Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПОДДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПОДДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаренко Ольга Николаевна

Цель исследования - изучить педагогический эффект поддержания исторической памяти об Александре Невском на формирование духовно-нравственных основ молодежи в конце XIX- начале XXI вв. Анализ литературных источников и архивных материалов, в том числе воспоминаний бывших учеников Александровского реального училища г. Тюмени; данных социологического опроса и контент-анализ сочинений студенческой молодежи Государственного аграрного университета Северного Зауралья позволили: во-первых, установить семь этапов поддержания исторической памяти о святом благоверном князе в истории России; во-вторых, выявить основные институты ответственные за формирование исторической памяти в XIX-XX вв. - церковь и государство; в-третьих, определить положительный воспитательный эффект использования в воспитательной работе с молодежью механизма исторической памяти об Александре Невском. Научная новизна заключается в междисциплинарном рассмотрении изучаемого вопроса. В результате определено, что Александр Невский являлся и, по-прежнему, является ориентиром для молодежи. На этот исторический персонаж вполне можно опираться в воспитательной работе учебных заведений, так как одной из первостепенных задач образования является формирование профессионально и социально компетентной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL EFFECT OF MAINTAINING THE HISTORICAL MEMORY OF ALEXANDER NEVSKY

The purpose of the study is to study the pedagogical effect of maintaining the historical memory of Alexander Nevsky on the formation of the spiritual and moral foundations of young people in the late 19th and early 21st centuries. Analysis of literary sources and archival materials, including the memoirs of former students of the Alexander Real School in Tyumen; sociological survey data and content analysis of the essays of students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals allowed: firstly, to establish seven stages of maintaining the historical memory of the holy noble prince in the history of Russia; secondly, to identify the main institutions responsible for the formation of historical memory in the XIX-XX centuries. - church and state; thirdly, to determine the positive educational effect of using the mechanism of historical memory of Alexander Nevsky in educational work with young people. Scientific novelty lies in the interdisciplinary consideration of the issue under study. As a result, it was determined that Alexander Nevsky was and still is a reference point for young people. It is quite possible to rely on this historical character in the educational work of educational institutions, since one of the primary tasks of education is the formation of a professionally and socially competent personality.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПОДДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ»

Педагогический эффект поддержания исторической памяти об Александре Невском

Гончаренко Ольга Николаевна,

к.истор.н., доцент, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» E-mail: допс1пагепко-65@таН.ш

Цель исследования - изучить педагогический эффект поддержания исторической памяти об Александре Невском на формирование духовно-нравственных основ молодежи в конце XIX- начале XXI вв. Анализ литературных источников и архивных материалов, в том числе воспоминаний бывших учеников Александровского реального училища г. Тюмени; данных социологического опроса и контент-анализ сочинений студенческой молодежи Государственного аграрного университета Северного Зауралья позволили: во-первых, установить семь этапов поддержания исторической памяти о святом благоверном князе в истории России; во-вторых, выявить основные институты ответственные за формирование исторической памяти в XIX-XX вв. - церковь и государство; в-третьих, определить положительный воспитательный эффект использования в воспитательной работе с молодежью механизма исторической памяти об Александре Невском. Научная новизна заключается в междисциплинарном рассмотрении изучаемого вопроса. В результате определено, что Александр Невский являлся и, по-прежнему, является ориентиром для молодежи. На этот исторический персонаж вполне можно опираться в воспитательной работе учебных заведений, так как одной из первостепенных задач образования является формирование профессионально и социально компетентной личности.

Ключевые слова: Александр Невский, историческая память, воспитание, педагогический эффект, молодежь, патриотизм, культурно-нравственное развитие.

