Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Захарова Н.Е. — Языковое сознание эвенков-билингвов Якутии (на материале прилагательных, обозначающих черты характера человека) // Филология: научные исследования. - 2020. - № 12. DOI: 10.7256/24540749.2020.12.34745 URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=34745
Языковое сознание эвенков-билингвов Якутии (на материале прилагательных, обозначающих черты характера человека)
Захарова Наталия Егоровна
кандидат филологических наук
научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера
СО РАН
677000, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. 202 Микрорайон, 17, кв. 70
Статья из рубрики "Психолингвистика"
DOI:
10.7256/2454-0749.2020.12.34745
Дата направления статьи в редакцию:
22-12-2020
Дата публикации:
29-12-2020
Аннотация.
Предмет исследования - содержание образов языкового сознания не владеющих родным языком эвенков. Цель исследования - выявление особенностей языкового сознания не владеющих родным языком эвенков Якутии.Методологическую основу исследования составили наиболее значимые труды в области языковых контактов; современных лингвистов, а также работы, в которых представлены исследования эвенкийско-якутского и якутско-русского взаимовлияния. Для описания картины мира эвенков основополагающими стали работы ученых Московской психолингвистической школы.Основные методы исследования: анкетирование, свободный и направленный ассоциативный эксперимент, косвенное наблюдение, сравнение. Был проведен полевой опрос. Проведенное социопсихолингвистическое сравнительно-сопоставительное исследование этнокультурной специфики прилагательных, обозначающих черты характера человека в эвенкийском языке, позволило выявить общее и частное, показывающее существующие различия культур и их
этноспецифику.Реконструированная с помощью ассоциативного эксперимента модель лексикона представляет собой систему пересекающихся ассоциативных полей. В основе
ассоциативных связей между единицами лексикона человека лежат основные виды языковых отношений (парадигматические, синтагматические, деривационные), а также внеязыковой опыт человека. Так, АП является способом овнешнения сознания, который помогает при анализе языкового сознания, процессов производства и восприятия речи. Содержание АП в разных языках говорит о совпадении или несовпадении образов мира разных культур.Результаты проведенных работ могут быть использованы в дальнейших сравнительно-сопоставительных и ареальных исследованиях языков народов Севера, находящихся под угрозой исчезновения, а также в исследованиях языкового сознания, межкультурной коммуникации, лингвокультурологических исследованиях, теории перевода и для спецкурсов по проблемам языкознания.
Ключевые слова: билингвы, эвенки, эвенкийский язык, якуты, якутский язык, имя прилагательное, этноязыковая идентичность, языковая ситуация, языковое сознание, ассоциативный эксперимент
РФФИ проект 20-09-00257А
Мир фиксируется у каждого народа в своих специфических построениях, т.к. любой язык строится по своим грамматическим правилам и своим языковым кодам. Грамматический строй языка тесно связан с семантикой (т.е. с отношениями знаков к тому, что эти знаки обозначают) и непосредственно с индивидом, использующим этот язык. Поэтому, несмотря на то, что язык живет и развивается по своим законам, многие процессы, происходящие в нем, зависят от функционирующей речи, созданной человеком.
