Научная статья на тему 'Влияние вида среднего образования на профессиональное становление выпускников реальных училищ Российской империи'

Влияние вида среднего образования на профессиональное становление выпускников реальных училищ Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
547
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ВЫПУСКНИКИ / RUSSIA / HISTORY OF EDUCATION / REAL EDUCATION / REAL SCHOOL / SCHOOL-LEAVERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрельцов Алексей Александрович

В статье анализируется влияние реального образования, получаемого в средних учебных заведениях Российской империи с середины XIX по начало XX в., на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Проанализированы судьбы 460 выпускников. Рассматривается опыт воссоздания реальных училищ в 1990-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Стрельцов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EDUCATION ON THE SECONDARY (REAL) SCHOOL LEAVERS’ PROFESSIONAL FORMATION IN THE RUSSIAN EMPIRE

The article deals with the real secondary education in the Russian empire from the mid. XIXth to the early XXth century, its influence on the school leavers’ choices about their professional activities. 460 profiles are analyzed with this regard. A glimpse of the real schools reestablishment in Russia in the 1990s is given.

Текст научной работы на тему «Влияние вида среднего образования на профессиональное становление выпускников реальных училищ Российской империи»

ВЛИЯНИЕ ВИДА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ РЕАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

THE INFLUENCE OF EDUCATION ON THE SECONDARY (REAL) SCHOOL LEAVERS' PROFESSIONAL FORMATION IN THE RUSSIAN EMPIRE

Стрельцов Алексей Александрович

Доцент кафедры перевода и ИТЛ ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: al-astr@yndex.ru

Аннотация. В статье анализируется влияние реального образования, получаемого в средних учебных заведениях Российской империи с середины XIX по начало XX в., на выбор их выпускниками профессиональной деятельности. Проанализированы судьбы 460 выпускников. Рассматривается опыт воссоздания реальных училищ в 1990-е гг.

Ключевые слова: Россия, история образования, реальное образование, реальное училище, выпускники.

Streltsov Aleksey A.

Assistant professor, Department of Translation and IT in Linguistics, Southern Federal University, PhD in Education, associate professor

E-mail: al-astr@yndex.ru

Abstract. The article deals with the real secondary education in the Russian empire from the mid. XlXth to the early XXth century, its influence on the school leavers' choices about their professional activities. 460 profiles are analyzed with this regard. A glimpse of the real schools reestablishment in Russia in the 1990s is given.

Keywords: Russia, history of education, real education, real school, school-leavers.

В дореволюционной России основным видом среднего образования было классическое, или же формальное. О нем и о классических гимназиях существует обширнейшая научно-педагогическая и историческая литература, чего нельзя сказать о реальном образовании, получившем распространение в Европе, особенно в Германии с XVIII в., и ставшем «естественной реакцией на потребности экономического развития стран и народов в период перехода от традиционного общества к индустриальному типу развития» [1, с. 9].

И в нашей стране, хоть и с некоторым запозданием, «развитие реального образования... к середине XIX в. было вызвано, с одной стороны, ростом промышленного производства, требовавшим специально подготовленных кадров, и неоднородным социальным составом населения - с другой, в связи с чем в реальных учебных заведениях обучались преимущественно дети представителей среднего класса» [2, с. 7].

Последнее обусловило не только образовательную специфику реальных училищ, -в них осуществлялось преподавание дисциплин естественнонаучного цикла с уклоном в практику, а вместо древних языков изучались новые, - но и сословно-классовую.

В России реальное образование начало внедряться при императоре Николае I. При гимназиях открывались реальные классы, где молодые люди изучали «необходимые для них предметы» - живые языки и естественнонаучные дисциплины. Интересно, что идея их создания принадлежала министру народного просвещения графу К. А. Ливену, но была реализована при его преемнике - «классицисте» графе С. С. Уварове.