Наше время предъявило новые требования к человеку, вновь проверяя его на жизнеспособность, на возможность самопожертвования во имя других людей для защиты России, поэтому в переломные для существования культуры эпохи, люди всегда воскрешают образ Героя. При этом героика и герои, на примере которых формируется национальный дух и гордость за свою Родину, остаются приоритетными в воспитательном процессе, в формировании патриотизма. В истории России были периоды, которые водили людей в состояние безнадежности и упадка духа. Одним из таких периодов является XIII век, в жесточайших перипетиях которого рождались герои-патриоты. Особенно выделяется великий князь Александр Невский. Именно он смог преодолеть отчаянность положения, располагая минимальными ресурсами, при фактическом отсутствии выбора, и отстоять независимость Родины. Великий князь стал проводником к будущему могуществу России, продемонстрировав понимание не только текущей политической ситуации, но и сознательного выбора пути развития для народа. Сочетая в себе качества великого полководца и дипломата, смог воодушевить свой народ на победы. И сегодня хотелось бы, чтобы молодежь помнила о выдающемся герое и взяла от него самые лучшие качества, чтобы найти в себе силы не только для собственного духовного развития, но и для общественной и государственной жизни будущей России. И здесь не обойтись без понимания как поддерживалась историческая память об Александре Невском и каков был ее воспитательный эффект на духовно-нравственное развитие молодежи на протяжении конца XIX- начала XXI вв. в России. Объектом исследования выступает молодежь г. Тюмени в разные исторические периоды.

В работе использовались исторический и ис-торико-биографический методы, а также метод опроса в виде анкетирования (п-250, октябрь 2020 г.) и контент-анализа сочинений студентов (п-30) 1 курса Государственного аграрного университета Северного Зауралья.

Историческими источниками послужили материалы Государственного архива Тюменской области, воспоминания учащихся Александровского реального училища г. Тюмени, тюменцев-кавалеров Ордена Александра Невского опубликованные в региональной печати, а также документы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет.

Согласно историческим исследованиям [9; 11; 14; 15; 16; 18], почитание святого благоверного ве-

са о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ликого князя Александра Невского началось сразу после его кончины в XIII веке и прошло несколько этапов:

1 этап - увековечивания памяти (1263-1380 гг.). Как утверждает историк М.Д. Приселков «для увековечивания в памяти потомства деяний Александра Невского специально был создан летописный свод» [15, С. 17.].

2 этап - начало почитания князя православной церковью (1380-1547 гг.). Сопровождался этот этап вскрытием гробницы (1491 г.) Александра и обретением его мощей [15, С. 18].

3 этап - канонизации Александра Невского (1547-1700 гг.). В связи с трансформацией Русского централизованного государства в многонациональную страну и созданием соответствующей государственной идеологии для укрепления авторитета Руси и ее правителя произошла его канонизация. [15, С.18]

4 этап - поддержания культа Александра Невского в исторической памяти народа Российской империи (1700-1917 гг.). Отличительной особенностью этого этапа является «придание культу святого князя новых, светских черт, которые были связанны с интересами государственной власти и династии и осуществлялись Петром I и его преемниками [15, С. 19.]».

5 этап - нигилизма по отношению к Александру Невскому (1917-1930 гг.). Личность Александра со стороны Советской власти стала восприниматься как неразрывно связанная с павшей династией, что предопределило «слом механизма наследования культурной традиции, означающий отказ от прежней ценностной системы [15, С. 21.]».

6 этап - реабилитации памяти о Князе с последующей формированием механизмов для сохранения памяти (1930-е - 1990-е гг.). Образ Александра Невского был внедрен в 1930-е гг. в историческую память общества в качестве одного из основных символов российской государственности [10, С. 249.].

7 этап - современный (1990-е гг. - по настоящее время). В конце XX столетия, в годы очередного исторического перелома, интерес к личности Александра Невского усилился. Этому способствовало как возвращение в Троицкий собор Александро-Невской лавры мощей князя, состоявшееся в 1989 г., так и юбилейные даты - 750-летие Невской битвы и Ледового побоища. Они дали дополнительный толчок для дискуссий об историческом значении конкретных сражений и о военно-политической деятельности князя в целом, а также значимости образа и деяний Александра Невского в воспитательном процессе.

Исходя из предложенных этапов, видим, что только с четвертого этапа начался процесс трансляции исторической памяти молодому поколению 5 и воспитания детей и молодежи примером Алек-5 сандра Невского. Главным социальным институ-Я том первоначально выступила церковь, так как ° в дореволюционной России религия, являясь ос-ав новой духовно-нравственного состояния обще-

ства и образования, воспринималась как объединяющая нацию духовная сила, воспитывающая патриотизм.

Служение Богу и Отечеству прививалось с детства через духовные ценности семьи и далее через традиционный для Русской православной церкви цикл учебных предметов. Право преподавать Закон Божий имели только священнослужители или лица, получившие образование в духовных семинариях. Кроме того, ежедневная молитва, церковные праздники требовали специального помещения - так возникают домовые церкви при учебных зданиях [8].

