14. Kostrova M.B. Realizaciya ugolovnoj politiki: ot pravotvorchestva do pravoprimeneniya // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2015. №2 4 (42). S. 102-110.
15. Kobzarev F.M. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie ohranitel'noj funkcii gosudarstva i form ee realizacii // Vestnik Akademii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 2013. N° 5(37). S. 32-37.
16. Gulyagin A.Yu. Pravoohranitel'naya deyatel'nost' v sfere administrativnoj yurisdikcii. M., 2014. 367 s.
17. Bobrovnikova O.V. Organy obespecheniya gosudarstvennoj bezopasnosti: podhody k opredeleniyu, klassifikaciya // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2022. № 1. S. 48-54.
18. Pravoohranitel'nye organy Rossii / Pod red. V. P. Bozh'eva M.: Yurajt, 2011.
УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права, Краснодарский университет МВД России ([email protected]). UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ([email protected]).
УДК 340.114.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-18-22
КОВАЛЕВА Е.В.
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: правовая культура, цифровая информационно-идеологическая атака, традиционные ценности, брак и семья, молодежь, мигранты.
В статье сформулирован рассматривается феномен правовой культуры молодежи. Учитывая наличие различного понимания в современном многополярном мире содержания базовых ценностей семьи и брака, автор исходит из того, что это делает очень важной задачу защиты российских духовно-нравственных ценностей в исконном российском традиционном понимании, особенно в сознании молодежи. Огромную роль в этом играет правовая культура. Сформулированы и предложены к обсуждению три основных направления молодежной политики, связанные с повышением правовой культуры молодежи: 1) защита российских традиционных ценностей от цифровых информационно-идеологических и пропагандистских атак; 2) воспитание правовой культуры молодежи среди мигрантов; 3) системная политика по укреплению и защите традиционных ценностей через воспитание правовой культуры на всех социальных уровнях общества.
KOVALEVA, E.V.
TRADITIONAL FAMILY VALUES IN THE LEGAL CULTURE OF YOUTH
Key words: legal culture, digital information and ideological attack, traditional values, marriage and family, youth, migrants.
The article formulates and examines the phenomenon of legal culture of youth. Considering the presence of different understandings in the modern multipolar world of the content of the basic values of family and marriage, the author proceeds from the fact that this makes the task of protecting Russian spiritual and moral values in the original Russian traditional understanding very important, especially in the minds of young people. Legal culture plays a huge role in this. Three main directions of youth policy related to increasing the legal culture of young people have been formulated and proposed for discussion: 1) protection of Russian traditional values from digital information, ideological and propaganda attacks; 2) education of the legal culture of youth among migrants; 3) systematic policy to strengthen and protect traditional values through the education of a legal culture at all social levels of society.
Правовая культура личности в самом широком смысле - это позитивное отношение к праву, его одобрение и, как следствие, соблюдение законодательных норм и правовых обычаев, регулирующих общественную жизнь и государственный порядок. Традиционные ценности в этом отношении выступают в качестве основы национально-правовой идентичности, исторически сложившегося регулятора правового поведения. Для молодежи, живущей в условиях нарастающей цифровизации, опора на правовой опыт предыдущих поколений, зачастую независимо от того, осознают ли молодые люди его влияние, оказывает помощь в необходимой для них социальной адаптации и правовой ориентированности.
Важнейшей задачей современного этапа развития российского общества и государства является защита, уважение, отстаивание традиционных духовно-нравственных ценностей как национальный приоритет в целях обеспечения государственной и общественной безопасности России [1]. Яркий пример необходимости защиты традиционных ценностей - институт семьи и брака, регулируемый Семейным кодексом РФ и другими законодательными актами.
Российские традиционные ценности - крепкая семья и брак, как союз мужчины и женщины [2], основанный на любви и взаимном уважении. Такой союз основан на равенстве прав мужчины и женщины, взаимных правах и обязанностях, взаимной поддержке. Однако смысл, который мы вкладываем в понятие и содержание брака и семьи, не просто имеет отличия от взглядов современного западного общества, но и нуждается в отстаивании и защите вследствие активного навязывания идеологии «позитивной дискриминации» - фактически дискриминации большинства населения в пользу различных меньшинств. В данном случае речь идет о пропаганде однополых отношений, размытие гендерной самоидентификации, размытие института брака.
