Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ: ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА'

ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ: ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2152
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации (СМИ) / традиционные СМИ / новые медиа / конкуренция / интернет / информационное пространство / mass media (media) / traditional media / new media / competition / internet / information space

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжан Юньшэн

В статье рассматриваются особенности традиционных СМИ, которые стали очевидны в настоящий момент и определяют их дальнейшее развитие. Отмечается, что, несмотря на наличие у новых медиа ряда неоспоримых преимуществ, традиционные СМИ выигрывают в другом, и поэтому их развитие является весьма перспективным. В частности, среди позитивных качеств новых медиа выделяются технологичность, интерактивность, мультимедийность, доступность, мобильность, гипертекстуальность. А среди противостоящих им качеств традиционных медиа в статье названы тщательность подготовки публикации, объективность и точность информации, меньшая субъективность автора, воспитательная составляющая, отсутствие сниженной лексики и др. Делается вывод о том, что традиционные СМИ способны на данном этапе развития информационного пространства составить конкуренцию новым медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL MEDIA: HORIZONS OF DEVELOPMENT IN THE ERA OF NEW MEDIA

The article examines features of traditional media, which have become apparent at the moment and determine their further development. It is noted that despite the fact that new media have a number of undeniable advantages, traditional media outperform others, and therefore their development is very promising. In particular, technological effectiveness, interactivity, multimedia, accessibility, mobility, and hypertextuality stand out among the positive qualities of new media. And among the qualities of traditional media opposing them, the article names the thoroughness of the preparation of the publication, the objectivity and accuracy of the information, the lower subjectivity of the author, the educational component, the absence of stylistic lowered vocabulary, etc. It is concluded that traditional media are capable of competing with new media at this stage of information space development.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ: ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА»

10. Вэй Х. Слово о полку Игореве. Пекин: Издательство народной литературы, 2000.

11. Лю В. «Размышления» Лихачёва о России. Российские исследования Центральной Азии и Восточной Европы. 2006; № 4: 74 - 84.

12. Ху Ц. Кто я? Читаю «Раздумья о России». Социальное наблюдение. 2004; № 2: 46 - 56.

13. Ян М. Смеховой мир - анализ работы «Смех как мировоззрение» Лихачева. Русская литература и искусство. 2008; № 2: 50 - 60.

14. Чжан Ц. Принятие теории русско-советской поэтики в Китае. Русская литература и искусство. 2009; № 3: 81 - 90.

15. Дмитрий Лихачев и его эпоха: воспоминания, эссе, документы, фотографии. Составитель Е.Г. Водолазкин. Санкт-Петербург: Logos, 2006. Перевод на китайский язык Му Синьхуа. Русская литература и искусство. 2016; № 3: 134 - 143.

References

1. Cichao Ch. Posle i pomimo ponyatij «polifoniya», «dialog», «karnavalizaciya». Izuchenie Bahtina v sovremennom Kitae. Voprosy literatury. 2015; № 6: 219 - 237.

2. Li M. Rol' semiotiki v formirovanii obraza Rossii v kul'ture Kitaya. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2018; № 2: 108 - 113.

3. Lihachev D.S. Razdum'ya o Rossii. Sankt-Peterburg: Logos, 1999. Perevod na kitajskij yazyk U Syaodu, Van Huan'sh'en i dr. Pekin: Izdatel'stvo Pekinskogo universiteta, 2003.

4. Lyu V. «Razmyshleniya» Lihacheva o Rossii. Rossijskie issledovaniya Central'noj Azii i Vostochnoj Evropy. 2006; № 4: 69 - 75.

5. Ш^МШ. Available at: https://book.douban.com/subject/27037196/

6. Chzhan C. Teoreticheskaya istoriya russko-sovetskoj literaturnoj kritiki ХХ veka. Problema realizma v mirovoj literature: sbornik. Pekin: Izdatel'stvo Pekinskogo universiteta, 2017: 397 - 400.

