Научная статья на тему 'ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ'

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ОБЩЕСТВА / ЭТИКА ЛОЯЛЬНОСТЬ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕРПИМОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мирзахмедов Абдирашид Мамасидикович, Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович, Абдухаликова Насиба Алижановна

В статье анализируется толерантность как ценность гражданского общества, состоящая из либеральных и консервативных ценностей культуры. На основе социологических исследований ученых выявлены социально-правовые, этико-эстетические своеобразия толерантности в Центральной Азии. По мнению авторов, традиции толерантности имеет не только правовое, но и нравственное своеобразие, характеризующий нетерпимости к распространению среди молодежи ценностей, противоречащей нормам национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS A SUBJECT OF ANTHROPOLOGY STUDY

The article analyzes tolerance as a value of civil society, consisting of liberal and conservative cultural values. On the basis of sociological research of scientists, the socio-legal, ethical and aesthetic peculiarities of tolerance in Central Asia have been identified. According to the authors, the tradition of tolerance has not only a legal, but also a moral originality, which characterizes intolerance towards the dissemination of values among young people that are contrary to the norms of national culture.

Текст научной работы на тему «ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК: 159.9.378

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ

Мирзахмедов Абдирашид Мамасидикович

доктор философских наук, доцент кафедры «Общественные науки» Наманганского инженерно-технологического института.

г. Наманган, Узбекистан.

Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович докторант кафедры «Основы духовности и право» Наманганского государственного университета.

г. Наманган, Узбекистан.

Абдухаликова Насиба Алижановна докторант кафедры «Общественные науки» Наманганского инженерно-технологического института.

г. Наманган, Узбекистан.

TOLERANCE AS A SUBJECT OF ANTHROPOLOGY STUDY

Mirzakhmedov Abdirashid Mamasidikovich

Doctor of Philosophy, Associate Professor of the Department of Social Sciences

Namangan Engineering and Technological Institute.

Namangan, Uzbekistan.

Mirzakhmedov Khurshid Abdirashidovich doctoral student of the department "Fundamentals of Spirituality and Law "

Namangan State University.

Namangan, Uzbekistan.

Abdukhalikova Nasiba Alizhanovna

doctoral student of the Department of Social Sciences Namangan Engineering and Technological Institute.

Namangan, Uzbekistan.

Аннотация. В статье анализируется толерантность как ценность гражданского общества, состоящая из либеральных и консервативных ценностей культуры. На основе социологических исследований ученых выявлены социально-правовые, этико-эстетические своеобразия толерантности в Центральной Азии. По мнению авторов, традиции толерантности имеет не только правовое, но и нравственное своеобразие, характеризующий нетерпимости к распространению среди молодежи ценностей, противоречащей нормам национальной культуры.

Annotation. The article analyzes tolerance as a value of civil society, consisting of liberal and conservative cultural values. On the basis of sociological research of scientists, the socio-legal, ethical and aesthetic peculiarities of tolerance in Central Asia have been identified. According to the authors, the tradition of tolerance has not only a legal, but also a moral originality, which characterizes intolerance towards the dissemination of values among young people that are contrary to the norms of national culture.

Ключевые слова: Толерантность, толерантность и общества, этика лояльность, этноконфессиональная терпимость, религиозная толерантность.

Key words: Tolerance, tolerance and society, ethics of loyalty, ethno-confessional tolerance, religious tolerance.

Подготовка данной статьи вызвана, по мнению авторов, необходимостью философского анализа проблемы формирования культуры толерантности, так как наблюдается рост этноконфессиональных конфликтов в мире. Изучение толерантности в общественной жизни было объектом исследования представителей социально-гуманитарных наук, обращавших глобальные информационные вызовы современности, что требует новых подходов философского познания. Научные анализы показали, что актуальным трендом стала «исламская угроза Европе»: там активно обсуждают короткометражный фильм «Фитна» лидера партии «Свободы» Герт Вилдерса, что по-арабски означает "Суровая борьба", характеризуя насилие ислама, а Коран сравнен с трудом А. Гитлера «Mein Kampf» [1]. Согласно данным российских политиков, в Европе ужесточается отношение к религиозным символам мусульман. Во Франции и Германии в 2004 г. учащимся школ было запрещено носить хиджаб, что противники ведут антиисламскую компанию [19, с. 141]. Аналогичное мнение встречается и в исследованиях ученых СНГ [8, с.33].

