Научная статья на тему 'О некоторых особенностях этики ислама'

О некоторых особенностях этики ислама Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3630
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ЭТИКА / ДОБРО И ЗЛО / "ИЗВЕСТНОЕ" И "НЕИЗВЕСТНОЕ" / ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИСЛАМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаева Г. З.

Предлагаемая статья посвящена проблеме влияния этики ислама на арабомусульманскую культуру. Автор называет основные источники нравственных знаний в исламе священная книга Коран, Сунна и Шариат и выделяет характерные черты исламской этики: универсальность, всеобщность, элементарность, доступность, простота, глубокая проникновенность в душу человека, неукоснительная приверженность положительным ценностям и полное отвержение отрицательных, жесткое соблюдение религиозной догмы. В целом, статья представляет собой культурологический анализ основных этических положении ислама и их влияния на арабо-мусульманскую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях этики ислама»

УДК 297

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭТИКИ ИСЛАМА © Г. З. Макаева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 224 24 80.

E-mail: [email protected]

Предлагаемая статья посвящена проблеме влияния этики ислама на арабомусульманскую культуру. Автор называет основные источники нравственных знаний в исламе — священная книга Коран, Сунна и Шариат и выделяет характерные черты исламской этики: универсальность, всеобщность, элементарность, доступность, простота, глубокая проникновенность в душу человека, неукоснительная приверженность положительным ценностям и полное отвержение отрицательных, жесткое соблюдение религиозной догмы. В целом, статья представляет собой культурологический анализ основных этических положении ислама и их влияния на арабо-мусульманскую культуру.

Ключевые слова: мораль, этика, добро и зло, «известное» и «неизвестное», этические категории ислама.

Мораль - нормативно-оценочная система, регулирующая жизнь людей в самых различных сферах: в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т.д. Обоснование морали всегда было и остается предметом постоянного философского анализа. По образному выражению А. А. Гусейнова, «это одна из темных кошек, которую приходится ловить в темной комнате без твердой уверенности в том, что она там находится» [1]. В философии нет и не было однозначного определения понятия морали. Мораль можно понимать и как социальный институт, и как форму политической идеологии, и как способ познания, и как язык суждений и т. п. Многие исследователи центральную проблему этической науки определяют ответом на вопрос о происхождении добра и зла, сущности долга и долженствования в жизни человека [2].

Мы исходим из того, что мораль (нравственность) - это специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином обществе норм должного поведения людей (моральноположительного) [3]. Основное содержание нравственности составляют, по мнению Р. Г. Апресяна, отношение человека к высшему (к идеалу) и отношение к другому человеку (к другим людям) [4] .

Моральные принципы и нормы возникают в самой практике личного и общественного общения, в которых откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчелове-ческих отношений. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания (чувств, настроений, знаний, понимания, принятия), моральных отношений (отношения к обществу в целом, к другим людям, к самому себе) и морального поведения (поступков, мотивации, выбора средств и т.д.) [5].

Мораль - это целая нормативная программа должного, достойного поведения, задающая ценно-

стную основу человеческой деятельности. На протяжении веков мораль была тесно связана с религией. Нравственное начало, являясь основой духовной культуры, фундаментальным системообразующим элементом, на разных этапах истории культуры особым образом переплеталось с религией. Важные религиозные максимы и заповеди, бытовавшие в сознании людей, закрепляются именно как нравственные правила, которые регулируют человеческие отношения. Так возникла религиозная мораль - развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей, наполненных конкретным содержанием [6].

