УДК 398.332:338.484(571.56) Архипова Алена Ивановна
младший научный сотрудник сектора истории Якутии
Института гуманитарных исследований и проблем
малочисленных народов Севера
Сибирского отделения Российской академии наук
Варавина Галина Николаевна
младший научный сотрудник сектора этнографии народов северо-востока России Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук
ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Arkhipova Alena Ivanovna
Junior Research Associate, History of Yakutia Department, Institute for the Humanities and the North Indigenous Nations Studies, Russian Academy of Sciences
Varavina Galina Nikolayevna
Junior Research Associate, Department for Ethnography of Northeastern Peoples of Russia, Institute for the Humanities and the North Indigenous Nations Studies, Russian Academy of Sciences
FESTIVE AND CEREMONIAL COMPLEX OF INDIGENOUS PEOPLE OF THE NORTH AS A RESOURCE FOR DEVELOPMENT OF EVENT TOURISM IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): PROBLEM STATEMENT
Аннотация:
Статья посвящена празднично-обрядовому комплексу коренных малочисленных народов Севера. Рассматривается возможность использования ее в качестве ресурса для развития событийного туризма на территории Республики Саха (Якутия). Анализ письменных, архивных и полевых материалов позволил выявить сохранность архаичных верований, связанных с культом огня и древним культом матери-природы в культуре современных эвенов и эвенков. Важно отметить, что проблема использования праздничной культуры тунгусоязыч-ных этносов Якутии как объекта событийного туризма поднимается впервые.
Ключевые слова:
этнокультурный туризм, событийный туризм, коренные малочисленные народы Севера, Республика Саха (Якутия), эвены, эвенки, культурное наследие, праздничная культура, календарная обрядность, традиции.
Summary:
The article deals with the festive and ceremonial complex of the North indigenous ethnic groups. The authors consider its resources for the development of the event tourism in the Republics of Sakha (Yakutia). The analysis of written, archival and field materials allowed the authors to reveal the integrity of archaic beliefs connected with the cult of fire and the ancient cult of Dame Nature in the culture of Evens and Evenki. It is important to note that the use of festive culture of Tungus ethic groups of Yakutia as an object of the event tourism is formulated for the first time.
Keywords:
ethno-cultural tourism, event tourism, North indigenous ethnic groups, Republic of Sakha (Yakutia), Evens, Evenki, cultural heritage, festive culture, calendar ceremonialism, traditions.
Развитие событийного туризма началось в Европе в 1980-е гг. Первоначально он являлся составной частью отдельных видов туризма: экологического, гастрономического, приключенческого. Этот особый вид ориентирован на посещение местности в определенное время и связан с каким-либо событием. Под событием в данном случае следует понимать совокупность явлений, выделяющихся своей неоднозначностью, значимостью для данного общества или человечества в целом, для малых групп или индивидуумов. Оно может существовать в форме разового неповторяющегося явления или периодического, наблюдаемого ежегодно или в определенные периоды времени. В настоящее время событийный туризм становится одним из ведущих направлений развития туризма в мире.
В России в настоящий момент реализуется федеральная целевая программа по развитию внутреннего и выездного туризма, рассчитанная на 2011-2018 гг. В рамках ее реализации в Республике Саха (Якутия) в декабре 2011 г. проходила международная научная конференция по развитию событийного туризма, на которой были рассмотрены перспективы развития этой сферы в Российской Федерации. О начале активного развития событийного туризма в Якутии свидетельствует то, что регион стал лауреатом II степени на Всероссийской ярмарке туризма, проходившей в Москве в 2013 г. Кроме этого, два проекта - «Полюс холода» и МСИ «Дети Азии» - победили во Всероссийском конкурсе в области событийного туризма, включающем 13 номинаций [1]. В том же
году одним из главных событий в регионе стало проведение «Бриллиантовой недели» - эксклюзивного тура, который способствует продвижению на мировой и российский рынок бренда «Бриллианты Якутии». Таким образом, актуальным и перспективным ресурсом исследуемого региона является этнокультурный туризм и, соответственно, событийный как его часть.
Республика Саха (Якутия) - крупнейший по территории субъект РФ, расположенный на северо-востоке Азии. Якутия привлекательна обилием ландшафтов, природных ископаемых, разнообразием флоры и фауны. Она выделяется на фоне других регионов России особой мозаич-ностью этнического состава населения, исторически складывавшейся в течение столетий, уникальной самобытной культурой коренных этносов, следовательно, изучаемое направление может стать визитной карточкой региона. Из утвержденного перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на территории региона проживают эвенки, эвены, юкагиры, долганы и чукчи [2]. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет, что к коренным малочисленным народам Севера относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В связи с развитием внутреннего и внешнего туризма стали появляться научные исследования по разным направлениям ландшафтного туризма, геокультурным образам, брендингу территорий, национальному брендингу и т. д., объектами событийного туризма становятся спортивные мероприятия. Однако проблематика использования календарной празднично-обрядовой культуры коренных малочисленных народов Севера как объекта событийного туризма поднимается впервые. Научная актуальность этого направления связана с современным интересом общественности к элементам этнической культуры, сохранению культурного наследия коренных этносов, вобравшего в себя положительный исторический опыт.