C началом XXI века представители социально-гуманитарных наук стали оживленно обсуждать вопросы толерантности, см: А.Г. Асмолов (1998); В. М. Золотухин (2001); Е.А. Кротков (2002); Лекторский В.А. (2003); Н.М. Лебедева (2005); М. П. Мчедлова (2014); М.Б. Хомяков (2000) и др. В них рассматривается сущность и концепции толерантности, новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации учебных программ. Акцент на этноконфессионализм в анализе толерантности привел к тому, что, идея терпимости и лояльности, «массовая культура» вошла в жизнь народов Центральной Азии. В то же время как нам представляется, все авторы едины в классификации толерантности как лояльность, нейтралитет и готовность к уступкам для достижения компромисса. Однако философские и политические исследования не ставили проблему анализа тождества и различия толерантности в контексте общечеловеческой и национальной культуры. Исходя, из подобного концептуального положения, следует научная экспертиза сущности и содержания толерантности, консервативная и либеральная особенность в применении к жизни народов региона.

Каждая группа и личность является носителем национальной культуры, обладающая собственной социальной ориентацией. В связи с этим культура толерантности является важнейшим условием социального прогресса. Однако понятие "толерантность" пока ещё не раскрыто с необходимой полнотой, в результате чего она понималась на дуализме толерантности и терпимости. В действительности дуализм возник из-за перевода с латинского "толерантность", что выражает терпимость, лояльность к чужим идеям, мнениям, чувствам, традициям, поведению и образу жизни [12, с.248]. Толерантность (от латинского -tolerantia) характеризуется, как иммунное состояние организма, как способность противостояния неблагоприятному фактору среды, терпимость к чужим мировоззрениям и верованиям. В политической дефиниции толерантность есть «...непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений. проявление готовности прислушаться к мнению противников [16, с. 133].

В политической социологии терпимость рассматривается как лояльность к чужим идеям, мнениям, чувствам, традициям, поведению, образу жизни. Причем толерантность и терпимость выступает в настоящее время во многих ипостасях: естественной, гражданской, моральной, политической, экономической, а также религиозной, политической, этнической, моральной и т.д [12, c.26; 17, с.59]. На наш взгляд, толерантность по своей сущности гораздо шире, чем понятие терпимости, что первое в отдельных случаях включает в свое содержание второе. Более того, толерантность определяют как принцип взаимодействия, т.е. форма и способ жизни разных людей, групп, слоев, классов общества, предполагающие одинаковые стартовые условия для самореализации каждого, именно как учение о терпимости [14]. В целом толерантность можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей личной и общественной жизни с точки зрения добра и милосердия, социальной справедливости и консенсуса действий. Нельзя не замечать сложность и неоднозначность интерпретации толерантности, в которой в приоритете терпимость к проблемам жизни. Медики подразумевают под терпением возможность выдержать боль для определения дозы наркоза, а социологи терпение - выдержку в неприятной ситуации и общении с неприятелями. Однако следует отметить неадекватность терминов в том, что в терпении существует определённая мера - «чаша», накопление которой приводит к «революции» факторов отношений. Аналогичное определение встречается в российской научной литературе [15, с.123; 19].

Во многих определениях ученых терпимость рассматривается как адаптация к окружающим людям, способность воспринимать их как равноправные субъекты отношений, признание их права на совместную деятельность, независимо от их социально-демографического своеобразия. В этом плане буддизм и ислам выдвигает высший принцип толерантности, непротивления злу, то есть если бьют по щеке, подставь другую, с чем зло поглощается. В этой связи грани толерантности могут быть в добровольности и свободы человека и ответственность за поступок.

