Научная статья на тему 'Традиционные ценности в аксиологической парадигме современной Российской библиотеки'

Традиционные ценности в аксиологической парадигме современной Российской библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / БИБЛИОТЕЧНЫЙ ГУМАНИЗМ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / СОЦИОКОД / LIBRARY / AKSIOLOGY / VALUES / HUMANISM / ENLIGHTMENT / POSTNEOCLASSIC SCIENCE / SOCIOCODE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вихрева Г. М.

В статье рассматриваются ценности, традиционно присущие библиотеке как социокультурному институту. Раскрываются понятия «библиотечный гуманизм», «библиотечное просветительство». Показано, как они проявляются в деятельности библиотеки, как меняются виды, формы и методы их реализации в зависимости от изменения потребностей различных групп общества и требований времени. Излагается понимание миссии библиотеки с позиций постнеклассического типа научной рациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL VALUES IN AKSIOLOGOCAL PARADIGM OF MODERN RUSSIAN LIBRARY

Values traditionally inherent of library as socio-cultural institution are examined. Such notions as "library humanism", "library enlightment" are revealed. The concepts of "library humanism", "library enlightenment" are disclosed. The author shows how they are manifested in the activity of the library, how types, forms and methods of their implementation are altering depending on the changing needs of the different society groups and the time requirements.Conception of library mission from the position of postneoclassic type of scientific rationality is set forth.

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности в аксиологической парадигме современной Российской библиотеки»

УДК 021.1(470+571)

Г.М.Вихрева

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

В статье рассматриваются ценности, традиционно присущие библиотеке как социокультурному институту. Раскрываются понятия «библиотечный гуманизм», «библиотечное просветительство». Показано, как они проявляются в деятельности библиотеки, как меняются виды, формы и методы их реализации в зависимости от изменения потребностей различных групп общества и требований времени. Излагается понимание миссии библиотеки с позиций постнеклассического типа научной рациональности.

Ключевые слова: библиотека, аксиология, ценности, библиотечный гуманизм, просветительство, постнеклассическая наука, социокод.

G.M.Vikhreva TRADITIONAL VALUES IN AKSIOLOGOCAL PARADIGM OF MODERN RUSSIAN LIBRARY

Values traditionally inherent of library as socio-cultural institution are examined. Such notions as "library humanism", "library enlightment" are revealed. The concepts of "library humanism", "library enlightenment" are disclosed. The author shows how they are manifested in the activity of the library, how types, forms and methods of their implementation are altering depending on the changing needs of the different society groups and the time requirements.Conception of library mission from the position of postneoclassic type of scientific rationality is set forth.

Key words: library, aksiology, values, humanism, enlightment, postneoclassic science, sociocode.

Специфика библиотеки как социокультурного института заключается в том, что, в отличие от других хранилищ информации, она выполняет в обществе ценностно-ориентировочную функцию. Именно ценностное отношение библиотеки к включаемым в фонд документам определяет ее уникальность среди аналогичных коммуникаций социума. Хаотическому и далеко не равному по информационной значимости содержанию компьютерных сетей библиотека может противопоставить упорядоченную картину мира, новую когнитивную и этическую реальность, обладающую возможностью обратного, ценностно-ориентирующего воздействия как на мир документов, так и на мир потребностей.

Однако для этого библиотека прежде всего должна определить для себя приоритеты в мире вечных и временных ценностей. Сложность задачи обусловлена спецификой современной стадии российской модернизации: многомерным, комплексным характером изменений, охватывающих все сферы общественной жизни, в том числе и область её ценностных ориентаций. В этих условиях, как, может быть, никогда ранее, актуальна необходимость создания (осознания) ценностной парадигмы не только для самого социокультурного института «библиотека», но и для документа как основной его ценности и, шире, для знания как связующего звена между различными уровнями и направлениями социально-коммуникативной деятельности. В связи с этим в научный обиход библиотечных исследований всё шире вводятся такие понятия, как «информационная аксиология», «ценностно-информационное ориентирование», «аксиология информационного общества».