В целом праздничная культура является одной из наиболее актуальных и приоритетных тем традиционной культуры коренных народов Севера. Однако система праздничной культуры остается малоизученной, особенно это относится к календарно-обрядовому комплексу. Необходимо отметить, что календарные обычаи и обряды, в целом празднично-обрядовая культура эвенов и эвенков Якутии не становилась объектом специальных исследований. Все это актуализирует изучение праздничной системы данных этносов.
Как известно, в культурном наследии коренных народов Севера особое место принадлежит этническим традициям, календарным обычаям, обрядам и праздникам. Они являются важными компонентами традиционной культуры любого этноса. Календарная обрядность, по мнению исследователей, составляет ядро всей традиционной культуры, позволяет глубже понять разносторонние грани народного мировосприятия. Органическая взаимосвязь основных комплексов народного календаря с другими элементами традиционной культуры позволяет исследователям считать календарную обрядность «энциклопедией народного знания о мире»; она вмещает целый ряд комплексов, в которых отражены хозяйственная, бытовая, фольклорная, мифопоэтиче-ская и этнолингвистическая традиции народа [3, с. 3]. Календарная обрядность является целостной системой, неразрывно связанной с другими компонентами мировоззренческих представлений о мире и человеке [4, с. 8].
Важно отметить, что архаический праздник представляется явлением, адекватно выражающим сакральные ценности коллектива. В празднике освещается прошлый социальный опыт: нормами праздничного поведения часто оказываются давние и уже отмененные бытовые нормы. Но праздник - это и воспоминание о деяниях мифического времени, ритуальное повторение этих деяний, благодаря чему участники праздничных ритуалов как бы переносятся в мифическую эпоху, живут и действуют в ней: время праздника, в отличие от профанного, не просто другое, но качественно иное. Течение времени в мифе и в человеческой повседневности разное («что у людей век, то у бога один день»): священное событие, состоящее из ряда последовательных актов, в ритуале может воспроизводиться несколько дней, а то и недель. Иными словами, архаический праздник несопоставим с днем человеческой жизни; в календарной трактовке он должен выражаться не днем, а более или менее протяженным диапазоном времени, возможно не имеющим четких границ [5, с. 107].
Празднично-обрядовая деятельность коренных народов Севера, в частности эвенов и эвенков, осуществлялась в самые переломные моменты смены времен года - в период рождения, расцвета, угасания и возрождения природы. Символические свойства этих поворотных моментов отражались в содержании календарных обрядов и праздников. Общей и объединяющей идеей праздников и обрядов годового цикла является идея окончания и начала, угасания и возрождения природы, ее непрерывности. Традиционные календарные праздники эвенов и эвенков,
как и других народов Севера, были связаны с переходными циклами между теплыми и холодными периодами, между концом одного цикла и началом другого, «старением» и «возобновлением» [6]. Таким образом, переломные моменты смены времен года наделялись качественными особенностями, сакральными значениями и символическими свойствами, которые отражались в содержании календарных обрядов и праздников народов Севера.
Годовое течение времени в представлениях народов Севера имеет форму круга, как и солнце - любимое и главное природное явление, с его цикличностью ухода на зиму и возвращения на лето. Ориентируясь на линию его круга, народ создавал и исполнял ряд больших и малых праздников. Их ежегодное повторение отвечало «древнейшей идее постоянного возвращения к началу, к неким первособытиям, составлявшим сакральную историю коллектива» [7, с. 8].
Одним из важнейших календарных праздников эвенов и эвенков Якутии являлся и является праздник оленевода, который справляют весной. Этот ежегодный праздник в настоящее время сохраняется почти у всех групп данных этносов [8]. Традиционный весенний праздник оленеводов, «носивший в прошлом подчеркнуто ритуализованный характер, занимал кульминационное место в годовом цикле жизнедеятельности и разносторонне представлял небудничную культуру этноса» [9, с. 33]. У момских эвенов этот праздник называется «Встреча с первым олененком» и проводится в конце апреля или в мае [10]. Основной момент праздника - проведение игр предков. Победителю гонок на оленьих упряжках вручали приз - белую важенку (олениху) как символ богатства и счастья.
Интересно отметить, что у эвенов, проживающих в тундровой зоне и занимающихся в основном рыболовством, ежегодно весной проводится древний праздник под названием «Праздник первой рыбы». Этот праздник в настоящее время сохраняется, например, у аллаиховских и усть-янских эвенов [11].
Главным календарным праздником эвенов Якутии являлся и является «Эвинек» или «Фэбдьэк» - праздник Нового солнца и Нового года, который отмечают в ночь с 21 на 22 июня [12]. У тундренных эвенов, в частности аллаиховских, данный праздник называется «Цветение тундры» - «Туур чулбыргын - нечэ 11иичэ», который также проводится каждый год в июне [13].
