Научная статья на тему 'ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ ТАДЖИКОВ'

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ ТАДЖИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / СВАДЕБНЫЙ РИТУАЛ / ОДЕЖДА НОВОБРАЧНЫХ / УКРАШЕНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ / ГРАНИ СВОЕОБРАЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валиева Мадина Джамоловна

В статье приводится описание свадебных костюмов жениха и невесты, которые применялись у равнинных и горных таджиков в досоветский период. Она составлена на основе материалов письменных источников и старинных фотографий. Отмечается, что тогда, как и сегодня, во время свадебных церемоний новобрачные неоднократно меняли свои наряды в зависимости от обряда, в котором принимали участие. Приведенные материалы показывают, что в советское время в Таджикистане преемственность традиций в этой области наблюдалась весьма отчетливо. Более того, даже в наши дни можно встретить отдельные случаи использования почти без изменения некоторых видов мужских и женских свадебных нарядов образца того времени. Кроме того, автор, с упором на письменные свидетельства очевидцев, приводит сведения о типичном для того времени возрасте лиц, вступавших в совместную супружескую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVOLUTIONARY WEDDING SUIT TAJIKS

The article describes the wedding costumes of the bride and groom, which were used in the plains and mountain Tajiks in the pre-Soviet period. It is made on the basis of materials of written sources and ancient photos. It is noted that then, as today, during the wedding ceremonies, the newlyweds repeatedly changed their outfits depending on the ceremony in which they participated. These materials show that in the Soviet period of development of Tajikistan the continuity of traditions in this area was observed very clearly. Moreover, even in our days, there are individual cases of use with almost no changes in certain types of male and female wedding outfits of the sample in that period. In addition, the author, with emphasis on the written evidence of eyewitnesses, provides information on the typical age of persons who entered into a joint marriage at that time.

Текст научной работы на тему «ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ ТАДЖИКОВ»

УДК: 39 (575.3) (09)

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ ТАДЖИКОВ

ВАЛИЕВА Мадина Джамоловна

Технологический университет Таджикистана

В дореволюционный

период, как пишет исследователь А. П. Шишов, у горных таджиков девушек выдавали замуж в 10-14 лет. Встречались случаи, когда невестами становились в 8-летнем возрасте. Девушки в возрасте 16 и более лет считались уже старыми [6, 301]. Э. С. Вульфсон определила типичный возраст невесты у таджиков-горожан как 13-15 лет [6,301].

А. А. Бобринский писал, что в верховьях Пянджа девочек-таджичек выдавали замуж с 7 лет, а мальчиков женили с 10 лет, хотя сами горцы, по его словам, придерживались мнения, что Рис. 1. Приготовление невесты перед такой возраст для начала отъездом в дом мужа. Бухара. супружеской жизни слишком

ранний [1, 89]. Однако этнограф А.А. Семенов писал, что горные таджики выдавали своих дочерей замуж с 12 лет, мальчиков же женили с 16 лет. Выходить девушке замуж в возрасте до 25 лет было обычной практикой [4,79]. Как видим, в этом вопросе авторы дореволюционного периода придерживаются различного мнения.

В равнинах девушек-таджичек,которых нередко называли сартянками, выдавали замуж в 13-15 лет, иногда намного раньше - в 10-11 лет. Обычно возраст жениха составлял 16-18 лет [3,196].

Наряд невесты, в котором ее отправляли в дом мужа, описан супругами Наливкиными, причем это описание позднее было заимствовано в этнографических сочинениях Э.С.Вульфсона и А.П. Шишова. Ее одевали в новую белую кисейную рубаху, на голову подвязывали несколько платков наподобие чалмы. Перед выходом во двор

дома, на нее надевали фаранджи и на лицо опускали волосяную сетку чашмбанд [3, 211; 2, 6; 5, 362].

Уместно заметить, что случаи наряжения невесты в такую одежду, в отдельных местах сохранились вплоть до наших дней. Примером служит фотография бухарской невесты от 08.12.2007 года на сайте turkey-info.ru. На ней видно, что платье и головной платок невесты чисто-белого цвета, поверх них надето фаранджи серого цвета (рис. 1).

Наглядное представление о костюме таджикской невесты дореволюционного периода можно получить и на основе старинных фотографий. Такие снимки имеются, например, в этнографической части "Туркестанского альбома" (1871-1872 гг.). Так, на фотографиях, названных составителями альбома как "Переезд невесты из родительского дома к жениху" и "Встреча женихом невесты" зафиксированы одни и те же персонажи (рис. 2). На фотографиях видно, что, на невесту, посаженную на лошадь, поверх фаранджи наброшена большая узорчатая головная накидка. По длине головная накидка доходит примерно до бедер. Ее ткань в определенной степени жесткая.

