Научная статья на тему 'Новые медиа: к определению понятия'

Новые медиа: к определению понятия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15438
2268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA / MASS MEDIA / DISTINCTIVE FEATURES / INTERNET TECHNOLOGY / MOBILE TECHNOLOGY / INTERACTIVITY / WEB 2.0 / CONVERGENCE / MULTIMEDIA / СМИ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХ­­НОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ВЕБ 2.0 / КОНВЕРГЕНТНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Носовец Светлана Геннадьевна

Предпринята попытка поиска отличительных признаков новых медиа феномена, возникшего в связи с появлением и развитием компьютерных сетей и интернет-технологий. Среди названных признаков можно обозначить первичный, явившийся причиной возникновения феномена Интер­нет как технологическая и коммуникативная среда существования новых ме­­диа. Однако первичность здесь не совпадает с первостепенностью все приз­наки значимы в равной степени и определяют специфику явления в своей совокупности. Интерактивность и гипермедийность свойства, наблюдаемые и в традиционных СМИ, в новых медиа во многом обусловлены высокой технологичностью феномена и проявляются здесь в иных масштабах и кардинально новых качествах. Важнейшим дифференциальным признаком новых медиа следует признать использование мобильных устройств доступа к контенту, обеспечивающее их мгновенность и доступность. Анализ свойств новых медиа, принципиально отличающих их от традиционных, позволил в итоге сформулировать дефиницию исследуемого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Носовец Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New media: defining the notion

The article presents attempts to find distinctive features of the new media a phenomenon that has arisen with the appearance and development of computer network and Internet technologies. Among these features, we can designate a primary one, which was the cause of the phenomenon the Internet as a technological and communicative environment of the new media. However, the primary nature is not the same as supremacy. All features are equally significant and define the specifics of the phenomenon taken together. Interactivity and hypermedia are properties observed not only in traditional media, but in new media as well, where they are largely caused by high technological phenomenon and manifested on a different scale and radically new qualities. The most important distinctive feature of new media should be the use of mobile devices to access content immediately. Analysis of the properties of new media, which are fundamentally different from traditional, allowed eventually to formulate a definition of the concept under study.

Текст научной работы на тему «Новые медиа: к определению понятия»

УДК 81'42

НОВЫЕ МЕДИА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ* С.Г. Носовец

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Аннотация: Предпринята попытка поиска отличительных признаков новых медиа - феномена, возникшего в связи с появлением и развитием компьютерных сетей и интернет-технологий. Среди названных признаков можно обозначить первичный, явившийся причиной возникновения феномена - Интернет как технологическая и коммуникативная среда существования новых медиа. Однако первичность здесь не совпадает с первостепенностью - все признаки значимы в равной степени и определяют специфику явления в своей совокупности. Интерактивность и гипермедийность - свойства, наблюдаемые и в традиционных СМИ, в новых медиа во многом обусловлены высокой технологичностью феномена и проявляются здесь в иных масштабах и кардинально новых качествах. Важнейшим дифференциальным признаком новых медиа следует признать использование мобильных устройств доступа к контенту, обеспечивающее их мгновенность и доступность. Анализ свойств новых медиа, принципиально отличающих их от традиционных, позволил в итоге сформулировать дефиницию исследуемого понятия.

Ключевые слова: новые медиа, СМИ, дифференциальные признаки, интернет-технологии, мобильные технологии, интерактивность, веб 2.0, конвергентность, мультимедийность.

Для цитирования:

Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39-47.

Сведения об авторе:

Носовец Светлана Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики

Контактная информация:

Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 21.11.2016

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-04-004873 «Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов».

© С.Г. Носовец, 2016

Сегодня можно констатировать, что термин новые медиа в отечественной науке стал общеупотребительным. Однако при широкой популярности его объем и границы остаются обсуждаемыми. В феврале 2016 г. аналитической компанией Mediatoolbox был запущен онлайн-проект «Словарь новых медиа» (http://mediatoolbox.ru/dictionary/]. При всей актуальности, практической (в частности, образовательной] значимости идеи в целом показательно то, что самого понятия «новые медиа» в словаре нет.

