Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ'

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ / МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ / ПОЛКОВОДЕЦ / СВЯТОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ЗАЩИТНИК РОДИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Ольга Владимировна

В статье даётся описание методик, педагогических приёмов для изучения жизни и деятельности князя Александра Невского на уроках истории в школе, в том числе при формировании домашних заданий. Анализируется личный педагогический опыт по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся на примере изучения деяний Александра Невского во славу Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDYING THE HISTORICAL PERSONALITY OF ALEXANDER NEVSKY IN HISTORY LESSONS AT SCHOOL

The article describes the methods, pedagogical techniques for studying the life and activity of Prince Alexander Nevsky in history lessons at school, including in the formation of homework. The personal pedagogical experience of spiritual, moral and patriotic education of schoolchildren is analyzed on the example of studying the deeds of Alexander Nevsky for the glory of the Motherland.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

Траектория образования. Том. 1,№ 1. 2022 { tf ) Trajectory of Educational. Vol. 1,№ 1. 2022 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию: 24.11.2021 В окончательном варианте: 27.12.2021

References

1. Vlasenko, S. V. Innovacionny'e formy" obucheniya v sovremennoj sisteme povy'sheniya kvalifîkacii pedagogov/ S. V. Vlasenko //Nauchnoe obespechenie sistemy" povy'sheniya kvalifîkacii kadro v.-2014.-№ 1 (18).

2. Gorshkov, A. S. Poryadokprovedeniya attestacii pedagogicheskix rabotnikov: analiz i predlozheniyaposovershenstvovaniyu/A. S. Gorshkov//KPZh.-2017.-№ 1.

3. Zamyatina, О. M. Regionafnaya model" attestacii pedagogicheskix rabotnikov / O. M. Zamyatina,I. I. Kazakova,P. I. Mozgaleva//Ped.Rev.. -2018.-№ 3 (21).

4. IFichyova, S. A. Osobennosti provedeniya professionarnoj attestacii pedagogicheskix rabotnikov: rossijskij i mezhdunarodny'j оруЧ / S. A. IFichyova // Pedagogicheskie izmereniya. - 2017. - № 1.

5. Kovru, О. E. Attestaciya pedagogicheskix rabotnikov: soderzhanie, resheniya, problemyVO. E. Kovru,N.M. Xuzina//Narodnoeobrazovanie. -2016.-№4-5.

6. Moiseenko, N. V. Obuchenie personala v sisteme professionaFnogo razvitiya personala/N. V. Moiseenko//Professionarnayaorientaciya. -2018.-№ 2.

7. Selivanova, E. A. Psixologicheskie osobennosti organizacii obucheniya pedagogov/ E. A. Selivanova,N. Yu. Andreeva, L. A. Kury'shova //Nauchnoe obespechenie sistemy" p ovy" sheniya kvalifîkacii kadrov. - 2015. - № 2 (19).

About the authors: NorkinaKsenia Vitalievna- Masters student of the Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (19 Mira str., Yekaterinburg, 620002, Russia), ksenianorkina96@yandex.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

Received by the editorial office: 24.12.2021 In the final version: 27.12.2021

Траектория образования. Том. 1,№ 1. 2022 \ ^ / Trajectory of Educational. Vol. 1,№ 1. 2022

ГРНТИ 14.25.09 https://journal.ushinsky-iro.ru

УДК 372.893 BAK5.8.2

Оригинальная статья

О. В. Князева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инженер но-технологическая школа № 777», Россия, г. Санкт-Петербург

knyasevao@gmail. сот

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье даётся описание методик, педагогических приёмов для изучения жизни и деятельности князя Александра Невского на уроках истории в школе, в том числе при формировании домашних заданий. Анализируется личный педагогический опыт по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся на пр имер е изучения деяний Александра Невского во славу Родины.

Ключевые слова: история в школе, методики изучения исторической личности, Александр Невский, полководец, святой Русской православной церкви, защитник Родины.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

© Князева О. В., 2022

Для цитирования: Князева, О. В. Методика изучения исторической личности Александра Невского на уроках истории в школе/ О. В. Князева //Траектория образования. - 2022. - Т. 1, № 1.

- С. 9-14.

kg) ®

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Траектория образования. Том. 1,№ 1. 2022 ( tf ) Trajectory of Educational. Vol. 1,№ 1. 2022 Original article

О. V. Knyazeva

State budgetary educational institution «School of Engineering and Technology № 777»,

Russia, St. Petersburg knyasevao@gmail.com

METHODS OF STUDYING THE HISTORICAL PERSONALITY OF ALEXANDERNEVSKY IN HISTORY LESSONS AT SCHOOL

Abstract: the article describes the methods, pedagogical techniques for studying the life and activity of Prince Alexander Nevsky in history lessons at school, including in the formation of homework. The personal pedagogical experience of spiritual, moral and patriotic education of schoolchildren is analyzed on the example of studying the deeds of Alexander Nevsky for the glory of the Motherland.