7. Han' C. Sbornik proizvedenij russkih pisatelej molodogo i srednego vozrasta. Mirovaya literatura. 1993; № 1: 35 - 37.

8. Lihachev D.S. Zakonomernosti i antizakonomernosti v literature. Russkaya literatura. 1990; № 1: 3 - 5.

9. Lihachev D.S. Iskusstvo i nauka (mysli). Russkaya literatura. 1992; № 3: 3 - 13.

10. V'ej H. Slovo o polku Igoreve. Pekin: Izdatel'stvo narodnoj literatury, 2000.

11. Lyu V. «Razmyshleniya» Lihacheva o Rossii. Rossijskie issledovaniya Central'noj Azii i Vostochnoj Evropy. 2006; № 4: 74 - 84.

12. Hu C. Kto ya? Chitayu «Razdum'ya o Rossii». Social'noe nablyudenie. 2004; № 2: 46 - 56.

13. Yan M. Smehovoj mir - analiz raboty «Smeh kak mirovozzrenie» Lihacheva. Russkaya literatura i iskusstvo. 2008; № 2: 50 - 60.

14. Chzhan C. Prinyatie teorii russko-sovetskoj po'etiki v Kitae. Russkaya literatura i iskusstvo. 2009; № 3: 81 - 90.

15. Dmitrij Lihachev i ego 'epoha: vospominaniya, 'esse, dokumenty, fotografii. Sostavitel' E.G. Vodolazkin. Sankt-Peterburg: Logos, 2006. Perevod na kitajskij yazyk Mu Sin'hua. Russkaya literatura i iskusstvo. 2016; № 3: 134 - 143.

Статья поступила в редакцию 05.05.21

УДК 070.1

Zhang Yunsheng, postgraduate, Department of New Media and Communication Theory, Lomonosov Moscow State University (Moscow Russia), E-mail: z.yunsheng@yandex.ru

TRADITIONAL MEDIA: HORIZONS OF DEVELOPMENT IN THE ERA OF NEW MEDIA. The article examines features of traditional media, which have become apparent at the moment and determine their further development. It is noted that despite the fact that new media have a number of undeniable advantages, traditional media outperform others, and therefore their development is very promising. In particular, technological effectiveness, interactivity, multimedia, accessibility, mobility, and hypertextuality stand out among the positive qualities of new media. And among the qualities of traditional media opposing them, the article names the thoroughness of the preparation of the publication, the objectivity and accuracy of the information, the lower subjectivity of the author, the educational component, the absence of stylistic lowered vocabulary, etc. It is concluded that traditional media are capable of competing with new media at this stage of information space development. Key words: mass media (media), traditional media, new media, competition, internet, information space.

Чжан Юньшэн, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: z.yunsheng@yandex.ru

ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ:

ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА

В статье рассматриваются особенности традиционных СМИ, которые стали очевидны в настоящий момент и определяют их дальнейшее развитие. Отмечается, что, несмотря на наличие у новых медиа ряда неоспоримых преимуществ, традиционные СМИ выигрывают в другом, и поэтому их развитие является весьма перспективным. В частности, среди позитивных качеств новых медиа выделяются технологичность, интерактивность, мультимедийность, доступность, мобильность, гипертекстуальность. А среди противостоящих им качеств традиционных медиа в статье названы тщательность подготовки публикации, объективность и точность информации, меньшая субъективность автора, воспитательная составляющая, отсутствие сниженной лексики и др. Делается вывод о том, что традиционные СМИ способны на данном этапе развития информационного пространства составить конкуренцию новым медиа.

Ключевые слова: средства массовой информации (СМИ), традиционные СМИ, новые медиа, конкуренция, интернет, информационное пространство.