Особая этическая система, обладающая определенными чертами и свойствами, присуща исламу. Основными источниками нравственных знаний в исламе считаются священная книга Коран, Сунна и Шариат, вместе образующие довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и, в какой-то степени, определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти. Согласно исламскому представлению, истинной возвышенной целью человека является его стремление к лику Аллаха и получение его благосклонности. Эта цель должна стать пределом усилий и устремлений человека в этом мире. Именно по этому критерию этическая система ислама оценивает все действия человека как «добро» или «зло». Ислам дает стабильный основополагающий авторитетный источник этического учения, который является руководством к действию во всех случаях жизни, начиная от простейших бытовых вопросов вплоть до глобальных и сложных проблем мировой политики. Эта религия стремится создать в обществе и в общественном мнении такую обстановку, которая бы побуждала отдельных людей и социальные группы твердо следовать определенным моральным нормам, но в то же время опирается не столько на силовые методы воздействия, сколько на психологические стимулы,

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4

1063

сутью которых является идейная вера в Аллаха и Судный день. Ислам утверждает это кредо в сердце человека, проникает глубоко в его душу и наставляет на истинный путь. Это своеобразный «внутренний страж», «стражник из полиции нравов», который побуждает его трудиться и выполнять повеления Аллаха, где бы он ни находился. Для мусульманина нормы, правила и требования исламской морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Мораль становится внутренним регулятором, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения, качества и идеалы. Это психологический мотив поведения, способствующий исполнению морального кодекса ислама. Мусульмане убеждены, что для создания у человека стойкого морального духа, укрепления доброго нрава не существует более возвышенного и действенного способа кроме ислама [7, с. 112-115, 146-147].

Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. Моральные нормы Корана предостерегают человека от дурных поступков, от его деградации и саморазрушения. Благодеяние и искренность, великодушие и терпимость, скромность и целомудрие, бескорыстие и радушие, смирение, терпение и мужество, ответственность и смелость - вот наиважнейшие качества истинного верующего [8, 3:133-134]. Важным качеством человека в исламе признается скромность, включающая в себя стыдливость и сдержанность, простоту и отсутствие стремления к роскоши во всем.

Ислам порицает лицемерие, плутовство, злословие и подозрительность, лживость, гордыню, зависть, гневливость, разобщенность, невоздержанность [8, 107:4-6; 49:12; 31:17-18; 6:154; 5:81]. Мусульманам следует также воздерживаться от лицемерия, от сплетен, клеветы, обидных шуток, нелицеприятных замечаний, чванства и порицаний. Безусловно, эти этические ценности являются, по сути своей, универсальными и принимаются всеми последователями многих религий. Однако, в исламе неукоснительная приверженность положительным ценностям и полное отвержение отрицательных — долг каждого мусульманина.

Поведение мусульманина определяется пятью категориями: фард или ваджиб (подлежащее обязательному и беспрекословному исполнению); харам (нечто абсолютно запретное); мандуб или мустахаб (рекомендованные, но необязательные действия); макрух (не запрещенные, но и не поощряемые действия); муба (действия, оставленные на суд совести и здравого смысла каждого мусульманина). Большинство проблем современной жизни подпадает под категорию муба. Все, что не запрещено, в исламе является разрешенным в разумных пределах и в гармонии с исламскими принципами и личной совестью [9].

Этика ислама учит, что верующий человек должен радоваться своим добрым деяниям и огор-

чаться злым, что истинно верующий человек не может совершить дурной поступок, потому что он защищен верой в своего Создателя. В Коране добро называется «известным», а зло - «неизвестным». «Известное» - это то, что люди хорошо знают и к чему стремятся. «Неизвестное» отвергается людьми, вызывает у них отвращение и неприязнь. Добро -это нормативы, обеспечивающие благополучную жизнь отдельной личности и общества в целом, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным - ко злу. Ислам утверждает равенство людей друг перед другом и категорически отвергает любые проявления расизма по признакам цвета кожи или языка, сословную, родовую, национальную дискриминацию и различает людей только по степени их добропорядочности, их веры и моральной чистоты.

