Научная статья на тему 'Традиционные семейно-брачные отношения мордовского народа'

Традиционные семейно-брачные отношения мордовского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATIONAL TRADITIONS / СЕМЬЯ / FAMILY / MARRIAGE RELATIONS / КУЛЬТ ПРЕДКОВ / CULT OF ANCESTORS / МОРДОВСКИЙ НАРОД / MORDVINIAN PEOPLE / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД СЕМЬИ / MORAL AND PSYCHOLOGICAL WAY OF LIFE IN FAMILY / БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекмаева Ю. В.

В статье рассмотрены некоторые особенности устройства мордовской семьи и брачных отноше-ний. Автор анализирует обусловленность традиций воспитания, говорит о необходимости возврата к ценностям народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FAMILY-MARRIAGE RELATIONS OF MORDVINIAN PEOPLE

The particular features of mordvinian family and family relations are described in article. Author analyses conditionality of educational traditions, speaks about necessity of return to national pedagogics value.

Текст научной работы на тему «Традиционные семейно-брачные отношения мордовского народа»



жания. Действия неточны, выполняются медленно, с затруднениями и ошибками. Действия несвоевременны.

Анализ практики, многолетний опыт преподава- стей;

теля убеждают нас в том, что формирование указанных умений возможно обеспечить как в педагогическом колледже, так и в вузе, если рассматривать этот процесс в совокупности следующих компонентов:

• наличие определенных знаний о сущности формируемых умений;

• тренировка в выполнении операций, составляющих умения, которая чаще всего выступает в виде системы усложняющихся заданий;

• создание положительной мотивации в процессе освоения профессиональных умений.

В курсе специальных дисциплин в вузе и пед-колледже формирование умений у студентов происходит успешно при следующих педагогических условиях:

• формирование у студентов точного целевого представления при решении как поставленной перед ними конкретной задачи (при выполнении творческих заданий, подготовке к учебным занятиям и т.п.), так и общей задачи профессиональной подготовки;

• выполнение студентами системы заданий разного типа и в различных условиях (задания-предписания и творческие, при подготовке к учебному занятию и в процессе его проведения, в детском саду и в аудитории и т.д.);

• дифференцированный подход к студентам с учетом их начальной подготовки, уровня речевой культуры, личностно-коммуникативных особенно-

• проведение занятий, содержание и организация которых предполагают интенсивное общение в учебной группе, ситуации моделирования педагогического процесса детского сада;

• включение студентов в процесс взаимодействия с детьми в реальных условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе системы лабораторных занятий, педагогической практики;

• организация самостоятельной работы студентов, систематическое управление ею со стороны преподавателя.

Задача состоит в том, чтобы уже на этапе профессионального обучения обеспечить у всех обучающихся формирование необходимых умений в области речевого развития детей, а в дальнейшем создать условия для их совершенствования до уровня педагогического мастерства в процессе работы в образовательном учреждении.

Литература

1. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. - Кишинев, 1975.

2. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. - 2007. - № 6.

3. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - Т. 5. -М., 1958.

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., 2001.

УДК 392.3+392.5: (511.152) ББК 63.5(=663.1)-53

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Ю.В. Чекмаева, аспирант кафедры начального обучения МПГУ, (903) 2275061, [email protected]

В статье рассмотрены некоторые особенности устройства мордовской семьи и брачных отношений. Автор анализирует обусловленность традиций воспитания, говорит о необходимости возврата к ценностям народной педагогики.

Ключевые слова: традиции воспитания, семья, брачные отношения, культ предков, мордовский народ, морально-психологический уклад семьи.

TRADITIONAL FAMILY-MARRIAGE RELATIONS OF MORDVINIAN PEOPLE

Chekmaeva Yu.V.

The particular features of mordvinian family and family relations are described in article. Author analyses conditionality of educational traditions, speaks about necessity of return to national pedagogics value.

Keywords: educational traditions, family, marriage relations, cult of ancestors, mordvinian people, moral and psychological way of life in family.

