Научная статья на тему 'Традиции российского просветительства в деятельности научной библиотеки'

Традиции российского просветительства в деятельности научной библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
449
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ОТБОР / НАУЧНАЯ ИСТИНА / ПРИНЦИП СИНКРЕТИЗМА / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО / EDUCATION (ENLIGHTENMENT) / LIBRARY / SELECTION / TRUTH OF SCIENCE / THE PRINCIPLE OF SYNCRETISM / LIBRARY SERVICES / INFORMATION INEQUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вихрева Галина Михайловна

В статье рассматриваются сущность и значение просветительской функции, особенности и некоторые аспекты её реализации в условиях академической библиотеки. В свете современной социокультурной ситуации просветительская миссия библиотек трактуется как обеспечение развития человеческого потенциала (интеллектуализация общества) путем непрерывного образования и свободного доступа к культурному наследию человечества всех членов общества. Возможности реализации просветительской функции осмысливаются и развиваются в контексте иных социокультурных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian traditions of enlightenment in the activities of the scientific library

Economic, political and social changes in Russia occurred in the nineties of the twentieth century predetermined the emergence of a new socio-cultural situation, which in turn led to the transformation of the style and quality of the existence of the society, its public relations, value orientations. With increasing destabilization of the socio-economic, value and intellectual foundations of the post-Soviet space steady adherence to humanistic traditions established in the European and Russian sociopolitical and philosophical thought seems to be of current importance for domestic libraries. The educational function of the library is one of these traditions. Russian libraries have traditionally played a significant role in the educational activity. From the standpoint of culturological approach, а library is а part of the cultural continent, i.e. a library existed within the culture for centuries, changing and transforming externally and internally. A special mission and considerable work for creation of the spirit of culture, its formation and strengthening is assigned to the library. Today the post-Soviet library community returns to the idea of enlightenment, overcoming skepticism of the nineties of the twentieth century, when on the wave of reckless deideologization this concept has become associated exclusively with the propaganda activity and therefore disappeared from the lexicon of library scientists and practitioners for a long time. Return to the ideals of the enlightenment is performed at a different level. Possibilities of implementing the educational function are conceptualized and developed in the context of other socio-cultural conditions. In view of the current socio-cultural situation the educational mission of the libraries is interpreted as ensuring development of the human potential (intellectualization of the society) through continuing education and free access to the cultural heritage of mankind for all members of the society. Preamble of the Code of Professional Ethics of а Russian librarian approved at the regular session of the Russian Library Association (May 2011, Tyumen) indicates that understanding of the librarian mission in the society is no longer fit into the framework of mediation, but includes objectives of conservation, development and dissemination of the cultural heritage of the nations of Russia. The educational activity of the library is implemented through a set of all its functions, and those which are most inherent to a certain type of libraries dominate in this process. Therefore, educational tasks of the libraries of different levels vary. For a scientific library the educational task is much more mediated and can be identified with its basic information function, and broader with providing optimal conditions for the implementation of the latter. That is, educational goals are "dissolved" in the information function of the library. The main purpose of the academic (scientific) libraries can be formulated as the utmost contribution to establishment of the objective scientific truth through information support of the learning process.

Текст научной работы на тему «Традиции российского просветительства в деятельности научной библиотеки»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 3 (15)

УДК 021.2

Г.М. Вихрева

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

В статье рассматриваются сущность и значение просветительской функции, особенности и некоторые аспекты её реализации в условиях академической библиотеки. В свете современной социокультурной ситуации просветительская миссия библиотек трактуется как обеспечение развития человеческого потенциала (интеллектуализация общества) путем непрерывного образования и свободного доступа к культурному наследию человечества всех членов общества. Возможности реализации просветительской функции осмысливаются и развиваются в контексте иных социокультурных условий.

Ключевые слова: библиотека, просветительство, отбор, научная истина, принцип синкретизма, библиотечное обслуживание, информационное неравенство.