Трансформация и искажение содержания понятий брака и семьи в Европе начались со второй половины прошлого века. До этого большинство европейских стран придерживалось довольно консервативных взглядов на институт брака, исключительно как союза мужчины и женщины, причем союза не равноправного, а подчиненного в целом ряде аспектов. Так в Западной Германии только в результате реформы брачного и семейного права 1976 года утратил действие принцип главенства мужа в общесемейных делах, право мужа на управления общим имуществом супругов. «Трудно поверить, но лишь в 1976 г. на законодательной уровне в «продвинутой» Германии было отменено правило об авторизации мужа на работу жены вне дома... то есть женщине официально стало позволено зарабатывать и содержать семью наравне с мужчиной» [3].
Правовое регулирование, отражающее тенденцию изменения содержания понятия брака и семьи, включает в себя принятие рядом стран Европы норм, предоставляющих гражданские права однополым семьям, проживающим в форме нерегистрируемого сожительства, регулирование различных форм однополых союзов, признание возможности заключения однополых браков, права таких союзов на усыновление детей и родительские права. В ряде стран Европы размывается граница между полами. Утрачивается значение гендерной идентификации. Это уже не равенство прав, а размывание самоидентичности. Необходимо отметить, что западное общество гораздо активнее и даже агрессивнее использует современные коммуникативные функции для популяризации своих идей, взглядов и мировоззрения в целом. Особенностью развития, к примеру, ЛГБТ движения, является активная пропагандистская работа по продвижению этих идей, по популяризации таких ценностей в качестве истинных. Через демонстрацию: гей-парады, нарочито открытое выражение своих взглядов, через образование: начиная с дошкольного возраста проводятся уроки по сексуальному воспитанию, которые в раннем возрасте закладывают основы такого мировоззрения. Современная молодежь, являясь главным потребителем цифрового контента, находится в фокусе данного процесса, а значит, наиболее подвержена этому влиянию.
Не менее сильное воздействие на правосознание и правовую культуру пытаются оказывать и европейские правовые институты, через применение и навязывание противоречащих российским традиционным ценностям норм права. Так Европейский суд по правам человека еще в 2018 году вынес решение о нарушении прав заявителей - трех однополых пар тем, что они не имеют законодательной возможности официально зарегистрировать свои отношения в РФ. Кроме того, Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью в декабре 2018 года рекомендовала российским властям принять нормативно-правовую базу для легализации однополых браков.
Вышеизложенное говорит о необходимости выработки в цифровом пространстве эффективных мер защиты правового сознания российской молодежи от навязывания искаженного понимания ценностей. Следует учитывать, что влияние на правовую культуру молодежи оказывается зачастую в форме «мягкой силы» - не явной пропаганды, но высказывания экспертных мнений авторитетами в молодежной среде, новостная повестка, развлекательный цифровой контент, влияющий на восприятие.
Вторым важным направлением молодежной политики выделим формирование правовой культуры молодежи из числа мигрантов.
Традиционные духовно-нравственные, и прежде всего семейные ценности мигрантов имеют большое значение для понимания законов и правил страны, для формирования позитивного правосознания и адекватной модели поведения в обществе. Правовая культура мигрантов, особенно из числа молодежи, обретает все более важное значение в реалиях современного общества. Как правило, это люди, родившиеся в странах бывшего СНГ - Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана. Прослеживается негативная тенденция увеличения количества правонарушений, совершенных молодыми мигрантами за последние месяцы, так за 4 месяца 2024 года мигрантами совершено 14 070 преступлений. На 40% увеличилось число изнасилований, на 13% возросло количество тяжких деяний, совершенных иностранными гражданами. Несовершеннолетними мигрантами совершено на 70% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Председатель СК России А.И. Бастрыкин считает, что «антисоциальное поведение приезжих и их детей имеет серьезный деструктивный потенциал» [4].
