Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЙ МАРКЕР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ АНАБАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО (ДОЛГАНО-ЭВЕНКИЙСКОГО) УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))'

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЙ МАРКЕР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ АНАБАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО (ДОЛГАНО-ЭВЕНКИЙСКОГО) УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC
208
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и культура
ВАК
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ДОЛГАНЫ / ЭВЕНКИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ХАТАНГО-АНАБАРСКИЙ РЕГИОН / TRADITIONAL FOOD CULTURE / RITUAL CULTURE / SOCIOLOGICAL RESEARCH / EVENKS / DOLGANS / INDIGENOUS PEOPLES / TRADITIONAL CULTURE / NATIONAL CLOTHES / ETHNIC IDENTITY / KHATANGO-ANABAR REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Местникова Акулина Егоровна

Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020 году полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийского) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях. Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Местникова Акулина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURE AS THE KEY MARKER OF ETHNIC IDENTITY OF THE CIRCUMPOLAR PEOPLES (ON THE EXAMPLE OF ANABAR NATIONAL (DOLGAN-EVENKI) ULUS OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

The subject of this research is the content and form of preservation and conveyance of traditional culture as the key marker of ethnic identity of the Circumpolar peoples. The article provides the results of field research conducted in 2020 in the Anabar National (Dolgan-Evenki) Ulus of the Sakha Republic (Yakutia), particularly of the rural locality Yuryung-Khaya, which is the only settlement in Yakutia populated mostly by Dolgans. Cultural landscape of this region, which includes ethnic and linguistic cultures of Dolgans, Evenks, Evens, Nganasans, Enets, and Nenets is characterized by mutual influence of longtime ethnocultural contacts and their reflection in the cultural traditions. Analysis of the results of sociological survey demonstrates that the majority of respondents (60.2%) believe that the choice of nationality is determined by culture and traditions, native language (26.9%), history and territory (10.4%). The results of quantitative and qualitative sociological research (questionnaire, unstructured interview, psycholinguistic experiments), as well as the analysis of modern scientific studies, allow concluding on the leading positions of culture and traditions as the fundamental identifiers of ethnicity, and determinant role of traditional economic and cultural types of activity in the process of ethnic self-identification of the indigenous peoples.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВНОЙ МАРКЕР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ АНАБАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО (ДОЛГАНО-ЭВЕНКИЙСКОГО) УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))»

Человек и культура

Правильная ссылка на статью:

Местникова А.Е. — Традиционная культура как основной маркер этнической идентичности арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) // Человек и культура. - 2020. - № 6. - С. 105 - 115. DOI: 10.25136/2409-8744.2020.6.34739 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34739

Традиционная культура как основной маркер этнической идентичности арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия))

Местникова Акулина Егоровна

кандидат социологических наук

доцент кафедры социокультурных инноваций и технологий, Чурапчинский государственный институт

физической культуры и спорта

678670, Россия, республика Саха (якутия), село Чурапча, ул. Спортивная, 2 а

И [email protected]

Статья из рубрики "Культурное наследие, традиции и инновации"

DOI:

10.25136/2409-8744.2020.6.34739

Дата направления статьи в редакцию:

24-12-2020

Дата публикации:

31-12-2020

Аннотация.

Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020 году полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийского) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях. Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных

научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.

Ключевые слова: традиционная культура, коренные малочисленные народы, долганы, эвенки, социологическое исследование, обрядовая культура, традиционная культура питания, национальная одежда, этническая идентичность, Хатанго-Анабарский регион

Статья выполнена в рамках гранта «Хатанго - Анабарский регион в ХХ - начале XXI вв.: антропология культурного ландшафта» Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 20-09-00257А.

Введение

Уникальный духовный и материальный мир культуры жизни коренных народов создан в процессе эволюционного освоения среды обитания в экстремальных условиях холодного региона. При этом, традиционная культура коренных малочисленных народов Севера имеет общие черты с другими народами циркумполярного региона, обитающими в сходных геокультурных условиях и является результатом культурного взаимодействия арктических народов, которые «не только удержали за человечеством уникальный плацдарм среды обитания человека, но и создали на нем культурное многообразие

стратегий жизни в условиях экстремального холода и многолетнемерзлого грунта»^8 с. 1631.

