Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛЕКСАНДРОВСКОМ РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛЕКСАНДРОВСКОМ РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИИ / АЛЕКСАНДРОВСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ СЛОВЦОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XIX ВЕКА / УСТАВ РЕАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION / TRAINING / TRADITIONS / ALEXANDER REAL SCHOOL / TRADITIONAL FORMS / IVAN YAKOVLEVICH SLOVTSOV / MODERNIZATION OF EDUCATION IN RUSSIA OF THE XIX CENTURY / THE CHARTER OF REAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семенкова С.Н.

В настоящее время в связи с увеличением роли патриотического воспитания у нас в стране отмечается не только целенаправленный интерес, но и возрождение ряда традиционных форм обучения и воспитания подрастающего поколения. При этом мы не должны стремиться к слепому переносу всех без исключения традиционных форм из прошлого в настоящее, но их изучение, исследование и сохранение является нашей первостепенной задачей. Дело в том, что никто из современного или будущего поколений не может однозначно сказать, когда наступит время традиционных форм, и они станут вновь актуальными и востребованными. Цель данной статьи заключается в анализе исторического опыта организации образовательного процесса в Александровском реальном училище, выделении, сохранении, а возможно и применении с учетом его трансформации в современных условиях. В статье выделены традиционные формы, которые на протяжении более 140 лет со дня открытия в городе Тюмень Александровского реального училища всячески сохраняются и реализуются. Кроме того, автором выделены виды педагогической деятельности, применение которых было бы уместным в настоящее время в связи с возрождением инженерного образования в России. Также в статье описываются и формы, которые с течением времени и сменой политических ориентиров потеряли свою актуальность, но заслуживают сохранения памяти о них, так как являются нашим неповторимым историческим наследием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE ALEXANDER REAL SCHOOL

Currently, due to the increasing role of patriotic education in our country, there is not only a purposeful interest, but also the revival of a number of traditional forms of education and upbringing of the younger generation. At the same time, we should not strive to blindly transfer all traditional forms from the past to the present without exception, but their study, research and preservation is our primary task. The fact is that none of the modern or future generations will be able to say unequivocally when the time of traditional forms will come, and they will become relevant and in demand again. The purpose of this article is to analyze the historical experience of the organization of the educational process in the Alexander Real School, the allocation, preservation, and possibly its application, taking into account its transformation in modern conditions. The article highlights the traditional forms that have been preserved and implemented in every possible way for more than 140 years since the opening of the Alexander Real School in the city of Tyumen. In addition, the author identifies a number of traditional forms, the implementation of which would be appropriate at the present time in connection with the revival of engineering education in our country. The article also describes the forms that have lost their relevance with the passage of time and the change of political orientations, but deserve to be remembered for them, since they are our unique historical heritage.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛЕКСАНДРОВСКОМ РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ»

СЕМЕНКОВА Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

II ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III мм мим

УДК 37 статья поступила 29.03.2023

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2023_02_67

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛЕКСАНДРОВСКОМ РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

TRADITIONAL FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE ALEXANDER REAL SCHOOL

В настоящее время в связи с увеличением роли патриотического воспитания у нас в стране отмечается не только целенаправленный интерес, но и возрождение ряда традиционных форм обучения и воспитания подрастающего поколения. При этом мы не должны стремиться к слепому переносу всех без исключения традиционных форм из прошлого в настоящее, но их изучение, исследование и сохранение является нашей первостепенной задачей. Дело в том, что никто из современного или будущего поколений не может однозначно сказать, когда наступит время традиционных форм, и они станут вновь актуальными и востребованными. Цель данной статьи заключается в анализе исторического опыта организации образовательного процесса в Александровском реальном училище, выделении, сохранении, а возможно и применении с учетом его трансформации в современных условиях. В статье выделены традиционные формы, которые на протяжении более 140 лет со дня открытия в городе Тюмень Александровского реального училища всячески сохраняются и реализуются. Кроме того, автором выделены виды педагогической деятельности, применение которых было бы уместным в настоящее время в связи с возрождением инженерного образования в России. Также в статье описываются и формы, которые с течением времени и сменой политических ориентиров потеряли свою актуальность, но заслуживают сохранения памяти о них, так как являются нашим неповторимым историческим наследием.

