Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - КАК ФАКТОР СОХРАННОСТИ ЯЗЫКОВ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - КАК ФАКТОР СОХРАННОСТИ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ / ОБЫЧАИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭВЕНКИ / ЭВЕНЫ / ЮКАГИРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукина Маргарита Петровна

В статье анализируются состояние сохранности традиционных праздников и обычаев коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в современных условиях: эвенов, эвенков и юкагиров, находящихся под угрозой исчезновения. Сегодня у коренного этнического населения прослеживается повышение этнической самоидентификации и интерес к родной культуре, но вместе с тем снижение уровня владения родными языками. Исследование проведено в рамках Проекта НИР «Мониторинг функционирования языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»: были составлены анкеты и опросники интервью для выявления реальной этнокультурной ситуации, в результате был собран фактический материал в местах проживания эвенков, эвенов и юкагиров - в Нерюнгринском, Эвено-Бытантайском и Верхнеколымском районах Республики Саха (Якутия). В результате анализа анкет сделан вывод об определенной сохранности традиционной культуры народов - проведение праздников, которое передается молодому поколению: помимо того, что традиционные праздники сохраняются, в ритуалах и обычаях их проведения присутствует языковой массив, т.е. национальные языки сохраняются именно в традиционной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лукина Маргарита Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL HOLIDAYS AND CEREMONIES OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AS A FACTOR IN THE PRESERVATION OF LANGUAGES

The article analyzes the state of preservation of traditional holidays and customs of the indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia) in modern conditions: Evens, Evenks and Yukaghirs, which are under the threat of extinction. Today, among the indigenous ethnic population, there is an increase in ethnic self-identification and interest in their native culture, but at the same time, a decrease in the level of proficiency in native languages. The study was carried out as part of the Research Project “Monitoring the functioning of the languages of the indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia)”: questionnaires and interview questionnaires were compiled to identify the real ethnocultural situation, as a result, factual material was collected in the places of residence of the Evenks, Evens and Yukaghirs - in Neryungri, Eveno-Bytantaysky and Verkhnekolymsky regions of the Republic of Sakha (Yakutia). As a result of the analysis of the questionnaires, a conclusion was made about the certain preservation of the traditional culture of peoples - the holding of holidays, which is passed on to the younger generation: in addition to the fact that traditional holidays are preserved, there is a language array in the rituals and customs of their celebration, i.e. national languages are preserved in traditional culture.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - КАК ФАКТОР СОХРАННОСТИ ЯЗЫКОВ»

Традиционные праздники и обряды коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) - как фактор сохранности языков

Лукина Маргарита Петровна,

канд. филол. наук, научный сотрудник, Отдел северной филологии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов СО РАН E-mail: margarita-lukina@yandex.ru

В статье анализируются состояние сохранности традиционных праздников и обычаев коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в современных условиях: эвенов, эвенков и юкагиров, находящихся под угрозой исчезновения. Сегодня у коренного этнического населения прослеживается повышение этнической самоидентификации и интерес к родной культуре, но вместе с тем снижение уровня владения родными языками. Исследование проведено в рамках Проекта НИР «Мониторинг функционирования языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»: были составлены анкеты и опросники интервью для выявления реальной этнокультурной ситуации, в результате был собран фактический материал в местах проживания эвенков, эвенов и юкагиров - в Нерюнгринском, Эвено-Бытантайском и Верхнеколымском районах Республики Саха (Якутия). В результате анализа анкет сделан вывод об определенной сохранности традиционной культуры народов - проведение праздников, которое передается молодому поколению: помимо того, что традиционные праздники сохраняются, в ритуалах и обычаях их проведения присутствует языковой массив, т.е. национальные языки сохраняются именно в традиционной культуре.

Ключевые слова: малочисленные народы Севера; традиционные праздники; обычаи; этнокультурная ситуация; эвенки; эвены; юкагиры.

Исследование проведено по Проекту «Мониторинг функционирования языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» в рамках Государственной Программы РС (Я) «Сохранение и развитие государственных и официальных языков в РС (Я) на 2020-2024 гг.», Договор № 2022/15 от 25.08.2022 г.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения состояния этнокультурной ситуации в многонациональном сообществе Республики Саха (Якутия) для получения объективной картины современного состояния этнокультурной ситуации эвенков, эвенов и юкагиров, в частности, состояние сохранности традиционных праздников. Сегодня у этнического населения прослеживается интерес к родной культуре и повышение этнической самоидентификации, но вместе с тем снижение уровня владения родными языками.