15 сентября 1879 года в Тобольской губернии было открыто Тюменское Александровское реальное училище. Здание было возведено в 18781880 годах по проекту петербургского художника-архитектора Евграфа Сергеевича Воротилова и на средства тюменского купца, городского головы Прокопия Ивановича Подураева. При училище была устроен домовой храм в честь Александра Невского. Появление домового храма в честь Александра Невского само по себе являлось механизмом привития знаний о Святом благоверном князе и поддержания исторической памяти о нем. Так Тюменское Александровское реальное училище стало взаимосвязанным с именем великого русского князя. На его примере было воспитано не одно поколение реалистов. Этому способствовали и профессионализм преподавателей во главе с известным сибирским энциклопедистом Иваном Яковлевичем Словцовым, и четкая организация учебного процесса, и творческая атмосфера, которая царила не только во время занятий. Таким образом, у выпускника формировался довольно широкий кругозор. В своих воспоминаниях бывшие ученики описывают преподавателей училища, как достойных и интересных людей [6, С. 363.]. Администрация училища строго следила за "нравственностью" учащихся. Возможно, именно образ Александра Невского способствовал тому, что и преподаватели, и ученики вели глубоко нравственный образ жизни, становясь истинными патриотами Родины. Хочется отметить еще и то, что жизнь святого благоверного князя Александра Невского и его ратные подвиги служили лучшим примером для подрастающего поколения, в том числе и лучшим напоминанием, что всегда, в любом возрасте (впервые Александр Невский повел за собой дружину в возрасте 14-15 лет) есть место подвигу, доблести и чести.

За 40 лет своего существования (с 18791919 гг.) реальное училище выпустило из своих стен немало образованных людей, продолживших обучение в высших учебных заведениях. Они внесли выдающийся вклад в развитие многих отраслей науки, литературы, дипломатии и других направлений социально-экономического, политического и культурного развития России. Такие имена как М.М. Пришвин, Б.И. Словцов, А.М. Лабинский, П.А. Россомахин знакомы не только в Тюменской области, но и в России. [5, С. 10-11.]

Но особенно важным, на наш взгляд, является то, что один из воспитанников в буквальном смысле продолжил дело Александра Невского. Это советский дипломат Леонид Борисович Красин (03.07.1870, Курган-Тобольской губернии -24.11.1926, Лондон). В августе 1880 года Леонид Красин приехал в Тюмень и поступил в Александровское реальное училище. «Леонид Красин был не лучше и не хуже большинства своих ровесников. Но талантливей и любознательней - бесспорно» - отмечал брат дипломата Герман Борисович Красин [10]. По воспоминаниям бывшего сотрудника советского государственного аппарата Семёна Либермана, Л.Б. Красин даже своей внешностью не был похож на общую массу коммунистических помощников Ленина. Леонид Борисович производил неизгладимое впечатление, очаровывал. Он поражал всех умением работать, редкой выдержкой, замечательным даром слова [7]. Сравнивая дипломата Красина с дипломатом Александром Невским можно отметить наличие общих черт: кипучую энергию, работоспособность, стремление к самообразованию, отклик на зов народа в трудные периоды жизни государства, тенденцию на мирное урегулирование внешнеполитических вопросов, когда это возможно и не противоречит внутреннему духу, интеллигентность.

После революции 1917 г. Александровское реальное училище было преобразовано в Тюменский техникум (с 1920 г. Тюменский сельскохозяйственный техникум). Домовая церковь была ликвидирована. Но дело по формированию высоконравственного и честного человека продолжалось, так как немаловажную роль в формировании будущего специалиста играл преподавательский состав, который в большинстве своем состоял из представителей дореволюционной интеллигенции и, несмотря на всевозможные идеологические препоны, доносил до учащихся исконно русское видение гражданственности [3, С. 114.].