Ключевые слова: образовательный процесс, воспитание, обучение, традиции, Александровское реальное училище, традиционные формы, Иван Яковлевич Словцов, модернизация образования в России XIX века, Устав реальных училищ

Key words: educational process, education, training, traditions, Alexander real school, traditional forms, Ivan Yakovlevich Slovtsov, modernization of education in Russia of the XIX century, the Charter of real schools

В настоящее время у нас в стране после долгого перерыва и благодаря реализации Проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» процесс воспитания вновь возвращается в систему образования. В связи с этим отмечается не только целенаправленный интерес, но и возрождение ряда традиционных форм обучения и воспитания подрастающего поколения. Конечно, ни в коем случае нельзя бездумно применять все без исключения традиционные формы образовательного процесса, так как они реализовывались в свое время, в своих условиях, но учитывать, изучать, исследовать и сохранять их является нашей первостепенной задачей. Дело в том, что, во-первых, никто из современного или будущего поколений не может однозначно сказать, когда наступит время тех или иных традиционных форм, во-вторых, в истории все циклично и вполне может наступить время, когда они вновь станут актуальными и востребованными.

Человек, вырастая, на всю оставшуюся жизнь сохраняет незримую связь с родителями, родственниками, с теми правилами, ценностями, традициями, которые царили в семье. В последующем, воспитывая собственных детей, мы ориентируемся на тот опыт, который получили в детстве. Точно также происходит и с системой образования. Человек на всю жизнь сохраняет незримую связь с тем учебным заведением, которое оказало на него наибольшее влияние.

Государственный аграрный университет Северного Зауралья имеет не только длительную историю своего развития, но и широкий спектр традиционных форм образовательного процесса. Университет ведет свою историю от Александровского реального училища. Цель данной статьи заключается в анализе исторического опыта организации образовательного процесса в Александровском реальном училище, выделении, сохранении, а возможно и применении с учетом его трансформации в современных условиях.

Во второй половине XIX века в России был отмечен ряд масштабных политических и экономических изменений. Отмена крепостного права привела к массовой миграции крестьян в города, в результате наша страна столкнулась с массой как отрицательных, так и положительных последствий данного решения. Среди положительных моментов следует отметить рост промышленности и, как следствие, подъем экономики. Все это, в той или иной мере, потребовало масштабной модернизации системы образования. Тем более, что система образования во все времена являлась и продолжает являться своего рода флагманом политических и экономических преобразований в стране. Однако отсутствие стабильной государственной политики в сфере российского образования способствовало росту актуальности вопроса реформирования системы образования. Так, в России XIX века требовалась не только серьезная модернизация всех типов учебных заведений, но и создание новых ступеней и направлений образования. Назрела необходимость в развитии народной начальной школы, среднего специального и педагогического образования, в том числе женского среднего и специального образования, а также в стране возникла необходимость развития системы непрерывного образования [3].

В результате 19 ноября 1864 г. была утверждена Программа, которая предполагала целый комплекс преобразований в сфере образования. На основе данной Программы был создан Устав гимназий и прогимназий. Согласно ему предполагалось функционирование трех видов школ: классическая с двумя древними языками, классическая гимназия с одним древним языком (латинским) и реальная гимназия без древних языков (реальное училище) [8].

В целом содержание образования носило в основном общий характер, но имело некоторую специфику. Так, в образовательном процессе реальных гимназий (училищ) вместо древних языков особая роль отводилась преподаванию естественных наук и черчения [8].

С 1872 г. в реальных училищах обучали шесть лет, а процесс обучения приобрел профильный характер. Реальные училища стали кузницей инженерных кадров в России. Особое место в учебных планах занимали математика, русский и иностранный языки [6]. В училищах особое внимание уделяли изучению русского языка, географии, истории, математики, физики, естествознания, рисования, черчения, чистописания, коммерческого письмоводства, книговодства и иностранных языков, которые использовались «исключительно для упражнения учеников в коммерческой корреспонденции на этих языках» [5]. С 1888 г. в результате увеличения срока обучения в училище на один год произошло увеличение количества часов, отводимых на изучение математики, иностранных языков, географии, истории и физики.