Этническая идентичность и принадлежность к коренным малочисленным народам должна определяться многими обстоятельствами, среди которых важнейшее значение имеют его «образ жизни и ведение традиционного хозяйствования в местах их традиционного проживания, а также приверженность к исторически сложившимся традициям и обычаям, многие из которых существенны не только для этих народов, не только для народов России, но и для всего человечества» [23, с 181.

Наибольший потенциал устойчивости этнокультурного сознания сохраняется именно в сфере традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности и в целом зависит от масштабов взаимодействия в процессе социальных, территориальных, родственных, профессиональных и творческих контактов. Культуротворческая деятельность (в особенности фольклор, устное народное творчество) и сфера духовного общения (традиции, обычаи, обряды, ритуалы) на сегодняшний день являются теми сферами, в которых сохранились родные языки, традиционное использование которых обусловлено самой функциональной спецификой. На данный момент, развитость и устойчивость национальных обрядов оказывается основным институциональным барьером для культурной и языковой ассимиляции, особенно в условиях, когда другие социальные институты могут выступать ее проводниками.

Хатанго-Анабарский регион расположен на территории Анабарского и Оленекского улусов Республики Саха (Якутия) и Таймырского муниципального района Красноярского края и представляет собой целостное историко-культурное пространство с уникальным опытом межэтнического взаимодействия, хозяйственных и культурных адаптивных практик. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется влиянием длительных этнокультурных контактов на развитие языков и культуры коренного

населения. Население Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса проживает в двух населенных пунктах: в районном центре Саскылах и в с. Юрюнг-Хая, где, согласно данным администраций данных поселений на октябрь 2020 года, проживает 2486 чел. и 1210 чел. соответственно. В целом по улусу зарегистрировано 42,4 % долган, 22,7 % эвенков, 21,6 % саха, 6,4 % эвенов. Уникальность с. Юрюнг-Хая, основанного в 1930 году в рамках расселения кочевых коренных жителей региона, в том, что оно на данный момент является единственным местом компактного проживания долган в Якутии и единственным значительным поселением долган за пределами Красноярского края.

Методика и материалы

Концептуальные положения, в которых разрабатывались вопросы этнической идентичности в социальной и исторической динамике культуры представлены в работах зарубежных и отечественных исследователей Э. Геллнер, К. Гирц, Л. Н. Гумилева, А. Кребер, У. Макбрайд, Г. Терборн, В. А.Тишкова, П. А. Сорокина, Э. Эриксона и др. Этнокультурологический подход также был разработан междисциплинарными исследованиями ученых разных специальностей в сфере изучения теоретических проблем этничности, межэтнических отношений, этнокультурных процессов в современной России: этнологов (С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, А. О. Бороноев, Л. М. Дробижева, З. В. Сикевич, В. А. Тишков), философов и социологов (А. Г. Агаев, Э. А. Баграмов, Н. А. Бердяев, М. С. Джунусов, И. П. Цамерян), психологов (Г. М. Андреева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко).

Различные аспекты этнокультурных процессов в Республике Саха (Якутия) рассматривались в трудах М. А. Абрамовой, М. Балзер, У. С. Борисовой, У. А. Винокуровой, Е. П. Винокуровой, М. Е. Николаева, А. Г. Новикова, И. И. Подойницыной, Б. Н. Попова, И. Е. Спиридоновой и др.

Эмпирическое социологическое исследование проведено в октябре-ноябре 2020 год в с. Саскылах и с. Юрюнг-Хая Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) Республики Саха (Якутия) с использованием количественных и качественных методов (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент). В анкетировании принял участие 201 респондент, в т.ч. 51,2% долган, 23,4% саха, 14,9% эвенков, 2,5% респондентов указали другую национальность. Инструментарий (анкета) состоял из 24 вопросов, структурированных по трем блокам, соответствующих задачам исследования.

Основные маркеры этнической идентичности: язык, культура, история и территория

Этнокультурная идентичность имеет основой язык, культуру, историческое прошлое -именно они выступают в качестве объединяющих признаков, создающих уникальный облик этноса.

Консолидирующие функции языка неоднократно подтверждены эмпирическими данными, причем в последнее время имеют тенденцию к повышению своей значимости. Так, при широкомасштабном исследовании «Межнациональные отношения», проведенном в 1990 г. на предложенный вопрос «Что сближает Вас с другими людьми Вашей национальности?» все респонденты, независимо от национальной принадлежности на первое место поставили показатель «общий язык» [27, с 2171.

