 декабря 2007 г. В КБР зарегистрировано 127 мусульманских объединений, из них в Нальчике - 15. В 2004 г. в Нальчике построена соборная мечеть, мечети есть практически во всех селах республики.

На бытовом уровне ислам в КБР значительно отличается от «нормативного» ислама. Эти отличия разнятся также у кабардинцев и балкарцев. У балкарцев некоторые остатки языческих верований и заимствования из суфийской практики являются существенными элементами «народного ислама», отражая местную специфику. В религиозных верованиях балкарцев до настоящего времени прослеживается культ бога неба Тейри (Тенгри), который являлся главным божеством у карачаево-балкарцев до принятия ими ислама. Из суфийской практики заимствованы зикиры (от араб, зикр), которые включают рецитацию религиозных поэм-песен, ставших частью ритуала. В досоветское время маулиды (ритуалы) устраивались как выражение благодарности Аллаху и Пророку на различных торжествах или как коллективное обращение-мольба о помощи, в частности во время стихийных бедствий. Сегодня практика маулидов закрепилась преимущественно как часть поминального обряда. Многие балкарцы деньги, полученные в качестве компенсации за оставленное во время насильственного выселения в 40-х годах ХХ в. имущество и дома, потратили на проведение маулидов по своим родным и близким, которые умерли в период депортации. Другие пожертвовали деньги на строительство мечетей, часть средств раздали бедным и неимущим в качестве садака (искреннее даяние, милостыня).

Исламская обрядность все прошлые десятилетия сохранялась в основном при проведении похоронных обрядов и свадеб. Однако исследователи отмечали, что соблюдались эти обряды формально. «Большинство не знает молитв. Молитвы помнят только старики, и то не все». В 2004 г. ДУМ КБР издало специальное постановление «Об упорядочении похоронных обрядов му-

сульман». Имамам вменялось в обязанность разъяснять населению суть изменений, в частности, особое внимание обращалось на то, что милостыню можно раздавать в любое время года. Однако воплотить данное постановление в жизнь не удается до настоящего времени. Среди кабардинцев и балкарцев по-прежнему имеет место бытовой «народный» ислам, потому его обрядовая сторона так тяжело поддается унификации. Молодые имамы обвиняют стариков в незнании истинных традиций ислама, в свою очередь, старики защищают ислам, который исповедовали еще их деды, вместе с тем признавая, что даже за последние 30-40 лет в обряды внесено очень много нового.

В свадебной обрядности роль ислама в советский период была связана с проведением никях - особой процедуры заключения мусульманского брака. Для заключения брака имама приглашают к жениху, куда уже привезли невесту, или же два свидетеля от жениха и столько же от невесты приходят к имаму домой. В последние годы церемония чаще проходит в мечети (что противоречит исламской традиции. - Ред.). Для ее совершения требуется 300-500 руб. Часть этих денег остается у имама, часть имам передает в ДУМ КБР. Главную и основную роль играют свидетели, которые должны быть мусульманами. Обычно ими бывают уважаемые и солидные люди (главным образом мужчины). Голос одного мужчины равен двум женским.

Брак регистрируется в специальном журнале, куда вносятся и паспортные данные супругов. Затем имам выдает молодоженам свидетельство о заключении брака. Государственная регистрация не дает права мусульманину-жениху даже прикасаться к жене. Брак по-мусульмански стал довольно распространенным явлением особенно среди молодежи. Как известно, по исламским традициям, мужчина имеет право одновременно иметь сразу четырех жен, но при условии, что каждую из них он в состоянии обеспечить отдельным жильем, одинаково всех содержать. Всем четверым в равной степени он обязан оказывать внимание. Дети, рожденные от всех жен, имеют равные права. Доля наследства мальчиков равна двум долям девочек.