Эвенкийский это агглютинативный язык, поэтому словообразование и словоизменение происходит присоединением суффиксов. И так как в языке нет служебных частей речи, для связи слов в предложении используются частицы и некоторые наречия. Поэтому важна семантика суффиксов. Так, например, еще одной особенностью эвенкийского языка являются притяжательные суффиксы. Они показывают принадлежность к тому или иному лицу и употребляются вместе с притяжательными местоимениями. При этом обязательно их одновременное употребление. Например: Аси хутэви ичэрэн . - Женщина ребенка своего увидела (лично-притяжательный суффикс -ви , переданный в русском переводе местоимением свой ). Аси мэнниви хутэви ичэрэн. - дословный перевод: Женщина своего ребенка своего увидела. Наиболее распространенным является суффикс обладания -чи. Он показывает на то, что у определенного лица есть какой-либо предмет, который принадлежит ему. Например: хутэчи - имеющий детей (человек); хутэчи аси - имеющая детей женщина. «Однако следует заметить, что суффикс -чи указывает лишь на то, что объект обладает указанным предметом в момент говорения, т.е. наличие какого-либо предмета у лица не является постоянным. Пример: Орочи бэе. - Имеющий оленей человек (именно в данном случае, т.е. в момент сообщения), но этот
же человек может остаться без оленей в других обстоятельствах» I16!. Еще один суффикс обладания - -лкан (-лкэн , -лкон) в основном необходим для образования устойчивых словосочетаний и фразеологических единиц, имеющих номинативные значения: дюр нгалалкан - человек, букв.: две руки имеющий. «Суффикс -лкан имеет смысловые отличия от суффикса -чи : 1) указывает на постоянство обладания; 2) имеет свою особую роль, отведенную ему в языковом сознании эвенка - с его помощью образуются различные обозначения человека, отличающие его от животного (природного) мира, выделяющие человека, по выражению философов, из природного окружения; 3) словосочетания-наименования с суффиксом -лкан обозначают собирательный образ «человека вообще» и этнического «человека-эвенка». Например: Дюр нгалалкан, дюр халгалкан, конгнорин дылилкан - человек-эвенк, буквально: Две
руки имеющий, черноволосую голову имеющий - языковой образ (концепт), обозначающий именно человека-эвенка». [16]. Таким образом, суффиксы -чи и -лкан способствовали переходу имен существительных в разряд прилагательных. Эти суффиксы также не одинаковы по своему смысловому значению: -чи указывает на наличие предмета у лица в момент говорения, а -лкан указывает на обладание как постоянный признак, присущий лицу или объекту.
В эвенкийском языке имена прилагательные — это изменяемые слова, они склоняются по падежам и лицам, по своему значению и грамматическим формам делятся на качественные и относительные. В свою очередь качественные прилагательные могут быть производными и непроизводными (или первичными). Непроизводные прилагательные выражают не только качество предмета, но и называют само качество. Например: ая хороший, а также в значении добро, красота; гугда высокий и высота и другие. Эта одна из особенностей языка и, например, для правильного перевода на русский язык необходимо будет учитывать контекст, чтобы определить в какой части речи они употреблены. Таким образом, имя прилагательное является самостоятельной частью речи и обладает семантическими, морфологическими и синтаксическими особенностями. Исследование бытования прилагательных в речи и в сознании индивида должно показать существующие в языке связи. Кроме того, интересны на сколько схожи или различны ассоциации эвенков, не владеющих родным языком, и эвенков, использующих эвенкийский язык в повседневной жизни.
С этой целью рассмотрим языковую ситуацию в эвенкийских поселениях, где нет эвенкийского языка в бытовом общении. На сегодняшний день в результате происходящих активных процессов взаимодействия различных этнических культур в Республике Саха (Якутия) образуется сообщество, в котором учтены не только национальная специфика контактирующих народов, но и изменения, происходящие в современном обществе. Это можно определить, как новый этап тесного контакта народов на единой территории. «Успешное межкультурное общение в таком обществе будет происходить в том случае, если этносы, проживающие в Якутии: 1) знают свой язык и культуру; 2) обладают сходными знаниями о мире, отраженными в образах сознания, в силу того, что имеют одну среду обитания - место совместного проживания - МСП. В другой языковой ситуации между участниками общения может возникнуть относительное
непонимание». -Ц6!. Издавна совместное проживание эвенков, якутов и русских складывалось в естественно сформированных локальных очагах, которые ныне соответствуют таким муниципальным районам Республики Саха (Якутия), как Олекминский улус, Алданский улус, Нерюнгринский улус, Усть-Майский улус и северная
группа улусов. Ранее проведенные исследования ^^ показали, что эвенки Алданского, У сть-майского, Олекминского улусов и улусов северной группы по языку якутизированы. На материалах, проведенного свободного ассоциативного эксперимента (2007-2015гг) среди эвенков с. Тяня Олекминского улуса и с. Иенгра Нерюнгринского улуса был