Экономические, политические и социальные изменения, произошедшие в России в 90-х гг. XX в., предопределили возникновение новой социальнокультурной ситуации, которая, в свою очередь, обусловила преобразование стиля и качества существования социума, его общественных отношений, ценностных ориентаций. В условиях нарастающей дестабилизации социально-экономических, ценностных и интеллектуальных устоев постсоветского пространства очень актуальным для отечественных библиотек представляется неуклонное следование гуманистическим традициям, сложившимся в европейской и российской общественно-политической и философской мысли. Одна из таких традиций - просветительская функция библиотеки.

Просветительство уходит корнями в Х11-ХШ вв., зародившись как идейное учение, ставившее целью распространение идеалов научного знания и разоблачение предрассудков и суеверий. Оно включает в себя определенные философские, политические, исторические, социально-экономические взгляды, теории, концепции. Важнейшее место в нем занимает пропаганда идей равенства всех людей, призыв к уважению личности каждого человека, независимо от его происхождения. Идея просвещения входит в общую идеологию просветительства в качестве одного из основных его элементов.

Для российского просветительства характерны настойчивые поиски условий гармоничного существования личности и общества, отстаивание идеи сильного государства, способного сохранять спокойствие внутри страны и отстаивать её интересы на международной арене. Российские библиотеки традиционно играют значительную роль в просветительской деятельности. Первые монастырские библиотеки появились еще в Х1-Х11 вв., светские -в XVIII в., в Петербурге при Академии наук (1714 г.) и Московском университете (1756 г.). Нынешняя крупнейшая библиотека страны - Российская государственная библиотека (РГБ), одно из самых крупных книжных хранилищ мира, основана в 1862 г. в составе московского Румянцевского музея. Наряду с публичными библиотеками велика роль в просвещении жителей России

народных общедоступных библиотек и читален, создаваемых в XIX в. земствами, просветительскими обществами и обществами грамотности. К 1914 г. их насчитывалось 12 600 [1].

С позиций культурологического подхода библиотека - это часть культурного континента, т.е. библиотека существовала внутри культуры на протяжении многих веков, изменяясь и преобразуясь внешне и внутренне. На библиотеку возлагается особая миссия и значительная работа по созданию духа культуры, его формированию и укреплению. Библиотечные фонды, хранящие историческую память наших наций и обеспечивающие доступность обществу новой информации, идей и знаний, являются, по словам академика Д.С. Лихачева, «самым главным в культуре любой страны». Библиотеки во все времена являлись тем фундаментом, на котором зарождались и развивались наука, общественная мысль, литературные и философские течения.

Сегодня постсоветское библиотечное сообщество вновь возвращается к идее просветительства, преодолевая скептицизм 90-х гг. ХХ в., когда на волне безоглядной деидеологизации это понятие стало ассоциироваться исключительно с пропагандистской деятельностью и потому надолго исчезло из лексикона библиотековедов и библиотекарей-практиков. Возвращение к идеалам просветительства осуществляется уже на другом уровне. Возможности реализации просветительской функции осмысливаются и развиваются в контексте иных социокультурных условий. На фоне гуманистической тенденции развития и расширяющихся информационных возможностей общества перспективы просветительства в деятельности библиотек видятся гораздо отчетливее, становятся весомее и нужнее.

Характерно, что ни в Федеральном законе «О библиотечном деле», ни в современной библиотечной теории среди основных, «сущностных» функций просветительская, как правило, не фигурирует. И хотя некоторые исследователи, например Н.В. Жадько, считают её, как и мемориальную, родовой, определяющей специфику именно социального института «библиотека», чаще всего её относят к так называемым производным функциям наряду с воспитательной, производственной, рекреационной, гедонистической [2. С. 29-36].

Тем не менее просветительская (просветительная) роль традиционно закреплена в сознании общества за библиотеками, как и за другими учреждениями культуры. В свете современной социокультурной ситуации просветительская миссия библиотек трактуется как обеспечение развития человеческого потенциала (интеллектуализация общества) путем непрерывного образования и свободного доступа к культурному наследию человечества всех членов общества. Однако пути реализации этой миссии видятся библиотечной общественности по-разному. Неоднозначность и даже противоречивость представлений о предназначении библиотек в информатизированном мире породили сегодня явление, определяемое как «драма функций» [3. С. 12]. Суть последней сводится к существованию двух основных репрезентативных позиций: коммуникативной и социокультурной [4. С. 179].