Таблица 1

Ранжирование этноконсолидирующих признаков по национальностям, 1990 г.,%

Национальность Язык Обычаи, культура Общее прошлое Общее будущее Религия Антропологический тип

Саха 64,4 41,7 25,8 28,1 1,6 10,3

Русские 38,2 21,7 20,1 25,2 2,5 8,6

Эвены 52,1 36,6 16,9 22,5 4,2 4,2

Эвенки 45,2 30,4 31,1 34,1 3,0 16,3

Другие на циона льно с ти 36,2 24,0 21,4 20,8 3,9 6,0

Эти данные подтверждаются результатами социологического исследования, проведенного в 2019 года Центром исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН совместно с ГБУ «Национальное агентство «И нформационный центр при Главе Республики Саха (Якутия)», выявившем, что язык так же остаётся самым важным показателем этничности - 84% саха-якутов и 63% русских в республике ответили, что язык объединяет их с людьми своей национальности, и все остальные идентификаторы оказываются менее важными. При этом «поддержку языка и сохранение культуры саха-я куты считают самым важным для самих себя как этнической группы (58%), причём это оценивается даже выше, чем экономическое, социальное развитие, а также укрепление самостоятельности республики» [4, Сш 52].

Социологическое исследование, проведенное в Анабарском улусе в октябре-ноябре 2020 года, в котором приняло участие 201 респондент из с. Саскылах и с. Юрюнг-Хая, выявило, что основным маркером этнической идентичности является традиционная культура. На вопрос «Что прежде всего определяет Вашу национальность» ответы респондентов распределились следующим образом: культура и традиции - 60,2%, родной язык - 26,9%, история и территория - 10,4% (рис.1.)

Рис. 1. Диаграмма распределений ответов на вопрос ««Что прежде всего определяет Вашу национальность», 2020 г., в %

Таким образом, исходя из данных проведенного социологического исследования, можно говорить, что в Анабарском районе Якутии роль культуры и традиций в процессе этнической самоидентификации личности занимает лидирующие позиции наиболее важного этноидентификатора.

Данное расхождение с общереспубликанскими показателями можно объяснить

процессами трансформации этнического и культурного сознания долган и эвенков, а именно, частичной утраты языковой компетенции, исключающей родной язык из числа универсальных этноинтеграторов и компенсируемой другими компонентами и символами этнической преемственности, что характерно и у других народов, в частности, у бурят

[24, 25]. Это доказывают и результаты анкетирования: 96,7% эвенков, 71,8% долган, 92,3% эвенов в качестве родного языка указали якутский язык, что составляет 83,1% всех респондентов. Здесь надо отметить, что респонденты в качестве родного языка указывали не один, а два и порой даже три языка. В качестве языка, на котором преимущественно происходит общение дома, абсолютное большинство респондентов также назвали якутский язык (94,5%). Якутский язык в общении чаще всего используют в лесу, тайге (50,3%), в своем населенном пункте (69,7%), в районном центре (54,2%), в городе Якутске (49,8%).

Тем не менее, этот факт не влияет на этническую самоидентификацию народов, населяющих данный район: обозначили собственную национальность 51,2% долган, 23,4% саха, 14,9% эвенков, 6,5% эвенов.

Традиционные обрядовая и праздничная культура анабарцев

Важной частью культурной картины мира и репрезентацией национально-культурных констант этноса являются этнические традиции, календарные обычаи, обряды и праздники. Обрядовая культура, посредством которой передается из поколения в поколение культурный код этноса, нормы, ценности, установки, стереотипы поведения и др. становится одним из основных факторов развития этнокультурной идентичности коренных народов Севера. Исследователи рассматривают традиционные обрядовые практики как «механизм, формирующий отношения внутри общества, сохраняющий потребность людей в насыщенном смыслами коллективном действии, ориентирующий общество на основные ценностные установки, тем самым регулирующий процессы

этнокультурной идентичности» [19, Сш 57]. По результатам проведенного социологического исследования в Анабарском улусе более половины (53,2%) респондентов отметили, что соблюдают в повседневной жизни традиционные обряды и обычаи своего народа, вариант «иногда» выбрали 26,9%, «нет» - 10,9%.