составлен региональный ассоциативный словарь эвенкийского языка [18!. Эти два поселения и сегодня остаются наиболее благополучными МСП с точки зрения сохранности языка и привлекают исследователей языка и культуры эвенков. Таким образом, база данных этих регионов имеется, и мы имеем представление об упомянутых МСП. Совсем неисследованными осталась северная группа районов Якутии, где компактно проживают эвенки: Мирнинский с. Сюльдюкар, Оленекский, Жиганский, Анабарский и Булунский улусы. А также другие поселки Алданского (сс. Хатыстыр, Угоян) и Олекминского (сс. Куду-кель, Токко) улусов. С целью изучения языковой ситуации и проведения психолингвистического эксперимента, мы посетили в 2017 году
Олекминский улус (сс. Куду-кель, Токко)^19!, в 2019 году Мирнинский улус (с. Сюльдюкар), и в 2020 году в рамках проекта РФФИ Анабарский с. Саскылах,
Мирнинский район . Садынский наслег (с. Сюльдюкар) на сегодня является единственным в Мирнинском районе местом компактного проживания эвенков. Общая численность населения села за последние годы существенно не изменилась, хотя уменьшилась по сравнению с данными Переписей 2002 (359чел) и 2010 (318чел) годов. По данным Паспорта поселения: 2015г. - 278 чел., 2016г. - 273чел., 2017 - 274 чел., 2018г. - 271 чел. Национальный состав села по данным Всероссийской переписи населения 2010 г: якуты, эвенки, эвены, казахи, чуваш, тувинка. Коренные малочисленные народы Севера - эвенки и эвены - чуть больше половины (58,7%). Также следует отметить, что проживающие здесь эвены являются эвенками, а причислены к другой национальности из-за допущенной ошибки при заполнении документов. Русских в селе не зафиксировано. Языком межнационального общения с представителями других национальностей (их единицы), кроме эвенков и якутов, является русский язык.
История Садынского наслега полна событий, которые оказывали сильное влияние на традиционный уклад жизни коренных жителей: переход на оседлый образ жизни, переселение из обжитых мест. Сильное влияние оказало промышленное освоение территорий, которые издавна были местами кочевий. Оно усугубило уже начинающиеся ассимиляционные процессы в языке. В конечном итоге все это повлекло за собой утрату языка и традиционного хозяйства эвенков.
Данные Всероссийской переписи 2010 г. указывают на то, что основной национальный состав это 57% эвенки чуть меньше якуты и незначительный процент, который приходится на другие национальности. На сегодняшний день эвенки утратили свой этнический язык. В повседневной жизни языком общения является якутский язык.
Результаты проведенного социологического опроса.
- Садынский национальный наслег имеет «эвенкийский» тип хозяйствования. Основным видом хозяйствования у эвенков считается охота, поэтому вся жизнь строится в соответствии с охотничьим календарем - сезоны охоты на копытных, на боровую дичь, водоплавающую дичь, сюда же можно отнести рыболовство и собирательство впрок. В перерывах между сезонами остается время на изготовление снастей, сбыт добытого. Здесь практически не содержат крупный рогатый скот, подсобное хозяйство, как правило, состоит из собак (в основном охотничьих) и небольшого огорода. Таким образом, полностью (или большей частью) пропитание семьи должно добываться в тайге;
- 62% считают себя эвенками, 33% якутами, 4% другой национальности;
- 66% считают родным якутский язык, 11% считают родным эвенкийский, 8% смешанный русско-якутский и 10% якутско-эвенкийский;
- с представителями старшего поколения и детьми большинство указали, что разговор ведут на якутском языке.
Функционирование языков. Все официальное делопроизводство ведется на русском языке. Для общения используется государственный русский язык, якутский. Обучение в школе ведется на русском языке. В обязательной части учебного плана предусмотрено изучение как родного якутского языка и родной (якутской) литературы с 1 по 9 классы. В 10 и 11 классах изучается только родная (якутская) литература. Эвенкийский язык
преподается во 2-3 классах, и также в 5-6 классах «Культура народов Республики Саха (Якутия)». Всеми необходимыми учебниками по ГОСТу школа оснащена, квалифицированные учителя по родным языкам, которые могут вести преподавание есть. Для преподавания эвенкийскому языку в средних и старших классах необходимо своевременно проходить переподготовку или же обеспечить школу еще одним учителем. В детском саду №20 «Колобок» 14 сотрудников. Функционирует две группы: группа раннего возраста (2-3 года) - 11 детей и садовская группа (3-7 лет) - 11 детей. Плановая наполняемость 30 детей. Коллективом разработана Программа «Сюльдюкар -колыбель эвенков». Она призвана приобщить детей к народной культуре, формировать патриотические чувства. В учебно-воспитательном процессе используется наглядный материал о жизни и труде коренных жителей села, дети полностью вовлечены в эвенкийскую культуру, отсутствует только язык. В воспитательную программу также входит обязательная часть - ознакомление с фольклором - эвенкийским и якутским. Он включен во все формы воспитания. Проводятся также спортивные праздники: «Ысыах», «Бакалдын», «Икэнипкэ».