«Устав гимназий и прогимназий» от 19 ноября 1864 г. устанавливал как один из трех типов гимназий реальную - без древних языков, со значительным увеличением числа часов на «живые» иностранные языки, естествознание, черчение, физику, математику, но без права поступления выпускников в университет. Таких гимназий было открыто немного, и уже в следующем десятилетии они были реорганизованы, так что дальнейшее развитие материального образования в России связано не с ними. 15 мая 1872 г. был принят «Устав реальных училищ». Согласно ему первые четыре года шел общий курс, потом « реалисты» 2-го года учились на основном или коммерческом отделениях.

На основном отделении имелся дополнительный (7-й) класс с тремя отделениями: общее - для подготовки в высшие специальные учебные заведения; механико-техническое; химико-техническое.

В реальных училищах было много часов математики и черчения, а также естествознания; в учебном плане были Закон Божий, история, рисование, чистописание, русский язык и два новых иностранных языка (один - обязательно немецкий). Реальные училища давали общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических познаний, но не позволяли продолжить обучение в университете. Это дало основание известному дореволюционному историку образования отозваться о них не слишком лестно: «по самому количеству общеобразовательного элемента реальные училища оказывались средними школами весьма низкой пробы. [они] сыграли роль хорошего отвода от университетов для среднего сословия» [3, с. 305].

9 июня 1888 г. был принят новый «Устав реальных училищ», предусматривавший некоторое сокращение преподавания «графических искусств», с перераспределением часов в пользу языковых дисциплин, в старших классах было исключено преподавание химии

и механики; были закрыты коммерческие отделения. При некоторых реальных училищах был открыт дополнительный высший класс, после которого выпускники-реалисты могли поступать не только в высшие специальные училища, но даже в университеты (при условии сдачи экзамена по латыни). Реальное образование - более приспособленное к потребностям жизни, нежели классическое, начало активно развиваться (рис. 1, 2), а после 1895 и особенно после 1906 г. произошло увеличение общеобразовательных дисциплин в учебном плане.

300 -|

270 --

240 --

210--

180--

150--

120--

90--

60--

30 0

1870

Рис. 1. Рост числа реальных училищ в Российской империи во второй половине XIX - нач. XX вв.

80000 75000 70000 65000 60000 55000 50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

1870 1880 1890 1900 1910 1920

Рис. 2. Рост числа реалистов в Российской империи во второй половине XIX - нач. XX вв. (по данным [4, с. 11; 5, с. 413])

В целом же можно согласиться с мнением, что «успешное развитие реальных училищ в России осуществлялось, в значительной мере, не благодаря, а вопреки правительственной политике в данном вопросе» [1, с. 9].

В этой статье мы рассмотрим влияние среднего образования на профессиональное становление выпускников реальных училищ Российской империи. В качестве базы исследования мы использовали Википедию, по сути создав на платформе открытой

энциклопедии «с нуля» выборку, насчитывающую 460 персоналий, проверив нужную нам информацию по традиционным источникам (первоначальный поиск персоналий по которым был бы если и возможен, то чрезвычайно затруднен).

В качестве метода исследования мы использовали анализ документов, в данном случае биографической статьи - «анкеты» для получения ответа на два вопроса: когда окончил реальное училище тот или иной «респондент» и в какой (-их) сфере (-ах) деятельности реализовал себя.

Для удобства анализа мы выделили 14 областей, в рамках которых были сгруппированы выпускники:

• словесность (филологи, литературоведы, писатели, поэты, публицисты, переводчики, журналисты, литературные критики - как «мастера слова», так и профессора).

• обществоведение (историки, краеведы, этнографы, социологи, философы, экономисты, преподаватели права, педагоги-теоретики);

• естествознание (физики, химики, биологи, географы, путешественники, математики);

• инженерное дело (инженеры, техники, конструкторы);

• гражданская служба (чиновники, практикующие юристы, общественные, земские и политические деятели);

• искусство (актеры, музыканты, художники, искусствоведы, архитекторы).

А также: военная служба (преимущественно генералы), военно-инженерное дело, военное право, духовенство (зачастую архиереи), медицина (как профессора, так и видные практикующие врачи), коммерция (купцы, предприниматели и промышленники), революция (народовольцы, анархисты, социал-демократы и т.д.), сотрудники органов госбезопасности (ВЧК, ГПУ, НКВД).