Трансляция знаний и опыта в этнокультуре - основа сохранения самой культуры и традиционно передача знаний и опыта осуществляется в семье: большинство узнают обряды и обычаи своего народа от родственников - 61,2%, из преданий стариков -51,2%. Необходимо отметить, что этнокультурное образование в Якутии в целом, и в Анабарском районе, в частности, выступает важнейшим фактором сохранения родных языков, традиционного образа жизни и уникальных культурных ценностей, содержание которого позволяет реализовать этнокультурные и языковые права коренных малочисленных народов в сфере образования. Так, 17,9% отметили, что впервые узнали об обычаях и традициях родного народа во время обучения в школе, 12,9% - из СМИ (радио, ТВ, Интернет).

Как отмечают А. И. Архипова и Г. Н. Варавина, «древние культы Матери-природы, солнца, огня, безусловно, имеют древнейшие корни и до сих пор оказывают существенное влияние на духовную и материальную культуру коренных народов Севера»

———I65!. в качестве основных ритуальных практик респонденты указали такие распространённые в Якутии ритуалы как встреча солнца, обряд благословения (алгыс), обряд очищения (буруолатыы), кормление духов огня, реки, природы и др. В основе традиционной обрядовой культуры заложены передающиеся от поколения к поколению

духовно-нравственные идеалы и ценности, нормы и правила поведения - в ответах респондентов прописаны уважение к природе, к родной земле, к старшему поколению, обычаи не нарушать тишину после захода солнца, громко не говорить в лесу, на реке. Отдельно можно выделить обряды охоты и рыбалки (напр., ньымаат) , дарение подарков первому гостю (ыаллатыы ), ставить отметку золой на лоб впервые заходящим в дом (CYYhYн чохтуубун ) и др.

П о мнению исследователей, праздничная культура является своеобразной «матрицей народного способа бытия», «целостной системой, неразрывно связанной с другими

компонентами мировоззренческих представлений о мире и человеке» [26, с—8]. На открытый вопрос «Какие национальные праздники сохранились в вашем населенном пункте в настоящее время?» наибольшее количество упоминаний было Байанай, Слет оленеводов, Ысыах, Бакалдын, Сэбэкээн, Эвинэк, Кемус хатырык. Как отмечает В. В. Филиппова, в ходе исследования были выявлены «различия при проведении календарных праздников в рассматриваемых двух наслегах - жители села Саскылах проводят Ысыах в июне, в то время как жители Юрюнг-Хая не отмечают данный праздник. Саскылакцы проводят и эвенкийский праздник-обряд "Икэнипкэ". Юрюнг-хаинцы отмечают традиционный праздник долган и эвенков "Байанай" 9 августа каждого года в Международный день коренных народов мира. Общим праздником для жителей

улуса является слет оленеводов» I221. И в реконструированных национальных праздниках сохраняются традиционные обряды архаической праздничной культуры: обряд очищения, кормления огня, что подтверждает устойчивость и адаптивность свойств национальной культуры, а также ее интегрирующую, объединяющую этносы функцию.

Традиционные праздничные церемонии в Анабарском улусе проводятся преимущественно на якутском (79,6%), на русском (35,3%), долганском (34,3%), эвенкийском (17,9%) языках, также распространенным является вариант проведения мероприятий на смешанном языке (22,9%).

Традиционная культура питания и национальная одежда

К наиболее сохранившимся элементам традиционной культуры анабарцы относят национальную пищу - 70,1%, повседневную одежду - 57,2%, орудия труда, охотничьи снасти - 45,8%, а также транспорт - 16,4% ответов респондентов.

Традиционные отрасли хозяйствования - это базовая отрасль экономики улуса, является основой традиционного уклада жизни и сферой занятости коренных малочисленных народов Севера Анабарского улуса. Согласно исследованиям, традиционная культура питания арктических народов «сохраняется благодаря тому, что занимает определённое место в современных праздничных церемониях и тем самым является одним из символов

этнической самобытности» ———ИИ. Это подтверждается тем, что большинство анабарцев в своих ответах указали, что готовят национальные блюда преимущественно по праздникам (67,2%). О днако, в силу сохранения в Анабарском улусе традиционных отраслей хозяйствования - домашнее оленеводство, охотничий промысел и рыболовство являются основой традиционного уклада жизни и сферой занятости коренных малочисленных народов Севера - традиционные блюда из мяса, рыбы и дичи сохраняются и в повседневной жизни: 21,9% респондентов указали, что постоянно готовят традиционную пищу (напр., бааркы, кэриэрдии, эт, балык кYYhэ, бааркы, мин, сэлиэй, ис, халадьыас, хаан, балык, оладьи с рыбой, строганина, сыбай (хаан), быар, индигирка, сыалыhар миинэ, дьукола, hYмэлээх муос, да5аанньа (hилии), хатарба и др.)