Первая из них ограничивает деятельность библиотеки ролью высокотехнологичного, но бесстрастного посредника между потребителем и информацией. Вторая, помимо выполнения сугубо информационной функции, возлагает на библиотеку обязанность сохранения культурных традиций, трансля-

ции в общество исторически выверенных нравственных и эстетических идеалов, необходимость оценки куммулируемой информации с точки зрения её социальной значимости.

Показательна в этом отношении реакция библиотечной общественности на первый в истории России Кодекс профессиональной этики, принятый в 1999 г. Документ подвергся острой критике именно из-за отсутствия в нём положений о просветительской роли библиотек, отведения библиотекарю места бесстрастного посредника, не несущего моральной ответственности за качество и содержание предоставляемой информации. Характер профессиональных дискуссий неоднозначно показал, что для российской библиотечной практики традиционно важна просветительская деятельность. Библиотекари настаивали на необходимости включить в Кодекс специальный раздел, фиксирующий социальную миссию библиотеки, в том числе её просветительскую роль. Это и было сделано в окончательной редакции документа [5], утвержденной на очередной сессии Российской библиотечной ассоциации (май 2011 г., Тюмень).

Преамбула документа свидетельствует: библиотекари осознали настоятельную необходимость обозначить в числе этических норм современного российского библиотекаря наличие более активной, чем прежде, гражданской позиции, социальной ответственности за последствия своей профессиональной деятельности. Понимание миссии библиотекаря в обществе уже не укладывается в рамки посредничества, пусть и высокопрофессионального, а включает в себя задачи сохранения, развития и распространения культурного достояния народов России.

Таким образом, путем проб и ошибок российское библиотечное сообщество вновь пришло к пониманию важности и необходимости просветительской деятельности библиотеки, осознало, что философия доступности информации, знаний должна не противопоставляться философии Просветительства, а продолжать и развивать ее идеи в новых социально-экономических условиях. Просветительская роль традиционно органична для российской библиотечной практики, особенно для публичных муниципальных, т.е. наиболее распространенных в России библиотек.

Можно предположить, что просветительская деятельность библиотеки реализуется совокупностью всех её функций, причем доминируют в этом процессе те из них, которые в наибольшей степени присущи определенному типу библиотек. Поэтому просветительские задачи библиотек разного уровня различны, хотя и объединены общим высоким смыслом, который Н.В. Гоголь определил как «высветление человека во всех его силах» [6. Т. 6. С. 71]. Так, для детской или юношеской библиотек, основными функциями которых являются культурная и образовательная, эти задачи заключаются, очевидно, в пробуждении, формировании читательских потребностей и направлении их ко благу общества. Просветительство может осуществляться здесь напрямую, в непосредственном контакте с объектом просвещения. Однако аспекты её воплощения в практической деятельности академической и, шире, научной универсальной библиотеки нуждаются в определенной конкретизации.

Для библиотеки научной просветительская задача, на наш взгляд, гораздо более опосредована и может быть отождествлена с основной для неё инфор-

мационной функцией, а шире - с обеспечением оптимальных условий для реализации последней. То есть просветительские цели достигаются в данном случае опосредованно, они «растворены» в информационной функции библиотеки, которую В.В. Скворцов определяет как всю совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства в целях удовлетворения информационных потребностей читателей за счет массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации [7].

Обратимся к некоторым аспектам «просветительства посредством информирования», характерного для научной библиотеки.