Рис. 2. Встреча женихом невесты. Фото из "Туркестанского альбома".

Заметим, что на фотоснимке (рис.2) "Встреча женихом невесты" все женщины, сопровождающие невесту, представлены с открытыми лицами.

Их верхнюю одежду составляет головная накидка фарисар, а не фаранджи, которая оснащалась лицевой сеткой чашмбанд. Факт появления женщин на улице с открытым лицом показывает, что фотография была выполнена в пределах среднеазиатских владений России, возможно, в Бухаре, Самарканде, Худжанде, Ташкенте или Коканде.

Черно-белое исполнение фотоснимка не позволяет выяснить цвет узора накидки.Скорее всего, она оформлена красно-зеленым растительным узором по белому полю. Фаранджи серого цвета, поэтому логично утверждать, что назначение узорчатой головной накидки поверх фаранджи - подчеркивание праздничности события, снятие унылости, которую навенчивает наряд невесты, внешне, да и по составу, не отличавшийся от ее повседневного костюма.

Фотоснимок "Чимилик" ("Свадебная занавесь") из этого же альбома позволяет разглядеть, что на ногах невесты кожаные кауши. Во что она обута под каушами - ичиги или шерстяные чулки-разобрать не удается (рис. 3).

Рис. 3. Чимилик ("Свадебная занавесь"). Фото из "Туркестанского альбома".

Рис. 4. Костюмы жениха и невесты.

Следует заметить, что свадебный наряд невесты изменялся в зависимости от обряда, в котором она участвовала. Так, во время совершения обряда "Чимилик", который проводился в доме жениха, ее наряд практически не отличался от повседневного выходного. Она стоит рядом с женихом, закрывшись в фаранджи, под которым была одета в обычную праздничную одежду.

Фотопортрет невесты в "Туркестанском альбоме" позволяет увидеть, что на ней два-три платья, поверх которых надет нарядный халат из абровой ткани (рис.4).Нижнее платье со стоячим воротом, ворот оторочен вышитой тесьмой. На голове - подвязанный сзади, платок из однотонной ткани, на шее-три ряда ожерелий.Подрезанные у ушей локоны показывают, что невеста уже находится в доме мужа.

Жених, как и невеста, не раз менял свой наряд, готовясь к разным обрядам, в которых традиция обязывала его принять участие. По большей части смена наряда отражалась на его верхней одежде и головном уборе. На портрете из "Туркестанского альбома", мы видим его одетым в нижнюю глухую рубаху из полосатой ткани (полосы вертикальные) и два халата (рис. 4).Верхний, более нарядный, халат сшит из полушелковой материи с абровым узором. На голову жениха навита чалма, концы которой бахромчатые. Ткань чалмы имеет поперечную полосатость.

По-видимому, он же фигурирует в качестве жениха на фотоснимке "Чимилик". Теперь на нем другая верхняя одежда - блестящий халат из полушелковой ткани с продольными полосками (алоча или бекасаб),

длинные рукава которого образуют у кистей густые складки. На голову также навита другая чалма, которая не содержит на концах бахрому. На ногах ичиги с каушами.

На этой фотографии все женщины запечатлены с открытыми лицами. Очевидно, что обряд проводится на женской половине дома, где в это время помимо жениха других мужчин нет. Здесь женщины имели право снять с себя головную накидку и демонстрировать, как праздничные наряды, так и лица. Заметим, что правила проведения обряда не разрешали снимать накидку лишь невесте, но при этом ей дозволялось освободиться от волосяной сетки для лица.

Итак, приведенные сведения, основанные на письменных и художественных источниках, позволили в общих чертах дать характеристику дореволюционным свадебным костюмам невесты и жениха.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бобринский А. А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерки быта по путевым заметкам / А. А. Бобринский.-М., 1908. - 150 с.

2. Вульфсон Э. С. Как живут сарты / Э. С. Вульфсон.- М., 1908. - 17 с.

3. Наливкин В. П. Очерк быта женщины туземного оседлого населения Ферганы / В. П.

Наливкин, М. Наливкина.-Казань: Тип-я Императ. унив-та, 1886. - 245 с.

4. Семенов А.А. Этнографические очерки Зерафшанских гор, Каратегина и Дарваза /А.

А. Семенов.-М.: Т-во скоропечатни Левенсон А. А., 1903. - 123 с.