Keywords: history at school, methods of studying historical personality, Alexander Nevsky, military leader, saint of the Russian Orthodox Church, defender of the Motherland.

The authors declare no conflict of interest

For citation: Knyazeva O. V. Methods of studying the historical personality of Alexander Nevsky in history lessons at school. Trajectory of Educational. 2022; 1(1): 9-14.

к к к

Введение. В настоящее время особое значение при преподавании истории в школе отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. «При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков -неотъемлемая часть отечественного исторического сознания» [1, с. 5], в связи с этим изучение истор ической личности Александра Невского, его наследия пр едставляется важной темой в школьной программе. Кроме того, изучение жизни и деятельности Александра Невского, являющегося не только полководцем, не проигравшем ни одной битвы, дальновидным политиком и дипломатом, мыслителем, но и святым, канонизированным Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском Соборе в 1547 году, позволяет на его примере создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

Обзор литературы. Личность Александра Невского, его деятельность изучаются согласно программе по истории России в 6 классе. С одной стороны, значение Александра Невского, его роли в укреплении и защите государства подчёркивается тем, что он изображён на обложке самого популярного в школах

учебника - «История России. 6 кл.» под редакцией А. В. Торкунова [2], единственного по истории России из Федерального перечня учебников, официально рекомендованного Российским историческим обществом. С другой стороны, информация, представленная в учебнике о данной исторической личности и его деятельности, уместилась в один параграф (а значит 1 -2 урока отводится на изучение данной темы), носит фрагментарный характер, с перечислением биографических сведений о детстве и молодости князя, с кратким описанием Невской битвы и Ледового побоища, а в конце параграфа дан отрывок из «Повести о житии Александра Невского». Соответственно, для формирования целостного представления у школьников о деятельности Александра Невского материала только из школьного учебника вряд ли будет достаточно. Остаётся надежда на учителя, правильно подобранные задания для школьников с привлечением дополнительных источников информации.

Материалы и методы. В данной статье рассмотрим, исходя из личного педагогического опыта, какие наиболее эффективные методики изучения наследия великого князя Александра Невского могут быть использованы на уроках, разберём конкр етные задания.

Результаты исследования и обсуждения. Основными методами, с помощью которых у учащихся создаются живые представления об исторической личности, чаще всего, являются: живое слово учителя, его яркий, красочный интересный рассказ, подкреплённый разнообразными приёмами конкретизации; средства изобразительной и предметной наглядности; использование художественной литературы [3]. Широко применяются следующие варианты изучения исторической личности.

Вариант 1. Изучение личности по периодам жизни (с рождения до смерти), выделение жизненных этапов, с описанием основных заслуг. Это задание можно дать школьникам как для индивидуальной работы, так и для групповой, предварительно предоставив список литературы и информационных источников, включая ссылки на проверенные сайты с информацией об Александре Невском, для изучения. К примеру, при групповой работе на уроке, выдаются каждой группе планшеты с доступом в интернет, (^Я-коды с проверенными сайтами с информацией об Александре Невском. Задание может состоять в том, чтобы написать биографию князя, выделив основные вехи в его жизни, или каждой группе даётся задание найти информацию по конкретному жизненному периоду исторической личности и подготовить рассказ (ранние годы Александра Невского, период великого княжения и пр.) с публичной презентацией работы в группе. Это вариант целесообразно использовать путём формирования соответствующего домашнего задания и проверки его выполнения на уроке.

Вариант 2. Изучение оценок исторической личности современниками, историками, а на основе изученного материала - проведение дебатов, дискуссии, что поможет школьникам определиться с собственной точкой зрения и уметь её аргументировать. Так, можно дать задание учащимся написать не менее 3 аргументов, подтверждающих и опровергающих мнение патриарха Русской православной церкви Кирилла: «Александр Невский .... одновременно был величайшим стратегом... человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационногокода» [5].

Следует отметить, что деятельность исторической личности может быть оценена с учётом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Нужно быть готовым к тому, что оценка бывает многозначной, находящей положительные и негативные стороны в деятельности той или иной личности. Задача учителя здесь - предвидеть аргументы критиков исторического деятеля и применительно к таким фигурам, как Александр Невский, корректировать дискуссию в направлении, соответствующем целям патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Вариант 3. Учитель предлагает учащимся проанализировать картины, памятники с изображением Александра Невского, сравнить, что общего, а что особенного есть в разных художественных образах князя и описать черты характера, дать характеристику его личности. К примеру, изображение князя на памятнике «Тысячелетие России» сравнить с памятником в Санкт-Петербурге, поработать с портретами Александра Невского (центральная часть триптиха, 1942 год) Павла Коринаи картиной «Кончина Александра Невского» (1900 год) Михаила Нестерова. При этом учащимся может быть предложено порассуждать, каким мог бы быть памятник ему, если бы он создавался в настоящее время, чтобы они считали нужным отразить на нем, где бы он мог б быть расположен.