Области «словесность», «обществоведение» и «гражданская служба» ожидаемо менее представительны: 9,6%, 5,4% и 11,1% соответственно. Естествоиспытателей и инженеров немногим больше, чем военных - 20,7% против 20,2%, но если добавить сюда служивших в инженерных войсках и военной прокуратуре, то получится, что погоны носил почти каждый четвертый выпускник реального училища. Также много архитекторов и «людей искусства» - 18,3% (соотношение между первыми и вторыми приблизительно 1: 2). Революционеров - 4,7% и священников - 3,3%, а вот врачей - 1,2% - среди реалистов на удивление мало, как и промышленников и предпринимателей (0,4%); сотрудников НКВД - 0,7%.

Нам не встречались периодизации реального образования в Российской империи, поэтому мы в интересах исследования берем эту задачу на себя. Если считать 1839 г. -время появления первого реального класса - отправной точкой, то началом второго этапа станет 1872 г. - время принятия первого Устава реальных училищ, а третьего - 1888 г. -второго Устава.

На первом этапе можно выделить подэтап 1864-1871 гг., когда на короткое время была создана реальная гимназия, приравненная к ранее существовавшей классической, а в третьем - подэтапы 1888-1906 гг. и 1906-1918 гг. (до и после внесения в учебные планы изменений, повышавших общеобразовательный характер реального образования). На втором этапе шло активное становление реальных училищ как неполных

общеобразовательных учреждений, тогда как после 1888 г. мы уже можем отнести их к полным учебным заведениям.

Г. В. Бондаренко предложил следующую периодизацию: «I этап (1804-1860) - зарождение элементов реального образования, II этап (1860-1866) - создание реальных гимназий как общеобразовательных средних учебных заведений, III этап (1866-1880) - реорганизация реальных гимназий в реальные училища, IV этап (1880-1905) - волнообразная модернизация реальных училищ от самостоятельного общеобразовательного среднего заведения к воплощению идеи единственной средней школы, V этап (1905-1917) - нестабильные условия развития реальных училищ в контексте трансформационных процессов школьного образования» [6].

Мы не можем согласиться с временными рамками первого этапа - на протяжении его первой половины происходило создание системы образования в Российской империи как таковой, а также второго - в 1866 г. был отправлен в отставку министр народного просвещения А. В. Головнин, а вместе с его уходом либеральный курс МНП сменился на консервативный, что, впрочем, не сразу отразилось на деятельности реальных училищ. Что касается третьего этапа, то автор отчасти противоречит себе, точнее, промежутку времени становления реальных училищ, указанному в теме диссертации - 1872 г.: трудно предположить, что этот год связан только с началом становления реального образования в отдельно взятой части государства.

В нашем исследовании мы ориентируемся, прежде всего, на персоналии, получившие реальное образование в 1872-1919 гг. (год последнего выпуска реалистов на территориях, не подконтрольных Советской власти, которая преобразовывала гимназии и реальных училища в единые трудовые школы). Третий этап мы для удобства анализа условно разделили на две части (Ша и Шб), каждая их которых по срокам примерно равнялась второму этапу.

При сравнении II и Ша мы обнаружили (см. таблицу), что самыми «популярными» областями в ходе второго этапа были, в порядке убывания: «военная служба», «искусство» и с отрывом «гражданская служба» (в сумме 62% и 60% соответственно). Количество персоналий по областям: «инженеры», «военная служба», «революция» и «искусство» увеличилось примерно вдвое, но общее количество персоналий также увеличилось в 1,8 раза, так что в процентах рост оказался небольшим: 1,4 - инженеры, 2 - военная служба, 2,5 -искусство.