Для более точной оценки функционирования языков и состояния сохранности традиционных праздников эвенов, эвенков и юкагиров, в рамках Проекта НИР «Мониторинг функционирования языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», был проведен мониторинг в местах проживания этих народов, позволяющий выявить реальные языковые и этнокультурные ситуации: были собраны анкеты и проведен интервью. Методами для обработки собранных материалов послужили программы IBM SPSS Statistics-22 и Microsoft Excel; для получения выводов использованы методы анализа, описания, сопоставления и сравнения.

Культура и искусство являются ведущими идентификаторами национального самосознания. Этнокультурная идентичность имеет основой язык, культуру, историческое прошлое - именно они выступают в качестве объединяющих признаков, создающих уникальный облик этноса [1, с. 107]

Этническая идентичность и принадлежность к коренным малочисленным народам должна определяться многими обстоятельствами, среди которых важнейшее значение имеют его «образ жизни и ведение традиционного хозяйствования в местах их традиционного проживания, а также приверженность к исторически сложившимся традициям и обычаям, многие из которых существенны не только для этих народов, не только для народов России, но и для всего человечества» [2, с. 18].

Наибольший потенциал устойчивости этнокультурного сознания сохраняется именно в сфере традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности и в целом зависит от масштабов взаимодействия в процессе социальных, территориальных, родственных, профессиональных и творческих контактов. Культуротворческая деятельность (в особенности фольклор, устное народное творчество) и сфера духовного общения (традиции, обычаи, обряды, ритуалы) на сегод-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

няшний день являются теми сферами, в которых сохранились родные языки, традиционное использование которых обусловлено самой функциональной спецификой. На данный момент, развитость и устойчивость национальных обрядов оказывается основным институциональным барьером для культурной и языковой ассимиляции, особенно в условиях, когда другие социальные институты могут выступать ее проводниками [1, с. 106].

Исследование было проведено в сентябре-октябре 2022 г. Всего в исследовании приняли участие 240 респондентов. Из них в с. Иенгра Нерюн-гринского района (место проживания эвенков) -100 чел.; в с. Саккырыр Эвено-Бытантайского района (место проживания эвенов) - 100 чел.; в с. Нелемное Верхнеколымского района (место компактного проживания лесных юкагиров) - 40 чел.

Анкета состоит из 28 вопросов, 8 из них касаются социально-демографической характеристики респондентов. Из 20-ти основных вопросов - 11 (почти половина вопросов анкеты) касается традиционной культуры коренных малочисленных народов, т.к. воспитание на национальной культуре является одним из факторов, оказывающих влияние на сохранение языка и формирование национальной самоидентификации.

На вопрос 1: Что прежде всего определяет Вашу национальность:

- в с. Иенгра, большинство респондентов ответили - родной язык (56,0);

- в с. Саккырыр большинство респондентов ответили - культура и традиции моего народа

(61,0);

- в с. Нелемное большинство респондентов ответили - культура и традиции моего народа (45,0). В целом, по 3-м селам - культура и традиции

моего народа (51,0) [3].

Вывод: сегодня у малочисленных народов Севера РС(Я) прослеживается снижение уровня владения родными языками, но вместе с тем повышение этнической самоидентификации, а культура и традиции народа играют определяющую роль при самоидентификации народов (табл. 1).

Таблица 1. Что прежде всего определяет Вашу национальность (респонденты выбирали несколько вариантов ответа)

ОБЩЕЕ Иенгра Саккырыр Нелемное

240 чел. 100 чел. 100 чел. 40 чел.

родной язык 35,4 56,0 18,0 27,5

культура и традиции моего народа 51,7 45,0 61,0 45,0

история, территория 20,0 12,0 20,0 40,0

другое 0,8 2,0 - -

не указали/нет ответа 6,7 11,0 4,0 2,5

На вопрос 2: Укажите традиционные праздники, обряды и обычаи своего народа, которые Вы знаете:

- в с. Иенгра, большинство респондентов ответили (63 чел.): обряд очищения -15 чел.; кормление реки, воды - 14 чел.; Сулгани -12 чел.; Имты -10 чел.; окуривание - 9 чел.; обряды охоты и рыбалки, Байанай - 9 чел.; Икэнипкэ, Бакалдын, Встреча солнца - 8 чел.; традиционные обряды якутов, Ысыах - 7 чел.; Нимат - 4 чел.; умасливание Сэвэки - 4 чел.; Синкэвун -4 чел.; Еллувка - 4 чел.; русские обряды (пасха, песни, хороводы) - 4 чел.; кормление духа природы, леса - 3 чел.; Гулик - 2 чел.; обряд бракосочетания, рождения ребенка - 2 чел.

