Научная статья на тему 'Традиционные и инновационные социально-культурные технологии в системе организации молодежного досуга в муниципальных центрах'

Традиционные и инновационные социально-культурные технологии в системе организации молодежного досуга в муниципальных центрах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5561
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционные и инновационные социально-культурные технологии в системе организации молодежного досуга в муниципальных центрах»

[Электронный ресурс]. - URL: http: // www.usynovite.ru / documents / federal / regulations / ukaz / 20122017 / (14.11.12)

2. Программное обеспечение летнего отдыха детей: метод. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Жуковицкой, Н.П. Царевой. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2012. - 70 с. - (Сер.»Организация летнего отдыха детей». Вып.2.).

3. Абакова, О. Эхо «Орленка» / О. Абакова [Электронный ресурс]. -URL: http: // kirishinews.ru / news / leisure / 2823-exo-qorlenkaq.html (14.11.12)

О.Н. Цуканова

Традиционные и инновационные социально-культурные технологии в системе организации молодежного досуга в муниципальных центрах

В России уже более десяти лет длится период реформирования на фоне затянувшегося кризиса, смещения приоритетов в ценностных ориентациях различных социально-демографических групп населения России, в том числе и у молодежи. Резкая социальная стратификация населения, а также реформы системы высшего образования, лишающие российскую молодежь гарантированного права на бесплатное образование -все эти деструктивные тенденции общественного развития определяют рост прагматических, индивидуалистических ценностей у молодежи.

Культурологи квалифицируют данную ситуацию как кризис культурной идентичности молодежи, педагоги заявляют о необходимости поисков новых технологий решения молодежных проблем, а специалисты социокультурной деятельности фиксируют проблему деструктивных тенденций в досуговом поведении и культурно-досуговой деятельности молодежи [2]. В связи с нынешней вестернизацией и коммерциализацией сферы досуга в России, обозначилась еще и проблема наполненности свободного времени молодежи культурными, личностно-формирующими занятиями, которые приобретают особую актуальность.

На всех этапах общественного развития на человека воздействовало две силы - культура, которая поднимала его над уровнем обыденности к высшим духовным ценностям, и антикультура, опирающаяся на низменные инстинкты и утверждающая культ силы, злобы, секса и наркотического дурмана [1: 13]. Учитывая это, внедрение инновационных технологий в сферу организации молодежного досуга становятся сегодня актуальными не просто как способ рекреации, а как насущная необходимость духовно-нравственного развития молодежи.

Принципиальная значимость рассмотрения вопроса состояния организации молодежного досуга в муниципальных центрах и внедрения новых технологий велика как для науки, так и для практики. Ведь и на современном этапе, и в перспективе России нужны не просто интеллектуально-управленческие ресурсы, а высоконравственные люди, которым можно доверить развитие науки, культуры и производства без опасения оказаться беспомощными перед возможными необратимыми последствиями [2].

При рассмотрении теоретических аспектов организации молодежного досуга в муниципальных клубных объединениях первой и очень важной ступенью изучения данной проблемы становится определение понятия «досуг», его характеристик и основных проблем.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, «общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества» [3: 145-146].

Для раскрытия собственно социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга необходимо, с одной стороны, обратиться к его содержанию, к тем видам деятельности, которым молодые люди отдают предпочтение в часы досуга, с другой, - необходимо подробно рассмотреть состояние и характер деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций.

То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов. При этом под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений [4].

Если говорить о конкретизации инновационных форм организации молодежного досуга в многофункциональных муниципальных центрах,

то сегодня ими можно считать создание и реализацию комплексных программ организации досуга, в которых были бы учтены наиболее актуальные направления молодежной политики. Также важным фактором успеха является оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений, которая лежит на пересечении нескольких направлений:

• критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению задач;

• творческое использование зарубежного опыта организации досуга населения (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья);

• собственные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.

Практическим подтверждением данных тезисов стала разработка и реализация комплексной программы организации молодежного досуга «Молодежь города Коммунар» на базе МКУ «ЦКДиТ» МО г. Коммунар Гатчинского района Ленинградской области.

Цели программы включали:

• содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодых граждан;

• создание условий для участия молодых граждан в системе общественных отношений;

• помощь молодым гражданам в решении социальных проблем;

• профилактика негативных проявлений в молодежной среде;

• воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения к другим народам, к родному району.