Таким образом, функции эвенкийского языка сегодня сузились до школьного факультатива 1час в неделю. Для обучения в средней и старшей школе нет специалистов эвенкийского языка; эвенкийский язык сохранен только в специальной охотничьей и оленеводческой лексике, которая активно используется теми кто ведет охотпромысел и живет в тайге.
В последние годы жители села, активисты проводят целенаправленную работу по возрождению своей самобытной культуры. Созданы самодеятельные коллективы при СДК, которые имеют в своем репертуаре эвенкийские песни и танцы. Показательна работа местных мастериц, которые своими силами возрождают традиционное шитье, узоры и техники. Сюльдюкарские мастерицы отражают в своих работах любовь и трепетное отношение к своей родной земле. Положительным фактором является культурно-массовая деятельность самодеятельных коллективов. Это мощное воспитательное средство для детей прежде всего. Через самодеятельные ансамбли ребенок познает народные песни и танцы, фольклор, национальную одежду, общаясь со старшими познает культуру.
Все праздники эвенков связаны с проведением обрядов, воспитывающих детей бережному отношению ко всему живому, общению с живой природой. По их верованиям. все окружающее в тайге требует соблюдения неписаных правил. Успешная охота, по мнению жителей с. Сюльдюкар, зависит от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к природе. Как показало исследование, в настоящее время в селе в повседневной жизни сохраняются обряды и обычаи эвенков, связанные с промыслом и семейными событиями. Их повсеместно придерживаются старшее и среднее поколение. Что касается молодого поколения, то они зачастую хотя и не могут точно объяснить смысл, но также продолжают исполнять эти обряды и обычаи. Надо заметить, что и русское население региона также соблюдает некоторые обряды и обычаи коренных народов. Население знает и чтит священные, памятные места, обязательным является кормление духов и земли в этих местностях. Топонимика наслега свидетельствует о древности заселения коренными народами данной территории. Материальная культура мало сохранена, но национальные элементы все же присутствуют. Национальная праздничная одежда стилизованная. Преобладают «покупные» продукты питания, не традиционные, что изменило рацион питания.
Анабарский район . По данным Всероссийских переписей населения в 2002г. и 2010 г. в Анабарском улусе долган (24,5% и 42,3%) и эвенков (14,0% и 22,7%) в общей
численности населения. Это способствовало присвоению "национального" статуса наслегам: Саскылахскому - эвенкийский, Юрюнг-Хаинскому - долганский. Анализ данных, собранных в ходе полевых работ 2020 г., также показал рост численности населения за последние десять лет. Так, количество жителей села Саскылах увеличилось и составило 2420 чел. Среди них большинство коренные малочисленные народы Севера - 69,3%: эвенки - 30,9%, долганы - 27,7%, эвены - 10,3%, юкагиры -0,4%. Доля якутов с. Саскылах - 25%.