Современная миссия библиотек определяется усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Но это усиление далеко не всегда оборачивается для социума абсолютным благом. Конец ХХ века ознаменовал новую ситуацию в жизни человека и общества. Новизна заключается в осознании угрозы, исходящей от результатов их собственной деятельности. Открытие новых источников энергии, способных не только увеличить мощь и воздействие людей на мир, но и уничтожить все вокруг; совершенствование информационных технологий с вытекающими отсюда проблемами искусственного интеллекта, избыточной и социально опасной информации; ускоренное и ускоряющееся уничтожение окружающей человека среды - таковы лишь некоторые негативные последствия индустриального развития и сопутствующих ему явлений.

В своем стремлении обрести устойчивые ценности и ориентиры современная культура обращается к истории. Процесс «реставрации», возрождения культурного прошлого, начатый сравнительно недавно, связан с необходимостью напомнить о богатейшем культурном наследии Отечества, возвратить забытые имена и великие духовные ценности. К таким непреходящим ценностям русской культуры относится принцип гуманизма и гуманистические традиции русского Просвещения, сформировавшиеся в конце XVIII - начале XIX века и во многом предопределившие пути развития русской просветительской культуры.

Закон техногуманитарного баланса, сформулированный философом-антропологом А.П.Наза-ретяном, гласит: «Чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества» [1]. То есть, для устойчивого развития техногенной цивилизации жизненно важны традиционные ценности и те общественные институты, которые способны их сохранять и преумножать. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что библиотека как социальный институт гуманистична по своей сути, ибо, имея глубокие гуманистические традиции, в любых исторических условиях сохраняет свою направленность на человека как центр мироздания, на удовлетворение и формирование его информационных потребностей и читательских интересов.

Социальная и гуманистическая направленность изначально присуща библиотечной деятель-ности, она закреплена в традициях российского просветительства, в национальных и международных нормах. В научный обиход уже введено понятие библиотечного гуманизма, который определяется как «система профессиональной библиотечной деятельности, когда библиотека представляет собой рационально и эстетически обоснованный социально-культурный центр гуманистической книжности со свободным доступом к его документным фондам локальных и удалённых пользователей и диалоговым субьект-субъектным общением читателей и сотрудников библиотеки" [2].

А.В.Соколов, автор приведенного выше определения, полагает, что гуманизм присущ библиотечными работниками на интуитивно-эмпирическом уровне, ибо книги, как известно, облагораживают. Поэтому большинство библиотечных работников - это стихийные гуманисты, подсознательно, явочным порядком практикующие гуманистические универсалии в своей деятельности, отважно и самоотверженно, зачастую подвижнически выполняющие свою миссию в неблагоприятной социальной среде. Долг ученых-библиотековедов и библиотечных педагогов - снабдить их нужными знаниями и умениями, вооружить научно-методическими пособиями для эффективной реализации гуманистической миссии библиотеки, потому что, по справедливому утверждению Л. Е. Савич, «библиотечный гуманизм есть скорее действие, активная деятельность, а не только мировоззрение и некие теоретические построения... Профессиональная общественность «созрела» не только для постановки новых вопросов, но и для и решения конкретных задач. Всё большая часть российского библиотечного сообщества склонна видеть в библиотеке не просто социальный, информационный, образовательный, воспитательный и т. п. институт, но и активно действующее, обладающее большим потенциалом звено в системе гуманитарной защиты населения, защиты его социального здоровья, сопровождения и поддержки индивида на всем жизненном пути» [3].

Одна из глубоких гуманистических традиций, сложившихся в отечественной общественно-политической и философской мысли - Просветительство. В условиях нарастающей дестабилизации социально-экономических, ценностных и интеллектуальных устоев постсоветского пространства просветительская функция представляется очень актуальной для библиотечного дела. В 90-е годы ХХ в., на волне безоглядной деидеологизации, идея просветительства стала почему-то ассоциироваться исключительно с пропагандистской деятельностью и надолго исчезла из лексикона библиотековедов и библиотекарей-практиков. Однако сегодня постсоветское библиотечное сообщество вновь возвращается к ней, но уже на другом уровне, в контексте иных социокультурных условий осмысливая и развивая возможности реализации просветительской функции. На фоне гуманистической тенденции развития и расширяющихся информационных возможностей общества, перспективы просветительства в деятельности библиотек видятся гораздо отчетливее, становятся весомее и нужнее.