Основные задачи программы организации молодежного досуга «Молодежь города Коммунар» состояли в оказании поддержки молодым гражданам: в сфере образования и профессиональной ориентации; в сфере здоровья, физической культуры и спорта; в сфере организованного досуга и отдыха; в сфере труда и трудоустройства; воспитание молодых граждан и профилактика негативных проявлений в молодежной среде; содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; создание условий для включения молодежи в социальноэкономическую, культурную и спортивную жизнь Гатчинского района.

Рассматривая возрастной состав целевого сегмента МКУ «ЦКДиТ» МО г.Коммунар, была выявлена наиболее активная возрастная группа -молодые люди от 12 до 25 лет. Исходя из большой разницы интересов этой аудитории, появляется необходимость в конкретизации целевой аудитории программы. Ею стали старшеклассники, учащиеся ссузов - молодежь от 15 до 18 лет.

Комплексная программа организации молодежного досуга «Молодежь города Коммунар» включает в себя 5 основных направлений:

• выявление, продвижение, поддержка активной и талантливой молодежи города Коммунар;

• формирование у молодежи потребности в здоровом образе жизни и популяризация занятий физической культурой и спортом;

• профилактика асоциальности и девиантного поведения молодежи;

• содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их трудовых прав и обязанностей;

• формирование гражданско-патриотического сознания молодежи и развитие у молодежи высших духовных ценностей.

Эффективность реализации Программы будет оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.

Поэтапное решение задач, поставленных в Программе, будет способствовать:

- созданию в молодежной среде условий, способствующих формированию у молодых людей гражданско-патриотической позиции, воспитанию уважения к труду, истории, культуре, традициям, высшим духовным ценностям;

- снижению темпов неблагоприятного развития демографической ситуации в районе;

- развитию системы работы с молодыми людьми по месту жительства;

- увеличению количества молодых людей, вовлекаемых в организованные формы досуга в клубах (центрах);

- снижению уровня безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличению числа рабочих мест, повышению деловой активности молодежи;

- улучшению работы военно-патриотических клубов и объединений;

- развитию системы культурно - досуговых мероприятий для молодежи;

- отвлечению молодежи г. Коммунар от девиантных форм проведения досуга;

- повышению активности молодежи в получении профессионального образования и практических навыков;

- привлечению широких слоев молодежи к занятию физической культурой и спортом;

- сокращению уровня правонарушений и преступлений среди молодежи города Коммунар.

Для эффективности реализации программы необходимо привлечение СМИ города Коммунар и Гатчинского района. Для этого, в первую очередь, важно заручиться поддержкой крупных организаций (как г. Коммунар, так г. Гатчина Ленинградской области), возможно использование их

рекламы взамен на спонсорскую поддержку во время проведения мероприятий.

Принципиальное отличие предлагаемой программы заключается:

• в новом подходе к организации культурно-досуговой деятельности молодежи;

• в выборе форм культурно-досуговой деятельности молодежи, исходя из досуговых предпочтений молодых людей;

• в организации взаимодействия с другими организациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, отвечающих за культурно-досуговую деятельность молодежи.

В Комплексную программу организации молодежного досуга «Молодежь города Коммунар» МКУ «Центр культуры досуга и творчества» внесены такие формы мероприятий, как конкурсные, спортивные, театрализованные, игровые программы, праздники, концерты, КВНы, дебаты, акции, турниры, флешмобы и др. В программе предусмотрено участие молодых людей в районных и областных мероприятиях.

Реализация программы предусматривает ряд принципиальных условий:

• финансирование комплексной программы «Молодежь города Коммунар» в полном объеме;

• стимулирование сотрудников, ответственных за реализацию программы;

• улучшение материально-технической базы МКУ «Центр культуры досуга и творчества» МО город Коммунар».

Таким образом, Комплексная программа организации молодежного досуга «Молодежь города Коммунар» может быть применена в практической деятельности культурно-досугового учреждения МКУ «Центр культуры досуга и творчества» МО г. Коммунар с учетом всех разработок и методических рекомендаций.

Литература

1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология: монография; 2-е изд., испр. и доп. / М. А. Ариарский. - Санкт-Петербург: ЭГО, 2001. - 561 с.

2. Оленина, Г.В. Социально-культурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга : автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Г.В. Оленина. - Барнаул : Изд-во АГИИК, 2004. - 22 с.

3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - Москва: МГУКИ, 2004. - 539 с.

4. Ромах, О.В. Социология молодежного досуга / О.В. Ромах. - Москва: МГИК, 1991. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.