Одним из способов выявления особенностей сосуществования языков в коммуникативном пространстве полиэтнического района, каковым является Анабарский -является изучение лингвистического ландшафта:
1) Лингвистический облик небольшого поселка с. Саскылах: тексты вывесок с наименованиями органов местного самоуправления и государственных учреждений оформлены на государственных языках Республики Саха (Якутия) - якутском и русском; другие эргонимы, указатели улиц, рекламные щиты, режим работы магазинов на русском языке - Лидер, Афродита, Шоколад и др.; на якутском языке - постеры и расклеенные объявления, содержащими рекламу. Результаты полевых исследований в Анабарском районе выявили, что якутский язык является языком общения подавляющего
большинства
2) Изучены материалы, опубликованные в средствах массовой информации. СМИ обладает мощной аудиовизуальной и вербальной составляющей, раздражающей все рецепторы человека и, тем самым, оказывающей сильное влияние на языковое сознание и самоидентификацию индивида. Хотя современное общество задает свои условия, этноинформацию и местные новости по результатам опроса, населению предпочтительно получать на якутском языке. Местное печатное издание "Анаабыр уоттара" с тиражом более 400 экземпляров, пользуется спросом у населения, выходит преимущественно на якутском языке, официальные документы на русском, ведется рубрика по языку и культуре долган. Примечательно, что краеведческая, популярная литература, художественные и детские произведения местных писателей издаются на якутском языке, имеются сборники фольклора на долганском.
3) Результаты проведенного социологического опроса среди населения показали:
- На вопрос «Что прежде всего определяет Вашу национальность» ответы респондентов распределились следующим образом: культура и традиции моего народа - 60,2%, родной язык - 26,9%, история и территория - 10,4%. Маркер «родной язык» на первое место поставили только представители якутской национальности - 61,7%; «культура и традиции» - 56,7% эвенков, 73,8% долган, 69,2% эвенов.
- в качестве родного языка указали: 1) якутский язык 83,1% всех респондентов - эвенки (96,7%), долганы (71,8%), эвены (92,3%); 2) долганский язык 30,3% всех респондентов
- долганы (57,3%), саха (2,1%); эвенкийский язык 2% всех респондентов - эвенков (3,3%), саха (2,1%), эвенов (7,7%).
- в качестве основных причин не владения родным языком 46,7% эвенков, 17,5% долган, 23,1% эвенов отметили, что в их семьях никто не говорил на родном языке; 23,3% эвенков, 5,8% долган, 6,4% саха, 23.1% эвенов - что не было потребности во владении родным языком; 20% эвенков, 30,1% долган, 6,4% саха, 7,7% эвенов указали на отсутствие его преподавания в школе.
Основные выводы по социолингвистическому исследованию:
Мирнинский и Анабарский районы являются промышленными. Для них характерен миграционный отток населения за пределы республики, обусловленный закрытием промышленных поселков, и в связи с вынужденным переходом промышленных предприятий на вахтовый метод работы сопровождается приездом временных рабочих из других регионов. Это откладывает некий отпечаток не только на национальный состав и численность населения районов, но и на его уклад жизни и быт.
В многонациональном социуме, какими являются рассмотренные районы, для общения чаще используется государственный русский язык, реже якутский. Обучение в школе ведется на русском языке, меньше на якутском. Эвенки высказывают свое желание в том, что им интересны были бы радио- и телепередачи на эвенкийском языке, то что сегодня предлагается ГТРК с периодичностью 1-2 раза в неделю по 15-30минут, оказывается недостаточно. Печатной продукции на эвенкийском языке очень мало: республиканская газета «Илкэн» и немногочисленные художественные произведения и проза, которые выпускаются малым тиражом и практически не доступны для населения. Положительным фактором является культурно-массовая деятельность самодеятельных коллективов. Это мощное воспитательное средство для детей прежде всего. Через самодеятельные ансамбли ребенок познает народные песни и танцы, фольклор, национальную одежду, общаясь со старшими познает культуру. В этой связи хотелось бы отметить, что роль культуры и традиций в процессе этнической самоидентификации личности сегодня занимает лидирующие позиции как наиболее важного этноидентификатора. Как оказывается, язык не является основным этноинтегрирующим
фактором. I21!. При выборе родного языка большинство респондентов указали более двух языков, что коррелирует и с выбором этнической принадлежности в зависимости от на циона льно с ти ма те ри и о тца .
Такая языковая ситуация объясняет наличие русских и якутских реакций на эвенкийские стимулы, переводную стратегию ассоциирования даже в МСП со сравнительно благоприятной языковой ситуацией, качественно малого употребления эвенкийских слов.