5. Шишов А. П. Сарты. Этнографическое и антропологическое исследование. Ч. I (Эт-

нография) / А. П. Шишов // Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. - Ташкент, 1904. - Т. 11. - С. 1- 492.

6. Шишов А. П. Таджики. Этнографическое исследование / А. П. Шишов. - Алматы, 2006. - 392 с.

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ ТАДЖИКОВ

В статье приводится описание свадебных костюмов жениха и невесты, которые применялись у равнинных и горных таджиков в досоветский период. Она составлена на основе материалов письменных источников и старинных фотографий. Отмечается, что тогда, как и сегодня, во время свадебных церемоний новобрачные неоднократно меняли свои наряды в зависимости от обряда, в котором принимали участие. Приведенные материалы показывают, что в советское время в Таджикистане преемственность традиций в этой области наблюдалась весьма отчетливо. Более того, даже в наши дни можно встретить отдельные случаи использования почти без изменения некоторых видов мужских и женских свадебных нарядов образца того времени. Кроме того, автор, с упором на письменные свидетельства очевидцев, приводит сведения о типичном для того времени возрасте лиц, вступавших в совместную супружескую жизнь.

Ключевые слова: таджики, материальная культура, народный костюм, свадебный ритуал, одежда новобрачных, украшения, преемственность традиций, грани своеобразия.

ЛИБОСИ ТУЁНАИ ТОИЩИЛОБИИ ТО^ИКОН

Дар ма;ола сару либоси туёнаи домоду арусй, ки аз он точ,икони му;ими водило ва кущстон дар давраи тоин;илобй истифода мебурданд, тавсиф карда шудааст. Он дар асоси маводи сарчашмах,ои хаттй ва аксх,ои ;адима тах,ия гардидааст. Таъкид карда шудааст, ки он замон, чун имруз, навхонадорон дар аснои баргузории тантанах,ои туёна, вобаста ба маросими мушаххас, ки дар он иштирок мекарданд, либоси худро якчанд маротиба иваз мекарданд. Маводи мазкур нишон медихдд, ки дар давраи Шуравй дар ин самт идомаёбии анъанах,о хеле возех, ба назар мерасад. Гузашта аз он, хдтто дар замони муосир баъзан х,олатх,ое вомехурад, ки намудх,ои алохидаи либоси мардона ва занонаи намунаи ;адима ;ариб бетагйир мавриди истифода ;арор мегирад.Инчунин муаллиф бо такя ба гувохди хаттии шохддон дар бораи синну соли никохди маъмули он давра муфассал маълумот пешних,од намудааст.

Калидвожахо: тоцикон, фарщнги моддй, либосуои мардумй, цашни арусй, либосуои наварусон, цавоуирот, давомнокии анъанацо, бунгоуи аслй.

REVOLUTIONARY WEDDING SUIT TAJIKS

The article describes the wedding costumes of the bride and groom, which were used in the plains and mountain Tajiks in the pre-Soviet period. It is made on the basis of materials of written sources and ancient photos. It is noted that then, as today, during the wedding ceremonies, the newlyweds repeatedly changed their outfits depending on the ceremony in which they participated. These materials show that in the Soviet period of development of Tajikistan the continuity of traditions in this area was observed very clearly. Moreover, even in our days, there are individual cases of use with almost no changes in certain types of male and female wedding outfits of the sample in that period. In addition, the author, with emphasis on the written evidence of eyewitnesses, provides information on the typical age of persons who entered into a joint marriage at that time.

Key words: Tajiks, material culture, folk costume, wedding ritual, the bridal clothes, decorations, traditions, faces, identities.

Сведения об авторе: Валиева Мадина Джамоловна - ассистент кафедры дизайна костюма и искусства моды Технологического университета Таджикистана (734061, Республика Таджикистан, г.Душанбе, проспект Н. Карабаева, 63/3). Телефон: (+992) 988774114, E-mail: [email protected].

Маълумот дар бораи муаллиф: Валиева Мадина Чдмоловна-ассистенти кафедраи дизайни либос ва санъати муди Донишго^и технологии То^икистон (734061, Чум^урии То^икистон, ш. Душанбе, хиёбони Неъмат Карабоев, 63/3). Телефон: (+992) 988774114, E-mail: [email protected]

Information about the author: Madina Valieva -assistant of the Department of costume design and fashion art of the Technological university of Tajikistan (734061, N. Karabaeva st., 63/3, Dushanbe, Republic of Tajikistan). Те1^оп: (+992) 988774114, E-mail:madina. [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.