В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО понятие толерантность рассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека, «.не уступка, снисхождение, наоборот активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [7, с.138]. В этой связи она связано с утверждением идей личности, социального правового государства. В условиях глобализации и информационных технологий на смену, как старых международных политических отношений, так и межличностных пришла новая эра отношений, где главное место занимают принципы милосердия, социальное сотрудничество, терпимость и компромисс. Мы солидарны с уральскими учеными, что «.плюрализм современного мультикультурного мира требует плюрализма парадигм толерантности» [5, с.24].

Если в странах Запада толерантность — это обустройство жизни в принципах комфорта и беспрецедентное расширение пределов личных прав и свободы, возможность человека чувствовать себя творцом своей судьбы, то в условиях Востока человеку придает чувство уверенности и принадлежности к определенной общности в рамках ислама. Каждый человек по своей природе этнической или антропологической, внешности и поведению своеобразен, который имеет право сохранить свой менталитет. Следует также помнить, что в прошлом глагол «терпеть» выражал различные значения:

выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Таким образом, толерантность в отличие от терпимости полагает равное партнерство в условиях всеобщего развития мира [3, с.402].

Толерантность - категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих при отсутствии собственных мнений, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами, т.е. в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения новым и иным социальным опытом. Толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его социальной культуры. Мы склонны к тому, что толерантность отражает активность личности для социального сотрудничества со всеми позитивными силами общества. Толерантность - есть диалектическое единство каждого в мире разнообразия вещей и явлений. Мы согласны с В. А Кондрашовым, что «...культура терпимости и сосуществования, а также милосердие в их глубоком истинном смысле способны прививать все науки общественно политические институты, очень важен результат деятельности, что воспитан эгоист или альтруист, терпимый или экстремал [10, с.8].

Ислам рассматривает жизнь своеобразной чередой испытаний, что терпение провозглашено самым высшим качеством правоверности мусульман перед Аллахом, так как все от самого Господа. В этой связи верующие всегда должны надеяться на Аллаха, не теряя надежды на позитив. Терпение в исламе-важнейшее условие победы над трудностями, веселеющее надежду на удачу в сердцах людей. Терпение по своей сущности воспитывает чувства покоя, готовности к примирению со сложностями жизни. За это в Священной книге Коран обещано: «Поистине, будет воздано полностью терпеливым их вознаграждение несметно» [9, с,320].

Первым условием формирования культуры толерантности может быть недопущение применения экстремальных, т. е. крайних мер во всех уровнях управления и межличностных отношениях на современном этапе развития. Религиозная толерантность — это моральные ценности как уважение и почитание богов и святых, культивирование добродетелей смирения, ненасилия и покорности, а также контроль над собой, отказ от личной радости, воздержание во имя будущего. Восточный кодекс толерантности в обществе культивировал целый ряд общечеловеческих социальных норм: почитание предков и сохранение обычаев, уважение родителей и старших, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям жизни. Одновременно очерчен подлинный путь в рай или достижение спасения души. Ислам по идеям терпимости, пожалуй, наиболее сильная из религий мира, так как она воспитывается как естественное качество правоверных, что установлено в одной из оятов Куръан «А если вы будете терпеливы и богобоязненны, то это - из твердости делах», что является Кодексом приличия мусульман [9, с.52]. В данном контексте мы отметим, что вопросам культуры толерантности в исламе посвящено множество исследований зарубежных и отечественных специалистов [8; 11; 15; 17; 18]. При этом исламоведы считают, что терпение к инакомыслию не является тезисом, привнесённым в ислам из других вероучений и идеологий, что веротерпимость в исламе берет начало в Коране и жизненной практике Пророка Мухаммада (Сунне). В качестве причин веротерпимости в исламе указываются, в частности, то, что: во-первых, ислам рассматривает себя не как новую религию, появившуюся в начале VII века, а как истинную религию Аллаха со времён сотворения человека до конца дней этого мира. Миссия Мухаммада - продолжение и завершение традиции монотеизма, развивавшейся и совершенствовавшейся в законах предыдущих пророков. Поэтому мусульмане считают ислам достоянием всего человечества;

