Научная статья на тему 'Роль родового коллектива в обрядности финно-угорских народов'

Роль родового коллектива в обрядности финно-угорских народов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
304
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
РОД / РОДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / РОДОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОС / РОДОПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / ОБЫЧАИ / РИТУАЛЫ / GENUS / GENERIC / COLLECTIVE / TRIBAL CULTURE / ETHNICITY / TRIBAL RELATIONS / FINNO-UGRIC PEOPLES / CUSTOMS / RITUALS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абрамова Т. А., Спиридонова Ю. Н.

Родственные отношения мордвы играли важную роль в системе жизнеобеспечения. В новых условиях востребованным оказался ряд ее структурообразующих элементов как механизмов социальной самозащиты. Обращение к наследию прошлого и его интерпретация через образы архетипов, в том числе семейно-родовых ценностей, стали основой нового направления в искусстве этнофутуризма. Познание родовой культуры имеет важное социокультурное значение, так как без осмысления наследия народа, его истории, образа жизни, менталитета невозможно представить степень этнической самоидентификации финно-угорских народов в глобальном мировом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRIBAL GROUPS IN RITES OF THE FINNO-UGRIC PEOPLES

Family relationships of the Mordovians played an important role in their life support system. In the new conditions, a number of its structure-forming elements as mechanisms of social self-defense proved to be in demand. An appeal to the heritage of the past and its interpretation through the images of archetypes, including family and tribal values, became the basis for new directions in art ethno-futurism. Knowledge of tribal culture is an important socio-cultural aspect, as without understanding the heritage of the nation, its history, lifestyle and mentality, it is impossible to imagine the degree of the ethnic identity of the Finno-Ugric peoples in the global world space.

Текст научной работы на тему «Роль родового коллектива в обрядности финно-угорских народов»

УДК: 392.3 (= 511.1) ГРНТИ: 03.61.91

РОЛЬ РОДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ОБРЯДНОСТИ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Т. А. Абрамова, Ю. Н. Спиридонова

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва Россия, 430005 г. Саранск, ул. Большевистская, 68

И Спиридонова Юлия Николаевна - [email protected]

Родственные отношения мордвы играли важную роль в системе жизнеобеспечения. В новых условиях востребованным оказался ряд ее структурообразующих элементов как механизмов социальной самозащиты. Обращение к наследию прошлого и его интерпретация через образы архетипов, в том числе семейно-родовых ценностей, стали основой нового направления в искусстве - этнофутуризма. Познание родовой культуры имеет важное социокультурное значение, так как без осмысления наследия народа, его истории, образа жизни, менталитета невозможно представить степень этнической самоидентификации финно-угорских народов в глобальном мировом пространстве.

Ключевые слова: род, родовой коллектив, родовая культура, этнос, родоплеменные отношения, финно-угорские народы, обычаи, ритуалы.

THE ROLE OF TRIBAL GROUPS IN RITES OF THE FINNO-UGRIC PEOPLES T. A. Abramova, Y. N. Spiridonova

Ogarev Mordovia State University 68 Bolshevistskaya St., 430005 Saransk, Russia

El Spiridonova Yuliya - [email protected]

Family relationships of the Mordovians played an important role in their life support system. In the new conditions, a number of its structure-forming elements as mechanisms of social self-defense proved to be in demand. An appeal to the heritage of the past and its interpretation through the images of archetypes, including family and tribal values, became the basis for new directions in art - ethno-futurism. Knowledge of tribal culture is an important socio-cultural aspect, as without understanding the heritage of the nation, its history, lifestyle and mentality, it is impossible to imagine the degree of the ethnic identity of the Finno-Ugric peoples in the global world space.

Keywords: genus, generic, collective, tribal culture, ethnicity, tribal relations, Finno-Ugric peoples, customs, rituals.

Длинный путь исторического развития прошли финно-угорские народы. Одним из ранних социальных институтов был род, представляющий коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Понятие «род» вполне можно обозначить как самоопределение человека во времени и пространстве. Во временном отношении родовая принадлежность связывает людей с их предками и потомками, устанавливает преемственность поколений. В пространственном смысле родовые узы объединяют всех ныне живущих сородичей, где бы они ни находились, какие бы земли ни занимали. В первом случае человек оказывается причастным к истории своего народа, во втором - к родной земле. Род - совокупность лиц из разных поколений, которые связаны между собой чередой последовательных рождений и ведут свое происхождение от одного общего предка.

Употребляемые термины «род», «родовой», «родовые» представлены не в их классическом значении, поскольку они не отражают род как таковой, а имеют лишь косвенное отношение в родовой организации. Первоначально род представлял собой тесную производственную группу одноплеменников, связанных представлением об едином происхождении и родстве, проживающих на одной территории и образующих патронимию. Анализ археологических, фольклорных, этнографических данных дает нам основание предположить, что основой рода была большая семья - куд (м.), кудо (э.), объединяющая родственников из нескольких поколений по прямой и боковой линиям, живущих под одной крышей. По мере ее разрастания вокруг нее образовывались несколько семей,

которые оставались в тесной связи между собой, сознавали единство происхождения и составляли единый род [1, с. 65].