С момента создания Александровского реального училища, от которого Государственный аграрный университет ведет свою историю, прошло уже больше 140 лет. Как писал 9 октября 1879 года первый директор училища Иван Яковлевич Словцов, «машина, называемая учебным заведением, пущена в ход». На тот момент открытие реального училища было прорывом не только для города Тюмени. Дело в том, что Александровское реальное училище занимало не только самое большое и красивое здание в городе, но и, по словам американского путешественника Д. Кеннана, представляло собой «.. .научно-технологическую школу, в которой есть механическое отделение с паровой машиной, токарными станками и различными инструментами, физическое отделение, снабжённое точными приборами, включающими даже телефоны системы Белла, Эдисона и Долбера и фонограф, а также химическая лаборатория, отделение рисования и черчения, хорошая библиотека и прекрасный музей» [2].

В стенах реального училища функционировали специально оборудованные естественно-исторический и механический кабинеты, класс черчения, клиническая и физическая лаборатория, зал рисования и гимнастический зал, столярная мастерская. Из стен училища вышло много выдающихся людей: Л.Б. Красин, М.М. Пришвин, Б.И. Словцов, П.А. Россомахин, С.И. Карнацевич, Н.К. Высот-ский, А.М. Лабинский и многие другие.

Первым директором Александровского реального училища был Иван Яковлевич Словцов - выдающийся ученый, педагог и общественный деятель. Иван Яковлевич увлекался географией, биологией, историей, палеонтологией, археологией, статистикой, являлся автором учебников по географии и истории, а собранные им богатейшие коллекции стали основой нашего тюменского краеведческого музея [1]. Параллельно с тем, что Иван Яковлевич 27 лет руководил Тюменским реальным училищем, он организовывал многочисленные научные экспедиции в разные районы Сибири и Урала. Возможно, семейные традиции и полученное воспитание заложили основы его будущей педагогической деятельности. Как отмечал в своих воспоминаниях Иван Яковлевич Словцов, «пришлось работать как волу, . долго не приезжал никто из учителей, и мне приходилось преподавать математику, черчение, географию и даже. чистописание» [2]. Он прививал интерес к научным исследованиям у учащихся, а также поощрял преподавателей к исследовательской и просветительской деятельности. В 1897 г. в помещении училища состоялась первая демонстрация синематографа. Кроме того, администрация училища строго следила за нравственностью учащихся. Ученики училища постоянно участвовали в «благоустроительных» мероприятиях. Так, учащиеся Александровского реального училища принимали участие в разбивке Александровского сада в городе Тюмени [1].

С момента создания Александровского реального училища прошло более 140 лет. Традиции образовательной и воспитательной деятельности, заложенные

в Александровском реальном училище, продолжали успешно реализовываться и в Тюменском сельскохозяйственном техникуме, организованном в 1919 г. на базе реального училища, а затем и в сельскохозяйственном институте, сельскохозяйственной академии и аграрном университете.

Как правило, на новом этапе развития образовательного заведения использовались отдельные элементы из прошлого опыта, они закладывались в основу, на которой затем строился весь образовательный и воспитательный процесс [7]. Чтобы выделить в образовательной и воспитательной деятельности традиционные формы педагогической деятельности, мы условно разделили их на следующие группы:

• формы педагогической деятельности, которые сохранили свою суть (идею), несмотря на изменение внешних условий [9]:

- преподавание естественных наук: на данный момент в университете на высоком уровне преподаются такие дисциплины, как физика, химия, математика и ряд профессиональных технических дисциплин;

- придание образовательному процессу профильного характера: в университете обучение ведется на 19 направлениях бакалавриата, 11 направлениях магистратуры и 13 направлениях подготовки кадров высшей квалификации;

- свободный выбор и самостоятельное написание преподавателями учебников и учебных пособий: по данным библиотеки аграрного университета, только за 2021 год и 9 месяцев 2022 года преподавателями университета издано 49 электронных и 18 печатных изданий;