Мы живем в век прогрессивных технических и технологических разработок, всемирной информатизации. Процесс глобализации затронул уже каждого человека нашей страны, да и всей планеты. Так вот именно сейчас, когда существует возможность индивидуального выбора религии, субкультуры и культуры, люди начали вспоминать о своей этнической принадлежности, о традициях своего народа. Стал очевидным тот факт, что только сочетание информационных технологий и устоявшихся веками, сфор-мированых множеством поколений традиций даст желаемый результат в процессе воспитания и образования детей.

В традиционном быту семья (дом) назывались именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест данный обычай сохраняется и поныне. Например, в д. Старая Самаевка Ковылкинского района живут семьи под такими именами: Подай, Коцар, Чеган, Фока, Прамож, Поза, Чичь (по наблюдениям автора).

Как правило, мордовская большая семья (до 50 человек) проживала в нескольких избах, расположенных на одной усадьбе в общей связи.

Для успешного функционирования больших семейных коллективов была необходима строгая регламентация прав и обязанностей каждого его члена и всего бытового уклада. По обычаю во главе такой семьи стоял самый старший мужчина -кудазор, по отношению к младшим - дед или прадед.

Власть кудазора была очень велика, все находилось в его воле. Он представлял домохозяйство перед властями, общиной, имел право распоряжаться семейным имуществом, а также обладал правом купли и продажи, осуществлял сделки и заключал договоры. Кудазор руководил всеми работами, следил за ходом их исполнения, был ответственным за моральный облик членов семьи.

Высокий статус имела и жена главы семейства -кудазорава. Эффективность домашнего хозяйства, атмосфера внутри семьи, характер взаимоотношений между ее членами, само содержание семейно-бытового уклада во многом зависели от ее характера и личных качеств, от той атмосферы, которая складывалась веками. Ее функции были чрезвычайно многообразны. Она ведала всеми женскими делами, управляла и распоряжалась всеми женщинами. Все члены семьи почитали и слушались главной хозяйки так же, как самого большака.

Высокий статус старшей женщины определялся и ее исключительной ролью в обрядовой жизни семьи и общины. В религиозных воззрениях мордвы доминировали женские божества, им же принадлежала главная роль в ряде молений, обрядов.

Под ее руководством соблюдались многие обычаи, отмечались календарные и религиозные праздники. Участие старшей женщины в похоронно-поминальном обряде воспринимается семьей и в целом социумом как одна из главнейших ее обязанностей. Например, в д. Старая Самаевка Ковыл-кинского района в наши дни мужчин, идущих копать могилу для умершего, возглавляет кудазорава с большой палкой в руках - именно большуха указывает место рытья могилы (по наблюдениям автора).

В любой семье существовал разумный порядок жизни с определенными правилами и привычками, которые были обыденны, просты и легко усваиваемы и выполнимы. Большое значение имел трудовой ритм, режим питания в будни и праздники, повседневный досуг.

Распорядок дня был тесно связан с календарным распределением сельскохозяйственных работ, который определял характер занятий и загрузку каждого члена семьи. Главная черта повседневности, домашнего семейного быта и жизни в целом -заполненность трудом. В весенне-летний период большую часть времени проводили в поле, в лугах, огородах. Вставали обычно рано, чтобы лучше и полнее использовать световой день. Первыми поднимались женщины, которые готовили пищу. Часа в 4-5 вставали остальные члены семьи, лишь детям разрешалось спать подольше. Согласно традиционному этикету, кушать садились все вместе. За обеденным столом, по исстари сложившемуся обычаю, семья рассаживалась в определенном порядке. В передний, «красный» угол садился хозяин дома, затем остальные мужчины (женатый сын, взрослые парни). На краю садились женщины. Хозяйка обычно подавала на стол. Если семья состояла из большого числа людей, то прием пищи проходил в два этапа: сначала мужчины, а потом дети и женщины. Ели из одной большой чашки. За столом распоряжался глава: он резал хлеб, солил, если надо, крошил мясо, клал масло в кашу. Правила требовали, чтобы во время еды не разговаривали, сидели тихо и мирно. Если кто-либо нарушал установленный порядок, т.е. хватал большие куски, оставлял недоеденный хлеб, вертелся, болтал ногами, его наказывали ударом ложкой по лбу или вообще выгоняли из-за стола. Такой ритм подтверждал цельность семьи, являлся своего рода символом «семейственности» и единства.