Сравнительно-сопоставительный анализ имен прилагательных, обозначающих черты характера человека АП (эвенки, владеющие родным языком и эвенки, не владеющие родным языком) и ЛС значения
Эвенкам, владеющим родным языком, были предложены стимулы на эвенкийском языке, а эвенкам не владеющим родным языком были предложены те же стимулы только на русском языке. Рассмотрим некоторые результаты ассоциативного эксперимента на примере АП имен прилагательных и сопоставим их с лексическими значениями слов-реакций. Тем самым выявим содержание эвенкийского концепта, который показывает, что реалии своей культуры эвенки, не владеющие родным языком, реализуют через другой язык.
АП ая/хороший, добрый - хороший 16, хорошо 14, хунат/девочка 2, жизнь, Иеннгэ/Иенгра, дял/ум, гирки/друг, омолги/мальчик, авса/женская сумочка, сокун/мощный, всемогущий, красиво (40, 11, 8,0).
Начнем анализ с цифровых значений: 40 - количество респондентов, 11 - различных реакций, 8 - единичных реакций, 0 - нет отказов. Это значит, что слово общеупотребительное и вероятно постоянно используется в речи и чаще всего в
значении "хорошо" или "хороший".
Данное АП содержит реакции, относящиеся не только к значению слова "о характере человека", как упоминалось выше, эвенкийское слово ая может обозначать признак предмета, сам предмет или же выступать как модальное слово: 1) хороший; милый, приятный; красивый; добрый; здоровый; удобный; сладкий, вкусный; 2) толк, польза; добро, имущество; добро, доброе дело; 3) да!, ладно!, хорошо!, верно!. Именно поэтому АП такое разнообразное и при сопоставительном анализе содержания языкового сознания носителей языка, представителей разных этносов, необходимо учитывать такие особенности.
Рассмотрим другой пример.
АП тыкулкас/злой - сердитый 14, злой 10, эруми/очень плохой, постоянно сердится, тыкуне/сердитый, сердитый, идет снег, аичимни/врач, дед, да, атыркан/старуха, хунат/девочка, минэвэ/на меня, бэе/человек, больной, е1пачи/глаза (40, 16, 14, 2).
Слово употребительное в значении "характеристика человека", это подтверждается реакциями, обозначающими людей - дед, аичимни/врач, атыркан/старуха, хунат/девочка, бэе/человек, а также отсутствием реакций, обозначающих животных. Также имеются реакции, косвенно относящиеся к человеку - е1пачи/глаза, постоянно сердится. Есть одна реакция, не отражающая значения "человек" или "сердитый", это -идет снег. Реакция по формальному сходству от "тыкил-ми" падать (о снеге). В случае, если таких реакций много или имеется большое количество отказов, то это бы говорило о незнании слова респондентами. В данном случае таких реакций мало и они не пока з а те льны.
Результаты эвенков, не владеющих родным языком.
добрый - человек 14, як. а1пыныгас/жалостливый, милосердный, дети, як . эйэгэс/открытый, чел 2, друг, совет, бэрэм, мама, дед мороз, дедушка, бабушка/дедушка, дурак, хороший, злой, мудрый, як элэккэй ийэ/хорошая мама, як . YTYП киЬш/добрый человек, як эйэлээх/мирный, як YTYП оШорор киЬш/человек деляющий добро (40, 20,15, 3).
Надо заметить, что практически все реакции относятся к «человеку», единственная реакция «совет» имеет другое значение. Из 40 ответов две являются с отрицательным значением - дурак и злой.
злой - дух 15, як кы1пырымтагай/часто сердится 5, волк 3, собака, чел 2, як уру/родственник, неприятель, добрый, плохой, вебер, дух Ямбуя, чангит/враг, як кы1пырымсах уол/парень, который постоянно сердится, як кингнээх/конфликтный, як уордах киЬш/вспыльчивый человек, долг. ку1паган/плохой (40, 16, 11, 2).
Сам стимул имеет отрицательное значение, а в реакциях даны синонимы со значением «злой, плохой», а относящихся к «человеку» всего 7.
Рассмотрим значение русских слов представленные в словаре Даля.
Добрый (о человеке) - дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный, добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу; мягкосердный, жалостливый, притом иногда слабый умом и волей.^22!.
Злой - желающий, причиняющий зло другим; вредный, пагубный; (о человеке) - у кого
душа обратилась ко злу, противник всякого блага, добра, порочный, нечестивый; кто жесток, тешась страданиями других.