- в с. Саккырыр большинство респондентов ответили (95 чел.): кормление, поклонение огню -58 чел.; обряд очищения - 40 чел.; кормление реки, воды - 32 чел.; Нимат - 25 чел.; Встреча солнца - 25 чел.; кормление духа природы, леса - 19 чел.; обряды охоты и рыбалки, Байанай -14 чел.; традиционные обряды якутов, Ысыах - 13 чел.; запреты, приметы, предания -12 чел.; Эвенэк - 5 чел.; Слет оленеводов - 5 чел.; шаманизм - 2 чел.

- в с. Нелемное большинство респондентов ответили (25 чел.): кормление, поклонение огню -23 чел.; кормление реки, воды - 15чел.; обряд очищения - 6 чел.; встреча солнца - 4 чел.; кормление духа природы, леса - 2 чел.; обряды охоты и рыбалки, Байанай - 1 чел.; погребальные обряды - 1 чел.; свадебные обряды - 1 чел. Вывод: сегодня у коренных малочисленных народов Севера РС (Я): 1) сохраняется «традиционная культура». Прежде всего, это касается праздничной культуры: 1) проводятся такие праздники как Сулгани, Имты, Икэнипкэ, Бакалдын, Шаха-дьибэ; 2) возрождается «утраченная культура», такие праздники как Встреча солнца, Слет оленеводов, Оленьи гонки, День рыбака, праздник Цветения тундры. Все праздники проводятся с соблюдением традиционных обрядов и обычаев народов [3].

Таблица 2. Укажите традиционные обряды и обычаи своего народа, которые Вы знаете (респонденты могли написать несколько вариантов ответов)

Другое: место проживания, при рождении

Иенгра • кормление, поклонение огню - 34 чел.

дали от- • обряд очищения-15 чел.

вет - 63 • кормление реки, воды - 14 чел.

чел. • Сулгани -12 чел.

• Имты-10 чел.

• окуривание - 9 чел.

• обряды охоты и рыбалки, Байанай - 9 чел.

• Икэнипкэ, Бакалдын, Встреча солнца - 8 чел.

• традиционные обряды якутов, Ысыах - 7 чел.

• Нимат - 4 чел.

• умасливание Сэвэки - 4 чел.

• Синкэвун - 4 чел.

• Еллувка - 4 чел.

• русские обряды (пасха, песни, хороводы) - 4 чел.

• кормление духа природы, леса - 3 чел.

• Гулик - 2 чел.

• обряд бракосочетания, рождения ребенка - 2 чел.

Саккырыр • кормление, поклонение огню - 58 чел.

дали от- • обряд очищения - 40 чел.

вет - 95 • кормление реки, воды - 32 чел.

чел. • Нимат - 25 чел.

• Встреча солнца - 25 чел.

• кормление духа природы, леса - 19 чел.

• обряды охоты и рыбалки, Байанай - 14 чел.

• традиционные обряды якутов, Ысыах - 13 чел.

• запреты, приметы, предания - 12 чел.

• Эвенэк - 5 чел.

• Слет оленеводов - 5 чел.

• шаманизм - 2 чел.

Нелемное • кормление, поклонение огню - 23 чел.

дали от- • кормление реки, воды - 15чел.

вет - 25 • обряд очищения - 6 чел.

чел. • Встреча солнца - 4 чел.

• кормление духа природы, леса - 2 чел.

• обряды охоты и рыбалки, Байанай - 1 чел.

• погребальные обряды - 1 чел.

• свадебные обряды - 1 чел.

Сохраняются также обряды и обычаи: обряд кормления, поклонения огню, обряд очищения, кормление духа природы, леса, воды, обряд охоты и рыбалки, погребальные и свадебные обряды, а также различные запреты: Нимат, связанные с традиционными верованиями народов севера (табл. 2).

На вопрос 3: Придерживаетесь, соблюдаете ли Вы их в повседневной жизни:

- в с. Иенгра, большинство респондентов ответили - скорее да, стараюсь следовать самым основным традициям (40,4);

-в с. Саккырыр большинство респондентов ответили - да, всегда придерживаюсь всех правил и канонов (59,0);

- в с. Нелемное большинство респондентов ответили - скорее да, стараюсь следовать самым основным традициям (40,4).