Основным условием выполнения информационной функции для всякой библиотеки является грамотно сформированное и профессионально предоставленное читателю и пользователю собрание документов, отвечающее требованиям профильности, актуальности, научной достоверности, фундаментальности, новизны и т.д. Следовательно, осуществление просветительской функции начинается уже на этапе комплектования её фонда. Это положение универсально, но у академической библиотеки имеется своя специфика оценки включаемых в фонд документов. Она отражается, прежде всего, в системе критериев отбора, определяемой целью (миссией, назначением) библиотеки, а также информационными потребностями читателей и пользователей. Основная цель академических (научных) библиотек может быть сформулирована как всемерное способствование установлению объективной научной истины посредством информационного обеспечения процесса познания. Их фонды должны отражать все направления развития человеческой мысли, независимо от существующего сегодня представления об их соответствии этой истине. Тем самым обеспечивается один из важнейших аспектов реализации просветительской функции академической библиотеки. Её объектом выступает здесь личность, которой требуется не столько пробуждение и формирование информационных потребностей, сколько всестороннее и полное их удовлетворение.

Направленность фонда академической библиотеки на обеспечение широких возможностей для научной рефлексии определяет и специфику её отношения к информации, не отвечающей требованиям строгой научности и достоверности. Любое издание, подвергающееся анализу на предмет включения в фонд, должно рассматриваться здесь не только как источник определенной (возможно, деструктивной) информации, но и как феномен документопотока, информационное явление, могущее быть объектом изучения книговедов, социологов, историков, психологов, а также составляющее в совокупности с другими новую социальную ценность - библиотечный фонд.

С данной точки зрения функционально оправданно присутствие в фонде академической библиотеки изданий и «околонаучного», и даже социально опасного характера. Расширение границ фонда за счет новых явлений доку-ментопотока принципиально важно для объективного информирования академического читателя, и это находит подтверждение в работах исследователей библиотечных проблем и в высказываниях самих ученых. Значимым научным ресурсом для них является всякая информация, в том числе и «информация недостоверная ("дефектологическая”), представленная сомнительными

фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация... Только при таком подходе к формированию информационных ресурсов создаются предпосылки для выявления противоречивых данных, исключаются случаи пропуска “неудобной” информации и сложных ситуаций (под сложной ситуацией понимается информация о “необычном”, “невозможном” использовании известных средств и методов, “принципиально невозможных” явлениях и действиях), т.е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного человека и (или) целого коллектива» [8. С. 82-83].

В интересах просветительства как условия соблюдения научной объективности неправомерно проявление априорного скептицизма в отношении изданий по эзотерике, нетрадиционной медицине, парапсихологии и т.д. Такая позиция неизбежно ведет к обеднению фонда, поэтому комплектатору следует ориентироваться на удовлетворение разносторонних информационных потребностей пользователей библиотеки в рамках ее профиля. Ибо, как справедливо отмечал известный библиотековед В.В. Скворцов, «мы далеко не всегда в состоянии со стопроцентной точностью определить, с чем на самом деле сталкиваемся в библиотеке: со знанием, незнанием; полузнанием. Отдельные фрагменты того, что когда-то называлось знанием, приобретают статус незнания, заблуждения, ошибки. И наоборот, известны случаи, когда казавшееся ошибочным оборачивается впоследствии настоящим знанием. Это неизбежно в связи с исторически преходящим характером представлений о мире» [9. С. 9]. То есть во исполнение своей просветительской роли академическая библиотека должна не решать за ученого вопрос о научности и достоверности той или иной информации, а обеспечивать ему объективные условия для выявления истины, соблюдая при этом принцип соразмерности и необходимой достаточности всех элементов фонда.

Крупная научная библиотека, формируя свой фонд, не может не учитывать наиболее существенные философские, стратегические проблемы развития образования в обозримом будущем. Понимание библиотечными специалистами сущности ценностей и целей образования, тенденций развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, позволяет вырабатывать оптимальные критерии формирования фонда, обеспечивающие информационную поддержку образовательного процесса. Стратегия формирования фонда академической библиотеки в число традиционных приоритетов комплектования - информационной поддержки научно-исследовательской деятельности - в настоящее время включает задачу ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Профессионально сформированное собрание документов позволяет академической библиотеке успешно решать целый ряд просветительских задач, среди которых одной из важнейших сегодня является интеллектуальное и духовное развитие общества и личности наших соотечественников. В свете концепции глобального информационного общества (общества знаний) социально значимой миссией библиотеки можно обозначить обеспечение развития человеческого потенциала (интеллектуализации общества) путем свободного доступа к культурному наследию человечества. Организуя комплектование, хранение и использование документов, содержащих эталоны человеческих ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие общества,

его гуманистический характер, библиотека способствует формированию системы ценностей общества в целом и отдельной личности в частности.

