Научная статья на тему 'Традиционные конструкции дома у чувашей Республики Башкортостан'

Традиционные конструкции дома у чувашей Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШИ / ДОМ / СРУБ / ФУНДАМЕНТ / КРОВЛЯ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведев Владислав Валентинович

Жилой дом чувашей Республики Башкортостан имел свои конструкционные особенности, выражавшиеся в типологии, материалах строительства, размерах и способах возведения. Центральное место принадлежало деревянному срубу, олицетворяющему будущее жилище. Сруб устанавливали на фундамент или непосредственно на землю. Закрывали его различными по типу конструкции и материалам кровлями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные конструкции дома у чувашей Республики Башкортостан»

THE DYNAMICS OF THE CHUVASH SETTLEMENTS IN THE REPUBLIC

OF BASHKORTOSTAN

V. V. Medvedev

One of the criteria for the study of rural settlements is numerical indicators. The statistical material on the number of households and residents indicate socio-economic development, the typology, and the ethnic representatives of the village. The published data and archival material makes it possible to trace the development of the Chuvash settlements in the Republic of Bashkortostan. Comparative and historical comparison indicates evolution processes in the villages in the space-time.

Key words: the Chuvash people, dynamics, population, statistics, settlement, homestead

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №3, с. 343-349

В. В. Медведев

ТРАДИЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ ДОМА У ЧУВАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Жилой дом чувашей Республики Башкортостан имел свои конструкционные особенности, выражавшиеся в типологии, материалах строительства, размерах и способах возведения. Центральное место принадлежало деревянному срубу, олицетворяющему будущее жилище. Сруб устанавливали на фундамент или непосредственно на землю. Закрывали его различными по типу конструкции и материалам кровлями.

Ключевые слова: чуваши, дом, сруб, фундамент, кровля, строительные материалы

Жилой дом представляет собой один из главных компонентов крестьянской усадьбы. Традиционное жилище чувашей было стационарным. Необходимо выделить два типа строительства помещений — горизонтальное и вертикальное. Го -ризонтальное развитие жилища и хозяйственных построек было преобладающим. Усадьба с расположенными здесь жилыми и хозяйственными зданиями занимала ровное горизонтальное пространство относительно земли.

Вертикальное строительство народной культуре чувашей было несвойственно. Над землей возвышались двухэтажные амбары, служившие для бытовых нужд и проживания в теплое время года, но они были характерны не для всей территории расселения чувашей. Со строительством церквей в поселениях появляется еще один вид вертикально построенного здания. К таковым отнесем и пожарные вышки. Однако имеются сведения о бытовании у чувашей не только домов в два, но и три этажа1. Развитие двухэтажных жилищ результат взаимодействия с рус-

Медведев Владислав Валентинович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории археологических и этнографических исследований Института истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: vlad.etno@mail.ru

1 Никольский 2004, 137.

ским населением и влиянием городского строительства, проявившегося в появлении в деревнях и селах новых типов домов у зажиточных чувашских семей.

Типологию горизонтальной планировки определяют в зависимости от числа жилых и нежилых частиц дома. Для этого используется термин камера, в соответствии с которым возможны однокамерные, двухкамерные, трехкамерные или многокамерные помещения.

Деление жилища на камеры совпадает с его подразделением на части. Смысловая нагрузка сохраняется. Термины определяют жилые и нежилые элементы, т.е. и комнаты, и сени. При этом возникают противоречия, поскольку постройки, имеющие конструкционные отличия и различное функциональное назначение (изба + сени или изба + изба) принадлежат к одному типу. Подобные наложения легко устранить, использовав термин камера по отношению к жилой половине дома, а под частью подразумевать составные элементы (изба + сени)2. Например, жилище изба + сени относится к однокамерному типу, но двухчастному.

В прошлом основным видом дома чувашей в Республике Башкортостан был однокамерный тип изба + сени. Г. Б. Матвеевым структура жилища изба + сени + клеть соотносится с Бижбулякским районом РБ. Двухкамерный вариант изба + сени + изба встречался в лесной и лесостепной зоне. Части дома называли хура пурт «черная изба» и шура пурт «белая изба». Бытовое назначение соответствовало временам года. Хура пурт выступала в роли зимней половины, а шура пурт — летней частью, спальней и горницей. В 1950-1980 гг. развивается строительство дома с прирубом, дома-пятистенка и дома-крестовика. Новыми формами обладают и кирпичные здания3.

