Научная статья на тему 'Традиционные и опережающие технологии формирования готовности учащихся к чрезвычайным ситуациям'

Традиционные и опережающие технологии формирования готовности учащихся к чрезвычайным ситуациям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ТРАДИЦИОННЫЕ И ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОДИКА КЕЙС-СТАДИ / SECURITY / HUMAN FACTORS / TRADITIONAL AND LEADING-EDGE TECHNOLOGY / VIRTUAL REALITY / TERRORISM / EXTREMISM / WEB-QUEST TECHNOLOGY / METHODOLOGY / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов Дмитрий Иванович, Ширшов Владимир Дмитриевич

Утверждается необходимость формирования готовности молодых людей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Готовность формируется в образовательных организациях с традиционными и опережающими технологиями. Рассматриваются проблемы использования виртуальной реальности на занятиях по формированию у учащихся готовности к безопасной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинов Дмитрий Иванович, Ширшов Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL AND ADVANCED TECHNOLOGIES OF FORMATION OF PREPAREDNESS OF STUDENTS FOR EMERGENCIES

The article states the necessity of formation of preparedness of young people to take action in emergency situations. Preparedness is formed in educational institutions with the help of traditional and leading technologies. The article discusses the problems of using virtual reality in the classroom for the development of students' preparedness for safe living.

Текст научной работы на тему «Традиционные и опережающие технологии формирования готовности учащихся к чрезвычайным ситуациям»

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 372.835.5 ББК Ч426.689-25

ГСНТИ 14.01.80

Код ВАК 13.00.01

Блинов Дмитрий Иванович,

преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

Ширшов Владимир Дмитриевич,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]

ТРАДИЦИОННЫЕ И ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безопасность; человеческий фактор; традиционные и опережающие технологии; виртуальная реальность; терроризм; экстремизм; веб-квест технология; методика кейс-стади.

АННОТАЦИЯ. Утверждается необходимость формирования готовности молодых людей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Готовность формируется в образовательных организациях с традиционными и опережающими технологиями. Рассматриваются проблемы использования виртуальной реальности на занятиях по формированию у учащихся готовности к безопасной жизнедеятельности.

Blinov Dmitry Ivanovich,

Senior Lecturer of Department of Life Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg. Shirshov Vladimir Dmitrievich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Life Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

TRADITIONAL AND ADVANCED TECHNOLOGIES OF FORMATION OF PREPAREDNESS OF STUDENTS FOR EMERGENCIES

KEY WORDS: security; human factors; traditional and leading-edge technology; virtual reality; terrorism; extremism; web-quest technology; methodology; case study.

ABSTRACT. The article states the necessity of formation of preparedness of young people to take action in emergency situations. Preparedness is formed in educational institutions with the help of traditional and leading technologies. The article discusses the problems of using virtual reality in the classroom for the development of students' preparedness for safe living.

Р

ост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий, а также ущерба, наносимого ими экономике и экологической сфере, стал сегодня объективной реальностью. Одной из главных причин этих явлений справедливо считается человеческий фактор, поэтому возникает необходимость формирования у населения умений и навыков безопасного поведения, психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Особенно остро проблема выбора целесообразных действий в таких ситуациях и методов формирования психологической готовности стоит перед подрастающими поколениями в образовательной системе, так как этот возраст в силу особенностей психики является сенситивным для развития чувства собственной безопасности. В таких условиях проблема формирования специальных знаний, умений, навыков и адекватного поведения в

широком спектре современных угроз и рисков, необходимых личностных качеств учащихся, психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, представляет особый интерес для учителей и преподавателей безопасности жизнедеятельности.

Сегодня в практике образовательных учреждений реализуются государственные и авторские образовательные программы, информация о безопасности жизни дополняется содержательной частью некоторых естественнонаучных предметов. Однако эти программы чаще всего носят односторонний характер, недостаточно учитывая личностные аспекты формирования культуры безопасности учащихся [см. 3; 4].