В эпоху глобализации под натиском растущих потоков информации, новых алгоритмов жизни, мышления, новых ценностей перед каждым государством стоит задача защиты и развития своей национальной культуры и прежде всего - языковой, которая в любую эпоху несет в себе энергетику и информационную память нации, отражает душу народа. Речевая культура, как панцирь, защищает общество, цивилизацию в целом. Глобализация несет в себе нарастающие угрозы для русского языка. Засилье иностранной лексики, засорение, деформация, размывание корневых основ языка ведут к разрушению нашей самобытности, культурной идентичности.

Глобальная информационная сеть сегодня - это англоязычный мир. Очевидно, что именно стратегия поддержания и развития библиотеками русскоязычного информационного пространства, «русскоязычного мира» - социальная роль библиотеки, в отличие от информационных центров, задачи которых - предоставление релевантной информации на заданную тему, вне зависимости от языковых и географических границ.

Не менее важным направлением просветительства является антидепри-вационная функция научной библиотеки. Предоставление ученым и специалистам доступа к столь актуальным для них дорогостоящим полнотекстовым базам данных, развитие таких информационных сервисов, как ЭДД, обеспечивают равные условия для всех посетителей библиотеки, что вполне соответствует просветительским традициям. Предоставление библиотекой комфортного доступа к информационным ресурсам библиотеки подразумевает, кроме всего прочего, в качестве модели взаимодействия библиотекаря и пользователя взаимный, равноправный, диалогичный характер общения. Высшей формой библиотечного обслуживания ученого сегодня является создание для него системы сервисов индивидуального информационного пространства.

Еще одна из возможностей реализации просветительской функции научной библиотекой - ее издательская деятельность, переиздание книг и документов предыдущих эпох в виде нового продукта, который может быть представлен в том числе и в электронном варианте, обогащен мультимедийными технологиями, снабжен аналитическими и справочными материалами. Такая деятельность «переоткрывает» информацию и знания, по разным причинам недоступные ранее обществу, обеспечивает его активное пользование и культурный оборот в социуме.

Все возможные аспекты реализации научной библиотекой просветительских традиций далеко не исчерпываются теми, которые мы рассмотрели в данной статье. Роль и место ее как носителя и хранителя основных социальных ценностей, ее миссия и пути дальнейшего развития требуют глубокого осмысления и анализа в быстро меняющемся мире. Однако несомненным представляется высокое предназначение библиотек всех рангов и подчинений в сохранении и преумножении лучших традиций Просвещения.

Литература

1. Нифонтов О.Н. Просветительство - добрая традиция России [Электронный ресурс]. URL: http://tnu.podelise.ru/docs/index-234492.html (дата обращения: 12.12.2013).

2. Бубекина Н.В. Некоторые размышления об образовательной функции библиотек // Библиотековедение. 2000. № 5. С. 29-36.

3. Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции // Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века : материалы семинара / Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. М., 1994. С. 12-18.

4. Стародубова Н.З. Менеджмент библиотечных фондов в историческом и современном контекстах / Н.З. Стародубова, Л.М. Толчинская // Библиотечные исследования в системе пост-неклассической науки : проблемно-ориентированный сборник. М. : ГГБ, 2008. С. 179.

5. Кодекс этики российского библиотекаря [Электронный ресурс]. URL: www.rba.ru/con-tent/about/doc/codex.php (дата обращения: 12.12.2013).

6. Гоголь Н.В. Собрание сочинений : в 9 т. М., 1994. Т. 6. С. 70-71.

7. Скворцов В.В. Современная концепция библиотеки [Электронный ресурс]. URL: lib-con fs.narod.ru/2002/4s/s4_p16.htm (дата обращения: 12.12.2013).