Уникально, что в традиционных календарных праздниках эвенов и эвенков Якутии ярко наблюдаются архаические компоненты - это древние культы Матери-природы, солнца, огня. Эти культы, безусловно, имеют древнейшие корни и до сих пор оказывают существенное влияние на духовную и материальную культуру данных народов. Можно сказать, что в целом их традиционная культура - это бережливое отношение к природе, тесная взаимосвязь и гармония с ней, а также особое почитание и сакрализация природы и ее объектов.
Так, календарные праздники начинаются специальными обрядами и ритуалами поклонения духам огня, природы - Земле-матери, местности, реке и т. д. Активно используются заклина-ния-благопожелания хиргэчэн [14]. Первостепенное значение отводится огню, так как именно дух огня является посредником между людьми, божествами и духами-покровителями, ключевой частью праздников выступает обряд кормления огня. Эта обязательная традиция совершается в начале праздника после обряда очищения [15]. На календарных праздниках к очистительным обрядам подходят очень детально, предполагаем, что данные обряды являлись основной целью празднований. Из этого следует, что весенне-летние праздники данных этносов можно назвать праздниками духовного «очищения», «обновления», «рождения новой жизни».
На празднованиях проводят обряд кормления духов-местностей, например у тундренных эвенов устраивается обряд «кормления Матушки-тундры». По свидетельству информаторов это непременный обряд, в котором если забивается олень, то приносят в жертву кровь оленя, кусочек сердца, почки либо кусочек языка или костного мозга. А также устраивается обряд «задабривания духов», во время которого на тальниках развешиваются разноцветные лоскутки - дэлбургэ и исполняются заклинания-благопожелания хиргэчэн в честь особо почитаемых духов-хозяев огня, местности, реки [16].
После всех обрядовых действий на празднике устраивается круговой ритуальный танец Ьээдьэ и игры предков: бег по снегу на охотничьих лыжах, метание аркана - мавутладьак, прыжки через нарты, метание топора, конкурсы традиционной одежды, национального блюда [17].
Таким образом, в современной духовной культуре эвенов и эвенков Якутии сохраняются пережитки архаических религиозных воззрений, связанные с древним культом Матери-природы и культа огня. Например, у тундренных эвенов это особое почитание духа огня, духа-хозяйки местности («Матушки-тундры»), духа-хозяйки реки («Матушки-Индигирки», «Бабушки-Индигирки» - «Инди-гир Упэ»), которое выражалось через приношение им различных жертв. Сохраняются центральные обряды архаической праздничной культуры: обряд очищения, кормления огня и ряд других.
Проведенный обзор основных видов праздничной календарной обрядности малочисленных народов Севера, постоянно проживающих на территории Якутии, позволяет рассматривать ее как
ресурс для развития событийного туризма в регионе. Особенно актуально это в связи с возрастанием интереса общества к историческому и этнокультурному наследию. Комплексное освоение имеющегося туристического потенциала Якутии невозможно без подробных научно выверенных проектов, без досконального изучения культурного наследия как ресурса для событийного туризма.
Якутия предоставляет уникальную возможность прикоснуться к богатой архаической культуре коренных малочисленных народов Севера. Также исследователи отмечают, что в момент проведения мероприятий событийного туризма наблюдается одновременный всплеск возрождения местных обычаев, культурных традиций, активизация народного творчества.
Использование календарной обрядности коренных народов Севера как объекта событийного туризма рассматривается не только как инструмент развития межнациональных отношений, но и как способ создания положительного имиджа Якутского региона.
Ссылки:
1. Якутия получила спецприз за развитие событийного туризма [Электронный ресурс]. 2013. 20 мая. URL: http://ria.ru/economy/20130520/938249539.html#ixzz3XrqrgrcA (дата обращения: 15.02.2015).
2. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 536-р. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
3. Черных А.В. Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX - середине XX вв. (региональный аспект праздничной культуры) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2007. 49 с.
4. Там же. С. 8.
5. Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира : сб. ст. / ред. Н.Л. Жуковская, С.Я. Серов. М., 1993. С. 102-144.
6. Полевые материалы Г.Н. Варавиной. 2010, 2011.
7. Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды. Томск, 2008. 138 с.
8. Полевые материалы ... 2011.
9. Алексеева З.З. Возрождение традиционных праздников - возвращение к истокам, или Трансформация культурного самосознания (на примере эвенов Якутии) // Языки, культура и будущее народов Арктики : тезисы докл. междунар. конф., 17-21 июня 1993 г. Ч. II. Якутск, 1993. С. 33-34.
10. Полевые материалы ... 2012.
11. Там же. 2010.
12. Там же. 2011.
13. Там же. 2010.
14. Там же. 2010, 2011.
15. Там же.
16. Там же.
17. Там же.