Использование новых медиа сегодня стало реальностью и каждодневной практикой для большинства людей на земле. Развитие технологий, постоянное увеличение территорий, на которых доступна сеть Интернет, появление новых типов коммуникативных устройств, с помощью которых можно получать информацию онлайн, - факторы, благодаря которым новые медиа стремительно развиваются и охватывают всё большее количество жителей земли. По определению Р. Ноймана, профессора Мичиганского университета, новые медиа - «это новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента» [цит. по: 1]. Для исследователей, выявляющих сущность новых медиа, очевидно, что «технологической и коммуникативной средой» [2, с. 40] их существования является интернет-пространство. Кроме того, выделяются такие признаки новых медиа, отличающие их от традиционных СМИ, как интерактивность (возможность быстрой разнообразной коммуникации адресанта и адресанта) [там же, с. 41], мультимедийность и даже гипермедийность (способность «объединять в себе все предыдущие медиа (печать, радио, телевидение), использовать все существующие формы мультимедиа и их комбинации» [там же, с. 43]), а также доступность для большого количества людей (действие в формате «глобальной коммуникации, не зависящей от географических и языковых границ» [3, с. 136]) и мобильность, то есть «мгновенное использование» [2, с. 44]. В результате новые медиа можно охарактеризовать как «высокотехнологичные интерактивные

интернет-медиа, обладающие потенциалом гипермедийности и мобильного доступа к контенту» [там же, с. 45].

Обладая названными выше свойствами, постоянно развивая и расширяя их, новые медиа сразу же по появлении вступили во взаимодействие с традиционными СМИ - печатной газетой, радио, телевидением. Эти отношения большинство исследователей характеризуют как «конкуренцию» [4, с. 89], предметом которой является «аудитория, ее свободное время и интерес» [там же, с. 90], и которая воспринимается как тренд и как «вызов журналистике» [5, с. 24]. В этой конкуренции традиционные СМИ часто проигрывают, закрываясь или переходя (полностью или частично) в онлайн-формат, т.е. пополняя ряды новых медиа.

Целью статьи является анализ векторов и тенденций развития традиционных СМИ на данном этапе, когда новые медиа заняли лидирующее положение в информационном пространстве.

Сам вопрос о конкуренции традиционных и новых медиа ставится потому, что наблюдается «исход» в Интернет потенциальных потребителей СМИ, в первую очередь молодёжи. Б.В. Лебедева отмечает, что, начиная с появления интернет-СМИ, «молодая аудитория, вполне естественно поддерживая все новое, активно уходила от традиционного телесмотрения» [6, с. 190]. Для всех, кто наблюдает за данным процессом с конца ХХ века, очевидно, что он пагубно влияет на традиционные СМИ.

Несложно заметить, что в конкурентной борьбе с традиционными СМИ новые медиа обладают рядом преимуществ. Традиционные СМИ не могут похва-

литься ни высокой доступностью (газету надо приобрести, для чего необходимы материальные ресурсы и доступ к точке её продажи; новые медиа доступны в любом месте и в любое время по цене мобильного Интернета без дополнительных материальных вложений); ни мобильностью (информация появляется в традиционных СМИ через некоторое время, порой значительное, которое требуется на ей получение, написание статьи или заметки, подготовку номера, его печать, доставку в точку продажи и приобретение; новые медиа тратят время лишь на нахождение информации и придание ей формы). У традиционных СМИ также гораздо ниже уровень интерактивности, чем у новых медиа (в газету можно написать письмо, в редакцию журнала можно позвонить, но на это уйдёт время; в публикации нового медиа можно поставить «лайк», оставить комментарий и сразу же вступить в дискуссию как с автором статьи, так и с другими читателями). Мультимедийность традиционных СМИ ограничена использованием фотографий и других иллюстраций; новые медиа могут включать фото, видео, звуковые файлы и т.д. Есть также свойство, которой в традиционных СМИ не просто выражено меньше, чем в новых медиа, а вообще отсутствует Это гипертекстуальность -«незамкнутость, выход за пределы одной текстовой структуры» [7, с. 73], установление связи данного текста с потенциально не ограниченным количеством других текстов. Техническим средством для данного свойства новых медиа являются гиперссылки.

Данные преимущества и способствовали тому, что новые медиа получили сегодня весьма широкое распространение у самой разной аудитории. Однако достаточно ли их, чтобы новые медиа изгнали традиционные СМИ из информационного пространства, о чём нам достаточно уверенно сообщают некоторые исследователи: «Традиционные средства массовой коммуникации постепенно вытеснены новыми медиа. Или есть какие-то факторы, которые могут быть обозначены как преимущества традиционных СМИ над новыми медиа?» [8, с. 62].