Прямых архивных свидетельств, использования в учебном и воспитательном процессе образа Александра Невского нет, но качества русского воина и патриота передавались во внеклассной работе в ходе коллективных мероприятий: посещения театров и кинотеатров, художественных концертов, библиотеки, городского сада, участия в художественной самодеятельности и т.п. После просмотра спектаклей и фильмов проходило обязательное их обсуждение [3, С. 152.]. В 1938 г. выходит кинокартина С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», которая дает нам представление о художественном образе новгородского князя, а формы воспитательной работы того времени понимание восприятия молодым поколением Героя и его подвига [16, С. 31.]. Советская довоенная молодежь восприняла и впитала идеалы Александра Невского: необходимость сохранения государственной идентичности любой ценой, мудрость, дипломатический талант, самоотверженность, что проявилось в ходе Великой Отечественной войны, когда обращение к памяти Александра Невского стало

наиболее актуальным. Орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации, что говорит о том, как бы не менялся политический строй истинные ценности, связанные с защитой Родины, ее духовных основ остаются неизменными. В СССР данная награда была учреждена 29 июля 1942 г.

Из числа тюменцев, удостоенных этой высокой награды, выделяются двое: Георгий Яковлевич Сотников и Герой Советского Союза Павел Шаров, не только воспитанные героизмом Александра Невского, но и продолжившие дело воспитания молодежи в послевоенные годы.

Георгий Яковлевич Сотников (1921-23 марта 1995 г.) родился в крестьянской семье Арома-шевского района Тюменской губернии. Семья была большая: родители воспитывали шестерых детей. Окончив школу-семилетку, молодой человек избрал для себя учительскую стезю. В 1941 году началась педагогическая деятельность после окончания Тобольского педагогического института [1; 12]. Но молодой учитель не успел получить полноценный трудовой опыт, так как стал участником боевых действий в годы Великой Отечественной войны. Фронтовик Сотников - в числе тех, кто ликвидировал блокаду Ленинграда, освобождал Латвию и Польшу, форсировал реки Вислу и Днепр. За образцовое выполнение боевых заданий 16 февраля 1945 года Сотников Г.Я. - командир 3 батареи 1009 артиллерийского полка 225 Новогородской стрелковой дивизии 1 Украинского фронта - был награжден Орденом Александра Невского [17]

Более 10 лет Георгий Яковлевич работал директором Покровской и Ярковской школ Тюменской области, возглавлял отдел народного образования, занимал должность заместителя председателя райисполкома. На территории Ярковской школы по инициативе Георгия Яковлевича воздвигнут памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; создан Успенский краеведческий музей, которому присвоено имя основателя. Дело Георгия Яковлевича продолжено, не забыто. Как не забыт и его огромный вклад в образование и воспитание сотен школьников. [12]

Павел Степанович Шаров родился (16 июля 1922 года - 4 октября 2004) в с. Созоново Тюменского района в крестьянской семье. В 1930 г. становится круглым сиротой. В 1937 г., окончив Борковскую семилетку, Павел Шаров решил поступать в Тюменский сельхозтехникум, на землеустроителя. Учась в техникуме, он записался на курсы в Тюменский аэроклуб. В 1940-м он с отличием закончил учёбу в аэроклубе, а затем Омское авиационное училище. Когда началась война, Павел Шаров служил в 9-м запасном тренировочном полку. На фронт Шаров попал в 1943 году. Участвовал в боях за освобождение Смоленской, Псковской и Витебской областей, Литовской и Латвийской ССР, Польши и Германии. «В го-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ды войны, - пишет Павел Шаров в предисловии к книге «Разведчик Николай Кузнецов», - советские люди на фронте и в тылу проявляли массовый героизм. Они, не жалея своей жизни, громили врага, чтобы отстоять честь и свободу Отчизны» [2, С. 4.]. 115 боевых вылетов, 22 из них на разведку (в 64 - ведущим группы); 900 убитых солдат и офицеров противника, 15 танков, 124 автомашины с грузами. 8 взорванных складов с боеприпасами и ГСМ, 1 сбитый самолёт, 70 подавленных точек зенитной артиллерии и многое другое - таков его боевой счёт врагу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Павлу Степановичу Шарову было присвоено звание Героя Советского Союза (23.02.1945). Родина отметила боевые подвиги П.С. Шарова орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского (30.01.1945), Отечественной войны 1 и 2 степеней, орденом Славы 3 степени и многими медалями [17]. Несмотря на последствия тяжелых ранений, П.С. Шаров вел большую общественную работу, как и все ветераны Великой Отечественной войны, много ездил по стране, выступая на молодежных и ветеранских собраниях. Он остался верным своим идеалам и патриотическим убеждениям.