Пользователи социальных сетей регулярно фиксируют агрессивное, неуважительное поведение молодежи из числа мигрантов по отношении к иным лицам, в том числе среди
школьников, а также возможность применения насилия по отношении к женщинам, домашнее насилие.
Современное цифровое пространство позволяет тиражировать и распространять информацию мгновенно между большим количеством людей, особенно в молодежной среде, которая является основным пользователем интернет-пространства, таким образом, эти негативные сигналы усиливаются во много раз, оказывая существенное влияние в том числе и на правовую культуру и правосознание остальной части населения.
Опасности такой тенденции очевидны - любой факт вызывает общественный резонанс, влечет угрозу националистических тенденций, провоцирует на разжигание ксенофобии, ненависти по признакам расы, национальности и вероисповедания.
Кроется ли причина в низком уровне правовой культуры мигрантов из числа молодежи, недостаточном уровне адаптации, либо заключается в различиях в содержании базовых нравственных ценностей. Проведем краткий сравнительный анализ, отличаются ли понятия семьи и брака, и главных жизненных семейных ценностей у жителей Москвы и Подмосковья и трудовых мигрантов. Можно ли говорить об изначально другом мировоззрении на традиционные ценности, и как следствие иные нормы поведения, морали и нравственности, влияющие на правовую культуру. Интересные данные предлагает исследование, с использованием анкетирования 970 человек, проведенное Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН в феврале-марте 2023 г. в отношении проживающих в московской агломерации лиц [5]. Примерно в равных пропорциях были опрошены трудовые мигранты из Казахстана, Кырзызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также жители Москвы и Подмосковья.
Участниками опроса стали жители возрастной категории 18-45 лет, в трех возрастных когортах в одинаковых пропорциях 18-25, 26-35, 36-45 лет, таким образом, 2/3 опрошенных являются молодежью в понимании Федерального закона Российской Федерации «О молодежной политике в Российской Федерации».
ip^il>t[tUI1 Ийбиш
фадиции иопичлЛ
{ 111 11M L'li L1LJ Ipl. Uimui H irôhlHÏIH
! kuWiiHiL i biLjje.' 11 j имение
6X8
0 2Û ■» 6(1 80 100 MUL рЛНГк ИЗ ЦСКЩЖ1Ы31Ш AîRH ■ Жители МОСКВЫ H Московской 00.ГИСТ11
Рис. 3- Значимость традиций и обычаев: очень важны/ скорее важны (%от числа опрошенных по группам) Fig. 3' Importance oftraditions and customs: very important/ rather important
{% of respondents by groups)
Источник: составлено авторами по данным социологического опроса
Семья как главная жизненная цель и социальное достижение в 1.3 раза чаще называлась мигрантами по сравнению с жителями Москвы и МО. На вопрос «Что из перечисленного ниже наиболее важно для Вас лично?» в рейтинге у мигрантов первое место занимает ответ «Крепкая семья, хорошие дети», у москвичей и жителей Подмосковья - это 2-4 ранг» [5]. У москвичей и
жителей Подмосковья на первом месте - «Иметь интересную работу, позволяющую проявить свои способности и таланты».
Из изложенного можно сделать вывод об одинаковых базовых представлениях о семье и главных семейных ценностях у всех опрошенных лиц. Очевидные различия наблюдаются также в представлениях о семейной иерархии. Мигранты скорее придерживаются патриархальной модели. Коренное население Московского региона демонстрируют значительную симметрию моделей - 6 из 10 опрошенных считают, что супруги имеют равные права.
Еще одним отличием является большая значимость религиозных обычаев, традиций и национальных, этнических традиций для мигрантов по сравнению с жителями столичной агломерации. Религиозный фактор существенно влияет на правовую модель поведения человека в обществе, правосознание и правовую культуру в целом.