Во-первых, можно выделить такой фактор, как тщательность подготовки публикации. Чтобы попасть в формат традиционного СМИ, информация должна пройти значительный путь, причём с текстом на этом пути будут работать несколько человек, каждый из которых улучшит его: журналист, фотограф, редактор, корректор, дизайнер, верстальщик и т.п. Тексты новых медиа готовит гораздо меньшее количество человек, если же речь идёт о таких популярных новых медиа, как блоги, YouTube-каналы, публикации в живых журналах и социальных сетях, то это, как правило, вообще один человек - автор и основной субъект данного нового медиа. Сокращение пути информации от автора к адресату, уменьшение количества остановок на данном пути увеличивают скорость публикации, но одновременно приводят к снижению её качества. В новых медиа не редкостью являются различного рода ошибки, опечатки, неточности языкового, стилистического и содержательного плана.

Во-вторых, информация, представленная в традиционных СМИ, как правило, более объективна, точна, проверена. Время пути информации от автора к читателю, работа с нею большего количества людей обеспечивают объективность, значительно уменьшают проникновение в СМИ фейковых новостей, являющихся «феноменом современности» и даже несущих «угрозу обществу» [9, с. 79]. Конечно, фейковые новости проникают и в традиционные СМИ, но в гораздо меньшей степени. В то же время сам факт существования фейковых новостей и возможности с ними столкнуться, в том числе на страницах традиционных СМИ, активизирует критическое мышление читателей, которым необходимо «критично относиться к информационным источникам, анализировать поступающую информацию, сопоставлять различные источники и делать самостоятельные выводы» [там же, с. 81].

Объективность информации, излагаемой традиционными СМИ, связана, кроме того, с меньшими возможностями выражения в них субъективности - личного мнения, личной точки зрения автора публикации на ту или иную проблему. Автор новых медиа стремится к самовыражению, он всегда субъективен, говорит от себя и транслирует собственные суждения, трактовки, характеристики, оценки. Если читатель заинтересован в знакомстве не с относительно чистыми фактами, а с их субъективно-оценочным вариантом, то он с большой вероятностью обратится к новым медиа.

Для многих потенциальных потребителей СМИ актуальной является и такая особенность традиционных медиа, как присутствие в них воспитательной составляющей, трансляция традиционных ценностей и нравственных норм, то есть «большая воспитательная роль традиционных СМИ в сравнении с новыми медиа» [4, с. 89]. Здесь выбор в пользу традиционных СМИ определяет не только их правильный воспитательный посыл, но и отсутствие такого посыла у многих новых медиа и тем более склонность ряда из них к организации негативного воспитательного воздействия, к трансляции ценностей, для потребителей традиционных СМИ неприемлемых.

Четвёртое свойство традиционных СМИ, многими адресатами воспринимаемое положительно и побуждающее сделать свой потребительский выбор в

Библиографический список

их пользу, - отсутствие в традиционных СМИ обсценной лексики, вульгаризмов и вообще сниженной лексики. Для многих людей наличие данных лексических элементов не в устной речи, а в медийном контенте по-прежнему неприемлемо, особенно в том случае, когда просмотр новостей ведётся семейно, в присутствии пожилых членов семьи и детей. Более строгое регулирование, наблюдаемое в традиционных СМИ, касается и содержания публикаций (программ), и их идеологического посыла, и внешнего, языкового оформления. И хотя речь не идёт обо всех электронных медиа, и в сети Интернет тоже присутствует интеллектуальный контент [10], у многих адресатов новые медиа ассоциируются со сквернословием и нарушением этических норм.