В чувашских поселениях и сейчас можно встретить весьма разнообразные виды жилых домов. Сохраняются однокамерные постройки небольших размеров. Свой век в таких домах, как правило, доживают люди старшего поколения и избравшие путь одиночества. В больших однокамерных срубах воздвигают капитальные стены, разделяющие пространство. Наиболее популярны пятистенки, построенные во второй половине XX столетия. Их рубят и наши современники. Кирпичные или блочные дома строят в зависимости от предпочтения владельцев с необходимым числом комнат.

Вид и качество строительных материалов определяли их дальнейшее предназначение. У чувашей известны три приема работы с деревом при строительстве — столбовая, каркасно-столбовая и срубная техники. Столбовая конструкция заключалась в установке ряда столбов с вырубленными вертикальными пазами, в которые закладывали бревна небольшого диаметра, полубревна или плахи. Таким способом возводили помещения для скота, сени и изгороди. Каркасно-столбовая техника заключена в первоначальном создании деревянного каркаса из столбов. Пазы такого корпуса совместно с глино-соломенной и земляной массой заполняли жердями, хворостом и плетнем4.

Постройка жилищ из дерева — характерная черта чувашей. Наиболее востребованной была срубная техника строительства. Из бревен рубили венцы, сложенные в стены, которые образовывали пространство сруба.

2 Атнагулов 2007, 104.

3 Матвеев 2005, 215.

4 Матвеев 1994, 36.

Чувашам была известна рубка кётес картни, давринкке карт «в угол» («в чашу», «в обло»). Небольшие бревна рубили способом йыта карчё «в охряпку». Плотники рубить срубы нимёдле «в лапу» начали в 1970-1980 гг., что было удобным при последующей обшивке дома тесом5. Мельницы и хозяйственные постройки рубили «в лапу», а полубревна соединяли «в крюк»6.

Использовали две техники рубки дерева — с выпуском остатков венцов и рубка без остатка. Первый вид часто употребляли в строительстве. Избы, покупаемые чувашами у других народов, соответствовали общим тенденциям: «Стоит дом, купленный у русского... рядом изба, купленная у башкир, с рубленным из бревен коньком, с длинными (от угла % аршина) концами бревен»7.

При рубке срубов венцы нумеровали, чтобы не перепутать их при установке на фундамент. Топором делали специальные зарубки, отражавшие порядок возведения венцов. Плотники топором наносили удары по дереву, оставляя неглубокие насечки в виде вертикальных линий, квадратов, ромбов и скрещенных полос8. В таком порядке их собирали, завершая работу. Сейчас повсеместно пользуются римской нумерацией, отмечая краской порядок и число венцов в срубе. Краской подписывают номера и буквенные значения будущих стен, избегая путаницы. Вдоль бревна вырубали пазы, которыми укладывали на предыдущий венец. Между ними находился мох, солома с глиной или пакля.

От качества леса зависело число венцов в срубе. Добротная сосна, ель или дуб позволяли обходиться меньшим количеством стволов, чем некрупные осиновые бревна. При постройке нижними венцами старались уложить более крупные стволы, в основном, дубовые. Для последующих венцов в случае нехватки хорошего дерева выбирали некрупные бревна. Особенно это характерно для комбинированных построек. Количество венцов и их диаметр подтверждают высота и толщина стен жилых домов. Например, в д. Кистенли-Богданово в 1929 г. было описано жилище высотой в 202 см, с толщиной стен в 18 см. 225 см высотой и 15 см толщиной и 278 см высотой и 20 см толщиной известны дома из с. Базлык. В д. Базлык-Васильевка высота одного из домов составляла 183 см при толщине стен в 15 см9.

Деревянный сруб устанавливали разными способами. Во-первых, под углы вкапывали пукан, юпа, шашка «деревянные столбы», «чурбаки». Предпочтение отдавали дубовым столбам10. Их число было различным, ставили только по углам 4 опоры или по 6 и даже 8 чурбаков.

