Научная статья на тему 'Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX-ХХ веков'

Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX-ХХ веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / ЗЕМСКАЯ УПРАВА / ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ / HOLIDAYS OF PLANTING OF TREES / NATIONAL SCHOOLS / PUPILS OF SCHOOLS / A ZEMSTVO JUSTICE / BREEDS OF TREES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулимов В. С.

Статья по вопросам, связанным с организацией праздников древонасаждений в школах на Южном Урале. В данных мероприятиях активное участие приняли учащиеся школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLIDAYS IN THE SOUTH URAL ARBOR THE XIX-XX CENTURIES

Article on the questions connected with the organization of holidays of planting of trees at schools in Southern Ural Mountains. In the given actions active participation was accepted by pupils of schools.

Текст научной работы на тему «Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX-ХХ веков»

353^*^Аграрный вестник Урала № 10 (89), 2011 г

г

Лесное хозяйство

УДК. 940.3.4 (571.15)

ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ

В. С. СУЛИМОВ, кандидат исторических наук, доцент, Тобольская ГСПА

626157, г. Тобольск, 7 мкр., д. 22, кв. 59;

тел.89224835456

Аннотация. Статья по вопросам, связанным с организацией праздников древонасаждений в школах на Южном Урале. В данных мероприятиях активное участие приняли учащиеся школ.

Ключевые слова: праздники древонасаждений, народные училища, учащиеся школ, земская управа, породы деревьев.

Abstract. Article on the questions connected with the organization of holidays of planting of trees at schools in Southern Ural Mountains. In the given actions active participation was accepted by pupils of schools.

Keywords: holidays of planting of trees, national schools, pupils of schools, a zemstvo justice, breeds of trees.

В конце XIX — начале ХХ в. Шадринский уезд Пермской губернии входил в состав Оренбургского учебного округа. В 1899 г инспекция народных училищ в Шадринске выступила с инициативой по организации праздников древонасаждения в школах региона. Этот опыт в дальнейшем получил распространение в школах Западно-Сибирского учебного округа.

Цель и методика исследований.

Целью данной публикации является изучение истории организации праздников древонасаждений инспекцией народных училищ, земскими управами, представителями интеллигенции и духовенства среди учащихся школ Южного Урала на рубеже Х1Х-ХХ вв.

В 2009-2011 гг. автор статьи работал в г. Томске с фондами Государственного архива Томской области, изучая документацию попечителя Западно-Сибирского учебного округа. Попечитель взаимодействовал с соседним Оренбургским учебным округом, обмениваясь информацией по важным вопросам, в том числе относительно праздников древонасаждений.

В ходе работы были использованы общенаучные и специально-исторические методы исследования. Объектом исследования являются праздники древонасаждений.

Результаты исследования.

Внедрение опыта праздников древонасаждения в Сибири началось со следующего события. 13 сентября 1900 г. инспектор народных училищ Шадринского района Оренбургского учебного округа И. Пактовский направил в Управление Западно-Сибирского учебного округа брошюру «Школьные праздники древонасаждения» собственного сочинения [1].

Инициатором по организации в школах праздников древонасаждения выступило земство. На Шадринском уездном земском собрании в октябре 1899 г. агрономический смотритель поднял вопрос об устройстве в уезде школьных праздников древонасаждений. Т. к. Шадринский уезд в южной и западной части был беден лесом, то народу следовало вложить «сознание всесторонней» его пользы. Лес необходимо было беречь и разводить. В данном случае следовало естественнее всего действовать на молодое поколение, как более «эластическое». Молодежь лучше поддавалась внешнему воздействию, являясь более доверчивой. Взрослые, наблюдая за работой своих детей, проникались мыслями молодежи и общим настроением [2].