Неоднозначную трактовку самих журналистов и их аудитории получает ещё одно свойство традиционных СМИ - их зависимость от государства, часто от официальной политики, официальной точки зрения на то или иное явление, даже от идеологии. Для одних авторов и адресатов это неприемлемо, и они пополняют ряды, соответственно, авторов и потребителей новых медиа. Но необходимо учитывать, что есть сегмент аудитории, который в этой зависимости нуждается; есть потребители, которые хотят владеть только информацией, полученной из официальных источников и не получившей трактовку независимых, в первую очередь либеральных, прозападно настроенных авторов. Большинство журналистов считают, что «только истинно независимая журналистика способна безотносительно к политической и экономической конъюнктуре ориентироваться на сверхзадачи, решение которых необходимо для выживания человека и сохранения среды, в которой он социализируется» [5, с. 28], однако не все читатели и зрители традиционных СМИ согласны с этой точкой зрения и приемлют плюрализм и свободное высказывание каждым субъектом общественной и политической жизни своего мнения.

Названные факторы по-прежнему обеспечивают достаточно «устойчивые позиции традиционных масс-медиа в списке предпочтений аудитории» [11, с. 55]. Чтобы активно происходящий сегодня процесс сокращения аудитории традиционных СМИ и расширения аудитории новых медиа в перспективе на завершился уничтожением первых и полной заменой вторыми их места в информационном пространстве, традиционные медиа должны предпринимать какие-то шаги, вырабатывать стратегию, которая позволит им сохранить свои позиции, создаст ситуацию, в которой «классические медиа смогут адаптироваться под современные условия информационного рынка, при этом сохраняя свою индивидуальность» [там же, с. 58]. К таким условиям могут относиться различные способы конвергенции традиционных и новых медиа, в том числе широко наблюдаемое сегодня создание параллельно существующих традиционной и интернет-платформ; привлечение авторитетных журналистов блогос-феры к деятельности в традиционных СМИ; создание традиционными СМИ интернет-площадок, на которых у читателей будет возможность организовать интерактивное обсуждение информации, и др. Только активная деятельность, умение не замкнуться в привычной форме и живо реагировать на динамику интересов потребителей позволят традиционным СМИ сохранить свою жизнеспособность.

Итак, в данный момент нельзя говорить о том, что какой-то из сегментов медиа - традиционные СМИ или новые медиа - обладает неоспоримыми преимуществами. Положительные свойства новых медиа - технологичность, интерактивность, мультимедийность, доступность, мобильность, гипертекстуальность - создают иллюзию неизбежности их победы в конкурентной борьбе с традиционными СМИ. Однако не всё так однозначно.

Традиционные СМИ сохранили и даже развили в себе, сосуществуя с новыми медиа, ряд особенностей, стабильно привлекающих к ним читателей: тщательность подготовки публикации; большая объективность, точность, про-веренность информации; меньшая субъективность автора; воспитательная составляющая; отсутствие ненормированной и стилистически сниженной лексики; зависимость от государства и официальной идеологии.

Картина противостояния традиционных СМИ и новых медиа в настоящий момент складывается таким образом, что каждый из данных сегментов медиа-пространства имеет свои достоинства и недостатки, а также свою аудиторию, учитывающую при выборе данные достоинства и недостатки. Сосуществование традиционных СМИ и новых медиа в течение последних двух десятилетий показывают их способность конкурировать друг с другом. Особенно конкурентоспособным оказалось телевидение, занимающее стабильное положение как наиболее популярное СМИ. Очевидно, в дальнейшем вытеснение традиционных СМИ новыми медиа будет продолжено, однако, скорее всего, этот процесс будет проходить уже не так быстро, как в начале XXI века. Не исключено, что увеличение аудитории новых медиа и сокращение аудитории традиционных сМи будет полностью зависеть от постепенного вхождения в число их потребителей всё большего количества подрастающих молодых людей и от естественного выхода из этого числа пожилых людей.

1. Дурандина А. Что такое новые медиа? О новых медиа, медиаискусстве и интерактивности. Available at: https://les.media/artides/436125-chto-takoe-novye-media-for-landing.

2. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия. Коммуникативные исследования. 2016; № 4: 39 - 47.

3. Пашинская В.В. Электронная коммуникация как возможность формирования нового типа общества. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018; № 10: 134 - 137.