Для того чтобы понять какое место в исторической памяти современной студенческой молодежи занимает Александр Невский нами было проведено два опроса: во-первых, опрос в виде анкетирования (п-250) по анкете «Кто такой Александр Невский» и во-вторых, сочинение «Кто для меня А. Невский?» (п-30). В анкетировании приняли участие студенты 1 курса ГАУ Северного Зауралья (г. Тюмень) в октябре 2020 г.: 67% - девушки и 33% - юноши; горожане -78%, селяне - 22%. Респонденты, в основном, уверены, что Александр Невский - герой-полководец (72,35%), как князя-дипломата, его знают 16% опрошенных, как монаха - 4, 65%, все варианты ответов выбрали -7%. Студенты правильно ответили, что предложенный исторический персонаж жил в 13 веке в Новгороде, участвовал в победоносной битве с крестоносцами на реке Неве, за что и получил прозвище «Невский», был канонизирован русской православной церковью. При этом, никто не отметил, что он был еще и киевским и владимирским князем. Отвечая на вопрос «Против кого сражался А. Невский?» выбрали ответ «против крестоносцев» - 59% респондентов, «против татаро-монгол» - 27%, «не знаю» - 14%. Большая часть опрошенных (87%) утверждает, что главный вклад князя в том, что он остановил иноземных захватчиков с запада, чтобы не произошло окатоличева-ние Руси. Вызвал трудности вопрос «Какие произведения искусства, посвященные А. Невскому вы знаете?». Всего лишь 18% назвали фильм «Ледо-5 вое Побоище» и/или портрет А. Невского автора-5 художника Павла Корина.

Я Анализ сочинений продемонстрировал: во-пер-° вых, то, что в сознании молодых людей Александр ^ Невский - это, прежде всего, Герой-полководец.

Во-вторых, студенты продемонстрировали фрагментарное знание исторических событий и процессов средневековой Руси, что сказывается в целом на исторической памяти и в последствии может привести к еще большим фальсификациям истории России. В-третьих, современная молодежь понимает значимость фигуры Александра Невского в воспитательном процессе и подчеркивает это: «... он (Александр Невский) является примером не только мужества и отваги, но и человеком, который смог справиться с тяжелым душевным состоянием населения.»; «.в моих глазах Александр Невский настоящий герой, рассказы о нем и его подвигах вызывают во мне восторг и гордость, ведь в нашем поколении изменилось восприятие мира, от того и изменились поступки людей. Но я верю -в лучшее и надеюсь, что такие подвиги останутся навсегда в человеческой памяти»; «.Александр Невский - русский национальный герой. Именно глубокая вера, истинная духовность придавали ему особую внутреннюю силу, силу быть непобедимыми в сражениях. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью. Для меня - это одна из самых значимых фигур в российской истории. Пример патриотизма и самоотверженности. Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности - как христианина, семьянина и гражданина своей Родины»; «.Александр Невский по праву великий правитель, а его личностные качества позволяют удостовериться в том, что велик он не только стратегическим мышлением и военным мастерством, но и своей мудростью, великодушием, твердой и не сломимой верой. Он действительно заслуживает уважения и всеобщего признания. У него мы можем поучиться как ответственности и целеустремленности, так и милосердию, христианской кротости».

Итак, в конце Х!Х-ХХ вв. историческая память об Александре Невском поддерживалась, в основном, такими социальными институтами как церковь и государство.

В Тюмени, как и в других российских городах XIX в. поддержание исторической памяти о Святом благоверном князе Александре Невском, связано с открытием домовой церкви в Тюменском Александровском реальном училище, а также проектированием образа Святого на воспитательный процесс. Использование в учебно-воспитательном процессе домовых храмов в честь святых, с одновременной системой преподавания истории страны и творческой атмосферой в учебном заведении позволяли воспитывать в учениках гражданственность, патриотизм и православную культуру. Данный исторический педагогический опыт может пригодиться в современной внеучебной работе, при которой также может происходить сочетание материальных объектов (исторических зданий, памятников и иных объектов культуры) с личностями, наполняющими их содержание.

В период СССР образ князя Александра Невского был также поддержан государством. Не-

смотря на жесткое отношение большевиков к религии, Александр Невский был необходим в качестве примера самоотверженности, бесстрашия и героизма. Среди тюменцев были достойные продолжатели воинства Александра Невского - Павел Иванович Шаров и Георгий Яковлевич Сотников, которые всей своей жизнью продемонстрировали истинные качества не только русского воина, но и патриота.