Согласно отношению уездной земской управы, инспектором училищ И. Пактовским совместно с уездным агрономическим смотрителем был разработан предварительный общий план организации праздников, выбраны место и время для посадок, намечены училища, которые

могли принять участие в насаждениях. Были отобраны породы деревьев, определено примерное количество каждой породы. Эти соображения были доведены до земской управы в феврале 1900 г. Высказывалось предложение кроме агрономического смотрителя пригласить в качестве руководителей-специалистов для посадки преподавателей местной низшей сельскохозяйственной школы 1-го разряда, а также лесничих, при желании последних. Праздники древонасаждения были устроены при училищах: Песчанском земском — 6 мая, Кондинском земском — 7 мая, Бродокалмакском 2-классном —

9 мая, Мехонском — 14 мая. Посадки проводились специально в праздничные дни, когда дети и взрослые освобождались от полевых работ: в Шадринском уезде с 22 апреля по 20 мая усиленно осуществлялся посев хлебов. В рабочие дни созвать всех учеников было невозможно: они помогали отцам при посеве в качестве боро-новолоков. К тому же признавалось желательным присутствие на древонасаждении и взрослых поселян [2].

В Песчанском участвовали в посадках 89 учащихся местного училища, церковноприходской школы — в составе 8 человек и соседнего Николаевского — в количестве 32 человек. Для посадки деревьев около села обществом отводилась десятина земли. Участок на земские средства был огорожен и обработан — вспахан и заборонен. Было посажено до 800 деревьев разных пород: тополь, американский ясень, вяз, липа, дуб, ольха, клен, береза, ель, сосна, кедр, пихта. Засаженный участок занял примерно 200 кв. сажен [2].

В Кондинском посадки производили только ученики местного училища в числе 50 человек — 40 мальчиков и 10 девочек. Садили на школьном участке при здании училища, огороженном под сад, площадью 22 кв. сажен. Высажено было 465 деревьев: 10 дубов, 30 кленов,

10 рябин, 10 тополей, 10 ильм, 30 американских ясеней, 20 яблонь, 15 берез, 20 сосен, 20 акаций, 50 лиственниц, 50 елей, 10 деревьев ольхи, 180 вязов.

При Бродокалмакском 2-классном училище на празднике приняли участие ученики данной школы в количестве 101 человека — 73 мальчика и 28 девочек, и учащиеся соседних школ. Всего участвовало 196 человек. Посажено было до 2500 штук тех же пород [2]. При Мехонском 2-х классном училище участвовали в посадке деревьев ученики и выпускники данной школы, в количестве 116 человек. От Кондинского земского, Сладчинского земского, Шайтанского училищ, Мехонской церковноприходской женской школы почин поддержали еще 74 человека. Делалась парковая посадка на училищном участке, предназначенном для разведения сада. Участок содержал одну десятину. Посадили 1480 деревьев: 130 яблонь, сосны, тополей, ясеня, дуба, акации,

333^ у-Аграрный вестник Урала № 10 (89), 2011 г ^

Лесное хозяйство

клена — по 100 штук, вяза — 300, рябины — 500, ольхи — 200, березы — 50, ели — 150. Всего в древонасаждениях приняли участие в четырех населенных пунктах 14 училищ, из них 10 подведомственных инспекции народных училищ и 4 — духовному ведомству. В празднике участвовало 565 человек, высажено 5250 деревьев. На каждого ученика приходилось около 10 саженцев.

В качестве руководителей-специалистов при посадке в Песчанском, Бродокалмакском и Меховском училищах приняли участие уездный агрономический смотритель и два преподавателя Шадринской низшей сельскохозяйственной школы первого разряда. В Кондинском училище руководил посадкой секретарь уездной земской управы, получивший сельскохозяйственное образование. Присутствовали на празднике представители от земства, церковнослужители, учителя из соседних населенных пунктов. Благодаря праздничным дням посадку посетили крестьяне [2].

Подготовительные мероприятия заключались в следующем. В первой половине апреля в училища земской управой была выслана брошюра члена Южно-русского общества акклиматизации Чернышева «Деревья и их польза», предназначенная для выдачи детям, участвующим в древонасаждениях. Инспекция училищ поручила учителям школ разъяснить детям о пользе леса, объяснив также значение и роль предстоящего праздника. Учеников старшего отделения следовало познакомить с брошюрой Чернышева. Таким образом, дети явились на праздник с полным пониманием пользы, которую они принесут благодаря посадке деревьев, «проникнутые сознанием, что и они вложат свою лепту на доброе общественное дело» [2]. В Мехонском училище перед молебном детям указал на пользу леса и назначение предстоящего праздника член земской управы Н. Г Федоров.