Отличительной чертой каждого рода была целостность и единство, свидетельствующие об общности происхождения от одного лица, и объединялся вокруг родоначальника.

Уважаемый старейшина стоял во главе рода и руководил строительством укреплений на городищах - убежищах, осуществлял жреческие функции и представлял свой род на совете старейшин племени. Должность старейшины была, вероятно, выборной. В частности, довольно равномерное распределение в различных семейных рядах погребений, которые можно связать с заслуженными воинами или военачальниками, указывает на отсутствие наследственных прав, характерных для представителей родоплеменной знати. Родовая община представляла собой союз нескольких больших патриархальных семей, совместно ведущих хозяйство на общинной земле, представлявшей собой родовые поселки, в которых члены рода старались селиться компактно. Многие этнографы обращали внимание на сходство гнездового расположения поселений мордвы и верховых чувашей (вирья-лов), которые имели общие с мордовским этносом элементы материальной культуры.

Из-за интенсивного развития земледелия и роста численности населения, во второй половине I тысячелетия н. э., VI - VII вв., близ городищ стали образовываться неукрепленные поселения - селища. Они представляли собой заимки отдельных семей, связанные с городищем лишь как с убежищем во время внешней опасности [2, с. 65].

В V - VIII вв. несколько родов объединялись в племя, во

Histoгy and Aгcheology | Juvenis scientia 2017 № 6

53

главе которого стоял вождь. Племенные объединения образовывались по этническо-территориальному признаку. Возникали они в основном в случае военной опасности при переселении на новые земли. Возглавлял их совет родопле-менных старейшин, который выполнял функции племенного собрания, в том числе назначал предводителя на период военных действий [8; 11; 12].

Сраспадомродоплеменныхотношенийносителемсемейно-родовой культуры становится семья. Институт семьи со сложившимся социальным устройством, с функционирующими национальными традициями служил важным фактором в формировании и регулировании семейно-родственных отношений.

Одной из форм проявления родственной культуры у финно-угорских народов являются родовые культы, в которых весьма четкое отражение наш ли взаимосвязь членов рода, родовая сообщность и солидарность. Выделяют две формы культа: культ семейно-родовых святынь и хранителей и культ предков, которые соответствовали двум стадиям развития родовой организации - матриархата и патриархата.

Основным атрибутом семейно-родовых святынь у мордвы выступала родовая свеча - атянъ штатол, являющаяся древнейшим культовым символом. По описаниям М.Е. Евсевьева, в длину она им ела три с половиной вершка, в поперечнике - полтора вершка, весом - около фунта. Посредине свеча перевязывалась белым полотенцем с украшенными концами. Родовой штатол соотносится с древом жизни и связывается с образом «Мирового дерева», что прослеживается в своеобразном способе его хранения. По обычаю его держали в узком кузове из вязовой коры. В ходе обряда он укреплялся на кривой липовой палке, на которой имелась кора. Наличие коры символизировало дерево, воск уподоблялся соку, который падал с листьев. Наряду с родовыми штатолами, в больших молениях использовались общинные, вместилищем которых служили деревянные кадки. По традиции для таких свечей воск жертвовали хозяева бортей. Для свивания фитиля от каждого двора приносили льняные нитки. По их количеству определяли, сколько дворов в селении. Широкое распространение имела вера в то, что чем больше по размеру свеча, тем сильнее и могущественнее род.

Группы родственных семей имели свои штатолы - братские. Для их изготовления воск приносили все члены родственной семьи. После каждого моления свечи дополнялись таким же количеством воска, сколько сгорало, поэтому они никогда не уменьшались в размере, в народе их считали «вечными». По поверьям, родовые штатолы существуют со дня сотворения мира или с рождения Христа. Часто появление свечи связывают с именем Тюшти, о чем свидетельствует ее название - штатол Тюштяна [3, с. 352].

Наиболее важными считались моления, посвященные поминовению прародителей и всех умерших родственников. Они проводились братчинами, куда входили члены одной группы домов, хозяева которых происходили от общего родоначальника. Число домов в каждой братчине было различным. «Бедные» братчины состояли из 10 - 15 домов, но имелись и «богатые», в которых число дворов достигало 30 - 40. По обычаю братский штатол хранился по одному году в каждом доме братчины с соблюдением строгой очередности. Обычно его держали в амбаре, в длинном узком кузове, сделанном из вязовой коры и подвешенном на жерди. Этот ритуальный предмет вносился в избу только перед самым молением. Культовые обряды всегда совершались в том доме, где хранилась свеча в течение года.