По областям «обществоведение» и «естествознание» процентный рост составил почти 2,5 раза, что можно объяснить облегчением поступления в высшие учебные заведения. Доля словесников, священников и служащих также снизилась, но если в дальнейшем (Шб) отмечался существенный процентный прирост по двум первым областям («словесность» - в основном в период с 1912 по 1919 г. - 54% от общей величины за все время; число выбравших военную службу за тот же период равно их числу в период с 1900 по 1911 г., что можно легко объяснить массовым вступлением в армию в связи с началом Первой мировой войны, то же касается и военно-инженерных специальностей: 48% от общей величины за все время), то по служащим наблюдается устойчивый спад, тогда как по области обществоведение - устойчивый рост.

По области «естествознание» прирост менее значителен, но если в ходе Ша они, даже вместе с инженерами, уступали военным (хоть и незначительно), то в Шб они в отдельности

Таблица

Распределение выпускников реальных училищ по профессиональной деятельности

Область профессиональ- Этап динамика (А)

ной деятельности II (%) 111а (%) Шб (%)

Словесность 7,7 4,9 12,9 неустойчивая

Обществоведение 1,6 4,1 8,0 положительная

Естествознание 4,3 12,2 18,2 положительная

Гражданская служба 16,3 13,6 6,8 отрицательная

Военная служба (+военное 24,2 22 17,2 слабоотрицательная

право, инженерные войска) (28,5) (23,3) (23,2)

Инженерное дело 8,0 9,1 5,7 неустойчивая

Революция 8,0 8,1 1,0 неустойчивая

Духовенство 2,2 1,4 5,3 неустойчивая

Искусство 21,6 21,3 15,1 неустойчивая

столь же незначительно их опережали; военные и предприниматели оставались примерно на одном уровне.

Если называть персоналии, то это маршалы Л. А. Говоров и Б. М. Шапошников, академики А. И. Иоффе, Л. А. Капица, Н. Н. Семенов и Г. М. Кржижановский, авиаконструктор В. М. Мясищев, писатели А. Н. Толстой, В. Г. Короленко, Б. А. Пильняк, В. М. Гаршин и М. М. Пришвин, «казачий поэт» Н. Н. Туроверов, философ В. Ф. Асмус, актер и режиссер С. В. Образцов, актер и педагог Б. В. Щукин, режиссер и педагог С. М. Эйзенштейн, партийные и государственные деятели А. А. Жданов и Л. Б. Красин и много других, пусть и менее известных широкой публике, но сыгравших важную роль в истории нашей страны ученых, генералов, литераторов, художников, музыкантов, актеров, инженеров, архитекторов и священнослужителей.

* * *

В современной России была предпринята попытка возродить этот тип учебных заведений, но несколько необычным образом. В Ханты-Мансийском АО в середине 1990-х гг. на базе 30 средних учебных заведений проводился эксперимент по проекту «реальное училище». Цель - психиолого-педагогическая реабилитация (в штате - психологи и социальные педагоги) трудных подростков, которые составляли основной контингент вечерних школ. Кроме общеобразовательных дисциплин предполагалось дать начальную массовую профессию - ремесло (30 специальностей), и даже помочь устроиться на работу. При этом образование было непрофессиональным, - из федерального «центра» проект курировало Бюро отделения общего среднего образования РАО.

Был разработан экспериментальный учебный план, предусматривающий трехлетний срок обучения (6 семестров) и две ступени - школа первой профессии (7-9-й классы) и собственно реальное училище - старшие классы, но отсутствовала возрастная «привязка» учащихся к тому или иному классу.

Новая организационная форма обучения подростков предусматривала быстрое прохождение предметов средней школы, отбор учебного материала по принципу минимальной достаточности и выставление оценки по степени продвижения. Предусматривалась и внеклассная деятельность: работали кружки, художественная самодеятельность, проходили тематические вечера, викторины.

В Лабинске (Краснодарский край) пошли по другому пути. Учебный процесс делился на три ступени: 6-7-й классы, 8-9-й классы, и 10-11-й классы. В течение недели три дня дети изучают общеобразовательные дисциплины, два - овладевают профессией (на третьей ступени - два и три дня соответственно). Ранняя профессионализация предусматривала овладение одной из 12 профессий, среди них: пекарь, слесарь, медсестра, водитель, воспитатель, швея, секретарь-машинистка. Действовали факультативы и кружки (в том числе археологический).