Для фундамента кроме дубовых столбов использовали еловые либо сосновые чурбаки. Расстояние, на которое их вкапывали в землю, было различным. Информанты говорят о 50, 60 или 80 см под землей при общей длине столбов до 1-1,5 м. Чуваши д. Куезбашево Аургазинского района РБ вкапывали 1-1,5 м дубовые бревна в землю, предварительно оставив наземную часть11. Один из критериев

5 Матвеев 1997, 119-120.

6 Матвеев 1994, 36.

7 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 158. Л. 8-9.

8 ПМА 2014, РТ, Лениногорский р-н, с. Новое Сережкино.

9 НА ЧГИГН. Отд. III. Ед. хр. 212. Л. 52, 134 об.

10 Матвеев 2005, 215.

11 ПМА 2013, РБ, Аургазинский р-н, д. Куезбашево.

глубины ямы для столбов — это выкапывание её «до глины»12. Нередко опорами были выкорчеванные пни деревьев.

Иной формой фундамента служили огромные камни, на которых возводили сруб. В образовавшееся пространство закладывали природный камень. В южных районах Республики Башкортостан камень для фундамента применяли наиболее часто. С конца XX в. для фундамента используют цемент13. Камни выбирали крупные, чтобы постройка располагалась над землей до полуметра14.

Срубы поднимали и без фундамента. В бедных чувашских дворах Республики Башкортостан дома и надворные помещения ставили прямо на землю15. В таком случае нижние венцы называли никёс «фундамент» и, чтобы сохранить тепло, закидывали землей16.

Основание жилища — фундамент, стены — пространство, в котором проживает семья, завершающим звеном конструкции построек выступает витё, тара, тупе «крыша». У чувашей здания покрывали двускатные, трехскатные и четырехскатные кровли. Для надворных помещений устраивали и односкатную (плоскую) крышу. В чувашских деревнях и селах Республики Башкортостан развитие получили все перечисленные виды. Для лесного массива (северо-западные районы) доступным был двускатный тип кровли, у чувашей распространенный повсеместно. В лесостепи (юго-западная зона) появляется четырехскатная форма — упа кучё, шатрун. Упа кутла, т.е. крыша в три ската также довольно часто встречается в поселениях. Нередко разные типы соседствуют друг с другом17.

Перекрытие здания в три ската представляло «так называемый особый способ крыть крышу»18. Переходным видом кровли, применяемым чувашами поныне, является двускатная крыша, которая делается немного короче длины сруба. С торцевых сторон к ней подводят дополнительные скаты, но короткие, не достигающие её конька. Свободный участок зашивают вертикальным тесом, как на фронтоне кровли в два ската19.

И шатровые, и двускатные конструкции были под соломенным перекрытием. Железо и тес могли позволить себе только богатые чуваши и сельская интеллигенция20. Деревни и села чувашей Республики Башкортостан выделялись старыми домами с обилием шатровых крыш. Кровельными материалами служили солома, железо и шифер, набравший свою популярность в строительном деле во второй половине XX столетия21. К списку необходимо добавить камыш, луб, тес и толь, а в наши дни — профилированный лист.

Крыши чуваши перекрывали доступными по ландшафту материалами — улам «солома», хуп, курас хуппи «луб», чёренче «дрань», чус «тес», калай «железо». Динамику иллюстрирует отрывок: «В прежние времена крыши состояли

12 ПМА 2014, РТ, Черемшанский р-н, с. Новое Ильмово.

13 Матвеев 2005, 215.

14 ПМА 2010, РБ, Аургазинский р-н, д. Юламаново.

15 НА ЧГИГН. Отд. III. Ед. хр. 212.

16 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 233. Л. 35.

17 ПМА 2013, РБ, Аургазинский р-н, д. Утаркуль.

18 Ашмарин 1994, 249.

19 Сироткин, Кузьмин 1956, 179.

20 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 158. Л. 9.

21 НА ЧГИГН. Отд. III. Ед. хр. 277. Л. 5-143.

из драницы, лубка, соломы, а за последнее время стали употреблять больше тесу и кровельное железо»22. Для предотвращения пожарной ситуации использовали

глиносоломенное перекрытие — соломенные снопы, пропитанные жидкой гли-

"23

ной .