4. Балчугов А.В., Пахомова Е.А., Устинкин С.В., Фоменков А.А. Перспективы взаимоотношений традиционных и новых медиа. Власть. 2020; № 28-6: 89 - 93.

5. Тепляшина А.Н. Новые медиа & традиционные СМИ: конкуренция как тренд. Вопросы журналистики. 2018; № 3: 24 - 35.

6. Лебедева Б.В. Проблемы конвергенции контента традиционных аудиовизуальных СМИ и новых медиа. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2016; № 1: 190 - 194.

7. Соболева О.В. К проблеме определения понятия «гипертекстуальность». Вестник Челябинского государственного университета. 2014; № 7: 72 - 75.

8. Денисова И.Д. Традиционные и новые медиа: роль России в рекламном рынке и перспективы развития. Научные Записки ОрелГИЭТ. 2016; № 2: 62 - 65.

9. Красовская Н.Р, Гуляев А.А., Юлина Г.Н. Фейковые новости как феномен современности. Власть. 2019; № 27-4: 79 - 82.

10. Крылова М.Н. Язык современного интернет-общения (на материале интеллектуального контента социальной сети «ВКонтакте»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; № 1: 128 - 137.

11. Романова А.А., Шапинская Е.Н. Особенности взаимодействия традиционных и новых медиа (на примере спортивных медиа). Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2018; № 2: 54 - 59.

References

1. Durandina A. Chto takoe novye media? O novyh media, mediaiskusstve i interaktivnosti. Available at: https://les.media/articles/436125-chto-takoe-novye-media-for-landing.

2. Nosovec S.G. Novye media: k opredeleniyu ponyatiya. Kommunikativnye issledovaniya. 2016; № 4: 39 - 47.

3. Pashinskaya V.V. 'Elektronnaya kommunikaciya kak vozmozhnost' formirovaniya novogo tipa obschestva. Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i 'ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018; № 10: 134 - 137.

4. Balchugov A.V., Pahomova E.A., Ustinkin S.V., Fomenkov A.A. Perspektivy vzaimootnoshenij tradicionnyh i novyh media. Vlast'. 2020; № 28-6: 89 - 93.

5. Teplyashina A.N. Novye media & tradicionnye SMI: konkurenciya kak trend. Voprosy zhurnalistiki. 2018; № 3: 24 - 35.

6. Lebedeva B.V. Problemy konvergencii kontenta tradicionnyh audiovizual'nyh SMI i novyh media. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. 2016; № 1: 190 - 194.

7. Soboleva O.V. K probleme opredeleniya ponyatiya «gipertekstual'nost'». Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 7: 72 - 75.

8. Denisova I.D. Tradicionnye i novye media: rol' Rossii v reklamnom rynke i perspektivy razvitiya. Nauchnye Zapiski OrelGI'ET. 2016; № 2: 62 - 65.

9. Krasovskaya N.R., Gulyaev A.A., Yulina G.N. Fejkovye novosti kak fenomen sovremennosti. Vlast'. 2019; № 27-4: 79 - 82.

10. Krylova M.N. Yazyk sovremennogo internet-obscheniya (na materiale intellektual'nogo kontenta social'noj seti «VKontakte»). Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. 2019; № 1: 128 - 137.

11. Romanova A.A., Shapinskaya E.N. Osobennosti vzaimodejstviya tradicionnyh i novyh media (na primere sportivnyh media). Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie: setevoe izdanie. 2018; № 2: 54 - 59.

Статья поступила в редакцию 29.04.21

УДК 811

Zhou Yujie, postgraduate, Moscow State University n.a. M.V. Lomonosov (Moscow, Russia), E-mail: 821464739@qq.com

ON THE PROBLEM OF NOMINATION OF NEGATIVE MAGICAL CHARACTERS IN RUSSIAN AND CHINESE FAIRY TALES. Currently, the study of the language of folklore texts is one of the main tasks of philology, and the consideration of the problems of nomination of heroes in fairy tales is an important aspect of linguistic research. The article deals with the problem of nomination of negative magical characters in Russian and Chinese fairy tales. The paper lists examples of the most popular characters with magical powers, analyzes the origin of names of negative characters, their status in the field of human knowledge and religious history. The work gives sources of nominations for these negative heroes, such as Baba Yaga, Koschey the Immortal, the Sea King, Queen Mother of the West and Gonggong (God of Water). A comparative study of negative characters in Russian and Chinese fairy tales makes it possible to identify the national specifics of the creation of these images, to characterize the features of the nomination of Russian and Chinese heroes.