В соответствии с программой праздника, к 12 ч., через час-полтора после литургии, учащиеся собрались в здании училища. Выстроились в ряды по отделениям и училищам. Затем пошли навстречу крестному ходу и вместе с ним направились на место древонасаждений. После прибытия крестного хода на участок для посадки деревьев совершилось молебствие с водосвятием для окропления саженцев. Затем каждый отец-законоучитель произнес «краткое назидательное, приличествующее случаю слово учащимся» [2].

Пропев общим хором народный гимн «Боже, царя храни», учащиеся разделились на группы. Каждая группа заняла указанное место под наблюдением своего учителя и специалиста. После предварительных приготовлений началась посадка деревьев. В промежутке между 15 и 16 ч. детям выдали по куску белого хлеба и три яйца. Перед трапезой и по ее окончании пелись установленные молитвы. После принятия пищи посадка деревьев продолжилась.

Высаживание деревьев прекращалось около 7 ч. вечера после израсходования всех саженцев, присланных земской управой. Затем дети собирались в одну группу и пели народный гимн. По окончании работы учащиеся занимались играми и пением. В это время им раздавались на память о празднике древонасаждения брошюры Чернышева «Деревья и их польза» и гостинцы: конфеты, пряники, орехи. После игр и получения гостинцев дети возвращались в училище, где им предлагался чай с хлебом. Напившись чаю, после благодарственного

молебна дети расходились по домам. Отступления от общей программы были только в Кондинском училище, где молебен был отслужен не на месте посадки, а в здании училища. В Песчанском дети пили чай не в училище, а в чайной Попечительства о народной трезвости [2].

По отзывам присутствовавших лиц и сообщениям учителей, беседовавших со своими воспитанниками о проведении праздника, на детей мероприятие произвело «самое радостное впечатление» [2]. Не только игры, пение и полученные гостинцы доставили им удовольствие, но и сама посадка была для них развлечением, удовольствием и служила праздником. Это было видно по оживленным движениям детей, веселым лицам, разговорам, смеху. Учащиеся хотели повторить праздник в следующем году.

Взрослое население, по сообщениям учителей, отзывалось о древонасаждении также одобрительно. Население могло убедиться в пользе подобных мероприятий только когда, увидит результат работ. Если примется достаточный процент посаженных деревьев, то это будет «весьма благоприятно» для учредителей праздника. Тогда население будет относиться более доверчиво к подобным начинаниям. Наименьшего результата следовало ожидать от посадки при Мехонском училище. Там, вследствие поздней высадки 15 мая и предшествующей жары, почти все саженцы садились проросшими. Делу могла помочь только поливка.

Средства на проведение праздников выделялись преимущественно земством, затем почетными блюстителями и попечителями училищ и частными лицами. Уездным земским собранием было ассигновано 100 руб. Земской управой на эти средства приобретались из питомников Талицкой лесной школы около 6000 сеянцев и саженцев деревьев. В селах Песчанском и Бродокалмакском были огорожены отведенные обществами участки и сделана предварительная их обработка — вспашка и боронение. Были приобретены необходимые для посадки инструменты: сажальные мечи, колья. Ряд блюстителей, попечителей училищ, священники и крестьяне приняли на себя расходы по устройству завтраков с чаепитием и снабжению детей гостинцами. В расходах в селах Песчанском и Мехонском участвовали представители земств, учителя, руководители, судебный следователь. Данные праздники древонасаждения устраивались в Шадринском уезде впервые. Планировалось в будущем проводить праздники более торжественно, тогда и впечатление от них останется сильнее. Инспектор училищ Пактовский надеялся, что Шадринская земская управа и в дальнейшем с «глубоким» сочувствием отнесется к повторению праздников в будущем, помогая найти средства, а специалисты, «с таким усердием, любовью и увлечением работавшие с детьми», не откажутся принять в них участие и в дальнейшем [2].

Выводы.

Праздники древонасаждений способствовали увеличению лесных ресурсов региона, помогая экологическому воспитанию учащихся. Опыт школ Шадринского уезда Пермской губернии в дальнейшем получил распространение в городских и сельских школах Западной Сибири. Одними из первых начали высаживать деревья школьники г. Кургана Тобольской губернии и Барнаульского уезда Томской губернии.

Литература

1. Государственный архив Томской области. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1496. Л. 18-19.

2. Пактовский И. Школьные праздники древонасаждения. Шадринск, 1900. С. 1-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.