Научная статья на тему 'Специфика мультимедийных жанров: опыт применения в приморских СМИ'

Специфика мультимедийных жанров: опыт применения в приморских СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
841
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-ресурс / мультимедиа / мультимедийные жанры / Приморский край / СМИ / публикация / Internet resource / multimedia / multimedia genres / Primorye territory / mass media / publication.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губарь Анжелика Александровна

Статья посвящена анализу состояния мультимедийной журналистике в приморских интернет-ресурсах. Рассмотрены мультимедийные жанры и их использование в публикациях. Приведены удачные и неудачные примеры мультимедийных элементов в приморских СМИ. Влияние общемировой тенденции мультимедиатизации побуждает региональные онлайн-медиа экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MULTIMEDIA GENRE: APPLICATION EXPERIENCE IN THE SEASIDE MEDIA

The article is devoted to analysis of the state of multimedia journalism in the Maritime Internet resources. Multimedia genres and their use in publications are considered. Successful and unsuccessful examples of multimedia elements in the Maritime media are given. The influence of the global trend of multimedia development encourages regional online media to experiment with new multimedia genres.

Текст научной работы на тему «Специфика мультимедийных жанров: опыт применения в приморских СМИ»

СПЕЦИФИКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЖАНРОВ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИМОРСКИХ СМИ

SPECIFICITY OF MULTIMEDIA GENRE: APPLICATION EXPERIENCE IN

THE SEASIDE MEDIA

УДК 070

Губарь Анжелика Александровна

студент

4 курс, факультет «Журналистика» Дальневосточный федеральный университет Россия, г. Владивосток Gubar Angelica Alexandrovna student

4 year, faculty of "Journalism" Far Eastern Federal University Russia, Vladivostok

Аннотация. Статья посвящена анализу состояния мультимедийной журналистике в приморских интернет-ресурсах. Рассмотрены мультимедийные жанры и их использование в публикациях. Приведены удачные и неудачные примеры мультимедийных элементов в приморских СМИ. Влияние общемировой тенденции мультимедиатизации побуждает региональные онлайн-медиа экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами.

Abstract. The article is devoted to analysis of the state of multimedia journalism in the Maritime Internet resources. Multimedia genres and their use in publications are considered. Successful and unsuccessful examples of multimedia elements in the Maritime media are given. The influence of the global trend of multimedia development encourages regional online media to experiment with new multimedia genres.

Ключевые слова: интернет-ресурс, мультимедиа, мультимедийные жанры, Приморский край, СМИ, публикация.

Keywords: Internet resource, multimedia, multimedia genres, Primorye territory, mass media, publication.

С каждым днем растет конкуренция средств массовой информации, борьба идет за внимание аудитории. На наших глазах печатные версии газет, радио, эфирное телевидение сдают позиции перед Интернетом как каналом коммуникации. Ключевыми словами современного СМИ, современной редакции и медиапространства являются скорость, мобильность, интерактивность и мультимедийность. Задача средств массовой информации усложнилась: нужно не просто собрать и изложить в доступной форме информацию, но и при помощи новых возможностей предложить контекст и объяснить людям новости.

Общество уходит от текстового мышления и текстовых видов потребления и переходит к изобразительному мышлению и визуальным видам потребления. Согласно статистике, примерно 40% аудитории являются визуалами, а 20-30% — аудиалами [3, с. 146]. Аудитория хочет быть вовлеченной в интерактивный контент и СМИ должны пытаться всячески привлечь своего потребителя.

Современные средства массовой информации стараются передавать свои сообщения, используя целый ряда знаковых систем. Технические новшества в области коммуникации сильно повлияли на масс-медиа. Традиционные СМИ развивают свои интернет-версии, публикуют разнообразный контент, чтобы не отставать от быстро развивающихся онлайн-порталов. В результате в медиа-системе появляется новая область — интернет-журналистика. Она выполняет все те же функции, что и масс-медиа в «доцифровую эпоху», но также использует новые средства выражения.

Термин «мультимедиа» (multimedia) можно перевести на русский язык как «много сред». Мультимедиа посредством компьютерной техники объединяет практически все используемые человеком среды, средства и способы обмена информацией с обогащением их свойственными компьютеру возможностями хранения больших объемов информации и интерактивного произвольного доступа к элементам этой информации.