во-вторых, основные положения ислама рациональны и реалистичны, и потому мусульманин принимает мир таким, какой он есть, с его разнообразием и многоцветностью. Исходя из этой точки зрения, в Коране подчеркивается, что «Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» [9, 361]. Пропагандируя нравственные ценности и добродетели, мусульмане никогда не стремились подорвать устои чужой культуры, сделать другие народы похожими на себя. Ислам легко адаптировался в любой культурно-исторической среде, благодаря чему «умма» объединила в себе многочисленные народы, обогатившие мусульманскую цивилизацию идеями, традициями и результатами своей созидательной деятельности;

в-третьих, ислам воспитывает в мусульманах дух веротерпимости, учит этикету общения с приверженцами других религий ставить девиз: распространять исламское просвещение, дух терпимости и братства, следовать великим предкам, ликвидировать религиозную безграмотность, положить конец разногласиям и раскольничеству, устранить фанатизм, вредоносные бидъы (новшества в религии) и суеверия [21, с.3]. Из истории известно, что пророк Мухаммед после переселения в Медину ввел закон, в котором говорится: «Иудеи и христиане вместе с мусульманами будут жить общественной жизнью в Медине», и не запретил иудеям и христианам придерживаться своих религий. После захвата Иерусалима второй халиф Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.) велел не разрушать церкви, тем самым сохраняя религиозное право христиан, т.е. за исключением коротких периодов истории, в исламском мире господствовали плюрализм мнений и толерантность по отношению к инакомыслию;

в-четвертых, ислам порицает принуждение в любых его проявлениях и признает свободу других людей, в том числе свободу выбора. В частности, в Коране подчёркивается, что религия не признаёт

принуждения - «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует», т.е. Коран учит уважать собеседника во всём своеобразии его личности, и в этом - одно из проявлений универсализма ислама [9, с.200].

На наш взгляд, толерантность в исламе обусловлена с тотальностью религии, которая затрагивает все элементы личной и общественной жизни. Таким образом, причина глубоких корней межнациональной терпимости ислама в общественной жизни проявляется в том, что она пронизана культурой добра и толерантности. Одним словом, толерантность в исламе - не снисхождение или потворство, а активное отношение, формируемое на основе признания фундаментальных прав, которыми Аллах почтил человека.

В условиях реализации Стратегии действий в стране приоритетом развития является религиозная терпимость, преодоление стереотипов и формирование взаимоуважения народов с христианской, исламской и буддийской культурой. Статистика свидетельствует, что около 75 % мусульман живут в 36 странах, где ислам преобладает, а в Азии находится почти половина мусульман мира. Ислам как идеология толерантности дает этим народам чувство взаимной терпимости, которая объединяет верующих несмотря на различия их культур. Девиз терпимости, провозглашенный в известном стихе из Корана: «В религии нет принуждения. Прямой путь истины уже ясен знаниями и отличается от пути заблуждения.», что нельзя насильно обращать в свою веру, в чем проявляется один из аспектов гуманизма [9, 31]. Как и другие религии, ислам не призывает к силовому социальному переустройству, т.е. насилию. Напротив, он учит смирению и послушанию, словом, выступает в качестве учения о терпимости, призывает человека трудиться, чем в первую очередь, обеспечивается царство небесное. Человек должен быть скромен и терпелив, мужественно сносить все невзгоды этого мира и уповать на спасение в загробной жизни.

В формировании культуры терпимости мечеть может играть созидательную роль не только богослужением, проповедью и молитвой, но и в качестве культурного центра воспитания правоверных. В ней решались текущие дела, производился сбор милостыни и пожертвований, принимались различные решения, требовавшие участия большого количества жителей. Коммуникативная терпимость мечети установлена Кораном так: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» [9, с.44]. В больших городах существовали и медресе, где обучали великолепных теологов ислама, которые стали авторитетами терпимости. Все эти знатоки и деятели ислама были призваны руководить жизнью и делами правоверных, направлять на выполнение норм ислама. Главная цель этого повседневного руководства -духовно-нравственное формирование человека, обеспечение неукоснительного соблюдения всех тех предписаний и обрядов, которые по заповедям Корана и нормам шариата обязательны для мусульман.