Феномен новых медиа имеет отношение к ряду концептуальных нововведений начала третьего тысячелетия и отражает глобальные социокультурные изменения, связанные с появлением и развитием компьютерных сетей и интернет-технологий. Под новыми медиа понимают прежде всего социальные сети (Facebook, ВКонтакте, Google+ и пр.], блог-плат-формы (LiveJournal, Blogger и др.], микроблоги (Twitter, Tumblr), интернет-СМИ и поисковые службы. Названные ресурсы являются наиболее популярными медиасервисами, однако, следует заметить, что при этом они остаются только частными проявлениями более масштабного феномена. Новые медиа в настоящее время - это фундаментальное и глобальное явление.

В научном поиске объема и границ понятия «новые медиа» выделяют два подхода. Первый - отдает предпочтение попыткам выявить более или менее подробную классификацию всех явлений, которые следует относить к новым медиа (И.Я. Быков, О.Г. Филатова, L. Matthews, D.K. Wright, M.D. Hinson и др.]. Вопросы типологии, безусловно, весьма значимый аспект исследования новых медиа, однако стремительная динамика развития современных IT-технологий и - как следствие - постоянная изменчивость интернет-среды (появление новых форматов, гибридизация ресурсов] приводят к быстрому устареванию любой классификации.

Иной путь - поиск дифференциальных признаков новых медиа. На наш взгляд, это более продуктивный подход. Рассмотрим его подробнее и попытаемся выявить набор ключевых критериев, которые позволили бы описать отличительные черты исследуемого феномена.

Пожалуй, самый очевидный критерий - Интернет как технологическая и коммуникативная среда существования новых медиа. Заметим здесь, что часто все же на первый план выводят дигитализацию информации (перевод в цифровую форму]: «...ключевой характеристикой, объединяющей весь объем явлений, которые попадают под характеристику "новых медиа", является их связь с цифровой средой (digital environment]. Этим, например, новые медиа отличаются от старых моделей эфирного вещания радио и телевидения, а потому не создается технологического противоречия, когда новыми медиа могут называться вещательные звуковые проекты в вебе (радио Follow Me] или телевизионного формата (Caramba TV]. При этом нет никакого противоречия, например, в том, что Первый канал в своем вещательном варианте - электронное медиа пре-

дыдущего поколения, а сайт того же Первого канала - уже полноценное новое медиа, живущее совсем по другим принципам, нежели эфирный телеканал (при этом оперируя плюс-минус тем же контентом]» [Корнев 2013: 5]. Понятно, что существование в интернет-среде предполагает цифровой способ кодировки информации. Это свойства взаимосвязанные, но отнюдь не симметричные: цифровая информация может использоваться на компьютере, храниться локально, например на USB-флеш-накопителе, без размещения в Сети. Американский исследователь Л. Манович, один из признанных теоретиков новых медиа, отмечает: «От анализа медиа мы движемся к исследованиям программного обеспечения; фактически, мы совершаем движение от теории медиа к теории софта» [Манович 2011].

Итак, в основе новых медиа лежат интернет-технологии. Но следует заметить, что новые медиа не ограничиваются только интернет-средой. Коммуникация может выходить за ее пределы. Ряд ресурсов Сети предназначен и функционирует для организации внесетевой жизни и деятельности человека - знакомств, митингов, поиска попутчика в целях экономии расходов и пр. Например, приложение LeftoverSwap (http://leftovers-wap.com], разработанное первоначально для iPhone, позволяет поделиться с желающими излишками приготовленной (купленной] еды или, наоборот, утолить голод, приняв ее в дар. Таким образом, коммуникация, начавшись на медиаплощадке, продолжается оффлайн.

Второй признак новых медиа, выделяемый большинством ученых, -интерактивность. Исследователи отмечают, что сетевые медиа позволяют устанавливать связи, которые еще недавно частично перекрывались или же лежали в совершенно разных плоскостях. Конечно, и традиционные медиа также используют интерактивные формы, хотя, безусловно, несравнимо реже и однообразнее. Принципиальное отличие интерактивного взаимодействия в интернет-медиа от используемого традиционными СМИ состоит в том, что в глобальной сети коммуникация разворачивается в одной и той же среде - Интернете, а не через посредство почты или телефона. При этом общение может принимать как отложенный, так и синхронный, или онлайн, характер.