Просветительская деятельность как социальное явление в современном понимании представляет собой «совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию, стремление к передаче и получению необходимых знаний» [4]. Что до библиотечного просветительства, то оно, «являясь сущностной характеристикой библиотеки как социального института, проявляется в образовательной деятельности библиотеки как учреждения, виды, формы и методы которой меняются в зависимости от изменения потребностей различных групп общества и требований времени» [5]. Так, для детской или юношеской библиотек, основными функциями которых являются культурная и образовательная, эти задачи заключаются, очевидно, в пробуждении,

формировании читательских потребностей и направлении их ко благу общества. Просветительство может осуществляться здесь напрямую, в непосредственном контакте с объектом просвещения. Для библиотеки научной просветительская задача, на наш взгляд, гораздо более опосредована и может быть отождествлена с основной для неё информационной функцией, а шире - с обеспечением оптимальных условий для реализации последней. То есть, просветительские цели достигаются в данном случае опосредованно, они «растворены» в информационной функции библиотеки, которую В.В.Скворцов определяет как всю совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства в целях удовлетворения информационных потребностей читателей за счет массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации [6].

Исходя из сказанного, можно предположить, что просветительская деятельность библиотеки реализуется совокупностью всех её функций, причем доминируют в этом процессе те из них, которые в наибольшей степени присущи данному типу библиотек. Поэтому просветительские задачи библиотек разного уровня различны, хотя и объединены общим высоким смыслом «высветления человека во всех его силах» [7].

Определяя принципы деятельности библиотеки, необходимо исходить из ее сущности социального института, которая заключается в сборе и распространении в пространстве и во времени документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей. Для выполнения этой миссии библиотеке необходимо руководствоваться системой ценностей, сформировавшейся во внешней среде. Библиотеки во все времена являлись тем фундаментом, на котором зарождались и развивались наука, общественная мысль, литературные и философские течения. Это не только собрание книг, это огромный мир социальных коммуникаций, где люди встречаются друг с другом, ищут ответы на самые насущные вопросы жизни. Здесь собираются люди, объединенные поиском знаний, это место, где формируются глубокие духовные привязанности. На библиотеки возлагается особая миссия и значительная работа по созданию духа культуры, его формирования и укрепления.

Именно такое понимание социокультурной миссии библиотеки находит подтверждение и методологическое обоснование в новой парадигме научного познания постнеклассического типа, декларирующей первичность гуманистических ориентиров в определении стратегии научного поиска и соотнесенность знаний с традиционными ценностями и целями. Предпосылки формирования данного типа научной рациональности появляются в конце ХХ века, отмеченного новой ситуацией в жизни человека и общества. Само понятие «постнеклассическая наука» или «постнеклассический тип научной рациональности» было введено в оборот в конце 80-х гг. прошлого века академиком В.С. Степиным [8]. Этими терминами он обозначил новый этап в развитии познания, связанный с процессом очередной научной революции, которая происходила на протяжении последних трех десятилетий ХХ в. и до сих пор не может считаться законченной.

Новый тип рациональности позволяет рассматривать библиотеку комплексно, как сложный социальный объект, как развивающуюся, открытую, нелинейную систему, с учетом ценностной парадигмы каждого исторического периода. Библиотека в контексте постнеклассического знания выступает системой, встроенной во все общественные структуры, развивающейся вместе с ними или автономно по своим законам, но активно влияющей на социум в целом.

Новое научное мировоззрение подтверждает высокую степень важности ценностно-ориен-тационной миссии библиотеки в обществе. Исходя из современных положений теории систем, любая сложная развивающаяся организация должна содержать в себе информацию, обеспечивающую её устойчивость. В соответствии с этой информацией, закрепленной и представленной в соответствующих кодах, система воспроизводит саму себя. Информационные коды учитывают опыт предшествующего и определяют способы ее последующего взаимодействия с внешней средой. С точки зрения теории развивающихся систем, базисные ценности культуры являются для социальных организмов информационными структурами, аналогичными генным кодам для биологических видов.

Мировоззренческие универсалии организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, некоего ДНК социальной жизни. Смыслы категорий «природа», «человек», «красота», «справедливость» и т.д., выражая шкалу ценностных приоритетов общества, определяют, что из непрерывно обновляемого социального опыта должно быть передано новому поколению как полезное и

нужное, а что «отсеяно» как бесполезное или вредное для развития социального организма.