Таким образом, значение эвенкийских слов ая/добрый и тыкулкас/злой схожи со значениями русских слов добрый и злой. АП этих слов-стимулов у эвенков, владеющих и не владеющих родным языком практически одинаковы. Этноспецифика заключена в следующих реакциях: дух, дух Ямбуя, чангит/враг.
Библиография
1. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2 т. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 1 - 384 с.
2. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2 т. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 2 - 391 с
3. Вайнрайх, У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования / У. Вайнрайх. - Киев : Вища школа, 1979. - 263 с. 3. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. - М., 2007. - 432 с.
4. Алпатов, В. М. Зарубежная социолингвистика о проблемах двуязычия и языков национальных меньшинств / В. М. Алпатов // Речевое общение в условиях языковой неоднородности. - М., 2000. - С. 192 - 209.
5. Вахтин, Н. Б. Языки народов Севера в XX веке : очерки языкового сдвига. - СПб : Дмитрий Буланин, 2001. - № 1. - 338 с
6. Караулов, Ю. Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть / Ю. Н. Караулов; РАН, Науч. шк. «Рус.яз. личность» РФФИ. - М. : Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова РАН, 1999. - 180 с.
7. Мечковская, Н. Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов
и учащихся лицеев / Н. Б. Мечковская. - 2-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2000. -207 с.
8. Иванова, Н. И. Современное коммуникативное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия) : социопсихолингвистический аспект / Н. И. Иванова. -Новосибирск : Наука, 2012. - 130 с
9. Мыреева, А. Н. Языковая ситуация и перспективы развития языка эвенков Якутии / А. Н. Мыреева // Малочисленные народы Севера Якутии : состояние, проблемы: сб. науч. тр. - Якутск, 1993. - С. 71-74.
10. Новгородов, И. Н. Якутизмы в восточных диалектах эвенкийского языка / И. Н. Новгородов // Языки народностей севера: грамматика, диалектология: сб. науч. трудов. - Якутск : Изд-во ЯНЦ СО АН СССР. - 1991. - 19 с.
11. Слепцов, П. А. Русские лексические заимствования в якутском языке / П. А. Слепцов. - Ч. 2. - М. : Наука, 1975. - 256 с.
12. Варламова, Г. И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре / Г. И. Варламова; отв. ред. А. Н.Мыреева.-Сер. Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 2004. - Т. 1. - 185 с.
13. Мальчакитова, Н. Ю. Базовые лингвокультурные концепты в языковой картине мира
эвенков и русских : дис..... канд. филол. наук/ Мальчакитова Наталья Юрьевна-
Улан-Удэ, 2013. - 191 с.
14. Мерекина, Е. В. Культурные концепты как ядерная часть языкового сознания малочисленного народа: этнолингвокультрологическое исследование языка эвенков: дис ... канд. филол. наук / Мерекина Екатерина Васильевна - Барнаул,
2008. - 300 с.
15. Серебренников, Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебренников. - М. : Наука, 1988. - 242 с
16. Захарова Н. Е. Особенности языкового сознания носителя языка в условиях многоязычия (на материале эвенкийского, якутского и русского языков) / Дисс. на соиск. ... к.филол.н.-Кемерово, 2018.-261 с.
17. Захарова Н. Е. Особенности языкового сознания носителя языка в условиях многоязычия (на материале эвенкийского, якутского и русского языков) / Автореф. дисс. на соиск. ... к.филол.н.-Кемерово, 2018.-23 с.