Также респонденты отметили, что в исследуемых населенных пунктах - с. Саскылах и Юрюнг-Хая Анабарского района - сохранены элементы традиционной национальной одежды: женщины в повседневной жизни носят одежду и украшения с национальным орнаментом (74,1%), шьют традиционную национальную одежду (40,3%), многие указали, что имеют личный праздничный национальный костюм (46,3%).

Заключение

Таким образом, на основе репрезентативных социологических данных и анализа современных научных исследований мы можем утверждать, что на фоне снижения значимости языковой идентичности, традиционная культура, состоящая из обрядовых практик, национальных праздников, традиционной культуры питания, национальной одежды, остается одним из системообразующих компонентов этнокультурной идентичности арктических народов как особого вида идентичности метаэтнорегионального характера. Уникальность традиционных культур арктических народов Севера раскрывает многообразие локальных культур (долганской, эвенкийской, эвенской, якутской, русской), возникших на гео-и экокультурном ландшафте Хатанго-Анабарского региона, представляющих единую среду бытования этносов в контексте межэтнических и межкультурных связей, что будет предметом дальнейших исследований этносоциальных и культурных процессов в данном регионе.

Благодарности

Статья выполнена в рамках гранта «Хатанго антропология культурного ландшафта» исследований, грант № 20-09-00257А.

Библиография

- Анабарский регион в ХХ - начале XXI вв.: Российского фонда фундаментальных

1. Абрамова М.А. Общее и особенное в графических репрезентациях «картины мира» молодежью Арктики// Культура Арктики : коллективная монография [под общ. ред. д-ра социол. наук У.А. Винокуровой ; идея проекта А.С. Борисов].-Якутск : ИД СВФУ, 2014. - 344 с. С. 200-209.

2. Алексеева Е.К. Трансформации в традиционном питании тунгусоязычных этносов Якутии// Гуманитарный вектор", №2 (30), 2012 г.-С.143-147

3. Арзамазов А.А. Долганское приглашение в тундру: художественный мир Огдо Аксёновой // Полилингвиальность и транскультурные практики.-2020.-Т. 17.-№3.-C. 321-333. DOI: 10.22363/2618-897X-2020-17-3-321-333 / [Электронный ресурс]. URL: http://journals.rudn.ru/polylinguality/article/view/24690 (дата обращения: 24.11.2020).

4. Арутюнова Е.М. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании // ИНАБ. 2019. № 1. Межнациональные отношения в республиках Российской Федерации: пример Татарстана и Саха (Якутии). С. 50-61.

5. Архипова А. И., Варавина Г. Н. Празднично-обрядовый комплекс коренных народов Севера как ресурс для развития событийного туризма в Республике Саха (Якутия): к постановке проблемы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 164-167. [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/vipusk-10-2015/ (дата обращения: 24.09.2020).

6. Варламов А. Н. Обрядовая культура народов Севера: традиции и современность [Электронный ресурс]. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2009_12-2_07.pdf (дата обращения: 24.09.2020).

7. Винокурова Е.П. Культурная политика в Республике Саха (Якутия) : этнокультурные и геокультурные особенности : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Винокурова Е.П; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].-Москва, 2011.-206 с.

8. Винокурова У.А. Геокультурные особенности арктической циркумполярной цивилизации // Культура Арктики : коллективная монография [под общ. ред. д-ра социол. наук У.А. Винокуровой ; идея проекта А.С. Борисов].-Якутск : ИД СВФУ, 2014. - 344 с. С. 162-170.

