Научная статья на тему 'ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ В ШКОЛАХ ТЮМЕНИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ В ШКОЛАХ ТЮМЕНИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / ПОСАДКА ДЕРЕВЬЕВ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дементьева Э.Ш., Еремеева О.И., Сулимов В.С.

Статья посвящена проведению праздников древонасаждения в школах Тюмени начала ХХ века. Отмечается роль данных праздников в воспитательном процессе. Они имели большое воспитательное воздействие на учащихся, способствуя экологическому, трудовому, физическому воспитанию подрастающего поколения.The article is devoted to the celebrations of arbor in schools Tyumen early twentieth century. The role of these festivals in the educational process. They had a great educational impact on the students, contributing to their environmental, labor, physical education of the younger generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ В ШКОЛАХ ТЮМЕНИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

Дементьева Э. Ш.к.филол.н.

доцент

кафедра «Профессионального обучения» Еремеева О.И., кистн.

доцент

кафедра «Профессионального обучения»

Сулимов В.С., к.ист.н.

доцент

кафедра «Профессионального обучения» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева филиал ТюмГУ

Россия, г. Тобольск ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ В ШКОЛАХ ТЮМЕНИ

НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Статья посвящена проведению праздников древонасаждения в школах Тюмени начала ХХ века. Отмечается роль данных праздников в воспитательном процессе. Они имели большое воспитательное воздействие на учащихся, способствуя экологическому, трудовому, физическому воспитанию подрастающего поколения.

Ключевые слова: гимназия, реальное училище, посадка деревьев, праздники древонасаждений, учебное заведение, уездные училища, экологическое воспитание.

CELEBRATIONS OF ARBOR IN SCHOOLS TYUMEN THE BEGINNING OF THE TWENTIETH CENTURY

The article is devoted to the celebrations of arbor in schools Tyumen early twentieth century. The role of these festivals in the educational process. They had a great educational impact on the students, contributing to their environmental, labor, physical education of the younger generation.

Keywords: high school, real school, planting trees, holidays estimates, school, County schools, environmental education.

Праздники древонасаждений до начала ХХ в. в школах Западной Сибири проводились довольно редко. Ранее данный вопрос последовательно исследовался в ряде работ, отражающих участие школьников в праздниках древонасаждений на Урале [1; 2; 3], а также в Западной Сибири [4; 5; 6; 7; 8;

9].

В начале ХХ в. Министерство народного просвещения поддержало инициативу регионов по организации среди учащихся школ праздников древонасаждений. В Тюмени подготовка к празднику древонасаждений началась с осени 1901 года. В апреле 1902 г. директор Александровского Тюменского реального училища И.Я. Словцов сообщил попечителю учебного округа в Томск, что педсовет училища в сентябре прошлого года

постановил войти в сношение с Тюменской городской думой об отводе участка земли для разведения деревьев учащимися. Городская управа 2 апреля 1902 г. предложила засадить берег реки Туры напротив гостиного двора. В начале мая директор собирался устроить первый праздник древонасаждения для учеников училища. В связи с этим Словцов просил попечителя Западно-Сибирского учебного округа разрешить потратить 100 руб. из специальных средств училища на покупку саженцев, инвентаря и наем рабочих для подготовительных работ. К 1 апреля 1902 г. в училище насчитывалось специальных средств на сумму более 23000 руб. Попечитель округа Л.И. Лаврентьев разрешил израсходовать необходимую сумму [10, л. 1-1об., 2].

Первый участок на берегу Туры составлял 70 сажен в длину и 10-20 в ширину, второй участок 40 сажен в длину и 15 в ширину. 30 апреля городская управа выделила на покупку саженцев и деревьев 100 руб. с просьбой после расхода аванса прислать счета. С середины апреля началось ознакомление учащихся со способами древонасаждения. Было роздано 25 книжек лесовода М.К. Турского «Как выучиться разводить деревья». В воскресенье 28 апреля Словцов в актовом зале в присутствии учебного персонала и всех учащихся прочел лекцию с демонстрацией опытов на тему: «Какой смысл в жизни растений, важность и способы древонасаждения и лесоразведения». 5 мая преподаватель Багаев в актовом зале дал урок о влиянии леса на климат, на полноводие, образование болот и оврагов, на урожаи, на благосостояние и здоровье людей. Затем 12 и 19 мая ученики после божественной литургии и завтрака с садовым инвентарем распределились на группы по 6 человек и пошли на первый участок для посадки деревьев в сопровождении всего учебного персонала.