Анализ анкет и сочинений студентов показал, что воспитание истинного патриота, любящего свою Родину, свой народ невозможно без создания образов исторических персонажей, без формирования исторической памяти, в которой наряду с тяжелыми, горестными сюжетами проглядывают личности, способные вывести страну к новым рубежам, преломив, казалось бы, невозможное и создав условиях для Победы. Одним из таких персонажей является Александр Невский, который, по-прежнему, является ориентиром для молодежи.

На протяжении всего изучаемого периода очевиден положительный педагогический эффект использования в воспитательной работе с молодежью исторической памяти об Александре Невском. Молодежь через понимание образа князя в исторической эпохе закрепляла в своем сознании набор исторических, психологических и социальных представлений, которые формировали культурно-нравственные ориентиры и создавали фундамент гражданственности и патриотизма. На этот исторический персонаж вполне можно опираться в воспитательной работе учебных заведений, так как одной из первостепенных задач образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Литература

1. Алемасова, Ю. Военных тягот череда / Ю. Але-масова - Текст: электронный. // Ярковские известия. - 2010. - № 7 (8305). - URL: Ь|^:/Дуи-media.ru/1928.html (дата обращения 7 октября 2022 г.).

2. Брюханова, Л.И. Разведчик Николай Кузнецов / Л.И. Брюханова, В.И. Кузнецов. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. - 200 с. - Текст: непосредственный.

3. Гончаренко, О.Н. Становление советской интеллигенции в Зауралье (1917-1941 гг.): Монография / О.Н. Гончаренко - Тюмень, Изд-во ФГОУ ВПО «Тюменская гос.с.-х. акад.» -2011. -196 с. - Текст: непосредственный.

4. Житенев, Т.Е. Деятельность русской православной церкви в сфере народного образования XIX - начале XX века / Т.Е. Житенев. -Текст: непосредственный // Научные ведомо-

сти Белгородского государственного университета. - 2012. - № 19 (138). - Т. 24. - С. 64-68.

5. Звонарева, Л.В. От реального училища до академии. 1879-1959-2009. [очерк истории] / Л.В. Звонарева, Н.С. Мазурак- Тюмень: Тюменская гос.с.-х. акад., 2009. - 248 с. - Текст: непосредственный.

6. Кадырова, Д.И. Роль Ивана Яковлевича Слов-цова в становлении аграрного образования и науки в Тобольской губернии / Д.И. Кадырова. - Текст: непосредственный // Аграрная наука и образование Тюменской области: связь времен: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию Тюменского реального училища, 60-летию Тюменского государственного сельскохозяйственного института - Государственного аграрного университета Северного Зауралья (6-7 июня 2019 года). - Тюмень, 2019. -С.361-367.

7. Карпова, Р. Ф. Л.Б. Красин - советский дипломат / Р.Ф. Карпова- Текст: электронный - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1962. - URL: http://www.biografia.ru/abc/kra-sin23.html (дата обращения 5 октября 2020 г.).

8. Киреева Т.В. Домовый храм в планировке коммерческих училищ России XIX - начала XX в. / Т.В. Киреева - Текст: электронный // Вестник Томского архитектурно-строительного университета. - 2017. - № 1. - URL: https://cyberleninka. ru/journal/n/vestnik-tomskogo-gosudarstvennogo-arhitekturno-stroitelnogo-universiteta?i=1066865 (дата обращения 12 октября 2020 г.).

9. Костыря, М.А. Историческая память об Александре Невском / М.А. Костыря, Р.А. Соколов - Текст: непосредственный // ПРАЕНМА. -2021. - 1 (27). - С. 95-123.

10. Кузьмин, А.Д. Когда Тобол был могучим: Детские годы Леонида Красина, террориста и дипломата/ А.Д. Кузьмин - Текст: электронный // Зауральская генеалогия: электронный журнал - URL: http://www.kurgangen.ru/local-finding/ Persons/Krasin/ (дата обращения 29 сентября 2020 г.).

11. Мазур, Л.Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти / Л.Н. Мазур - Текст: электронный // Известия Уральского федерального университета. - Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (117). - С. 243-256. -https://elar.urfu.ru/handle/10995/21845 (Дата обращения 25 февраля 2023 г.).