Вариант 4. Сравнительный анализ характеристик, предполагаемых качеств личности Александра Невского через рефлексию после просмотра художественных фильмов. Таких как «Александр Невский» (р ежиссёр Сергей Эйзенштейн, 1938 год), «Житие Александра Невского» (режиссёр Георгий Кузнецов, 1991 год) и др. Это, однако, предполагает обычно необходимость предварительного просмотра фильма учащимися, что возможно в качестве опережающего домашнего задания или методике «перевёрнутый»класс.

Вариант 5. Оценка личности Александра Невского по результатам деятельности. Например, можно предложить ученикам заполнить сравнительно-обобщающую таблицу по параметрам: внутренняя политика, внешняя политика,

отрицательные последствия, положительные последствия, а в конце таблицы каждый делает вывод, оценивает исторического деятеля.

В качестве интер есных заданий по изучению жизни и деятельности Александра Невского на практике используются различные игровые методики: найди ошибку в тексте, «угадай кто я», ролевые игры, кроссворды, квесты, викторины и т.д. Метод кейсов хорошо зарекомендовал себя на практике. Кейс составляется из проблем, с которыми столкнулся молодой князь, и учащимся предлагается самим наметить пути решения проблемы, с аргументацией. Далее происходит обсуждение вариантов школьников, разбирается, почему Александр Невский сделал тот или иной выбор при решении трудностей. Живой отклик среди учащихся вызвала дискуссия по теме: «Достоин ли Александр Невский победы во всероссийском проекте «Имя России»?».

Заключение. Итак, анализ практики преподавания в школе темы, посвященной Александру Невскому, позволил выявить затруднения в создании целостного представления о его личности и деятельности, связанные с краткостью информации, предоставленной в школьном учебнике, и недостаточным количеством времени, отведённом на изучение данной темы в учебной программе. В связи с этим пр едполагается, что пр именение гр упповой р аботы, интер активных заданий на уроке будет способствовать интересу школьников к самостоятельному изучению темы в формате, к пример у, проектов. Кроме того, проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий, посвящённых Александру Невскому, будет способствовать не только закреплению знаний по теме, но и р аскроет воспитательный потенциал данной темы, её духовно-нравственную, патриотическую составляющую.

Список использованной литературы

1. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://istorik-samara.ru/files/Istoriko-lmlfernyj_standart.pdf (дата обращения: 19.05.2021).

2. Арсентьев, Н. М. России. 6 класс. 2 часть. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович; под ред. А. В. Торкунова. -М.: Просвещение, 2019. - 128 с.

3. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. - М. : Просвещение, 1968.-357 с.

4. Степанищев, А. Т. Методический справочник учителя истории/ А. Т. Степанищев. -М. :Владос, 1998.-85 с.

5. Александр Невский - мыслитель, философ, стратег, святой. Фонд Андрея Первозванного. [Электронный ресурс]. URL: https://fap.ru/press-center/articles/aleksandr-nevskiy-myslitel-filosof-strateg-svyatoy/ (дата обращения: 19.05.2021).

Информация об авторе: Князева Ольга Владимировна - учитель истории, методист, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инженерно-технологическая школа № 777» (197345, Россия, г. Санкт-Петербург, Лыжный пер., д. 4 корп. 2, строение 1), knyasevao@gmail.com

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию: 03.07.2021 В окончательном варианте: 24.11.2021

References

1. Istoriko-kurturny'j standart. [E'lektronny'j resurs]. URL: http://istorik-samara.ru/files/Istoriko-kulturnyj_standart.pdf (dataobrashheniya: 19.05.2021).

2. Arsenf ev, N. M. Rossii. 6 klass. 2 chast\ / N. M. Arsenf ev, A. A. Danilov, P. S. Stefanovich; pod red. A. V. Torkunova. -M.: Prosveshhenie, 2019. - 128 s.

3. Vagin, A. A. Metodika prepodavaniya istorii v srednej shkole / A. A. Vagin. - M. : Prosveshhenie, 1968.-357 s.

4. Stepanishhev, A. T. Metodicheskij spravochnikuchitelyaistorii/ A. T. Stepanishhev. -M. : Vlados, 1998. -85 c.

5. AleksandrNevskij -my'sliteF, filosof, strateg, svyatoj. Fond AndreyaPervozvannogo. [E'lektronny'j resurs]. URL: https://fap.m/press-center/articles/aleksandr-nevskiy-myslitel-filosof-strateg-svyatoy/ (dataobrashheniya: 19.05.2021).

About the authors: Knyazeva Olga Vladimirovna - history teacher, methodist, State Budgetary Educational Institution «Engineering and Technological School № 777» (197345, Russia, St. Petersburg, Ski lane, 4 bldg. 2, building 1), knyasevao@gmail.com

All authors have read and approved the final manuscript.

Received by the editorial office: 03.07.2021 In the final version: 24.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.