Образование в курсе «Безопасность жизнедеятельности» определяется двумя позициями:

- традиционная, определяющая необходимостью овладения фундаментальными знаниями, навыками и умениями; такая по-

© Блинов Д. И., Ширшов Д. В., 2014

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

195

зиция играет роль догоняющего образования, так как стремится выполнить требования практики, но не удовлетворяет эти требования; в образовательных учреждениях в настоящее время изучаются лишь основы знаний в безопасности, как необходимый минимум и прививаются навыки и умения практических действий, а вот в вузе создается фундамент теории безопасности за счет расширения интеллектуального потенциала студентов, который впоследствии только расширяется;

- опережающая, которая стремится развивать потенциал личностного опыта студентов, ориентированный на успешную адаптацию, жизнь и работу в будущем; актуальный опыт в курсе «Безопасность жизнедеятельности» является «мостом» между прошлым и будущим опытом, традицией и инновацией, культурой личности безопасного типа.

Если догоняющее образование сохраняет и преумножает культуру безопасности жизнедеятельности, то опережающее образование обеспечивает успешность личности в решении задач в будущих чрезвычайных ситуациях.

В опережающем образовании реализуется научно-технический прогресс в виде модернизации способов и средств, в виде инновационного развития и обеспечивает культурную преемственность поколений граждан. В этом плане используются мультимедийные программы, учебные тренажеры, специальные программы тестирования по знаниям безопасности жизнедеятельности. Есть возможность создавать виртуальные чрезвычайные ситуации с привязкой к конкретной местности, чтобы учащиеся увидели, услышали, почувствовали, пережили влияние чрезвычайных ситуаций для здоровья и жизни людей. Нужны фотографии, фильмы мест происшествий, разрушений, изображение травм и увечий людей, возникших при чрезвычайных ситуациях.

С этой же целью проводится анализ конкретных ситуаций на основе телепередач, публикаций в СМК, рассказов и описаний очевидцев. При этом выявляются причины, ошибки допущенные участниками событий. Появляется возможность показать формирование предпосылок (причин) опасного явления (процесса), его возникновение и течение с помощью видеоматериала, детально объяснить его особенности с использованием мультипликации и вывести зависимость или алгоритм действий не только в виде презентации, но и в виде вариантов развития ситуации.

Важнейшей компетенцией преподавателям курса «Основы культуры безопасности жизнедеятельности» является использование биоинформационного метода в ви-

де виртуальной реальности. Виртуальная реальность — модельная трехмерная окружающая среда, создаваемая компьютерными средствами и реалистично реагирующая на взаимодействие с пользователями. Технической основой виртуальной реальности служат технологии компьютерного моделирования и компьютерной имитации, которые в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение.

В некоторых виртуальных моделях учащиеся воспринимают изменяющуюся перспективу и видят опасные для жизни объекты и предметы с разных точек наблюдения, как если бы они перемещались внутри модели. Вместе с этим они могут поэтапно отслеживать процесс реализации потенциальной опасности применительно к субъекту динамического образа, что позволяет формировать у них такие важные качества, как способность предвидения опасности и готовность к адекватным действиям в смоделированной чрезвычайной ситуации.

Среди опережающих форм обучения в курсе «Безопасность жизнедеятельности» используются специальные лекции, информационные семинары, интернет-практикумы, самостоятельная работа, веб-консультации и т. д.

Опыт научных исследований показывает высокую эффективность веб-квест технологий. Веб-квест технологии служат для создания веб-квестов (от англ. Quest - поиск, приключение, путешествие) - компьютерная игра по проблемам опасной встречи, например, с взрывоопасными предметами [7], при возможности террористических и экстремистских актов и т. д. Для этого создаются проблемные задания, проводится коллективный поиск и обсуждение чрезвычайной ситуации

Технология веб-квест имеет структуру: введение - интрига - провокация - центральное задание - вопросы - виды деятельности - представление результатов, список информационных ресурсов (адреса вебсайтов, ссылки в Интернете, фильмы, фото, таблицы, схемы, инструкции, процедуры выполнения задания - индивидуальный или коллективный отчет - критерии оценки - заключение - кратко суммируется опыт, который будет при решении веб-квеста).

В веб-квест-технологиях интегрируются: метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технологии сотрудничества, технологии обучения в Интернете и т. д.