В целом, по 3-м селам ответили - да, всегда придерживаюсь всех правил и канонов (40,2); скорее да, стараюсь следовать самым основным традициям (38,9).

Вывод: сегодня у коренных малочисленных народов Севера РС (Я) сохраняется и возрождается «традиционная этническая культура». Все праздники проводятся с соблюдением традиционных обрядов и обычаев народов [3] (табл. 3).

Таблица 3. Придерживаетесь, соблюдаете ли Вы их в повседневной жизни

ОБЩЕЕ Иенгра Саккырыр Нелемное

240 чел. 100 чел. 100 чел. 40 чел.

да, всегда придерживаюсь всех правил и канонов 40,2 33,3 59,0 10,0

скорее да, стараюсь следовать самым основным традициям 38,9 40,4 35,0 45,0

скорее нет, очень редко соблюдаю 12,1 13,1 5,0 27,5

Окончание

ОБЩЕЕ Иенгра Саккырыр Нелемное

240 чел. 100 чел. 100 чел. 40 чел.

нет, практически не использую 6,7 11,1 1,0 10,0

не указали/нет ответа 2,1 2,0 - 7,5

Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вопрос 4: Из каких источников Вы узнали об этих обычаях, обрядах:

- в с. Иенгра, большинство респондентов ответили - рассказы родственников (56,6);

-в с. Саккырыр большинство респондентов ответили - предания стариков (68,0); рассказы родственников (68,0);

- в с. Нелемное большинство респондентов ответили - рассказы родственников (60,0);

В целом, по 3-м селам большинство на 1-м месте стоит- рассказы родственников (63,2); на 2-м месте - предания стариков (57,7). В с. Нелемное немаловажную роль в передаче традиционной культуры играет школа (40,0) [3].

Вывод: сегодня у коренных малочисленных народов Севера РС (Я) у старшего поколения сохраняется знание «традиционной этнической культуры» и передается следующему поколению (табл. 4).

Таблица 4. Из каких источников Вы узнали об этих обычаях, обрядах (респонденты выбирали несколько вариантов ответа)

ОБЩЕЕ Иенгра Саккырыр Нелемное

240 чел. 100 чел. 100 чел. 40 чел.

предания стариков 57,7 54,5 68,0 40,0

рассказы родственников 63,2 59,6 68,0 60,0

во время обучения в школе 23,8 23,2 18,0 40,0

литература, книги по истории и культуре 19,2 17,2 22,0 17,5

СМИ (радио, тв, интернет) 9,6 10,1 13,0 -

другие источники 0,8 2,0 - -

не указали/нет ответа 4,6 5,1 1,0 12,5

Другие источники: семейные традиции, традиционные праздники

На вопрос 5: На каком языке проводятся эти И

праздничные церемонии: С

-в с. Иенгра, большинство респондентов отве- °

тили - эвенкийский+русский (48,0), на 2-м ме- °

сте - эвенкийский (40,0), на 3-м месте - рус- А

ский (4,0); В

-в с. Саккырыр большинство респондентов от- Н

ветили - эвенский+русский+якутский (44,0), Е

на 2-м месте - эвенский+якутский (32,0), на 3-м месте - эвенский (2,0); - в с. Нелемное большинство респондентов ответили - юкагирский +русский (62,5), на 2-м месте - русский (22,5), на 3-м месте - юкагирский (10,0) [3].

Вывод: сегодня у коренных малочисленных народов Севера РС (Я) праздничные мероприятия проводятся в основном на 2-3-х языках, с использованием русского, а национальные языки в чистом виде при проведении праздников используются в меньшей степени (табл. 5).

Таблица 5. На каком языке проводятся эти праздничные церемонии

ОБЩЕЕ Иен-гра Саккы-рыр Нелемное

240 чел. 100 чел. 100 чел. 40 чел.

на ЭВЕНСКОМ 0,8 2,0

эвенский+якутский 13,3 32,0

эвенский+русский+я-кутский 18,3 44,0

на ЭВЕНКИЙСКОМ 16,7 40,0

эвенкийский+русский 20,0 48,0

эвенкийский+якутский 0,8 2,0

эвенкийский+русский-+якутский 0,8 2,0

на ЮКАГИРСКОМ 1,7 10,0

юкагирский+русский 10,4 62,5

юкагирский+русский-+якутский 0,4 2,5

на ЯКУТСКОМ 9,2 22,0

на РУССКОМ 5,4 4,0 22,5

на другом языке 0,8 1,0 2,5

не указали/нет ответа 1,3 3,0

Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0

Другой язык: алтайский и еще некоторые не указали

Результаты. В результате анализа собранных анкет сделан вывод о том, что сегодня у малочисленных народов Севера РС(Я):