9. Дробижева Л.М. Деполитизация этничности: между искушением новыми теориями и социальной практикой // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков - М. : Новый Хронограф, 2020. С. 202-224. DOI: 10.19181/ezheg.2020.9

10. Дробижева Л.М., Щеголькова Е. Российская идентичность и межнациональные отношения // Государственная национальная политика Российской Федерации: учеб. пособие для специалистов в сфере национальных и религиозных отношений / [В.А. Тишков (ответственный редактор), Л.М. Дробижева, В.А. Михайлова, А.Ю. Полунова, Т.Я. Хабриева] — М.: Просвещение, 2020. С. 100-121.

11. Дробижева Л.М. Консолидирующая идентичность в общероссийском, региональном и этническом измерениях // Перспективы. Электронный журнал. 2018. №3(15). С. 621.

12. Коган М. Э. Язык в структуре национального самосознания // Этническое и языковое самосознание : материалы конф. (Москва, 13-15 дек. 1995 г.) / Ин-т народов России ; редкол.: В. П. Нерознак.-М., 1995. - С. 72-73.

13. Копцева Н.П. — Влияние современных культурных практик на этническую идентичность коренных малочисленных народов Центральной Сибири // Социодинамика. - 2014. - № 6. - С. 1-27. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.6.12201 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_artide.php?id = 12201

14. Лазарева, Л. Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти: Избранные статьи. Указатель трудов Л. Н. Лазаревой / Л. Н. Лазарева; сост. библиогр. части Т. Н. Моковая, Ю. Б. Разина; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск: ЧГАКИ, 2015, 245 с.

15. Местникова А.Е. Социальные основания реализации языковых прав коренных малочисленных народов Севера в системе образования (на примере Республики Саха (Якутия)): дисс. канд.соц. наук / Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2010.

16. Набок И. Л. Арктическая идентичность коренных народов циркумполярной зоны Российской Федерации: проблемы формирования и развития // Культура Арктики : коллективная монография [под общ. ред. д-ра социол. наук У.А. Винокуровой ; идея проекта А.С. Борисов].-Якутск : ИД СВФУ, 2014. - 344 с. С. 171-180.

17. Пименова Н.Н. — Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики // Человек и культура. -2014. - № 2. - С. 28-66. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11269 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_artide.php?id = 11269 (дата обращения: 22.12.2020).

18. Попова Г. С. Человек: Дуальность природы и триединство культуры // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 12 (90). С. 112-117. [Электронный ресурс]. URL: http:// etnosocium.ru/etnosotsium-%E2%84%9612-90-2015 (дата обращения: 25.09.2020).

19. Сафонова Н. А. Традиционная обрядовая культура как механизм сохранения этнокультурной идентичности / Н. А. Сафонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.-2016.-№ 3 (47).-С. 55-59.

20. Северная мудрость : Пословицы и поговорки долган, ненцев, нганасан / Сост. и подстрочник А. Левенко; Лит. обраб. В. Ермакова.-Красноярск : Кн. изд-во, 1991.-35,[2] с.

21. Филиппова В.В. Динамика расселения и численности населения Анабарского района: пространственный анализ с применением ГИС-технологий // Историческая информатика. - 2020. - № 4. - С. 1-10. DOI: 10.7256/2585-7797.2020.4.34640 [Электронный ресурс]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 34640 (дата обращения: 22.12.2020).

22. Филиппова В.В. Социокультурная самоидентификация жителей Анабарского улуса Республики Саха (Якутия): к постановке проблемы // Социальные процессы современной России / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т. 1. -Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2020. С. 203-207

23. Харючи С. Н. Правовые проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера России : (конституц.-правовое исслед.) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра юрид. наук : 12.00.02 / С. Н. Харючи ; [Тюмен. гос. ун-т].-Тюмень, 2009.-41 с.

24. Хилханова, Э. В. Коллективный выбор языка и этническая идентичность у городских бурят (по материалам полевого лингвистического исследования) // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии : науч.-практ. конф.-Улан-Удэ, 2006.-C.198-206.

25. Хилханова, Э. В. Факторы коллективного выбора языка и этнокультурная идентичность у современных бурят (дискурс-аналит. подход) / Э. В. Хилханова.-Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. - 205 с.

26. Черных А.В. Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX-середине XX вв. (региональный аспект праздничной культуры) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2007. 49 с.