8. Старикова Л.Н. Информационное обеспечение социологического образования : ресурсы, технологии. Кемерово, 1998. С. 82-83.

9. Скворцов В.В. Библиотечное дело и демократия // Библиотековедение. 1997. № 3. С. 9.

Vikhreva Galina M. State Public Scientific Technical Library. Siberian Division of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: vihreva@spsl.nsc.ru

RUSSIAN TRADITIONS OF ENLIGHTENMENT IN THE ACTIVITIES OF THE SCIENTIFIC LIBRARY

Key words: library, education (enlightenment), selection, truth of science, the principle of syncretism, library services, information inequality.

Economic, political and social changes in Russia occurred in the nineties of the twentieth century predetermined the emergence of a new socio-cultural situation, which in turn led to the transformation of the style and quality of the existence of the society, its public relations, value orientations. With increasing destabilization of the socio-economic, value and intellectual foundations of the post-Soviet space steady adherence to humanistic traditions established in the European and Russian sociopolitical and philosophical thought seems to be of current importance for domestic libraries. The educational function of the library is one of these traditions.

Russian libraries have traditionally played a significant role in the educational activity. From the standpoint of culturological approach, а library is а part of the cultural continent, i.e. a library existed within the culture for centuries, changing and transforming externally and internally. A special mission and considerable work for creation of the spirit of culture, its formation and strengthening is assigned to the library.

Today the post-Soviet library community returns to the idea of enlightenment, overcoming skepticism of the nineties of the twentieth century, when on the wave of reckless deideologization this concept has become associated exclusively with the propaganda activity and therefore disappeared from the lexicon of library scientists and practitioners for a long time. Return to the ideals of the enlightenment is performed at a different level. Possibilities of implementing the educational function are conceptualized and developed in the context of other socio-cultural conditions.

In view of the current socio-cultural situation the educational mission of the libraries is interpreted as ensuring development of the human potential (intellectualization of the society) through continuing education and free access to the cultural heritage of mankind for all members of the society.

Preamble of the Code of Professional Ethics of а Russian librarian approved at the regular session of the Russian Library Association (May 2011, Tyumen) indicates that understanding of the librarian mission in the society is no longer fit into the framework of mediation, but includes objectives of conservation, development and dissemination of the cultural heritage of the nations of Russia. The educational activity of the library is implemented through a set of all its functions, and those which are most inherent to a certain type of libraries dominate in this process. Therefore, educational tasks of the libraries of different levels vary. For a scientific library the educational task is much more mediated and can be identified with its basic information function, and broader with providing optimal

conditions for the implementation of the latter. That is, educational goals are "dissolved" in the information function of the library.

The main purpose of the academic (scientific) libraries can be formulated as the utmost contribution to establishment of the objective scientific truth through information support of the learning process.

References

1. Nifontov O.N. Prosvetitel'stvo - dobraya traditsiya Rossii [Enlightenment - a good tradition of Russia]. Available at: http://tnu.podelise.ru/docs/index-234492.html. (Accessed: 12th December 2013).

2. Bubekina N.V. Nekotorye razmyshleniya ob obrazovatel'noy funktsii bibliotek [Some thoughts on the educational function of libraries]. Bibliotekovedenie, 2000, no. 5, pp. 29-36.

3. Samokhina M.M. [The library as a social institution, its functions]. Biblioteka i obshchestvo v Rossii 90-kh godov XX veka: materialy seminara [The library and society in Russia of the 90-ies of the 20th century. Proc. of the seminar]. Moscow, 1994, pp. 12-18. (In Russian).

4. Starodubova N.Z., Tolchinskaya L.M. Menedzhment bibliotechnykh fondov v istoricheskom i ovremennom kontekstakh [Management of library collections in historical and contemporary contexts]. In: Nikonorova E.V. (ed.) Bibliotechnye issledovaniya v sisteme postneklassicheskoy nauki [Library research in the post-nonclassical science]. Moscow: Pashkov dom Publ., 2008, p. 179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.