Научная статья на тему 'Трансформации в традиционном питании тунгусоязычных этносов Якутии'

Трансформации в традиционном питании тунгусоязычных этносов Якутии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
455
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВЕНЫ / ЭВЕНКИ / ТРАДИЦИОННОЕ ПИТАНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE EVENS / THE EVENKI / TRADITIONAL FOOD / TRANSFORMATIONAL CHANGES / TRADITIONAL ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алексеева Евдокия Кимовна

В статье освещаются вопросы трансформации традиционного питания эвенов и эвенков Якутии. Отмечено, что издревле важную роль в жизнеобеспечении тунгусов играла традиционная мясо-рыбная модель питания. Показано, что изменения в системе питания народов Севера произошли за счёт усовершенствования технологии ведения хозяйства; расширения хозяйственно-экономических и этнокультурных контактов. Важную роль в трансформации культуры питания сыграли социально-экономические реформы, начавшиеся с 1980-х гг. Кроме того, отмечается отрицательная роль природно-экологических изменений в традиционном питании народов Севера. Подчёркивается, что несмотря на современное смешение и использование кухонь разных народов, в питании тунгусов, продолжающих заниматься традиционной хозяйственной деятельностью и ведущих кочевой образ жизни, сравнительно стойко сохраняется его традиционный слой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Алексеева Евдокия Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformations in the Traditional Food of the Tungus-speaking Ethnoses in Yakutia

The article highlights the issues of transformation of traditional food of the Evens and the Evenki in Yakutia. It notes that the traditional meat-fish model of food has played an important role in the Tungus life-support since the earliest times. It shows that the change in the system of food of the Northern peoples took place at the expense of improving the technology of housekeeping; through increasing the economic and ethno-cultural contacts. The socio-economic reforms which started from the 1980s played an important role in the transformation of the culture of food. Furthermore, it notes that the natural and ecological change have a negative role in the traditional food of the Northern peoples. The article emphasizes that the level of preservation of traditional layer of food is comparatively strong among the Tungus who continue to be engaged in traditional economic activities and lead a nomadic life and that is so in spite of the present-day confusion and use of cuisine of various peoples in Tungus food.

Текст научной работы на тему «Трансформации в традиционном питании тунгусоязычных этносов Якутии»

УДК 390 (=512.2)

ББК 65.5

Евдокия Кимовна Алексеева,

кандидат исторических наук, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (Якутск, Россия), e-mail: Aeks07@mail.ru

Трансформации в традиционном питании тунгусоязычных этносов Якутии

В статье освещаются вопросы трансформации традиционного питания эвенов и эвенков Якутии. Отмечено, что издревле важную роль в жизнеобеспечении тунгусов играла традиционная мясо-рыбная модель питания. Показано, что изменения в системе питания народов Севера произошли за счёт усовершенствования технологии ведения хозяйства; расширения хозяйственноэкономических и этнокультурных контактов. Важную роль в трансформации культуры питания сыграли социально-экономические реформы, начавшиеся с 1980-х гг. Кроме того, отмечается отрицательная роль природно-экологических изменений в традиционном питании народов Севера. Подчёркивается, что несмотря на современное смешение и использование кухонь разных народов, в питании тунгусов, продолжающих заниматься традиционной хозяйственной деятельностью и ведущих кочевой образ жизни, сравнительно стойко сохраняется его традиционный слой.

Ключевые слова: эвены, эвенки, традиционное питание, трансформационные изменения, традиционная хозяйственная деятельность.

Evdokia Kimovna Alekseeva,

Candidate of History, Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

(Yakutsk, Russia), e-mail: Aeks07@mail.ru

Transformations in the Traditional Food of the Tungus-speaking Ethnoses in Yakutia

The article highlights the issues of transformation of traditional food of the Evens and the Evenki in Yakutia. It notes that the traditional meat-fish model of food has played an important role in the Tungus life-support since the earliest times. It shows that the change in the system of food of the Northern peoples took place at the expense of improving the technology of housekeeping; through increasing the economic and ethno-cultural contacts. The socio-economic reforms which started from the 1980s played an important role in the transformation of the culture of food. Furthermore, it notes that the natural and ecological change have a negative role in the traditional food of the Northern peoples. The article emphasizes that the level of preservation of traditional layer of food is comparatively strong among the Tungus who continue to be engaged in traditional economic activities and lead a nomadic life and that is so in spite of the present-day confusion and use of cuisine of various peoples in Tungus food.

