ТРАДИЦИОННЫЙ ВАЛИЕВА Мадина Джамоловна,
СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ ассистент кафедры дизайна костюма и искусства
ПАМИРСКОЙНЕВЕСТЫ: моды Технологического университета Таджикистана,
ДЕКОРАТИВНЫЙ АСПЕКТ (Таджикистан, Душанбе)
ЛИБОСИ АНЪАНАВИИ ВАЛИЕВА Мадина Цамоловна, ТУЕНАИ АРУ СИ ПОМИРИ: ассистенти кафедраи дизайни либос ва санъати муди ЦАНБАИ ОРОИШИ Донишгоци технологии Тоцикистон, (Тоцикистон,
Душанбе)
TRADITIONAL PAMIRI VALIEVA Madina Jamolovna, WEDDING SUIT BRIDESMAID: assistant of the Department of costume design and fashion A DECORATIVE ASPECT art of the Technological University of Tajikistan,
(Tajikistan, Dushanbe), E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: таджики, Горный Бадахшан, традиционная культура, свадебный костюм, оформление одежды, украшения, национальный орнамент.
В статье освещается вопрос о своеобразии костюма невесты из Горного Бадахшана, подчеркнуты его признаки, показывающие неразрывную связь сформировавшихся традиций в этой области с историей и культурой народа, природой и климатом региона. Особое внимание уделяется колористическому аспекту в одежде, прическе, украшениях, составляющих свадебный костюм. Работа составлена на основе исследования автором фактического материала в виде конкретных образцов свадебной одежды и украшений. Приведенные сведения показывают, что в отношении традиционного свадебного костюма материальная культура таджикского народа характеризуется яркими гранями самобытности.
Калидвожацо: тоцикон, Кущстони Бадахшон фарщнги анъанавй, либоси туёна, ороиши либос, зевар, нацши милли.
Дар мацола хусусиятцои сару либоси арусон - зодагони Кущстони Бадахшон мавриди барраси царор гирифтааст ва аломатцое, ки бо таъриху фарх,анги миллат, табиат ва ицлими мах,ал алоцаи ногусастани доштани онро нишон медщанд, таъкид гардидаанд. Ба тавсифи рангоранги ва ороишдщии либоси туёна диццати махсус дода шудааст. Мацола дар заминаи тахщици муаллифии маводи воцеи дар намуди намунацои либос ва зеварцои туёна ба даст омадааст. Маводи овардашуда нишон медщад, ки фарщнги моддии халци тоцик дар дар мисоли либоси туёна як цатор аломатцои тобони асолат ва вижагиро сощб аст.
Key words: Tajiks, Mountain Badakhshan, traditional culture, wedding dress, clearance clothing, jewelry, national ornaments.
The article highlights the issue of the originality of the bride's costume from the mountain Badakhshan, highlights its features, showing the inextricable link formed traditions in this area with the history and culture of the people, nature and climate of the region. Special attention is paid to the color aspect in clothing, hair, jewelry, components of the wedding suit. The work is based on the author's study of the actual material in the form of specific samples of wedding clothes and jewelry. The given information shows that in relation to the traditional wedding costume the material culture of the Tajik people is characterized by bright facets of identity.
Свадебный обряд с его сложной системой символов и большим количеством задействованных лиц, для любого народа является важнейшим элементом его культуры. Для таджиков свадьба - это национально-общественная традиция, каждый символ которого имеет сакральное значение. Это коллективная церемония, собирающая вместе родных, близких и соседей семей, принявших решение породниться. Таджикская свадьба в ее современном понимании - это синтез древних традиций и зародившихся в наше время инноваций. Сегодня отдельные свадебные ритуалы включают элементы смешения разных культур.
Особое место в свадебном обряде придается свадебному костюму, каждая деталь которого имеет церемониальное значение. В центре всеобщего внимания собравшейся публики находятся жених и, особенно, невеста. Традиционная культура сформировала для нее несколько свадебных нарядов, каждый из которых предназначен для участия в определенном ритуале.
У таджиков женский свадебный костюм как производная национальной культуры имеет как черты, общие для всего народа, так и региональные признаки. На всем протяжении XX века происходило сближение по облику, размерным и декоративным характеристикам костюмов, присущих разным районам проживания таджиков [2, 103-104]. Однако, несмотря на это, и сегодня по свадебному костюму легко различить уроженку той или иной местности Горного Таджикистана.
В современном праздничном наряде девушки из Горного Бадахшана главное место занимает сочетание красного, иногда зеленого, цвета с белым (илл. 1). Так, популярным является белое шелковое платье прямого силуэта длиной ниже колен, с треугольным вырезом ворота или плиссированным стоячим воротником. Длинные рукава умеренной ширины, равной по всей длине. Рукава оканчиваются широкими (5-10 см) манжетами, плотно облегающими запястье. Шаровары из той же ткани, относительно широкие штанины внизу также оканчиваются манжетами, ширина которых 3-5 см. Иногда манжеты имеют цвет, отличный от ткани самого предмета одежды.
На платье и шароварах иногда встречается вышивка. Ею оформляют манжеты на рукавах и штанинах, а также подол платья по всей его длине. Узор геометрический, исполненный в сочетании синего цвета с красным. Хорошо прослеживается цепочка треугольников, основания которых располагаются на одной горизонтали и образуют прямую линию. К вершине каждого треугольника и образующим этот угол двум сторонам примыкают вершины трех более мелких треугольников. Возможно, это - стилизованная композиция, изображающая горные вершины с деревьями.
Верхняя одежда - жилетка с широкой треугольной горловиной. Ее делают по цвету контрастным с платьем. Для белого платья выбирается красная жилетка. Вдоль краев выреза ворота и с двух сторон линии соприкосновения полубортов жилетки идет зигзагообразная вышивка, белыми нитями по красному фону или наоборот.