27. Этносоциальное развитие РС (Я): потенциал, тенденции, перспективы / АН РС (Я), Ин-т гуманит. исслед. ; отв. ред. В. Н. Иванов. - Новосибирск : Наука. Сиб. изд. фирма, 2000. - 273 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Традиционная культура как основной маркер этнической идентичности арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия))», в которой поднимается вопрос о социокультурных особенностях народов долганов и эвенков, проблемах сохранения ими своей культурной и этнической идентичности. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что этническая идентичность и принадлежность к коренным малочисленным народам должна определяться многими обстоятельствами, среди которых важнейшее значение имеют его образ жизни и ведение традиционного хозяйствования в местах их традиционного проживания, а также приверженность к исторически сложившимся традициям и обычаям, многие из которых

существенны не только для этих народов, не только для народов России, но и для всего человечества. Наибольший потенциал устойчивости этнокультурного сознания сохраняется именно в сфере традиционной хозяйственной и творческой деятельности и в целом зависит от масштабов взаимодействия в процессе социальных, территориальных, родственных, профессиональных и творческих контактов. Анализируя избранную тему, автор преследует цель - провести этнологическое и социологическое исследование среди жителей сел Саскылах и Юрюнг-Хая Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) Республики Саха (Якутия) и представить результаты данного исследования в статье. Объектом исследования выступает коренные малые народы Крайнего Севера. Предметом исследования являются проблемы, процессы и факторы, влияющие на сохранение их этнической идентичности. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что традиционная культуротворческая деятельность и сфера духовного общения на сегодняшний день являются теми сферами, в которых сохранились родные языки, традиционное использование которых обусловлено самой функциональной спецификой. Н а данный момент, развитость и устойчивость национальных обрядов оказывается основным институциональным барьером для культурной и языковой ассимиляции, особенно в условиях, когда другие социальные институты могут выступать ее проводниками. Тема, поднятая в исследовании, представляет несомненный научный интерес, о чем свидетельствует следующий факт. Предварительные данные представленные в статье были собраны в рамках гранта «Хатанго - Анабарский регион в ХХ - начале XXI вв.: антропология культурного ландшафта» Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 20-09-00257А. Для сбора данных автором были использованы количественные и качественные методы: анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент. Для достижения поставленной в исследовании цели, автором проведен тщательный анализ полученных эмпирических данных по нескольким направлениям, отражающим особенности проживания этнических долган, саха, эвенков в Республике Саха и проблемы сохранения ими своей этнокультурной идентичности. Направления, выделенные автором: языковой фактор, культура, обычаи и традиции, история и территориальная привязанность. Все исследования и проанализированные эмпирическое данные выстроены в исследова нии в форме таблиц и диаграмм, что существенно облегчает их восприятие. В данной статье приведено детальное описание современных социокультурных реалий проживания народов Крайнего Севера, а именно показана традиционная структура общества, обряды, обычаи и традиции, а также влияние природной среды на жизнь людей. Несомненным достоинством статьи является тщательный анализ научных трудов, посвященных проблемам изучения этнической идентичности в социальной и исторической динамике культуры, теоретических проблем этничности, межэтнических отношений, этнокультурных процессов в современной России и в Республике Саха (Якутия) в частности. В исследовании приведена обширная полемика отечественных и зарубежных исследователей, работавших в данном научном направлении. Проведя исследование и проанализировав полученные данные, автор приходит к выводу, ч то на фоне снижения значимости языковой идентичности, традиционная культура, состоящая из обрядовых практик, национальных праздников, традиционной культуры питания, национальной одежды, остается одним из системообразующих компонентов этнокультурной идентичности арктических народов как особого вида идентичности метаэтнорегионального характера. Уникальность традиционных культур арктических народов Севера раскрывает многообразие локальных культур (долганской, эвенкийской, эвенской, якутской, русской), возникших на гео-и экокультурном ландшафте Хатанго-Анабарского региона , представляющих единую среду бытования этносов в контексте

межэтнических и межкультурных связей. Итак, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что проблематика изучения проживания малых коренных арктических этносов и факторов, влияющих на сохранение ими своей этнокультурной идентичности, представляет несомненный культурологический интерес. Выводы, сделанные автором, позволяют констатировать, что именно традиционная культура является ключевым звеном в процессе аккумулирования и трансляции уникальных духовных ценностей каждого народа. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография позволила автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике (было использовано 27 источников). Без сомнения, автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.