- высокое качество образования. Данная традиционная форма сохраняется на протяжении 140 лет. В настоящее время известны не только выпускники Александровского реального училища: Леонид Борисович Красин, Михаил Михайлович Пришвин, Борис Иванович Словцов, Павел Афанасьевич Россомахин, Станислав Иосифович Карнацевич, Андрей Маркович Лабинский и многие другие, но и выпускники Тюменского сельскохозяйственного техникума: Николай Иванович Кузнецов, Геннадий Леонтьевич Гуляев, Михаил Николаевич Брюховский, Павел Степанович Шаров и др., а также и выпускники сельскохозяйственного института: Поликарп Петрович Прокопьев, Виктор Михайлович Росляков, Валерий Алексеевич Бугаев, Владимир Анатольевич Ковин, Луиза Николаевна Носкова, Александр Севостьянович Моторин, Ольга Михайловна Шевелева, Людмила Петровна Ярмоц, Николай Васильевич Абрамов и многие другие. С момента преобразования нашего учебного заведения в университет прошло всего 10 лет, пройдет еще столько же, и мы услышим новые фамилии работников аграрной сферы, которые, окончив наш университет, сделают серьезные открытия в сельскохозяйственной отрасли;

- привитие у обучающихся интереса к исследовательской деятельности - это еще одна из многочисленных педагогических традиций, поддерживаемых в университете: в университете проводятся студенческие конференции со множеством секций, а студенты университета систематически выигрывают научные конкурсы разного уровня;

- участие преподавателей в исследовательской и просветительской деятельности;

- нравственное воспитание обучающихся и их участие в волонтерском движении - данная традиция также продолжает развиваться в стенах университета;

- взаимодействие педагогического коллектива с родителями. Как отмечал Иван Яковлевич Словцов, он «.. .много времени возился с родителями, которые, сбыв своих детей в училище, совершенно не обращали на них внимание, а ученики из приходских училищ были элементом, не привыкшим к дисциплине» [4]. И сейчас руководство университета уделяет повышенное внимание воспитательной работе со студентами. Созданное в университете управление по воспитательной работе

и молодежной политике осуществляет обширную деятельность не только среди студентов, но и вовлекает в воспитательную работу преподавателей и родителей для того, чтобы студенты, особенно первого курса, максимально эффективно прошли адаптацию к процессу обучения;

• формы педагогической деятельности, которые были утеряны вследствие исчерпания ими своего потенциала [9]. Например, преподавание таких дисциплин, как рисование и чистописание или же отказ от преподавания такой дисциплины как Закон Божий вследствие светского характера российской системы образования;

• формы педагогической деятельности, которые были утеряны, но могут быть полезными и в настоящее время [9]:

- черчение на инженерных направлениях вследствие повышенного спроса на выпускников инженерного профиля;

- увеличение количества часов на изучение истории и общегуманитарных дисциплин, которое в современных условиях является крайне необходимым для целенаправленного патриотического воспитания подрастающего поколения (данное решение принято);

- возрождение синематографа: после продолжительного времени преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных наук университета был создан киноклуб, в рамках которого происходит не только просмотр наиболее актуальных кинокартин, но и последующее обсуждение их смысловой и морально-нравственной нагрузки.

Таким образом, Александровское реальное училище заложило фундамент для формирования учебной, воспитательной, научной, материальной базы аграрного университета. При этом мы ни в коем случае не должны механически переносить все традиционные формы педагогической деятельности из прошлого в настоящее. Мы должны помнить, что они реализовывались в конкретных исторических условиях, под влиянием конкретных политических, экономических, культурных, общественных факторов. В тоже время некоторые идеи, ранее воплощенные в те или иные формы, на наш взгляд, могут и сейчас представлять определенный интерес и быть полезными.

Библиографический список

1. Гончаренко, О. Н. Александровский сад провинциального города в культурно-историческом ландшафте XIX-XXI вв. (на примере г. Тюмени) / О. Н. Гончаренко. - Текст : непосредственный // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12. - № 4 (85). - С. 1155-1164.

2. Звонарева, Л. В. От реального училища до академии. 1879-1959-2009. Очерк истории / Л. В. Звонарева, Н. С. Мазурак. - Тюмень, 2009. - 500 с. - Текст : непосредственный.

3. История педагогики : учебник для аспирантов и соискателей системы послевузовского профессионального образования по дисциплине «История и философия науки» / М. В. Богуславский [и др.]; под ред. Н. Д. Никандрова. - Москва : Гардарики, 2007. - 413 с. - Текст : непосредственный.