18. Ассоциативный словарь эвенкийского языка. URL: http://www.adictsakha.nsu.ru/dict (дата обращения 2020-09-15)
19. Захарова Н. Е. Экстралингвистические факторы, влияющие на функционирование эвенкийского языка (на примере эвенкийских национальных сел Олекминского района Республики Саха (Якутия)) // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе: сбор. науч. ст. по итогам Всерос. научно-практ. конф. с межд. участием, посв. 100-летию Феодосия Семеновича Донского. (24 сентября 2019, г. Якутск).-Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2019.-С. 169-175
20. Филиппова В. В., Винокурова Л. И., Санникова Я. М., Захарова Н. Е., Местникова А. Е. Анабарский регион Якутии в XX - в начале XXI вв.: особенности этнокультурного ландшафта / // Научный диалог.-2020.-№11.-С.495-508.^01: 10.24224/2227-12952020-11-495-508
21. Захарова Н. Е. Этноязыковая идентичность населения полилингвокультурного социума (на примере Анабарского района Якутии) / Захарова Н. Е., Местникова А. Е. // Социальные процессы Современной России: мат. межд. науч.-практ. конф. (1920 ноября 2020, г. Нижний Новгород).-Нижний Новгород, 2020.-C. 151-155.
22. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.-В 2 тт.-Т. 1: А-0.-1280 с.; Т. 2: n-V.-1088 с.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Языковая картина мира есть сфера, в которой важно уточнить связность уровней, отношения между дистантными областями. Как следует из заголовка рецензируемой статьи, автор обращается к анализу статистических данных ориентированных не только на формальное проявление языка эвенков, но и погружение в т.н. сознательно-эмпирический предел, который принципиально важен для всей агглютинативной системы. Считаю, что работа выстроена в рамках объективности и конкретики, ибо с самого начала текста ориентир на практический вровень превалирует над собственно теоретическим. Суть большего количества проектных суждений
верифицирована/аргументирована. Например, «в эвенкийском языке имена прилагательные — это изменяемые слова, они склоняются по падежам и лицам, по своему значению и грамматическим формам делятся на качественные и относительные. В свою очередь качественные прилагательные могут быть производными и непроизводными (или первичными)», или «на сегодняшний день в результате происходящих активных процессов взаимодействия различных этнических культур в Республике Саха (Якутия) образуется сообщество, в котором учтены не только
национальная специфика контактирующих народов, но и изменения, происходящие в современном обществе. Это можно определить, как новый этап тесного контакта народов на единой территории», или «история Садынского наслега полна событий, которые оказывали сильное влияние на традиционный уклад жизни коренных жителей: переход на оседлый образ жизни, переселение из обжитых мест. Сильное влияние оказало промышленное освоение территорий, которые издавна были местами кочевий. Оно усугубило уже начинающиеся ассимиляционные процессы в языке. В конечном итоге все это повлекло за собой утрату языка и традиционного хозяйства эвенков» и т.д. Работу отличает достаточно большое количество статистических данных, при этом они вводятся с позиций аналитики и обобщения - не случаен часто встречающийся тезис, что «результаты проведенного социологического опроса.» представляют собой. Термины / понятия, используемые по ходу статьи универсальны, фактических нарушений не выявлено. Предмет исследования, на мой взгляд, важен и остро злободневен. Автор старается продуктивность собственных суждений сориентировать в русло популяризации проблемы, а это ценно. Таким образом, материал как бы вбирает в себя, а далее и редуплицирует необходимые грани разверстки мыслей: «в последние годы жители села, активисты проводят целенаправленную работу по возрождению своей самобытной культуры. Созданы самодеятельные коллективы при СДК, которые имеют в своем репертуаре эвенкийские песни и танцы. Показательна работа местных мастериц, которые своими силами возрождают традиционное шитье, узоры и техники». Статьи «дифференцирована» на топографические блоки: Мирнинский район, Анабарский район . Сравнительный методологический принцип в данном случае вполне уместен и правомерен. Ценность данного исследования заключается также в том, что фактический пласт данных может быть подспорьем для формирования статей смежной тематической направленности, для расширения научной проекции. При точечном анализе специфики эвенской лексики, выход к границам языкового сознания эвенков все же сделан. Следовательно, тема работы раскрыта, а ее задачи решены. Библиография включает имена И.А. Бодуэна де Куртене, В.М. Алпатова, Ю.Н. Караулова, П.А. Слепцова ... это качественный показатель, демонстрирующий умение исследователя при наличной серьезности работ переходить на дополнительно новые варианты анализа малых языков, менее изученных знаковых комплектов. Формальные требования издания учтены, смыслового дополнения не требуется. Статья «Языкового сознание эвенков-билингвов Якутии (на материале прилагательных, обозначающих черты характера человека)» может быть рекомендована к открытой публикации.