1) прослеживается снижение уровня владения родными языками, но вместе с тем повышение этнической самоидентификации, а культура и традиции народа играют определяющую роль при самоидентификации народов;

2) сохраняется «традиционная культура». Прежде всего, это касается праздничной культуры: 1) проводятся такие праздники как Сулгани, Имты, Икэнипкэ, Бакалдын, Шахадьибэ; возрождает-

¡э ся «утраченная культура», такие праздники как ~ Встреча солнца, Слет оленеводов, Оленьи гонки, сэ День рыбака, праздник Цветения тундры; сохра-е^ няются также обряды и обычаи: обряд кормления, 2 поклонения огню, обряд очищения, кормление ду-

ха природы, леса, воды, обряд охоты и рыбалки, погребальные и свадебные обряды, а также различные запреты: Нимат, связанные с традиционными верованиями народов севера;

3) все праздники проводятся с соблюдением традиционных обрядов и обычаев народов;

6) сегодня у коренных малочисленных народов Севера РС (Я) у старшего поколения сохраняется знание «традиционной этнической культуры», в частности, сохраняются традиционные праздники и передаются следующему поколению;

7) праздничные мероприятия проводятся в основном на 2-3-х языках, с использованием русского, а национальные языки в чистом виде при проведении праздников используются в меньшей степени;

Литература

1. Местникова А.Е. Традиционная культура как основной маркер этнической идентичности арктических народов (на примере Анабар-ского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха(Якутия)) // Человек и культура. 2020. № 6. - С. 105-115. DOI: 10.25136/2409-8744.2020.6.34739 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=34739 (обращение 15. 11.2022 г.).

2. Харючи С.Н. Правовые проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера России: (конституц.-правовое исслед.): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра юрид. наук: 12.00.02 / С.Н. Харючи; [Тюмен. гос. ун-т]. - Тюмень, 2009. - 41 с.

3. Полевые материалы Лукиной М.П. в Верхнеколымский, Нерюнгринский, Эвено-Бы-тантайский районы Республики Саха (Якутия), 2022 г.

TRADITIONAL HOLIDAYS AND CEREMONIES OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AS A FACTOR IN THE PRESERVATION OF LANGUAGES

Lukina M.P.

Institute for Humanitarian Research and Problems of Indigenous Peoples of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

The article analyzes the state of preservation of traditional holidays and customs of the indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia) in modern conditions: Evens, Evenks and Yukaghirs, which are under the threat of extinction. Today, among the indigenous ethnic population, there is an increase in ethnic self-identification and interest in their native culture, but at the same time, a decrease in the level of proficiency in native languages. The study was carried out as part of the Research Project "Monitoring the functioning of the languages of the indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia)": questionnaires and interview questionnaires were compiled to identify the real ethnocultural situation, as a result, factual material was collected in the places of residence of the Evenks, Evens and Yukaghirs - in Neryungri, Eveno-Bytantaysky and Verkhnekolymsky regions of the Republic of Sakha (Yakutia). As a result of the analysis of the questionnaires, a conclusion was made about the certain preservation of the traditional culture of peoples - the holding of holidays, which is passed on to the younger generation: in addition to the fact that traditional holidays are preserved, there is a language array in the rituals and

customs of their celebration, i.e. national languages are preserved in traditional culture.

Keywords: small peoples of the North; traditional holidays; customs; ethnocultural situation; Evenks; Evens; Yukagirs.

References

1. Mestnikova A.E. Traditional culture as the main marker of the ethnic identity of the Arctic peoples (on the example of the Anabar national (Dolgan-Evenk) ulus of the Republic of Sakha (Ya-

kutia)) // Man and Culture. 2020. No. 6. - P. 105-115. DOI: 10.25136/2409-8744.2020.6.34739 URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=34739 (accessed 15.11.2022).

2. Kharyuchi S.N. Legal problems of preservation and development of the indigenous peoples of the North of Russia: (constitutional and legal research.): Abstract of the thesis. dis. for the competition scientist step. Dr. jurid. Sciences: 12.00.02 / S.N. Kharyuchi; [Tyumen. state un-t].-Tyumen, 2009. - 41 p.

3. Field materials of M.P. Lukina in the Verkhnekolymsky, Neryun-grinsky, Eveno-Bytantaysky districts of the Republic of Sakha (Yakutia), 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.