Key words: nomination, negative magical character, Russian fairy tale, Chinese fairy tale.

Чжоу Юйцзе, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: 821464739@qq.com

К ПРОБЛЕМЕ НОМИНАЦИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВОЛШЕБНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Изучение языка фольклорных текстов является одной из основной задач филологии, а рассмотрение проблем номинации сказочных героев представляет собой важный аспект лингвистических исследований. В статье рассматривается проблема номинации отрицательных волшебных персонажей в русских и китайских волшебных сказках. Представлены примеры наиболее популярных героев, обладающих волшебной силой. Проведен анализ вопросов происхождения имен и названий наиболее популярных отрицательных персонажей, их место в сфере человеческих знаний и истории религий. Перечислены источники номинации таких отрицательных героев русских сказок, как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Морской царь; китайских сказок - Владычица неба и Гунгун (божество ветров и волн). Сопоставительное изучение отрицательных персонажей в русских и китайских волшебных сказках дает возможность выявить национальную специфику создания этих образов, охарактеризовать особенности номинации русских и китайских героев.

Ключевые слова: номинация, отрицательный волшебный персонаж, русская сказка, китайская сказка.

В современной лиигвокультурологии исследователи большое внимание уделяют связи языка и культуры, поскольку язык является одним из важнейших категорий культуры, продуктивным способом ее интерпретации. В одной из своих работ Ю.М. Лотман писал: «Культура как целое обладает особым аппаратом коллективной памяти», что «позволяет рассматривать ее как коллективный интеллект» [1, с. 557]. Культура народа, воплощенная в памяти языка и опредмеченная в нем, в лингвокультурологии приобретает статус «концепта». Концепт рассматривается в современной науке не только как единица уровня ментальных репрезентаций, но и как «явление, интегрирующее взаимодействие сознания, языка, текста и культуры» [2, с. 69]. Этот термин, по мнению Е.С. Кубряковой, служит «объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека» [3, с. 93].

Рассмотрение концептов волшебной сказки в сопоставительном аспекте позволяет выделить коммуникативно значимые концепты национальных концеп-тосфер, выявить специфику отраженной в волшебной сказке картины мира; найти лакунарность концептов одной лингвокультуры на фоне другой.

Сказка является не просто жанром фольклора. Сказка - это феномен культуры, в ней отражено мировоззрение народа, его духовная деятельность. Она

представляет собой один из эвфемистических и популярных способов познания мира. Философия и опыт, содержащиеся в сказках, могут охватывать практически все стороны жизни. Волшебные сказки в китайском и русском языках отражают мировидение китайского и русского народов. Их выдуманные сюжеты, фантастические герои, совершающие сверхъестественные поступки, являются не только своеобразным средством восприятия мира, так и отражением национальной этнической картины мира. Сказка играет важную роль в жизни отдельного человека и в духовной жизни народа, на её основе строится духовное здоровье нации. В ней отражены обычаи, верования нации. Ее значение для понимания основ духовности народа трудности переоценить.

Классические волшебные сказки зародились в реальной жизни различных этнических групп. В них красочно отражается, с одной стороны, простота и доверчивость древних людей, с другой - неукротимый дух, достоинство, решительность людей, их умение противостоять злым силам.

Волшебная сказка потому и волшебная, что в ней есть то, чего нет в обычной жизни. По мнению Е.Л. Березович, «чудо есть свойство ирреального мира, существующего параллельно человеческому обществу» [4, с. 112]. В настоящей жизни нет молодильных яблок, которые помогают человеку стать молодым; нет лука и стрел, которые способны убить солнце. Но именно с помощью этих эле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.