В исламе хорошо развит институт семьи. Мусульманские браки основываются на законах Корана, на общечеловеческих ценностях и убеждениях. Брак для мусульман - это не таинство, а прежде всего социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязательства и представляющий им равные права. Основой, фундаментом супружеской семьи является, по Корану, принцип духовности. Исламская семейная система принимает как единое целое супруга и супругу, мать и отца, детей и родственников и защищает их интересы [7, с. 145]. Коран отразил важные социальные проблемы, истолкование которых и до наших дней не безразлично для многих миллионов людей. Ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит активному смирению, послушанию. Частная собственность священна - указания Корана строги и недвусмысленны, а законы шариата строго карают преступников. Хотя перед Аллахом все равны, в реальной жизни такого равенства нет, и правоверные должны соблюдать ту иерархию социальной структуры, которая существует. Коран обязывает каждого человека честно трудиться и категорически запрещает попрошайничество, обман, мошенничество, ростовщичество и т.д., проводит резкую грань между достойным и недостойным способами зарабатывания на жизнь. Ислам заботится и о физическом здоровье человека: мусульманам запрещено употреблять всякое одурманивающее средство (хамр) и использование алкоголя даже в лечебных целях. Для исламской культуры характерен высокий эко-логизм: люди Земли обязаны проявлять заботу об окружающей среде, о благосостоянии всей планеты. Мусульмане должны всесторонне заботиться о своей земле, не наносить ей ущерба, не загрязнять ее, не разрушать и не расточать понапрасну ее богатства, должны стремиться к рачительному использованию природных ресурсов и ратовать за сохранение чистоты окружающей среды. Мусульманам запрещено проявлять жестокость, пренебрежение к животным, обитающим рядом с ними, охотиться ради забавы и развлечений [10].

В целом же истинная значимость исламской этики прекрасно может быть выражена в следующих словах: «Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот - тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг» [8, 41:34].

Ислам выдвигает критерий определения зла и добра, является источником морали, содержит в себе необходимые меры воздействия на людей. В этом плане ислам выбирает путь, отличный от путей других этических систем в мире. С помощью тех же самых факторов ислам упорядочивает известные этические принципы на основе своих собственных норм, устанавливая их во всех сферах жизни. Основная задача исламской этики направлена на создание личности, обладающей высокими морально-волевыми качествами. Цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении отрицательных.

Мораль арабо-мусульманской культуры своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Благодаря убежденной вере в Аллаха и Судный день, ислам формирует в душе человека движущую силу, устрашающую человека и одновременно понуждающую его к добровольному труду в соответствии с моральным кодексом. Ислам своей пропагандистской деятельностью не формирует и не создает какую-то неизвестную мораль и этикет. Ислам пытается принизить определенные хорошие моральные качества человека и возвысить другие, приспосабливает каждый принцип морали к человеческой жизни, указывает ему подобающее место и максимально расширяет сферу его применения в жизни людей. Ни одна из сторон жизни и ее аспектов,

будь то действия отдельной личности, быт, общественные отношения, политика, экономика, рынок, школа, суд, полиция, лагерь, военные действия, мирные переговоры и т.д., не должна оставаться неохваченной исламской моралью. Ислам делает мораль господствующей и определяющей во всех сферах культуры. Цель этого заключается в том, чтобы человеческой культурой управляли не страсти или амбиции, эгоизм или личные интересы, а возвышенная и чистая мораль в сочетании с добропорядочностью.

Моральные заповеди ислама дают общую, идеализированную формулировку принципов поведения, расширяющую, переосмысляющую, а подчас и отменяющую в каком-то отношении те нормы, которые были приняты на предыдущем уровне социальной организации. Универсальные этические предписания получают высшую духовную санкцию, а для придания ей непререкаемой силы создается «видимое тело» ислама - Коран, Сунна, хадисы, шариат, культовые действия и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусейнов А А. // Мораль и рациональность. М., 1995. С. 48.

2. Современный философский: словарь и хрестоматия. Рос-

тов-н/Д., 1996. С. 92.

3. Новейший философский словарь. М., 2001. С. 647.

4. Апресян Р. Г. // Мораль и рациональность. М., 1995. С.

110-112.

5. Мишаткина Т. В. Этика. М., 2005. С. 62-73.

6. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. М.,

1998. С. 81.

7. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М.: По-

литиздат, 1991. -495 с.

8. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990. -511 с.

9. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе.

М., 2004. С. 10-45.

10. Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. С. 156-242.

Поступила в редакцию 15.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.