В КБР отмечается рост числа мужчин с двумя, а то и с тремя женами. Первая жена остается официальной женой со всеми правами и обязанностями законной жены, вторая и третья жены - так называемые жены по мусульманскому браку. В основном такие браки заключают мужчины, имеющие хороший доход. У одних такой брак вызван желанием иметь наследника при отсутствии

таковых в первом браке, у других возможностью легализовать чувства, не разрушая первую семью. Третьих мусульманский брак устраивает из-за относительно простой процедуры развода без особых материальных и моральных издержек, которые возникают при расторжении брака, зарегистрированного в государственных органах. Для развода супругам достаточно трижды сказать друг другу «талак», что означает, что они не хотят жить вместе. После этого 4 месяца и 10 дней они должны жить вместе в одном доме, но не иметь близости. Этот срок нужен для того, чтобы узнать о возможной беременности женщины, при которой развод не допускается. В этом случае он может быть осуществлен сразу же после рождения ребенка. Аборты запрещены. Исключением могут быть только два случая: если беременность и роды угрожают жизни или здоровью матери.

В целом брачные отношения регулируются по шариату. Несмотря на довольно широкое распространение исламских брачных союзов, никаких юридических последствий они не несут. То есть если между мужем и женой возникнет какой-либо вытекающий из брачных отношений спор, в суде придется доказывать тот факт, что супружество вообще имело место (конечно, исламское свидетельство о регистрации брака является весомой свидетельской базой). Современный семейный кодекс не учитывает религиозных предписаний о правах и обязанностях супругов, детей и родителей, в нем оговорен иной порядок заключения и расторжения брака, алиментных обязательств, усыновления, опеки и попечительства. Потому регистрация исламского брака не в состоянии решить всех вопросов, возникающих в жизни.

С начала 90-х годов доступность религиозной литературы привела к росту числа людей, соблюдающих религиозные обряды. Наблюдается рост числа людей, знающих исламские традиции и соблюдающие их. Совершение пятикратной молитвы (намаз) и пост (ураза) получают широкое распространение среди людей среднего и молодого возраста. Если материалы этносоциологиче-ских опросов середины 1990-х годов показывали, что число лиц, регулярно совершающих религиозные обряды, составляло среди мусульман-кабардинцев 10,8%, среди балкарцев - 7,0%, то уже материалы последующих опросов показывали рост этой категории верующих на порядок. Во второй половине 90-х - начале 2000-х годов в КБР отмечалась тенденция роста числа молодых людей, совершающих не только пятничную, но и пятикратную молитву (намаз) в мечетях. Для их обозначения использовался даже термин

«молящиеся» мусульмане. Кратно увеличивается число прихожан в мечетях по пятницам и в дни религиозных праздников. Число прихожан в мечетях в будние дни составляет от 20 до 50-60 человек и зависит от численности жителей села. В соборной мечети Нальчика в будни совершать намаз приходят 40-60 человек, а на пятничную молитву джума-намаз собираются до 500-600 человек. В дни больших религиозных праздников число прихожан достигает двух тысяч. Такие религиозные праздники, как Ураза-байрам и Курбан-байрам соблюдают большинство кабардинцев и балкарцев. В последние годы отмечается присутствие по пятницам в мечетях и женщин, что не особо приветствуется священнослужителями.

О праздновании Курбан-байрам следует сказать особо, ибо и в годы советской власти он был наиболее почитаемым. Являясь одним из основных праздников в исламе, он отмечался практически в каждом доме. С начала 1990-х годов он приобрел особую пышность и торжественность. Как и православное Рождество, этот праздник в республике отмечается официально и по решению властей республики объявлен нерабочим днем. Накануне поток людей из городов направляется в села, так как большинство горожан республики - это вчерашние выходцы из сел, и в такие праздничные дни многие из них стремятся поехать на малую родину. С утра во всех мечетях республики собираются прихожане для совершения коллективной молитвы. После завершения праздничной молитвы в мечети (к 11-12 часам) практически в каждом дворе приносится в жертву животное, как и положено, без физических изъянов. Животное должно быть забито методом халал, состоящим в перерезании очень острым ножом яремной вены и сопровождающимся чтением молитвы. В жертву чаще приносят овцу или барана. Две трети жертвенного животного надо раздать бедным и только одну треть разрешается оставить для домашнего потребления, однако это правило соблюдается не очень строго. В ряде мусульманских общин Курбан-байрам отмечается особенно торжественно.

Курбан-байрам должен быть и днем прощения, мусульманин в эти священные дни должен простить все обиды, именно поэтому родственники в такие дни стараются примирить тех людей, которые по той или иной причине находятся в ссоре. В этом процессе в последние годы все более активно участвуют и священнослужители. В дни празднования Курбан-байрам и Ураза-байрам пожертвования от прихожан в мечети поступают щедрее. В основном они идут на нужды мечетей, ДУМ, в различные социальные учрежде-

ния (дома-интернаты, детские дома), одиноким и нуждающимся мусульманам.