12. Миронова Л. Будем помнить... / Л. Миронова - Текст: электронный // Новости Тюменского района. - 2019. - 29 июня. - URL: https://ray-on72.ru/news/history/183272.html (дата обращения 8 октября 2022 г.).

13. Неоправдавшиеся надежды. Преподавание Закона Божьего в царской России. - Текст: электронный - URL: https://russkiymir.ru/pub-lications/85305/ (дата обращения 11 октября 2020 г.).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см со

14. Нестеренко, А.Н. Роль исторической памяти в формировании групповой идентичности воображаемых сообществ/ А. Н. Нестеренко - Текст: электронный // Гуманитарный вестник - 2019. -№ 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-istoricheskoy-pamyati-v-formirovanii-gruppovoy-identichnosti-voobrazhaemyh-soobschestv/viewer (дата обращения 16 октября 2020 г.).

15. Приселков, М.Д. История русского летописания XI-XV в. / М.Д. Приселков - Текст: непосредственный. - СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1996. -325 с.

16. Соколов, Р.А. Александр Невский в отечественной культуре и исторической памяти: 24.00.01 «Теория и история культуры»: автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук /Соколов Роман Александрович; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2014. -42 с. — URL: https://www.dissercat.com/con-tent/aleksandr-nevskii-v-otechestvennoi-kulture-i-istoricheskoi-pamyati (дата обращения 21 октября 2022 г.) - Текст: электронный.

17. Память народа: [Сайт] / Создатель и государственный заказчик ГИС «Память народа» Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. - URL: https:// pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_na-grazhdenie40900762/?backurl (дата обращения 12 октября 2020 г.) - Текст: электронный.

18. Шкаровский М.В. Историческая память об Александре Невском на северо-западе России в XX в. / М.В. Шкаровский - Текст: непосредственный // Александр Невский: личность, эпоха, историческая память. К 800-летию со дня рождения: Материалы международной научной конференции. Москва, 25-27 мая 2021 года. - М.: Индрик, 2021. - С. 493-499.

THE PEDAGOGICAL EFFECT OF MAINTAINING THE HISTORICAL MEMORY OF ALEXANDER NEVSKY

Goncharenko O.N.

State Agrarian University of the Northern Trans-Urals

The purpose of the study is to study the pedagogical effect of maintaining the historical memory of Alexander Nevsky on the formation of the spiritual and moral foundations of young people in the late 19th and early 21st centuries. Analysis of literary sources and archival materials, including the memoirs of former students of the Alexander Real School in Tyumen; sociological survey data and content analysis of the essays of students of the State Agrarian University of the Northern Trans-Urals allowed: firstly, to establish seven stages of maintaining the historical memory of the holy noble prince in the history of Russia; secondly, to identify the main institutions responsible for the formation of historical memory in the XIX-XX centuries. -church and state; thirdly, to determine the positive educational effect of using the mechanism of historical memory of Alexander Nevsky in educational work with young people. Scientific novelty lies in the interdisciplinary consideration of the issue under study. As a result, it was determined that Alexander Nevsky was and still is a reference point for young people. It is quite possible to rely on this historical character in the educational work of educational institutions, since one of the primary tasks of education is the formation of a professionally and socially competent personality.

Keywords: Alexander Nevsky, historical memory, education, pedagogical effect, youth, patriotism, cultural and moral development.

References

1. Alemasova, Y. A series of military hardships / Y. Alemasova -Text: electronic. // Yarkovskiye news. - 2010. - No. 7 (8305). -URL: https://tyumedia.ru/1928.html (accessed October 7, 2022).

2. Bryukhanov, L.I. Scout Nikolai Kuznetsov / L.I. Bryukhanov, V.I. Kuznetsov. - Sverdlovsk: Middle Ural book publishing house, 1976. - 200 p. - Text: direct.

3. Goncharenko, O.N. Formation of the Soviet intelligentsia in the Trans-Urals (1917-1941): Monograph / O.N. Goncharenko -Tyumen, Publishing House of FGOU VPO "Tyumen State Agricultural Acad." -2011. -196 p. - Text: direct.

4. Zhitenev, T.E. Activities of the Russian Orthodox Church in the field of public education in the 19th - early 20th centuries / T.E. Zhitenev. - Text: direct // Scientific Bulletin of the Belgorod State University. - 2012. - No. 19 (138). - T. 24. - S. 64-68.