Важно и то, что у новых медиа есть разные формы интерактивности. Например, виды традиционного сетевого общения - электронная переписка через е-mail, чаты, форумы, SMS. Это расширяет диапазон интерактивных возможностей редакции: от классической диалоговой коммуникации с отдельными пользователями до форумов и чатов, когда обсуждение материалов проходит в полилоговом режиме - между редакцией и читателями или между отдельными представителями аудитории. Интернет-СМИ используют разного рода опросы, голосования, рейтинги и услуги по поиску внутри сайта. Как пишет И.Д. Фомичева, в целом в сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (возможность для пользователя формировать и реализовывать запрос на информацию],

«люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для пользователей] и «люди и люди». С точки зрения направленности действий участников коммуникации интерактивность может иметь четыре основные функции: от одного к одному, от одного ко многим, от многих к одному, от многих к многим [Фомичева 2005]. Новые медиа предлагают также и принципиально иные, новые, формы интерактивности - они обеспечивают персональный подход и возможность индивидуальных настроек ресурса, а также широкий выбор способов доставки информации (подписка, RSS-рассылка, соцсети и пр.], что невозможно реализовать в традиционных медиа.

Большинство исследователей, предлагая дефиницию понятия «новые медиа», делает акцент именно на их интерактивности, при этом подчеркивая, что это свойство является прямым «следствием высокой технологичности феномена. Новые медиа - темпоральная (временнáя) характеристика, которая отражает не противопоставление прежним форматам, а означает, что эти медиа находятся на переднем крае технологий и социальной актуальности» [Корнев 2013: 5]. К. Меллер отмечает, что особенностью новых медиа является «использование интернет- и мобильных технологий для превращения коммуникации в интерактивный диалог». Исследователь определяет новые медиа как «группу интернет-приложений, построенных на идеологическом и технологическом фундаменте так называемого веб 2.0, который позволяет создавать пользовательский контент и обмениваться им» [Меллер 2013: 13].

Технология веб 2.0 не просто обусловила появление интерактивности как специфического свойства новых медиа - с возникновением технологии web 2.0 «наблюдается кардинальное изменение коммуникационной парадигмы, когда рядовой пользователь получил возможность не только самостоятельно обращаться в Сеть за информацией, но и стал активным участником коммуникации и создателем контента. Как результат этих изменений появляется понятие социальный веб (англ.: social web], а также новые медиа (англ.: new media], которые стали обозначать разновидность масс-медиа, имеющих ряд особенностей и преимуществ перед прочими СМИ» [Горошко 2013]. Продуктами (результатами] деятельности новых медиа можно считать появление новых социальных практик, таких как блогерство, гражданская (или открытая] журналистика, социальные сети, краудсорсинг, вики и прочий UGC.

Интерактивность новых медиа - это предоставление возможности высказаться неограниченному кругу людей. Медиааналитик А. Мирошниченко так охарактеризовал масштабность связанных с этим новым свойством медиа изменений: «Сегодня мы переживаем третье освобождение текста - освобождение авторства. Компьютеры, объединенные в сеть, дали любому человеку ничем не ограниченное право сообщать другим свои мысли»; «Для того чтобы сообщить свои идеи неограниченному кругу лиц,

в прежние времена требовалось стать признанным автором. То есть получить санкцию на опубликование и доступ к средствам опубликования. Сейчас такие средства есть у всех, а санкция не нужна»; «Уже 2 миллиарда человек самим фактом подключения к интернету получили равное право авторства. Причем безо всякой необходимости это право доказывать» [Мирошниченко 2011].

А. Калмыков отмечает, что технология веб 2.0 «развивается на основе следующих интеграций: 1] целей автора и читателя; 2] ролей автора и читателя в функционале пользователя; 3] целей производителя и пользователя в партнерских проектах; 4] ролей производителя и пользователя в функционале пользователя; 5] возможностей создания и восприятия контента в одном инструменте; 6] возможностей работы с контентом и возможностей изменять сам инструмент работы» [Калмыков 2009: 49].