Отношение к насилию в семье - еще один фактор, определяющий различия в правосознании мигрантов и жителей московского региона. Этот проблема оценивалась через возможность введения уголовного наказания за домашнее насилие. Абсолютную нетерпимость к домашнему насилию высказали жительницы Москвы и Подмосковья - 88%, при этом наименьшую поддержку уголовному наказанию за домашнее насилие выразили мигранты - мужчины - 54%.
При недостаточном уровне правовой грамотности молодых мигрантов, а также при низком уровне правовой культуры, неуважении к законам и принятым нормам, эти различия в понимании содержания традиционных ценностей могут повлечь неправомерное поведение мигрантов, нарушение общественных правил и норм права.
Как сказал Президент России В.В. Путин на пленарном заседании XXVII Петербургского международного экономического форума «нам нужны не просто трудовые мигранты, а люди определённой квалификации и определённой подготовки, со знанием языка, со знанием наших традиций и так далее. Это, кстати говоря, понимают и наши коллеги, мои коллеги из стран, откуда у нас основное количество мигрантов приезжает. Мы договариваемся о том, как вместе эту работу наладить, как готовить их с точки зрения знания русского языка, наших традиций и культуры, наших законов, с тем чтобы и этим людям, которые приезжают, было комфортно здесь, и, самое главное, местным гражданам не создавать никаких проблем ни на рынке труда, ни в быту» [6].
Опасности формирования девиантного поведения молодых трудовых мигрантов заключается в их обособленности, закрытости от влияния ценностей российского общества.
Нежелание, а порой и невозможность понять особенности российской правовой культуры, многовековых правовых традиций государствообразующего русского народа, приводит к столкновению правовых культур. В этом отношении здесь необходимо говорить о слабости работы по формированию правового сознания молодежи, прибывающей в Россию в качестве трудовых мигрантов. Эта обособленность и нередко противоправное поведение, в свою очередь, вызывает встречный процесс неприятия и отрицательного отношения к ним.
В качестве вывода следует отметить следующее. Глобальными направлениями молодежной политики в части формирования правовой культуры и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей являются:
1. Защита от агрессивной идеологии западного общества, противостояние цифровым атакам на российскую молодежь.
2. Усиление работы по формированию адекватного уровня правового сознания трудовых мигрантов в нашей стране.
3. Непрерывная системная политика по защите традиционных ценностей, во всех возрастных группах, и на каждом уровне (семья, коллектив, социальные группы, государство в целом) что является базисом для формирования отношения к государству в целом, и его институтам - в том числе праву.
Литература и источники
1. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 14.11.2022. № 46. ст. 7977.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 31.07.2023) // СЗ РФ. 01.01.1996ю №1. ст. 16; Российская газета. 27.01.1996. № 17.
3. Хрущева Д. 40 лет семейной реформы: равноправие вместо «трех К» - Текст: электронный// Информационный портал germania-online: [сайт]. 2016. 21 июля. - URL: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru (дата обращения: 07.06.2024)
4. Председатель СК России провел оперативное совещание по вопросам противодействия преступности в сфере миграции. -Текст: электронный// Следственный комитет Российской Федерации: официальный сайт. 2024. 4 июня. - URL.: https://sledcom.ru/news/item/1889402/?to=&from=&type=&dates (дата обращения: 07.06.2024).
5. Осадчая Г.И., Юдина Т.Н., Кочербаева А.А. Репродуктивное поведение мигрантов из стран Центральной Азии в Московской агломерации // Демографические исследования 2023. № 3(4). С. 78-91.
6. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании XXVII Петербургского международного экономического форума. - Текст: электронный // Президент России: официальный сайт. 2024. 7 июня. URL.: http://kremlin.ru/events/president/news/74234 (дата обращения: 12.06.2024).
References and Sources
1. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 N 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» // SZ RF. 14.11.2022. № 46. st. 7977.
2. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 31.07.2023) // SZ RF. 01.01.1996yu №1. st. 16; Rossijskaya gazeta. 27.01.1996. № 17.