Keywords: the Evens, the Evenki, traditional food, transformational changes, traditional economic activity.

© Е. К. Алексеева, 2012

143

В комплексе систем жизнеобеспечения любого этноса основная роль принадлежит пище как одной из составляющей повседневной витальной потребности человека. На общественном уровне этническая культура питания часто характеризуется как стабильное, устойчивое явление [1, с. 190]. Но с течением времени этническое питание наряду с другими компонентами традиционной культуры подвергается трансформации в соответствии с изменениями окружающей природной и социальной сред, с изменением образа жизни, быта, социально-экономического развития общества и др. Так, в течение XX в. Россия прошла период кардинальных экономических, социальных и политических трансформаций, что не могло не сказаться на развитии коренных малочисленных народов Севера, на их традиционной хозяйственной деятельности, что в первую очередь привело к трансформации этнических культур этих народов, в том числе культуры питания.

В данной статье предпринята попытка освещения трансформации традиционного питания эвенов и эвенков. По данным Всероссийской переписи 2002 г. на территории Республики Саха (Якутия) проживало 18232 эвенка и 11657 эвенов. Большинство из них расселены в Северной Якутии (8060 эвенков и 7562 эвена). В основном представители исследуемых этносов являются сельскими жителями, поскольку подавляющее большинство работающего населения занято в традиционных отраслях хозяйства: оленеводство, рыболовство, пушной промысел.

Обширная территория Севера Якутии в географическом отношении делится на тундренную, таёжно-тундренную, горнотаёжную и таёжную зоны. Издревле здесь проживают и ведут хозяйство наряду с эвенами и эвенками юкагиры и чукчи. В соответствии с природно-климатическими и ландшафтными зонами республики у народов, населяющих её, можно выделить два типа оленеводства -тундренный и таёжный. Исторически для эвенов и эвенков было характерно оленеводство таёжного типа, тундренный тип наблюдается у эвенов Аллаиховского, Усть-Янского, Нижнеколымского и Булунского улусов. У эвенов данных улусов, проживающих вдоль крупных рек, рыболовство как вид хозяйственной деятельности также занимает значительное

место. Соответственно элементы материальной культуры, в том числе и питание тунгусов той или иной природно-географической зоны имеют некоторые отличия.

Издревле важную роль в жизнеобеспечении тунгусов играла традиционная модель питания, основанная на употреблении мясной, рыбной пищи, а также продуктов собирательства, что наиболее ярко отражено в лексике, связанной с традиционной пищей. В этническом питании эвенов и эвенков, несмотря на современное смешение и использование кухонь разных народов Евразии, сравнительно более стойко сохраняется её традиционный слой, в особенности в тех районах компактного проживания, где продолжают заниматься традиционной хозяйственной деятельностью и ведут кочевой образ жизни.

Анализ собранных материалов показывает, что в трансформации системы питания эвенов и эвенков можно выделить два этапа:

I этап - с XVII в. - до 1950-х гг.;

II этап - с 1950-х гг. до наших дней.

В питании эвенов и эвенков до 1930-х гг. XX в. преобладали продукты, связанные с охотничье-оленеводческим и рыболоводче-ским хозяйственно-культурным типом (мясорыбная модель питания). Местный набор пищевого сырья издавна дополнялся привозными продуктами (мука, крупы, соль, чай, сахар, табак и водка), ассортимент которых расширился с середины XX в. Явление товарообмена и торговли возникло с момента начала контактов в основном с русским населением с начала XVII в. C тех пор жители Крайнего Севера получили возможность обменивать предметы производства в результате своей хозяйственной деятельности на товары неместного происхождения. Этот факт получил начало интеграции сначала в государственную экономическую систему царской России путём объясачивания, а затем и в мировую экономическую систему. Процесс вхождения в российско-советское экономическое пространство, безусловно, сыграл решающую роль в изменениях жизни и системе жизнеобеспечения, в том числе и культуры питания народов Севера [1, с. 61].

Хотя с XIX в. расширился ассортимент привозных продуктов благодаря торговле на ярмарках, тем не менее, в конце XIX - начале

XX вв. по-прежнему основой питания тунгу-

сов являлись продукты, добытые и изготовленные в собственном хозяйстве: мясо, рыба, дикорастущие съедобные растения. Традиционные способы жизнеобеспечения сохраняли своё определяющее значение весьма длительное время, включая и советский период.