Сакральной санкцией института семьи являются семейно-родовые культы и культ предков, которые играли и в определенной степени продолжают играть огромную роль в мировоззрении мордвы, в обрядовой практике. Без обращения к духам предков фактически никогда не предпринималось никаких дел, не решался ни один вопрос. С обращения

к предкам традиционно начиналось всякое моление [1, с. 69].

Символом рода выступала родовая свеча - атянь штатол (свеча стариков). Согласно народным воззрениям, она - древнейший культурный символ мордвы, и пока горит штатол, будет продолжаться род. Признаком его вечности выступала постоянная величина свечи. Поэтому по окончании моления в штатол вкладывали столько же воска, сколько его растаяло [7, с. 101].

С малолетства воспитывали сознание своей неотделимости от родственной группы, учили любви к ближнему, умению постоять за свой род, не запятнать его. Согласно обычаю, поступок отдельного члена ложился на весь род. Родовое происхождение служило важным критерием в браке. Грехом считались охаивание, оговаривание своих близких; не принято было также обходить стороной попавших в беду родственников.

Брачные отношения мордвы заметно отличались от домостроя русских семей. Во-первых, брак в селах заключался в основном по любви. Никаких насильственных действий родителей в плане выбора невесты или жениха не практиковалось. Во-вторых, практичные мокша и эрзя искали в будущих женах прежде всего добрых помощниц, на которых можно было бы бесстрашно возложить все тягости домашнего хозяйства. Но главное - они должны были активно пополнять дом детьми - будущими работниками.

Идеалом женской красоты для мордовского мужчины была дородная краснощекая девушка: «Жила-была одна девка Сыржа - толста, как дуб кряковистый, и ноги у неё, как поленья. Хороша была Сыржа, и много парней за ней ходило...» [7, с. 83].

У мордовского народа не было определенного возраста вступления в брак. Ориентировались в основном на половое созревание юноши.

Когда любовное дело заканчивалось свадьбой, родители жениха доставали из своих денежных запасов, отложенных на чёрный день, от 80 до 100 золотых рублей и закатывали пир горой. В зависимости от платежеспособности семьи торжества длились от недели до месяца, и селение еще долго не успокаивалось после справленной в нем свадь-

бы. Зачастую такие мероприятия служили причиной демографического взрыва в населённом пункте.

Долгое время у практичной мордвы было принято воровать невест. Такое явление в народе называлось «самокруткой». Этот обычай практиковался охотно, потому что в таком случае можно было обойтись без всякого пира.

В дохристианский и раннехристианский период жизни мордовского народа, обычаи были несколько иными. Так, в дохристианский период у мордвина могло быть несколько жен. Свидетельства об обычае полигамии сохранились в мордовском фольклоре. Так, в одной из песен говорится об очень богатом эрзянине, имевшем «семь взятых жен» и «семеро детей мальчиков». По нескольку жен имели обычно люди состоятельные, представители господствующего класса - князья, мурзы [1, с. 42].

В наши дни большинство семейных традиций забыто и потеряно в прошлом навсегда, т.к. утрачена их целесообразность и значимость. Но нельзя не согласиться, что именно устами предков изречены те самые вечные истины, которые будут актуальны всегда. И наша главная задача как педагогов и как родителей - синтезировать забытое традиционное и современное прогрессивное.

Литература

1. Беляева Н. Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы. Мордва: историко-культурные очерки. - Саранск: Изд-во Мордовского пед. гос. ун-та, 1995.

2. Латышина Д.И. История педагогики и образования. - М., 2007.

3. Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения. - М., 2004.

4. Майнов В.Н. Очерки юридического быта мордвы. - СПб., 1885.

5. Макаркин Н.П. Мордва: мокша, эрзя. - Саранск, 2004.

6. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск, 1972.

7. Николаев С. Д. Мордва. Историко-этнографические очерки. - Саранск, 1981.

8. Самородов К. Т. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. - Саранск, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.