Технология веб-квест имеет следующие преимущества по сравнению с традиционными:

- позволяет включить учащихся в реальную атмосферу, решать проблемы в ва-

196

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 10

риативном плане, находить главное, адекватное поведение, брать на себя ответственность за свои действия;

- задания для веб-квеста могут решаться методом пересказа, разработкой плана при учете оговоренных условий, поиск общего решения, разгадывание таинственных фактов;

- веб-квест требует быстрого, осторожного и точного решения при обнаружении опасных предметов, при встрече с чрезвычайными ситуациями техногенного, социального, террористического характера;

- при решении веб-квеста идет активное общение, обучение друг друга компьютерным программам, работе в Интернете.

- результат веб-квеста может быть зафиксирован в виде презентации, эссе вебсайта, веб-страницы, флеш-ролика, устного доклада [5].

Наш опыт подсказывает, что технология веб-квест может успешно применяться при выполнении следующих задач по проблемам терроризма и экстремизма [см. 1; 2; 6], как наиболее сложных в теоретическом усвоении и в практическом упражнении учащимися.

1. Пути профилактики терроризма в образовательном учреждении.

2. Правила поведения личности при захвате террористами.

3. Психологическая работа с пострадавшими в чрезвычайной ситуации.

4. Психологический дебрифинг - метод работы с групповой психологической травмой.

5. Профилактика экстремизма в молодежной среде.

6. Характеристика флэш-моб - технологий.

7. Современные проблемы ювенальной юстиции.

8. Научно-методическое и исследовательское обеспечение антиэкстремистской деятельности.

Особое место в использовании опережающего обучения безопасности занимают кейс-стади (англ. Case study), которые могут описывать аварийные ситуации при работе с физическими приборами, при использо-

вании спортивного оборудования, химических веществ в учебном процессе, при неосторожном использовании огня, при падении с высоты, при бытовых травмах и т. д.

Кейс-стади позволяют стимулировать активную познавательную деятельность при возможной встрече с чрезвычайными ситуациями, создают основу для поиска и принятия решений, анализа последствий различных ситуаций. Кейс-стади предполагают использование вариативного обучения учащихся, так как они снабжают учащихся фактами, позволяющими провести анализ опасностей, рассмотреть действия человека в конкретных условиях, принять оптимальное решение и предложить мероприятия, направленные на устранение чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях и в бытовых условиях.

Вот пример кейс-стади: «Опасность падения льда». Цель этого кейс-стади - преодоление неверных представлений у учащихся о недопустимости подвергать себя неоправданному риску.

Случай произошел в Кировском районе Санкт-Петербурга. Лед с крыши упал на ребенка на расчищенной пешеходной дорожке вдоль здания на внутридворовой территории. Этот участок на момент происшествия не был огорожен для прохода людей, хотя и представлял опасность. Ребенок выбежал из-за угла и стал жертвой несчастного случая.

Вопросы и задания:

1. Как можно охарактеризовать действия ребенка в данной ситуации?

2. Кто должен нести ответственность за очищение крыши дома ото льда?

3. Как нужно организовать проход людей в опасном месте?

4. Какую опасность работники «Строй-гарант» не осознали как риск?

Таким образом, обучение и воспитание подрастающих поколений безопасности жизнедеятельности должно быть нацелено как на сохранение накопленных знаний, навыков и умений, так и на то, чтобы «идти в ногу со временем», применяя опережающие технологии в курсе «Безопасность жизнедеятельности».

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулатипов Р. Г. Проблемы профилактики экстремизма// Этнопанарама. 2002. № 2.

2. Амиров Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. М., 2005.

3. Акимова Л. А., Лутовина Е. Е., Зуев А. М. Преподавание ОБЖ в школе. Оренбург : ОГПУ, 2010.

4. Дик Н. Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

5. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики : монография. Тюмень : ТюмГУ, 2011.

6. Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 класс : учеб.-метод. пособие. М. : Дрофа, 2006.

7. Ширшов В. Д., Симанович В. К. Культура взрывобезопасности. Концепция и технологии обучения. Saarbrukcken : LAP LAMBERT Academik Publishing, 2012.

Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. Ю. В. Репин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.