Известно, что социальный фактор играет немаловажное значение при формировании пищевого набора. В дореволюционный период больше мясных блюд и покупных продуктов наблюдается в пищевом рационе состоятельных семей, а малообеспеченные довольствовались однообразной пищей в малых количествах. Некая унификация у народов Севера наблюдается после 1930-х гг.. когда стали удовлетворяться основные потребности населения в пище. К этому времени относится первоначальное приобщение к городской цивилизации, культуре, различным блюдам и рецептам других народов.

Коренное изменение в пищевом рационе местных жителей произошло в конце 1940-х гг., т. е. в послевоенные годы. Немаловажное воздействие оказали развитие пищевой промышленности в стране, торговоэкономические связи, централизованное снабжение населения, расширение сети предприятий общественного питания, бытового обслуживания, электрификация, газификация и др. Всё это существенно повлияло на ассортимент продуктов и способы приготовления пищи.

При этом в 1950-80-е гг. происходило выравнивание уровней потребления у различных социальных групп, вызванное тем, что для всех граждан бывшего СССР были созданы единые социально-экономические основы быта. Это обстоятельство привело к тенденции нивелирования зональных особенностей пищи [2, с. 191].

Со времени организации колхозов в юговосточной Якутии начинается процесс неуклонного улучшения материального благосостояния эвенов и эвенков. Это в первую очередь сказалось на улучшении количественного и качественного состава их пищи. Исчезло различие в пище эвенских и эвенкийских семей, связанное с принадлежностью их к тем или иным имущественным группам. Ушли в область преданий такие нищенские виды пищи, как заболонь, травы и полуиспорчен-ная квашеная рыба.

Кроме квашеной рыбы, из старинных способов запасания рыбы впрок у эвенов и кочевых эвенков юго-восточной Якутии в 1960-х гг. уже были утратили своё применения «нокча», «колбо», «таки», «урган», «чарда» и «барча». Это было связано с изменившимися вкусами современных тунгусов, а также с распространением таких современных методов запасания, как засолка, копчение и вяление [3, с. 69].

Свежая рыба ныне идет на уху, на жарку, на пироги, из неё делают котлеты. Все ещё излюбленным блюдом остается строганина. Появилось новое блюдо - салат из мелко рубленой мороженой рыбы, заправленой солью, перцем, репчатым луком и растительным маслом. Данное блюдо больше подаётся на праздничный стол. Строганину также по сравнению с прошлым стали подавать с зеленым луком, перцем, горчицей.

В связи с созданием крупных оленеводческих хозяйств в колхозах, совхозах эвены и эвенки стали больше употреблять мясо домашнего оленя. В начале ноября в оленеводческих посёлках производился ежегодный забой оленей, мясо которого сдавалось государству. Мясо зимнего забоя хранился в ледниках колхозов, совхозов. Свои запасы мяса храниось в личных самодельных подвалах.

В настоящее время наблюдается обогащение кухни народов Севера традиционными блюдами других народов. Но при всем этом тунгусская пища продолжает оставаться в целом традиционной. Данные наших полевых материалов свидетельствуют, что до сих пор среди эвенов и эвенков предпочтение отдается мясным и рыбным блюдам. Основные привозные продукты, такие как мука, хлеб, соль, чай, макаронные изделия, растительное масло, к середине XX в. приобрели статус традиционных [7, с. 79].

Если в 1970-80-х гг. оленеводство составляло основу экономики северных совхозов, покрывая убытки других отраслей, и как рентабельная отрасль оказывало положительное влияние на экономику северных хозяйств и социальную жизнь населения, то в начале

XXI в. оленеводство переживает глубокий социальный и экономический кризис. Отмечается сокращение поголовья оленей, что имеет прямую связь с трансформацией традиционного питания народов Севера. Повсемест-

но сокращается потребление оленьего мяса, приготовление мясных блюд традиционным способом. Например, по сообщению наших информантов, в Магаданской области в связи со сокращением поголовья оленей, а то и полным его исчезновением коренное население редко или вообще не употребляет в пищу оленину [4, л. 4]. Ныне также редко, особенно в летний период, оленина потребляется теми эвенами и эвенками Якутии, которые проживают в нетрадиционной среде, т. е. в наслегах, сёлах [6, л. 7].