Исследователи М. М. Лукина и И. Д. Фомичева выделяют ключевые особенности сетевых СМИ, которые отличают их от других. К ним авторы относят интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Благодаря этим уникальным свойствам, которые предоставляют технологии Интернета, журналисты могут:

1) Расширить не только объем информации, но и ее содержание;

2) Донести смысл сообщения до общественности, используя различные коды общения;

3) Использовать для «работы» с аудиторией различные формы общения, дать ей более широкие возможности для реагирования и участия в информационном обмене [5, с. 47].

Исследователи выделяют следующие жанры новых медиа: текстовые, мультимедийные и синтетические.

Текстовые включают в себя как традиционные жанры (новость, очерк, колонка и т.д.), так и новые жанры — текстовая трансляция, статус в социальных сетях. Синтетический жанр предполагает объединение нескольких элементов — текста, иллюстрации, звука, интерактива. Среди мультимедийных жанров выделяют иллюстративные жанры, аудиальные жанры, видеожанры.

К иллюстративным жанрам относятся: статичная иллюстрация (отражает происходящее, дополняет информацию, формирует визуальный ряд), панорамная фотография (пространство с широким углом обзора), фотолента, фоторепортаж, слайд-шоу (автоматическое перелистывание фотографий и наличие сценарной составляющей), инфографика (визуальное представление информации).

Аудиальные жанры: подкаст (звуковой файл, передача, законченный сюжет), аудиоиллюстрация (фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста), аудиоверсия текста (текст сообщения читается диктором), аудиосюжет (осмысленная и спродюсированная аудиозапись небольшого формата). Видеожанры: видеоиллюстрация (нет законченного сюжета), видеосюжет (законченное видеосообщение: завязка, кульминация, развязка), потоковое видео (с места событий), интерактивный видеомост (интервью с ньюсмейкером в прямом эфире).

Синтетические жанры: слайд-шоу со звуком (аудиослайд-шоу), мультимедийное ток-шоу (интерактивность, пользовательская аудитория, мультиэкранность), мультискрипт, интерактивное видео (новый формат представления информации, который упрощает навигацию по объемным видеоматериалам), информационные игры (интерактивный инфотеймент), интерактивный рисунок, интерактивный видеосюжет (включает в себя ссылки, иконки, которые включают переход к видео, фото, графике и т.д.), интерактивная карта/ схема [4, с. 131-142].

В контексте развития новых медиа региональные интернет-СМИ активно превращаются в многогранные сетевые проекты, вбирая в себя и инфосайты, и электронные версии традиционных СМИ, и городские порталы, и социальные медиа. Крупнейшими интернет-ресурсами Приморского края являются информационное агентство PrimaMedia.ru и городской портал

Vl.ru. Помимо популярных новостных порталов, в интернет-среде есть и другие ресурсы: РИА Дейта, Vostokmedia.com, Vladnews.ru, Primpress.ru, Ussurmedia.ru и др. К крупнейшим игрокам газетного онлайнового рынка относится Приморская газета, Комсомольская правда-Владивосток, Владивосток, Золотой рог. Также новости на свои официальные сайты транслируют ГТРК Владивосток и ОТВ-Прим.

Были проанализированы мультимедийные публикации приморских СМИ с сентября 2019 по март 2020. В центр нашего внимания не вошли жанры фотогалереи и фоторепортажа. Это объясняется тем, что эти жанры далеко не новы, они хорошо изучены, привычны для аудитории, редакции приморских СМИ этим инструментом пользуются давно и весьма активно. Интерес вызвали новые жанры и инструменты.

Большой популярностью среди онлайновых СМИ Приморского края пользуется инфографика. В материалах встречается как собственная, так и чужая, предоставленная организацией/лицом, о котором идет речь в публикации.