Также к семейно-родовым культам относилась ритуальная посуда - ковши-братины для пуре (пива) - атянъ покш кече (э.), иланъ кече (м.), чаны для варки жертвенного животного, дубовые бочонки для хранения напитков. Ковши - братины в традиционном быту у мордвы делались из цельных пеньков липы и напоминали по силуэту водоплавающую птицу - утку. Они обрабатывались особенно тщательно сложной скульптурной резьбой. Ковши-братины использовались в родовых общественных молениях и имели символическое и сакральное значение.

Подобные семейно-родовые святыни характерны и для других народов Поволжья. Например, в качестве таковой у удмуртов выступал лубяной короб с его священным содержимым, хранившийся на особой полке мудор в переднем углу родового или семейного святилища куа. Большая родовая свеча (братская или мирская), используемая на аналогичных празднествах, существовала и у русских. У сербов она называлась «толстая свеча покойных» и использовалась во время поминовения усопших и родового праздника.

Широкое распространение среди традиционных мест проведения родовых молений имели водные источники, священные рощи, лесные поляны, овраги.

Похожие культовые места в рамках патронимии, селения, общины, разросшейся родовой группы функционировали и у других финно-угорских народов. Например, у марийцев традиционным местом проведения таких молений были священные рощи - ото, кусото.

С распадом родовой общины родовые формы культа слились с семейными. Семейно-родовые культы включали почитание покровителей, домашние моления, посвященные началу или окончанию сельскохозяйственных работ, постройке и заселению нового дома и т. д.

Также одним из центральных мест проведения семейных молений и молений родственных семей являлись жилые и хозяйственные помещения. В народной культуре идеи семьи и рода, связи предков и потомков воплощает дом. Он является средоточием основных жизненных ценностей, счастья, достатка. В мировоззрении мордовского народа дом выступает символом рода, воспринимается как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Дом и род, в понимании мордвы, тесно связаны семейными узами, на что оказывают бытующие и сегодня выражения: куд юрхта (м.), кудо юрт (э.) - родовой дом, уд юрхтонъ лем (м.), кудо юртонъ лем (э.) - родовое имя, прозвище предка родовая фамилия. По народным представлениям, дом символизирует освоенное пространство, где человек чувствует себя в безопасности, в кругу своей семьи.

Семейный характер носили моления, посвященные началу или завершению тех или иных работ. Например, под Новый год проводили моление, посвященное божеству свиней - Тувонъ пазу (м., э.). В каждом доме варили свиную голову, жарили поросят. Кардафлейская мордва «молила» свиную голову всем родом. С начала молились на одном дворе, потом переходили в другие. По окончании моления опять собирались в первом доме и начинали пировать. Кости от праздничной трапезы относили в свиной хлев, чтобы «свиньи водились хорошо». Судя по собранным материалам, обычай варить свиную голову под Новый год сохранялся вплоть до середины ХХ столетия.

С усилением роли общины как важнейшего социального института многие родовые обряды стали носить общественный характер. В основе таких молений лежит уже общинная народная традиция, т. е. предусматривались интересы всего

социума. Они проводились всем селом и приурочивались к наиболее значимым моментам хозяйственной деятельности. Если семейно-родовые моления совершались старшим и в роде (доме), то общественные - выборным и стариками и старухам и (жрецами) - озкс - атят (инъ-атят) (м., э.) и озкс -бабат (инъ - бабат), у удмуртов - восясъ, у марийцев - карт. При выборе учитывалось не только знание ритуала, но и их личные морально-нравственные качества. Считалось, что от правильного проведения моления, в соответствии с традициями и обычаям и, зависит успех дела.

Неотъемлемой особенностью общественных и семейно-родовых молений были определенные запреты и предписания, которые должны были выполняться всеми их участниками. По представлениям, только так можно было получить помощь богов - покровителей. Старейшины строго следили за исполнением установленных норм и правил. Так, запрещалось работать во время праздников и больших молений. Подобные формы соционормативной народной культуры передавались из поколения в поколение, что способствовало сохранению и воспроизводству основных духовных ценностей этноса, регуляции поведения. Участие в молениях членов семьи, родственников служило важным средством этнической социализации, сохранения значимых элементов семейно-ро-довой культуры, семейно-родственных связей.

Важнейшей частью этнической культуры каждого народа являются семейно-родовые обряды, совершаемые по случаю определенного, важного события в жизни семьи. Традиционная обрядность финноугорских народов, формируясь в течение долгих лет на фоне различных исторических событий, повлияла на самоопределение этносов, сохранение самобытности и уникальности их культур. Впитав и соединив в себе неповторимое народное достояние - мировоззрение, психологию, художественное творчество народа, обычаи и обряды продолжают до настоящего времени занимать одну из важных позиций в системе жизнеобеспечения мордвы. Традиционная культура не только смогла выдержать испытание временем, социальные и исторические катаклизмы, но и адаптировалась в условиях современности и служит одним из критериев этнической идентичности.