В исламской традиции в кабардино-балкарской среде, связанной с празднованием Курбан-байрам и Ураза-байрам, была одна особенность, которая коренным образом противоречила исламским ценностям. И эта особенность заключалась в употреблении спиртного некоторой частью мусульман. Несмотря на все проповеди и обращения священнослужителей, изжить такое празднование святых дней среди значительной части кабардинских и балкарских мусульман в советские и в первые перестроечные годы не удавалось. Однако сейчас меняется и эта традиция. Празднование «по-советски» (с употреблением спиртных напитков) уже не является близким и привычным для большинства верующих и не очень верующих, соблюдающих внешнюю форму, но не принявших еще до конца внутренний смысл этих обрядов. Наиболее яростно против этой традиции боролись молодые мусульмане, которые всякими доступными средствами пытались изжить эту традицию из жизни представителей старшего поколения.

Среди восстановленных исламских обрядов особое место занимает паломничество - хадж к священным местам в Мекку и Медину, - которое входит в число пяти заповедей ислама. Если в начале 90-х годов прошлого века в хадж могли отправиться, по разным оценкам, 30-50 человек из КБР, то уже в начале 2000-х годов их число составляло несколько сот человек, а в 2007 г. число паломников в Мекку из КБР составило 267 человек.

В повседневной жизни все больше людей переходят на ношение исламской одежды. Женщины носят свободные платья длиной до щиколоток, с закрытым воротом, на голове платок. Если платья неярких расцветок, то платки более яркие и нарядные. В одежде мужчин изменений меньше: деловой костюм, джинсы. Более пожилые мужчины носят традиционные шапочки. Особое место стали занимать пищевые регламентации. Мусульмане при покупке продуктов обращают внимание на то, чтобы в них не было недозволенного мусульманам. Магазины, торгующие халал-продукцией, в КБР стали открываться уже в начале 1990-х годов, сегодня их число исчисляется десятками. Тогда же появились магазины с ассортиментом исламских товаров. В них можно приобрести одежду для мусульман и мусульманок (хиджабы и платки, платья и туники, шапочки и т. д.), украшения и парфюмерию (духи без добавления спирта, различные масла, мыло и т.п.). Также в магазинах имеются предметы для исполнения различных ритуалов:

похорон, хаджа и свадебных обрядов. Особое место занимают аудиовидеодиски на различные исламские темы, а также исламская литература учебного и просветительского характера.

В этнокультурном аспекте в КБР за последние 15-20 лет произошла актуализация исламских ценностей. Для части населения республики представляется весьма важным следование бытовым традициям ислама, особенно в обрядовой сфере. На уровне коллективного бессознательного этот факт играет роль индикатора этнокультурной индивидуальности этнической группы, ее особенности и отличительности от других групп в этническом и конфессиональном многообразии современного российского общества.

(Продолжение в следующем номере.)

«Ислам в Кабардино-Балкарской Республике», М, 2009 г., с. 10-48.

Виталий Белозеров,

политолог

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Северный Кавказ относится к числу регионов России, обладающих целым рядом признаков, которые, с одной стороны, придают ему специфические особенности в хозяйственном, этническом, этнодемографическом и этнокультурном, конфессиональном, геополитическом отношениях; с другой - некоторые из них, в силу целого ряда причин, создают условия для повышенной кон-фликтогенности. В частности, полиэтничность региона, мозаич-ность и переплетенность контуров его этнических ареалов, наложение и скрещение политических и экономических интересов разных групп. Отсюда - взрывчатость ситуации и конфликты, редко разрешаемые по-хорошему, переговорами, чаще (хотя и ненадолго) - силой. Нередко детонатором конфликтов выступает и само территориально-административное устройство Кавказа. Важной особенностью Северо-Кавказского региона являются региональные различия хозяйственной специализации, этнического состава и режима воспроизводства населения горной и равнинной части его; в сочетании с другими факторами, они традиционно играли ведущую роль в характере формирования населения района, изменении его этнической структуры, развитии этнокультурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.