Для организации праздников древонасаждений привлекались специалисты в области лесоводства. В помощь преподавателям, в качестве руководителей для посадки, были приглашены местный лесной ревизор Зейц, бывший учитель лесоводства Сергиевский и четыре садовника. 12 мая были посажены пихты и кусты шиповника, а 19 мая липа и кусты сирени. Вместе с тем, под руководством директора училища, лесничего и преподавателя Кауфмана группой учеников на втором участке было проштыковано и приведено в порядок 15 четырехсаженных кварталов гряд для питомника и заложен компостный участок. Посев древесных семян по причине поздней весны был отложен до осени, тем более, что питомник недостаточно перебродил и не имелось готовой компостной земли. Деревья, посаженные учениками, снабжались этикетками с фамилиями учеников, садивших деревья и уходу которых они поручены [10, л. 26об.-27].

Учащиеся низших учебных заведений по примеру средних школ начали устраивать самостоятельные праздники древонасаждений. С 20 по 26 апреля 1903 г. в Тюменском Знаменском приходском училище состоялся праздник древонасаждения на средства, выделенные городской управой. Деревьями и кустарниками была засажена площадь более 200 кв. сажен.

Всего посадили 118 деревьев и 40 кустарников. Предварительные работы по саду - очистка от сорных трав и мусора, планировка и копание ям, исполнили учащиеся училища под руководством заведующего. Для посадки учащихся разделили на группы, которые работали под руководством учителей. Перед началом занятий в саду велась беседа о дереве, его пользе и о посадке деревьев [10, л. 56-56об.].

В средних учебных заведениях организация праздников древонасаждений продолжилась весной 1903 года. Ученики 1-4 классов Тюменского Александровского реального училища Вместе с педагогами реалисты 15 мая участвовали в празднике древонасаждений. На уроках природоведения в течение учебного года учеников знакомили со способами разведения разных древесных пород и с устройством питомников. Вокруг здания училища и на отдельном участке было посажено 500 кустов сирени и акации [10, л. 59-59об.].

В первые годы XX вв. школы городов Тобольской губернии в соответствии с циркулярами Министерства народного просвещения систематически организовывали праздники древонасаждений. активное участие в этих мероприятиях принимали школьники Тюмени. Праздники оказывали большое воспитательное воздействие на учащихся. Праздники древонасаждений способствовали экологическому, трудовому и физическому воспитанию учащихся.

Использованные источники

1. Валитов А.А., Сулимов В.С. Древонасаждения в Кургане начала ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL:http://agro.snauka.ru/2014/07/1532 (дата обращения: 04.08.2014).

2. Сулимов В.С. Праздники древонасаждения в Оренбургском учебном округе // Пятые Большаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительный альманах. Оренбург, 2011. С. 203-207.

3. Сулимов В.С. Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX-XX веков // Аграрный вестник Урала. Екатеринбург, 2011. № 10. С. 19-20.

4. Сулимов В.С. Организация праздников древонасаждения в Шадринском уезде Пермской губернии на рубеже XIX-XX веков // История и археология Восточной Европы. Материалы I Международ. научн. конф. «Проблемы аграрной истории и археологии Восточной Европы». Брянск, 2011. С. 177179.

5. Сулимов В.С. Участие учащихся школ Кургана в празднике древонасаждения в начале ХХ века // Тобольск научный - 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск, 2011. С. 227-229.

6. Сулимов В.С. Праздник древонасаждения в Кургане в начале ХХ века // IX Зыряновские чтения: Материалы Всерос. научн.-практич. конф. Курган, 2011. С. 230-231.

7. Сулимов В.С. Праздники древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье,

образование, экология: материалы междунар. науч.-практич. конф. Барнаул, 2012. С. 260-263.

8. Сулимов В.С. Древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. - Май 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/05/1478 (дата обращения: 21.05.2014).

9. Сулимов В.С. Праздники древонасаждений в школах Омска в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. - Июль 2014. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/07/1519 (дата обращения: 06.07.2014).

10. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1603.

Демидова И.Ф., к. психол. н.

доцент

кафедра гуманитарных дисциплин Таганрогский институт управления и экономики

Россия, г. Таганрог ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ЛИДЕРА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

КЛИМАТ В КЛАССЕ

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния личности лидера на психологический климат в подростковых классах. Описана динамика лидерства на протяжении старшего подросткового возраста, возрастные различия в психологическом климате и лидерстве, взаимосвязь личностных качеств лидера и параметров психологического климата в классах разного возраста.

Ключевые слова: психологический климат, параметры психологического климата, лидерство, личностные качества лидера, возрастные особенности психологического климата.

Demidova I. F., PhD, associate professor Associate professor of the Department of humanities Taganrog Institute of Management and Economics

Taganrog, Russia

LEADER'S PERSPNALITY INFLUENCE ON PSYCHOLOGICAL

CLIMATE IN CLASS

Annotation: The article covers the results of an empirical study of a leader's personality influence on the psychological climate in teenager groups. It describes the dynamics of leadership throughout senior juvenile age, age differences in psychological climate and leadership, a correlation between leader's personality characteristics and parameters of psychological climate in classes of different age.

Keywords: psychological climate, psychological climate parameters, leadership, leader's personality characteristics, age peculiarities ofpsychological climate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.