Праздничный костюм дополняют своеобычный головной убор, бисерное украшение и косоплетка. На голове носят круглую тюбетейку с плоской тульей из красного или зеленого бархата с большим платком или без него. Околыш тюбетейки наполовину высоты оформляется вышитой тесьмой. Вышивка пестрая, зачастую на ней можно видеть изображения, напоминающие строчных буквы «ж» или «х», чередующиеся с какими-либо другими фигурами. Верхняя часть околыша и тулья прострачиваются частыми короткими стежками в цвет ткани, что придает тюбетейке рельефную полосатость. На тулье стежки сходятся в серединной точке.
Тулье тюбетейки, как правило, не вышивают. Однако встречаются и такие тюбетейки, макушка которых вышита бисером.
На месте соединения концов нашитой тесьмы из нитей образуют кисточку, которая по цвету одинакова с использованной тканью. Поверх тюбетейки на голову свободно набрасывают большой белый платок, сложенный по диагонали пополам. Нередко в качестве головного платка используется красная узорчатая шаль с бахромой.
Не менее распространено праздничное платье красного цвета, из ткани гладкой расцветки или с крупными и редкими растительными узорами черного или белого цвета. Рукава делаются узкими и короткими, до предплечья или ниже локтя. Концы рукавов и края треугольной горловины платья обшивают белой косой бейкой. Вместе с красным платьем носят тюбетейку такого же цвета. Головной платок в этом случае, если он используется, также подбирается в цвет платья.
Другой тип праздничного платья также белый, с широким горизонтальным вырезом ворота. Платье отрезное по талии, длиной ниже колен. На месте соединения лифа с вшивной юбкой нижняя часть платья образует складки. На этом месте нашита блестящая красная лента. По краям горловины и по подолу нашита узорчатая косая бейка. Такая же лента украшает концы штанин и края головной накидки из белой прозрачной ткани.
Встречается также платье с прямоугольным вырезом ворота в передней части, по краям которой нашита вышитая тесьма. Точно такой же тесьмой украшают в этом случае концы коротких рукавов, низ штанин и околыш тюбетейки [3, 118-119].
В праздничном костюме большое внимание уделяется украшениям. Оно размещается вокруг шеи или на груди, а нередко и там и здесь. Украшение представляет собой нанизанный на нитку разноцветный бисер. Нагрудное украшение имитирует вышитые тесемки на платьях равнинных районов, охватывающие с двух сторон края выреза ворота и примыкающие друг к другу внизу горловины. Его делают длиной до талии или еще длиннее - до низа бедер. Свисающая нижняя часть украшения оканчивается симметричным острым углом. Нанизывание бисера выполняют так, чтобы образовались различные геометрические фигуры. Главными элементами композиции являются разноцветные ромбики. Они могут быть полыми или заполненными сплошь. В последнем случае это отличные по цвету и вписанные один в другой три-пять фигур. Центр внутреннего ромба заполняет крест или квадрат, а иногда - отчетливо выраженная свастика.
Центральный элемент композиции размещается в месте соединения двух полос, которое по задумке приходится на нижнюю точку выреза ворота. Данная фигура представляет собой опять же ромб, однако более крупный и более тщательно обработанный. Очевидно, эта фигура изображает медальон. Разные звенья композиции соединяются системой параллельно идущих прямых линий, образованных нанизкой одноцветного бисера.
В комплекте с такими украшениями носят серьги, также сделанные из бисера, которые имеют форму крупного ромба с внутренней проработанной, от которого отхотят вниз прямые нанизки.
Часто такое нагрудное украшение собирают из бисера двух цветов - красного и белого. Очень красивым выглядит бисерное украшение, составленное сочетанием трех традиционных цветов - зеленого, белого и красного. Внутри главного ромбического медальона - другой ромб, к углам которого примыкают кустики, стилизованные на геометрический манер [3, 120].
На праздники памирские девушки сплетают волосы в две косы. Впереди делается прямой пробор, от которого свисают на лицо с двух сторон локоны. В косы вплетают толстые красные шнуры, оканчивающиеся на концах кисточками. Кисточки образуют из концов шелковых нитей и украшают бисером. От каждой косоплетки отходят 4-6 кисточек разных цветов.
Бисерное украшение используют также в качестве браслета, который охватывает запястье и по задней стороне кисти руки доходит до оснований пальцев.
Такие детали женского костюма, как расчесывание волос пополам и заплетение двух кос, ношение косоплеток с кисточками на концах и ожерелья из разноцветного бисера, на Памире вошли в традицию еще в средневековье. Во всяком случае, они существовали еще до установления здесь советской власти. В частности, их бытование, например, в Бартанге в 1914 году зафиксировано И. И. Зарубиным [1, 137].
Таким образом, красивый и практичный свадебный костюм невесты из Горного Бадахшана отличается самобытностью и наряду с национальными свадебными нарядами из других районов расселения таджиков занимает достойное место в сокровищнице материальной культуры народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зарубин И. И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга // Сборник Музея антропологии и этнографии РАН. - Т. 5, вып. 1. - Петроград, 1918. - С. 97-148.
2. Иброцимов М. Ф., Рацабова Д. К. Либоси миллии тоцикон: Таърих ва анъанацо // Мероси ниёгон. -Душанбе, 2016. - № 18-2016. - С. 103-104.
3. Иброхимов М. Ф., Сафарова З. Н. История таджикского костюма (конец XIX - начало XX века). - Душанбе, 2018. - 164 с.
4. Майтдинова Г.М. История таджикского костюма. - Т. 2. Средневековый и традиционный костюм. - Душанбе, 2004. - 254 с.
Илл. 1. Примеры свадебных нарядов таджиков Памира.