Семейная обрядность мусульман, как правило, является основой в мусульманской культуре и системе социальных отношений, что существуют праздники - общие для сближения людей всех конфессий. В праздничные дни мусульмане усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран; они полагают, что ежегодно в этот день решается судьба каждого человека на год вперед [14, с.72]. Специфика терпимости в исламе примечательна тем, что ислам не ставит интересы личности превыше интересов общества, а устанавливает равновесие между ними. Согласно исламу, каждый человек индивидуален, и каждый будет отвечать перед господом за свои деяния. В этой связи терпение великое достояние, что ислам провозглашает культуры мира и согласия, эволюция, а не революция, запрещая угрозы устойчивого развития общества [6].

Этика терпимости ислама довольно проста, что предписывает справедливость, воздавать за добро добром, быть щедрым, помогать бедным. Обязательный налог, как проявление толерантности, призван смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Отсюда, велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение [11, с.292]. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное, с учетом нормы обычного права, адата. Шариат («намеченный», «предписанный» путь) опирается на Коран и Сунну, представляет конституцию формирования идеального мусульманина. Основная тенденция терпимости в шариате - оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения ислама. Гуманизм и терпение выражается в следующем понятии неоднократно, что согласно «адалату махза», убийство одного невинного человека расценивается как убийство всех людей на земле, в том числе новорожденных девочек, существовавший в Аравии до ислама. Суть терпимости шариата заключается в регулировании гражданских взаимоотношений, порядка решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т.п. Согласно шариату, воля Аллаха такова, «И не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!» [9, с.273].

Дух терпимости в мусульманском праве проявляется в том, что обязанности мусульман определены Аллахом. В Коране подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми!» [9, с.123]. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен соблюдать шариат, сохранять верность исламу, уважать даже врагов. Наряду с Кораном толерантность устанавливается Сунной, которая является сводом текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания терпимости, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев толерантности верующих. В иерархии источников мусульманского права

определенное место занимают еще иджма и кияс, которые рассматривались как «общее согласие мусульманской общины». Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда. Она развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом.

Характерная особенность терпимости мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. Мусульманская община следила за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы. Ислам является оригинальной религиозной системой, охватывающей все сферы общественной жизни на принципах гуманизма и справедливости. Стержнем системы является сложная отрасль правового регулирования мусульманской жизни и политики - шариат, который предполагает единство всех форм общественного сознания, то есть, религиозного и светского аспектов на протяжении всей жизни мусульман. Шариат в центре правовых отношений ставит личность мусульманина, вокруг которой вращаются все формы взаимоотношений: брак и семья, имущественные и неимущественные отношения, родство и опека, трудовые и административные взаимоотношения и т.д.

Как известно, в Междуречье параллельно мусульманскому праву, действовали с древнейших времен традиционные местные социокультурные нормы, которые обозначены понятием «одат» (нравы). Мы можем заключить, что Коран является важнейшим источником консенсуса и компромисса людей, в том числе с учетом богатейшего культурного наследия народов Центральной Азии. На наш взгляд, мусульманское право обусловлено с одной стороны, необходимостью приведения фактически действовавшего права и иных социальных норм в соответствии с религиозными ориентирами, а с другой, - потребностью регулирования вновь возникающих отношений в обществе на принципах религиозно-этического учения исламских теологов Центральной Азии.

В целом шариат концептуально исходит из того, что Коран и Сунна прямо или косвенно содержат ответы на любые вопросы, правила поведения на все случаи жизни: жить честно, своим трудом, не убивать других, сдерживать данное слово, заботиться о родителях, кормить жену и детей, не изменять в браке, уметь прощать, быть терпеливым и праведным, не пьянствовать, не увлекаться азартными играми и многое другое, что составляет существенные аспекты культуры толерантности. Отсюда следует, что шариат по существу является важным фактором формирования «культуры толерантного поведения», согласно авторитетам ислама «цели шариата обеспечивают в обществе оказание людьми милосердия друг-другу» [21, с.402].