Интеграция ролей и функций в новых медиа приводит к конвергенции (от англ. convergence - «сближение, слияние»]. По мнению Е.Л. Вартановой, именно конвергентность является определяющей особенность новых медиа. Она проявляется на различных уровнях: и как слияние технологий, ведущее к глобальной мультимедиатизации, и как слияние рынков, и как слияние разных каналов и жанров, приводящее к их интеграции и гибридизации, и как конвергентность различных функций, которая проистекает из интерактивной природы новых медиа: «Интерактивность новых медиа предоставляет традиционному потребителю СМИ безграничные возможности выбора содержания. Но одновременно с этим пользователь... становится отчасти редактором, отчасти даже создателем новых содержательных продуктов. В его лице объединяются и потребитель и производитель, интегрируются различные роли и функции, прежде разделенные. Конкретный пользователь превращается в один из факторов, на который в действительности и направляется процесс конвергенции». [Вартанова 1999]. Такой интенсивный и беспрерывный процесс слияния, интеграции и гибридизации является причиной трудности полноценной классификации новых медиа.

Следующий признак новых медиа, который выделяют ученые, -мультимедийность (свойство, свидетельствующее о сочетании в контенте различных видов кодированной информации - письменной, звуковой, видео и изобразительной]. Однако, на наш взгляд, в отношении новых медиа точнее было бы говорить о гипермедийности, поскольку и традиционные медиа, включая прессу с креолизованным текстом, имеют мультимедийную природу. Особенность новых медиа в том, что они могут объединять в себе все предыдущие медиа (печать, радио, телевидение], могут использовать все существующие формы мультимедиа и их комбинации. То есть новые медиа гипермедийны. Более того, сегодня мир находится только на пороге развития электронной коммуникации. Согласно так называемого закона Мура, IT-технологии делают качественный рывок ка-

ждые 18 месяцев. Возможности гипермедиа многообещающи. Дополненная реальность, виртуальная реальность, смешанная реальность - тренды современных медиаразработок, погружающих потребителя в мир со-вешенно новых ощущений, недоступных традиционным СМИ.

Интенсивное развитие интернет-технологий привело к тому, что аудитория получила возможность пользоваться новыми медиа вне зависимости от времени и места своего нахождения. Таким образом, еще одной ключевой особенностью новых медиа является их доступность. По данным Pew Research Center, в 40 странах, исследованных в 2015 г., в среднем 67 % населения подтвердили, что регулярно пользуются Интернетом. Наивысшие показатели доступа - у Южной Кореи (94 %], Австралии (93 %] и Канады (90 %]. Уровень выше 80 % - в США, Великобритании, Испании, Израиле и Германии. Во многих других крупных странах использует Интернет более 60 % населения, включая 72 % в России и Турции, 68 % в Малайзии, 65 % в Китае и 60 % в Бразилии [Сухачева 2016].

По данным бюллетеня «Интернет в России», подготовленного ФОМ летом 2016 г., в нашей стране суточная аудитория Интернета за последние 10 лет выросла в 7 раз: с 8 до 57 % [Интернет в России... 2016].

Следует отметить, что повсеместному распространению Интернета способствует интенсивное развитие мобильной связи. Только в России, например, больше половины аудитории использует мобильные устройства наряду с компьютерами, а пятая часть и вовсе выходит в Интернет только с них. Выше всего проникновение мобильного интернета среди молодых людей - около 90 % пользователей младше 35 лет выходят в Интернет с мобильных устройств [Интернет в России. 2016]. Таким образом, одновременное количественное и качественное развитие услуг интернети мобильной связи делает новые медиа доступными все большему проценту аудитории.