В XVII — первой половине XIX в. преобладающим типом материала для перекрытия у чувашей лесной местности были дрань и луб. В лесостепной зоне они использовались и в начале XX столетия. Еловые бревна при помощи клиньев раскалывали топором на части. Полученные доски длиною в два и более метра с шириною в 10-15 см при покрытии упирали нижней частью в бревна, закрепленные на крюках. Бревна с желобом были водостоком. Луб укладывали сверху вниз под жердями, прикрепленными к слегам кровли. Бытовало и двойное покрытие. В таком случае расстилали ряд камыша, а затем — луб. Он же шел основанием под дранку, заготовленную из осины, дуба, ели. Дерево для расщепления распиливали на чурбаки в 35-50 см и кололи. Под дранку подкладывали тес, бересту и луб24. Лубяные крыши — атрибут небогатых семей, в отличие от жилищ состоятельных чувашей, покрытых тесом25.

По словам старых жителей, прежде чем перекрывать крышу устанавливали стропила, например, на сруб в шесть метров через два метра поднимали три ряда стропил. Привязывали к ним горизонтальные жерди, на которые вертикально укладывали луб, ветви и стволы молодых деревьев. Чтобы выпрямить луб либо большие куски бересты их держали под грузом. В завершении сверху вниз начинали складывать солому. Слой достигал пятидесяти сантиметров. Со временем он спре ссовывался и становился меньше. При необходимости солому докладывали. Завершали крышу деревянные жерди, связанные попарно и придерживающие соломенный покров. Их старались закрепить на расстоянии пятидесяти сантиметров между собой. В советские годы для покрытия новой крыши колхозное правление выделяло воз соломы.

Для соломенных перекрытий ставили каркас в два ската либо шатрового типа. При двускатной крыше — фронтоны не заделывали, оставляя их свободными26. Дома с соломенными крышами встречались в Республике Башкортостан вплоть до конца XX в. Так, в с. Кош-Елга Бижбулякского района РБ последнюю старую избу, перекрытую соломой, разобрали в 1992-1993 гг.

Главным приемом при использовании соломы для перекрытия был способ «внатруску», связанными снопами крыли редко. Известны приемы установки снопов комлем вверх и комлем вниз. Иногда последующий ряд прикрывал колосья нижней линии. Способ «под щетку» заключался в применении развязанных снопов и расстеленных рядами на кровле.

Уже описанная конструкция соломенной крыши имела дополнения. В нижней части устраивали основание. К нижним слегам крепили крюки и жерди и на их концах врубали палки, упиравшиеся своим окончанием в венцы сруба. На крюках держались два-три ряда жердей и солома. В приготовленное основание

22 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 233. Л. 34.

23 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 167. Л. 170.

24 Матвеев 2005, 45-46.

25 Николаев 2004, 45.

26 ПМА 2013, РБ, Аургазинский р-н, с. Чуваш-Карамалы.

втыкали концы палок обрешетки, настилали хворост, а затем укладывали соломенные ряды. Солому притаптывали ногами и очесывали граблями, снимая излишки и формируя плотный слой. Поверх, как оговаривалось, на крыше ставили перевязанные жерди, перекинутые на коньке. Закрепляли солому и специальными шнурами уртмах, ленкёрлёх «соломенные жгуты»27.

На смену соломенным кровлям приходят тесовые крыши. Новый тип придавал жилищу более надежный и эстетичный вид: «Дом имеет тесовую крышу, обшитые тесом углы, украшенный карниз»28. Тес относился к добротным материалам, что видим в народном творчестве29.

Чуваши возводили тесовые крыши двумя способами. В первом случае из бревна готовили четырехугольный брусок, равный длине будущей крыши, на одной из сторон которого делали закрой. Бревно «прибивается к нижнему концу крыши посредством двух крючков, концы которых прикрепляют к стропилам. Затем возьмут бревно погреют его на костре и начнут щипать большим ножом, который сделают исключительно для этого. Как пройдут один раз, начнут еще и т.д. пока не кончат. Так щипают много досок толщиною с пальцы. Эти доски вставливают одним концом в закрой, а другой конец прислоняют к стропилам. Так обставливают обе стороны и получается крыша... Другой способ, который общепринят, как русскими, так и чувашами делается так: пилят бревно и прибивают прямо гвоздем»30.