Интерес вызвала инфографика PrimaMedia к материалу «Бохай, казаки, цыгане, ирландские танцы - необычный фьюжн ожидает приморцев» [1]. В материале рассказано о фестивале «Хоровод дружбы», который проводился в городе Уссурийск. Описана программа фестиваля, прикреплены фотографии (2 тематических изображения с бесплатного фотостока pixabay.com). В инфографике отображена главная информация: что, где, когда и как. В краткой и доступной форме изложены необходимые сведения (см. рисунок ...). На изображении видны смысловые разделы, отмеченные разным цветом. Главные фразы выделены крупно, что облегчает поиск нужной информации.

Информационное агентство PrimaMedia совсем недавно, 14 ноября 2019 года запустило сервис прослушивания новостей. Как утверждает источник, прослушивание новостей реализуется с помощью сервиса Yandex SpeechKit [6]. Из плюсов новой возможности можно отметить то, что воспроизведенный текст звучит естественно и с правильным произношением слов, что не доставляет дискомфорта при прослушивании. Из минусов: прослушать можно не все новости, а лишь только те, которые размешены в «информационной картине дня». Можно прослушать как все новости подряд, так и выбрать одну, которая заинтересовала. Более ранние публикации придется прочитывать самостоятельно.

В приморских онлайн-СМИ видео представлено в различных вариантах: видеоиллюстрация, видеосюжет, видеоинтервью, блиц-опрос и др. Также редакции имеют регулярно обновляемые каналы на видеохостинге Youtube.

Интересно видео, опубликованное в Deita.ru к интервью «Вирусолог Щелканов: вакцина против коронавируса уже создана» [2]. Интервью с вирусологом сопровождается графикой: заражение организма вирусом (см. Рисунок ...). Графика проста и понятна неспециалисту в данной области. Но некоторые момента сильно ускорены, что мешает четкому восприятию. В видео виден только интервьюируемый, интервьюера нет, но появляются вопросы, на которые отвечает вирусолог.

Информационное агентство PrimaMedia активно публикует различные тесты. Созданы они в специальных программах: Ех.со или Конструктор Тестов.ру. Они выступают отдельным материалом, носят развлекательный характер, но при этом некоторые привязаны к каким-либо вопросам, а некоторые для проверки эрудиции читателей.

Редакции PrimaMedia и Vl.ru активно пользуются как статичными, так и интерактивными картами для своих публикаций. ИА PrimaMedia пользуется Яндекс.Картами, в то время как Vl.ru использует свой сервис map.vl.ru. В большинстве своем карты используются для материалов, посвящённых перекрытию дорог, пробкам. Так, например Vl.ru к публикации «Столкнувшиеся У^ с автобусом усугубили утреннюю пробку на Луговой» добавил карту пробок, работающую в реальном времени [9]. Читатель, который открывает новость, сразу же видит актуальные данные на момент чтения публикации.

Кроме сервисов дорожных карт в публикациях интернет-ресурсов Приморского края можно встретить интерактивные карты погоды, используется сервис Windy.com. К публикации «Снег во Владивостоке будет идти ориентировочно до девяти вечера — синоптики» PrimaMedia добавило карту погоды [8]. Достоинством подобного способа отражения происходящего является отражение действительности в реальном времени. Также карта позволяет выбрать несколько слоев: температура, ветер, облака и др. Можно увидеть ситуацию на момент просмотра публикации, а можно посмотреть прогноз на несколько часов вперед.

Тайм линий не было найдено в публикациях информационного агентства, но в проекте PrimaMedia «Наш университет» где собраны публикации, связанные с Дальневосточным федеральным университетом, была найдена тайм-линия [7]. На тайм-линии отображены самые значимые события начиная с 2009 года, с начала строительства кампуса на о. Русском. Где-то выделено одно событие за год, где-то два значимых события за год. При помощи курсора мыши можно навести на нужное события и узнать

подробности. Тайм-линия позволяет узнать о событиях, которые важны и интересны.

Уникальная особенность Интернета передавать через разные медийные платформы и в разных конфигурациях является предпосылкой появления новых журналистских жанров. Мультимедийность имеет прикладной характер. Именно новые интернет-технологии сделали возможным существование мультимедийных публикаций. Таким образом, мультимедийность является характеристикой продукта, созданного с использованием различных знаковых систем.