4. История через три века : люди и судьбы / под общ. ред. Е. Г. Бойко. - Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2019. - 200 с. - Текст : непосредственный.

5. Мамкина, И. Н. Реальные училища в контексте системы общего образования Восточной Сибири в пореформенный период середины XIX - начала XX вв. / И. Н. Мамкина. - Текст : непосредственный // Вестник ЗабГУ. - 2013. - № 12 (103). - С. 9-17.

6. Петрова, Я. С. История Государственного аграрного университета от Александровского училища до университета / Я. С. Петрова, В. И. Пономарев. - Текст :

непосредственный // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК. Сборник материалов национальной научно-практической конференции. - Тюмень, 2020. - С. 234-239.

7. Пушкарева, Е. А. Традиции Александровского реального училища по формированию русской интеллигенции в конце XIX - в начале XX вв / Е. А. Пушкарева, О. Н. Гончаренко. - Текст : непосредственный // Интеграция науки и образования в аграрных вузах для обеспечения продовольственной безопасности России. Сборник трудов национальной научно-практической конференции. - Тюмень, 2022. - С. 115-121.

8. Реформы в сфере образования - Текст : электронный. - URL: http://studopedia. net/14_36754_reformi-v-sfere-obrazovaniya.html (дата обращения: 03.04.2023).

9. Семенкова, С. Н. История, современное состояние и тенденции развития системы социально-педагогической помощи детям (на примере Тюменской области) : монография / С. Н. Семенкова. - Саратов, 2016. - Текст : непосредственный.

References

1. Goncharenko, O. N. Aleksandrovskij sad provincial'nogo goroda v kul'turno-istoricheskom landshafte XIX-XXI vv. (na primere g. Tyumeni) / O. N. Goncharenko.

- Tekst : neposredstvennyj // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. - 2022.

- T. 12. - № 4 (85). - S. 1155-1164.

2. Zvonareva, L. V. Ot real'nogo uchilishcha do akademii. 1879-1959-2009. Ocherk istorii / L. V. Zvonareva, N. S. Mazurak. - Tyumen', 2009. - 500 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Istoriya pedagogiki : uchebnik dlya aspirantov i soiskatelej sistemy posle-vuzovskogo professional'nogo obrazovaniya po discipline «Istoriya i filosofiya nauki» / [M. V. Boguslavskij i dr.]; pod red. N. D. Nikandrova. - Moskva : Gardariki, 2007.

- 413 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Istoriya cherez tri veka : lyudi i sud'by / pod obshch. red. E. G. Bojko. - Tyumen' : GAU Severnogo Zaural'ya, 2019. - 200 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Mamkina, I. N. Real'nye uchilishcha v kontekste sistemy obshchego obrazovaniya Vostochnoj Sibiri v poreformennyj period serediny XIX - nachala XX vv. / I. N. Mamkina. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik ZabGU. - 2013. - № 12 (103). - S. 9-17.

6. Petrova, YA. S. Istoriya Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta ot Aleksand-rovskogo uchilishcha do universiteta / YA. S. Petrova, V. I. Ponomarev. - Tekst : neposredstvennyj // Perspektivnye razrabotki i proryvnye tekhnologii v APK. Sbornik mate-rialov nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tyumen', 2020. - S. 234-239.

7. Pushkareva, E. A. Tradicii Aleksandrovskogo real'nogo uchilishcha po for-mirovaniyu russkoj intelligencii v konce XIX - v nachale XX vv / E. A. Pushkareva, O. N. Goncharenko. - Tekst : neposredstvennyj // Integraciya nauki i obrazovaniya v agrarnyh vuzah dlya obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii. Sbornik trudov nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tyumen', 2022. - S. 115-121.

8. Reformy v sfere obrazovaniya - Tekst : elektronnyj. - URL: http://studopedia. net/14_36754_reformi-v-sfere-obrazovaniya.html (data obrashcheniya: 03.04.2023).

9. Semenkova, S. N. Istoriya, sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya sistemy social'no-pedagogicheskoj pomoshchi detyam (na primere Tyumenskoj oblasti) : mo-nografiya / S. N. Semenkova. - Saratov, 2016. - Tekst : neposredstvennyj.

SEMENKOVA Svetlana Nikolaevna

head of the Department of philosophy and social Sciences Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: semenkovasn@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.