3. Hrushcheva D. 40 let semejnoj reformy: ravnopravie vmesto «trekh K»/ D. Gryazeva. - Tekst: elektronnyj// Informacionnyj portal germania-online: [sajt]. 2016. 21 iyulya. - URL: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru (data obrashcheniya: 07.06.2024)
4. Predsedatel' SK Rossii provel operativnoe soveshchanie po voprosam protivodejstviya prestupnosti v sfere migracii. - Tekst: elektronnyj// Sledstvennyj komitet Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. - 2024. - 4 iyunya. - URL.: https://sledcom.ru/news/item/1889402/?to=&from=&type=&dates (data obrashcheniya: 07.06.2024).
5. Osadchaya G.I., Yudina T.N., Kocherbaeva A.A. Reproduktivnoe povedenie migrantov iz stran Central'noj Azii v Moskovskoj aglomeracii // Demograficheskie issledovaniya 2023. № 3(4). S. 78-91.
6. Vladimir Putin prinyal uchastie v plenarnom zasedanii XXVII Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma. - Tekst: elektronnyj// Prezident Rossii: oficial'nyj sajt. 2024. 7 iyunya. URL.: http://kremlin.ru/events/president/news/74234 (data obrashcheniya: 12.06.2024).
КОВАЛЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - директор института правоведения и международных отношений, АНО ВО «Международная академия, бизнеса и управления», заслуженный юрист Московской области
KOVALEVA, ELENA V. - Director of the Institute of Law and International Relations, ANO VO "International Academy of Business and Management", Honored Lawyer of the Moscow Region ([email protected]).
УДК 340.123 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-22-25
ДИНАЕВА З.Д.
ЛИБЕРАЛЬНО-КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОДХОД К НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ключевые слова: либеральный консерватизм, стратегия национальной безопасности, национальная идентичность, правовое государство, либерально-консервативная теория.
В статье рассматривается либерально-консервативный проект национальной безопасности, сформулированный ведущими представителями либерально-консервативного политико-правового течения в России в конце XIX - начале XX веков, показано его влияние на современную политико-правовую доктрину России. Автор приходит к выводу, что разработанное выдающимися мыслителями России конца XIX - начала XX веков либерально-консервативное учение о государстве представляет собой синтез передовых западных либеральных принципов и консервативных принципов о государстве и основано на сохранении традиционно-культурных ценностях российского общества, национальной идентичности, соборной демократии. Отмечается преемственность Стратегии национальной безопасности современного российского государства идеям российских либеральных консерваторов пореформенной эпохи.
DINAEVA, Z.D.
LIBERAL-CONSERVATIVE APPROACH TO NATIONAL SECURITY IN THE RULE OF LAW STATE:
HISTORY AND MODERNITY
Key words: liberal conservatism, national security strategy, national identity, rule of law, liberal-conservative theory.
The article examines the liberal-conservative project of national security, formulated by the leading representatives of the liberal-conservative political and legal movement in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries, and shows its influence on the modern political and legal doctrine of Russia. The author comes to the conclusion that the liberal-conservative doctrine of the state, developed by outstanding Russian thinkers of the late 19th and early 20th centuries, is a synthesis of advanced Western liberal principles and conservative principles of the state and is based on the preservation of traditional cultural values of Russian society, national identity, and conciliar democracy . The continuity of the National Security Strategy of the modern Russian state with the ideas of Russian liberal conservatives of the post-reform era is noted.
В современном мире все чаще наблюдается последовательный отказ от глобалистских идей и своеобразное возрождение национальных государств. Кризис миропорядка, основанного на западноевропейских ценностях, актуализирует разработку новых подходов к стратегии национальной безопасности. Ее концептуальным базисом становятся традиционные духовно-нравственные ценности и культурно-исторические особенности. В данном контексте охрана российской национальной идентичности стала приоритетом современной правовой политики государства, что нашло отражение в новой стратегии национальной безопасности. От предыдущих концепций, ориентированных на западноевропейские подходы к безопасности личности, общества и государства, ее отличают подчеркнутое внимание к национальному интересу и