Нет сомнения, что потенциал у мультимедийной журналистики в Приморском крае есть. Влияние общемировой тенденции мультимедиатизации, опыт западных и столичных коллег побуждает региональные онлайн-медиа экспериментировать с новыми мультимедийными жанрами. Сегодня использование мультимедиа — не просто мода, а уже необходимость. Это атрибут современного, «продвинутого» онлайн-медиа. Мультимедийные элементы помогают привлечь внимание пользователей, разнообразить поток информации и, прежде всего, улучшить воспринимаемость информации.

Литература:

1. Бохай, казаки, цыгане, ирландские танцы - необычный фьюжн ожидает приморцев [Электронный ресурс] // PrimaMedia, 3 сен. 2019. URL: https://primamedia.ru/news/849664/?from=37 (дата обращения: 25.02.2020)

2. Вирусолог Щелканов: вакцина против коронавируса уже создана [Электронный ресурс] // Deita, 17 фев. 2020. URL: https://deita.ru/ru/video/virusolog-shelkanov-vakcina-protiv-koronavirusa-uzhe-sozdana/ (дата обращения 13.03.2020)

3. Галло К. ^Презентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса / Кармин Галло; пер. с англ. Михаила Фербера. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 224 с.

4. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г.Качкаевой. - М.:, 2010. -200 с.

5. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. - М.: Факультет журналистики. - МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

6. Поверь своим ушам: медиахолдинг PrimaMedia запустил сервис прослушивания новостей [Электронный ресурс] // PrimaMedia, 14 ноя.

2019. URL: https://primamedia.ru/news/877161/?from=37 (дата обращения 02.03.2020)

7. Проект Primamedia.ru «Наш университет» [Электронный ресурс] // PrimaMedia. URL: https://primamedia.ru/nash-univer/ (дата обращения 13.03.2020)

8. Снег во Владивостоке будет идти ориентировочно до девяти вечера — синоптики [Электронный ресурс] // PrimaMedia, 11 дек. 2019. URL: https://primamedia.ru/news/887355/?from=37 (дата обращения 28.02.2020)

9. Столкнувшиеся Vitz с автобусом усугубили утреннюю пробку на Луговой [Электронный ресурс] // Vl.ru, 10 янв. 2020. URL: https: //www.newsvl .ru/accidents/2020/01/10/186791/ (дата обращения 03.03.2020)

Literature:

1. Bohai, Cossacks, gypsies, Irish dances - unusual fusion awaits the Primorye people [Electronic resource] // PrimaMedia, Sep 3. 2019. URL: https://primamedia.ru/news/849664/?from=37 (accessed: 02.25.2020)

2. Virologist Schelkanov: a vaccine against coronavirus has already been created [Electronic resource] // Deita, 17 Feb. 2020. URL: https://deita.ru/en/video/vimsolog-shelkanov-vakcina-protiv-koronavirusa-uzhe-sozdana/ (accessed 13.03.2020)

4. Gallo K. i Presentation. Persuasion lessons from Apple leader Steve Jobs / Carmine Gallo; trans. from English Michael Ferber. - M .: Mann, Ivanov and Ferber, 2010 .-- 224 p.

5. Journalism and convergence: why and how traditional media turn into multimedia / ed. A.G. Kachkayeva. - M.:, 2010 .-- 200 s.

6. Lukina M.M., Fomicheva I.D. Media in the Internet: A Textbook. - M.: Faculty of Journalism. - Moscow State University M.V. Lomonosov, 2005 .-- 87 p.

7. Believe your ears: PrimaMedia media holding has launched a news listening service [Electronic resource] // PrimaMedia, Nov 14. 2019. URL: https://primamedia.ru/news/877161/?from=37 (accessed 02.03.2020)

8. Project Primamedia.ru "Our University" [Electronic resource] // PrimaMedia. URL: https://primamedia.ru/nash-univer/ (date of access 03.13.2020)

9. Snow in Vladivostok will be expected until about nine in the evening - weather forecasters [Electronic resource] // PrimaMedia, Dec 11. 2019. URL: https://primamedia.ru/news/887355/?from=37 (accessed 02.28.2020)

10. Faced Vitz with a bus exacerbated the morning traffic jam on Lugovoy [Electronic resource] // Vl.ru, 10 Jan. 2020. URL: https://www.newsvl.ru/accidents/2020/01/10/186791/ (accessed 03.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.