В обоих случаях педагогический эксперимент, представленный в [7-9], представляет определенный интерес, но выбор названия «реальная школа» является скорее данью традиции, нежели возрождением дореволюционного типа учебных заведений.

Список литературы

1. Игнатьева, Р. А. Становление и развитие реального образования в России XIX -начала XX в. [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. А. Игнатьева. - М., 2007.

- 24 с.

2. Синюшина, И. В. Развитие реального образования в России в XIX - начале XX века [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук / И. В. Синюшина. - М., 2000. - 24 с.

3. Алешинцев, И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX века) [Текст] / И. Алешинцев. - СПб., 1912.

4. Константинов, Н. А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до февральской революции 1917 года [Текст] / Н. А. Константинов. - М., 1956.

5. Реальные училища [Текст] // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: репринтное воспроизведение издания 1890 г. - Т. 51. - М.: ТЕРРА, 1990.

6. Бондаренко, Г. В. Становлення i розвиток реальних училищ в УкраТш (18721917 рр.) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Бондаренко. - Умань, 2011. - 24 с.

7. Глейзер, Г. Д. Реальное училище: с чего начать? [Текст] / Г. Д. Глейзер // Вечерняя средняя школа. - 1995. - № 5. - С. 14-16.

8. Карчевская, З. Школы «подранков» [Текст] / З. Карчевская, А. Карчевский // Народное образование. - 1998. - № 3. - С. 95-98.

9. Филь, Н. Замысел и его воплощение [Текст] / Н. Филь // Народное образование.

- 1996. - № 2. - С. 47.

10. Мамкина, И. Н. Реальные училища в контексте системы общего образования Восточной Сибири в пореформенный период середины XIX - начала ХХ вв. [Текст] / И. Н. Мамкина // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. - 2013. - № 12. - С. 9-17.

11. Павлидис, В. Д. Математическое образование в реальной школе России во второй половине XIX века [Текст] / В. Д. Павлидис // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2005. - № 2 (прил.). - С. 37-43.

References

1. Ignatieva, R. A. Stanovlenie i razvitie realnogo obrazovaniya v Rossii XIX - nachala XX v. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2007. 24 p.

2. Sinyushina I. V. Razvitie realnogo obrazovaniya v Rossii v XIX - nachale XX veka. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2000. 24 p.

3. Aleshintsev I. Istoriya gimnazicheskogo obrazovaniya v Rossii (XVIII i XIX veka). St. Petersburg, 1912.

4. Konstantinov N. A. Ocherki po istorii sredney shkoly. Gimnazii i realnye uchilishcha s kontsa XIX v. do fevralskoy revolyutsii 1917 goda. Moscow, 1956.

5. Realnye uchilishcha. In: Brokgauz F. A., Efron I. A. Entsiklopedicheskiy slovar: reprintnoe vosproizvedenie izdaniya 1890 g. Vol. 51. Moscow: TERRA, 1990.

6. Bondarenko, G. V. Stanovlennya i rozvitok realnikh uchilishch v Ukraïni (1872-1917 rr.). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Uman, 2011. 24 p.

7. Gleyzer G. D. Realnoe uchilishche: s chego nachat? Vechernyaya srednyaya shkola. 1995, No. 5, pp. 14-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Karchevskaya Z., Karchevskiy A. Shkoly "podrankov". Narodnoe obrazovanie. 1998, No. 3, pp. 95-98.

9. Fil N. Zamysel i ego voploshchenie. Narodnoe obrazovanie. 1996, No. 2, pp. 47.

10. Mamkina I. N. Realnye uchilishcha v kontekste sistemy obshchego obrazovaniya Vostochnoy Sibiri v poreformennyy period serediny XIX - nachala XX vv. Vestn. Za-baykalskogo gos. un-ta. 2013, No. 12, pp. 9-17.

11. Pavlidis V. D. Matematicheskoe obrazovanie v realnoy shkole Rossii vo vtoroy po-lovine XIX veka. Vestn. Orenburgskogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2005, No. 2 (pril.), pp. 37-43.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.