Смысл обряда не в самих его составляющих, а в том, что они означают, символизируют. Традиции являются важным социальным и культурным наследием, которое передается от поколения к поколению в течение длительного времени.

Для мордовской семьи важное значение имеет воспитательная функция обрядов, соединенная с регулятивной функцией. Каждый член семьи воспринимался как звено в цепи поколений. Следование «отеческим традициям» имело сакральное значение, а сама жизнь зависела от соблюдения законов предков. Традиционные семейные обряды воспитывают чувство любви к своей семье, уважение к старшим. Так формируются обычаи. Обычай - исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Обычай играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению ребенка к культуре. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определенными образцами поведения. Таким образом, благодаря воспитанию складывается представление о должной линии поведения человека, формируется нравственный идеал [4, с. 30; 5, с. 97].

Рождение здорового ребенка в семье издавна считалось важным и радостным событием. Поэтому люди независимо от их этнической принадлежности соблюдали определенные

обряды, с помощью которых путем символических действий, норм поведения, поверий стремились способствовать этой цели.

Родильные обряды в связи с этим имели особое значение. Цикл родильных обрядов мордвы распадается на два этапа: первый охватывает обычаи, обряды верования, связанные с беременностью женщины и рождением ребенка; второй связан с принятием младенца в семью и общество. Первый этап обычаев можно отнести к лечебно-предохранительному виду, второй по психологии совершения - к имитационному виду.

Родовая культура финно-угорских народов отличалась многофункциональностью, затрагивала различные стороны системы жизнеобеспечения: повседневный и семейный быт, имущественные отношения, религиозное мировоззрение.

Источником формирования и развития родовой культуры являются род и семья, осуществляющие репрезентативную, интегративную, социализирующую, защитную функции, а также функции социального контроля, воспроизводства, социальных отношений, закрепленных в традициях, обычаях, ритуалах.

Значимым каналом передачи родовой культуры являются семейные обряды, культы и праздники, наполненные родовой символикой, сакральным смыслом. Их соблюдение гарантировало социализацию, введение человека в состав родового сообщества. Они определяли мировоззренческую, этнокультурную и этническую позицию финно-угорских народов.

К настоящему времени для этнической культуры характерна утрата традиционных элементов, отражавших ее этническую специфику. Практически все сферы материальной культуры нивелировались и приобрели интернациональные черты. Духовной культуре присуща утрата традиционных элементов без их интернационализации. Эта ситуация сохраняется до настоящего времени и описана в этнографической литературе [4; 8; 9; 10]. Сказанное не означает, что этническая культура со временем и вовсе исчезнет. Как известно, культура представляет собой совокупный социальный опыт и существует до тех пор, пока есть общество (следовательно, этническая культура существует до тех пор, пока есть этническая общность). Поэтому, актуальная (бытующая в современной практике) этническая культура сохранится, но ей видимо будут присущи какие-либо другие характеристики, при этом многие традиционные элементы исчезнут из сферы реального бытования, став достоянием культурной памяти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алихова А.Е. Распад первобытнообщинных отношений и становление феодальных отношений у мордвы // Этногенез мордовского народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. С. 62-69.

2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.

3. Бабушкина Р.С. Термины родства как термины генетической связи мордовского народа с другими финно-угорскими // Этногенез мордовского народа. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. С. 344-358.

4. Беляева Н.Ф. Мордовская семья в системе социальных институтов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. 88 с.

5. Беляева Н.Ф. Народные традиции мордвы в семейном и общественном быту // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Вып. 29. М.: Наука, 2003, с. 94-104.

6. Вихляев В.И. Мордовские племена эпохи разложения первобыт-

History and Aгcheology | Juvenis scientia 2017 № 6

55

нообщинного строя и их соседи // Этнокультурные связи мордвы (дооктябрьский период). Саранск: Морд. ун-т, 1988, С. 11-25.

7. Вопросы этнической истории мордовского народа. Труды Мордовской этнографической экспедиции. Выпуск I. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 256 с.

8. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1990. 160 с.

9. Щербаков А.С. История формирования этнотерриториальной группы мордвы Башкирского Приуралья // Этностатистические траектории Южного Урала. Динамика расселения народов Башки-

рии: сб. статей. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 198-227.

10. Щербаков А.С. Этнодемографическое развитие мордовского населения Башкортостана в ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2010. №5. С. 151-169.

11. Этногенез мордовского народа / Материалы научной сессии 8-10 декабря 1964 г. Саранск, 1965. 440 с.

12. Юрченков В.А. Хронограф или Повествование о мордовском народе и его истории. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1991. 368 с.

Поступила в редакцию 02.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.