Тесовые крыши делали двухрядными. Первый ряд теса настилали на горизонтальные слеги, поверх них укладывали второй ряд. Он закрывал собой стык между досками первого ряда. В таком случае крыша была защищена от непогоды, дождевая вода не проникала в дом. Тес крепили к слегам, число которых было различным в зависимости от масштабов жилища или постройки. Завершал кон -струкцию конек. Для стека воды доски, закрывающие первый ряд, были длиннее и имели на конце одну или две выемки.

Стропильные конструкции крыши изготавливали параллельно с самцовыми, вытесненными из строительного дела в настоящее время. Способ сыснала, шит-ме «самцовый тип крыши», по праву можно отнести к архаичным приемам. Сейчас он встречается только на старых хозяйственных постройках, например, у клетей или амбаров. Самцами называют укорачивающиеся венцы стен, создающие треугольные фронтоны. У сруба они продолжают переднюю и заднюю стены. На концы самцов укладывали кашта «слеги», образующие каркас будущей кровли. Их крепили в пазах деревянными гвоздями. Тупе кашта «верхняя слега» лежала на верхних самцах31.

Таким образом, традиционные жилища чувашей Республики Башкортостан подверглись длительному процессу трансформации от постройки изба + сени до многокамерного дома. В строительном деле использовали разные материалы и приемы работы. Свойства дерева определяли стиль рубки и долговечность будущей постройки. Завершив сруб, чуваши выдерживали его длительное время до

27 Матвеев 2005, 46-47.

28 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 174. Л. 120.

29 Ашмарин 1900, 79.

30 НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 209. Л. 441-442.

31 Матвеев 2005, 44.

полного высыхания дерева, а затем устанавливали на фундамент. Известны дома, не имеющие основания, возведенные на земле. В строительстве применяли камень, кирпич, саманные блоки и т.д., но доминирующей была работа с деревом. Кровли покрывали дранью, лубом, камышом, соломой, а позднее железом и иными материалами. Возводили самцовые и стропильные конструкции крыш. Стропильная основа позволяла создавать двускатные, трехскатные и четырехскатные перекрытия домов. В зависимости от доступности разных видов материала бытовала вариативность его использования при постройке жилых и хозяйственных помещений.

ЛИТЕРАТУРА

Атнагулов И.Р. 2007: Нагайбаки: опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX — начала XX века. Магнитогорск.

Ашмарин Н.И. 1900: Сборник чувашских песен, записанных в губерниях Казанской, Симбирской и Уфимской. Казань.

Ашмарин Н.И. 1994: Словарь чувашского языка: в 17 т. Т. 3. Чебоксары.

Матвеев Г.Б. 1994: Материальная культура чувашей. Чебоксары.

Матвеев Г.Б. 1997: Жилище и хозяйственные постройки чувашей Приуралья // Материалы по этнографии и антропологии чувашей. Чебоксары. 118-130.

Матвеев Г. Б. 2005: Чувашское народное зодчество: от древности до современности. Чебоксары.

Николаев Г.А. 2004: Богатство и богатые люди в представлениях средневолжского чувашского крестьянства второй половины XIX — начала XX в. // Этнографическое обозрение. 5. 43-52.

Никольский Н.В. 2004: Собрание сочинений. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. Т. I. Чебоксары.

Сироткин М.Я., Кузьмин В.Л. (ред.) 1956: Чуваши: этнографическое исследование. Материальная культура. Ч. 1. Чебоксары.

TRADITIONAL CONSTRUCTION HOUSE OF THE CHUVASH OF REPUBLIC

BASHKORTOSTAN

V. V. Medvedev

Residential building of the Chuvash of the Republic of Bashkortostan had their own constructional features, expressed in typology, materials of construction, size and method of building. Central place belonged to a wooden frame, represents the future of home. Frame installed on the foundation or directly on the ground. It covers a variety of the type of construction and roofing materials.

Key words: Chuvash, house, frame, foundation, roofing, building materials

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.