Сегодня популярность мобильных средств связи (смартфонов и планшетных ПК] растет и превращается из технологической роскоши в бытовую норму и профессиональную необходимость. Благодаря мобильности время на передачу и получение информации сводится к секундным промежуткам. Новые медиа мгновенны. Целый ряд новых медиа создан именно с расчетом на мобильное, мгновенное использование (например, Instagram, Twitter, Periscop и пр.]. Но «карманный гаджет» ориентирован на предоставление широкого спектра возможностей и услуг помимо собственно связи. Использование мобильных устройств в журналистской деятельности становится профессиональным требованием. Как пишет J.V. Pavlik, технологии новых медиа сделали возможным развитие уникального феномена «one-person news» - новостей, сделанных (т. е. прошедших весь путь от сбора, подготовки, оформления до публикации] не редакцией, а одним человеком [Pavlik 2009]. Появление и распространение мобильных средств связи (смартфонов прежде всего] кардинальным образом влияют

на нашу жизнь. Парадоксальный факт отмечает М.А. Кронгауз: телефон, первоначально возникший как средство для устной коммуникации, сегодня используется в первую очередь как источник письменной и визуальной информации. Мы охотнее посылаем SMS-сообщение, чем звоним, и чаще обращаемся к смартфону в целом для переписки в соцсетях и просмотра в них новостной френдленты [Медведев 2015].

Таким образом, возможность использования мобильных устройств, обеспечивающих мгновенность и доступность новых медиа, следует признать их важнейшим дифференциальным свойством.

Подведем итог. Обобщая анализ перечисленных признаков новых медиа, предложим их следующее определение: новыми медиа, на наш взгляд, следует называть высокотехнологичные интерактивные интернет-медиа, обладающие потенциалом гипермедийности и мобильного доступа к контенту.

Список литературы

Вартанова Е. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a 315de4c32568fd0038da32 (дата обращения: 19.11.2016). Горошко Е. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (20 июня 2013 г.) / отв. ред. С.А. Стройков. Самара: ПГСГА, 2013. С. 27-41. Интернет в России: динамика проникновения. Лето-2016 // ФОМ. 2016. 18 октября.

URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13021/ (дата обращения: 11.11.2016). Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М., 2009.

Корнев М. «Новые медиа» и «гуманитарное»: пересечение терминов и понятий // Новые медиа в гуманитарном образовании: электронный сборник статей к научно-практической конференции / под ред. М.С. Корнева. М., 2013. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/118076276 (дата обращения: 11.11.2016).

Манович Л. Культурный софт // CultLook. 2011. URL: http://cultlook.org/lm_cultu-

ral_software (дата обращения: 11.11.2016). Медведев С. От линка до лайка. Разрушает ли интернет русский язык? Интервью с М. Кронгаузом // Радио Свобода. 2015. 7 ноября. URL: http://www.svoboda. org/a/27350971 .html (дата обращения: 11.11.2016). Меллер К. Сегодняшние новости социальны // Путеводитель по социальным ме-

диа-2013 / под ред. К. Меллера и М. Стоуна. Вена, 2013. С. 13-18. Мирошниченко А. Адаптемы медиа. Закат отрасли, расцвет навыка // Republic. 2011. 17 октября. URL: https://republic.ru/future/adaptemy_media_zakat_otrasli_rast-svet_navyka-689523.xhtml (дата обращения: 11.11.2016). Словарь новых медиа. URL: http://mediatoolbox.ru/dictionary/ (дата обращения: 11.11.2016).

Сухачева А. Доступ к интернету в мире: статистика, тренды // Новый репортер. 2016. 28 марта. URL: http://newreporter.org/2016/03/28/dostup-k-internetu-v-mire-statistika-trendy/ (дата обращения: 11.11.2016).

Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ: учебное пособие. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 79 с.

Pavlik J. V. New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Volume 1 & 2. / Ed. by W.F. Eadie. Los Angeles, 2009. P. 643-651.

References

Fomicheva, I.D. (2005), Sotsiologiya internet-SMI [Sociology of the Internet media], Textbook, Moscow, Lomonosov MSU publ., 79 p.

Goroshko, E. (2013), Vozniknovenie lingvistiki novykh media i perspektivy razvitiya etogo napravleniya [The appearance of new media linguistics and prospects of development of this area]. Stroikov, S.A. (Ed.) Gipertekst kak obyekt lingvisti-cheskogo issledovaniya [Hypertext as an object of linguistic research], Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical conference, June 20, 2013, Samara, PGSGA publ., pp. 27-41.