Для шариата свойственно универсальность и определенное эволюционирование, происходившее параллельно с развитием общественных отношений. В условиях развитых феодальных отношений нормы мусульманского права господствовали безраздельно, сплетая все действия мусульманина не только с религиозно-обрядовой стороны, но и личной, семейной и общественной сферах его жизни и деятельности. Мы осознаем сложность и многогранность проблем терпимости ислама в семейно-бытовой жизни народов Востока. Практика показала, что в современной семье осложнены проблемы решения имущественных споров, семьи и брака, что темпы разводов стабильно растут с каждым годом. Таким образом, возникла острая необходимость духовно-нравственного просвещения молодежи, вступающих в семейной жизни, что секуляризация и модернизация по ударит самой высшей ценности-семье. Терпимость в исламе сформирована в период становления и развития самой религии, исторической практики патриархальной жизни и адата, юридической техники мусульманской жизни.

Генетика терпимости в исламе отражалась в образах монархов и великих мудрецов средневековья, так как они призывали людей к добру и дружелюбию, взаимоуважению и отзывчивости, считая все добрые начала богоугодным делом и обязанностью каждого мусульманина. Ислам считает нравственностью для мусульман соблюдать правила: общепринятый этикет, избегая серьёзных конфликтов, о чем повествуется в Коране так: «И не препирайтесь с обладателями книг, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите «... ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог, и ваш бог один, и мы Ему передаемся» [9, с.277].

Известный авторитет в исламском мире Шейх Мухаммад Садик Мухаммад Юсуф выделяет следующие качеств правоверных мусульман, которым будет прощение Аллаха, большой похвалы и чести в жизни, милосердие Господа, праведными, идущими прямым путем. Знаток ислама характеризует таких мусульман «.как должен был вести себя истинно верующий человек. Грусть и печаль не смогут их сломить. Несчастье не сможет погасить искру надежды в их сердцах. Это и есть терпение, которому учит Куръан» [21, с.332].

Мыслить в терминах по толерантности означает вступить в дилемму традиции и новации, консерватизм и либерализм, национальная и «массовая» культура. В менталитете узбекского народа еще хорошо сохранены институт семьи и брака, семейные отношения, что подвергается воздействию европейского образа жизни и мысли. Современная цивилизация затрагивает все сферы социальной жизни народов региона, но наблюдается борьба за сохранение своих национальных ценностей.

Выводы

Своеобразие толерантности народов Центральной Азии, в том числе Узбекистана характеризуется национальными особенностями жизни населения, так как слова «терпимость» или «лояльность» не подходит к жизни узбекского народа. Введенный венгерскими медиками в научный оборот термин «толерантность» имеет свои социальные корни в социальных идеях буддизма, ислама, христианства, Дж. Локка, Л. Толстого, М. Ганди и других просветителей Востока. В СМИ стран СНГ эту тему обсуждали с середины XIX века, то есть началом индустриализации, что было под запретом советской идеологии до распада бывшего Союза.

Дело в том, что народы региона не могут остаться в лояльности и терпимости любому фактору социальных отношений, что толерантность также предполагает взаимодействие на равных условиях гуманизма. В этой связи толерантность на Западе имеет контекст права и свободы личности, а на Востоке коллективной нравственности. В этой связи мы поддерживаем отказ от ратификации Парламентом Республики Узбекистан международных пактов, предложенной международными органами по правам и свободам человека, таких как однополые браки, разрешение на нетрадиционных формы сексуальных ориентаций и других норм поведения, которые противоречат национальному менталитету народов региона.

Социально-философский анализ толерантности позволяет нам сделать следующие выводы:

-толерантность - плод индустриализации общественной жизни в виде права и свободы человека высшими достижениями демократии, особенно в области гендерной жизни;

-толерантность в конституции человека Востока выражается в терпимости и гостеприимстве, контексте высшего уровня мусульманской нравственности, закрепленной идеями Корана и Сунны как обязательная норма жизни мусульман;

-терпимость в исламе также предполагает социальное активное взаимодействие с представителями другой этноконфессиональной группы, готовность ради общей благи для достижения самого высокого рейтинга мусульманина, избеганием от конфликтов, мирным решением возникших проблем, сдерживанием гнева и эмоций. Аналогичное мнение встречается в и на различных сайтах Интернета [2].