5. Zvonareva, L.V. From the real school to the academy. 18791959-2009. [Essay on history] / L.V. Zvonareva, N.S. Mazurak-Tyumen: Tyumen state.s.-x. acad., 2009. - 248 p. - Text: direct.

6. Kadyrova, D.I. The role of Ivan Yakovlevich Slovtsov in the development of agrarian education and science in the Tobolsk province / D.I. Kadyrov. - Text: direct // Agrarian science and education of the Tyumen region: connection of times: Materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 140th anniversary of the Tyumen real school, the 60th anniversary of the Tyumen State Agricultural Institute - State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (June 6-7, 2019 of the year). - Tyumen, 2019. - P. 361-367.

7. Karpova, R. F. L.B. Krasin - Soviet diplomat / R.F. Karpova -Text: electronic - M .: Publishing house of socio-economic literature, 1962. - URL: http://www.biografia.ru/abc/krasin23.html (Accessed October 5, 2020).

8. Kireeva T.V. House temple in the planning of commercial schools in Russia in the 19th - early 20th centuries. / T.V. Kiree-va - Text: electronic // Bulletin of the Tomsk University of Architecture and Civil Engineering. - 2017. - No. 1. - URL: https:// cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-tomskogo-gosudarstvennogo-arhitekturno-stroitelnogo-universiteta?i=1066865 (accessed October 12, 2020).

9. Kostyrya, M.A. Historical memory of Alexander Nevsky / M.A. Kostyria, R.A. Sokolov - Text: direct // nPAEHMA. -2021. - 1 (27). - P. 95-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kuzmin, A.D. When Tobol was mighty: The childhood of Leonid Krasin, terrorist and diplomat / A.D. Kuzmin - Text: electronic // Trans-Ural genealogy: electronic journal - URL: http://www.kur-gangen.ru /local-finding/Persons/Krasin/ (Accessed 29 September 2020).

11. Mazur, L.N. The image of the past: the formation of historical memory / L.N. Mazur - Text: electronic // Bulletin of the Ural Federal University. - Ser. 2, Humanities. - 2013. - No. 3 (117). - S. 243-256. - https://elar.urfu.ru/handle/10995/21845 (Accessed February 25, 2023).

12. Mironova L. We will remember ... / L. Mironova - Text: electronic // News of the Tyumen region. - 2019. - June 29. - URL: https://rayon72.ru/news/history/183272.html (Accessed October 8, 2022).

13. Unfulfilled hopes. Teaching the Law of God in Tsarist Russia. -Text: electronic - URL: https://russkiymir.ru/publications/85305/ (accessed October 11, 2020).

14. Nesterenko, A.N. The role of historical memory in the formation of the group identity of imaginary communities / A.N. Nesterenko - Text: electronic // Humanitarian Bulletin - 2019. - No. 6. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-istoricheskoy-pamyati-v-formirovanii-gruppovoy-identichnosti-voobrazhaemyh-soobschestv/viewer (Accessed 16 October 2020).

15. Priselkov, M.D. The history of Russian chronicle writing in the 11th-15th centuries. / M.D. Priselkov - Text: direct. - St. Petersburg: Dmitry Bulanin Publishing House, 1996. -325 p.

16. Sokolov, R.A. Alexander Nevsky in national culture and historical memory: 24.00.01 "Theory and history of culture": abstract for the degree of Doctor of Historical Sciences / Sokolov Roman Aleksandrovich; St. Petersburg State University. - St. Petersburg, 2014. - 42 p. — URL: https://www.dissercat.com/con-

tent/aleksandr-nevskii-v-otechestvennoi-kulture-i-istoricheskoi-pamyati (Accessed October 21, 2022) - Text: electronic.

17. Memory of the people: [Website] / The creator and state customer of the GIS "Memory of the people" is the Department of the Ministry of Defense of the Russian Federation for perpetuating the memory of those who died defending the Fatherland. -URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_na-

grazhdenie40900762/?backurl (Accessed October 12, 2020) -Text: electronic.

18. Shkarovsky M.V. Historical memory of Alexander Nevsky in the north-west of Russia in the XX century. / M.V. Shkarovsky -Text: direct // Alexander Nevsky: personality, era, historical memory. To the 800th anniversary of the birth: Proceedings of the international scientific conference. Moscow, May 25-27, 2021. - M.: Indrik, 2021. - S. 493-499.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.