(2016), Internet in Russia: the dynamics of penetration. Summer 2016, available at: http://fom.ru/SMI-i-internet/13021/ (access date: November 11, 2016). (in Russian)

Kalmykov, A.A. (2009), Interaktivnaya gipertekstovaya zhurnalistika v sisteme ote-chestvennykh SMI [Interactive hypertext journalism in the system of Russian media], Moscow.

Kornev, M. (2013), "Novye media" i "gumanitarnoe": peresechenie terminov i ponyatii ["New Media" and "the Humanities": the intersection of terms and concepts]. Kornev, M.S. (Ed.) Novye media v gumanitarnom obrazovanii [New media in education in the humanities], Electronic collection of articles of the scientific and practical conference, Moscow, available at: https://www.hse.ru/pubs/share/ direct/document/118076276 (access date: November 11, 2016).

Manovich, L. (2011), Kul'turnyi soft [Cultural software], available at: http://cultlook. org/lm_cultural_software (access date: November 11, 2016).

Medvedev, S. (2015), Ot linka do laika. Razrushaet li internet russkii yazyk? [From link to like. Does the Internet destroy Russian language?], Interview with M. Kronhaus, available at: http://www.svoboda.org/a727350971.html (access date: November 11, 2016).

Miroshnichenko, A. (2011) Adaptemy media. Zakat otrasli, rastsvet navyka [Adapteme of media. Industry sunset, skills bloom], available at: http://www.kazhdy.ru/an-drey_miroshmchenko/Adaptemy_media/ (access date: November 11, 2016).

Möller, C. (2013), Today's news is social. Möller, C., Stone, M. (Eds.) 2013 Social Media Guidebook, Vienna, OSCE Representative on Freedom of the Media, pp. 13-18.

New media dictionary, available at: http://mediatoolbox.ru/dictionary/ (access date: November 11, 2016). (in Russian)

Pavlik, J.V. (2009), New Media Journalism. Eadie, W.F. (Ed.) 21st Century Communication. A Reference Handbook, Vol. 1 & 2, Los Angeles, pp. 643-651.

Sukhacheva, A. (2016), Dostup k internetu v mire: statistika, trendy [Access to the Internet in the world: statistics, trends], available at: http://newreporter.org/2016/03/ 28/dostup-k-internetu-v-mire-statistika-trendy/ (access date: November 11, 2016).

Vartanova, E. (1999), K chemu vedet konvergentsiya SMI? [Where does the convergence of the media go?]. Informatsionnoe obshchestvo [Information society], Iss. 5, available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315 de4c32568fd0038da32 (access date: November 19, 2016).

NEW MEDIA: DEFINING THE NOTION

S.G. Nosovets

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract: The article presents attempts to find distinctive features of the new media - a phenomenon that has arisen with the appearance and development of computer network and Internet technologies. Among these features, we can designate a primary one, which was the cause of the phenomenon - the Internet as a technological and communicative environment of the new media. However, the primary nature is not the same as supremacy. All features are equally significant and define the specifics of the phenomenon taken together. Interactivity and hypermedia are properties observed not only in traditional media, but in new media as well, where they are largely caused by high technological phenomenon and manifested on a different scale and radically new qualities. The most important distinctive feature of new media should be the use of mobile devices to access content immediately. Analysis of the properties of new media, which are fundamentally different from traditional, allowed eventually to formulate a definition of the concept under study.

Key words: new media, mass media, distinctive features, Internet technology, mobile technology, interactivity, Web 2.0, convergence, multimedia.

For citation:

Nosovets, S.G. (2016), New media: defining the notion. Communication Studies, No. 4 (10), pp. 39-47. (in Russian)

About the author:

Nosovets Svetlana Gennadyevna, Dr., Associate Professor of the Chair of Journalism and Media Linguistics

Corresponding author:

Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]

Acknowledgements:

The publication was prepared within the framework of a research project supported by the Russian Foundation for Humanities No. 14-04-00487 "New media in Russia: study of the language and communication processes"

Received: November 21, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.