Приоритетность ценностной компоненты в постнеклассической рациональности является полностью созвучной изначальной природе библиотеки и делает несостоятельной позицию сторонников коммуникативной функции как главенствующей в её деятельности. И дело здесь не только в просветительских традициях, берущих начало в глубине прошлых веков, а еще и в том, что библиотека формирует свои фонды посредством оценки и отбора документов, наиболее значимых (ценных) с точки зрения аксиологической парадигмы социума. "При своем возникновении библиотека была не просто социальным, но ноосферным (духовным) институтом. Базовым принципом, смыслом ее существования всегда оставалось посредничество (между Словом, Божественным откровением и человеком или между человеком и человечеством). В любой из этих парадигм она представляла человеку сумму моделей, образов мира, универсум, будучи воплощением своего рода метафилософии» [9].

Отбирая и накапливая документально-информационные массивы, преобразуя их в соответствии с задачами формирования интеллектуального и культурного потенциала общества, библиотеки способствуют созданию нового знания и тем самым являются активными и сознательными участниками формирования социокода, необходимого для воспроизводства и развития социального организма.

Литература

1. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в 1. Nazaretjan A. P. Civilizacionnye krizisy v kontekste

контексте Универсальной истории. (Синергетика, Universal'noj istorii. (Sinergetika, psihologija i психология и футурология). - М. : Пер Сэ, 2001. - С. futurologija). - M. : Per Sje, 2001. - S. 96.

96.

2. Соколов А. В. «Библиотека и гуманизм»: миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации. Санкт- Петербург : Профессия; Москва : Гранд-Фаир, 2012. - С. 372

3. Савич Л. Е. Социальное здоровье с позиций библиотечного гуманизма: к продолжению исследования проблемы. Режим доступа: http://pandia.org/text/78/358/765.php/ (дата обращения 16.11.2014).

4. Концепции развития общественного просветительского движения в городе Москве. Режим доступа:

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_Doc umID_159282.html (дата обращения 16. 11.2014).

5.Скворцов В.В. Современная концепция библиотеки. - Режим доступа: http://www.libconfs.narod.ru /2002/4s/s4_p16.htm / (дата обращения 16.11.2014).

6. Скворцов В. В. Библиотечное дело и демократия // Библиотековедение. 1997. № 3. С. 9.

7. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М.: Русская книга, 1994 г. Т. 6. С. 70-71.

8. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

9. Информативность библиотечного фонда: (темат.-типолог. аспект) : сб. науч. тр. / Гос. публ. б-ка. Л., 1982. - С. 7.

2. Sokolov A. V. «Biblioteka i gumanizm»: missija biblioteki v global'noj tehnogennoj civilizacii. Sankt-Peterburg : Professija; Moskva : Grand-Fair, 2012. - S. 372

3. Savich L. E. Social'noe zdorov'e s pozicij bibliotechnogo gumanizma: k prodolzheniju issledovanija problemy. Rezhim dostupa: http://pandia.org/text/78/358/765.php/ (data obrashhenija 16.11.2014).

4. Koncepcii razvitija obshhestvennogo prosvetitel'skogo dvizhenija v gorode Moskve. Rezhim dostupa:

http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_Doc umID_159282.html (data obrashhenija 16. 11.2014). 5.Skvorcov V.V. Sovremennaja koncepcija biblioteki. -Rezhim dostupa: http://www.libconfs.narod.ru /2002/4s/s4_p16.htm / (data obrashhenija 16.11.2014).

6. Skvorcov V. V. Bibliotechnoe delo i demokratija // Bibliotekovedenie. 1997. № 3. S. 9.

7. Gogol' N. V. Sobr. soch.: V 9 t. M.: Russkaja kniga, 1994 g. T. 6. S. 70-71.

8. Stepin V. S. Teoreticheskoe znanie. Struktura, istoricheskaja jevoljucija. M.: Progress-Tradicija, 2003. - 744 s.

9. Informativnost' bibliotechnogo fonda: (temat.-tipolog. aspekt) : sb. nauch. tr. / Gos. publ. b-ka. L., 1982. - S. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.