Наши исследования показали, что рамки толерантности имеют не только этноконфессиональное, но и демографическое своеобразие, а во многих случаях уровнем образованности и просвещенности людей. В этой связи лояльность, нейтралитет, характеризующий правовое бездействие к сложившейся ситуации, нейтральность на неадекватность другого человека, что привело к распространению среди молодежи новых ценностей. субкультуры, противоречащей нормам национальной традиции. Речь идет о однополых браках, нетрадиционных сексуальных ориентациях и других девиантных поведениях населения. В этой связи мусульманское общество не может быть нейтральным по отношению к молодежной девиантности и некоторым видам субкультуры. Однако в последнее время наблюдается равнодушие к голым бегающим мужчинам, по отношению к девушкам чересчур вызывающе одетым. В научной литературе встречаются критика на счет европейской толерантности российского общества во вред исконной русской православной культуре [18, с.59].

Как нам представляется, существуют особые категории воспитания в духе толерантности, что они легко адаптируются к любой ситуации, сосуществуют на любых условиях с людьми. Идеалом в этом плане можно показать французского дипломата Шарля Мориса де Талейрана, который сумел удержаться на посту министра иностранных дел, когда трижды менялись режимы власти. Таким образом, можно видеть грани толерантности в умении приспособиться мирным путем к людям.

В российских СМИ активно обсуждают толерантность как способ манипулирования людьми с призывами относиться лояльно к мигрантам, которые эксплуатируются для обогащения тысяч «новых русских». В этой связи толерантность стала самой актуальной нормой реализации и проявления гражданственности каждого по законам и принципам справедливости.

Просвещение молодежи стран СНГ необходимо выстраивать на принципах консолидации сил для реализации Концепции «Просвещения против невежества», этноконфессиональных программ толерантности традиционной исламской цивилизации, соответствующих национальным интересам стран для достижения современного уровня научно-технического прогресса. В священных источниках ислама: Коран, Сунна, национальные традиции, ритуалы закрепляют обязанности верующих быть терпеливым, доброжелательным не только к мусульманам, но и к людям другой веры. В преданиях Аллаха указывается, что терпеливые заслуживают уважения и будут достойно награждены в судный день самым богом. Мусульманская нравственность терпимости как одно из качеств личности установлена повсеместно на основе принципа веры Кораном так: «У вас ваша вера, и у меня-моя вера». Таким образом, терпение-есть стойкость, сдержанность, умение прощать, высокая духовная основа веры, норма нравственности правоверного мусульманина.

Список литературы

1. В Голландии будут судить политика за сравнение ислама с фашизмом //https://rus.delfi.ee/daily/abroad/v-gollandii-budut-sudit-politika-za-sravnenie-islama-s-fashizmom?id=20975980 (Дата обращения 06. 07. 2020)

2.Грани толерантности // https://ethnoinfo.ru/vse-grani-tolerantnosti/1782-vse-grani-tolerantnosti (Дата обращения 22.05.2020)

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. -М., 1980. Т.4, 654 с.

4.Декларация принципов толерантности //Демократизация и права человека. 2004. № 1. С. 6-8.

5.Дробижева Л. М., Хомяков М. Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН. - Екатеринбург, УРМИОН, 2003, 124 с.

6.Добаев И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 2 (14). 53 с.

7.Золотухин В.М. Две концепции толерантности. -Кемерово, 1999, 245 с.

8. Жусипбек Г. Болезнь современности—терроризм. Взгляд через призму религии //Ислам в современном мире. 2014. № 1. -С.33-46.

9. Коран / под ред. Крачковский И. Ю. -М.: Изд. Советский фонд культуры. 1990. 448 с.

10. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 2003. № 4. С. 26-27.

11. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. -Ростов н/Д; «Феникс», 2000, 234 с.

12. Малахов В. Летняков Д. Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект // Государство. Религия. Церковь. 2018. № 2(36). С. 248-271.