Большинство населения с начала 1990-х гг. перешли на частное оленеводство. Частники стали заниматься продажей мяса, устанавливая свои расценки. Цены особенно поднимают в летнее время, когда в сёлах у некоторых семей не бывает запаса мяса.

Что касается другого вида хозяйственной деятельности - рыболовства, то оно также продолжает занимать большое социальноэкономическое значение для коренных народов Севера. Продукция отрасли - прежде всего продукт питания самого населения. Например, у аллаиховских эвенов рыба занимает в питании больше места, чем мясо. Рыболовство здесь является основной хозяйственной деятельностью населения, это также связано с сокращением поголовья оленей. Так, в Аллаиховском улусе имеется только одно оленеводческое хозяйство в с. Оленегорск [5, л. 14].

На традиционное питание влияют и изменения окружающей природной среды. Известно, что промышленное освоение Севера повсеместно проходило на территориях проживания коренных малочисленных этносов. Экологическая ситуация на Севере особенно обострилась во второй четверти XX в. в связи с промышленным освоением, которое в настоящее время перестаёт быть очаговым и становится сплошным. С середины 1950-х гг. началось крупномасштабное освоение Западной и Восточной Сибири. В настоящее время одной из территорий, где ведётся активное промышленное освоение, является Южная Якутия. Негативными последствиями экологически не проработанных техникоэкономических обоснований и проектов, ведение работы на основе устарелых технологий явилось то, что значительная часть северных территорий оказалась в состоянии эколо-

гического бедствия: загрязнены территория, воды, наблюдается сокращение площадей оленьих пастбищ и охотничьих угодий, ухудшилось их качественное состояние, сокращается сама среда обитания малочисленных народов Севера, занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Таким образом, экологическая неблагополучная ситуация отрицательным образом сказывается и на здоровом питании северян.

Итак, в целом итоги исследования можно обобщить следующим образом:

Анализ материалов показывает, что изменения в системе питания народов Севера происходило по следующим направлениям:

- усовершенствование технологии ведения хозяйства (наряду с транспортным направлением оленеводства получило развитие мясное направление, произошло усовершенствование орудий охоты и промысла);

- расширением хозяйственно-экономических и этнокультурных контактов (взаимовлияние в культуре, товарообмен, иноэт-нические заимствования);

- социально-экономические преобразования (экономические реформы 1980-х гг. и т. д.)

- отрицательные последствия в традиционном питании народов Севера имеют произошедшие за последнее время природноэкологические изменения, связанные с промышленным освоением северных территорий.

В конце XIX - начале XX вв. в питании эвенов и эвенков преобладал традиционный набор продуктов, связанный с охотничье-оленеводческим хозяйственно-культурным типом (мясо-рыбная модель питания). Местный набор пищевого сырья издавна дополнялся привозными продуктами, ассортимент которых расширился с середины XX в. С этого времени наблюдается совершенствование системы питания эвенов и эвенков на базе традиционной.

Важную роль в трансформации культуры питания сыграло, начиная с 1980-х гг., изменение образа жизни в результате радикальных экономических реформ. Из-за этих процессов многие сохранявшиеся до недавних пор традиционные блюда эвенов и эвенков утрачены, что в большей степени наблюдается в нетрадиционной среде их проживания

(в сёлах, наслегах). На сегодня основой сохранения культуры питания, в частности традиционных блюд, выступают традиционные промыслы - оленеводство, охотничий промысел, рыболовство.

В традиционной культуре питания тунгусов хотя и утрачены некоторые националь-

ные блюда, обряды, обычаи, а национальная кухня претерпела влияние кулинарных традиций других народов, тем не менее, она сохраняется благодаря тому, что занимает определённое место в современных праздничных церемониях и тем самым является одним из символов этнической самобытности.

Список литературы

1. Ёсида Ацуси. Культура питания гыданских ненцев (интерпретация и социальная адаптация). М.: Изд-во РАН, 1997. 252 с.

2. Материальная культура народов России: сб. ст. Новосибирск: Наука, 1995.236 с.

3. Николаев Н. И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск: Якут-книгоиздат, 1964. 204 с. с илл.

4. ПМА, 2009.

5. ПМА, 2010.

6. ПМА, 2011.

7. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. 225 с.

Статья поступила в редакцию 16.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.