13. Мчедлов М.П. и др. Толерантность -М: «Республика», 2004, 263 с.

14.Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. -М.: Ин. Философия, 1995. 236 с.

15.Политология: Энциклопедический словарь -М., 1993, 552 с.

16. Руа О. Для Франции ислам не представляет какой-то особой проблемы. // Иностранная литература. 2006. № 9. 119 с.

17. Философский энциклопедический словарь. -М., 1997, -689 с.

18. Форсова В.В. О религиозных корнях толерантности // Социологические исследования. 2004. № 1. С.58-69.

19. Хенкин С. М., Кудряшева И.В. Интеграция мусульман в Европе: аспект политики // Полис. Политические исследование. 2015. № 3.155 с.

20. Чабиева Т.С. О религиозной идентичности молодежи и явлении ваххабизма в Ингушетии // Россия и мусульманский мир. 2013. № 9.

21. Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Ийман-Ислам-Куръан /Отв. ред. А. Алиев -Т.: «Hilol-Nashr», 2019. 408 с.

References

1. Holland will judge politician for comparing Islam with fascism //https://rus.delfi.ee/daily/abroad/v-gollandii-budut-sudit-politika-za-sravnenie-islama-s-fashizmom?id=20975980 (date of access 06. 07. 2020)

2. The verge of tolerance // https://ethnoinfo.ru/vse-grani-tolerantnosti/1782-vse-grani-tolerantnosti (date of access 22.05.2020)

3. Dal' V. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. -M., 1980. Vol.4, 654 p.

4. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti //Demokratizatsiya i prava cheloveka. 2004.№ 1. P. 6-8.

5. Drobizheva L.M., Khomyakov M.B. New approaches to the study and teaching of the ideas of tolerance as a result of the implementation of the Ural CASE program. - Yekaterinburg, Urmion, 2003, 124 p.

6. Dobaev I.P. Historical and doctrinal roots of Islamic radicalism, its contemporary problems and trends // Tsentral'naya Aziya i Kavkaz. 2001. № 2 (14). 53 p.

7. Zolotukhin V.M. Dve kontseptsii tolerantnosti. -Kemerovo, 1999, 245 p.

8. Zhusipbek G. The disease of the present is terrorism. A look through the lens of religion // Islam in the modern world. 2014. № 1. -P.33-46.

9. Koran / ed. Krachkovsky I. Yu. -M.: Publishing house. Sovetskiy fond kul'tury. 1990. 448 p.

10. Lektorsky V.A. Tolerance // Filosofskiye nauki. 2003. № 4. P. 26-27.

11. Kondrashov V.A., Chichina E.A. Ethics. Aesthetics. -Rostov n/D; «Feniks»2000, 234 p.

12. Malakhov V. Letnyakov D. Islam in the Perception of Russian Society: Comparative Political Aspect // Gosudarstvo. Religiya. Tserkov'. 2018. № 2(36). P. 248-271.

13. Mchedlov M.P. i dr. Tolerantnost' -M: «Respublika», 2004, 263 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Panarin A.S. Rossiya v tsivilizatsionnom protsesse. -M.: In. Filosofiya, 1995. 236 p.

15. Politologiya: Entsiklopedicheskiy slovar' -M.,1993, 552 p.

16. Roy O. For France, Islam does not pose any particular problem ...// Inostrannaya literatura. 2006. № 9. 119 p.

17. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. -М., 1997, -689 p.

18. Forsova V.V. On the religious roots of tolerance // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2004. № 1. P.58-69.

19. Khenkin S.M., Kudryasheva I.V. Integration of Muslims in Europe: Political Aspect // Polis. Politicheskiye issledovaniye. 2015. № 3.155 p.

20. Chabieva T.S. On the religious identity of youth and the phenomenon of Wahhabism in Ingushetia // Rossiya i musul'manskiy mir. 2013. № 9.

21. Sheikh Muhammad Sadik Muhammad Yusuf. Iyman-Islam-Qur'an / Resp. ed. A. Aliev -T:«Hilol-Nashr», 2019. 408 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.